Logo
20-30 нояб..2017


 
Free counters!


Сегодня в мире
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17
06 Дек 17









RedTram – новостная поисковая система

Прямая речь
Кто пишет историю?
Борис Гулько, Нью-Джерси

Много лет назад я расспрашивал переводчика восточных эпосов и знатока Востока, поэта Семёна Израилевича Липкина: похож ли сюжет Корана на Тору? «Как сталинский «Краткий курс» – на реальную историю партии», – ответил он. Понятнее не скажешь. Историю определяет то, кто её записал.

Относится это к еврейской истории. Предыдущее к нынешнему Израилю еврейское государство, воссозданное в 142 году до н.э. победой восставших братьев Хашмонеев, просуществовало как независимое до 63 года до н.э., и как провинция Рима – до поражения восстания Бар-Кохбы в 136 году н.э. Наши национальные катастрофы – потеря независимости, а в конце – рассеяние, должны иметь серьёзные причины. Осознаём ли мы их?

Поначалу то еврейское государство было весьма успешным. Победы его под правлением последнего из братьев Хашмонеев Шимона и его сына Иоханана Гиркана I – над греками-селевкидами, над Шхемом, над эдомитянами позволили евреям присоединить к Иудее Шомрон, Эдом, затем в Заиордании – Моав. К 76 году до н.э., после успешных войн сына Гиркана I царя Александра Янная, завоевавшего для евреев прибрежные земли от Нила до горы Хермон, оно владело большей территорией, чем сегодняшний Израиль.

Но одновременно с созиданием происходило, из-за постоянной вражды двух религиозных сект – фарисеев и саддукеев (прушим и цдуким), разрушение Иудеи. К фарисеям, в основном, принадлежал глубоко религиозный простой народ, к саддукеям – люди состоятельные, храмовая знать. Эллинизация Иудеи коснулась, в основном, саддукеев. Исторически победили фарисеи, поэтому сегодня мы следуем их нарративу. Не уверен – насколько он справедлив.

Уже восстание Хашмонеев было в большой степени гражданской войной. Братья Хашмонеи, хотя и когены, служившие в Храме, духовно были блики к фарисеям. К саддукеям примкнул Иоханан Гиркан I. Ссора его с фарисеями произошла так: один фарисей предложил Гиркану сложить с себя полномочия первосвященника, поскольку город его матери был до его рождения захвачен врагами. В ту пору постоянных войн у захватчиков было принято насиловать женщин захваченных городов, и теоретически мать могла зачать Гиркана не от мужа. Не знаю – не от этого ли у нас идёт закон определять принадлежность к евреям по матери?


Традиция изнасилования пленниц даже отражена в Торе, дающей правила для еврея, желающего взять в жёны понравившуюся ему пленницу. Отголосок этого сегодня: некто из современных израильских левых обвинил воинов ЦАХАЛа в расизме, поскольку те не насилуют арабок.

В требовании к Гиркану отразилась важная особенность мировосприятия фарисеев: понимание всех законов иудаизма буквально. Позже наши мудрецы постановят не считать незаконнорожденными детей, родившихся после захвата еврейских городов врагом.

Другой пример трансформации буквальной трактовки Торы: в старые времена евреи могли мужественно сражаться в течение недели, но в Шаббат, чтобы не нарушить его святость, давали себя убить. Мудрецы постановили, что в Шаббат можно воевать, чтобы спасать свою жизнь. Но не более того.

Когда в 63 году до н.э. Гней Помпей с римским легионом, ворвавшись в Иерусалим, не мог захватить Храмовую гору, окружённую глубоким рвом и яростно защищаемую евреями, он прибег к хитрости. В Шаббаты римляне не вели боевых действий, они только засыпали ров. Поскольку непосредственной угрозы жизни это не несло, евреи римлян в это время не атаковали. Храмовая гора пала. После этого закон видоизменили вновь.

Гиркан I поручил судить своего обидчика фарисеям, но те вынесли мягкий приговор (по обычаям того времени оскорбившему царя полагалась смерть). Гиркан разгневался и казнил многих фарисеев.

Вспыхнувшая вражда фарисеев к Гиркану I перекинулась позже на его сына, царя Александра Янная. Историю с матерью-пленницей относят иногда к Яннаю.

Восстание против Александра Янная вспыхнуло во время того, как царь, в должности первосвященника, во время праздника Суккот последовал традиции саддукеев, а не фарисеев. Во времени моления о дожде он вылил воду не в специальное отверстие в жертвеннике, а просто на землю. Протестуя, фарисеи стали метать в царя этроги – цитрусовые, используемые для богослужения. Стража убила в тот день около 6000 восставших.

Вспыхнула гражданская война, продолжавшаяся 6 лет и унесшая ещё более 50 000 еврейских жизней. Когда Александр Яннай взмолился: «Что вас удовлетворит, чтобы замириться?», фарисеи ответили: «Твоя смерть».

Фарисеи, совершили национальное предательство, пригласив в Иудею сирийского царя Деметрия III с армией. Сирийцы в 89 году до н.э. нанесли войскам царя поражение при Шхеме. После этого фарисеи одумались и гражданская война закончилась.

Насколько критично различие в форме исполнения закона, разделившее Янная и фарисеев? Часто пересказывается агада о том, как члены Санхедрина решали вопрос о кошерности печи. Мнение рабби Элиэзера явно поддерживалось Свыше. Об этом в какой-то момент прямо возвестил Голос с небес. Но мудрецы ответили: «Тора не на небесах, а на Земле», и большинством голосов отвергли мнение рабби Элиэзера. Еврейские мудрецы сами трактуют законы Торы, и на многие вопросы дают разные ответы. Например, есть несколько версий времени, в которое заканчивается Шаббат.

Выслушать вторую сторону в споре с фарисеями мы не можем, так как после разрушения Храма небольшая секта саддукеев, связанных с храмовым богослужением, постепенно растаяла. Но поскольку историю записали враги саддукеев, вражда к тем осталась до сего дня как фантомные боли. В ежегодной службе на Йом Кипур мы читаем: «Накануне Дня Искупления старейшины брали с первосвященника клятву…, что он не изменит порядок служения… из подозрения, что в его сердце закрались идеи саддукеев. Он удалялся и плакал из-за того, что его подозревали, а старейшины удалялись и плакали потому, что подозревали того, чьё служение никто не видит…». Служение происходило в Святая Святых, куда раз в год мог войти только первосвященник. По некоторым мнениям все первосвященники периода Второго Храма были саддукеями. Немало негативного о саддукеях содержит и Талмуд.

Однако в главной катастрофе еврейской истории – в разрушении Иерусалима и Второго Храма в 70 году н.э. – повинно радикальное крыло фарисеев – зелоты, и их экстремистский отряд – сикарии. Среди двух допускавших успех стратегий – подчиниться Риму или сражаться с ним, восставшие против Рима евреи избрали третью – гражданскую войну в осаждённом Иерусалиме. Сикарии сожгли два склада с продовольствием, содержимого каждого из которых, сообщает историк, осаждённым хватило бы на 30 лет. Возможно, эта акция явилась формой шантажа Всевышнего: от Него требовали немедленных чудес, предсказанных пророками. Иначе евреи умрут от голода. Это «иначе» и случилось.

3 года спустя у восставших оставался последний бастион – горная крепость Масада, находившаяся в руках сикариев. Но когда римляне, потрудившись год, соорудили насыпь, позволявшую им штурмовать Масаду, сикарии, накануне решающей битвы, поубивали своих жён и детей, после чего совершили массовое самоубийство.

Самоубийство, а тем более убийство, и тем более собственных жён и детей, категорически запрещены иудаизмом. Довод сикариев, что евреи не должны быть рабами, а могут принадлежать только Всевышнему, не перевешивает эти запреты.

В Масаде находилось 960 сикариев. Это – серьёзная армия. Еврейский герой Гидеон с отрядом в 300 воинов совершил неожиданное ночное нападение на мидьянитян, которых было «как саранчи и как песка на берегу моря», и разбил тех. Но сикарии, похоже, рассчитывали только на те чудеса, которые не требовали их участия. Масада сегодня – странный символ героизма.

Современными наследниками фарисеев представляются мне ультра-ортодоксы. Их отношение к нынешнему Израилю основывается на спорных трактовках древних текстов и на мнениях некоторых раввинов прошлых поколений. Крайнюю позицию среди ультра-ортодоксов занимает секта Нетурей Карта, относящаяся к Израилю так же, как его враги ООП и Иран. Близки к этим взгляды сатмарской общины, считающей необходимым уничтожение государства Израиль. Многие более умеренные группы ультра-ортодоксов тоже не признают государство Израиль. Раввин Стюарт Вайс предположил в Jerusalem Post: «Угроза, перед которой мы сейчас стоим, быть может, наибольшая, с какой мы когда-либо сталкивались. Мы находимся в этой стране на грани гражданской войны между большим и растущим сегментом населения – ультра-ортодоксами, и почти всеми остальными».

«День гнева» провела недавно «Иерусалимская фракция» – часть «литовской» (ашкеназы – не хасиды) общины рабби Шмуэля Ауэрбаха. После того, как двое учащихся их йешивы были арестованы – парни отказались не только идти в армию, но даже зайти в оффис и заполнить анкеты для освобождения от службы, более 1000 протестовавших перекрыли важные транспортные магистрали Иерусалима, остановив транспорт. Они держали плакаты: «Ортодоксальные евреи гордо пойдут в тюрьму, но не в сионистскую армию»; «Мы скорее умрём, чем будем призваны».

Спектр мнений авторитетов иудаизма, определяющих мировоззренческие позиции религиозных евреев Израиля, предельно широк. Один полюс этого спектра – учение выдающегося раввина конца 18 – начала 19 века Хатама Софера, утверждавшего, что иудаизм не допускает ничего нового. Противоположный ему полюс – доктрина рава Авраама Ицхака Кука о том, что ход истории, развитие культуры и цивилизации являются «Продолжающимся Божественным Откровением». Рав Кук видел задачу современности в том, чтобы полностью сохранить все аспекты ортодоксального иудаизма, и при этом воспринимать то духовно новое, что открывается в мире; стараться интегрировать Исходное Откровение с Продолжающимся. При этом рав Кук осознавал неоднозначность поставленной задачи, признавая, что «иудаизм достаточно велик для противоречий».

Если признать, что современные ультраортодоксы находятся ближе к традициям фарисеев, дававших себя убить, абсолютизируя законы соблюдения Шаббата; готовых призвать для правления своей страной из-за, казалось бы, незначительного расхождения в исполнении ритуала, сирийского царя; развязавших гражданскую войну в то время, когда Святой город был осаждён врагами, то следы традиции саддукеев хранятся, похоже, у оппонентов ультра-ортодоксов. Религиозные сионисты, последователи учения рава Кука, получают светское образование, что в сегодняшнем мире неточно соотносится с древним понятием «эллинизации». Для них важную религиозную роль играет возрождение Израиля, земли которого под еврейский суверенитет были собраны когда-то выдающимися победами правителей-саддукеев Иоханана Гиркана I и Александра Янная.

Выбирая политического предтечу современного Израиля, я бы предпочёл традицию правителей – победителей Иоханана Гиркана I и Александра Янная фарисейской, с их гражданскими войнами, разрушившими когда-то еврейское государство.




НОВАЯ КНИГА БОРИСА ГУЛЬКО


Мир еврея. Часть 2
111 избранных эссе, написанных в 2012-2015 годах.
547 страниц. 26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Мир еврея. Часть 1
57 избранных эссе, написанных в 2000-2012 годах.
269 страниц. 15 долларов, включая пересылку по США и Канаде

Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний
397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира
от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах
20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com
Количество обращений к статье - 1306
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (16)
Гость | 05.12.2017 14:16
Господин Моше! Ваши сентенции насчет редакции и комментаторов - ARGUMENTUM EXTERNUM, в переводе на великий и могучий - писанина не по делу.
Публикация психолога, политического аналитика и журналиста Бориса Гулько - более, чем актуальна. Именно в последние недели и дни кнессет из-за провокаций ортодоксов вынужден заниматься вместо реальных проблем обороны страны, экономики и геополитики - ублажением фарисеев-шантажистов, которые постоянно стремятся утащить израильское общество и правящую систему в направлении стагнации и краха.
Жаль, что вы настолько пропитались желчью коммунячьего развала и злобной ревностью к людям мыслящим и свободным - что постоянно выбираете ту же линию жизни и в новой стране проживания, рекомендуя тот же стиль феодального средневекового загнивания и во всем обвиняя свой собственный народ - советских евреев, не желающих продолжать жизнь по средневековым канонам. Советские евреи нахлебались сполна в странах исхода, и в условиях эмиграции - да, да - эмиграции, - не желают в подавляющем большинстве быть несвободными. Страны свободного мира в основном дают возможность осуществления таких чаяний. Но есть силы и инстанции: антисемиты, люмпены, экономические и прочие интересанты, а также религиозные фундаменталисты - выступающие против пассионарного этноса советских евреев.
Очень жаль, что вы и вам подобные, у которых архетип САМОДЕРЖАВИЕ-ПРАВОСЛАВИЕ-НАРОДНОСТЬ коростой заполонил черепную коробку, - продолжаете поддерживать унтер-пришибеевскую линию и в новой стране проживания, в новую историческую эпоху, в новых общественно-политических обстоятельствах. Поймите - вы ведь позорите только себя, полагая, что люди глупы и легковерны по отношению к любой новой политической лапше. Они все понимают и решают свои проблемы по обстоятельствам и уровню мобильности. А пришибеевых - жалеют или презирают.
Moshe, Ariel | 02.12.2017 17:35
Уважаемый Игорь | 30.11.2017 20:58!Думается, Вы погорячились и несправедливы и к Борису Гулько, и к редакции "МЗ". Что до персонажа, которого Вы называете Кацем, то я хорошо понимаю его ценность для редакции. Это тот редкий случай, когда "человек укусил собаку".
Игорь | 30.11.2017 20:58
Уважаемый Moshe, Ariel | 28.11.2017 22:20, вот тут Вы ошибаетесь. Полагаю, что и Борису Гулько и уважаемой редакции "МЗ" по вкусу триста тридцать три струи, не считая иных включений, систематически испускаемых Кацем повсюду на сайте. Один из его перлов под другой статьей: "Голову нельзя засовывать в задницу, как это делаете вы,(Господин Басин)...", - вынудил меня мягко ответить, используя его же терминологию, но мой комментарий допущен не был. Что дозволено шуту, не дозволено иным весельчакам.
Гость | 29.11.2017 02:27
Ай да Моше из Ариеля! Насчет струй - это вы в самую точку. Полиция как раз применила новое средство против нарушителей общественного порядка, терроризирующих население и солдат Армии Обороны Израиля. Запах от струй долго не выветривается и не отмывается. Эти сектанты настолько безумны, что от них отказался весь харедимный истеблишмент. Главарь секты призвал адептов идти в народ и заполнять новым парфюмом все мыслимые и немыслимые места. Такой вот сикариат наших дней! Так что гроссмейстер, думаю, и этот пассаж учтет в своих социально-психологических эссеях. И будет, вопреки вашей пришибеевской занудливости, мотивом струй и брызг очень воодушевлен: фонтан фонтаном вышибают. Порезвились сикарии - порезвилась и миштара. Это славная израильская инновация!
В веселой стране живем мы, однако...
Moshe, Ariel | 28.11.2017 22:20
Не думаю, что Борису Гулько придутся по вкусу выпущенные в его защиту анонимом Гость | 28.11.2017 11:46 тридцать три струи, не считая мелких брызг.
Гость | 28.11.2017 16:20
Браво, Кац! Браво, наш народный комментатор! Вы не просто народный, а всенародный комментатор. Ваш комментарий читается, как волнующая поэма. И Вы, стали быть, наш народный поэт. Перефразируя современный украинский лозунг, хочется воскликнуть: слава Кацу, слава герою! Народному герою. Мы с Вами, дорогой Юрий! Всякий раз, когда Вы возвращаетесь на страницы "МЗ" из кажущейся спячки, это вызыват радость читателей. Если Кац активен, значит все в порядке. С Кацом мы не пропадем. И потому, дорогой Кац, не пропадайте и Вы! Кац нужен читателям каждый день. Заменить Вас некем.
Гость | 28.11.2017 11:46
Господин Моше из Ариеля!
Вы и ваш альтер эго Яков Сегал любите наводить тень на плетень по части "еврейского характера" нашей страны и "гражданских войн". Все это идет от вашего марксистского итээровского воспитания, сдобренного ленинско-сталинским задором.
Никакой гражданской войны в Израиле нет. Вы врете так же, как и путинские СМИ, твердящие, что на Украине идет гражданская война. Израиль - многонациональная, многоконфессиональная страна, как любая другая страна современного мира.
Человек вы малообразованный, в отличие от
гроссмейстера Гулько, - психолога, историка, журналиста, политолога, теолога, соблюдающего еврейские традиции. Вы не понимаете, что ноосферный уровень сегодняшнего бытия никак не совместим с трайбалистским (племенным) уровнем, исповедуемым вами и вашими единомышленниками-сектантами, вышедшими из сталинской скрипящей шинели. Вам Новороссия кланяется - у них там скрепы того же пошиба.
В любую страну сегодня текут сторонние деньги, а вместе с ними - и сторонняя дезинформация, разъединяющая людей и разрушающая социум. Нет гражданской войны. Есть прелести "открытого мира", стороннего геополитического давления, экономических тяжб и военного и дипломатического шантажа. Все схвачено, за все заплачено. Все это переходит на внутренний уровень - и это все видят, знают и понимают, кроме вас и ваших друзей-патриотов великого прошлого, которое вы, как дурацкий колпак, стремитесь напялить на нынешнюю суматошную повседневность. Харедим - практичные религиозные сектанты и социальные шантажисты, и никто более. Есть шантажисты-тредюнионисты (славный Гистадрут), шантажисты-посмодернисты, шантажисты-сексисты, шантажисты-зеленые, шантажисты-люмпены и прочая-прочая социальная чума, находящая политическую и финансовую поддержку.
В начале нашей алии Израиль был спокойной, сбалансированной дружелюбной страной. Буквально за несколько лет страна была поставлена на дыбы и изменилась до неузнаваемости. Но если посмотреть вокруг - то же самое мы увидим и в других странах. Зовется это ПЕРЕДЕЛОМ МИРА. И ваших любимых хранителей устоев харедим повесьте в рамочке в качестве любимого средства активного флюидоотделения, накопившегося от избытка ближневосточного балагана.
Ваша основная беда, что вы и вам подобные числите всегда людей идиотами. При всяком кавардаке народ - а особо еврейский - в общем здрав, неглуп, и ироничен. Игорь Губерман очень хорошо определил понимание Израиля выходцами из СССР: "СМЕСЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ПРОГРЕССА". В сущности об этом же пишет и наш народный гроссмейстер, что почему-то вызывает у вас скрипучую реакцию.
А коренные жители Израиля - тоже не вписываются в ваш умственный распорядок: религиозных фундаменталистов они именуют МЕХУПАСИМ - переодетыми, а в русском просторечии - РЯЖЕНЫМИ. Все их понимают, и всем они надоели. Так что народный гроссмейстер мыслит здраво, в полном соответствии с народными чаяниями.
Отстаньте от людей со своими скрепами, георгиевскими ленточками и прочими новороссиями в харедимно-израильском варианте! А все ваши племенные демарши - из советской песни: "КАКИМ ТЫ БЫЛ - ТАКИМ ОСТАЛСЯ!".
Moshe, Ariel | 27.11.2017 23:24
Попытка провести прямые параллели между поведением групп еврейского народа 2000 лет тому назад и его групп нынешних представляется полностью несостоятельной. А смелые трактовки тогдашних событий вызывают прямое недоумение. Автор утверждает, что фарисеи способны были пойти на гражданскую войну «из-за, казалось бы, незначительного расхождения в исполнении ритуала». Однако, продвигаемый автором в образцовые герои древнего Израиля Гиркан за мягкий приговор своему обидчику «разгневался и казнил многих фарисеев». А при Александре Янае, втором продвигаемом автором образцовом герое Израиля, из-за им же вызванного протеста против нарушения ритуала «стража убила в тот день около 6000 восставших». Ничего себе «незначительные расхождения»!
Борис Гулько явно понимает, что написанный им текст обслуживает сегодняшнюю действительность. Он не мсожет не понимать, что в Израиле идет непрерывная гражданская война, начавшаяся задолго до создания государства. И сегодня в этой войне решается главный вопрос: быть еврейскому государству или, в угоду бредням отцов основателей, социалистов, превратиться в государство идеалов «прогрессивного человечества» с перспективой исчезновения в течение пары поколений на «дружественном» Ближнем Востоке. «Прогрессисты» прекрасно понимают, что и «харедим», и «вязанные кипы» - наиболее стойкие противники их идей. На данном же этапе, чисто тактически, они своими спекуляциями пытаются собрать внутриизраильскую коалицию против «харедим». Если преуспеют, дойдут руки и до сторонников Кука.
Сегодня в Израиле существует множество людей, с той или иной степенью достоверности называемых «хилоним» - от не очень рьяных «традиционалистов» до полных атеистов. Именно за их умы ведется борьба, и именно с учетом того, что их руками в основном велась, ведется и будет вестись наша гражданская война. Надо понимать, что именно в этих кругах существуют многочисленные национально ориентированные граждане, которые (по-своему, не как ортодоксы) во многом не готовы принять государство Израиль в его нынешних кондициях. Мне кажется, Борис Гулько довольно неуклюже повел себя на нашей гражданской войне.
Гость Борис Гулько | 26.11.2017 19:02
Miron Amusia, для представилеля точных наук попытка застыдить оппонента как метод дискуссиии вызывает удивление. «…было совестно читать слова; Резануло мне глаз; Удивлён замечанием; фраза… звучит неуместно; Это же просто искажение истории» – не доводы, особенно помня, что мы с Вами пользуемся одним источником – Иосифом Флавием. Но понимаем этот источник часто по-иному.
Вы обвиняете меня: «Это была ненависть террористов-сикариев к несогласных с ними», - говорите вы о действиях сикариев без доказательств и оснований». Флавий сообщает, что сикарии подходили в толпе к несогласному с ними еврею, кинжалом, спрятанным в складках одежды убивали того и смешивались с толпой. Поэтому и обрели прозвище «кинжальщики». Это ли не доказательство и основание?
Вы рассуждаете о тяготах рабства. Смотря с чем сравнивать. Лучше ли быть убитой вместе с твоими детьми и старушкой-мамой?
На мой довод, что иудаизм запрещает самоубийства Вы сообщаете: «Были у меня и знакомые ортодоксальные евреи, в том числе и раввины, с которыми доводилось обсуждать отношения иудаизма к самоубийствам». Мне эта фраза не показалась возражением моей. Скорее наоборот, доказательством. Если бы кто-то из знакомых Вам раввинов сообщил, что самоубийства разрешены, вы бы, наверное, сообщили об этом.
Вы обвиняете меня: «Для вас приятны расчётливые, всегда побеждающие герои. Но таких героями и назвать трудно – это приспособленцы, любители сделок и сговоров». Не дай Бог иметь нам лидеров нерасчётливых, безрассудных, ведущих нас к поражению. Конечно, предпочтительнее сделки и сговоры, но если приходится воевать, то нужно воевать с врагом, а не устраивать гражданские войны а-ля сикарии.
Гость | 25.11.2017 23:31
Г-н Miron Amnesia! Вы запамятовали, что ваша специальность, т.е. ремесло - какая-то матфизика каких-то там явлений, а речь идет о проблемах ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКИХ, охватывающих систему разнородных гуманитарных наук от психологии и культурологии до этно-, эгоэкологии, социальной термодинамики и исторической ноогенетики. Ни вы, ни ваш дядя самых честных правил, ни его учителя особо весомым образовательным цензом в этом направлении не обладали и не обладаете.
Вы специалисты, модельеры и эксперты в узких областях своего операционального конвейера. Поэтому будьте скромнее в отношении собственной персоны и апологетов, на которых равняетесь и ориентируетесь.
Позволю противопоставить вам нашего народного гроссмейстера Бориса Гулько. Во-первых, это человек гуманитарно образованный, профессиональный. Погуглите - и узнаете, что по образованию и профессии он психолог, написавший уйму книг и по проблемам шахматной, социальной и политической игры, в которых содержится немало предвидений того, что творится в сегодняшнем мире. В отличие от вас - операционалиста, ориентирующегося на авторитеты, блоки и шаблоны - он сциентист - и в шахматной игре, и в психологическом анализе различных уровней и эпох.
В 2011 году он написал, что столкновение Обамы с Нетаниягу будет иметь колоссальные последствия для Америки. Так оно и вышло: никогда в своей государственной истории эта страна не была так расколота.
А то, что происходит в Израиле, мы, образованные советские евреи, видим больше, чем местная публика: и хорошее, и скверное. Потому как мы являемся вершинным еврейским этносом. Именно наш представитель - Соломон Михоэлс - спас мир в тот момент истории, когда он был на волоске от гибели. Восточноевропейские евреи вынесли то, что не выносил ни один народ, и следствия этого - очевидны и в позитивном и негативном: обломки геноцида остры и непредсказуемы в своем неверии и легковерности.
Борис Гулько - человек религиозный, верующий, лжецам, шантажистам и сектантам не верит. А вы - человек светский,- избыточно доверчивы к любой конструкции, освященной социальными и юридическими авторитетами. Имеете право: личное спокойствие дороже, а еврейское неверие здоровья не прибавляет.
Ответ ваш гроссмейстеру - написан не по существу, не по делу. Обсуждать его бессмысленно.
Будьте здоровы!
Miron Amusia | 25.11.2017 18:38
Борис Гулько, уважаемый гроссмейстер, мне, право, было совестно читать слова: «в нашей истории достаточно славных страниц и настоящих героев, чтобы мифологизировать худших из нас. Это похоже на создание еврейских «28 панфиловцев»». Мягко говоря, странно сравнение с «панфиловцами», выдуманными прессой, и героями Масады. Резануло мне глаз и это «худшими из нас» Ни я, ни вы и близко к такому героизму не стояли.
«Сикарии – кинжальщики – это террористы, еврейский ХАМАС, только менее рациональный»,- пишете вы. Я живу в том районе Иерусалима, где все улицы носят имена героев Эцеля и Лехи, которых кто-то тоже относит к Хамасу. Для меня же разница очевидна. Мне жаль, что для вас – нет.
Вы пишете «Они затеяли восстание, но они же устроили в осаждённом Иерусалиме гражданскую войну, спалили склады и уморили более миллиона осаждённых голодом». Это же просто искажение истории. Флавий пишет об около 1 миллионе 100 тысячах погибших за войну от меча, голода, и пленных. «Наши мудрецы учат, что Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу»,- сообщаете вы. Это точка зрения, не более. Храм был уничтожен римлянами в наказание за желание евреев быть свободными от Рима, желании, которое они отстаивали столь сильно, что победу Тит отметил специальной аркой на римском форуме. Упорство, проявленное своими соплеменниками, вспомнили еврейские солдаты, когда освобождая Рим в конце ВМВ2, шли с плакатом «Мы возвращаем тебе долг, Тит».
«Это была ненависть террористов-сикариев к несогласных с ними», - говорите вы о действиях сикариев без доказательств и оснований. На мой же взгляд, это было необыкновенное, возвышенное стремление к свободе, которое не всегда кончается успехом. Стоит помнить, что и над памятью Бар Кохбы некоторые издеваются, и организатор сделки Осло И. Бейлин в студенческие годы провёл над героем восстания против римлян процесс, где сам был обвинителем.
Вы пишете «Сикарии верили в мистическое оправдание своих действий. В проекции на сегодня – это Натурей Карта или ословские миротворцы. Правда Натурей Карта пока безвредна». Ошибаетесь, по-моему. Пример Бейлина, приведенный в предыдущем абзаце, прямо показывает, сколь далеки были сикарии от ослят. Что касается рабства в Риме, то вы несколько идеализируете положение рабов. Впрочем, кому как. Конечно, и вольноотпущенники же были, тот же Флавий, наконец. Однако, какова их доля? Кстати, и выход из Египта можно подогнать к бессмысленным, необдуманным до конца шагам – жили ж люди неплохо, зачем ушли, и сорок лет таскались по пустыне, умирая не только от возраста, но и плохой жизни. «Были беглецы»,- говорите вы о судьбе раба. Но ведь основную массу беглецов ловили, и их судьбе не позавидуешь. Странно всё-таки слышать подобное от человека, которого хоть и притесняли в СССР, но он не сбежал, надеясь на незначительный шанс удачи, а взял и уехал.
«Убитые сикариями семьи пострадали напрасно»,- пишете вы. Нет, считаю я, совсем не напрасно, о чём говорит многое, в том числе и выбор Масады как места присяги новобранцев танковых войск Израиля, где они дают клятву: «Масада больше не падёт!».
«В результате действий сикариев мы лишились Храма и на 19 столетий Иерусалима и страны. Я уважаю Вашего дядю, но предпочёл бы для нас других героев»,- пишете вы. Я понял, что для вас приятны расчётливые, всегда побеждающие герои. Но таких героями и назвать трудно – это приспособленцы, любители сделок и сговоров. Еврейский народ был бы качественно иным, да и едва ли добрался бы до сегодняшнего дня, не будь в его прошлом неприятных вам сикариев, людей Бар-Кохбы, бойцов Лехи и Эцеля. Может, без них и Иерусалим стал бы никому не нужен.
Вы спрашиваете об авторитетном мнении по проблеме отношения евреев к самоубийству. Я дал вам общую ссылку по поводу Масады и с нею связанного на моего дядю И. Д. Амусина, который был (читаю в Википедии, да и знаю сам), крупнейшим историком, гебраистом, и кумрановедом, учеником С. Лурье и В. Струве. Для меняего авторитет, вкупе с собственным мнением, достаточен. Дополнительный авторитет Амусину в данном вопросе придаёт его тесная научная связь с И. Ядином, профессором археологии, ведшим раскопки в Масаде в 1963-65 гг, начальником генштаба АОИ. Были у меня и знакомые ортодоксальные евреи, в том числе и раввины, с которыми доводилось обсуждать отношения иудаизма к самоубийствам.
Игорь | 23.11.2017 04:43
Кто не знает Евгения Сазонова, видного эссенизатора, известного душелюба и людоведа, родившегося в редакции "Литературной Газеты" ровно 50 лет назад и прославившего это, казалось бы, рационально-негэнтропийное издание на вехи вехные, разящего своим душелюбным мечом бунтующие ЧЕРНЫЕ деревяшки. Издание "МЗ" значительно более, чем ЛГ, заслуживает своего эссенизатора и он был, был и собирал под свои пламенные эссенизы толпы рыкающих фарисеев-обсикариев. И он однажды умер, точно как Евгений Сазонов, и точно также реинкарнировался. Наши аплодисменты реинкарнированному Юрию Кацу| 23.11.2017 00:28. Долгие лета и зимы!
Гость | 23.11.2017 00:28
Господин  гроссмейстер! И что Вы хотите от механика-робота нашего Народного Калькулятора товарища Мирона? В университетах математики и теор-физики считались самыми неразвитыми людьми с операциональным типом психики. Мыслят они блоками, вложенными в их сознание - формулами и формулярами. Дядя сказал, что герои - значица так оно и есть. А тетя написала, что диссидентов римляне скармливали львам на арене - значица это истина. А газеты написали, что военнослужащий Элиор Азария - злодей-исламофоб, а Задоров - детоубийца, как это партполиткаратели ЕЯ величества юриспруденции постановили - и все тут. Люди Вам сочувствуют. Вы не прекращаете шахматную аналитику даже в условиях, когда деревяшки взбунтовались. Как те фарисеи. Тут Вы как в воду глядели: фарисеи - они фарисеи и есть во все времена... А нормальные люди - понимают, что первичен Человек или тварь: только им Господь дарует от своих щедрот ту или иную душу. И никто не вправе эту душу отнимать. Нормальный человек настроен на контакт с Дарователем души. Ордината его психики - иррационализм, понимание разнообразия возможных следствий. Рационалист негэнтропиен: ему что тельца соорудить, что душу отнять в борьбе "за это". Он настолько в себе уверен, что не стесняется выглядеть отделенным от акта дарования.
Спасибо, Господин Гроссмейстер! Ваши партии неизменно интересны, разнообразны и поучительны!
Гость Борис Гулько | 22.11.2017 16:21
Miron Amusia, уважаемый профессор, в нашей истории достаточно славных страниц и настоящих героев, чтобы мифологизировать худших из нас. Это похоже на создание еврейских «28 панфиловцев».
Сикарии – кинжальщики – это террористы, еврейский ХАМАС, только менее рациональный. Они затеяли восстание, но они же устроили в осаждённом Иерусалиме гражданскую войну, спалили склады и уморили более миллиона осаждённых голодом. Наши мудрецы учат, что Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу. Это была ненависть террористов-сикариев к несогласных с ними.
Сикарии верили в мистическое оправдание своих действий. В проекции на сегодня – это Натурей Карта или ословские миротворцы. Правда Натурей Карта пока безвредна.
Допускаю, сикарии могли прийти в отчаяние от сотворённого ими, но зачем было убивать семьи? Буду признателен, если Вы приведёте какое-то авторитетное мнение, сообщающее, что нарушение закона самоубийством предпочтительнее рабства. Не говоря о том, что, начав восстание, сикарии взяли на себя обязательство сражаться.
В те времена половина населения была рабами. Римские рабы могли выкупать себя. Были вольноотпущенники. Были беглецы. Убитые сикариями семьи пострадали напрасно.
В результате действий сикариев мы лишились Храма и на 19 столетий Иерусалима и страны. Я уважаю Вашего дядю, но предпочёл бы для нас других героев.
Miron Amusia | 21.11.2017 19:10
Удивлён замечанием «Масада сегодня — странный символ героизма». Следовало бы, не имея убедительных неизвестных ранее данных, оставить Масаду в покое, и не ревизовать впечатляющий поколения подвиг евреев. Масада продержалась три года, до 73, и пала вовсе не «когда римляне, потрудились год», а через три года осады, исчерпав все возможности сопротивления. Римлян, лучших солдат мира, там было восемь тысяч, а сикариев гораздо меньше тысячи. Цифра 960 якобы гарнизона Масады на самом деле включает стариков, женщин и детей. В контексте там происходившего, фраза «поубивали своих жён и детей» звучит неуместно. Не нам, чья жизнь прошла и проходит в относительном благополучии, судить героев, выбравших, при явно проигрышной в смысле обороны ситуации, смерть, а не рабство. Благодарю моего дядю И. Д. Амусина, от которого я и мои коллеги услышали героическую сагу о Масаде. Кстати, ссылка на то, что самоубийство или убийство близкого с тем, чтобы избавить его от рабства, мучительной смерти на арене в Риме, будто бы запрещено религией — неосновательна. Есть случаи, когда конкретная трагическая ситуация сильнее постоянного запрета. Об этом говорят отнюдь не редкие пересмотры догматов еврейской религии.
Гость S. | 21.11.2017 15:56
Вы, Борис, сделали верный выбор.Идеи и поступки ультра-ортодоксов вредны и опасны для безопасности Израиля.
Страницы: 1, 2  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2017, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com