Logo



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!



RedTram – новостная поисковая система

Взгляд
Не только о старых
еврейских кладбищах
Милан Херсонский, Вильнюс, Литва

После провозглашения независимости Литвы было много праздников. А этот день был к тому же и главным праздником для евреев всего мира – День восстановления независимости Государства Израиль! И было известно, что его будут отмечать в Литве на правительственном уровне во Дворце культуры профсоюзов. Вот как славно всё начиналось! Сколько надежд, сколько ожиданий возбуждало у каждого это сладкое слово – СВОБОДА! Сво-бо-да – а! Laisvė! Разве можно было себе представить, что и в Литве будет отмечен праздник далёкого от Литвы государства, которое в советские времена упоминалось только как «агрессивное государство Израиль»!


Как тут было не вспомнить название политического детектива, созданного за 18 лет до провозглашения независимости Литвы: «Это сладкое слово – Свобода». Сколько ассоциаций порождало название фильма о латиноамериканской стране, созданного одним из талантливейших литовских кинорежиссёров – Витаутасом Жалакявичюсом!

Нет, Литва – это не латиноамериканская страна! Литва – это европейская цивилизация, Литва – это часть европейской истории! Провозглашённая Литвой независимость – это настоящая Независимость, и скоро в Литву прилетят все свободы, которые существуют в европейских странах!..

Наряду со всеми жителями, защищая право Литвы на свободу, евреи стояли в Балтийском пути, взявшись за руки с соседями, защищая право Литвы быть свободной и независимой страной. В 1989-м году делегация еврейских спортсменов и артистов из Литвы, приглашённая участвовать в международных соревнованиях на Маккабиаде, впервые на виду у всего мира пронесла на параде открытия государственный трёхцветный литовский флаг...

Первыми ласточками наступающей свободы казались постановления верховной власти – Президиума Верховного Совета Литовской Республики (ВСЛР). И евреи Литвы не были забыты в этом радостном предчувствии свободы: 26-го апреля 1990-го года было принято постановление, где прозвучали слова, которых более 4-х десятилетий ожидали еврейские жители Литвы:

«Президиум Верховного Совета Литовской Республики обращается ко всем литовцам и гражданам Литовской Республики других национальностей, предлагая: 29-го – 30-го апреля вспомнить об исторической многовековой достойной жизни еврейского народа в Литве, присоединиться к приведению в порядок и обозначению их кладбищ, почтить память невинных жертв, похороненных в местах массового убийства. Пусть кровь невинных жертв всех народов стучит в наши сердца, призывая создавать человечный и справедливый мир».

Постановление подписал председатель ВСЛР Витаутас Ландсбергис.
И вот зале Дворца культуры Литовского Республиканского Совета профсоюзов состоялось торжественное собрание еврейской общественности. Вопреки обычаю отмечать только круглые даты, это собрание было посвящено не юбилейной дате, а 42-й годовщине Независимости Государства Израиль. Народу в собралось столько, что в Большом зале, вмещавшем 1200 человек, не было свободных мест. Пришлось внести в зал приставные стулья. Но и их не хватило: в течение всего вечера люди стояли в партере вдоль стен Большого зала. В почётном 9-м ряду сидела группа евреев, прилетевших из Израиля.

Перед собравшимися выступил В. Ландсбергис. Он зачитал заявление:
«Верховный Совет Литовской Республики от имени литовского народа заявляет, что безо всяких исключений осуждает геноцид еврейского народа в годы гитлеровской оккупации Литвы и с горечью отмечает, что среди палачей, прислуживавших оккупантам, были и литовские граждане.

Преступлениям, совершённым против еврейского народа в Литве и за её пределами, нет и не может быть никакого оправдания и срока давности уголовного преследования.

Верховный Совет Литовской Республики предлагает всем органам государственной власти и управления, общественным организациям и гражданам создать благоприятные условия литовским евреям, как и другим национальным общинам, воссоздавать и развивать учреждения культуры, просвещения, науки, культа и т.п.

Литовское государство позаботится об увековечении памяти о жертвах геноцида еврейского народа. Литовская республика не потерпит никаких проявлений антисемитизма».
(«Atgymstanti Lietuva ir žydai». «Valstybės žinios», 1997, psl. 19. – перевод мой. – М.Х.).

Так независимая Литва отметила еврейский праздник. Зал стоя, долгими аплодисментами приветствовал выступление Председателя Верховного Совета Литовской Республики. У многих участников собрания в глазах блестели слёзы: вот он, наконец, через полвека наступил в Литве этот праздник – это момент истины, момент справедливости!..

Зрители, в их числе и израильтяне, не обратили внимания на длинную лестницу ко Дворцу культуры, по которой они поднимались с улицы Пятраса Цвирки, переименованную в улицу Паменкальнё. А присмотреться к этой лестнице было полезно. Но об этом – позднее.

* * *

Через 25 лет после трогательного собрания во Дворце культуры, к 2015-му году, многое изменилось, и слова, сказанные на заре свободы, в 1990-м году, настолько стёрлись от частого употребления, настолько утратили своё значение, что в них уже перестали верить даже самые большие оптимисты. Если сегодня о тех обещаниях кто-нибудь и вспомнит, то мысленно посмеётся над собственными иллюзиями и окончательно поймёт, что обещанного ждут не три года, как говорится в известной пословице, а всю жизнь.

События, развернувшиеся вокруг исторического еврейского кладбища в районе Шнипишкес в 2015-го году, свидетельствуют о том, что теперь, оказывается, за 25 миллионов долларов можно спокойно предать и продать историческую память еврейского народа и заставить его переписать или даже вычеркнуть из своей истории семь столетий жизни в Литве.

Для европейского еврейства, у которого около двух тысячелетий не было своего государства, не раз переживавшего народные бедствия и безвременные утраты самых дорогих людей, сохранение памяти о прошлом – это сохранение единства всех евреев как самостоятельного народа, где бы они ни проживали. Кладбище на протяжении веков в еврейской диаспоре исполняло роль вечной каменной книги памяти о предках и истории. Так было и в Литве. Надгробные памятники и тексты, выгравированные на них, – это строки, страницы и главы еврейской истории, сохранявшейся в кладбищенских надписях. Сохранение памяти о предках – это, с одной стороны, святой для евреев долг и обязанность перед предками, с другой – обязательство перед своими детьми и перед будущими поколениями.

Оккупировавшая Литву в 1941-м году нацистская Германия не интересовалась еврейскими кладбищами Литвы, она сосредоточилась на «главном деле» – «окончательном решении еврейского вопроса», то есть, на полном уничтожении еврейского народа.

Ворота к разорению литовских евреев, а, следовательно, и к разорению еврейских кладбищ, широко открыл в своих агитационно-пропагандистских листовках штаб Фронта литовцев-активистов, созданный в Берлине для организации в Литве восстания против Советов. В листовках был указан путь к «национальной справедливости». Вот текст одной из листовок под названием «Навеки освободим Литву от жидовского ига» (Amžiams išvaduokim Lietuvą iš žydijos jungo), созданной в берлинском штабе ФЛА под руководством Казиса Шкирпы. В листовке недвусмысленно прокламируется: «Все движимое и недвижимое имущество, которым распоряжаются литовские евреи, приобретенное мошенничеством и эксплуатацией людей Литвы, плодов их труда и пота, перейдут в собственность литовского народа. Это имущество по справедливости передается в первую очередь литовцам - активнейшим борцам за освобождение Литвы от большевистского и еврейского угнетения. Любая замеченная со стороны евреев попытка уничтожить или повредить это имущество будет немедленно наказана». (Подчёркнуто мной. – М.Х.)

В годы нацистской оккупации местные «охотники» за драгоценностями, уверенные, что в еврейских захоронениях они найдут бриллианты, золото и т.п. принялись разорять еврейские кладбища. Они сбрасывали надгробные памятники, выкапывали и «обыскивали» погребённых… А многовековые надгробия на еврейских кладбищах, потерявшие своих хозяев, превратились в бесплатный, никем не охраняемый источник материалов для строительства коровников, свинарников, курятников и других хозяйственных построек, принадлежавших некоторым представителям коренного населения.

* * *

Практика уничтожения старых кладбищ, независимо от их национальной и религиозной принадлежности, получила широкое распространение в СССР в сталинские времена.

После разгрома нацистской Германии сталинское отношение к кладбищам распространилось и в Литве. Но здесь учитывалась и ситуация. Разграбление христианских кладбищ могло вызвать нежелательные конфликты коммунистического руководства республики с местным населением. А евреи промолчали бы: они были потрясены лишениями, обрушившимися на них. В годы гитлеровской оккупации более 95-ти процентов еврейских жителей Литвы были убиты. Евреи, оставшиеся в живых после пережитых ужасов в гетто и концлагерях, испытывали страх перед всем и перед всеми. В годы войны они ежедневно, а порой – и ежечасно, видели смерть, не раз сами готовились к принять её, а те, кому повезло возвратиться из концлагерей, возвратившись в Литву из концлагерей, боялись репрессий даже за то, что они выжили. Они видели горы трупов в Освенциме-Биркенау и других концлагерях. Они боялись всех и всего даже возвратившись на родину. Поэтому тема еврейских кладбищ в Литве приобрела особое развитие.

Существенно отметить, что разорению подверглись не католические, не православные, не татарские и не караимские кладбища, а именно еврейские… Характерным примером отношения советской власти к евреям стали события, связанные с памятником евреям, убитым в Паняряйском лесу.

Как известно, в 1941-м -1943-м годах местные пособники нацистов под командованием германских офицеров уничтожили в концлагере в Паняряй около 100 тысяч человек, из которых более 70 тысяч были евреями Вильнюса и окрестных населённых пунктов. Около 30 тысяч человек были советскими военнопленными. Все 100 тысяч человек были убиты местными пособниками нацистов. Затем трупы сожгли и пепел развеяли в лесу.

После окончания Второй мировой войны евреи Вильнюса на собственные добровольные пожертвования поставили в Паняряй памятник уничтоженным в этом лесу евреям. На памятнике был выгравирован текст о том, что на этом месте были убиты 70 тысяч литовских евреев, и к тому же эти слова были высечены в граните на негласно запрещённом в СССР еврейском языке.

Слухи об этом событии дошли до ЦК Компартии Литвы. На «разведку» в Паняряй приехал министр госбезопасности Литовской ССР. Осмотрев «объект», он доложил первому секретарю ЦК Антанасу Снечкусу, что этот памятник «выполнен в религиозном стиле» и «не отражает ничего советского». В 1952г. советские правоохранительные органы взорвали памятник, а метрах в 30-ти от того места, где он стоял, на пригорке, воздвигли стандартную советскую стелу. В надписи на ней сообщалось: “Здесь похоронены советские люди, уничтоженные немецко-фашистскими захватчиками”. И по всей Литве на 220 местах массового уничтожения евреев были поставлены памятные знаки «советским людям», а убийц на них назвали немецко-фашистскими захватчиками. И – ни единого упоминания о том, что расстреливали евреев пособники нацистов из местного населения!

* * *

Во второй половине 50-х годов прошлого века, после смерти Сталина, в Литве развернулась советская кампания активного градостроительства. Литва ощущала острый дефицит строительных материалов. Частично преодолеть этот дефицит удалось за счёт ликвидации надгробных памятников на закрытых вильнюсских еврейских кладбищах в районах Шнипишкес (Šnipiškių) и в Заречье (Užupio). Было организовано механизированное превращение еврейских надгробных памятников в строительный материал для административных учреждений, новых театров и кинотеатров, новых школьных зданий, дворцов культуры, для прокладки шоссейных дорог, устройства уличных тротуаров, и т.д.

И это произошло несмотря на то, что на еврейских кладбищах были похоронены многие известные еврейские деятели, которыми гордится история еврейского народа.

Землю, в которой покоились останки десятков тысяч вильнюсских евреев, при помощи бульдозеров разровняли, и на части территории Шнипишкского кладбища был построен Дворец спорта.

В давней статье «Неужели и кладбище на Ужупё исчезнет?», опубликованной в газете «Летувос ритас» («Состине»), один из видных руководителей послевоенной Еврейской общины Литвы Иосиф Левинсон писал: «Надгробные памятники - это Любовь и Скорбь, скрепленные слезами. Человек продолжает человека в памяти своего сердца, в продолжении его дела. Это священный знак, который соединяет земное бытие с бесконечным мирозданием».

О том, насколько широко в послевоенные годы строители использовали надгробные памятники с еврейских кладбищ, свидетельствует хотя бы такой пример: на вершине горы Таурас был построен Дворец культуры профсоюзов Литовской ССР. К этому зданию, стоящему на одной из самых высоких точек в Вильнюсе, с улицы Пятраса Цвирки (а с 1990-го года переименованной в улицу Паменкальнё) были выложены две длинных лестницы по 170 – 175 ступеней четырёхметровой длины. История не зафиксировала, какое количество гранитных памятников на исторических еврейских кладбищах было уничтожено, чтобы построить эти две печально знаменитые лестницы… После дождя в сохранившихся лунках гранитных ступеней скапливалась вода, и тогда по углублениям можно было различить контуры еврейских букв надгробных надписей. Именно по одной из этих двух лестниц шли литовские евреи и израильская делегация во Дворец культуры слушать выступление В.Ландсбергиса.

Вероятно, и в фундаменте Дворца культуры профсоюзов тоже было немало гранитных плит с еврейского кладбища. Не исключено, что и при строительстве Дворца ритуальных услуг в районе бывшего еврейского кладбища Užupio (Заречье) были также использованы гранитные и мраморные плиты с разорённого исторического еврейского кладбища, находившегося в том районе города. В некоторых городах Литвы и до сих пор можно увидеть гранит и мрамор с еврейских надгробных памятников.

Специалисты Вильнюсского городского самоуправления установили, что электроподстанция
 в столице могла быть сложена в советское время из надгробных камней со старого
еврейского кладбища. Фото: obzor.lt


Плиты и надгробные камни со старого еврейского кладбища в Вильно (Zarétshe) использованы
на этой баскетбольной площадке в Лаздинай (пригороде современного Вильнюса).
 Фото: DefendingHistory.com


После восстановления независимости Литвы власти по требованию местных и – особенно – иностранных евреев, приезжавших в Литву из Израиля и США, кладбищенские ступени ко Дворцу культуры профсоюзов заменили на ступени из гранитных блоков, купленных за рубежом.

Из «освободившихся» ступеней с еврейских кладбищ по просьбе Еврейской общины Литвы архитектор Яунюс Макарюнас создал проект памятника Уничтоженным еврейским кладбищам. Памятник находится в районе улицы Оланду по дороге к Дворцу ритуальных услуг.

По проекту того же архитектора был создан памятный знак на кладбище в районе Шнипишкес, открытый в 1993-м году. Этот знак находится неподалёку от законсервированного Дворца спорта.

Серию фотографий об уничтожении еврейских кладбищ сделал молодой в то время, ныне – выдающийся литовский фотохудожник Римантас Дихавичюс. Государственный еврейский музей в Вильнюсе не позаботился сделать постоянную выставку этих потрясающих фотографий (три из них – перед вами).




* * *

Три территории в Вильнюсе были куплены в разные века у самоуправлений города для организации кладбищ для захоронения ушедших из жизни евреев. Земля в Литве во все времена была очень дорогим товаром. И дороже всех национальных меньшинств за неё платили евреи. Единственным способом собрать нужную сумму был дополнительный налог на все еврейские семьи. На протяжении нескольких веков Еврейская община Вильнюса купила землю для трёх кладбищ: Шнипишкского (Šnipiškės), Зареченского (Užupio) и в районе улицы Судярвес (Sudervės). Часть этого, ныне действующего кладбища по неизвестной причине в советские времена была передана общинам других конфессий…

* * *

Какое отношение имеют к этим участкам земли те лица, которые сегодня присвоили себе право распоряжаться законно купленной в своё время землёй и мёртвой хваткой вцепились в идею получить во что бы то ни стало, в нарушение всех норм человеческой этики и морали 25 миллионов долларов за реновацию или трансформацию здания Дворца спорта, стоящего на еврейских костях, то есть получить деньги за реновацию здания, незаконно построенного в советские времена на кладбище, несколько веков назад купленном Еврейской общиной Литвы?

После восстановления Независимости Литвы были приняты новые законы, но акта о продаже-покупке земельных участков, на которых расположены три еврейских кладбища, никто не отменял. Если нынешнее Литовское государство является историческим преемником и продолжением существовавшего до Второй мировой войны Литовского государства, то и тот старый акт купли-продажи надо считать законным, обязательным для исполнения. Ни во время нацистской оккупации, ни при советской власти никто не опротестовал тех исторических договоров Еврейской общины Вильнюса с местным самоуправлением: и гитлеровская Германия, и Советский Союз занимались самоуправством, поэтому все «преобразования», произведённые, в районах Ужупио и Шнипишкес, совершались незаконно.

Литва хотя бы из уважения к своим собственным историческим законам обязана была после восстановления Независимости Литвы возвратить эти многострадальные участки городской земли законным владельцам точно так же, как она возвратила землю крестьянам или их потомкам: ведь её, литовскую землю, государство конфисковало во время советской коллективизации… Да и вообще: гражданам Литвы возвратили собственность, которая была незаконно экспроприирована у них. Что же касается евреев, то незаконно отнятую у них собственность не нашли нужным возвратить им.

Впрочем, вопрос о возвращении еврейского имущества – это больной вопрос. Куда исчезло частное и коллективное еврейское движимое и недвижимое имущество, конфискованное и разворованное в годы нацистской оккупации? Кто и кому дал право распоряжаться этим имуществом, как своей собственностью? Что возвратили литовским евреям или хотя бы их наследникам, выжившим в годы Холокоста или даже родившимся после войны? Ответить можно, слова найдутся, дела – едва ли.

Как могло случиться, что правительство сегодняшней демократической Литвы продолжает ту же самую политику уничтожения еврейских кладбищ, которую проводило советское правительство?

Кое-кто утверждает, что сегодня на территории Шнипишского кладбища на двухметровой глубине нет человеческих останков. Кому и как удалось реализовать такое «Juden frai» в отношении еврейского кладбища?

Не существует никаких убедительных доводов, что это правда. Но даже если бы это была самая горькая правда, разве это кому-нибудь даёт право использовать территорию, связанную с исторической трагедией евреев в Литве, для строительства, а затем – реставрации Дворца спорта?! Или всё же кому-то смертельно хочется, чтобы именно на месте исторического еврейского кладбища действовал этот Дворец спорта?


Как понимать планы использования территории бывшего кладбища в свете того обещания В.Ландсбергиса, данного им участникам собрания, посвящённого 42-й годовщине государства Израиль: «Литовское государство позаботится об увековечении памяти о жертвах геноцида еврейского народа. Литовская республика не потерпит никаких проявлений антисемитизма».

Кому неясно, что реставрация деятельности Дворца спорта, стоящего на кладбище – это и есть самое прямое надругательство над историей и традициями литовских евреев в отношении их исторического наследия?

К сожалению, ни власти Литвы, ни руководство Еврейской общины Литвы не хотят всерьёз внять голосу разума, принять во внимание протесты евреев во всём мире по поводу реставрации на кладбище спортивного и концертно-зрелищного предприятия. Получение 25-ти миллионов долларов якобы для восстановления работы Дворца спорта на еврейских костях, оказывается, важнее нравственности. Чем – в таком случае – эти получатели миллионов лучше большевиков?.

* * *

Считается, что евреи любят поговорить. Но после Второй мировой войны литовские евреи стали самым молчаливым национальным меньшинством в Литве, и самой убедительной характеристикой отношения евреев к происходящим событиям, служит демография.

Первая послевоенная перепись населения Литвы состоялась в 1959-м году. Выяснилось, что в Литовской ССР проживает 24658 евреев. В 2011-м году, во время последней переписи населения, в республике насчитывалось… 3050 евреев. Евреи молча, со слезами на глазах, покидают Литву…


Автор этой статьи Милан Херсонский, –
о «Литовском Иерусалиме», языке идиш и о себе


Первый редактор газеты "Литовский Иерусалим" Гирш (Григорий) Смоляков был прекрасным знатоком идиша. Меня познакомили с ним, потому что он нуждался в человеке, который знал еврейский алфавит и не побоялся бы в возрасте 49 лет научиться работать на одном из первых в Литве компьютеров. Четыре года я набирал тексты на идише на этом ужасно шумевшем компьютере. Все идишские номера «Литовского Иерусалима» с 1-го до 54-го вышли из-под моих пальцев.


А за 14 лет до того я узнал, что Смоляков владеет идишем и пригласил его поработать с молодёжной студией, которую я набрал из еврейской молодежи, которую нашёл в школах и вузах и познакомил его с несколькими (кажется, 14 или 15 человек) моими самодеятельными артистами - мальчиками и девочками от 14-ти до 20-ти лет, которых я только что принял в свою театральную студию, чтобы спасти Еврейский народный театр от смерти - единственный в те годы самодеятельный театр в СССР.

Идиш я знал только с одной стороны - хорошо понимал разговорный язык мамы и бабушки. Преподавания на идише нигде не было. Вернее, в Вильнюсе была еврейская начальная школа, которую закрыли, когда мне было 12 лет, и я окончил русскую начальную школу и поступил в гимназию имени Черняховского.

По второй своей профессии я режиссёр драматического театра, окончил в Ленинграде Институт театра, музыки и кинематографии в 1969 году, работал в России. За 11 лет сменил три театра.

До театрального института я окончил Московский государственный педагогический институт по факультету «Русский язык, литература и история». После института начал преподавать в сельской школе на Сахалине, оттуда меня препроводили в армию на срочную службу (3 года). Через год направили в Дальневосточное суворовское военное училище, где я был принят на должность помощника офицера-воспитателя. Но в моём отделении его не было, так что за 12 рублей 50 копеек я исполнял должность офицера-воспитателя, который получал по тем временам огромную сумму - 350 рублей. Ведь на этой должности требовался капитан или майор...

С 1-го апреля (такую дату я выбрал сам) 2011 года я ушёл на пенсию с должности редактора газеты "Литовский Иерусалим", издававшейся на четырех языках. Сейчас пишу иногда кое-что по еврейскому вопросу в Литве, почти всё опубликовано у Довида Каца в его www.defendinghistory.com . Литовским языком владею нормально, так что занимаюсь основной темой всего еврейства - мы и Вторая мировая война. Я пишу конкретно о Литве. И только о ней...
Количество обращений к статье - 2412
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (2)
Гость VG, Лос Анжелес | 23.12.2015 22:50
Уважаемый г-н Херсонский, с печальным интересом прочёл Ваш очерк. До этого был знаком лишь с документальной публикацией о еврейских кладбищах Каунаса. Мне хотелось бы переписываться с Вами по исключительному поводу. Я занимаюсь биографией д-ра Элиашева, похороненного в Ковно в 1924г. В Американских да и других источниках (включая на идише) содержится весьма ограниченная информация. Любые сведения, даже косвенные, могут быть неоценимыми. Как я могу списаться с Вами (не могли бы Вы сообщить Ваш е-адрес?)
_______________

Напишите в редакцию "МЗ" (е-адрес указан в рубрике "Контакты") и мы немедленно перешлем Ваше письмо г-ну Милану Херсонскому. Админ сайта "МЗ"
Зиси Вейцман, Беэр-Шева. | 19.12.2015 18:54
Потрясная история, потрясающий автор! Разве эта история не была известна евреям, проживающим не только в Литве, но и в других частях бывшего СССР? Многим была известна. Так почему молчим? Советские времена давно уже кончились.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2020, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com