Logo



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!



RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
21 – 27 ноября 2008
Рубрику ведет Леонид Школьник

21 ноября

1945 – Американская комедийная актриса Голди Хоун (настоящая фамилия – Штудлендгехоун) родилась в Вашингтоне (округ Колумбия, США). Отец будущей актрисы, Эдвард Штудлендгехоун, предки которого несколько столетий жили в США, был пресветерианцем, а мама – дочь еврейских иммигрантов из Венгрии, Голди воспитывалась в еврейских традициях, хотя в последние годы увлеклась  буддизмом. Кстати, отец актрисы – потомок Эдварда Рутледжа, одного из тех, чья подпись стоит под Декларацией независимости США. Голди дебютировала в шестнадцать лет в роли Джульетты в спектакле труппы театра штата Вирджиния. В колледже Хоун изучала драматическое искусство и занималась танцами. Бросив колледж в возрасте 18 лет, она перебралась в Нью-Йорк, где работала танцовщицей в кабаре. Заметили ее на Всемирной ярмарке 1965 года, где она была лишь одной из исполнительниц канкана. Голди пригласили в крупное стриптиз-шоу, а оттуда она окольными путями добралась до телеканала Эй-Би-Си. Когда продюсеры попробовали ее на одну из второстепенных ролей в телешоу комиков Дэна Роуэна и Дина Мартина, обнаружилось, что у девушки не просто хороша фигура. Она умеет играть! Ей предложили маленькую роль в комедийном телесериале «Доброе утро, мир». Затем последовали несколько комедийных ролей в телесериалах, а в кино Голди Хоун дебютировала в 1968 году в диснеевской ленте The One and Only Genuine Original Family Band. В 1970 году за роль беззаботной девушки-тусовщицы в комедии «Цветок кактуса» - второй фильм в ее кинокарьере – Голди получила высшую награду Американской киноакадемии – золотой «Оскар» - в номинации «Лучшая актриса второго плана». Более глубокая роль досталась ей в «Шугарлендском экспрессе» (режиссёрском дебюте Стивена Спилберга, 1973). Два года спустя Голди блестяще сыграла подружку Уоррена Битти в комедии «Шампунь». За фильм «Рядовой Бенджамин» (1980) она  номинировалась на «Оскар» за лучшую женскую роль. Также Голди Хоун известна и в качестве продюсера. Она дважды была замужем, актриса Кейт Хадсон – ее дочь от первого брака. С 1983 года (уже четверть века!) Голди состоит в гражданском браке с известным актером Куртом Расселом. В 2005 году Голди Хоун издала автобиографию «Лотос, выросший из грязи», которую она назвала не голливудской историей, а, скорее, воспоминанием и записью того, чему она так долго училась в жизни.

22 ноября

1946 - Советский скрипач, заслуженный артист России Олег Каган родился в Южно-Сахалинске. После переезда семьи в Ригу в 1953 году учился по классу скрипки в школе при консерватории у Иоахима Брауна. В возрасте 13 лет Олега услышал известный скрипач Борис Кузнецов и перевёз мальчика в Москву, где Олег стал учиться в ЦМШ, а с 1964 года — в консерватории. В том же 1964 году Каган завоевал четвёртое место на конкурсе имени Энеску в Бухаресте, а год спустя выиграл Международный конкурс скрипачей имени Сибелиуса. Ещё через год он стал лауреатом второй премии конкурса имени Чайковского, наконец, в 1968 году одержал убедительную победу на конкурсе имени Баха в Лейпциге.
После смерти Кузнецова Каган перешёл в класс Давида Ойстраха, который помог ему записать цикл из пяти скрипичных концертов Моцарта. С 1969 года началось многолетнее творческое сотрудничество Кагана со Святославом Рихтером. Их дуэт вскоре стал всемирно известным, а Каган сблизился с крупнейшими музыкантами того времени — виолончелисткой Наталией Гутман (ставшей впоследствии его женой), альтистом Юрием Башметом, пианистами Василием Лобановым, Алексеем Любимовым, Элисо Вирсаладзе. Совместно с ними Каган играл в камерных ансамблях на фестивале Кумо в Финляндии и на собственном летнем фестивале в Звенигороде. В конце 1980-х годов Каган планировал организовать фестиваль в Кройте (Баварские Альпы), но преждевременная смерть от рака (15 июля 1990 года) помешала ему реализовать эти планы. В наши дни фестиваль в Кройте проводится в память о скрипаче. Олег Моисеевич Каган заслужил репутацию хорошего камерного исполнителя, хотя исполнял и крупные концертные сочинения. Большую известность получило, например, исполнение им совместно со своей женой Наталией Гутман Концерта для скрипки и виолончели с оркестром Брамса. Дуэту Кагана и Гутман посвятили свои сочинения Альфред Шнитке, Тигран Мансурян, Анатоль Виеру. В репертуар Кагана входили сочинения современных авторов, редко исполнявшихся в то время в СССР: Хиндемита, Мессиана, композиторов Новой венской школы. Каган также был блестящим интерпретатором музыки Баха и Моцарта. Многочисленные записи музыканта выпущены на компакт-дисках. В 1997 году режиссёр Андрей Хржановский снял фильм «Олег Каган. Жизнь после жизни».

23 ноября

1890 - Еврейский поэт и режиссер Мойше Бродерзон родился в Москве в семье купца Меира (он был родом из Шклова) и Соре-Ципе Бродерзон (урожденной Туровой из Несвижа в Беларуси). В 1891 году, когда по царскому указу евреев стали изгонять из Москвы и Петербурга, Бродерзоны вынуждены были уехать из России. Отец отправился в Лодзь в поисках работы, а мать с сыном – в ее родной Несвиж. Там, в маленьком еврейском местечке, постигал Мойше азы традиционного еврейского образования. В 1900 году состоялось «воссоединение» семьи: Соре-Ципе с сыном перебралась к мужу в Лодзь. Там в 1908 году Мойше Бродерзон публикует на идиш в ежедневной газете «Лоджер тагесблат» свои первые сатирические произведения – правда, не под своей фамилией, а под псевдонимом «Бродер зингер». В 1913 году выходит первая книга стихов Бродерзона «Шварце флитерлэх» («Черные бабочки»), которую высоко оценил еврейский писатель Авром Рейзен. В этих ранних стихах молодого поэта мэтр увидел, как ярко и естественно еврейский фольклор сочетается с европейским экспрессионизмом. Через год немецкие войска вступили в Лодзь и Бродерзон решил бежать … в Москву, откуда его семья была когда-то выслана по указу царя. Спустя четыре года он возвращается в Лодзь, учится в тамошней Коммерческой академии, активно занимается журналистикой. В 1919 году он встречает художников Янкеля Адлера, Ицхака Бройнера и скульптора Марека Шварца. Втроем они создают журнал «Юнг идиш», а в одиночку Мойше Бродерзон тогда же создает собственную семью, женившись на актрисе Шейне-Мирьям Мандельбойм. В Лодзи Бродерзон создал театры «Хад гадья» (первый кукольный театр на идиш), «Арарат» и «Шор ха-бор», открыл много талантливых еврейских актеров. Он сочинял детские стихи, многие из которых были положены на музыку и неоднократно переизданы. Написал либретто нескольких опер, в том числе оперы «Давид и Бат-Шева» (1924). В 1939 году вышел последний сборник лирических стихов Бродерзона, полных трагических предчувствий гибели польского еврейства в приближающейся мировой Катастрофе. После раздела Польши нацистской Германией и СССР (1939) Бродерзон принимает трагическое для себя решение – уезжает в СССР. Три года беглец из занятой нацистами Польши живет на берегу Аму-Дарьи, но в 1944 году Соломон Михоэлс приглашает его в Москву, и Бродерзон получает солидную по тем временам должность – вплоть до 1949 года заведует литературной частью театрального училища при ГОСЕТе. Весь еврейский мир читает его строки: «Москва - моя родина, но пятьдесят шесть лет назад я чуть было не потерял её...». Так писал он в июне 1947 года. А всего через три года после этого заявления, 28 апреля 1950 года, Мойше Бродерзон был арестован и приговорен «тройкой» к десяти годам лишения свободы. Известного в еврейском мире поэта идраматурга, актёра и режиссёра "мать-Москва" (так он её порой называл в своих стихах) бросила в концлагерь на 600 километров севернее Иркутска, но всё же она оказалась к Бродерзону «великодушна», поскольку поэта не расстреляли 12 августа 1952 года вместе с Перецем Маркишем, Ициком Фефером, Давидом Гофштейном и Лейбом Квитко, а вынудили «всего-то» валить лес в Сибири и даже подарили несколько месяцев жизни по возвращении в родную Польшу. Да, в сентябре 1955 года Бродерзон был освобожден и полностью реабилитирован «за отсутствием состава преступления», и в июне 1956 году вместе с женой возвращается в Варшаву, предполагая оттуда уехать в Израиль. Но – не суждено было… 17 августа 1956 года Мойше Бродерзон умер в Варшаве от сердечного приступа и был похоронен на еврейском кладбище польской столицы. Жена Бродерзона, актриса Шейне-Мирьям Бродерзон, описала пережитые ими годы страданий (1939–56) в книге на языке идиш - «Майн лайднсвэг мит Мойше Бродерзон» («Мой путь страданий с Мойше Бродерзоном», 1960). В 1972 году, после того, как вандалы осквернили могилу поэта в Варшаве, его вдова, эмигрировавшая из Польши в США, его дочь Хана и его зять Адам Бурштейн, жившие в США с конца 1940 г.г., перевезли и перезахоронили прах поэта в Тель-Авиве. «Репатриация» Бродерзона была торжественной и волнующей, в церемонии приняли участие видные еврейские поэты и прозаики. В 2004 году дочь поэта Хана и Адам Бурштейн передали его литературный архив в дар знаменитой еврейской библиотеке им. Владимира Медема в Париже.

24 ноября

1884 – Второй президент Израиля Ицхак Бен-Цви (Исаак Шимшелевич) родился на Полтавщине, Украина. Получил еврейское образование в хедере, позднее окончил русскую гимназию. В 1905 году поступил в Киевский университет, но был вынужден прервать учёбу из-за всеобщей забастовки. В том же году по Украине прошла волна еврейских погромов. Ицхак Бен-Цви вступает в ряды активистов еврейской молодёжной организации, созданной на Полтаве в целях самообороны. Ицхак также начинает играть видную роль в сионистской социалистической партии Поалей Цион, которая была основана в 1906 году в Украине. В 1907 году Ицхак Бен-Цви переселяется в Эрец Исраэль. В том же году он был делегирован на Восьмой Сионистский конгресс, состоявшийся в Гааге, от партии Поалей Цион. В 1907 году Ицхак Бен-Цви принимает участие в основании военной организации Бар-Гиоры. В 1909 году он познакомился с Рахель Янаит, лидером рабочего движения, на которой женился в 1918 году. Вместе они участвовали в формировании организации «Ха-Шомер». В 1909 году партия Поалей Цион направляет Ицхака Бен-Цви в Турцию, где он устанавливает связи с еврейскими общинами и лидерами еврейского рабочего движения. В 1910 году Бен-Цви вместе с Рахель Янаит и другими основал первый печатный орган социалистического движения на иврите в Эрец Исраэль – «Ахдут» (Единство).
Когда началась Первая мировая война, Ицхак Бен-Цви, Давид Бен-Гурион и другие сионистские лидеры были депортированы из Эрец Исраэль. Бен-Цви и Бен-Гурион уехали в Нью- Йорк, где в 1915 году основали движение «ха-Халуц» с отделениями во многих городах США. В 1918 году Ицхак Бен-Цви и Бен-Гурион вернулись в Палестину в качестве солдат Еврейского легиона в составе британской армии. В 1919 году Бен-Цви был избран в центральный комитет партии «Ахдут ха-Авода», а годом позднее - в секретариат Гистадрута (Всеобщей федерации трудящихся). При создании Ваад Леуми (Еврейского национального комитета) Ицхак Бен-Цви вошёл в состав его руководства, в 1931 году стал председателем комитета, а в 1945-м - президентом. С 1920 года, когда была сформирована военная организация Хагана, Ицхак Бен-Цви принимал деятельное участие в акциях самообороны еврейских поселений. Его сын Эли, член киббуцного движения, был убит во время Войны за Независимость 1948 года. После провозглашения независимости Государства Израиль в 1948 году Ицхак Бен-Цви был избран в Кнессет первого и второго созыва (1949-1952), представлял в парламенте партию МАПАЙ. После смерти первого президента страны Хаима Вейцмана Ицхак Бен-Цви был избран на этот высокий пост в 1952 году. В 1957 году Кнессет переизбрал его на второй срок в качестве президента. В 1962 году Ицхак Бен-Цви был в третий раз избран президентом. Ицхак Бен Цви основал в 1948 году и возглавлял Институт изучения истории жизни еврейских общин на Ближнем Востоке. Позднее это научное учреждение было переименовано в Институт Бен-Цви. Научная деятельность Ицхака Бен-Цви была посвящена исследованию истории еврейских общин, религиозных течений, географии земли Израиля, традиций и культурных ценностей древнего населения Эрец Исраэль. Бен-Цви – автор книг «Исчезнувшие и возрожденные племена Израиля» (1952), «Палестина под 400-летним господством Османов» (1955) и др. Умер Ицхак Бен-Цви 23 апреля 1963 года в Иерусалиме.

25 ноября

1944 – Композитор Марк Минков родился в Москве, в семье Анатолия Евсеевича  Минкова и Фаины Михайловны Лигорнер (она, кстати, рассказывала сыну, что он родился под грохот салюта в честь взятия советскими войсками какого-то города во время войны). В детстве его воспитанием занималась, в основном, бабушка - музыкально одаренный, образованный человек. Впрочем, и Фаина Михайловна, преподаватель немецкого языка, была очень музыкальным человеком. В 6 лет Марка отдали в музыкальную школу в центре города, рядом с редакцией "Известий". Его учительница поняла, что концертирующего пианиста из Марка не получится, а композиторского отделения в школе не было. Мальчику были неинтересны бесконечные повторения гамм и этюдов, его тянуло к творчеству. Вскоре он ушел из школы и продолжил музыкальное образование дома, с учителями. В 1960 году Марк поступил в музыкальное училище при консерватории, а в 1964 году был принят в консерваторию в класс А.И. Хачатуряна. В эти годы он написал вокальные циклы на стихи Роберта Бернса и Александра Блока. Окончив консерваторию в 1969 году, Марк подал документы в Союз композиторов. В то время его возглавлял В.И. Мурадели. Обязательной процедурой при вступлении в Союз композиторов было исполнение своих произведений. После выступления Марка Вано Ильич даже расцеловал его. Так в 1970 году Марк Минков был принят в Союз композиторов СССР. В том же году его пригласили написать музыку к телевизионному сериалу "Следствие ведут знатоки". Мелодию он написал очень быстро, потом даже выждал некоторое время и позвонил на телевидение сообщить, что песня готова. Песня (автор стихов - Анатолий Горохов) сразу полюбилась и запомнилась («Если кто-то кое-где у нас порой...»), стала гимном работников милиции, и до сих пор звучит с экрана и концертных площадок. После телефильма "Следствие ведут знатоки" композитору поступило множество предложений из театра и кино. Марк Минков написал музыку к спектаклю Театра им. Пушкина "Мужчины, носите мужские шляпы". В этом спектакле впервые прозвучала песня на стихи Вероники Тушновой "Не отрекаются, любя". Ее исполняла актриса театра. Позже композитор предложил эту песню Алле Пугачевой. Песня ей сразу понравилась. В исполнении певицы она обрела популярность на долгие годы, стала ярким явлением на отечественной эстраде и любима слушателями до сих пор. Потом из музыки, написанной к спектаклю Центрального детского театра, родилась песня на стихи С. Кирсанова "Летние дожди", ставшая известной в исполнении А. Пугачевой. Певица исполняла и другие песни М. Минкова, вошедшие в золотой фонд советской эстрады, такие как: "Ты на свете есть..." (на стихи Л. Дербенева), "Монолог" (на стихи М. Цветаевой) и др. Марк Минков написал музыку более чем к 100 кино- и телефильмам, к таким как "Добряки", "В зоне особого внимания", "Мы из джаза" (песня "Старый рояль") режиссера К. Шахназарова, а также к нескольким мультфильмам, в том числе к известному музыкальному анимационному фильму "В порту". Одна из последних работ в кино - музыка к фильму "Женщин обижать не рекомендуется" (режиссер В. Ахадов). Популярная песня "А знаешь, все еще будет" впервые прозвучала в фильме "Мы жили по соседству". В фильме "Приказ - огонь не открывать" прозвучала песня "Мой милый, если б не было войны", ставшая популярной в исполнении Валентины Толкуновой. Этот фильм получил Государственную премию СССР. В 1992 году Марк Минков в соавторстве с поэтом Юрием Рыбчинским написал оперу "Белая гвардия", театральная постановка которой пока не осуществлена. Не так давно композитор написал музыку к спектаклям Театра им. Чехова "Поза эмигранта" и "Ужин с дураком", поставленным также на сцене Театра эстрады, где играют Г. Хазанов, О. Басилашвили и др. Марк Минков - заслуженный деятель искусств России, лауреат Всесоюзных и международных конкурсов композиторов, президент Гильдии российских композиторов кино.

26 ноября

1848 – Еврейский поэт и композитор, автор песен в народном стиле Марк Варшавский родился в Одессе, окончил юридический факультет Киевского университета. По совету Шолом-Алейхема опубликовал сборник «Идише фолкслидер» («Еврейские народные песни», Киев, 1900), переиздававшийся в России и за границей. В песнях Варшавского отражен быт русского еврейства, его горечь и надежда, а в некоторых из них звучит вера народа в возвращение в Сион («Цион»; «Ле-шана ха-баа б’Ирушалаим»). Многие песни Марка Варшавского пользовались большой популярностью и исполнялись как народные («Ойфн припечек», «Алеф-бейс», «Дос лид фун бройт» и другие). В издательстве Еврейского университета в Иерусалиме весной 2003 года вышел в свет шестой том "Антологии еврейских народных песен" (составитель - скончавшийся в  Иерусалиме в январе 2005 года выдающийся израильский фольклорист, музыковед и лингвист д-р Синай Лайхтер). Этот том целиком посвящен Марку Варшавскому. Творчество М. Варшавского привлекало пристальное внимание еврейской общественности, в том числе национальной культурной элиты. Об этом свидетельствуют страстные дискуссии в еврейской периодике, в которых участвовали Юлий (Йоэль) Энгель, Шолом-Алейхем, Иегуда-Лейб Каган. Все они отмечали неповторимую музыкальность, поэтичность и ярко выраженную национальную направленность творчества Варшавского. Известный иерусалимский композитор и поэт Дмитрий Якиревич, высоко оценивая издание шестого тома антологии, отмечал, что в публикацию С. Лайхтера включены широко известные произведения М.Варшавского: «Ди мэхутоним гейен» ("Идут сваты"), «Ахцик эр ун зибэцик зи» ("Ему восемьдесят лет, ей семьдесят"), «Ди мизинке Ойсгегебм» ("Выдали младшенькую"), «Дос фрэйлэхэ шнайдэрл»  ("Весёлый портняжка"), «Симхэс-тойрэ». Разумеется, в VI томе есть и знаменитая  «Афн припэчек». В связи с этим Дм.Якиревич обращает внимание читателей на  публикуемое во вступительной части эссе Зеэва (Владимира) Жаботинского, посвящённое именно этой песне и заставляющее по-новому взглянуть на отношение к культуре на идиш крупнейшего национального идеолога и политического деятеля. Умер Марк Варшавский в 1907 году в Киеве.

27 ноября

1898 – В Гомеле, Белоруссия, родился выдающийся лингвист, педагог, специалист по языку идиш  Эли Фалькович. . В 1920-е гг. окончил факультет лингвистики Московского университета, еще студентом стал преподавать идиш в Коммунистическом университете народов Запада. В 1930-е гг. был преподавателем (позже доцентом) на кафедре еврейского языкознания 2-го Московского университета (ныне — Педагогический государственный университет). Публиковать работы на языке идиш Фалькович начал в 1927 году; часто выступал на страницах журнала «Афн шпрахфронт» (Киев, 1930-е гг.). Как педагогу Фальковичу принадлежит исключительный вклад в создание учебников и словарей идиш. Первым таким опытом была его книга «Граматик фар дерваксене» («Грамматика для взрослых», М., 1929; 2-е дополненное издание М., Харьков-Минск, 1930). Последующим трудом явилась книга «Идиш фар дерваксене» («Идиш для взрослых», М., 1936). В 1940 г. Фалькович выпустил книгу «Идиш» — обширный очерк фонетики, графики, лексики и грамматики языка. Незадолго до войны под редакцией Фальковича вышел в свет «Русиш-идиш вертербихл фар дер онфанг-шул» («Русско-идиш карманный словарь для начальной школы», М., 1941). В 1941 г. Фалькович вступил в народное ополчение и рядовым солдатом принял участие в боях под Москвой. Летом 1942 г. за мужество в бою был отмечен высшей наградой СССР — орденом Ленина. В 1943–48 гг. Фалькович был членом ЕАК (Еврейского антифашистского комитета). После разгрома еврейской культуры в конце 1940-х гг. Фалькович занимался лекторской работой. Его книга «Искусство лектора» (на русском языке; М., 1960) вышла тиражом 100 тысяч экземпляров. С начала издания журнала «Советиш геймланд» выступал на его страницах с популярными статьями по вопросам культуры речи, стилистики литературного языка. Его уроки идиш, публиковавшиеся в журнале (на русском языке) в 1974–78 гг. (продублировали аналогичную серию, начатую в 1969–73 гг. М. Шапиро), сыграли определенную роль в самообразовании советских евреев. Умер Эли Фалькович в 1979 году. Посмертно был опубликован на русском языке его краткий очерк «О языке идиш» (58 страниц) в составе «Русско-еврейского (идиш) словаря» под редакцией М. Шапиро, И. Спивака и М. Шульмана (М., 1984).

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из
  Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line –
российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельных авторских публикаций

Количество обращений к статье - 3454
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2020, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com