Logo
12-24 авг.2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
17 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18
15 Авг 18





ЕВРЕЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ
БОРИС САНДЛЕР
в студии Черновицкого ТВ





RedTram – новостная поисковая система

Pro et contra
Мне не смешно…
Лина Торпусман, Иерусалим

Звонок:
- А вы знаете, что Сатановский упоминает вас с Абрамом в своей книге?
- Да ну?!
- И книга называется, - продолжал звонивший со смешком: «Записки бывшего подпольщика»!
- Что-о-о?!

И вот книга передо мной. Хорошо издана, 445 страниц без опечаток. «Евгений Сатановский. Моя жизнь среди евреев. Записки бывшего подпольщика». Автор (с его ведома, конечно) на последней странице обложки представлен как учёный с мировым именем. Вероятно, в области ближневосточной политологии.

«Введение в еврееведение» - первый раздел (100 страниц) непосредственно к жизни автора отношения не имеет. Здесь и хазары, и китайские евреи, и йеменские… фалаши, караимы, крымчаки, русские геры… Для общего развития читателя, с предметом почти не знакомого, «для чайников», как кратко выразился он далее. Второй раздел (более двухсот страниц) озаглавлен «Подполье». И 3-й – «Диаспора на переломе» - о временах оттепельных, неопасных, о лидерах, их взаимоотношениях, короче, о внутриеврейской жизни.

Итак, подполье. Здесь сподобились упоминания и мы с Абрамом. «Бедный добрый историк Абрам Торпусман, отличавшийся редкой наивностью и женой, эксцентричной вне всяких рамок Линой Мееровной! В начальный период их с автором знакомства у Абрама Наумовича, стоявшего у истоков программы переписи еврейских кладбищ и мест массовых казней, ещё были иллюзии. К концу, когда выезд из страны открыли, их не осталось» (с.265-266).

Сказано негусто, а искажений много. Абрам не историк, а филолог, ни наивностью, ни иллюзиями не замороченный. «Бедный, добрый» в сочетании воспринимается как несчастный, чуть не убогий. Учёный, сделавший работу об антропонимиконе (корпус имён) киевской еврейской общины X века, на которую ссылаются многочисленные авторы с высокими званиями, к племени бедолаг никак не относится. Почти двадцать лет в Израиле он проработал научным редактором фундаментальной 11-томной Краткой еврейской энциклопедии, издания, которому суждена жизнь в нынешнем и будущем веке… Если же под словом «бедный» подразумевается наше материальное положение, то по сравнению с Автором свыше 90% советских и российских евреев бедные и никудышние. Также не стоял Абрам и у «истоков программы переписи еврейских кладбищ и мест массовых казней». Сбором этих данных занимаются еврейские общественные или государственные организации, «Яд ва-Шем», например… Автор запутался. Весной 1987 года Автор (тогда Женя) пришёл к Абраму и спросил, чем он может быть полезен. В то время Абрам, вместе с дочерьми Рахелью и Мирьям, обходил Салтыковское еврейское кладбище и переписывал данные с памятников – фамилии, имена, годы жизни захороненных… Вот и Автор подключился к этой работе и какое-то время её выполнял. Был он тогда очень скромен, вежлив, предупредителен.


Лина Торпусман, конец 60-х годов
А обо мне Автор сообщил верно. Я к этому привыкла с юности. Когда в институте я пыталась еврейкам, студенткам нашей группы, объяснить, что спасение евреев как народа только в Израиле, что надо любыми путями репатриироваться, - девчонки смотрели на меня, вытаращив глаза, фыркали, украдкой вертели пальчиком у виска. Одно смущало – чокнутая, а учится хорошо. И когда я в Житомире с черепом (вещественным доказательством) ходила в горисполком, горком партии, требуя прекратить кощунство и закопать останки евреев, расстрелянных на хуторе Выдумка, - местные еврейские девушки с усмешкой спрашивали у наших родственников: «Что это ваша москвичка бегает по городу с костями, как самашечая?» И выступать против столь могучей личности, какой является Автор, - разве не эксцентрично? Всё равно, что букашке поднять лапку на бегемота. Но продолжу…

Самоуверенно и размашисто, без тени сомнения, Автор раздаёт комплименты и оплеухи. Так, на стр. 130 он сообщает о Сан Саныче Крюкове, в недавнем прошлом директоре Российского культурного центра в Тель-Авиве. Автор не сомневается (и на том спасибо), что сей директор – «русский шпион из армейских», но «человек хороший, замечательный мужик». А мне вспомнилась горькая история. В одном из южных городов Израиля трудно живёт удивительная супружеская пара репатриантов – художник и писательница. Он – инвалид войны, она – инвалид по болезни. Сан Саныч появился в их доме с целью приобретения картины для Центра. Получил аж две картины. Без денег. Мягкий, вежливый, «замечательный мужик» взял в бедном доме две картины у больных стариков, которым не хватало денег даже на лекарство. С большим волнением мне рассказала о том супруга художника.

Или рядом, на стр. 131, Автор пишет - глава МИДа России Сергей Лавров - «человек… безусловно порядочный». Здесь уж лучше вообще промолчать. Всё это к тому, что к характеристикам Автора персонажей его книги надо подходить осторожно. Как и к прочим сообщениям и оценкам.

Автор вскрывает причину всесторонней помощи евреев русской армии в войне 1812 года – это мародёрство оккупантов и то, что «польские наполеоновские контингенты евреев громили из принципа» (стр. 137). Автор забыл или не осведомлён, что белорусские евреи беззаветно, не щадя живота своего, встали на сторону русских, исполняя наказ своего духовного вождя, основателя Хабада Шнеура-Залмана из Ляд, прозванного «Алтер ребе». И если б французские войска (и поляки в том числе) были милостивы к ним, жестоковыйные евреи на их милость не купились. Ни об основателе династии Шнеерсонов, ни о его наказе нет ни слова.

То на стр. 330 Автор пишет, что Ариэль Шарон, впавший в кому, не отключён от медицинской аппаратуры вопреки просьбам его детей. Всё наоборот. Сыновья никогда не позволят отключить отца от аппаратуры.

На стр. 275 среди шести миллионов погибших евреев Автор упоминает «миллион детей», хотя по данным Яд ва-Шема (и это признано и широко известно) – погибших детей было полтора миллиона душ. Учёному «с мировым именем» столь небрежно писать о погибших детях не пристало…

Передо мной статья почти десятилетней давности («Новости недели», 23.09.2004 года). Это интервью израильского журналиста А. Прилуцкого с Автором под заголовком «Фуршет на Поклонной горе». Автор в то время являлся президентом РЕК – Российского еврейского конгресса. Журналист поднял вопрос о приведении «в божеский вид» мест массовых убийств евреев. Ответ Автора: «… этот наш долг до сих пор не уплачен. И пока не будут похоронены все евреи, уничтоженные нацистами на советской террритории, пока не будет увековечена их память, свою задачу перед российским и мировым еврейством наш Конгресс будет считать не выполненной. Одно из главных решений недавнего съезда…. относилось к этой чрезвычайно болезненной и чрезвычайно трудной задаче. Постараемся решить её ещё до начала празднований, посвящённых 60-летию Победы». Как за несколько месяцев, включая зиму (!), к 9 мая 2005 года будет решена эта задача – мучительно не понимала я. А мучиться-то не над чем. Обычный безответственный трёп. Сказано, и ладно. Много уже доводилось слышать от чиновников высокого ранга о сохранении памяти, о святом долге перед убитыми, о воспитании национального достоинства у еврейской молодёжи… Мэ рэдт, мэ рэдт ун мэ шушкэцэх (говорят, говорят, и шушукаются).

Вскоре, в том же году, Автор лишился своего поста, а вместе с ним и долга, и памяти. А мог бы сделать многое. Если бы черепа, заменяющие футбольный мяч, жгли его память, он не отделался бы написанием о них нескольких строк в книге.

42 года (1958 – 2000) я помнила об останках евреев, закопанных на Выдумке, и о своём долге. Удалось поставить 4 памятника – Богуния, Выдумка, два в Кодне. Разумеется, благодаря отзывчивости нескольких сотен человек, сделавших пожертвования; благодаря помощи Якова Сусленского (зихроно ле-враха), передавшего моё письмо о подлости житомирских властей президенту Украины Леониду Кучме (1999 г.; горисполком соглашался дать разрешение на установку памятника на Выдумке лишь при условии, что мы также построим шоссейную дорогу, автостоянку и электрифицируем весь микрорайон); благодаря украинцу Владимиру Кириенко, честно и добросовестно выполнившему нелёгкую работу; благодаря госпоже Удаче я свой долг исполнила. Но без моих постоянных усилий и затраченных свыше 14 тысяч шекелей, денег нашей семьи, не было б ни одного из шести (!) памятников – пятый - жертвам Голодомора на старом житомирском кладбище и шестой – памятник еврейской героине Маше Брускиной и всем еврейкам, павшим на войне с нацизмом (Израиль, Кфар-Ярок).

Сколько же мог сделать Автор с его средствами, положением, связями в деле увековечения памяти жертв Холокоста! Мог, но не сделал ничего. Сделал – написал бы, но о том ни слова. Он сообщает о своих деяниях, успехах, щедрости. На стр. 245 Автор поёт гимн своей деятельности: «…то, что еврейская активность вышибет любую пробку, автор знает на собственном опыте. В том числе на примере ЦК, куда ходил. Самиздата, в публикации которого принимал активное участие… И прочих еврейских сюжетов. Вроде сохранения памяти о Холокосте… Строительства многого множества еврейских организаций. И борьбы за сохранение на карте государства Израиль». На стр. 442 следует осанна Российскому еврейскому конгрессу, «собравшему среди евреев и раздавшему в России сотни миллионов долларов далеко не только евреям». Но если мощный цветущий Российский еврейский конгресс собрал сотни миллионов долларов и Автор создал множество еврейских организаций, где же созданный им фонд или какой-то орган, систематически занимающийся сохранением памяти жертв Холокоста? Как и большинству еврейских бизнесменов, ему до этого мало дела. И потому только на Украине примерно 800 мест массового расстрела евреев находятся в позорной заброшенности. Памятники стоят приблизительно на 400 могилах. Не надо помпезных дорогих памятников, но необходимо быстрее эти могилы обозначить. Насыпанный холм, и на нём мощный грубый валун, на котором высечены маген-давид и год убийства. Таков сейчас мой проект. Он прост и недорог. От еврейских деятелей требуются лишь желание и воля. А их не видно. Руководители заняты, они выступают на форумах, совещаниях, конгрессах, пишут статьи и книги, получают гонорары, зарплаты, доходы от бизнеса…

Да, Автор отдаёт ещё свои силы «борьбе за сохранение… государства Израиль». О-о-о, какое величие! Вероятно, творением статей, помогающих сформировать у читателей нужный политический настрой, готовность голосовать за или против той или иной партии или политического деятеля. Роль пропагандиста-агитатора, да ещё постороннего, среди евреев мало эффективна, у каждого Абрама своя программа. А прислушиваются израильтяне преимущественно к своим журналистам, полагаясь на некоторых своих политиков и родную армию. Нэ тратьтэ, кумэ, сылы.

Автор борется также за чистоту рядов еврейского руководства России. Всегда ли чистыми руками? Подозреваю, что к безобразию, имевшему место весной 1994 года на Втором съезде Ваада, Автор оч-чень причастен. Никогда, ни до, ни после ничего подобного не было. А произошло именно тогда, когда «группа борцов за чистоту идеи во главе с автором из него (Президиума Ваада России – Л. Т.) вышла» (стр. 439). Автор, каратист, вообще-то любитель метода «не промахнуться по уху». Хорошо, когда замах справедливый. Но он сетует, что «берлинская община оказалась жертвой стратегии Сержа, любившего взваливать свои проблемы на чужие плечи… Со всем присущим ему обаянием, шармом и самовлюблённостью ни разу с самого детства никем не битого человека» (стр. 419-420). На стр.423 Автор прямо пишет, что демографа М. Куповецкого «бить очень хотелось, но было ТОГДА (выделено мной – Л. Т.) ещё рано, а усовестить не удавалось». (М. К. своими перекурами задерживал автобус).

И главное – это зубоскальство, ёрничанье Автора по поводу безобразия. «Съезд был забавен. И запомнился участникам только тем, что в кулуарах президент Ваада получил-таки в глаз от одного из делегатов… Президент был переизбран. Не без шуток делегатов по поводу наскоро припудренного бланша. Который придал ему несколько разбойничий и одновременно жалобный вид. Хотя, учитывая разницу в габаритах и профессионализм человека, с которым инцидент произошёл, можно считать, что он отделался лёгким испугом» (с. 439-440). Далее, «группа борцов во главе с автором» ушла в кабак, где, сидя в голубом тумане от сигарет, выпила всё спиртное. И один из борцов был готов опять дать в глаз за замечание о несовместимости сионистской песни с надетой куфиёй. «Дубин правильно понял ситуацию. Больше не доставал. И сэкономил девушкам из аппарата Ваада массу дефицитной пудры…» (с. 441).

Но – президент был переизбран. Значит, съезд не поддержал «борцов за чистоту идеи во главе с автором». Съезд поддержал президента, начавшего борьбу за свободу и достоинство евреев СССР ещё в подполье, в глухие 70-е годы. Когда с оттепелью давно было покончено, и когда Автор понятия не имел о «Горке» (пространство у Хоральной синагоги на улице Архипова).

Московские евреи на знаменитой «Горке» у синагоги...

Подзаголовок книги «Записки бывшего подпольщика» вызвал в моей памяти пушкинские строки из трагедии «Моцарт и Сальери»:

Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля.
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.


Итак, весной 1987 года Автор обратился к Абраму с вопросом, чем он может быть полезен. И какое-то время провёл на еврейском Салтыковском кладбище, переписывая данные о захороненных с памятников. В конце мая того же года впервые в советской прессе появилось сообщение об антисемитской организации «Память». В еврейском движении давно уже было известно и о фашистах, и о «Памяти»… Но это были закрытые сведения. А тут – печать, т. е. власть сама делает официальные заявления. Вскоре было решено провести митинг московских евреев против «Памяти». Открыто, на законном основании – сообщении уважаемых газет. Абрам был секретарём Инициативной группы (создана 31 июля 1987 г.), в которую вошли Михаил Членов, полковник Лев Овсищер (зихроно ле-враха), Сергей Луговской, Евгений Сатановский и пара молодых людей, совсем новеньких. Он и она.

Была подана официальная просьба в Моссовет разрешить провести митинг на окраине Москвы, у станции метро Речной вокзал. За три дня до мероприятия группа была вызвана в Моссовет, где им объявили о запрещении митинга. В Моссовет явились все, кроме Автора. Как человек сообразительный, он очень вовремя ушёл «в подполье», т.е. попросту уехал из Москвы. Сам или был послан – уже не установить. Но если б захотел остаться, мог отпроситься, причина для пребывания в Москве была уважительная. Далее началась сплошная слежка, за Абрамом ходили по ночам два-три, а то и более сотрудников КГБ; телефон прослушивался внаглую, подслушивающее устройство с шумом установили у соседей сверху. Митинг был назначен на 13 сентября, день закрытия Международной книжной ярмарки. Тогда и произошёл «превентивный арест всех, кроме ушедшего на месяц в подполье автора, членов оргкомитета этого самого митинга» (стр. 159). Добавлю, и вообще видных московских еврейских активистов, вышедших из дома на улицу в этот день – Иосифа Бегуна, Дмитрия Якиревича, Элазара Юзефовича и др. Радио и газеты («Известия», «Московская правда», «Вечерняя Москва») зашлись от привычного воя – сионисты хотели устроить сборище, они бросают тень на всех честных евреев… Провокация не удалась, сионисты взяты под стражу… Клеймились позором поименно все члены Инициативной группы. Кроме Автора. Его фамилия не упоминалась. О том, что все задержанные утром к вечеру были отпущены, сообщений нигде не было. Евреи должны трепетать в страхе.

На стр. 299 Автор вновь возвращается к митингу, «властями не только запрещённому, но и разогнанному. С превентивным задержанием всего оргкомитета. Кроме, отметим это с гордостью, автора». Почему «с гордостью», - непонятно. Его не было в Москве, вот и не задержали. Он хочет сказать, что предвидел события и уклонился? В таком случае, скажем сдержанно, гордость непристойна.

Автор представляет себя крупным, значительным подпольщиком. «Был тогда автор руководителем еврейской подпольной организации, которая называлась Еврейский информационный центр в Москве. Точнее, был он последним подпольным и первым официальным её директором. Командовал автор централизованным процессом создания еврейского самиздата, который потом распространялся на территории СССР. Всего. Включая Тору, 11 периодических журналов, ивритские разговорники, художественную литературу и материалы об Израиле. Среди которых был и Жаботинский… 49 тысяч экземпляров ксеро-, фото-и машинописных копий только за первые полгода в 1989-м. Промышленный масштаб. Антисоветская пропаганда в особо крупных размерах» (стр. 110). «К концу 80-х однокомнатная квартира на Нагатинской… была завалена еврейским самиздатом в достаточной степени, чтобы его, при случае, хватило на приличный срок. Тем более, что изготавливалось бесценное еврейское духовное наследие на потоке. Масштабы потрясают воображение даже сегодня… Личный состав, задействованный в технологическом процессе, - почти батальон. Суммарный годовой тираж – под сто тысяч экземпляров… Плюс архив. Библиотека. Система распространения. В масштабах Союза… Процесс пошёл семимильными шагами» (стр. 246-247).

Захлёб почти хлестаковский: «тридцать пять тысяч одних курьеров»! Значит, запрещённая литература издавалась в промышленных масштабах., развозилась по городам и весям всего СССР, задействован почти батальон, т. е. более трёхсот человек, а КГБ о том не знал, не ведал. Это при наличии огромного штата оперативников, присутствии «засланцев» в движении, при том, что все еврейские активисты были под наблюдением. В Еврейском отделе КГБ работали не дураки, а крепкие профессионалы, отличные психологи. Недаром вызванный «на беседу» один из активистов отказался разговаривать вообще, опасаясь, не заметив подвоха, сболтнуть лишнее. Истина в том, что КГБ было известно об издательской деятельности Автора и в первой половине 1989 года. Но криминалом это уже не считалось. Не те времена. А «в ноябре 89-го Еврейский информационный центр «Ариэль» был зарегистрирован со всеми… разрешениями» (стр. 204).

Когда в разгар андроповской реакции (1983 г.) по просьбе одного из лидеров движения в нашей однокомнатной квартире появились около 40 сионистских книг, крупная сумма денег и рулоны каких-то бумаг, - это было действительно опасно. И когда наш русский друг, испугавшись за нас, забрал книги к себе, для него это было ещё опаснее. Сионистов власть считала врагами, помогавших им русских – предателями. И относилась соответственно. Эдуарда Кузнецова и Иосифа Менделевича, осуждённых по «самолётному делу», в конце концов освободили досрочно. А их подельников Фёдорова и Мурженко истязали до конца. 1983-й и 1989-й – времена разные.

Но Автор утверждает: «… если бы его поймали в подпольные времена (1989-й – Л. Т.), огрёб бы куда больше, чем всемирно известный герой сионизма, диссидент и узник Сиона Натан Щаранский» (стр. 110). Щаранскому вначале (лето 1978 года) грозила расстрельная статья («шпионаж и измена родине»). И только под напором международных протестов власть сдалась, и он получил 13 лет заключения. Из коих достойно отсидел 9 лет. Ну, а если Автор огрёб бы куда больше, наверное, уж точно расстреляли бы. В 1989 году. Не получается у Автора выглядеть круче Щаранского. Хоть очень-очень хочется. К Щаранскому у него вообще крайне неприязненное отношение. Он вспоминает, как «в мае 1990-го года в Нью-Йорке в отеле «Плаза» окончательно выживший на старости лет из ума мультимиллионер Джозеф Грусс дарил ему, герою-отказнику, смело критиковавшему израильскую бюрократию и бездушный Сохнут, чек на двадцать миллионов долларов… Наблюдая… Грусса, Щаранского и чек, автор, помнится, мельком задумался, будет ли толк. Не для самого Щаранского – тут толк был. Для дела. За которое герой боролся. И сидел. Сегодня, почти четверть века спустя, можно констатировать: толку не было» (стр. 206-207).

У меня тоже есть претензии к Щаранскому за его полное равнодушие к просьбе о маленькой помощи. Министра Щаранского трижды (!) просили обратиться к коллеге, министру внутренних дел, чтоб тот дал разрешение о присвоении имени Маши Брускиной одной из иерусалимских улиц. Просили напрасно. (Но улица появилась!) Однако назвать Щаранского «хара» (стр. 206; «дерьмо», но в более грубом варианте), хоть и ссылаясь на мнение сторонних наблюдателей – отвратительно и подло. Прошлое Щаранского навсегда внесло его имя в анналы героев еврейского народа.

Досталось от Автора не только Щаранскому, но и сопрезидентам Ваада узнику совести Иосифу Зисельсу (Украина), который «следов не оставлял» (стр. 355), и Самуилу Зильбергу (Прибалтика), которые «вообще обладали редким красноречием. Особенно когда речь шла о полномочиях по дележу бюджета» и которые объединились «В ожидании распила. И отката» (стр. 352-353).

Вернёмся к Автору. На многих страницах он характеризует время своей активной деятельности, как смутное, со слабой властью. «Конец 80-х – период удивительный. Система гнулась. Она не могла сориентироваться в происходящем… Отказники и примкнувшие к ним… одну за другой организовывали общественные структуры, запрещать которые было всё труднее. Хотя в регистрации они уже не очень и нуждались» (стр. 200-201). Таки правильно. «Преследования… были при Горбачёве. Раннем. И не раннем. До самого 1989 года. Когда гайки окончательно сорвало, и на власти просто перестали обращать внимание. Причём далеко не одни только евреи» (стр. 159-160). Опять правильно. Так о каком подполье и какой опасности вешает читателю лапшу на уши Автор?! «Конец 80-х – время перестройки, ускорения и гласности… Сначала евреев перестали душить по всему фронту их общественной активности. Потом властям стало явно не до них – делайте, что хотите, только к нам не приставайте… Еврейские активисты, следуя принципу «не спрашивай – не откажут», сформировали систему неформальных организаций, которая стала основой национальной еврейской инфраструктуры в масштабах всего Советского Союза» (стр. 344-346)… Где подполье и где опасность?!

Прочитав заголовок, Абрам отшвырнул книгу. А я прочитала её с карандашом в руке. Добавив на обложке своего экземпляра одно слово, и подзаголовок выглядит так: «Записки бывшего якобы подпольщика».


Редакция «МЗ» ознакомила Евгения Сатановского со статьей Лины Торпусман и  попросила ответить на нелицеприятную критику. Ниже мы публикуем письмо Евг. Сатановского.

Торпусманам c любовью


Замечательно, когда о тебе вспоминают старые знакомые. Печально, когда они тебя вспоминают только для того, чтобы охаять. Но в принципе, это их личное дело. Каждый стареет по-своему. Кто-то становится с годами добрее и умнее. Кто-то накапливает яд. Ну, а кому-то Б-г дал возможность остаться самим собой, не изменяясь ни на йоту. Вот, такова и Лина Мееровна Торпусман.

Читая все то, что она написала по поводу скромной книги автора, озаглавленной «Моя жизнь среди евреев», словно слышишь ее голос. Человека абсолютно бескомпромиссного. Не слишком умного, но совершенно искреннего. Всегда агрессивного. Скандального. И без сомнения честного во всем, что она говорит и пишет. Поскольку, какую бы чушь она ни говорила или не писала, она в эту чушь верит.

Так она видит мир. Так к нему относится. Дай ей Б-г здоровья и жить ей до 120-ти лет. Как и ее мужу, Абраму Наумовичу Торпусману. Несмотря на все его левые израильские загибы, от которых тех, кто знал его в Москве, корёжит. Поскольку человек он талантливый, в своей узкой, но немаловажной академической сфере сделал немало, и у автора сохранились о нем исключительно тёплые воспоминания.

Именно эти воспоминания, строго говоря, и ограничили характеристику А.Н.Т. теми несколькими исключительно вежливыми и корректными терминами, которые так обидели его почтенную супругу. Автор полагал и полагает помянутого учёного мужа наивным и бедным исключительно благодаря её присутствию в его жизни. Притом, что он был и несомненно остаётся с нею счастлив, любит её и они по-своему замечательная семья.

Но ВСЕ без исключения знакомые этой семьи, кто когда-либо, за последние тридцать лет, об этой семье говорил, полагали, что жить с Линой Мееровной – всё равно, что жить с драконом. Причём огнедышащим. И только кротость и обаяние Абрама Наумовича, этого истинного страстотерпца, спасла её на страницах книги от сравнения с Ксантиппой. На которую она, судя по написанному ею тексту, и в самом деле похожа как сестра родная. Благо, Сократ тоже был человеком учёным.

Когда и если большой израильский и международный чиновник Анатолий Щаранский захочет что-то автору сказать или как-то по иному на него обидится, у него есть для этого все возможности, включая номер мобильного телефона. Поскольку с его командой автор хорошо знаком и часто общается. Защищать его Лине Мееровне совершенно ни к чему.

Автор полагает, что тот факт, что она лично знает людей, о которых он пишет, будь то Александр Крюков, Марк Куповецкий или Михаил Членов, не даёт ей никаких оснований претендовать на корректировку оценок того, что по их поводу написано. Вне зависимости от того, хорошо или плохо она о них думает, и почему. У него с ними свои отношения. У неё, как она, очевидно, полагает, свои. Ну вот, ежели её что-то не устраивает, пусть пишет свою собственную книгу. Семь футов под килем, ветер в корму.

Единственным исключением является её, Лины Мееровны, зять: Сергей Луговской. Который, кстати, ни в каких инициативных группах, ею упомянутых, отродясь не состоял. Его объёмистая фигура тоже возникает на страницах книги. О чём в крике души Лины Мееровны не сказано ни слова – а ведь он описан там весьма нелицеприятно? Что так? Откуда вдруг такая скромность? Или автор всех оклеветал, а про него единственного написал как есть? И литературный образ этого большого счастья семьи Торпусманов не нуждается в корректировке?

Что до всех прочих, автора связывают с Членовым, Щаранским, Куповецким и всеми, о ком он писал, годы и годы знакомства. За эти годы было разное. Что-то делали вместе. По поводу чего-то не сходились во мнениях. Или конфликтовали. Но это ИХ отношения. И поскольку, к счастью, Лина Мееровна Торпусман не является для автора ни близкой или дальней родственницей, ни человеком, к мнению которого он готов прислушиваться ( и не являлась даже в ранние годы их знакомства), ему хотелось бы оставить за собой право на то или иное отношение к ним. А у них – к нему. Без посредников.

Печально, что Лина Мееровна много пишет о том, в чём так мало разбирается. Иосиф Зисельс – узник совести?! Пусть спросит у тех, кого он и его партнёры разорили в ходе афёры с переводом денег олим в Израиль. В КГБ знали о еврейском самиздате? То-то Владимир Мушинский и все, кто был причастен к самиздату, порадуются! Что до Шарона… Автор с ним при его жизни встречался неоднократно и с его сегодняшними обстоятельствами хорошо знаком. В отличие от Лины Мееровны. Ну, если человека не стесняет то, что она демонстрирует себя в качестве болтливой и сварливой невежи, что поделать.

Это же, кстати, и о митинге в парке, недалеко от станции метро Речной Вокзал. Том самом, насчёт противостояния антисемитизму. Шесть центральных советских газет, включая «Аргументы и факты», «Известия» и «Комсомольскую правду», отметились по его поводу статьями, в которых персонально были упомянуты Членов и Сатановский. Вопрос о посадке автора тогда стоял на повестке дня у компетентных органов. Как сообщили автору лет через десять те, кто его в те годы обсуждал. Поскольку дело было прошлое, ни КГБ, ни КПСС уже не было, а они были на пенсии. Ну, извините, сесть автор не сподобился. Поскольку полагал, что подпольщик, которого поймали – это плохой подпольщик. И он не герой, а дурак. Прочее – от неизжитых романтических идей юности. Овод там, карбонарии. Малопростительная для взрослого человека инфантильность.

Что до Российского еврейского конгресса - в качестве председателя совета директоров и президента РЕК автор сделал всё возможное для того, чтобы увековечение памяти жертв Холокоста было произведено именно на тех местах, где они погибли. Однако этот самый конгресс был и остаётся российской организацией. Все балки и яры, концлагеря и гетто в республиках за пределами России обустраивать он не мог. Этого просто никто бы не позволил. Память о них сохраняла Мемориальная синагога на Поклонной горе.

В программе, принятой на сентябрьском съезде РЕК в 2004-м году было обязательство по обустройству ВСЕХ памятных мест Холокоста в России. Бюджет был выделен. Через месяц автора попросили оставить пост президента Конгресса. Что похоронило это дело. Жаль. Как жаль многое из того, что умерло после этого. Хотя ни к чему, что происходило в бывшем СССР с еврейскими программами 90-х и 2000-х, Лина Мееровна никакого отношения уже не имела. И слава Б-гу. И ей жить проще. И, главное, всем остальным.
Количество обращений к статье - 6249
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (28)
Абрам Торпусман, Иерусалим | 15.06.2018 20:50
Андрей Кротков, спасибо! Догадываюсь, и Вы сегодня не молоды. Желаю здоровья и удач.
Андрей | 25.02.2018 06:27
Был сослуживцем Абрама Наумовича Торпусмана. В тесном дружестве не состояли (сказывалась разница в возрасте - АНТ старше меня 15-ю годами), но общались славно, относились друг к другу уважительно. Я высоко ценил и ценю АНТ как знающего филолога. Что АНТ еврей, а я ни разу не еврей, но совсем и окончательно русский, никакого значения не имело. Желаю АНТ и его семье здоровья и успехов.
Гость | 10.01.2014 01:23
Господа, вы уже четверть века здесь, но все еще там.
Гость S | 31.12.2013 23:27
По оскорбительному, некорректному тону отклика Сатановского на объективную критику автором его самовосхваленного творения, и отсутствия конкретных контраргументов по существу ее убедительных замечаний,можно заключить,что он не прав.Увы!Ум и образованность его не связаны с честью и достоинством порядочного человека .Неискренний автор неизбежно рискует утратить доверие читателей к своим публикациям.
Давид | 30.12.2013 06:55
В защиту Сатановского (не автора мемуара, а фамилии).
САТАНОВ - небольшой старинный город в Подолии (Украина), отсюда фамилия.
Распространённая модель образования еврейских фамилий (Ходорковский, Бродский, Константинов и многие, многие другие). Никакого отношения к Сатане не имеет.
Ilya Goldovt, Boston, MA USA | 30.12.2013 05:01
Ответ г-на Е. Сатановского хамский. Согласен с написанным Линой Торпусман "... и подзаголовок выглядит так: «Записки бывшего якобы подпольщика».

Какое "подполье" в 1987 годy?! В комментарии "Давид | 28.12.2013 19:19" сказано всё. В.Я. Альбрехт таких людей как Е. Сатановский называет "шустрые".
Какое количество шустрых начало появлятся в 1987! Временем затребованы, да и душа просит.

Решил оставить комментарий т.к. затронуты люди которых я знал и с которыми сотрудничал в течении многих лет - Лев Овсищер и Йосеф Зисельс.
Гость | 29.12.2013 18:30
Забавно наблюдать за перепалкой,
но лучше бы они друг друга палкой.
Кому-то не сносить бы головы,
а словом не побьешь, Увы!
Лина | 29.12.2013 18:03
И ещё одно уточнение к статье Рахели: В присвоение одной из улиц имени Маши Брускиной много усилий приложили полковник Лев Овсищер (зихроно ле-враха) и депутат Кнесета Юрий Штерн (зихроно ле-враха) с помощниками.
Лина | 29.12.2013 17:10
В комменте нашей старшей Рахели две неточности. Деньги собирались не по всему миру, а только в Израиле, США, Германии.И более активно заниматься делом, которому отдано 15 лет (1997-2012),я не намерена.
Абрам | 29.12.2013 12:54
Островскому. Хреновенько защищаешь своего дружбана Женю.Монопенисно. Не читал, говоришь, но одобрямс. Признаёшь героем. "Написал- молодец, издал - герой!" Сравниваешь его поспешные мемуарчики с многолетним отличным исследованием Кошаровского "Мы снова евреи", - за что, полагаю, Юлик тебе отдельное спасибо скажет. А те, кто написанное критикует, "хулят и собачатся" - спасибо, Сашенька! На месте Мизулиной ты бы всякую литературную критику запретил. Не верю,Саша. Стебаешься ты над дружбаном, не иначе.
Гость Иудейский | 29.12.2013 12:00
В России испокон веку у власти находятся худшие люди. Касается это и той части еврейского истеблишмента, которая служит властям. Сатановский умный, образованный, энергичный человек. Но он законченный "раша" - злодей, как и те, кому он служит. И его фамилия - не только памятник глумлению над в прошлом, евреями, но и зловещий символ настоящего.
Рахель | 29.12.2013 11:07
Пора вмешаться и мне, на правах главного подпольщика, так как именно моей рукой были написаны те самые «подпольные» протоколы.

Меня зовут Рахель Торпусман. В 1987 году мне было 17 лет, и отец брал меня с собой на собрания Инициативной группы по проведению митинга протеста против антисемитизма.

Сатановский пишет о Сергее Луговском: «Кстати, ни в каких инициативных группах, ею упомянутых, отродясь не состоял». Я свидетельствую, что Сергей не просто «состоял» в группе, а был одним из инициаторов идеи митинга (вместе с Эли Лифшицем и Ирой Шапиро): именно он обратился с этой идеей к моему отцу.

Вот ирония судьбы: грубая ложь Сатановского заставила и моих родителей, и меня встать на защиту моего бывшего мужа – человека, к которому у нас, увы, много личных претензий. Однако приходится.

В 1983-87 годах Сергей был именно тем, кем хочет сейчас казаться Сатановский – неформальным лидером большой группы московских евреев, который щедро делился информацией об Израиле, распространял «самиздат» и «тамиздат», преподавал иврит, организовывал семейные походы на природу, связывал друг с другом людей, нуждавшихся в этом. И действительно рисковал - не так, как Женя в 1989 году, а всерьез. И сейчас, вспоминая то напряженное время, я присоединяюсь к маминой благодарности Сергею за то, как он вел себя тогда и как помогал товарищам.

А книга Сатановского – так же как и его действительно базарный ответ моей маме – к сожалению, только наглядно показывает уровень его личности.
Он называет Лину Ксантиппой. Но эта Ксантиппа осуществила-таки большое дело: при очень ограниченных возможностях, она сумела организовать сбор денег по всему миру, потратила немало собственных денег и добилась цели - привела в порядок несколько мест массового расстрела евреев на Украине и установила памятники там, где когда-то валялись непогребенные черепа. И намерена продолжать эту работу – не побоюсь цитаты: «спасая отечество от позора». И, насколько я знаю, ей никогда не помогали в этом ни Сатановский, ни другие «еврейские организации», она делала всё сама. Она поставила в Израиле, в Кфар-Ярок, памятник героине из Белоруссии – Маше Брускиной. А затем много лет добивалась и добилась, чтобы именем Маши была названа улица в Иерусалиме.
У Сатановского в жизни было много возможностей, несравнимо больше, чем у Лины и у Сергея – а на что он использовал их? Кто его помянет добром?
У него была возможность сохранить лицо и тогда, когда ему дали мамину статью на отзыв. Но трудно сохранить то, чего нет.


Вениамин, Кфар-Саба | 29.12.2013 09:07
А я прочту с интересом, потому что многих в еврейском движении тех лет хорошо знаю, и еще потому, что мне нравятся его еженедельные колонки в МЗ. А характеристики людей... Это его книга, и он волен давать собственные оценки любому из своих героев.
Гость Сторонний | 29.12.2013 08:48
Сатановский мастерски разыграл процесс пропиаривания своей, так называемой, книги. Еще в процессе написания, он этот пиар планировал, внося в него полупрозрачные полунамеки. Зная людей, он расчитывал на взрывной характер некоторых из них. Надо отдать должное Сатановскому, он действительно не дурак, все было расписано, по нотам. Лина, есстественно отреагировала и планируемый ПИАР торжествует. Теперь возможно книгу купят некоторые (надеюсь немного) из тех, кому эта тема вообще мало интересна, я точно ни при какой погоде ее читать не буду. ВИВАТ Сатановский! Мастер!
Морис Собакин | 29.12.2013 00:52
Я хорошо помню период возрождения еврейского самосознания конца 80-х - начала 90-х, даже сам принимал в этом небольшое участие. Тогда уже многое "стало можно", поэтому говорить о какой-то "подпольной" работе никак нельзя.
Давно подозревал, что Сатановский - матерый аферист. Теперь вижу, что он еще и циник (хотя, это, пожалуй, неразделимые качества характера). Лучше бы он ничего не отвечал на статью Л. Торпусман, чем так "засветиться". РЕК этот самый - сборище ручных дрессированных евреев при Кремле. А учитывая, что в "евреи" они принимают всех подряд, непонятно, сборище КОГО эта организация вообще. Просто кормушка.
И еще. ЕС пишет: "В программе ... было обязательство по обустройству ВСЕХ памятных мест Холокоста в России. Бюджет был выделен. Через месяц автора попросили оставить пост президента Конгресса. Что похоронило это дело." Так-так... Дело, значит, похоронили. А КУДА ДЕЛСЯ БЮДЖЕТ???
Давид | 28.12.2013 19:19
Г-н Сатановский успешно избежал преследований КГБ в последние месяцы существования карательной советской системы. Никто не упрекнул бы его, если бы не желание представить себя героем-подпольщиком., о чем и пишет Лина Торпусман. Редактор МЗ предоставил Сатановскому возможность объясниться. Вместо этого Е.С. перешел на личность оппонента и на её семью, что недопустимо, тем более для общественного деятеля и человека науки.
Было бы уместно снять подзаголовок книги "Записки бывшего подпольщика". "Его там не стояло."
Гость | 28.12.2013 15:05
Чудаку. Сатановский совершенно не прав. Развал государство был бы ужасен. А кто тогда пенсии будет платить?
Островский Александр | 28.12.2013 14:33
С участниками дискуссии знаком ещё с 80-х, нахожусь с ними со всеми во вполне приятельских отношениях, а эту Женину книгу пока не прочёл. Тем легче прокомментировать. На примере труда Кошаровского "Мы снова евреи". Труд титанический. Обо всём упомянуто? Нет, конечно. В печать попала может быть треть подобранного материала. Ошибки? Присутствуют. В именах, например. И что? Никаким местом не умаляет Юликовых заслуг и подвижничества. И с Женей то же самое: написал - молодец, издал? Герой! Есть несогласные? Напишите своё, публикуйте и радуйтесь, что историческая правда восстановлена. А хулить и собачиться я бы, лично, не стал. Монопенисно.
ЧУДАК | 27.12.2013 22:02
ГостьР. Отношение г-на Сатановского к сионизму, как я понимаю, неоднозначное. Например, его слова: "Нет ничего страшного, если государства (Израиль) больше нет. Была бы шея, а хомут найдётся. Нет ничего непоправимого и в том случае, если страна разрушена".
ГостьР | 27.12.2013 20:46
Сочтитесь славою, ведь вы свои же люди. Пускай вам общим памятником будет построенный в Израиле сионизм.
Лина, Иерусалим | 27.12.2013 20:44
Благодарю всех, кто меня поддержал.Автор (Сатановский) "с любовью" поведал мне и Абраму, что я - несчастье мужа, что он наивно, т.е. неумно, женился на мне, скандальной, агрессивной, болтливой и сварливой невеже... Во мне, правда, есть и хорошее - искренность, "честность во всём, что она (т. е. я) говорит и пишет, поскольку какую бы чушь она ни говорила и ни писала, она в эту чушь верит"...
Ну, а наш бывший зять вообще монстр, без единого просвета. И на манер мадам Стороженко с одесского Привоза Автор кричит: "А про зятя-то что молчишь? Чего скромничаешь?!" И дословно: "И литературный образ этого большого счастья семьи Торпусманов не нуждается в корректировке?"
"Литературный образ" (Каково?! Уже и писателем себя считает...) нашего бывшего зятя Сергея Луговского представлен на с.252-254.И я коснусь этого персонажа, чтоб ещё раз показать злобность и лживость Автора. Он изображает Луговского как паразита, не желающего работать программистом, а устроившегося сторожем "на неответственных объектах". У Сергея очень слабое зрение, отсюда и проблемы с работой. Что он занимает и не отдаёт долги, мы слышим впервые и не верим. Что он "ни в каких инициативных группах... отродясь не состоял" - полная ложь. В напечатанных протоколах значится: всего состоялось 5 заседаний Инициативной группы, на третьем заседании (14.08.87)и на четвёртом (23.08) присутствовали и Луговской, и Сатановский.
Благодаря Сергею мы имеем квартиру и прекрасных внуков. Он, единственный, спросил у Абрама, а как мы летим в Израиль - через Вену или Бухарест. И объяснил, что надо через Бухарест, тогда вернут деньги за дорогу, а это - будущий взнос за квартиру. Он познакомил Абрама с герами из Ильинки, что под Воронежем, которые одолжили нам деньги. И был свидетелем при возвращении долга.
Автор самым беспардонным образом вмешивается в наши семейные отношения. В то же время он возмущён моим "вмешательством" в его отношения с героями книги. Я "вмешиваюсь", основываясь не на сплетнях, а исключительно на тексте его книги, которая цитируется в моей статье 26 раз. Меня как читателя коробит его лживость, передёргивания, ёрничанье при описании безобразий... Я верю "в чушь", когда читаю у Автора, что власти в 1989 году заняли позицию - "делайте, что хотите, только к нам не приставайте" (с. 345). По поводу увековечения памяти жертв Холокоста Автор сообщает, что обустроить все "балки и яры, концлагеря и гетто в республиках ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИИ"(выделено мной - Л. Т.) Российский еврейский конгресс просто не мог. Напоминаю: в интервью израильскому журналисту Автор говорил :"Пока не похоронены все евреи, уничтоженные нацистами на СОВЕТСКОЙ (выделено мной - Л. Т.)территории..., свою задачу... наш Конгресс... будет считать невыполненной". Раньше так, теперь эдак.
Ну, и напоследок о бегстве Автора из Москвы, "в подполье", незадолго до митинга. Он "полагал, что подпольщик, которого поймали, - это плохой подпольщик. И он не герой, а дурак"...Все дураки остались в Москве, а он, умный, сбежал. Такое саморазоблачение трудно вообразить.
Мы с Абрамом хохотали чуть ли не над каждой строчкой ответа "с любовью". Нас очень повеселили эти кульбиты.
ЧУДАК | 27.12.2013 18:57
Илья Эренбург писал в "Люди, годы, жизнь*, что непорядочно обсуждать прошлое живых друзей и недругов. Наверно, у г-на Сатановского другие понятия, о чем говорит его книга, а, тем более, отзыв. Мне, человеку 70х, не знакомому с Россией 90х, было интересно узнать что-то новое. Само название книги "Жизнь среди евреев" заинтриговало. Новый Миклухо-Маклай, Киплинг, Майн Рид? Дальше больше - "Записки подпольщика"! Понял - разведчик КГБ рассказывает о своей работе в еврейской среде? Оказалось - ошибся. Еврей-бизнесмен, никогда не собиравшийся покинуть Россию ради Израиля, ставший большим специалистом по Ближнему Востоку, пишущий статьи о некомпетентности израильского правительства, о преступности Президента, о враждебности Америки, одновременно являющийся советником Российских властей. А может - не ошибся?
Вольф | 27.12.2013 14:04
Г-жа Торпусман "цепляется" к словам и оценкам давних событий, а ведь и сама в этом плане небезгрешна. Например, в статье "Всё было не так..." (подразумевается, что у нее-то всё "так") писала: "Летом того же 2006 года президент Белоруссии Лукашенко во всеуслышание заявил, что евреи загрязняют любое место, где они проживают, вот и город Бобруйск они загрязнили" (этак прямо он не заявлял - намекнул, и было это не летом 2006 г., а в октябре 2007 г.).

"Обратим внимание – более чем две трети депутатов (75 из 109) одной из палат парламента, по национальности белорусов, выступили в защиту чести евреев". В Беларуси живут не только белорусы, и вполне возможно, что среди депутатов были русские, поляки... Не думаю, что Л. Торпусман видела их метрики. Между прочим, то обращение 2002 г. в защиту минских синагог готовилось в рамках неформальной инициативы "Немига-1570", где главную роль играл Яков Гутман. Он же собирал подписи среди депутатов, о чем г-жа Торпусман "забыла" упомянуть.

С другой стороны, г-ну Сатановскому, наверное, не пристало "похлопывать по плечу" взрослых людей и публично обсуждать их семейную жизнь. Уровень его ответа действительно базарно-кухонный. Тем не менее в отличие от г-на Торпусмана я не нашел в ответе Сатановского слов "Ты жизнь свому мужу загубила!" Это уж уважаемый ученый от себя присочинил, чтобы можно было посильнее обидеться.

Вообще, нехорошо, когда под видом выяснения принципиальных вопросов выплескиваются какие-то давние обиды (чтобы не сказать - "сводятся счеты"). Ни с супругами Т., ни с автором книги лично я не знаком. Знаком со многими другими деятелями, которые вели себя схожим образом. Во многом из-за их поступков я и отошел от еврейского общественного движения. Теперь общаюсь с евреями, не обремененными должностями вроде "президент конгресса" или "секретарь ассоциации". Кругом своего общения доволен, чего и всем желаю.

Шабат шалом!
Николай | 27.12.2013 08:44
Узнаю Лину! Узнаю Абрама! Молодцы! Лина смело выдала рецензию на книгу, Абрам "поднял перчатку" и достойно ответил.
А тот, который "с любовью", как-то неубедительно огрызнулся и лукавство неприкрытое прет из всех щелей.
Абрам Торпусман, Иерусалим | 26.12.2013 19:44
Ответ г-ну Сатановскому.
Видит Бог, не хотел комментировать претензии оппонента на геройское участие его в еврейском подполье, но придётся перчатку поднять. Начну с тона его ответа моей жене, уже отмеченного в комментах Гостя 09.10. Мне тон его якобы дружественного послания очень уж напомнил дамские препирательства на кухнях. Наш учёный начинает свой ответ на обидные, но обоснованные претензии Лины, с... её возраста. После этого идут обычные аргументы коммунальной кухни: "ведьма, кикимора!" (виноват, "огнедышащий дракон" и "Ксантиппа"- оцените учёность!)Ещё:"Ты жизнь свому мужу загубила!" (здесь слово в слово). Но самый убедительный аргумент той кухни: "Зять-то твой - кривой!" По-моему, вполне достаточно для прекращения всяких отношений.
Но , всё-таки, я более , чем многие, компетентен в делах Инициативной группы по проведению митинга протеста против антисемитизма в Москве в 1987 году, по поводу которой оппонент гонит пургу, и потому считаю правильным уточнить детали. Г-н Сатановский в 1988 году и позже участвовал в прихватизации государственной собственности и, став олигархом (не первого, а, скажем, третьего ряда) часть приобретённых средств тратит на еврейские проекты.В этом качестве он является видным деятелем еврейского движения. Кроме того, после отъезда из СССР многих отказников Сатановский продолжил их проекты по части, например, организации Самиздата. Но его деятельность пришлась на годы, когда это не было опасным. Одержимый странными комплексами, наш оппонент пытается внушить своим читателям, что его дела грозили ему больше, чем Щаранскому. Лина права. В своём ответе Сатановский пытается её опровергнуть, прибегая к прямой лжи. Образец: утверждает, что Сергей Луговской (да, наш бывший зять!)никакого отношения к Инициативной группе не имел.Ложь обнаружить легко, все протоколы заседаний этой группы опубликованы.(См."Jews in Eastern Europe", Spring 1997, 1(32),pp.61-79).Луговской присутствовал на первом заседании группы 31 июля (с.61), а Сатановский впервые пришёл на заседание 14 августа (с.68). Дальше прибегну к собственным воспоминаниям. Г-н Сатановский проявляет свинство (другого слова не подобрать) по отношению к человеку, который привёл его в еврейское движение (Луговскому) и всячески рекомендовал подключить его к нашим проектам. Только под большим давлением Луговского мы с Членовым включили Сатановского в Инициативную группу. И когда наш оппонент утверждает, что, по словам неназванного ГБ-шника, его с Членовым собирались повязать, это очень смешно. В групе было два "генерала" движения - Членов и Овсищер.Луговской, преподаватель иврита, был, скажем "старшим сержантом", Женя был не более чем рядовым. Надо признать, впрочем, что участие в групе в 1987-м году требовало определённого мужества, но не в Москве, где уже бушевала гласность. А вот ленинградский активист полковник Наум Немченко, который поехал на наш митинг, был убит в поезде. 13 сентября было последним днём, когда власти СССР задержали еврейских активистов. Больше им никогда ничего не угрожало.Претензии оппонента на "героизм" смешны. В историю еврейского истинного подполья он войдёт как самозванец.
Гость | 26.12.2013 19:39
Очень не красиво выглядит эта "дискуссия", право...
Гость | 26.12.2013 09:10
Этим ответом тов. Сатановский еще раз подтвердил - Я грубиян и хам.
Гость Акива | 26.12.2013 08:36
Лина, с радостью узнаю о Вас все новые подробности. О Сатановском наслышан и начитан. Мне он представляется бахвалистым малым, что, в общем-то, свойственно нашему брату. Однако, статьи его читаю с интересом. В них, по-моему, все же есть определенная изюминка.
Лина, читаете ли Вы "Новости недели"? Там в "Еврейском камертоне" есть очерк "Путь капитана Цама". Если найдетте время, прочтите, мне интересно Ваше мнение. Через пару дней я Вам позвоню. Спасибо.
Страницы: 1, 2, 3  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com