Logo



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!



RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
22-28 августа 2013
Рубрику ведет Леонид Школьник

22 августа

 

1946 - Профессор кафедры финансов и экономики в Колумбийской школе бизнеса Эли Ноам родился в Иерусалиме, служил в ВВС Израиля, принимал участие в Шестидневной войне 1967 года и в Войне Судного дня в 1973 году. Впоследствии он также служил в американском гражданском аэронавигационном патруле. Карьеру ученого Эли Ноам начал в Колумбийской школе бизнеса в 1976 году. Он также преподавал на юридических факультетах Колумбийского, Принстонского университетов США, а также в Университете Сент-Галлен в Швейцарии (1998-2000). В последнее время Ноам делает упор на преподавании стратегии управления, на вопросах политики в области телекоммуникаций, вычислительных и электронных СМИ. Профессор Эли Ноам – автор свыше 400 научных статей статей по таким темам, как телекоммуникации, информационная политика СМИ, общественный выбор, финансирование избирательных кампаний. Ноам - автор, соавтор и редактор 25 книг. Эли состоит в браке с Надин Строссен, бывшим национальным президентом Американского союза защиты гражданских свобод. А Эли в настоящее время – директор Института телеинформации Колумбийского университета. Это научно-исследовательский центр, разрабатывающий стратегические вопросы в области телекоммуникаций, вычислительной техники и электронных СМИ.

 

23 августа

1924 - Израильский писатель-сатирик, лауреат Государственной премии Израиля 2003 года Эфраим Кишон родился в Будапеште, в эмансипированной семье, родной его язык - венгерский. Изучал скульптуру и живопись. С приходом немцев в Венгрию в 1944 году Эфраим попал в концлагерь, откуда сумел бежать, изготовив фальшивые документы. Первое его произведение - роман "Козлы отпущения" (1945), который он писал среди развалин разбомбленного Будапешта. В 1949 году Кишон нелегально покинул Венгрию в знак протеста против коммунистического режима и репатриировался в Израиль. Публиковаться начал в газете на легком иврите "Омер". С 1952 по 1981 годы вел ежедневную колонку "Хад Гадья" в газете "Маарив". В 1953 году в театре «Габима» была поставлена его пьеса "Слава бежит впереди него". Кишон – автор пьес "Ктуба" (1953), "Вытащи штеккер, чайник закипел" (1968), "Эй, Джульетта!" (1972), мюзикла "Салах Шабати" (1988). С 1981 года Кишон жил в Швейцарии, в маленьком городке Аппентцель. Его книги были также переведены и на русский язык (в основном – Марьяном Беленьким). Среди них - «Семейная книга», «Козлы отпущения», «Лиса в курятнике». Суммарные тиражи его книг превышают тиражи книг всех других писателей Израиля и уступают лишь Библии (ТАНАХу). В 2003 году Эфраим Кишон был удостоен Государственной премии Израиля. Скончался он 29 января 2005 года. А через год в Иерусалиме был снят документально-игровой фильм на русском языке о его жизни и творчестве (режиссёр — Гидеон Дубинский). В 2007 году сняли продолжение этого фильма. Значит ли это, что произошло возвращение Кишона в страну, которую он любил до самозабвения? Вот что говорил об этом сам писатель в одном из интервью: "Да, я не сабра. Но я и не венгр, хотя родился в Будапеште. Я не англичанин и не американец, хотя свободно говорю по-английски. Я не швейцарец и не немец, хотя постоянно проживаю в Швейцарии и часто выступаю и издаю свои книги миллионными тиражами в Германии. Я меньший космополит, чем кто бы то ни было. Я израильтянин, еврей, и больше никто".

24 августа

1945 - Борис Камянов (Барух Авни), поэт, переводчик, публицист, родился в Москве. В СССР практически не печатался, переводил с языков народов СССР, был слесарем, грузчиком, рабочим сцены и т. п. Израильский литератор Вильям Баткин, з”л, написал: «А не слышал я о Борисе Камянове лишь по одной причине – ходовой и грустной – его попросту не печатали, однажды и бесповоротно приобщив талантливого молодого поэта, разглядевшего ранее многих и фальшь, и уродство, и беспредел существующей власти, к плеяде инакомыслящих. «И хвала Всевышнему, что не печатали!» – возглашаю я сегодня запоздало храбро в своем иерусалимском далеке от Москвы, ибо тогда многие, разглядевшие пороки власти, смирились, приспособились, угодливо вычеркивали свои гипотетические штрихпунктирные намеки по настоянию боязливого ловкого редактора и свирепого, как цербер, цензора». Борис писал стихи, а в свободное от творчества время работал в Литфонде, отвечая за установку памятников на могилах советских писателей. В 1976 году уехал в Израиль, в настоящее время живёт в Иерусалиме. Слово – Вильяму Баткину: «Как человек предельно честный, отыскав еще в Москве узкую тропинку к своему народу, – со своим еврейским народом! – Борис Камянов в душе – чуткой, впечатлительной, восприимчивой, – а следовательно, в стихах предугадал трагедию расставания с Россией, трагедию многих из нас – не просто срывались с насиженных мест, не просто страшась – «еще тоска российская прищучит!» – ведь рвали с корнями, по живому, оставляя не симоновские три березки, а что-то огромное... И поэт говорит об этом, правда, в свойственной ему самоиронической манере:

...О, Русь моя, родимый мой барак!
Прости меня, неверного еврея!
Я ухожу, беднейший из бродяг,
Мечту о новой родине лелея.
Она в душе с младенчества жила.
Когда бывал я болен и изранен,
Она и укрепляла, и звала –
Любовь моя, мечта моя – Израиль.


Автор четырёх поэтических книг, а также трех юмористических сборников и целого ряда переводов с иврита на русский язык. Переводил стихи Хаима Нахмана Бялика, Шаула Черниховского, Авраама Шлёнского, Иосифа Керлера. Ему также принадлежит комментированный перевод «Песни песней» в соавторстве с р. Н.-З. Рапопортом (2000). Стихотворения и переводы опубликованы в российских антологиях «Строфы века» и «Строфы века — 2». Борис был заместителем председателя Союза русскоязычных писателей Израиля, до 2004 г. возглавлял его иерусалимское отделение. Основатель Содружества русскоязычных писателей Израиля «Столица», издающего литературный альманах-ежегодник «Огни столицы». Председатель Содружества с момента его основания в 2004 г. Член ПЕН-клуба. Лауреат четырёх израильских литературных премий, в том числе им. Рафаэли (1985), «Олива Иерусалима» в поэтической номинации (2006); дважды лауреат премии им. Ури Цви Гринберга. В настоящее время работает над книгой воспоминаний «По собственным следам».

Мазаль тов, Борис, до наших традиционных 120 тебе еще ого-го сколько! Пусть эта дорога ведет тебя к новым книгам, стихам и гонорарам, и пусть избавит от старых болячек и цурэсов. Будь здоров, дорогой – естественно, с Орой и всеми родными и близкими!

25 августа

1918 - Американский дирижер, композитор и просветитель Леонард Бернстайн родился 95 лет назад в Лоренсе (шт. Массачусетс, США), окончил Гарвардский университет (1939) и Институт музыки Кёртиса (1941), совершенствовался в дирижерском искусстве у Сергея Кусевицкого и был его ассистентом на музыкальном фестивале в Танглвуде в 1942 году. Занимая в 1943–1944 годах должность ассистента дирижера в симфоническом оркестре Нью-Йоркской филармонии, Бернстайн, самый молодой из дирижеров, работавших с этим оркестром, привлек всеобщее внимание, с блеском заменив маститого Бруно Вальтера на концерте 14 ноября 1943 года. Выступал с Нью-Йоркским симфоническим оркестром (1943–1947), Палестинским еврейским симфоническим оркестром (1947) и с Нью-Йоркским филармоническим оркестром (1949–1950). Как композитор Бернстайн отдал дань и классике, и современности. В 1944 году он написал музыку к балету «Невлюбляющийся» (Fancy Free); позже на этой основе был создан мюзикл «Увольнение в город» (On the Town). Среди прочих «бродвейских» сочинений Бернстайна – мюзиклы «Питер Пэн» (Peter Pan, 1950), «Чудесный город» (Wonderful Town, 1953), «Кандид» (Candide, 1956), «Вестсайдская история» (West Side Story, 1957; существует популярная киноверсия этого мюзикла), а также «Месса» (Mass, 1971) - театральное представление с пением и балетом. К классическим жанрам в творчестве композитора принадлежат, в частности, Первая симфония «Иеремия» (Jeremiah, 1942), Вторая симфония «Век тревог» (The Age of Anxiety, 1949); оперы «Волнения на Таити» (Trouble in Tahiti, 1952) и «Тихое местечко» (A Quiet Place; премьера окончательной редакции – в 1984 году); Третья симфония «Кадиш» (Kadish,1963), «Чичестерские псалмы» для хора и оркестра (Chichester Psalms, 1965). Среди литературных работ Бернстайна – книги «Радость музыки» (The Joy of Music, 1959) и «Бесконечное разнообразие музыки» (The Infinite Variety of Music, 1966). Умер Бернстайн в Нью-Йорке 14 октября 1990 года.

26 августа

1898 – Признанный в мире коллекционер произведений искусства Пэгги (Маргарита) Гуггенхайм родилась 115 лет назад в Нью-Йорке в богатой еврейской семье. Ее отец Бенджамин Гуггенхайм утонул на «Титанике» в 1912 году, а ее дядя, Соломон Гуггенхайм, основал солидный филантропический фонд своего имени. Как бы то ни было, к своему 20-летию Пэгги стала обладательницей солидного состояния, которое, конечно же, было значительно меньшим, чем несметные богатства братьев ее покойного отца. Поначалу она решила поработать в книжном магазине, где познакомилась с богемной публикой – молодыми актерами, писателями, художниками. Именно в тот период очарования богемой она познакомилась и близко сошлась с писательницей Джуной Барнес, которая в родовом поместье Пэгги - Hаyford Hаll - написала свой самый большой роман, Nightwood. В 1920-е годы Пэгги Гуггенхайм перебралась в Париж, где ее снова окружала богема – на сей раз парижская, с Монпарнаса. Профессиональный фотограф Мэн Рей делал ее художественные портреты, и она стала продвигать его творчество, как и произведения ее новых друзей-писателей Константина Бранкузи и Марселя Дюшена. В 1941 году Пэгги вернулась в Америку и открыла в Манхэттене на 57-й улице сразу ставшую знаменитой галерею, которую назвала «Искусство этого века». После Второй мировой войны Пэгги Гуггенхайм развелась с мужем Максом Эрнстом и решила заняться выставочной деятельностью: собрание приобретенных ею произведений искусства она решила показать публике в одном из престижных залов Венеции – в приобретенном ею дворце Venier dei Leoni. С начала 60-х годов Пэгги Гуггенхайм прекратила сбор и создание коллекций произведений современного искусства, решив сосредоточиться на демонстрации уже накопленного. Свои коллекционные богатства она передала для организации передвижных выставок музеям Европы и Северной Америки, в том числе Музею Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Впечатления от того, что видишь в этом музее, всегда многообразны и остры. Но первый удар по воображению – это само здание, каменная спираль, ввинчивающаяся в небо, шедевр великого архитектора Фрэнка Ллойда Райта, построенный по инициативе и на деньги выдающегося ее дядюшки-финансиста Соломона Гуггенхайма. Музей его имени часто называют домом новейшего искусства, потому что концепция и постоянной его экспозиции, и сменяющих друг друга замечательных выставок – показ лучших произведений современности, самых разных по стилистике, идейной направленности и технике исполнения. У истоков превосходной коллекции музея как раз и стояла Пэгги Гуггенхайм, страстная собирательница модерна (и мужских - вместе с женскими - сердец), великий знаток нового искусства, один из ведущих искусствоведов ХХ века и просто замечательная женщина, которую в Париже называли неповторимой, в Венеции – последней догарессой, а в Нью-Йорке – еврейской принцессой и жемчужиной гуггенхаймовской коллекции, которую она же составила и неустанно пополняла. В конце концов именно этому Фонду Пэгги завещала свой дом и свою богатейшую коллекцию Созданный же ею Музей современного искусства в Италии стал главным хранилищем произведений европейского и американского искусства первой половины 20-го столетия. Отдельные коллекции музея представляют такие течения в изобразительном искусстве как кубизм, сюрреализм и абстрактный экспрессионизм. Пэгги Гуггенхайм умерла в Падуе, Италия, 23 декабря 1979 года и похоронена рядом со своими любимыми собаками в Саду скульптур в ее дворце Palazzo Venier dei Leoni в Венеции.

27 августа

1816 - Публицист, общественный деятель, один из основоположников еврейской прессы в России Александр Цедербаум родился в Замостье, Люблинской губернии, Польше). 19-летний Саша после женитьбы перебрался в Люблин, занялся самообразованием, а в 1840 году поселился в Одессе — работал бухгалтером, а позже стал владельцем магазина готового платья. Цедербаум принимал активное участие в деятельности еврейской общины, в ее интересах он наладил связи с местными властями. В основанной им вместе с зятем, А. М. Гольденблюмом (1827–1913), одной из первых современных еврейских школ в Одессе Цедербаум преподавал еврейские предметы. В 1851 г. он безуспешно пытался основать еврейскую газету. В 1857 г. Цедербаум посоветовал О.Рабиновичу хлопотать перед правительством о разрешении на издание газеты на русском языке, посвященной интересам еврейства. В 1858 г. Цедербаум перевел на иврит и опубликовал статью попечителя Одесского учебного округа Н. Пирогова «Одесская Талмуд-Тора», предпослав ей предисловие о еврейском образовании. Вскоре Цедербаум стал хлопотать о разрешении на издание газеты на иврите. При содействии Пирогова разрешение было получено, и в сентябре 1860 года вышел в свет первый номер еженедельника «Ха-Мелиц». Первые два года еженедельник выходил на иврите и немецком языке (еврейскими буквами). Надеясь привлечь широкие круги читателей, Цедербаум стал с октября 1862 г. вместо немецкой части издавать приложение на идиш «Кол мевассер», в котором публиковались новости из России, из-за границы и из еврейского мира, научно-популярные статьи, а также фельетоны, в которых высмеивались темные стороны еврейской общинной жизни. Программа «Кол мевассер» включала два основных пункта: современное образование и изучение государственного, то есть русского языка. Однако в приложении высказывались и др. взгляды. И. Лифшиц (1829–78) в статье «Четыре класса» выразил ставшее потом общим местом мнение о том, что идиш — естественный язык евреев, и его нужно развивать и улучшать. В «Кол мевассер» впервые были опубликованы произведения Менделе Мойхер Сфорима, И.Линецкого и др. В 1869 г. «Кол мевассер» стал выходить как отдельная газета. В 1871 г. Цедербаум переехал в Петербург, куда было перенесено также издание «Ха-Мелиц». «Кол мевассер» продолжал выходить в Одессе до ноября 1871 г., так как Цедербаум не получил разрешения издавать газету на идиш в Петербурге. Еще в 1868 г. Цедербаум получил разрешение издавать еврейскую газету «Посредник» на русском языке. С выходом в свет в 1871 г. в Петербурге она получила название «Вестник русских евреев». «Вестник» ставил своей задачей знакомить читателей с современными вопросами и событиями с точки зрения «образованного русского общества». Газета была ориентирована на сближение евреев с русским народом. В 1879 г. Цедербаум передал разрешение на издание еженедельника на русском языке группе русско-еврейской интеллигенции, которая переименовала «Вестник русских евреев» в «Рассвет». Цедербаум номинально оставался редактором еженедельника, фактическим же редактором был М.Кулишер. В марте 1880 г. Цедербаум продал право издания еженедельника за шесть тысяч рублей, и официальными редакторами стали Г.Богров и Я. Розенфельд (1839–85). В конце 1870-х гг. Цедербаум активно участвовал в защите грузинских евреев, привлеченных к суду по кутаисскому кровавому навету (1878). Спор Цедербаума с ксендзом И. Лютостанским, публичный диспут с ним и вызов его на суд (1879–80) представляют собой веху в борьбе русского еврейства против антисемитизма. С 1882 г. Цедербаум принимал активное участие в движении Хиббат Цион, был деятельным участником съездов движения в Катовице (1884) и Друскениках (1887). Благодаря ходатайству Цедербаума в 1890 г. было разрешено Общество вспомоществования евреям — земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине. «Ха-Мелиц» стал неофициальным органом Ховевей Цион, в нем публиковались многочисленные статьи, посвященные поселению евреев в Эрец Исраэль. В 1880-х гг. «Ха-Мелиц» превратился во влиятельную современную газету. Как приложения к нему публиковались литературные сборники под различными названиями. «Ха-Мелиц» выходил дважды в неделю, а с 1886 г. стал ежедневной газетой. В эти годы «Ха-Мелиц», по свидетельству Цедербаума, читали до семидесяти тысяч человек. В 1881–90 гг. Цедербаум также издавал в Петербурге еженедельник на идиш «Идишес фолксблат» (преемник «Кол мевассер»). Цедербаум опубликовал повесть «из народной жизни» «Бен ха-мецарим» («Безвыходное положение»; Одесса, 1864); критические очерки о хасидизме «Кетер кехуна» («Корона священника»; Одесса, 1868); «Мотар адам» («Дозволено человеку»; 1868), «Ахарон» (1868), историю еврейской общины Бердичева «Ди геhеймнисе фун Бердичев» («Тайны Бердичева»; Варшава, 1870); перевел на иврит повесть Г. Богрова «Кого винить?» (СПб., 1879). Внук Цедербаума, Ю.Мартов, находился под его значительным влиянием. Цедербаум пытался обучать внука ивриту, рассказывал о еврейской истории, в частности, о кантонистах, и осуждал тех, кто крестился и, оставив «лагерь преследуемых, переходил в лагерь преследующих». Участие Мартова в революционном движении не разъединило их: Цедербаум помог ему освободиться от первого ареста в 1892 г., внеся денежный залог, и, очевидно, в какой-то мере стал понимать идеи внука-революционера. Умер Александр Цедербаум в 1893 году в Петербурге.

28 августа

1913 – Знаменитый американский тенор Ричард Такер (настоящее имя и фамилия – Рувн Тикер) родился 100 лет назад в Бруклине, Нью-Йорк, с детства проявил музыкальные способности. Впервые он запел в синагоге на Нижнем Ист-Сайде в Манхэттене, и его чистый мальчишеский голос, звучавший на свадьбах и бар-мицвах, пришелся по душе тысячам прихожан. Вскоре он стал кантором Бруклинского Еврейского центра. В 1941 году участвовал в конкурсе на замещение певческих позиций в «Метрополитен Опера», но не добился успеха. Однако на помощь пришел Его величество Случай: генеральный менеджер «Метрополитен Опера» Эдвард Джонсон услышал его пение в синагоге и тут же предложил Такеру долгосрочный контракт. Дебютировал Ричард Такер в роли Энцо Гримальдо в опере «Джоконда», поставленной по мотивам романа Виктора Гюго в 1945 году. Этот дебют молодого певца положил начало его многолетней карьере в «Метрополитен», на сцене которой он исполнил более тридцати оперных партий. И до сих пор Ричард Такер считается лучшим американским тенором. В то же время Такер даже на пике своей известности не забывал о своей синагоге, и регулярно вел службу в Йом Кипур и на Рош ха-шана. Ричард Такер женился на Саре Перельмут, сестре известного тенора Жана Пирса (Яакова-Пинхуса Перельмута), которая не пропускала ни одного представления с участием Такера. А сам Ричард считался мастером розыгрышей, маленьких провокаций, и мог рассмешить коллегу-актера прямо на сцене в самом неподходящем месте пьесы. Однажды во время представления La Forza del Destino он спрятал фотографию обнаженной женщины в коробку, которую по ходу пьесы должен был на сцене открыть его коллега Роберт Меррилл. Можете себе представить, что было с Мериллом, когда он увидел это фото... Умер Ричард Такер 8 января 1975 года от сердечного приступа в своей артистической гримерной, перед выходом на сцену с тем же Робертом Мерриллом в городе Каламазу, штат Мичиган. Прощание с великим тенором было организовано на его любимой сцене «Метрополитен Опера», и подобной чести больше не удостаивался никто из деятелей искусства. Сегодня площадь напротив Линкольн-Центра в Нью-Йорке носит имя бруклинского еврея Ричарда Такера, в просторечии Рувна Тикера.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 3268
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (4)
Гость | 29.08.2013 03:59
Может быть Редакция, в интересах своих израильских читателей, попросит спикера Кнессета Израиля дать законодательный обзор (интервью) и опубликует, "Закон о муниципальных выборах в Израиле", которые будут осуществлены в октябре с.г.?
Борис Камянов | 25.08.2013 09:38
Спасибо, дорогие!
Гость В.Вебер | 24.08.2013 23:18
Уважаемый Борис!
Поздравляю от души! Здоровья Вам, творческих успехов и счастья во всем!
Гость | 24.08.2013 12:50
Сегодня день рождения замечательного поэта, публициста и удивительного, интересного человека Бориса Камянова. Борис, веселой Вам компании сегодня, верных друзей и улыбок прекрасных дам. Успехов в творчестве и внимания к Вам Ваших читателей, почитателей и издателей!

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2020, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com