Logo



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!



RedTram – новостная поисковая система

Наши традиции
«...Хоть и нет у нас заслуг»*
Йонатан Рапапорт, Нью-Джерси

Вторая часть размышлений автора в связи с прошедшим праздником Пурим
и наступающим праздником Свободы (Песах)



(Окончание. Начало в "МЗ", №348)

Год 5772-й (2012)

В наши дни большинство евреев воспринимают Пурим как детскую сказку и повод порадоваться и выпить, в лучшем случае, как исторические события, хоть поучительные и занимательные, но весьма далекого прошлого. Ну какое отношение имеем мы к событиям, произошедшим в древней Персии более 2300 лет тому назад?

Вот об этом и поговорим: возможно, куда более близкое, чем нам может показаться на первый взгляд – если применить метод сравнительно-сопоставительного анализа исторических фактов и закономерностей истории, развивающейся под контролем Всевышнего. Ведь для Творца фактора времени не существует. Как сказал царь Давид - «ибо в глазах твоих даже тысячелетие подобно дню вчерашнему, миновавшему» (Теилим, Псалом 90). А в случае Пурима, напомню, мы имеем дело с серьезным и хорошо документированным первым в истории планом полного физического уничтожения всего еврейского народа, т.е. Холокоста. Как сказал еще царь Шломо, он же Соломон, сын Давида – «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться; и нет ничего нового под солнцем» (Коэлет/Экклезиаст, 1:9, выделено мной).

Что было и что делалось

В тексте Мегилы Эстер, читаемой в Пурим, неслучайно нет ни единого упоминания о Всевышнем и почти ничего - об исторических условиях, в которых происходят описываемые события, без знания которых, впрочем, их нельзя полностью понять. Посему напомним коротко последовательность и внутреннюю логику развития тех событий.

После периода подъема и процветания при царе Шломо, построившего и открывшего в Ерушалаиме в 2935 г. первый храм, евреи раскололись на два царства и впали во многие грехи, включая идолопоклонство. Через 223 года Северное царство было завоевано Ассирией (3187 г.), а населявшие его десять колен - большая часть народа – были угнаны и исчезли навсегда. Южное царство, состоявшее из двух колен - Йегуды и Биньямина, просуществовало еще 132 года, после чего было завоевано Вавилонским царем Навуходоносором в 3320 году. После 18-летнего смутного периода - ухода вместе с плененным еврейским царем Иехоякимом и его элитой, а затем повторного завоевания Южного царства и увода Иехоякима с большой группой евреев (включая Мордехая, героя Пурима) в 3326-3327 годах, девятого Ава 3338 года его войска разрушили Иерусалимский храм, предварительно осквернив его, и увели в плен почти всех евреев из Эрец Исраэль в Вавилон. Таково было наказание Всевышнего, как Он и предупреждал в своей Торе, за упорный отказ евреев следовать ее заповедям. Принципиально важно понимать, что Б-г посылал евреев в изгнание для того, чтобы исправить пути свои: «А вы – слушайте слово Бога, все изгнанники, которых я выслал из Иерусалима в Вавилон!» (Ирмеягу, 29.20 – здесь и далее цитируется по изданию Брис Авраам, «Пророки», 5765 – 2004). А исправление подразумевает и проверку, рассмотрение Всевышним достигнутого народом состояния для принятия решения о его дальнейшей судьбе, что входит в Его понятие «вспомню» (см. ниже).

За 19 лет до этого, в 3319 году, одновременно с образованием и завоеванием власти Вавилонским царством, пророк Ирмеягу огласил в Иерушалаиме переданные через него слова Б-га: «И превратится вся эта страна в руины, в дикую пустыню, и будут служить эти народы (населяющие Южное царство, Й.Р.) царю Вавилона семьдесят лет. И будет, как только пройдет ровно семьдесят лет, припомню я царю Вавилона и народу тому – слово Бога - грехи их... и превращу его в разорение вечное» (Ирмеягу, 25:12-13). Через восемь лет после первого пророчества, в 3327 году, Б-г еще раз через Ирмеягу повторил и пояснил пророчество, который изложил его в ободряющем письме из Ерушалаима евреям, уведенным в Вавилонский плен после его повторного завоевания: «Ибо так сказал Бог: потому что по исполнении семидесяти лет Вавилону я вспомню о вас и исполню для вас мое доброе обещание вернуть вас сюда... чтобы дать вам будущее и надежду! И будете вы звать меня, и пойдете Моими путями, и будете молиться Мне – и я вас услышу, и будете искать меня – и найдете, если устремитесь ко мне всем вашим сердцем! И буду я доступен для вас, - слово Бога, - и вернусь в Иерусалим вместе с вами, возвращающимися из плена, и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда вас забросил, - слово Бога, - и верну Я вас на то место, откуда изгнал вас» (Ирмеягу, 29:10). Это же предсказание, но без срока изгнания, было выражено Моше и в Торе (Ницавим, 30:1-8). Начальную точку отсчета семидесятилетнего срока, однако, пророк не указал, что вызвало разночтения, стоившие жизни царям. Общим и ключевым словом в обоих пророчествах является слово «вспомню», используемое, впрочем, в разных контекстах. Это же слово используется ныне и в общинной молитве во время общественных постов.

Предсказания Ирмеягу состоят из трех частей. Первые две части предсказаний имели вполне определенные временные рамки, а третья – о возвращении из плена в Ерушалаим – по времени не имела верхней границы. Первые две части предсказаний исполнились в точности: евреи сразу же (хоть и поэтапно) были угнаны в Вавилонский плен, а сын (или внук) Навуходоносора – вавилонский царь Балшатцар, ненавистник евреев, ровно через полных 70 лет был, в условиях происшедшего чуда, убит в 3389 году и Вавилонское царство прекратило свое существование, захваченное персидско-мидийской империей Дария и Кира. Вставший у власти Дарий был убит через год в бою (как своевременно Он убирает тиранов) и в 3390 году к власти пришел либеральный царь Кир, чем создались условия для реализации третьей части предсказаний. Зная и веря в пророчества Ирмеягу, уже сбывшиеся на его глазах в отношении евреев и Вавилона и боясь Б-га Израиля, новый император решил не испытывать судьбу и первым делом постановил разрешить евреям свободно вернуться в свою страну и строить себе в Ерушалаиме Второй храм. И тут открылось интересное обстоятельство. Оказалось, что большинство евреев не приняли обещанное им Б-гом спасение и вовсе не рвутся на родину из своего галута, где к тому времени уже успели удобно устроиться, подразвратиться и начать ассимилироваться. Правда, они помогли снабдить необходимым всех пожелавших вернуться строить храм. Вот что пишет по этому поводу современный комментатор: «Нация не была достойна полного спасения; это придет только в конце нынешнего изгнания. Даже когда царский указ был издан, позволяя евреям вернуться в свою землю, только 43000 приняли предложение – незначительная часть нации. Шокирует? Более чем. Это был показатель печального состояния нации под иностранным господством» (Танах, Stone edition, 1996, c. 1813, перевод с англ. - Й.Р.).

Настолько важны были эти первые добровольцы, «дух которых возвысил Ашем»: не только совершенно точно известна общая численность этого передового отряда евреев – 42360, включая Мордехая - под предводительством их лидера Зерубавеля, которым пришлось очень даже нелегко начинать строительство храма в Израиле; навечно записано, с точностью до человека, число евреев от каждого города, колена и семьи, а также шедших с ними певцов (400), рабов (7337) и даже носильных животных каждого вида (Эзра, 2:64-67)! Предводители местного населения воспротивились постройке храма и написали донос царю Киру (сообщается, что в этом участвовал тот самый ненавистник Аман с сыновьями), который в результате отменил свое разрешение, просуществовавшее всего менее трех лет. Все это подробно описано в книге пророка Эзры. Вскоре, в 3393 году, царь Кир умер и к власти чудесным образом пришел Ахашверош, подтвердивший мораторий Кира на постройку храма на основании письма-доноса сына Амана из Ерушалаима. За три года новый император подготовил себе новую столицу Шушан, где доминировали евреи, и переехал в нее.

Как и Балшатцар до него, Ахашверош пытается вычислить срок окончания пророчества Ирмеягу в отношении евреев. За начало отсчета семидесятилетнего срока он принимает второе завоевание Навуходоносором Ерушалаима и начало высылки евреев в Вавилон в 3326 году. Соответственно, в начале 3396 года он устраивает 180-дневный пир, с которого и начинается Мегилат Эстер. Одной из причин этого пира, наряду с умышленным введеним в грех евреев (являвшейся, наряду с поклоном, под страхом смерти золотой скульптуре Навуходоносора в 3340 году, причинами последовавшего сурового приговора Б-га евреям) являлось празднование окончания, по оценке Ахашвероша, срока их освобождения, предсказанного Ирмеягу, т.е., как он считал, свободу его действий в отношении евреев. Впрочем, осторожнейший Ахашверош еще восемь лет выжидает и присматривается, боясь из-за Б-га Израиля «трогать» их и отклоняя настойчивые предложения Амана расправиться с евреями. Он не знает, что пророку Даниэлю, который вскоре станет связным между Эстер и Мордехаем, уже сообщено свыше, что точкой начала отсчета семидесятилетнего крайнего срока соблюдения пророчества Ирмеягу является дата разрушения первого храма в 3338 году.

Что же означал тогда соответствующий ему крайний срок 3408 года? Теперь это был уже не добровольный, а обязательный срок исполнения пророчества и воли Всевышнего, поскольку от добровольного его принятия и использования предоставленного им ранее Всевышним шанса большинство евреев отказались. Как сказано: «много помыслов в человеческом сердце, но исполнится то, что замыслил Господь» (Притчи,19:21). Возможно, двухступенчатое выполнение третьей части предсказаний связано с числом предсказаний Ирмеягу. Свобода выбора теперь заключалась в следовании Его воле либо смерти, как и было обещано евреям в Торе: «сегодня...жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятье...» (Ницавим, 30:19). Урок этот показывает нам то, что очень многие евреи в последние пару веков, к сожалению, забыли и перестали понимать, а именно - специфику сущности нашего существования и действительный исторический выбор, который у нас есть. У нас нет выбора быть или не быть евреями, как того хочет и предписывает нам Б-г. Данный нам исторический выбор лишь гамлетовский – быть или не быть!

В 3404 году Ахашверош уступает настояниям и доводам Хамана/Амалека и соглашается покончить с евреями, назначая его своим ведущим министром с соответствующими полномочиями. 13-го Нисана того же года тот кидает свой жребий-пур для определения дня уничтожения евреев всей империи. Жребий выпадает на 13 Адара 3405 года (через 11 месяцев). События развивались стремительно: в тот же день Аман, не теряя ни минуты, выпускает царское постановление об уничтожении евреев и тут же рассылает его по всей империи (чтобы отравить евреям приближающийся праздник Песах 15-го Нисана), Мордехай рвет свои одежды и публично демонстрирует в мешковине свою скорбь и протест, а Эстер объявляет о начале трехдневного поста и молитв вместе со всем народом. Приговоренных уже к смерти евреев спасло тогда лишь то, что ходатайствующие об их спасении, самоотверженные и решительные еврейские лидеры были полностью поддержаны непрекращающейся молитвой, постом, раскаянием и изучением Торы всей без исключения общиной, включая детей. Сделали бы они это без висящего над их головой приговора? – сомневаюсь...

Худ. Борис Эренбург, Нешер

Заметим, что со времени первой возможности евреям свободно вернуться на свою родину прошло тогда около 14 лет, а поститься им пришлось во время Песаха (Мордехай приостановил тогда его законы для спасения жизни народа). Амана повесили 16 Нисана, во второй день Песаха 3404 года после того, как он провел Мордехая на царском коне через город Шушан - на виселице, приготовленной им для Мордехая. И в тот же день Мордехай был назначен на место Амана первым советником царя. А еще через 11 месяцев, 13 Адара, повесили и сыновей Амана, поразив и многих других врагов Израиля, готовивших ему погибель. Еше через год умер Ахашверош и императором был провозглашен его и Эстер шестилетний сын. Через два года, когда подошла семидесятилетняя годовщина разрушения Храма и исполнения пророчества Ирмеягу, подтвержденного современными пророками Хагайи и Зхарии, было возобновлено строительства храма, которое было завершено через четыре года. Второй храм был посвящен 3-го Адара 3412 года (349-й год до н.э.), через восемь лет после пуримских событий.

В следующем году в Ерушалаим вместе с новой группой переселенцев вернулся пророк Эзра, а еще через 13 лет – приближенный царя Нехемия, отстроивший стены Ерушалаима. В цитировавшемся уже современном комментарии из публикации Танаха сказано: «Книга Эзры и Нехемии приводит нас к поворотной точке еврейской истории. Она начинает эпоху, которая, в определенном смысле, и до сих пор с нами, ибо слава Давида и Соломона никогда уже не была возобновлена» (перевод с англ. - Й.Р.). Такая вот историческая картинка получается. И знать ее нам надо, ибо в ней в чистом виде проявились закономерности Божественного подхода к истории с благополучным концом, празднуемый нами. К сожалению, исход истории не всегда был таким.

В злом 20-м веке вновь возникла опасность Холокоста, однако праздновать на этот раз евреям оказалось нечего. Исходные условия обеих ситуаций были довольно идентичны: евреи живут в галуте, грехов перед Б-гом у них хоть отбавляй, и в результате появляется сильный и коварный враг - Амалек, желающий их полного физического уничтожения. Тем не менее, результат этих двух сходных исторических ситуаций оказался диаметрально противоположным – один был победоносный, а другой - трагический. Проанализировав причины такой разницы, можно понять, что привело к Холокосту и как можно было бы его избежать. Были ли тогда у евреев лидеры, обладающие авторитетом и способные ходатайствовать за них перед правителями, рискуя собственной жизнью? Готовы ли были евреи все, как один, покаяться, просить Б-га о прощении, прекратить междоусобную вражду и всевозможные отступления от Его Закона, соблюсти общий пост? Представляли ли они вообще тогда о грозившей им опасности? Использовали ли возможность спастись, уехав в Эрец Исраэль? Помогали ли тем, кто уехал туда раньше и терпел лишения? Всевышний был бы и рад помочь евреям спастись, но просил ли Его кто об этом? Вот характерный пример. В 1938 году, 9-го Ава выдающийся еврейский лидер, сионист и пророк Зеев Жаботинский в Варшаве публично умолял и призывал евреев спасаться от надвигающейся катастрофы в Палестину: «Вот уже три года я обращаюсь к вам, польские евреи – корона мирового еврейства. Я продолжаю постоянно предупреждать вас, что приближается катастрофа... Вы убедились, что мои прогнозы ранее были верны... Именем Бога! Спасайте каждый себя пока еще есть время, и его осталось совсем немного...» (перевод с англ. - Й.Р.). Его обвиняли в «нарушении еврейской национальной дисциплины», смеялись над ним и гнали вон. Через полтора года они уже не смеялись, а плакали, а еще через год-два уже нечему было ни смеяться, ни плакать... К сожалению, наша психология весьма инерционна, несамостоятельна, а то и ленива, а истинными лидерами мы пренебрегаем. Когда мы читаем или слышим общие рассуждения и прогнозы, нам не верится или не до них; а когда они вдруг становятся реальностью, то бывает уже слишком поздно...

Холокост как геноцид еврейской нации, как разрушение европейского еврейства и как практические действия и политика нацизма, направленные на полное уничтожение еврейского народа, начал проводиться в жизнь с 1941 года, после вторжения войск Гитлера-Амана в б. СССР. Наиболее крупным и вопиющим воплощением этой политики нелюдей в том году явилась зверская расправа с евреями Киева в Бабьем Яру 29-30 сентября, в Йом Кипур (что нисколько не преуменьшает значения подобных же расправ несколько меньшего масштаба). Через два дня по-немецки поставленных на конвейер расстрелов десятков тысяч обманутых и раздетых донага людей, Киеву принадлежит незавидная «честь» быть первой европейской столицей, объявленной нацистами «юденфрай» (свободной от евреев).

Что есть и что будет **

Ему же принадлежит позорная «честь» быть последней европейской столицей, отказывающейся разрешить евреям увековечить эту свою трагедию. Что ж, история показывает, как Б-г поступает с аманами, ненавистниками евреев, их царствами и империями зла... Об этом и многом другом говорилось в прошлом году на коференции SAVE BABI YAR в Нью-Йорке, посвященной 70-летней годовшине трагедии Бабьего Яра. Сама цифра эта, после изложенного выше, должна сразу же насторожить сознание читателя. Попробуем применить предложенный здесь метод сочетания известных исторических фактов и еврейской истории в свете знаний Торы.

Прошедший в 20-м веке Холокост – это разрушение здания европейского и, частичо, мирового еврейства. Не может быть и речи, чтобы такие события проходили сами собой, без Его контроля. Талмуд говорит, что Первый Храм был разрушен взамен уничтожения еврейского народа (трактат Кидушин, Раши, 31,b). Тогда Холокост 20-го века предлагается рассматривать как Его наказание евреям, эквивалентное разрушению Храма в условиях, когда самого Храма уже не существовало. Длилось это разрушение, как мы знаем, четыре года. Если это предположение верно, то естественно предположить, что и в этом случае применима та же Его историческая логика и те же сроки, что и в оригинальные пуримские события после разрушения первого Храма, а именно: после наказания евреям дается полных 70 лет на осмысление и исправление своих грехов, приведших к наказанию, после чего суд Всевышнего рассматривает результаты и принимает решение. Хоть давно уже у евреев нет пророков, зато есть знание собственной истории и способность понимать. Я слышал, что, о важности ситуации через 70 лет после начала войны говорил еще известный рабби Элхонон Вассерман, погибший в 1940 г. в огне Холокоста.

Пурим текущего 5772 года был первым по истечении полных 70 лет с начала осуществления Холокоста. Если приведенные рассуждения и предположения верны, то из этого следует, что высший суд уже приступил к рассмотрению состояния дел ныне живущего поколения евреев – каждый из нас и все мы вместе находимся сейчас под Его пристальным и строгим оценивающим взором. Длиться этот период предположительно может до четырех лет (срок окончания Холокоста – «разрушения Храма»), но приговор Его может последовать в любой момент. Вывод этот подтверждается и сегодняшними жизненными реалиями: вознесение нового Амана и его подлых союзников, пресловутая арабская «весна», приведшая к власти врагов Израиля, стремительный рост антисемитизма во всем мире и даже судьбоносные выборы в Америке. Как мы уже знаем из истории, перед вынесением приговора и началом своего «шпиля» Всевышний расставляет по местам всех игроков и действующих лиц ...

Вопроса о том, насколько евреи в целом осознали и исправили причины, приведшие к Холокосту, и какого приговора мы заслуживаем, думаю, не возникает ни у кого, ибо ответ очевиден. Для большинства, впрочем, этот вопрос даже и не возникал (в чем есть существенный вклад и тех, кто претендовал или претендует на роль наших лидеров), у них к Б-гу одни лишь претензии. Наше поколение, по-видимому, еще хуже и грешнее, чем евреи древней Персии, с которыми у нас есть как общее, так и отличия: те были близки к эпохе Храма, а мы – к эпохе Машиаха, но Всевышний–то у нас, слава Б-гу, один! Как и во время первого Пурима, еврейский народ ныне стоит на критической развилке своей исторической судьбы. «Что было, то и будет...», а что было мы уже знаем. Из истории нам известны два возможных выхода из пуримской ситуации: победоносный персидский и печальный европейский вариант. Мы находимся в своего рода привилегированном положении, зная из исторического опыта, что необходимо для нашего прощения и выживания. Знаем мы также и то, что решение Всевышнего зависит от нашего с вами поведения, каждого из нас – искреннего раскаяния, молитв, мыслей, дел и поступков – и всех вместе.

Повторим кратко эти условия: 1) евреям нужны преданные истинные лидеры, готовые представлять, ходатайствовать и постоять за нас, а не выскочки или переродившиеся честолюбцы; 2) вся община, как один, должна поддерживать их и своим сознательным поведением в этот период доказывать, что она достойна сохранения; 3) находящиеся в галуте должны поддерживать верные усилия в Израиле на укрепление приниженной части общества, соблюдающей Тору, а не на выселение секулярным правительством евреев из своих домов; 4) Избавиться и не повторять грехи, приведшие к разрушению первых двух Храмов. Судьба наша в наших руках. Тот, кто не следует этим принципам, подвергает опасности себя, своих близких и весь народ. И пусть решение Его о нас будет благоприятным и милосердным, и мы удостоимся Его спасения. Пусть каждый еврей для себя, своих родных и друзей, и все мы вместе произнесем вслух: «Помилуй нас, Отец наш, хоть и нет у нас заслуг!».

_______________

*) Помилуй нас, Отец наш, хоть и нет у нас заслуг - Из ежедневной еврейской молитвы
**) Содержание этой главки обсуждалось в общине с раввинами и знатоками Торы и встретило их положительный отклик.
Количество обращений к статье - 2617
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (5)
от автора | 16.04.2012 11:21
Благодарю Вас, г-н Борис Эренбург, за Ваш комментарий и за ироничную и меткую иллюстрацию Исхода, мне она нравится. Хоть Вы и считаете себя "абсолютно светским" человеком, а сердце и голова у Вас еврейские и доброжелательные. Для таких, как Вы, и потому, я и предложил эту разработку в "МЗ"- ведь ее выводы, как Вы правильно почувствовали, касаются сегодня каждого еврея и всего поколения в целом.
И г-н Волков тоже по-своему прав - я с уважением отношусь к раввинистическому иудаизму и к "еврейскому письменному наследию", доверенному евреям Творцом через Моше и других пророков. О вере спорить бесполезно и не об этом здесь речь. Вот мы сейчас вышли и идем из Египта, а многие там и остались, и история эта не про них... Впрочем, порок этих рассуждений и наборов "научных" терминов виден хотя бы из того, что не только "20-тысячелетний цикл древнего доантичного календаря" и "сугубо языческие архетипы примитивных народов гор и плато, которым идея Единого Всеблагого была передана мегаполисной цивилизацией ныне затопленного средиземноморского шельфа", но и все другие "высокие" цивилизации, современные еврейской, всего лишь несколько тысячелетий тому назад, сгинули в небытие, или, в лучшем случае, в бытие музеев или писаний волковых, а еврейский народ продолжает жить, творить, созидать, изучать свое письменное наследие и оставаться "Осью всемирной истории" (см. здесь слева на полях рекламу книги Ю.Окунева). Потому что жизнь и реальность "следуют не научным концепциям", а воле Творца всего, что существует на земле, над ней и под ней.
Гость | 15.04.2012 10:14
Не имея соответствующей подготовки и посему не детализируя концептуальность материала г-на Рапапорта, позволю себе заметить: это тот случай, когда выводы оправдывают любые методологические огрехи публикации.
1) евреям нужны преданные истинные лидеры, готовые представлять, ходатайствовать и постоять за нас, а не выскочки или переродившиеся честолюбцы; 2) вся община, как один, должна поддерживать их и своим сознательным поведением в этот период доказывать, что она достойна сохранения; 3) находящиеся в галуте должны поддерживать верные усилия в Израиле на укрепление приниженной части общества, соблюдающей Тору, а не на выселение секулярным правительством евреев из своих домов; 4) Избавиться и не повторять грехи, приведшие к разрушению первых двух Храмов. Судьба наша в наших руках. Тот, кто не следует этим принципам, подвергает опасности себя, своих близких и весь народ. И пусть решение Его о нас будет благоприятным и милосердным, и мы удостоимся Его спасения. Пусть каждый еврей для себя, своих родных и друзей, и все мы вместе произнесем вслух: «Помилуй нас, Отец наш, хоть и нет у нас заслуг!».
Искренне верящий в необходимость вышеизложенных предложений, человек абсолютно светский - Борис Эренбург, Нешер

Гость Волков | 07.04.2012 11:11
Каждый человек дышит. Но это не обязывает его быть стеклодувом.
Гость | 07.04.2012 10:10
Замечательно, многоуважаемый господин Волков! Как всегда, информативно, захватывающе, словом, по-волковски. Какой замечательный дискурс! А критическая глубина? Если бы даже не подпись: Волков, - было бы ясно, чей это изоморфизм. Остаётся лишь сожалеть, что столь мощный талант присутствует лишь в комментариях. Опубликуй Волков статью, фельетон, эссе, юмореску, им бы цены не было. Такой опус можно было бы распечатать и держать на тумбочке у постели, чтобы регулярно почитывать. Комментарии, к сожалению, в таком качестве не используешь. Жаль, что Волков ни разу пока не продоставил читателям огромного удовольствия - прочитать что-либо солидное по части жанра (или по размеру). А по содержательности любой его комментарий и так не уступает самомУ комментируемому материалу. А в ряде случаев и значительно превосходит.
Гость Волков | 07.04.2012 00:02
Публикация типично правдоподогнанная. И по историческим обстоятельствам. И по культурному контексту. И по философско-онтологической доктрине. Илья Бокштейн писал: "Я вместо Бога дам ему божка по уровню убогости его". Существование Вседержителя - доминирующий тезис любого культурного человека уж многие-многие тысячелетия. Задолго до иудеев. Как и 20-тысячелетний цикл древнего доантичного календаря. Без Создателя нет информационного принципа миросозерцания, а только лишь набор корпускул. А без морального закона - принципа сохранения созданного не тобой и принадлежащего не тебе - вообще нет не только цивилизованного человека, но и иных тварей Божьих. В чем же противоречие автора публикации? Он догматик-сектант. Сторонник концепции демиургического иудаизма. Его иногда называют раввинистическим, социальным, в отличие от иудаизма философского. Демиург - божок социума. Он Надзирающее око и Карающая десница. Инструктор. Экспериментатор. Судья. Палач. Цереймониймейстер и Блюститель ритуалов. Кровожадный Любитель жертв.
Какое все это имеет отношение к философскому иудаизму? Да никакого. Потому, что это арсенал сугубо языческих архетипов примитивных народов гор и плато, которым идея Единого Всеблагого была передана мегаполисной цивилизацией ныне затопленного средиземноморского шельфа. Современный раввинистический иудаизм ничуть не лучше его поздних демиургических дериватов - христианства и ислама. А еврейское письменное наследие - огромно и противоречиво, как и сама жизнь. Оно ждет, как и наследия других народов, честных, образованных исследователей. Но жизнь следует не научным концепциям - а реальности. Разносторонней или примитивизированной. Они сами себя изживают через создания ландшафта руин или прогресса. На всякого мудреца довольно простоты. "А что ж тогда Бог?"- спросите... Ответ более, чем простой: "А разве Вам семейные предки об этом не сообщили?"...

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2020, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com