Logo
1-10 декабря 2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
8-14 марта 2012
Рубрику ведет Леонид Школьник

8 марта

1914 – Академик Яков Зельдович родился в Минске. Когда мальчику было всего четыре месяца, его семья переехала в Петербург. Там Яша окончил среднюю школу, после чего устроился лаборантом в Институт механической обработки полезных ископаемых. А в 17 лет стал лаборантом в Институте химической физики. Увы, систематического высшего образования Яков Зельдович так и не получил. С 1932 по 1934 годы он учился на заочном отделении физико-математического факультета Ленинградского университета, несколько позже посещал лекции физико-математического факультета Политехнического института, но ни одного из указанных институтов не окончил. Вместо этого он активно занимался самообразованием. В 1934 году Якова Борисовича Зельдовича приняли в аспирантуру Института химической физики. Его кандидатская диссертация "Вопросы адсорбции" (защищенная в сентябре 1936 года) была посвящена адсорбции и катализу. Наиболее важной частью этой работы было исследование адсорбционной изотермы Фрейндлиха. Зельдович установил и математически обосновал физический смысл этой эмпирической закономерности. После известия об открытии нейтрона молодой ученый стал работать в области нейтронной физики. В 1939 году Зельдович защитил докторскую диссертацию и совместно с Юлием Харитоном разработал теорию цепных ядерных реакций, причем занимался этим внепланово, по ночам. А днем Яков Борисович работал и как экспериментатор, и как теоретик, занимаясь вопросами горения газовых смесей (например, разработкой теории теплового распространения пламени). Он первым решил уравнение распространения пламени с учетом реальных законов кинетики химического процесса. Через два месяца после начала Великой Отечественной войны Институт химической физики был эвакуирован в Казань. В тот период Зельдович занимался анализом процессов, связанных с ракетным оружием - "катюшами". Он справился с этой задачей, откорректировав теорию горения пороха и рассчитав внутреннюю баллистику нового оружия. В связи с этими работами лаборатория Якова Борисовича Зельдовича в 1943 году была переведена в Москву. Сразу после войны (и по октябрь 1965 года) Зельдович стал заниматься оборонной тематикой, работая над созданием атомной и водородной бомб, в связи с чем был удостоен Ленинской премии и трижды – звания Героя социалистического труда. С 1965 года по январь 1983 г. он заведовал отделом Института прикладной математики АН СССР, с 1965 - профессор физического факультета МГУ, завотделом релятивистской астрофизики Государственного астрономического института им. П.К.Штернберга. С 1983 года Зельдович заведовал отделом Института физических проблем АН СССР, был консультантом дирекции Института космических исследований Академии наук. В 1946 году он был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1958 - академиком. Рассказывают, что когда Якова Борисовича избрали академиком, в Арзамасе-16 на банкете по случаю этого события Зельдовичу подарили черную академическую шапочку (носили такие примерно до 60-х годов) и плавки. На шапочке была надпись «Академия наук СССР», а на плавках — «Действительный член». Но не только оборонной тематикой занимался академик Зельдович, но и более мирным направлением - астрономией и теорией частиц. Наиболее важной его работой по астрономии стала нелинейная теория образования структуры Вселенной, более известная как теория "блинов", которая внесла большой вклад в новую науку - синергетику. Практический интерес представляла и предложенная Яковом Борисовичем Зельдовичем вместе с Р. Сюняевым диагностика горячей плазмы по рассеянию реликтового излучения с искажением спектра. Работал Зельдович и над проблемой происхождения магнитных полей звезд и галактик в рамках «теории динамо». В последние годы жизни он разрабатывал «полную» космологическую теорию, которая включала бы рождение Вселенной. Создал школу релятивистской теоретической астрофизики. Именно он впервые описал полную качественную картину последних этапов эволюции обычных звезд разной массы, исследовал, при каких условиях звезда должна либо превратиться в нейтронную звезду, либо испытать гравитационный коллапс и превратиться в черную дыру. Детально изучил свойства черных дыр и процессы, протекающие в их окрестностях. Указал на возможность обнаружения этих объектов как источников рентгеновского излучения в тесных двойных системах. В 1962 году Зельдович доказал, что не только массивная звезда, но и малая масса может коллапсировать при достаточно большой плотности; в 1970 г. он пришел к выводу, что вращающаяся черная дыра способна спонтанно испускать электромагнитные волны. Эти результаты Зельдовича подготовили открытие С.У.Хокингом явления квантового испарения черных дыр. В работах Зельдовича по космологии основное место занимала проблема образования крупномасштабной структуры Вселенной. Ученый исследовал начальные стадии расширения Вселенной. Вместе с сотрудниками построил теорию взаимодействия горячей плазмы расширяющейся Вселенной и излучения, создал теорию роста возмущений в «горячей» Вселенной в ходе космологического расширения, рассмотрел некоторые проблемы, связанные с возникновением галактик в результате гравитационной неустойчивости этих возмущений; показал, что возникающие образования высокой плотности, которые являются, вероятно, протоскоплениями галактик, имеют плоскую форму. Ряд предсказанных Зельдовичем эффектов получили экспериментальное подтверждение. В последние годы были открыты гигантские пустые области во Вселенной, окруженные сгущениями галактик, и обнаружено понижение яркостной температуры реликтового радиоизлучения в направлениях на скопления галактик с горячим межгалактическим газом (эффект Зельдовича – Сюняева). Заслуги Якова Борисовича Зельдовича признаны учеными всего мира - он был избран членом более десяти иностранных академий наук и научных обществ – в том числе членом Королевского астрономического общества и Национальной академии наук США, был избран первым президентом Комиссии «Космология» Международного астрономического союза (1970–1973), награжден золотыми медалями Общества астрономов Тихоокеанского побережья и Королевского общества. Зельдович – лауреат Ленинской и четырех Государственных премий СССР, трижды был удостоен звания Героя социалистического труда. Среди его наград и званий - золотая медаль им. И.В.Курчатова за предсказания свойств ультрахолодных нейтронов и их обнаружение и исследование (1977), золотая медаль Лондонского королевского астрономического общества (1984). Умер академик Яков Борисович Зельдович 2 декабря 1987 года в Москве.

9 марта

1948 – Один из лучших российских поэтов Анатолий Кобенков вырос и учился в Биробиджане, первые стихи опубликовал в областной газете «Биробиджанская звезда»:

Простите, бабушка, так нужно:
Я не могу прийти домой,
Когда опять рисует лужи
Апрельский снег на мостовой.
Ведь я не слесарь, не бездельник,
И с понедельника для всех
Я начинающий отшельник
И самый добрый человек.
Простите. Это так, и это –
Не выдумка, не ерунда.
Читайте местную газету
«Биробиджанская звезда»...
Я там печатаюсь, как лекарь.
Я написал в газете той:
Лечу угрюмых человеков
Своей апрельской добротой...

Мы с Толей состояли в одном литобъединении, любили одних и тех же поэтов – наших старших друзей Любу Вассерман, Ицика Бронфмана, Бузи Миллера, Нохема Фридмана, выступали вместе с ним в читальном зале областной библиотеки им.Шолом-Алейхема, в общежитиях города, ездили на поэтические семинары в Хабаровск, на Сахалин. Не раз и не два бывал у него дома, разговаривал с его гостеприимной и мудрой мамой Дорой Давыдовной – учительницей английского языка. А потом Толя уехал в Ангарск, работал там редактором заводского радио, корреспондентом иркутской газеты "Советская молодежь". Окончил Литературный институт им. Горького. Возглавлял в течение семи лет Иркутское отделение Союза писателей, организовал Международный фестиваль поэзии на Байкале, Дни памяти отца Александра Меня. Толя - редактор-составитель иркутских альманахов «Зеленая лампа» и «Иркутское время». Печатался в журналах «Сельская молодежь», «Новый мир», «Континент», «Арион», «Огонек». Его стихи переведены на английский, французский, испанский, чешский, польский, латышский и другие языки. Первую книжку стихотворений он выпустил в Хабаровском книжном издательстве, с тех пор их вышло более десяти («Улицы», «Вечера», «Я однажды лежал на зеленой траве», «По краям печали и земли», «Круг» и другие), плюс книга эссе, посвященных сибирским поэтам «Путь неизбежный». Последний прижизненный поэтический сборник Анатолия Кобенкова "Строка, уставшая от странствий" вышел к 55-летию поэта в Иркутске в 2003 году. В 2005-2006 гг. вместе с поэтом Кириллом Ковальджи принимал активное участие в работе Интернет-журнала молодых писателей «Пролог». В 2004 году Анатолий переехал жить в Москву, где принял активное участие в организации ежегодного Международного фестиваля поэзии на Байкале и многих других литературных проектов. 5 сентября 2006 года Анатолий Кобенков неожиданно скончался в результате сердечного приступа. «На него писали некрологи при жизни. Неоднократно. Не по ошибке. Им очень хотелось, чтобы Анатолия Кобенкова не было. Чтобы никто не мешал им ксенофобскую графоманию выдавать за гражданскую лирику. Чтобы не существовало в Иркутске никакого «демократического» Cоюза писателей и не приезжали на Байкал, на ежегодный международный фестиваль, лучшие российские и зарубежные писатели, не любящие ура-патриотической риторики, - так написал на смерть Кобенкова его друг по поэтическому цеху Олег Хлебников. - Удивительно, что заклятым врагом для провинциальных черносотенцев стал такой мягкий и добрый человек, как Толя. Но в том-то, наверное, и дело, что их как раз раздражали и даже бесили его врожденная интеллигентность и бесспорная поэтическая одаренность. Всем, что писал и делал, Толя напоминал об утраченной норме, хорошем вкусе, необходимости знать и чувствовать родной язык… Господи, почему подавляющее большинство нынешних «патриотов» так плохо пишут и говорят по-русски?». И еще одно размышление о жизни и стихах Толи - Евгения Евтушенко: «Он был настоящим поэтом — то-есть человеком неслучайным в этой почти умирающей, но все-таки, надеюсь, бессмертной профессии. Это у него соединялось с редкой нравственной чистотой». (В сегодняшнем номере «МЗ» - подборка стихов Анатолия Кобенкова).

* * *


Сегодня – день рождения Михаила Марголина – постоянного, с первого номера, автора и друга «МЗ». Он постоянно сотрудничает в русскоязычных СМИ, имеет более 300 публикаций в Америке, Израиле, Германии и Австралии. Основная тематика выступлений Михаила Марголина связана с историей и проблемами современной еврейской жизни.
Редакция «МЗ» сердечно поздравляет Михаила Моисеевича с днем рождения и желает ему здоровья, творческих удач и, конечно, продолжения сотрудничества с «МЗ».

10 марта

1915 – Еврейский поэт Пиня Плоткин родился в Бобруйске, Белоруссия. Позже вместе с родителями он перебрался в местечко Любоничи, учился в еврейской начальной школе, затем – в местной белорусской семилетней школе. По окончании семилетки работал на лесозаготовках вместе с отцом. Среднее образование получил в Бобруйске на рабфаке. В 1939 году окончил литературно-лингвистический факультет Минского пединститута. В годы Великой Отечественной войны принимал участие в боях с нацистами. Дебютировал в еврейской поэзии в 1934 году стихотворением в минской газете «Дер юнгер арбетер». Печатал стихи в журнале «Штерн», в газете «Октябер», вместе с поэтами И Боруховичем, Х. Гуревичем и Ш. Лельчуком накануне войны выпустил общий сборник стихов (Минск, 1940). После войны Пиня Плоткин работал литературным сотрудником бобруйской областной газеты «Советская родина» (на белорусском языке), преподавал русский язык и литературу в школе. С 1962 года печатал свои стихи в журнале «Советиш геймланд», позже - в газете «Биробиджанер штерн», в варшавской газете «Фолскштиме» и в журнале «Дос идише ворт». В 1992 году Пиня Плоткин уехал в Америку, поселился в г.Санта-Моника, шт. Калифорния, издал две книги стихов («С открытым сердцем» - избранная лирика, 1997) и «О времени и о себе» (1999), публиковал свои стихи в нью-йоркских журналах «Цукунфт», «Ди идише култур», в журнале «Хежбн» (Лос-Анджелес), в московском журнале «Ди идише гас», в «Иерушалаимэр алманах» (Израиль), а также в журналах «Ди пэн» (Оксфорд, Великобритания) и «Дэр онhэйб» (Майами-Бич, США). Умер 27 ноября 2009 года.

11 марта

1868 - Выдающаяся еврейская актриса, «мама еврейского театра» Эстер-Рохл Каминская (настоящая фамилия Гальперн) родилась в местечке Порозово Волковысского уезда Гродненской губернии. В 1887 году будущий антрепренер и актёр Авраам Каминский собрал в Варшаве любительскую еврейскую труппу, с которой разъезжал по местечкам Польши, играя спектакли на идиш. Через год в его труппе дебютировала юная Эстер. Тогда же он и "девица Гальперн" поженились, и она стала той Эстер-Рохл Каминской, которую вскоре узнали вся Европа и Северная Америка. О том, как ее знаменитая мать стала актрисой и вышла замуж за отца, через много лет рассказала их не менее знаменитая дочь Ида Каминская: "С матерью (отец) познакомился довольно-таки романтически, в стиле эпохи: как-то проходя мимо галантерейной лавки, он услышал голос поющей девушки, вошел в лавку и предложил ей ангажемент...». Небольшая труппа Каминских скиталась по польским и галицийским местечкам и городкам. Вот как описывала сама Эстер-Рохл Каминская такие гастроли в одном из местечек: "Мы играли в "помещении" добровольной пожарной команды. Это был сарай довольно больших размеров, и в обычное время в нем стояли два поломанных насоса и около десятка "пожарных бочек"... После больших хлопот удалось достать скамьи и даже стулья для первых рядов. Билеты изготовляла я самолично. Цены местам были установлены от 10 до 50 копеек. Начинали мы "сезон" "Суламифью". Было это в субботу. Билеты были распроданы заранее. Тем не менее, спектакль пришлось начинать часов в 10 вечера: население стало собираться в "театр" лишь после вечерней субботней молитвы...». В 1900 году, как бы знаменуя начало бурного века, Эстер-Рохл, ставшая к тому времени ведущей актрисой труппы, настояла на включении в репертуар пьес Д. Пинского, И.-Л. Переца и Я. Гордина. Исполнение ролей в этих пьесах показало, на что была способна бывшая девчонка из еврейского местечка. Великолепное знание местечкового быта, огромный темперамент актрисы принесли ей заслуженный успех. Выступала Эстер Каминская и в переводном репертуаре. В 1906 году Авраам Каминский основал в Варшаве собственный театр, для которого создал ряд небольших пьес, перевел на идиш произведения классиков мировой литературы - "На дне" Горького, «Разбойники» Шиллера, "Мнимый больной" Мольера и другие. В 1908 году супругам Каминским удалось объединить лучших еврейских актёров Варшавы в "Литерарише трупэ" ("Литературная труппа"), которую возглавила Эстер-Рохл. Главный образ ее творчества - еврейская женщина, её духовный мир. В 1910 году Эстер-Рохл и другим актёрам театра рукоплескали Киев, Одесса, Москва, Петербург, а через три года - Париж и Лондон. Первой на еврейской сцене Каминская отказалась от старого, опереточного репертуара и перешла к психологическому театру. Ее любимым драматургом был Яков Гордин, автор популярных в то время бытовых пьес. Именно в произведениях Гордина Каминская играет свои лучшие роли: Эстер в « Ди шхитэ» («Бойня»), Мирелэ Эфрос в одноименной пьесе, Берта в «Незнакомце», Тойбелэ в «Еврейском короле Лире». Первой среди актрис еврейского театра Каминская стала выступать и в классическом репертуаре. Специально для нее ставились «Медея» Ф.Грильпарцера (заглавная роль), «Дама с камелиями» А.Дюма (Виолетта), «Кукольный дом» Г.Ибсена (Нора), «Родина» Г.Зудермана (Магда), «Тереза Ракен» Э.Золя (заглавная роль). Пик славы Каминской пришелся на рубеж первого и второго десятилетий XX века. В те годы ее популярность была просто фантастической, о Каминской писали лучшие рецензенты. В Варшаве на деньги меценатов, восторженных поклонников таланта актрисы, было построено театральное здание на Обозной улице, куда труппа переселилась в 1911 году. А через год Эстер и ее дочь Ида Каминская впервые снялись в кино. Режиссёр М.Товбин экранизировал "Мирелэ Эфрос" Якова Гордина. Главную роль в фильме исполнила Эстер, а 13-летняя Ида снялась в эпизодической роли. Успех сопутствовал и картине "Ткиес каф" ("Сговор", 1923). Режиссёр Зигмунд Турков снял в нём и свою жену Иду Каминскую, и свою тёщу Эстер-Рохл. В основу фильма была положена известная еврейская легенда о Диббуке, которая стала сюжетом для одноименной пьесы (1916) знаменитого поэта, прозаика, этнографа и драматурга С. Ан-ского. Последней совместной работой в кино матери и дочери Каминских стал фильм "Обет" (вышел на экраны в 1924 году). 27 декабря 1925 года Эстер-Рохл Каминская скончалась (её муж Авраам ушёл из жизни в 1918 году), а в 1926 году варшавская ежедневная газета "Дер Момент" опубликовала её воспоминания - "Дэрнер ун блумэн" ("Тернии и цветы"). Имя великой еврейской актрисы присвоено еврейскому театру Варшавы.

12 марта

1923 – Родившийся в Вене талантливый британский скрипач Норберт (Нехемия) Брайнин был старшим из трёх детей Софьи Гутенберг и Адольфа (Авраама) Брайнина. Желание стать скрипачом появилось у Норберта в шестилетнем возрасте, когда он услышал 12-летнего вундеркинда Иегуди Менухина. Первым скрипичным педагогом Норберта в течение трёх лет был его двоюродный дядя Макс Брайнин, впоследствии известный американский рекламный дизайнер и архитектор. Хотя «дядя Макс» не сделал профессиональной музыкальной карьеры, его исполнительский уровень был достаточно высок для участия в профессиональных квартетах в качестве скрипача (он продолжал играть в квартетах до 90 лет). В возрасте 10 лет Норберт Брайнин поступил в Новую Венскую консерваторию в класс Рикардо Однопозоффа, позднее занимался также у Розы Хохман-Розенфельд, которая привила ему вкус к квартетной игре в возрасте 12 лет. К 13-летнему возрасту Брайнин владел практически всем популярным скрипичным репертуаром. В 1938 г. Роза Хохман-Розенфельд написала в Лондон своему учителю Карлу Флешу, рекомендуя Норберта в качестве ученика. Отъезд в Лондон был ускорен в связи с аннексией Австрии гитлеровцами. В своих мемуарах Брайнин описывает это как бегство «двух перепуганных еврейских женщин и семерых детей, из которых я был старшим». Первое время в Лондоне он жил у своих тёток и занимался у Флеша, к которому поступил без приёмных экзаменов. Флеш работал с ним шесть дней в неделю по несколько часов. После отъезда Флеша из Лондона в 1940 г. Брайнин продолжил занятия у Макса Ростала, ученика и ассистента Флеша. В 1942 г. в качестве гражданина враждебного государства Брайнин был интернирован в лагерь на острове Мэн, где познакомился с другим скрипачом-беженцем, таким же молодым австрийским евреем Петером Шидлофом. Условия пребывания в лагере были достаточно гуманными. Оба привезли с собой скрипки и выступили с оригинальной обработкой скрипичного концерта Мендельсона. Шидлоф солировал, Брайнин играл партию оркестра. В лагере Брайнин пробыл два месяца, после чего был освобождён как не достигший возраста совершеннолетия (21 год) и должен был вплоть до 1945 года выполнять военно-трудовую повинность по восемь часов в день на фабрике вооружений в качестве «необученного машинного оператора». До конца войны Брайнин был вынужден по нездоровью прекратить занятия на скрипке. Впрочем, несмотря на двухлетний перерыв в занятиях, в 1946 году Брайнин выиграл учреждённый при активном участии Ростала конкурс скрипачей имени Флеша, посвящённый памяти мастера, скончавшегося годом раньше. На конкурсе он выступил со скрипичным концертом Брамса. В качестве приза Брайнин получил возможность сыграть с оркестром Би-би-си. Успешное исполнение им скрипичного концерта Бетховена открывало двери для сольной карьеры. Тем не менее, Брайнин предпочёл камерное музицирование. В 1947 году он снимал квартиру у родителей виолончелиста Мартина Ловетта. Ещё раньше Шидлоф познакомил Брайнина со скрипачом Зигмундом Нисселем, ещё одним юным еврейским беженцем из Австрии. Брайнин стал инициатором совместного музицирования и основал со своими друзьями струнный квартет, в котором Ниссель исполнял партию второй скрипки, Шидлоф - партию альта, а виолончелистом квартета стал его самый молодой участник Мартин Ловетт. Квартет назывался сначала Brainin Quartet, иногда позиционировался как «Вена-Лондон квартет» («но это напоминало расписание поездов», — пишет Брайнин в своих мемуарах), а в 1948 г. получил название «Амадеус-квартет». Обе премьеры этого коллектива — и как Брайнин-квартета (с квартетами Моцарта, Верди и Бетховена), и как Амадеус-квартета — сопровождались шумным успехом. Сорок лет работы в составе этого ансамбля принесли Брайнину мировое признание, включая высшие государственные награды Великобритании, Австрии и Германии. Между тем, на раннем этапе творческой деятельности Брайнин выступал и в других камерных составах — в том числе, в фортепианном трио с Эдмундом Рабброй и Уильямом Плитом. После смерти Шидлофа в 1987 году квартет решил прекратить свою деятельность (т.е. не приглашать другого альтиста), и Брайнин выступал как камерный музыкант с кёльнским пианистом Гюнтером Людвигом. Брайнин вёл большую педагогическую работу, был профессором в Кёльнской высшей школе музыки, в Музыкальной школе Фьезоле (Scuola di Musica di Fiesole под Флоренцией), в Веймарской Высшей школе музыки им. Листа, в Лондонской королевской музыкальной академии, почётным доктором Йоркского университета. Скончался выдающийся скрипач 10 апреля 2005 года в Лондоне.

13 марта

1885 - Советский астроном-теоретик и специалист по истории физико-математических наук Наум Идельсон родился в Санкт-Петербурге. В 1909 году окончил юридический и физико-математический факультеты Петербургского университета. Затем преподавал математику в среднем учебном заведении, в 1918-1919 годах работал в астрономическом отделении Естественно-научного института им. П. Ф. Лесгафта, в 1919-1931 годах - в Государственном вычислительном институте (позднее преобразованном в Астрономический институт). Одновременно в 1921-1926 годах руководил Петроградским (Ленинградским) отделением Пулковского вычислительного отдела. В 1931-1936 годах работал в теоретическом секторе Пулковской обсерватории (с 1934 года — завсектором). В 1936 году был арестован в связи с «пулковским делом», вернулся к научной деятельности в 1939-м. В 1939-1941 годах возглавлял отдел эфемеридной службы и ежегодников в Астрономическом институте. В 1941-1944 годах работал в Институте теоретической геофизики АН СССР в Казани и Казанском университете (заведовал кафедрой геофизики). С 1946 года руководил астрометрическим отделом Пулковской обсерватории. С 1926 года и до конца жизни преподавал в Ленинградском университете (с 1933 года — профессор). В 1929-1932 годах был председателем Русского астрономического общества. Основные научные работы посвящены вычислительной и теоретической астрономии. Был одним из организаторов эфемеридной службы в нашей стране, а также одним из инициаторов издания астрономических ежегодников. В Астрономическом институте возглавлял вычислительные работы по основным разделам «Астрономического ежегодника СССР», был ответственным редактором его выпусков на 1941-1943 годы и автором пояснительных разделов. В приложениях к выпускам ежегодника опубликовал статьи о редукционных вычислениях и фундаментальных постоянных в астрономии. Участвовал в создании и был редактором первого выпуска «Морского астрономического ежегодника». В 1922 году рассчитал по методу Бесселя таблицы редукционных величин, использовавшиеся при составлении ежегодников и при обработке позиционных наблюдений. В 1927 году определил поправку равноденствия Пулковского каталога 1915,0 по пулковским наблюдениям Солнца за период 1904-1915 и получил значение, отличающееся высокой точностью. Обработал пулковские наблюдения Солнца за период 1885-1900 годов и наблюдения собственных движений звёзд Гельсингфорсской зоны. Определил элементы орбит нескольких комет, провел большую работу по предвычислеиию появления кометы Мешена-Туттля в 1926 году, вычислил возмущения в движении кометы Энке. Исследовал некоторые вопросы теории фигуры Земли и теоретической гравиметрии. Написал капитальный труд «Теория потенциала с приложениями к теории фигуры Земли и геофизике» (1936). Автор курса «Способ наименьших квадратов и теория математической обработки наблюдений» и книг по истории календаря, биографий Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, Ж. Лагранжа, А. Клеро и Н. И. Лобачевского. Основные историко-астрономические работы Идельсона изданы отдельной книгой - «Этюды по истории небесной механики» (1975). Скончался Наум Ильич Идельсон 14 июля 1951 года в Ленинграде. Его именем назван астероид (1403) Идельсония, открытый Г. Н. Неуйминым 13 августа 1936 года в Симеизской обсерватории, а также кратер на обратной стороне Луны.

14 марта

1918 - Израильский поэт и прозаик, подпольщик Виленского гетто, партизан, лауреат Государственной премии Израиля за 1970 год Аба Ковнер родился в Севастополе в семье аптекаря. В 1926 году семья переехала в Литву, где он окончил виленскую гимназию с преподаванием на иврите. Там же вступил в еврейскую организацию «Ха-шомер ха-цаир». В январе 1942 года в гетто Вильнюса была создана «Объединенная партизанская организация» (Fareinikte Partisaner Organizatzie), которую возглавили Ицик Витенберг, Иосиф Глазман и Аба Ковнер. Её целями были провозглашены организация массовой самообороны гетто, саботаж, присоединение к партизанам и Красной армии. После того, как 15 июля 1943 года Ицик Витенберг был вынужден сдаться немцам под угрозой уничтожения всего гетто, Аба Ковнер стал руководителем подполья. В сентябре 1943 года при ликвидации гетто он с несколькими бойцами ушёл в Рудникские леса, где создал под своим командованием еврейский партизанский отряд, в который входили бойцы из гетто и бригада «Некама» («Месть»). В отряде Ковнер познакомился со своей будущей женой — Виткой Кемпнер. После войны Ковнер организовал группу мстителей, которая уничтожала нацистов в Европе, этой группой было убито около 400 человек. Работал в организации «Бриха», которая занималась отправкой евреев в Палестину. В конце 1945 года нелегально приехал в Палестину, но был арестован британскими властями и заключён в тюрьму в Каире. После освобождения вновь приехал в Палестину и вступил в кибуц Эйн-ха-Хореш. Во время Войны за независимость воевал в составе бригады «Гивати», редактировал ежедневный боевой листок бригады. В 1961 году Аба Ковнер выступал свидетелем на суде по делу нацистского преступника Адольфа Эйхмана. Он сказал, что впервые узнал о роли Эйхмана в уничтожении евреев в 1941 году от казнённого впоследствии за помощь евреям фельдфебеля вермахта Антона Шмида. Поэзия А. Ковнера посвящена Катастрофе и борьбе еврейского народа за независимость в Эрец Исраэль. Сборник прозы «Книга свидетельств» рассказывает о судьбе партизан на территории Литвы. Ковнер был председателем Союза писателей Израиля, один из основателей Музея памяти М. Анилевича и Музея Диаспоры. В 1983 году вместе с Синаем Лайхтером и Аароном Виньковецким положил начало многотомному проекту сбора и публикации еврейских народных песен на идише под эгидой Еврейского университета в Иерусалиме (всего вышло 7 томов). Скончался Аба Ковнер 25 января 1987 года в кибуце Эйн-ха-Хореш. Аба Ковнер приходился двоюродным братом израильскому политику-коммунисту Меиру Вильнеру.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2015
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com