Logo



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!



RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
16-22 февр. 2012
Рубрику ведет Леонид Школьник

16 февраля

1932 - Известный израильский писатель и поэт Аарон Аппельфельд родился 80 лет назад в деревне Жадова около Черновцов, Королевство Румыния, сейчас Украина, в состоятельной семье и был единственным ребенком. В 1940 году, когда Аппельфельду было восемь лет, нацисты захватили его родной город, его мать была убита. Мальчик был депортирован вместе со своим отцом в один из концентрационных лагерей на территории Украины. Он бежал и скрывался в течение трех лет до прихода советской армии, в которую вступил поваром. После Второй мировой войны Аппельфельд провел несколько месяцев в лагере для перемещенных лиц в Италии. В 1946 году он эмигрировал в Палестину за два года до объявления независимости Израиля. Он воссоединился со своим отцом, после того как нашёл его имя в списках Еврейского агентства. В Израиле Аппельфельд завершил формальное школьное образование и выучил иврит, язык, на котором начал писать. Аппельфельд закончил Еврейский университет в Иерусалиме. Его первыми литературными произведениями были рассказы, а первый его сборник «Ашан» («Дым», 1959) был тепло встречен критикой. Герои рассказов, пережившие Катастрофу и приехавшие в Эрец Исраэль, не в состоянии избавиться от беспощадно преследующих их ужасов прошлого и не могут найти общий язык с новым окружением. К этой теме Аппельфельд возвращается и в некоторых последующих произведениях, например, в романах «Ха-ор ве-ха-кутонет» («Шкура и рубаха», 1971) и «Михват ха-ор» («Ожог света», 1980). Основная тема произведений Аппельфельда — чудовищная непостижимость Катастрофы. В сборниках «Бе-комат карка» («В подвале», 1968), «Адней ха-нахар» («Шпалы реки», 1971), «Ке-меа эдим» («Как сто свидетелей», 1964), «Ба-гай ха-пореах» («В цветущей долине», 1964) и «Шаним ве-шаот» («Годы и часы», 1975) повествование ведется в импрессионистской манере. Безучастный якобы рассказчик короткими фразами фиксирует истоки явления и развертывает страшную картину Катастрофы, тем более жуткую, что изображена она в сдержанных тонах. Картина перерастает в универсальный символ, воплощающий апокалиптическую концепцию неизбежности заката цивилизации. Многие рассказы посвящены теме выживания человека в лагерях и лесах Восточной и Центральной Европы в период нацистского геноцида. К этой теме, но с другой стороны, Аппельфельд подошел в романе «Катерина» (1989). Буковинская крестьянка, от лица которой ведется повествование, живет среди евреев. Еврейский образ мыслей, представление о семье и о семейных узах, реакция евреев на происходящее вокруг переданы через восприятие женщины, которая близка евреям физически и духовно и в то же время отделена от них принадлежностью к другому народу, атмосферой и духом христианских народных суеверий, впитанных ею с детства. Катерина провела долгие годы в тюрьме, куда попала за то, что убила убийцу ее сына, прижитого от еврея. В повествовании Катерины жизнь евреев до и во время войны предстает как массовое шествие навстречу собственной гибели. Это шествие во многих произведениях Аппельфельда — не только результат действия грозных сил извне и не только физический геноцид, но и внутреннее стремление ассимилированного еврейства Европы к духовному самоубийству нации. Этой теме посвящены новеллы «Ке-ишон ха-‘аин» («Как зеница ока», 1972), «Баденхайм ир ха-нофеш» («Баденхайм — город-курорт», 1974), романы «Тор ха-плаот» («Пора чудес», 1978, русский перевод — Иер., «Библиотека-Алия», 1984) и «Тимйон» («Бездна», 1993). Творчество Аарона Аппельфельда высоко оценено. Он – лауреат Государственной премия Израиля за 1983 год, обладатель литературной премии им.Бялика, немецкой премии им. Нелли Закс «За совокупность литературных трудов, освещающих тему Катастрофы», французской премии Медичи по литературе за роман «История жизни». Интересно, что Аарон Аппельфельд является одним из известнейших авторов Израиля на иврите, несмотря на то, что он не знал этого языка в детстве. Его родной язык- немецкий, но писатель также говорит свободно на идише, украинском, русском, английском и итальянском языках. Сейчас Аппельфельд живет в поселении Мевасерет-Цион под Иерусалимом и преподает литературу в Университете имени Бен-Гуриона в Негеве.

17 февраля

1819 – Выдающийся немецкий историк Филипп Яффе родился в Шверзенце (Познань) в бедной еврейской семье. Он пошел служить в банкирскую контору в Берлине, а в 1839 году поступил в Берлинский университет, параллельно занимаясь собиранием папских булл. После 6-летнего труда над этими древними источниками издал «Regesta pontificum romanorum ad annum 1198» (Берлин, 1851), куда вошли 11 тыс. документов, взятых из архивов и различных источников (2-е изд. 1885-1888). Так как труд этот не мог материально ничем вознаградить Филиппа Яффе, ради заработка он поступил на медицинский факультет и в 1853 г. получил степень доктора медицины и начал в Берлине заниматься практикой. Однако его влекла история, и Яффе сделался одним из главнейших сотрудников «Monumenta Germaniae historica»; шесть томов этого издания принадлежат только ему одному. По ходатайству Л. Ранке Филипп Яффе был назначен экстраординарным профессором в Берлине на кафедре вспомогательных исторических дисциплин, латинской и римской палеографии и средневековой хронологии. Курсы эти не удовлетворяли Яффе, мечтавшего ο кафедре всеобщей истории. Так как для ординатуры и связанной с ней кафедры требовалось крещение, Яффе в 1868 году принял христианство, но его стали угнетать угрызения совести, и 3 апреля 1870 года в г. Виртенберге он покончил с собою в припадке меланхолии, оставив после себя не только упоминавшийся выше шеститомник научных изысканий, но и два исторических сочинения: «Geschichte Lothars von Sachsen» (Берлин, 1843) и «Geschichte des Deutschen Reichs unter Konrad III» (Ганновер, 1845).

18 февраля

1980 - Американская певица и пианистка, автор и исполнительница своих песен Регина Спектор родилась в Москве в музыкальной еврейской семье. Ее отец, Илья Спектор — скрипач и фотограф; мать, Белла Спектор — преподаватель музыки. В 1989 году вместе с родителями Регина переехала в Нью-Йорк и поселилась в Бронксе. «Девять с половиной, эта половина как раз очень важна. Я живо помню и Москву, и Пярну в Эстонии, куда мы ездили отдыхать летом. В доме у нас было много музыки. Мы ходили на концерты, балет и оперу, слушали классические записи, папа доставал иностранные диски… Для меня всё было классической музыкой, и даже „Битлз“, которых любили у нас дома. Я не понимала их лирики, а лишь тра-ля-ля… Английский давался мне медленно. Ещё мы слушали русских бардов с их простой музыкой, зато изощрённой философской лирикой». Регина Спектор окончила среднюю еврейскую школу «Салантер Акива Ривердэйл Акадэми» (Salanter Akiba Riverdale Academy) в Бронксе, затем училась в еврейской религиозной школе Фриша (Frisch School) в Парамусе (Paramus, Нью-Джерси) и в государственной школе в Фейр Лон (Fair Lawn High School). Получила классическое музыкальное образование по классу фортепиано, окончила консерваторию в штате Нью-Йорк при Перчейз-колледже по классу композиции. Автор текстов и музыки, Регина Спектор исполняет свои песни, аккомпанируя себе на фортепиано или гитаре. Первый ее альбом «11:11» был записан в студиях Перчейз-колледжа в 2000 году вместе с басистом Крисом Кафнером, продюсером был Ричи Кастеллано, а сопродюсером — Регина Спектор (все они были студентами консерватории в то время). Второй альбом записали в течение одного дня, на Christmas Day 25 декабря 2001, в манхэттенской студии «Антенна» продюсером Джо Мендельсоном (Регина опять была сопродюсером). Изначально запись предназначалась для архива, всего в этот день было записано 27 песен, с одного раза, без дублей. Позднее Регина отобрала 12 из них и в 2001 году выпустила альбом «Songs». Оба альбома Регина Спектор распространяла среди своих друзей и посетителей клубов. Однажды известный ударник из рок-группы «They Might Be The Giants» Алан Безози, пробующий также свои силы как продюсер и начавший работать с Региной, пригласил своего друга, продюсера известной группы «The Strokes» Гордона Рафаэла, на концерт Регины Спектор. Она ему так понравилась, что он немедленно начал записывать её в своей нью-йоркской студии, а затем пригласил её в Лондон для завершения, и в 2003 году выпустил третий альбом певицы «Soviet Kitsch» на собственном рекорд-лейбле. Сопродюсерами альбома были Алан Безози и Регина Спектор. Альбом начал продаваться в 2003 году во время североамериканского тура всемирно известной рок-группы «The Strokes», которая пригласила Регину Спектор в качестве «opener». В этом же качестве Регина продолжила гастроли до конца 2003 года с известной рок-группой «Kings of Leon» в Европе, a летом 2005 года выступала с известной британской рок-группой «Keane» в США. В 2004 году с Региной Спектор заключила контракт компания «Sire», дочерняя компания империи «Warner», в истории которой — альбомы Мадонны, «Depeche Mode», «Ramones», «Talking Heads» и другие. «Sire»/«Warner» взяла готовый альбом «Soviet Kitsch» как первый релиз певицы на этом рекорд-лейбле и стала его дистрибьютером. В записи трэка № 7 на этом альбоме («Whisper») участвовал её младший брат Борух Бер Спектор. Ему также посвящена песня «Bear Spektor». Ранние альбомы Регины Спектор, «11:11» и «Songs», довольно трудно найти, так как они продавались только в США, хотя альбом-компиляция, включающий лучшие песни из трех предыдущих альбомов, Mary Ann Meets the Gravediggers and Other Short Stories, вышедший в 2006 году в Великобритании, продается во всех странах мира. Продюсером альбома «Begin to Hope», вышедшего в июне 2006 года, стал Дэвид Кан, известный, в частности, своим сотрудничеством с Полом Маккартни. Регина, как всегда, была сопродюсером, а среди музыкантов есть гитарист Ник Валенси из рок-группы «The Strokes», а также гитарист Расти Андерсон, работавший с Полом Маккартни. В 2006 году Регина Спектор занимает верхнюю строчку известного журнала «Billboard» — альбом «Begin to Hope» возглавил чарт «Top Heatseekers», хит-парад самых выдающихся молодых исполнителей, и это впервые для артистов российского происхождения. В гораздо более престижном Billboard 200 она заняла довольно высокую позицию No. 20. В ноябре 2007 года альбом «Begin to Hope» стал «золотым» в США (500 000 копий продано). По результатам года журнал Rolling Stone включил её песню «Fidelity» в число лучших 25-ти песен года. В 2009 году вышел очередной альбом певицы «Far», продюсером которого значится знаменитый Джефф Линн, лидер группы ELO. Две песни Регины ("Us" и "Hero") звучат в фильме 500 дней лета. Песня Fidelity звучит в фильме "Любовь и другие лекарства" (англ. Love and other drugs). Песня On the radio звучит в фильме "Страшно красив" В 2011 году песня "My Man" звучит в сериале "Подпольная империя"(Boardwalk Empire).

19 февраля

1888 - Израильский политик и деятель сионистского движения, одна из двух женщин, подписавших Декларацию о провозглашении независимости Израиля Рахель Коэн-Каган (урожденная Люберская) родилась в Одессе в семье Якова Любарского и Мириам Бернштейн. Окончила гимназию, училась в университете (в Одессе и Санкт-Петербурге). С 1919 года жила в Эрец Исраэль. Участница Международной женской сионистской организации (WIZO), один из руководителей WIZO в Эрец Исраэль, в 1938 году избрана главой WIZO. В 1932 году была назначена председателем Комитета по социальной помощи при муниципальном комитете Хайфы, и находилась на этом посту до 1946 года. В 1946 году назначена директором социального департамента Еврейского национального совета. Член Моэцет Га-Ам от WIZO, в 1948 году подписала Декларацию Независимости Израиля и была второй женщиной среди подписавших (еще Декларацию подписала Голда Меир). На первых выборах в Кнессет WIZO получила 1,2 % голосов и одно место, которое заняла Р. Коэн-Каган. Позднее она присоединяется к Либеральной партии и становится депутатом парламента от этой партии в 1961 году. Рахель Коэн-Каган имела двух детей. Скончалась 15 октября 1982 года.

20 февраля

1909 - Командир танка 87-го танкового полка 7-й гвардейской кавалерийской дивизии 1-го гвардейского кавалерийского корпус 1-го Украинского фронта, младший лейтенант Михаил Шнейдерман родился в городе Казатин Винницкой области в семье портного. Окончил семь классов неполной средней школы, а затем Киевский индустриальный институт. Работал на швейной фабрике в Киеве и на заводе химического машиностроения в Бердичеве Житомирской области. В 1939 году призван в ряды Красной армии. Попал в учебный полк, работал инструктором по вождению танков. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на 1-м Украинском фронте. В конце января — начале февраля 1945 года командир танка 87-го танкового полка младший лейтенант Михаил Ефимович Шнейдерман отличился в боях за населённые пункты Пробстфельде, Бухенау, а также на плацдарме за Одером севернее польского города Ратибор (Рацибуж). 30 января 1945 года экипаж его танка, умело маневрируя на поле боя, уничтожил два противотанковых орудия, четыре танка, несколько бронетранспортёров противника и заставил гитлеровцев в панике отступить. 4 февраля 1945 года, когда танк М.Шнейдермана был подбит, младший лейтенант возглавил экипаж другого танка и продолжал бой. И снова действовал успешно: уничтожил три бронетранспортёра, два танка, пять орудий и около роты вражеской пехоты. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм младшему лейтенанту Михаилу Ефимовичу Шнейдерману было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". С 1946 года лейтенант М.Шнейдерман — в запасе. Работал в государственном проектном институте машиностроения. Жил в Киеве. Скончался 24 июня 1981 года. Похоронен в Киеве на городском кладбище "Берковцы". В Казатине, родном городе Михаила Шнейдермана, на жилом пятиэтажном доме, который стоит на месте родного дома Михаила Ефимовича, установлена мемориальная доска.

21 февраля

1871 - Берлинский издатель и галерист еврейского происхождения (его издательство существовало с 1908 по 1933 годы) Пауль Кассирер родился в г. Гёрлиц, изучал историю искусства в Мюнхене и затем работал в «Симплициссимусе» - сатирическом еженедельнике издательства Альберта Лангена. Переехав в Берлин, Пауль вместе со своим двоюродным братом Бруно Кассирером учредил 20 сентября 1898 года издательство «Bruno & Paul Cassirer, Kunst- und Verlagsanstalt». Братья познакомились с художниками Максом Либерманом и Максом Слефогтом, которые представили их влиятельным людям Берлина. Художники входили в созданное 2 мая 1898 года художественное объединение Берлинский сецессион, и братья по предложению президента Сецессиона Либермана были назначены его секретарями, что позволило Кассирерам занять высокое место не только внутри объединения, но и на художественном рынке в целом. В последующие три года галеристы посвятили себя продвижению импрессионизма как художественного направления. Для этой цели они издавали работы Слефогта, Либермана и Коринта, которых они считали авангардом искусства Германии. С 1901 года после размолвки с братом, прекратившим впоследствии контакты с Сецессионом, Пауль стал заниматься торговлей произведениями искусства в одиночку, оставаясь членом Сецессиона и в 1912 году занял пост его президента. Заявленные Кассирером взгляды на искусство привели в его издательство целый ряд известных художников и писателей. В начале Первой мировой войны 43-летний издатель записался добровольцем на фронт, но вскоре, потрясённый ужасами войны и испытавший на себе антисемитские нападки, Кассирер с помощью графа Гарри Кеслера и других друзей сбежал в Берн. Здесь вместе с Максом Рашером и доктором Отто Рашером Пауль Кассирер основал издательство «Max Rascher Verlags AG», публиковавшее пацифистские сочинения немецких и французских писателей. В 1922 году издательство закрылось по финансовым причинам. Издательством Кассирера в Берлине в это время управлял Вальтер Файльхенфельдт, в нём издавались труды Дьёрдя Лукача и Карла Каутского. В военные годы издательство Кассирера выпустило полное собрание сочинений Лассаля. Вернувшись в Берлин, Кассирер вступил в НСДПГ и занялся вплотную работой в издательстве. В 20-е годы в издательстве Кассирера вышли сочинения Эрнста Блоха («Дух утопии», «Через пустыню», «Следы»), Франца Марка («Письма, записки и афоризмы») и Марка Шагала («Моя жизнь»). 7 января 1926 года Пауль Кассирер умер от последствий попытки самоубийства. До прихода к власти национал-социалистов его издательством управляли Вальтер Файльхенфельдт и Грета Ринг, впоследствии эмигрировавшие из Германии. Кассирер был дважды женат. В первом браке с Люсией Оберварт, закончившемся разводом в 1904 году, родилось двое детей. В 1910 году Пауль Кассирер женился на актрисе Тилле Дюрье, которая в 1926 году подала на развод. Пауль Кассирер ушел из жизни до окончания бракоразводного процесса.

22 февраля

1887 - Гроссмейстер (1950), один из сильнейших в начале XX века шахматистов, шахматный теоретик и литератор, доктор права Савелий Тартаковер родился 125 лет назад в Ростове-на-Дону. Польско-еврейская семья Тартаковера на исходе XIX века покинула Россию и обосновалась в Вене, где в эти годы кипела шахматная жизнь (кстати, родители Тартаковера были подданными Австрии, а не России). Здесь Тартаковер, одновременно с учёбой на юридическом факультете Венского университета, знакомится с ведущими мастерами: Карлом Шлехтером, Гезой Мароци и др. Уже в 1906 году в Нюрнберге ему удалось взять первый приз в главном из побочных турниров, опередив 50 соперников, и получить звание мастера. Через полгода он разделил с Мароци и Миланом Видмаром 3-5-е призы в международном турнире Венского шахматного клуба. Однако большие надежды, вызванные этими первыми успехами, Тартаковеру было суждено оправдать позже. Только после Первой мировой войны он сумел по праву войти в число ведущих шахматистов планеты. Его главными успехами в то время стали: 2-е место в Гааге (1921) и Вене (1922), 1-е место на венском турнире памяти Шлехтера (1923), дележ с Нимцовичем 1-2-го призов в Ниендорфе-Лондоне (1927), 1-е место в Льеже (1930). В межвоенную эпоху Тартаковер жил в Париже, однако принял в 1918 г. гражданство Польши (хотя даже не знал польского языка). Он дважды становился чемпионом Польши по шахматам (1935, 1937), выступал за польскую сборную на шести шахматных олимпиадах (благодаря чему польская команда пять раз завоёвывала медали). Вторжение Германии на территорию Польши в 1939 г. застало Тартаковера в Буэнос-Айресе на Восьмой шахматной олимпиаде, где вместе с ним выступал за польскую сборную Мигель Найдорф, всегда считавший себя учеником Тартаковера. В Польшк Тартаковер, естественно, не поехал, а отправился из Аргентины во Францию, где принял участие во французском движении Сопротивления под именем лейтенанта Картье. По ходу дела немолодому уже гроссмейстеру приходилось высаживаться на парашюте в немецкий тыл. После Второй мировой войны, с установлением в Польше коммунистического режима, Тартаковер окончательно отказался от идеи возвращения в эту страну, принял французское гражданство, как французский шахматист выиграл в 1949 г. турнир в Вейк-ан-Зее, выступал за Францию на шахматной олимпиаде 1950 г. В том же году Тартаковер был в первой группе шахматистов, получивших учреждённое ФИДЕ звание гроссмейстера. Савелий Григорьевич Тартаковер обладал изумительной работоспособностью и питал слабость к шахматным парадоксам. Часто избирал дебюты, считавшиеся в то время слабыми, чем немало способствовал их развитию. Так, он вдохнул новую жизнь в дебют Берда и голландскую защиту. Тартаковер был чрезвычайно разносторонней натурой. Будучи доктором права, шахматным мастером и необычайно плодовитым шахматным писателем, он известен, кроме того, как литератор, автор киносценариев и особенно как переводчик русских поэтов на немецкий и французский языки. Автор большого числа остроумных афоризмов, например: «Жертвовать лучше фигуры противника». Помимо переводов, издал ряд сборников оригинальных стихов - и в России, и в эмиграции. Гумилёв счёл его «несомненным поэтом», однако отметил недостаточное владение русским языком. Вышедшая уже в Париже эксцентричная брошюра «Антология лунных поэтов» содержала стихи, подписанные фамилиями известных поэтов задом наперёд (Никшуп, Вотномрел, Нинуб), причём «переводчик с лунных наречий» сам укрылся за столь же прозрачным псевдонимом «Ревокатрат». «Антология» вызвала резкий отзыв Ходасевича. Пародийную рецензию на этот сборник дал В.Набоков. Что ж, неудачи бывают у каждого, тем более – у личности творческой. Главное, как однажды пошутил Тартаковер, всегда помнить, что «в шахматах выигрывает тот, кто ошибается предпоследним». Скончался Савелий Григорьевич Тартаковер 4 февраля 1956 года в Париже.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2440
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (2)
Гость | 21.02.2012 01:51
В дополнение я выяснил, что статья Шифрин является изложением по-русски материала http://www.freerepublic.com/focus/f-news/2814018/posts
Гость | 21.02.2012 00:21
Г-н Школьник, мне довелось прочитать статью "Верховный суд США против Барака Хусейна Обамы", подписанную Э.Шифрин. На Гугле эта статья почему-то имеет только две ссылки из одного и того же косвенного источника. Прямого источника я не обнаружил. Материал очень серьезный и достойный внимания ваших читателей. Но могли бы вы непосредственно у Л.Шифрин узнать, является ли она автором, и где впервые эта статья была опубликована.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2020, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com