Logo
10-20 ноября 2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18










RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
4 – 10 июля 2008
Рубрику ведет Леонид Школьник

4 июля

 

1842 - Немецко-еврейский философ-идеалист, глава марбургской школы неокантианства Герман Коэн (нем. Hermann Cohen) родился в городке Косвиг, входившем в район Виттенберг в федеральной земли Анхальт в Германии. Окончил гимназию в Дессау и Еврейскую теологическую семинарию в столице Силезии Бреслау (Бреславле). По окончании  семинарии продолжил обучение в университетах Бреслау, Берлина и Галле. В 1873 году Коэн становится приват-доцентом философского факультета университета в Марбурге, посвятив себя изучению творческого наследия Канта. В 1875 году Коэн был избран экстраординарным профессором, а в следующем году — ординарным профессором там же. В 1912-1918 годах был профессором в Берлинском университете. В 1902 году Герман Коэн стал одним из основателей «Общества по распространению исследований иудаики» (Gesellschaft zur Förderung der Wissenschaft des Judentums), отредактировал и опубликовал последний философский труд Фридриха Ланге «Логические штудии» (Logische Studien, Лейпциг, 1877), а также его «Историю материализма» (Geschichte des MaterialismusGeschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart, 1902). Наряду с философскими работами Коэн опубликовал несколько трудов в области иудаики, в том числе «Ознакомление с еврейским вопросом» (Ein Bekenntniss in der Judenfrage, 1880) и «Культурно-историческое значение Шаббата» (Die Kulturgeschichtliche Bedeutung des Sabbat, 1881). Умер ученый 4 апреля 1918 года в Берлине. Посмертно были опубликованы его книги «Религия разума по источникам иудаизма» (Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums, 1919), «Германство и еврейство» (Deutschtum und Judentum), и «Этика Маймонида» (Die Ethik des Maimonides).

 

1885 - Родился Луис (Элиэзер) Майер, основатель и руководитель кинокорпорации Metro Goldwyn Mayer. Любопытно, что родиной его был Минск, который, однако, семья Якова Меира (настоящая фамилия Майера) покинула вскоре после рождения сына и приехала в канадский городок Сент-Джонс. Но и оттуда юный Луис вскоре сбежал, не проявив интереса к семейному «бизнесу» - сбору утиля. Он попытался начать новую жизнь в Бостоне, но нужда заставила вернуться к старому ремеслу. Только счастливый случай позволил Луису Майеру покорить Голливуд. Предание гласит, что жена местного банкира сдала в утиль брюки мужа, в одном из карманов которых Луис обнаружил крупную сумму денег. Честный Луис вернул деньги невнимательной женщине. Потрясенная порядочностью молодого человека, банкирша попросила мужа помочь Луису с работой, и тот устроил его в местный кинотеатр. А вскоре, 28 ноября 1907 года, в Хейверхилле, Массачусетс, Луис Maйер открыл свой первый кинотеатр. В течение  нескольких лет он уже владел самой большой сетью кинотеатров в Новой Англии, а в 1916  году вместе со своим партнером Ричардом Роуландом создал в Нью-Йорке Metro Pictures Corporation.  Однако в конце 1918 года Майер отказался от партнерства с Роуландом и перебрался в Голливуд, где, в конце концов, в 1924 году стал главой новой голливудской компании MGM - Metro-Goldwyn-Mayer. Успех не заставил себя ждать: Майер с партнерами создал мощнейщую в мире корпорацию, которая стала законодательницей мировой киномоды на многие десятилетия. У Майера было две дочери от его первого брака с Маргарет Шенберг – Ирэн Глэдис Майер, вышедшая замуж за продюсера Дэвида Зельцника, и Эдит Майер – жена продюсера Уильяма Гётца (который позже стал президентом кинокомании Universal Pictures). Скончался Луис Майер 29 октября 1957 года и похоронен в Лос-Анджелесе. По свидетельству близких, перед смертью он произнес всего одну фразу: «Ничего не имеет значения...».

5 июля

1897 – 111 лет назад родился выдающийся израильский композитор,  дирижёр, педагог, один из основоположников израильской музыкальной культуры Пауль Бен-Хаим  (настоящая фамилия – Франкенбургер). Он родился в Мюнхене, в 1915–1920 гг. учился в Музыкальной академии и университете в родном городе, в 1924–31 гг. работал оперным дирижером в Аугсбурге. Пауль Франкенбургер - ученик П. Хиндемита. В 1933 году молодой блестящий пианист и композитор впервые посетил Эрец Исраэль с концертами. Тогда он и поменял свою труднопроизносимую здесь фамилию на Бен-Хаим (по имени отца). Вернувшись в Германию, Пауль обнаружил на своем столе приглашение на собрание музыкантов Мюнхена. Внизу было напечатано: «Евреям вход запрещен» и приписка от руки: «Просьба прийти, несмотря на напечатанное». Молодой музыкант даже не распаковал чемоданы и некоторое время спустя вернулся в Эрец Исраэль, на этот раз — навсегда. Поселившись в Израиле, он активно работал как педагог, концертмейстер, дирижер. Наибольшую творческую активность Бен-Хаим проявил как композитор. Ещё в 1930-х годах молодого репатрианта очаровали мелодии евреев — выходцев из Йемена, и Пауль Бен-Хаим стал основоположником «средиземноморского стиля» в академической музыке, сочетавшего в себе наряду с западными музыкальными формами элементы восточного (в основном, йеменского) фольклора. В музыке Бен-Хаима преобладал пасторально-лирический элемент, однако в некоторых произведениях, главным образом - на библейские темы (например «Гимн из пустыни», 1963), он достигает высокого драматизма. Бен-Хаим — автор двух симфоний военных лет (1940, 1945) и симфонии «Сладкоголосый псалмопевец Израиля» (1953); концертов для фортепиано (1949), скрипки (1960) и виолончели (1962) с оркестром; «Литургической кантаты» (1950); кантат «Видение пророка» (1959), «Три псалма» (1952) и «Каббалат шаббат» («Встреча субботы», 1967); большого числа песен, инструментальных миниатюр, камерных сочинений. Скончался Пауль Бен-Хаим 14 января 1984 года в Тель-Авиве.

 

1958 – Отмечающий сегодня свое 50-летие израильский политик, глава партии «Наш дом – Израиль» Авигдор Либерман родился в Кишиневе, Молдавия, в семье Льва Янкелевича и Эстер Марковны Либерман. По окончании 41-й средней школы  поступил на гидромелиоративный факультет Кишинёвского сельхозинститута. В 1978 году с родителями репатриировался в Израиль. Сразу по окончании ульпана Авигдор поступил на подговительный курс университета ("мехину") в Беэр-Шеве, где и познакомился с Эллой - своей будущей женой, ныне матерью троих его детей – Михали, Коби и Амоса. В отличие от многих «русских» политиков в Израиле, Авигдор Либерман не был ни российским диссидентом, ни узником Сиона. Свою политическую карьеру он сделал в Израиле. Работал грузчиком в аэропорту имени Бен-Гуриона, отслужил в Армии обороны Израиля в чине ефрейтора. Во время учёбы на отделении «Обществоведение и политические науки» в Иерусалимском университете вступил в Ликуд. Несколько лет был руководителем иерусалимского отделения больничной кассы «Леумит». В 1986 году вошёл в состав Совета директоров Иерусалимской экономической компании, занимался разработкой и внедрением проектов развития столицы. В 1988 году семья Либерман переехала из Иерусалима в поселение Нокдим в Иудейской пустыне. Тогда же Авигдор Либерман познакомился с Биньямином Нетаниягу и вскоре стал генеральным директором «Ликуда». На этом высоком посту он сумел вывести партию из тяжелейшего финансового кризиса и проложить путь к победе Нетаниягу на прямых выборах премьер-министра в 1996 году. Проработав два года гендиректором министерства главы правительства и реализовав целый ряд крупных проектов (в частности, в сфере приватизации государственных компаний), Либерман ушел в отставку и занялся частным бизнесом. Однако в канун выборов 1999 года Либерман вернулся в большую политику и создал партию «Наш дом – Израиль», получившую на выборах четыре депутатских мандата. После избрания в 2001 году премьер-министром Ариэля Шарона Либерман был назначен министром национальной инфраструктуры. На этом посту он инициировал и реализовал ряд важнейших для страны масштабных проектов в сфере водного хозяйства и энергоснабжения. После выборов 2003 года, на которых НДИ баллотировалась в рамках блока "Ихуд леуми", Либерман был назначен министром транспорта. На этом посту он добился приватизации авиакомпании Эль-Аль, разработал пятилетний план развития железнодорожного транспорта, реализовал целый ряд других масштабных проектов в области транспортной инфраструктуры. Три года назад Авигдор выдвинул план прекращения арабо-израильского конфликта путем обмена территориями и населением. Подробно этот план изложен в не так давно изданной книге А. Либермана "Ничего, кроме правды". Основные положения этого плана - обеспечение еврейского большинства в Израиле посредством передачи палестинцам ряда крупных населенных пунктов в преобладающим арабским населением с параллельным закреплением израильского суверенитета над крупными блоками еврейских поселений и стратегически важными регионами, а также принятие нового закона о гражданстве, обязывающего всех без исключения граждан присягать на верность еврейскому государству и проходить армейскую или альтернативную службу. Нельзя не отметить, что в последнее время некоторые заявления и позиция Авигдора Либермана, в результате коалиционного соглашения вошедшего в 2007 году в правительство Эхуда Ольмерта, были, мягко говоря, не очень популярны среди избирателей. Свою позицию в вопросе присоединения к правительству Ольмерта Авигдор объяснял желанием действовать не в стороне от происходящих в Израиле политических процессов, а изнутри, что, на его взгляд, более продуктивно, чем отсиживаться в оппозиции. Тем не менее, в начале января этого года А. Либерман покинул правительство, но продолжает активно действовать на политическом поле страны в качестве депутата Кнессета, главы партии НДИ и активного защитника «русских» в Израиле.

 

1980 - Константин (Йоэль) Развозов - капитан сборной Израиля по дзюдо, двукратный вице-чемпион Европы в весе до 73 кг. Многократный призёр мировых Гран-при, участвовавший в Олимпийских играх в Афинах в 2004 году. Он родился в Биробиджане, репатриировался в 1991-м, живёт в Нетании.  В 14 лет Костя начал заниматься в интернате института им. Вингейта, где тренируются одарённые молодые спортсмены. Провёл там 4 года - до призыва в армию. С 1998 по 2002 гг. проходил армейскую службу в комплексе Глилот. Будучи олимпийской надеждой страны, получил льготный статус «спортсмен-отличник» (спортаи мицтаен). В 2005-м году был избран капитаном национальной сборной, несмотря на то, что чуть выше его по рангу – олимпийский  призёр Арик Зеэви. По словам Йоэля Развозова (интервью порталу IzRus 2-го апреля 2008) его выбрали потому, что он требователен к спортсменам и обладает лидерскими способностями. Шуки Куаз, тренер сборной отметил (интервью интернет-ресурсу One), что Развозов обладает лучшим «бойцовским духом» в сборной команде страны. В том же 2005 году Йоэль поступил в Междисциплинарный колледж в Герцлии. Изучает менеджмент и бизнес. Вместе с Ариком Зеэви он открыл детский аттракцион «Джимбури» в Нетании. Планирует открыть клуб дзюдо в Кирьят-Яме, где прожил много лет. В 2006-2007 гг. большую часть времени страдал от травм, не позволивших ему тренироваться в полную силу. Среди достижений Развозова последнего времени  на крупных соревнованиях – участие в соревнованиях за мировой кубок (Италия) в 2007 году, где Йоэль занял 3-е место, и в турнире за мировой кубок (Грузия) в 2008 году - 2-е место. Недавно Йоэль Развозов сообщил, что после завершения карьеры собирается в течение полугода не заниматься спортом и постараться оправиться от травм. Если позволит финансовое положение, думает попробовать себя в качестве тренера сборной.

июля

1885 – Известный актёр и режиссёр, народный артист России (1935) Александр Яковлевич Таиров (настоящая фамилия - Корнблит) родился в городе Ромны,  Полтавской губернии, в семье учителя. Его первые театральные впечатления связаны со спектаклями братьев Адельгейм — трагиков, разъезжавших по российской провинции. Таиров начал играть в любительских спектаклях со школьных лет. Затем, поступив в профессиональную труппу М. М. Бородая в Киеве, дебютировал в роли Лизандра в спектакле «Сон в летнюю ночь». В 1906-1907 гг. был актером театра Веры Комиссаржевской в Петербурге. До 1913 года играл в театрах Петербурга, Риги, Симбирска, три года - в передвижном театре П. П. Гайдебурова. Начал здесь режиссерскую деятельность, поставив «Гамлета» (1908), «Дядю Ваню» (1908) и др. В 1913 году окончил юридический факультет Петербургского университета. В том же году принял предложение Марджанова стать режиссером в создаваемом им Свободном театре, который должен был сочетать трагедию и оперетту, драму и фарс, оперу и пантомиму. Здесь Таиров поставил китайскую сказку «Желтая кофта» и пантомиму «Покрывало Пьеретты» по либретто Шницлера, с музыкой композитора Донаньи. В 1914 году Таиров вместе с Алисой Коонен и группой молодых актеров создал Камерный театр, с которым связана вся его дальнейшая жизнь. При театре было организовано общество друзей Камерного, целями которого были поддержка и пропаганда начинающего театра. Он выпускал журнал «Мастерство театра» и газету «7 дней МКТ», основал клуб «Эксцентрион», в котором проходили творческие вечера, капустники и лекции.  Свой театр Таиров назвал «театром эмоционально-насыщенных форм». Спектакль «Сакунтала» Калидасы определил его творческую платформу. Программными спектаклями стали: «Женитьба Фигаро» (1915), «Саломея» (1917). В 1917—1921 гг. он поставил «Короля Арлекина» (1917), «Адриенну Лекуврер» (1919), «Принцессу Брамбиллу» (1920), «Ромео и Джульетту» (1921). Этим спектаклям присуща абстрактность характеров и образов, утверждение извечного вневременного смысла проблем любви и смерти. Переломным спектаклем в творчестве Таирова стала «Федра» Расина (1922), образы которой Таиров углубил и приблизил к античной трагедии. Постановки «Грозы» (1924), пьес О’Нила «Косматая обезьяна» (1926), «Любовь под вязами» (1926) и «Негр» (1929) характеризуются разрывом Таирова с абстракциями. Стремление режиссера к синтетическому сценическому искусству определило появление музыкальных спектаклей — «Жирофле-Жирофля» (1922), «День и ночь» (1926), «Сирокко» (1928), «Опера нищих» (1930). Среди спектаклей, поставленных Таировым в 30-е гг. наиболее ярким стала «Оптимистическая трагедия» по Вс. Вишневскому, в 40-е гг. — «Мадам Бовари», «Старик», «Чайка». В 1949 году Камерный театр был закрыт. После этого Таиров и Коонен прожили вместе еще год. Для Таирова он закончился тем, чем должен был закончиться: приступом бреда, Соловьевской клиникой, безумием. Диагноз: рак мозга. 25 сентября 1950 года его не стало.

7 июля

1884 - В Мюнхене, в зажиточной, религиозной еврейской семье, родился Леон Фейхтвангер. Он получил гуманитарное образование в гимназии, затем в Мюнхенском и Берлинском университетах. Изучал германскую филологию, философию, санскрит. На исходе 1900-х гг. Фейхтвангер выступил как театральный критик, переводил и обрабатывал трагедии Эсхила, К. Марло, комедии Аристофана. Начало литературной деятельности Фейхтвангера относится к 1901 году: книга "Одинокие" содержала два рассказа, филологические исследования, театральные рецензии. В 1905-1907 гг. Фейхтвангер написал два тома "Маленьких драм", а в 1910 году - роман "Глиняный бог". В 1908 Фейхтвангер основал литературный журнал "Шпигель", который служил "развитию революционных тенденций" в Германии. В 1914 году Фейхтвангер был призван на фронт, но вскоре его демобилизовали по состоянию здоровья. В годы войны много работал над пьесой "Уоррен Гастингс" (1916) и набросками романа "Еврей Зюсс" (1918). В ноябре 1918 года писатель стал свидетелем революции в Баварии. Все пережитое и увиденное им нашло отражение в драматическом романе "Тысяча девятьсот восемнадцатый год" (1920). В 1922 году Леон Фейхтвангер в соавторстве с Бертольдом Брехтом опубликовал пьесу "Эдуард II". Второй роман Фейхтвангера - "Еврей Зюсс", написанный между 1920-22 годами). События, описанные в романе, происходят в первой половине 18 века. Главный герой романа - преуспевающий финансист Йозеф Зюсс Оппенгеймер. "Еврей Зюсс" - любимый роман писателя, однако долгое время для него не находилось издателя, и поэтому третий роман Фейхтвангера - "Безобразная герцогиня" (1923), действие которого относится к 14 в., вышел раньше, был хорошо принят критиками и открыл путь "Еврею Зюссу". 2 ноября 1927 в газете "Берлинер Тагеблатт" Фейхтвангер опубликовал статью "Положение дел в литературе", в которой шла речь о послевоенной немецкой литературе. Фейхтвангер был и талантливым новеллистом. В 1930 в Берлине был опубликован первый сборник рассказов писателя "Синяя рубашка из Итаки". Позднее многие его рассказы ("Рассказ о физиологе докторе Б." (1934), "Верный Петер" (1946), "Пари" (1946) и др.) печатались в периодике и выходили отдельными книгами. Романы, составляющие трилогию "Зал ожидания" ("Успех", 1930; "Семья Оппенгейм", 1933; "Изгнание", 1939), объединены антифашистской тематикой: в "Успехе" описаны первые шаги фашистов, "Семья Оппенгейм" повествует об их приходе к власти, "Изгнание" рассказывает о судьбе немецких эмигрантов. После прихода к власти фашистов (1933) Фейхтвангер, как и многие другие евреи - деятели культури и искусства, был лишен гражданства, его имущество конфисковали, библиотеку сожгли, а голову писателя оценили в 10 тысяч марок. Писатель бежал во Францию, где в Париже был создан Союз немецких писателей под председательством Л. Франка. Фейхтвангер был одним из инициаторов Парижского конгресса, вошел в секретариат постоянного бюро Международной ассоциации писателей для защиты культуры. В 1932-1942 гг. выходит в свет трилогия Фейхтвангера "Иосиф": романы "Иудейская война" (1932), "Сыновья" (1935) и "Настанет день" (1942), главный герой которой - древнеримский историк и писатель Иосиф Флавий. Пребыванию в СССР Фейхтвангер посвятил очерк "Москва, 1937", в котором описывалась советская действительность, мнение о ней на Западе и собственные мысли автора. Книга вышла в 1937 в Амстердаме и тут же по личному указанию Сталина была переведена и издана в СССР. В 1938 Фейхтвангер опубликовал обращение "К моим советским читателям". По роману "Семья Оппенгейм" в 1938 году Г. Рошаль поставил одноименный кинофильм. Пьеса "Сны Симоны Машар" (1941-42), написанная Фейхтвангером в соавторстве с Б. Брехтом, была поставлена в 1942 году в Московском театре им. Ермоловой (реж. А. Эфрос ). С 1939 года Фейхтвангер жил в городе Санари-сюр-мер (Франция), а в 1940-м он поселился в США, в предместье Лос-Анджелеса Пасифик-Полисадес. После войны писатель обращался исключительно к историческому жанру. Основным объектом изображения в его новых романах стала Великая Французская революция (1789-1794). Основой первого романа "Лисы в винограднике, или Оружие для Америки" (1947) послужила идея неодолимости прогресса, которую несла с собой эпоха революции. Незаконченное эссе "Дом Дездемоны, или Величие и границы исторического повествования" посвящено природе исторического жанра. В 1948 году появилась пьеса Фейхтвангера, "Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне", в которой писатель выступил против "холодной войны"; она вызвала международный резонанс. Роман "Испанская баллада" (или "Еврейка из Толедо") (1955) посвящен событиям 12 века, времени крестовых походов, Реконкисте. В 1953 году Фейхтвангеру была присуждена Национальная премия правительства ГДР. Спустя пять лет, 21 декабря 1958 года, Леон Фейхтвангер скончался в Лос-Анджелесе.

1907 – в Нью-Йорке, в семье выходцев из царской России, родился будущий популярный еврейский композитор, пианист Авраам (Эйб) Эльштейн. Выпускник Манхэттенской школы музыки и музыкальной школы Джульярд, он учился у таких корифеев, как Фредерик Якоби, Рубин Гольдмарк, Альберт Стессель. 9-летним мальчишкой Эльштейн стал петь в хоре мальчиков «Метрополитэн-опера», участвовал в инсценировке «Ричарда III» Джона Бэрримора. Эйб стал ездить по миру сначала в качестве аккомпаниатора на выступлениях кантора Джозефа Розенблата, сочинял оперетты для театра на идиш. Он также написал музыку к нескольким бродвейским постановкам, работал музыкальным директором радиостанции WMGM в Нью-Йорке и был владельцем еврейского радио WEVD в Нью-Йорке в 1951-1963 годах. Среди его произведений – песни «Аби гезунт», «Мазл», «Их зинг», которые прекрасно исполняла знаменитая Молли Пикон, песня «Зог эс мир нох амол» из оперетты Исраэля Гольдштейна «Дер бердичевер хосн» , «Ой, мамэ, бин их фарлибт» из музыкального фильма «Идл митн фидл», «Вос из геворн фун майн штетелэ?» из оперетты Менаше Скулника, песня «Дер алтер цигайнэр» из оперетты «Бублички» и мн.др. Умер Авраам Эльштейн в Нью-Йорке в 1963 году.

1938 – Иерусалимская писательница Дина Ратнер, доктор философии, член Союза писателей России и Израиля, родилась в Одессе. После эвакуации жила в Москве. В 1982 г. в Тбилисском университете на философском факультете защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Индивидуальность художника и творческий процесс», где исследовалась роль бессознательных психических процессов в творческом мышлении (эта проблема была в русле грузинской философской школы). С 1986 по 1995 гг. преподавала в Московском литературном институте им. М.Горького спецкурс «Психология творческого мышления», куда входили также лекции на тему: «Евреи в русской классической литературе», «Теология иудаизма и христианства». Преподавала в еврейской школе философию иудаизма, работала практикующим психологом в лаборатории социально-психологической реабилитации. В 1995 г. репатриировалась в Израиль. В 2000 году в Иерусалиме вышла книга Дины Ратнер «Борщ для тоскующего оле». Дина – автор повестей «В поисках бочки Диогена», «Бабочка на асфальте».

8 июля

1839 - Американский миллионер, основатель компании «Стандарт Ойл» Джон Дэвисон Рокфеллер родился в Ричфорде, штат Нью-Йорк. Он создал свою компанию в 1870 году, а уже через два года она получила контроль над 90% нефтеперерабатывающих заводов США. Рокфеллер основал благотворительный Фонд своего имени в 1913 году, которому его сын Джон Д. Рокфеллер-младший (1874-1960) посвятил всю свою жизнь. Центр Рокфеллера в Манхэттене, Нью-Йорк (который включает музыкальный холл Нью-Йоркского радио) является самым большим в мире частным центром бизнеса и развлечений. Деятельность "Стандарт Ойл Траст" вызвала общественный протест против монополий и привела к принятию Антимонопольного закона Шермана в 1890 году. Жены рабочих пугали им детей: "Не плачь, а то тебя заберет Рокфеллер!" Парадокс заключался в том, что самый богатый человек в мире больше всего гордился своей безупречной моралью: его воспитывали в строгих правилах, и он следовал им всю жизнь....
В XVII веке семья Рокфайль бежала в Германию от инквизиции, еврейских погромов и охотившихся за еретиками королевских драгун - там эмигранты переделали свою фамилию на немецкий манер. Они выбрали суровую и безжалостную веру: их бог требовал строгой внутренней дисциплины, тяжелого труда, бережливости, отречения от радостей плоти. Триумф дома Рокфеллеров (банки, железные дороги, недвижимость и легендарная компания "Стандарт ойл" стал победой поколений Рокфеллеров и Рокфайлей, мельников, фермеров и мелких торговцев, много и тяжко работавших, копивших, отказывая себе во всем, и терпеливо ждавших своего часа. Рокфеллеры перебрались в Новый Свет в XVIII веке и понемногу стали продвигаться на Север, к Мичигану. Вещи были свалены в запряженную волами скрипучую повозку, дед Рокфеллера держит вожжи, его жена и дети бредут следом, глотая дорожную пыль. Они остановились в городе Ричфорд, штат Нью-Йорк: там и появился на свет Джон Рокфеллер. А Уильям Эйвери Рокфеллер, папа будущего мультимиллиардера, собрал в себе все мыслимые пороки - распутник, конокрад, шарлатан, обманщик, двоеженец, лгун... (Зато он не брал в рот ни капли спиртного и даже учредил первое в городке общество трезвости). Все эти отцовские качества, к счастью, не были присущи сыну. И он сосредоточился на бизнесе, и, как мы знаем, занимался им весьма и весьма успешно.  Умер 23 мая 1937 года.

9 июля

1975 - Российская писательница, поэтесса и эссеист Линор (Юлия) Горалик  родилась в Днепропетровске, Украина. С 1982 по 1986 годы училась в школе № 67, с 1987 по 1989 — в школе № 23, после окончания которой в том же году уехала жить в Израиль. Там в 1991-1994 годах училась в университете Бен-Гуриона в Беэр-Шеве по специальности Computer Science. С 2000 года по настоящее время живет в Москве. Помимо литературной деятельности занимается бизнесом. Является координатором проекта «Эшколь», проводящего в Москве мероприятия, представляющие современную израильскую и еврейскую культуру. На протяжении многих лет вела авторскую колонку на сайте «Грани.Ру». Регулярно публиковалась в «Русском журнале», «Еженедельном журнале», «Профиле», «Книжном обозрении», «Независимой газете», в онлайн-изданиях «ТеxtOnly» и «Современная русская литература с Вячеславом Курицыным». Автор многих книг прозы и поэзии, лауреат премии «Триумф» (2003), победитель конкурса «Тенета-98» в номинации «Одно стихотворение» (сетевое жюри).

10 июля

1830 – Знаменитый французский художник, «отец импрессионизма» Камилл Писсарро (Якоб-Абрахам) родился в семье Абрахама Габриэля Писсарро, сефардского еврея из Португалии, и Рейчел (Рахель) Манзано-Помье, креолки иудейского вероисповедания из Доминиканской республики. В 12 лет маленький Камилл приехал из Сент-Томаса в Париж,  и пять лет учился в Коллеж Савари в Пасси, затем вернулся на Сент-Томас, работал конторщиком в лавке отца, занимаясь на досуге рисованием. В 1853 году уехал против воли родителей в Каракас, где написал свои первые романтические этюды. Примирившись с его страстью к живописи, семья отправила Писсарро в Париж, где он учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюисса (1855–61), где сблизился с П. Сезанном, А. Гийоменом и К. Моне, с которым во время франко-прусской войны (1870–71) совершил поездку в Лондон. Вернувшись во Францию, Писсарро поселился в Понтуазе близ Парижа. Испытав влияние К. Коро, Ж. Ф. Милле, Дж. Констебла, Писсарро, наряду с К. Моне, А. Сислеем и О. Ренуаром, создал в 1870-х гг. систему живописи импрессионизма. Писсарро играл ведущую роль в объединении импрессионистов, был в числе организаторов всех их выставок (1874–86), противостоял насмешкам и поношениям со стороны приверженцев академического искусства. Камилл Писсарро оказал глубокое художественное влияние на других мастеров. Занимался также рисунком, акварелью, офортом и литографией. Писсарро, глава многодетной семьи, жил в острой нужде вплоть до 1892 г., когда ретроспективная выставка его работ принесла ему широкое признание и материальный достаток. Поддержав в 1897 г. выступление Эмиля Золя во время дела Дрейфуса, Писсарро столкнулся с проявлениями антисемитизма со стороны близких сподвижников -Э. Дега и О. Ренуара, что привело к разрыву отношений с ними. Умер Писсарро в Париже 13 ноября 1903 года.

1882 - Русский поэт, беллетрист, редактор и меценат Михаил Осипович Цетлин (известен под псевдонимом Амари) родился в семье богатого коммерсанта еврейского происхождения. Участвовал в революции 1905-1907 гг.; был членом партии эсеров. В 1907 году привлекался к дознанию как член редакционной комиссии книгоиздательства «Молодая Россия». Скрываясь от полиции, бежал за границу, жил во Франции и Швейцарии. В 1907 году, почти сразу после эмиграции, принял решение посвятить себя литературной деятельности и полностью отошел от политики. В 1915 году, находясь в эмиграции, М. Цетлин организовал в Москве издательство «Зёрна», где выходили книги М. Волошина и Ильи Эренбурга, а к художественному оформлению привлекались Л.Бакст и И. Лебедев. После Февральской революции вернулся в Россию, однако в следующем году был вынужден перебраться в Одессу, спасаясь от преследований большевиков. В 1917 году уехал в Италию, и оттуда перебрался во Францию. Стал основателем и первым редактором литературного журнала "Окно" (Париж, 1923-1924, возобновлен в 2007 году Анатолием Кудрявицким, дальним родственником Цетлина). Был редактором поэзии в журнале "Современные записки" (Париж, 1920-1940). Литературно-музыкальные вечера в его доме в Париже привлекали весь цвет русской эмиграции - здесь бывали М. Алданов, И. Бунин, С. Дягилев, И. Стравинский, С. Прокофьев, М. Волошин, Д. Мережковский, А. Толстой, В. Ходасевич, М. Цветаева, И. Эренбург А. Керенский и другие писатели, музыканты, художники и политические деятели. Он также поддерживал материально многих бедствовавших русских эмигрантов. В ноябре 1940 года Цетлин покинул оккупированную Францию и перебрался в Лиссабон, а оттуда - в США. Был основателем и первым редактором «Нового журнала» (Нью-Йорк (совместно с М. А. Алдановым, с 1942 года). После смерти Цетлина его вдова Мария передала его коллекцию книг Еврейской национальной и университетской библиотеке в Иерусалиме. На основе его коллекции картин в Рамат-Гане (Израиль) был создан Музей русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных; о картинах и их авторах невероятную по объему работу провела известная израильская журналистка Шуламит Шалит. Первая поэтическая книга Цетлина «Стихотворения» (1906) была за ее революционное содержание конфискована в 1912 году. Цетлин - автор пьесы «Женихи Пенелопы», воспоминаний о М. А. Волошине, он также переводил И.-Х. Гёльдерлина, Р.-М. Рильке, П. Валери, Х.-Н. Бялика. Умер 10 ноября 1945 года в Нью-Йорке.

Количество обращений к статье - 4871
Вернуться на главную    Распечатать

© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com