Logo
10-20 ноября 2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
19 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
8-14 cент.2011
Рубрику ведет Леонид Школьник

8 сентября

1888 - Американская еврейская поэтесса (стихи и тексты песен создавала на идише) Элиза Гринблат родилась в местечке Озаринцы Могилёвского уезда Подольской губернии и до пяти лет росла в Могилёве-Подольском, после чего семья возвратилась в Озаринцы. Родители Лизы — Аврум Аронсон и Бруха Розовская. Её дед по отцовской линии, Ицик Аронсон, происходил из Бердичева; родители матери — из Чернобыля. Вскоре после возвращения в Озаринцы отец девочки скоропостижно скончался в возрасте 28 лет; мать вторично вышла замуж и семья переехала в Сороки, в соседнюю Бессарабскую губернию, где жил отчим Лизы Давид Вейцман. В 1900 году девушка переехала с семьёй в Америку и поселилась в Филадельфии. Там она вышла замуж за бессарабского эмигранта Исидора Гринблата (также из Сорок), занятого торговлей бананами. В 1907 году Элиза Гринблат переехала в Атлантик-Сити, занималась общественной работой, сотрудничала с рабочими и сионистскими организациями. В 1929 году семья вернулась в Филадельфию, бедствовала в годы Великой депрессии. С конца 1930-х годов и до конца жизни жила в бруклинском районе Кони-Айленд. Первый сборник песен с нотами Элиза выпустила в 1932 году. Не будучи связанной ни с какими поэтическими движениями, она за свою жизнь опубликовала несколько книг поэзии и множество песен, положенных на музыку такими известными композиторами, как Эйб (Абрам) Эльштейн, Марк Олф, Михл Гелбарт и Соломон Голуб. К некоторым песням она написала музыку сама или положила их на народные мелодии — клезмерские танцевальные композиции, хасидские напевы и даже танго. В 1966 году Гринблат опубликовала автобиографическую книгу «Бам фэнцтэр фун а лэбм» (У окна жизни). Некоторые из песен Элизы Гринблат (например, «Фишерлид») — в числе самых популярных композиций современного клезмерского репертуара, исполнялись в последние годы такими музыкантами, как Ицхак Перлман и The Klezmatics, Хава Альберштейн, Гиора Фейдман, Сидор Беларский и множеством других. В 1942 году дочь Элизы Гринблат, известная танцовщица Марджори Мазиа (1917-1983), вышла замуж за легендарного американского фолк-барда из Оклахомы Вуди Гатри, который поселился по соседству с семейством Гринблат в Кони-Айленде. Под влиянием тёщи Вуди Гатри увлёкся еврейскими традициями и написал цикл стихотворений на тематику еврейских праздников. Всё более ограниченный в подвижности по причине неизлечимой болезни, Гатри так и не успел записать эти песни и они были выпущены лишь посмертно в исполнении клезмерской капеллы Klezmatics на компакт-диске Wonder Wheel (Колесо обозрения). Этот диск группы Klezmatics был удостоен премии Грэмми как лучший альбом года в категории Best Contemporary World Music Album за 2007 год. Последние годы жизни (она умерла в Бруклине в 1975 году) Элиза Гринблат участвовала в организационной работе основанного её дочерью после смерти мужа Общества изучения болезни Хантингтона. Внук Элизы Гринблат — Арло Гатри (р. 1947) — американский исполнитель песен в стилях блюз, кантри и фолк. Её правнуки — Эйб Гатри, Кейти Гатри и Сара Ли Гатри — тоже стали музыкантами.

9 сентября

1966 – Популярный американский комедийный актер и продюсер Адам Сандлер родился 45 лет назад в еврейской семье в Бруклине, Нью-Йорк, рос и учился в Манчестере, Нью-Хэмпшир. Начинал свою актерскую биографию в маленьких клубах Бостона, затем перебрался в Лос-Анджелес, снялся в знаменитом «Косби-шоу» и в телеигре Remote Control на MTV. Случайно его приметил известный комедийный актер Деннис Миллер – и началась счастливая творческая судьба Сандлера. Миллер тут же порекомендовал молодого актера продюсеру Лорни Михаэльсу в его субботнее вечернее шоу, и в 1990 году Сандлер стал автором и исполнителем этой популярной программы, тем самым строя свое артистическое будущее, накапливая творческий потенциал. Более того, Адам Сандлер даже запел на этом шоу, и первым произведением в его исполнении была «Ханукальная песня». В 1995 году Сандлер принял решение уйти из шоу, давшего ему путевку на большую сцену, и заняться непосредственно собственной артистической карьерой. Первой его большой самостоятельной работой стала роль «взрослого ребенка» Билли Мэдисона в одноименном культовом фильме о сыне владельца гостиничной империи, отец которого поставил условие – прежде чем унаследовать эту империю, он заново должен пройти весь школьный курс, от первого класса до двенадцатого. Затем последовали еще два фильма, весьма успешных для Адама Сандлера: «Счастливый Гилмор» (1996) и «Свадебный певец» (1998). От фильма к фильму Сандлер набирал «очки» и ... миллионы, становясь из просто талантливого актера, играющего «под дурачка», настоящей суперзвездой американского кино. Ему стали платить дополнительно по 100 млн долларов за фильм, и он решил попробовать себя в более серьезных ролях. Так, он снялся в фильме Punch-Drunk Love (за исполнение которой он был выдвинут на соискание престижной премии Golden Globe) и в фильме Spanglish (условный перевод названия – «Смесь английского языка с испанским»). Став знаменитым, Сандлер не балует вниманием журналистов и не афиширует свою частную жизнь. Тем не менее, на своем официальном сайте www.AdamSandler.com - http://adamsandler.com/ он время от времени выставляет короткие видеосообщения об изменениях в своей жизни. Сандлер окончил факультет искусств Нью-Йоркского университета, 22 июня 2003 года он женился на фотомодели Джеки Тайтон (всю Америку тогда обошли свадебные фотографии Адама Сандлера в кипе и его симпатичной невесты, улыбающейся под хупой: она была христианкой, но приняла иудаизм после встречи с Адамом). А 6 мая 2006 года у них родилась дочь – Лола Мари Тайтон-Сандлер. Что еще сказать о Сандлере? Он – один из немногих ведущих актеров в Голливуде, кто поддерживает Республиканскую партию США. Во время Второй Ливанской войны Адам Сандлер сделал подарок детям северных городов Израиля, подвергшихся наиболее интенсивным ракетным обстрелам «Хизбаллы». Актер передал детям игровые приставки Soni Play Station общей стоимостью в 100 тысяч долларов.

10 сентября

1923 - Израильский социолог Шмуэль Эйзенштадт родился в семье Михаила Айзенштадта и Розы Борухин. В начале 1930-х мальчик с овдовевшей матерью переселился в Иерусалим. В 1940-м поступил в Еврейский университет, окончил факультет социологии. В 1959-1990 годах — профессор социологии Еврейского университета. Преподавал также в университетах Чикаго, Гарварда, Стэнфорда, Цюриха, Берна, Вены, Гейдельберга. Основная область занятий Шмуэля Эйзенштадта — сравнительное исследование цивилизаций Запада и Востока в контексте перехода от традиционных обществ к современным. В этом смысле его интересовали проблемы инициативных групп и протестных движений, вносящих идеи социальных перемен, механизмы институционализации и воспроизводства изменений, в том числе — от поколения к поколению. Эйзенштадт как социолог сложился под воздействием структурного функционализма, одним из его преподавателей был Эдвард Шилз. Он развивал идеи Макса Вебера о харизме и ее роли в становлении социальных институтов, представления Карла Ясперса об осевом времени. Шмуэль Эйзенштадт был членом Американской академии искусств и наук, почетным доктором Варшавского университета. Он - лауреат премии Бальцана (1988), Макса Планка (1994), Амальфи (2001), международной премии Хольберга (2006) и других наград. В 1973 году Эйзенштадт стал лауреатом Государственной премии Израиля по социальным наукам. Скончался профессор Шмуэль Ной Эйзенштадт 2 сентября 2010 года, похоронен на тель-авивском кладбище Кирьят-Шауль.

11 сентября

1881 - Еврейский писатель Йосеф-Хаим Бреннер родился 130 лет назад в местечке Новые Млыны, Полтавской губернии. О своих детских годах, о родителях он писал так: «Имя моего отца – рабби Шломо, сын рабби Шмуэля; имя матери – Хая-Рейза, дочь Йосефа-Хаима (оба они - люди бедные, простые труженики). До 15-16 лет я проводил время в иешивах (бейт-мидрашах) в разных местах. Потом прибыл в Гомель и там выучил русский и стал читать русскую литературу и европейскую. Из живущих людей, оказавших на меня большое влияние, думаю, надо назвать Гилеля Цейтлина. В конце лета 1900 года я выпустил книгу «В мрачной юдоли» в издательстве «Тушия», а зимою до того напечатал в журнале «ха-Мелиц» свой первый очерк «Кусок хлеба» («Пат лехем»). Йосеф-Хаим Бреннер получил религиозное воспитание, но уже в ранней юности примкнул к еврейскому социалистическому движению, позже стал сионистом. Из еврейских писателей большое влияние на него оказали Миха-Йосеф Бердичевский и Менделе Мойхер-Сфорим, из русских – Лев Толстой и Федор Достоевский. В 1900 году вышел сборник рассказов Бреннера «Ме-эмек ахор» («Из долины скорби»), а вслед за ним появился ряд рассказов в различных периодических изданиях на иврите. Особое внимание читающей публики обратили на себя две большие повести пис ателя — «Ба-хореф» («Зимой», 1902) и «Мисавив ла-некуда» («Вокруг точки»; русский перевод в журнале «Еврейская жизнь», 1906). В 1901 году Йосеф-Хаим Бреннер был призван в русскую армию, после трех лет службы нелегально уехал (в 1904 году) в Лондон, где стал работать в еврейской типографии. Будучи активным деятелем рабочего движения «Поалей цион», он в течение нескольких лет издавал ивритский журнал "ха-Меорер", а в 1908 году уехал во Львов, где редактировал альманах «Ревивим». В том же году в журнале «ха-Шилоах» появилась повесть Бреннера из солдатской жизни - «Шана ахат» («Один год»), носящая автобиографический характер. Заметим, что всё это было до переселения писателя в Эрец Исраэль. Йосеф-Хаим Бреннер направлял всю силу своего литературного таланта и глубину психологического анализа на темные стороны еврейской жизни только в черте оседлости. Главным героем его тогдашних произведений была еврейская интеллигенция, оторванная от национальных корней, склонная к праздному теоретизированию и громкому фразерству, беспомощно вращающаяся вокруг «одной точки». И именно это отрицание еврейской действительности в галуте привело Бреннера в 1909 году в Эрец Исраэль. После неудавшихся из-за слабого здоровья попыток заняться сельскохозяйственным трудом Йосеф-Хаим Бреннер вернулся к литературе. Он поселился вначале в Иерусалиме, затем перебрался в Яффо, активно включился в культурную и политическую жизнь. Здесь им были написаны две повести, посвященные палестинской действительности тех времен, — «Бейн маим ле-маим» («Между водами», 1910), «Ми-кан у-ми-кан» («Со всех сторон», 1911) и потрясающий своим беспощадным воспроизведением глубоко беспросветной жизни евреев в Палестине десятых годов 20-го века роман «Шхол ве-хишалон» («Бездолье и провал», 1920). С исключительной правдивостью Бреннер отобразил темные стороны еврейского быта в стране и собственные сомнения в успешности попыток создать новый тип еврея, новое общество и новую жизнь, основанную на созидательном труде на родной земле. Первопроходцы либо уподобляются у него окружающим их арабским всадникам-бедуинам, либо охарактеризованы как всё те же беспочвенные мечтатели. Сознание тщетности мучительных исканий порождает тот мрачный пессимизм, которым проникнуто всё творчество Бреннера, включая последний период его жизни. Тем не менее, в 1920 году Бреннер стал редактором ежемесячного журнала «ха-Адама» рабочей партии «Ахдут ха-Авода». В том же году писатель отправился в Галилею, где стал обучать ивриту новоприбывших рабочих. В 1921 году он принял участие в учредительном собрании Гистадрута – всеизраильских профсоюзов. 2 мая 1921 года Бренер был зверски убит во время антиеврейского погрома, учиненного арабами в Яффо. Так завершился жизненный и творческий путь Йосефа-Хаима Бреннера, переведшего на иврит «Преступление и наказание» Достоевского и ряд других произведений русской и мировой литературы, эссеиста, критика, романиста и поэта, одного из выдающихся ивритских писателей нового времени. До нынешнего дня произведения Йосефа-Хаима Бреннера оказывают значительное влияние на ивритскую литературу. В Израиле много лет существует престижная литературная премия имени Й.-Х.Бреннера, его именем названы улицы во многих городах страны.

12 сентября

1936 - Доктор химии, генеральный директор научно-исследовательского центра “Русское Еврейство в зарубежье”, член президиума Союза ученых-репатриантов Юлия Систер репатриировалась в Израиль из Кишинева в 1990 г. В Молдавии она окончила химический факультет Кишиневского университета, четверть века проработала по своей специальности химика-аналитика в НИИ химии Молдавской Академии наук, а после репатриации вела исследования в Израиле в университетских лабораториях Иерусалима и Тель-Авива. Выйдя на пенсию, Юлия Систер нашла себя в совершенно иной области – занялась исследованиями по истории российского еврейства. В 90-е годы в Израиле велась коллективная работа по составлению Краткой Еврейской Энциклопедии. Юлия стала деятельным участником этого проекта. Она писала собственные статьи для этого издания и привлекала в проект новых авторов. Затем Юлия Систер включилась в проект Михаила Пархомовского «Русское ерейство в зарубежье», а после преобразования этого проекта в научно-исследовательский центр стала его генеральным директором, участвовала в выпуске многих его томов и была редактором серии «Идемте же отстроим стены Йерушалаима». Еще одна точка приложения ее активности - Дом ученых и специалистов Реховота, где она организует лекции, семинары и научные конференциии - нередко в содружестве с Институтом Вейцмана. Это всё - так сказать, официальная часть биографии Юлии Систер. Редко встретишь человека, который с такой неохотой говорит о себе, как она. О своих проектах, о людях, с которыми сводит ее жизнь, Юлия рассказывает с большим удовольствием и вдохновением, а о себе - без энтузиазма и по минимуму. Лишь однажды журналистке Белле Кердман удалось ее «разговорить» и некоторые замечательные факты из жизни Юлии Систер стали достоянием читающей общественности («Еврейский камертон», 11.11. 2010). А между тем в Израиле живет немало людей, в судьбе которых Юлия сыграла роль “доброго ангела”. Записные книжки Юлии Систер для будущего историка нашей алии были бы бесценным материалом, потому что в них можно найти имена практически всех ее представителей, чья деятельность должна составить предмет такого исследования. И это не случайно. За двадцать лет жизни в Израиле Юлия приобрела уникальный статус “великого координатора”. Число проектов, в которых она участвовала, и мероприятий, которые организовывала, велико, и этот список изо дня в денЬ. Из месяца в месяц и из года в год продолжает пополняться.

13 сентября

1924 - Генерал Армии обороны Израиля, известный своей деятельностью в области танковой войны и координаци разработок израильского танка «Меркава» Исраэль Таль (друзья называли его Талик) родился в поселении Маханаим в северной Палестине, рос и воспитывался в поселении Беэр-Тувья. В 17 лет юноша начал свою военную службу в Еврейской бригаде - в составе британской армии, в её рядах он воевал в Италии в ходе Второй мировой войны. В ходе израильской Войны за независимость 1948 года Талик служил младшим офицером. Во время Суэцкого кризиса 1956 года он служил бригадным командиром, а в ходе Шестидневной войны возглавлял бронетанковую дивизию. Во время финальной стадии Войны Судного дня Исраэль Таль командовал Южным фронтом. В 1970 году Талик пришёл к решению, что страна нуждается в независимом производстве собственных танков по причине неопределённости внешних закупок. Он возглавил команду, начавшую разработку и строительство израильского танка «Меркава», принимая к сведению его видение боевых характеристик и уроки, полученные в ходе предыдущих войн. После официального окончания войны Судного дня Исраэль Таль, возглавлявший Южный фронт, получил приказ от главы Генштаба Давида Элеазара и министра обороны Моше Даяна атаковать египетские силы. Таль отказался следовать приказу, настаивая на его неэтичности, и запросил подтверждения у премьер-министра и Верховного суда, но никакого подтверждения так и не получил. Таль сумел оправдаться за своё решение, но его отказ подчиниться приказу, пусть и незаконному, сделал нулевыми шансы его выдвижения на пост главы Генерального штаба. Таль стал автором израильской доктрины бронетанковых сил, приведшей израильские силы к победе в Шестидневной войны после Суэцкого кризиса. Талик превратил бронетанковые силы в ведущий элемент ЦАХАЛа, этим войскам были присущи высокая мобильность и непреклонный натиск. Приняв командование над израильскими бронированными корпусами, Исраэль Таль натренировал всех пушкарей поражать цели на дистанции в 1.5 км. Стрельба на такие расстояния существенно важна для выживания израильских бронированных корпусов в последующих войнах на открытой местности. Мобильность израильских бронетанковых сил сравнима с германскими в ходе блицкрига, многие полагают, что их тактика появилась в ходе эволюции тактики блицкрига. Преобразования, сделанные Талем, и успех, достигнутый в 1967 году, побудили расширить роль бронетанковых сил в составе Армии обороны Израиля. В то же время это привело к снижению внимания к действующим с меньшим успехом, но существенным подразделениям армии - таким, как, например, пехота. В ходе внезапного нападения на Израиль в 1973 году чрезмерное фокусирование на мобильных наступательных бронетанковых силах временно оставило армию без адекватной защитительной возможности. Бронированные силы показали свой потенциал только на последних этапах войны. Бронированные силы генерала Авраама Адана просочились через египетские линии, пересекли Суэцкий канал и, несмотря на соглашение о прекращении огня, израильтяне окружили 3-ю египетскую армию возле Суэца. После войны 1973 года Армия обороны Израиля приобрела более сбалансированный вид. Развитие бронетанковой доктрины Таля повлияло на бронетанковые доктрины других стран мира. Таль и его египетские противники договорились в пустыне о прекращении огня на Синае. Израиль Таль был награждён израильским военным знаком безопасности им. Элияху Голомба в 1961 и в 1973 годах. А в 1997-м Талик получил израильскую награду за особый вклад в развитие общества и государства. В 1991 году Исраэль Таль стал почётным доктором университета им. Бен-Гуриона в Негеве. В 2001 году активистами Движения за качественное правительство Израиля в категории «военная сфера и безопасность» Талик был выбран «рыцарем качественного правительства». Портреты Исраэля Таля есть в кавалерийском и бронетанковом музее Патона в «Зале величайших командиров бронетанковых войск» - вместе с его соотечественником Моше Пеледом, американцами Джорджем Патоном, Крейтоном Абрамсом и германским фельдмаршалом Эрвином Роммелем. Скончался Исраэль Таль в Реховоте 8 сентября 2010 года.

14 сентября

1923 - Израильский философ-востоковед Виталий Рубин родился в Москве в семье философа Арона Рубина. В 1940 году Виталий поступил на исторический факультет Московского госуниверситета, в июне 1941 года записался добровольцем в народное ополчение. Первый бой у Ельни - окружение и плен, после трёх дней пребывания в котором Виталий бежал и вернулся в Москву. В 1942 году он поступил в артиллерийское училище в Томске, но вскоре был исключён оттуда. Работал на угольной шахте. C 1944 по 1948 г.г. находился в туберкулёзных больницах и санаториях. В 1948 году возобновил учёбу в МГУ. В 1951 году окончил исторический факультет Московского университета; специализировался на изучении древней истории Китая. Преподавал русский язык китайским студентам в Институте сельского хозяйства в Новочеркасске, Ростовской области (1951-1952), затем работал референтом по литературе о Китае, в том числе на китайском языке, в Фундаментальной библиотеке общественных наук АН СССР в Москве (1953-1968). В 1960 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Цзо Цжуань как источник по социальной истории периода Чуньцю». С 1969 по 1972 г.г. работал старшим научным сотрудником в Институте востоковедения АН СССР. В феврале 1972 года вместе с семьей подал документы на выезд в Израиль и в связи с этим был вынужден оставить работу, но разрешение на выезд получил только в 1976 годк. Виталий Рубин - участник диссидентского движения, член первого состава Московской Хельсинкской группы. С 1976 по 1981 годы работал профессором Еврейского университета в Иерусалиме; преподавал историю китайской политической мысли и философию Древнего Китая. Погиб в Иерусалиме в автомобильной катастрофе 18 октября 1981 года, за два года до своего 60-летия. Уже после смерти Виталия в издательстве «Библиотека Алия» вышла его книга «Дневники. Письма» (тт. 1–2; 1988) а в 1993 году в Москве — избранные труды Виталия Рубина «Личность и власть в Древнем Китае».

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2506
Вернуться на главную    Распечатать

© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com