Logo
10-20 ноября 2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
19 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18
15 Ноя 18












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
30 сент. – 6 окт. 2010
Рубрику ведет Леонид Школьник

30 сентября

1911 - Знаменитый французский живописец и график Борис Таслицкий родился в Париже в семье русских евреев-эмигрантов. В 17 лет он поступил в Школу изящных искусств, где попал в ученики к известным художникам Жаку Липшицу и Жану Люрса. В 1933 году Борис вступил в Ассоциацию революционных писателей и художников, а в 1935-м – в компартию Франции. Во время Второй мировой войны мать живописца погибла в печах Освенцима, а сам он, сражавшийся в рядах французского Сопротивления, в 1944-м был арестован представителями коллаборационистского режима Виши и отправлен в Бухенвальд. По словам самого Таслицкого, в концлагере он выжил благодаря рисованию – спустя год после окончания войны друг художника поэт Луи Арагон выпустил книгу с его рисунками, сделанными в Бухенвальде на листках писчей бумаги, украденных из лагерной канцелярии. Сто одиннадцать портретов. Измученные лица арестантов и ненавистные звериные морды палачей. После войны Борис Таслицкий много работал, молниеносно реагируя на происходящие в стране и в мире события. Его работы не раз снимались с выставок за политическую некорректность по отношению к правительству – художник не стеснялся громко говорить о своих взглядах не только на особенности режима генерала Пиночета в Чили, но и на войну, развязанную Францией в Алжире. Ей, так же как и американской кампании во Вьетнаме, он посвятил целую серию своих картин. В 1971 году Таслицкому была предложена профессура в Национальной высшей школе декоративных искусств, а в 1997-м он сделался кавалером ордена Почетного Легиона. Таким образом, страна, патриотом которой был художник, признала его заслуги. Картины Таслицкого, хранящиеся во всех крупных галереях Европы, проникнуты идеями гуманизма и социальной справедливости. На протяжении своей долгой жизни он рисовал мир: его потрясения, надежды, его эмоции. Работы художника часто вызывали раздражение крупных политических боссов, а художественное сообщество Франции относилось к Таслицкому весьма прохладно, упрекая его в прямолинейности и бескомпромиссности. В то же время эти самые качества не могли не вызывать уважения коллег. Всю жизнь Таслицкий всеми возможными способами сопротивлялся абстрактным направлениям в искусстве, оставаясь приверженцем реалистической традиции. И, несмотря на это, водил дружбу с Пикассо, Джакометти, Арагоном, выставлялся с Леже и Матиссом. Он умер в Париже в возрасте девяноста четырех лет - в том самом доме, где без малого столетие назад родился. Это произошло 9 декабря 2005 года. Пять дней спустя Борис Таслицкий был похоронен в самом престижном и дорогом некрополе французской столицы – на кладбище Монпарнас, том самом, где находятся могилы Бодлера, Сартра, Сутина и Симоны де Бовуар.

1 октября

1974 – Один из лучших израильских легкоатлетов Александр Авербух родился в Иркутске. Спортом начал заниматься в 9 лет. В России преподавал в школе, занимался лёгкой атлетикой, стал мастером международного класса в многоборье. Выиграл чемпионат Европы до 23 лет в многоборье в 1997 году. Занимался у знаменитых тренеров Волковых и Евгения Фогеля. Александр репатриировался в 1999 году, после чего перешёл на прыжки с шестом и в том же году стал первым израильским легкоатлетом, завоевавшим медаль на чемпионате мира, добившись бронзы на соревнованиях в Севилье. В 2001 году Авербух стал серебряным призером чемпионата мира в Эдмонтоне (Канада) и в финале Гран-при в Париже. На чемпионатах Европы в 2002 (Мюнхен) и 2006 (Гетеборг, Швеция), на чемпионате Европы в зале в 2000 году (Гент, Бельгия) и на Универсиаде-2001 (Шанхай) выигрывал золотые медали. На Олимпийских Играх в 2000 (Сидней) и в 2004 (Афины) выходил в финал. В июне 2007-го обеспечил себе место в рядах израильской делегации на Олимпийских Играх в Пекине в 2008 г. На самих Играх не смог преодолеть высоту в 5.65м., и заявил в интервью Первому каналу израильского ТВ, что продолжит профессиональную карьеру примерно до осени 2009-го, после чего собирается стать тренером. В августе 2006 года Александр Авербух невольно оказался замешан в международном скандале, когда организаторы Гран-при в городе Линц (Австрия) попросили его не приезжать, так как, по их словам, они не могут ручаться за его безопасность в связи с закончившейся за несколько дней до того войной в Ливане. Резонанс в СМИ заставил австрийцев изменить своё решение и принести извинения Авербуху, но тот решил не ехать на соревнования. 14 июля 2009 года Авербух, как и обещал, завершил спортивную карьеру последним прыжком на 18-й Маккабиаде, преодолев планку на высоте 4.95 м. Год спустя он создал и стал руководителем первой израильской сборной по десятиборью, которая выступила на Кубке Европы. На этих соревнованиях подопечные Авербуха (Руслан Хемед, Анатолий Миненко и Константин Криницкий) в командном зачете заняли третье место.

2 октября

1895 - Историк литературы на идиш, критик, педагог, автор свыше 150 статей и исследований (см. сб. «Избранные статьи», 1959) Арон Шефтелевич Гурштейн родился в местечке Кролевец, ныне Сумской области, Украина. Его отец, служащий транспортного общества, постоянно менял место жительства, и семья жила то в Никополе, то в Каховке, то в Елисаветграде, то в Гродно, то в Проскурове. В 1913 году А. Гурштейн окончил гимназию на идиш в Вильне, а в 1916 году поступил в Петроградский университет, на факультет восточных языков, где изучал литературу на иврите. Октябрьская революция застала его на Украине, в Никополе. События задержали его здесь, и ему пришлось поневоле отказаться от занятий в университете. Как только советская власть утвердилась и в Никополе, Арон Гурштейн с головой погрузился в культурно-политическую и организационную работу. Революция внесла ясность в его мировоззрение, в его отношение к действительности. Он выступал с лекциями и докладами, активно участвовал в местных газетах, работал в органах народного образования. В мае 1920 года он вступил добровольцем в Красную армию. Освобожденный по причине сильной близорукости от строевой службы, Гурштейн был направлен на работу в штаб бригады, а затем в штаб Шестой армии. В то время он сотрудничал в армейской печати, выпускал "Листки добровольца". Демобилизовавшись в июне 1921 года, А. Гурштейн продолжил образование в Москве, поступив на арабское отделение Института восточных языков. Одновременно он работал в Народном комиссариате по делам национальностей и тогда же стал сотрудничать в журналах "Печать и революция", "Жизнь национальностей", в "Крестьянской газете" и других московских изданиях. Однако печататься Арон Гурштейн начал гораздо раньше. Еще будучи 16-летним гимназистом, он поместил в газете первое стихотворение; вслед за тем его рассказы и стихи стали изредка появляться в провинциальной печати. Но систематический и серьёзный характер его литературная работа приобрела лишь: в конце 1921 года, после переезда в Москву. В 1924 году он начал собирать материалы для задуманного труда по истории еврейской литературы и спустя год уже опубликовал статью о видном сатирике XIX века И. Линецком; вскоре в издании Института белорусской культуры (Минск) появилась его большая работа об И.-Л. Переце. В годы нэпа Гурштейн склонялся к тенденции оценивать искусство с эстетической, а не классово-политической точки зрения (памфлет «Вэгн унзэр критик» - «О нашей критике», 1925). Однако в сборнике «Проблемэс фун критик» («Проблемы критики», 1933) Гурштейн признал социалистический реализм единственно допустимым методом в литературе. После 1926 года Гурштейн стал доцентом кафедры еврейской литературы 2-го Московского университета. Профессор истории еврейской литературы (с 1931 г.) Киевского и Одесского педагогических институтов. Он редактировал изданные на идиш сочинения Менделе Мойхер-Сфорима, составил библиографию И.-Л. Переца. Писал о проблемах еврейской литературы 19 в. и о творчестве Шолом-Алейхема, Д. Бергельсона, Дер Нистера, Шмуэля Галкина и др. В 1935-1936 годах А. Гурштейн работал в отделе критики и библиографии газеты "Правда": на ее страницах он напечатал ряд статей о современной литературе, о новых книгах советских писателей, в том числе о "Похождениях факира" Вс. Иванова, о повести "Белеет парус одинокий" В. Катаева, о "Голубой книге" М. Зощенко, о рассказах Вас. Гроссмана и В. Авдеева, о поэзии В. Маяковского, о пьесах М. Горького. Кстати, именно Гурштейн был единственным в СССР литературоведом, пришедшим на помощь Залману Рейзену в работе над известным четырехтомным «Лексиконом еврейской литературы». Проф. Гурштейн был блестящим педагогом, его лекции по истории еврейской литературы и театра собирали огромные аудитории в Одессе, Киеве, Москве, Минске.Арон Шефтелевич был ведущим специалистом по теории еврейской литературы и методологии ее преподавания. Когда началась Великая Отечественная война, Арон Шефтелевич Гурштейн вместе со многими другими писателями добровольно, не колеблясь, вступил в ряды народного ополчения. С того дня, 6 июля, для него началась нелегкая жизнь солдата-ополченца, быстро и трагически закончившаяся осенью того же года под Москвой...

3 октября

1910 – Сегодня мы отмечаем 100-летие со дня рождения еврейского писателя Меира Елина, родившегося в Ковно. Он окончил еврейскую гимназию, затем - Каунасский университет. До Второй мировой войны работал инженером-строителем. Во время немецкой оккупации Литвы попал в гетто, сумел выбраться оттуда, сражался в партизанском отряде. После войны был одним из основателей первой послевоенной еврейской школы и детдома в Литве. Дебютировал в литературе в 1931 году. В дальнейшем публиковал рассказы, эссе и стихи в разных еврейских перидических изданиях – например, в «Дос ворт», «Шляхн», «Тойерн», «Блэтер», «Найе блэтер», «Вилнэр эмес», «Ковнер эмес», после войны – в газете «Эйникайт». В 1948 году в московским издательстве «Дер Эмес» вышла его книга (совместно с Дмитрием Гельперном) «Партизанэр ин каунасэр гето» («Партизаны в каунасском гетто»). Совместно с известным педагогом Г.Хацкелесом составил учебник языка идиш «Дер найер алефбейс» («Новая азбука») для еврейских школ Литвы (Москва, 1948). В 1972 году московское издательство «Советский писатель» выпустило книгу рассказов и новелл Елина «Зэйерэ бликн hобн зих багэгнт» («Их взгляды встретились»), ранее, в основном, публиковавшихся в журнале «Советиш геймланд» под заглавием «Блут ун вофн» («Кровь и оружие»). Кстати, его воспоминания о тех кровавых годах нацистской оккупации и еврейского сопротивления были включены и в известную "Чёрную книгу". С 1972 года Меир Елин жил в Израиле, активно участвовал в литературной и общественной жизни, много сил отдавал редакторской и издательской деятельности и успел выпустить ряд книг, которые вошли в золотой фонд еврейской послевоенной литературы ("Цена того хлеба", "Миражи Оскара Грика", "Босиком по снегу", "Огненные блики во мраке", "У тлеющих углей" и др.). В апреле 1983 года, выступая в тель-авивском «Бейт Лейвик» по случаю вручения ему очередной литературной премии, Меир Елин сказал: "Нас, еврейских писателей, должна тревожить великая тема осознания горького урока, полученного нашим народом и всем человечеством за те 14 лет, когда Гитлер скалил свои зубы на весь мир. И поскольку литература - это наука человеческой души, сегодня писателя должна беспокоить проблема человека и нечеловека, и он должен считать свой писательский труд священной миссией, долгом по отношению к испытанному в горе народу". Последние годы своей жизни (он скончался 3 января 2000 года) Елин писал повесть "Работать на немцев...", которая посвящена той же теме Холокоста. (Фото Меира Елина любезно предоставил «МЗ» Яков Файтельсон из архива своего отца Алекса Файтельсона, з”л).

4 октября

1976 – Американская актриса, ранее фотомодель Алисия Сильверстоун родилась в Сан-Франциско. Ее отец - лондонский еврей, перебравшийся из Великобритании в США, а мама – родом из Шотландии, сразу после замужества прошла процедуру гиюра и стала искренней последовательницей иудаизма. Алисия училась в Высшей школе Сан-Матео в Калифорнии. В возрасте шести лет по инициативе отца она начала работать в качестве модели, совмещая этот бизнес с учёбой. Впоследствии Сильверстоун стали приглашать в различные коммерческие телепередачи, первой из которых стал проект «Пицца Домино». Начинающая модель приобрела звание «Девочка мечта» в ТВ-сериале «Чудо-годы» (The Wonder Years). Сильверстоун исполнила свою первую звёздную роль в 1993 году в фильме «Увлечение без взаимности», играя девушку-подростка, которая намеревается разрушить жизнь журналиста, снявшего дом за городом, в котором проживала девочка вместе с родителями. Ей четырнадцать лет. Она заинтересовалась Ником, но он отклоняет её симпатии, убеждая девочку, что она слишком молода для него и между ними не может быть взаимности. Отвергнутая Ником, юная Лолита намеревается разрушить его жизнь —лишить работы, карьеры и любимой девушки. За эту роль Алисия Сильверстоун получила два приза в 1994 году на MTV Movie Awards: «Лучшая злодейка» и «Открытие года». Вторая звёздная роль Алисии — роль Шер Корузо в фильме «Бестолковые». Фильм стал хитом летом 1995 года. Работу Сильверстоун высоко оценила критика, и актриса была отмечена как лучшая представительница молодого поколения. В результате она подписала контракт с кинокомпанией Colambia-Tri Star, стоимостью 10 миллионов долларов. Сильверстоун стала обладательницей наград за «Лучшую женскую работу» и «Самая желанная женщина», вручённых MTV Movie Awards в 1996 году за её работу в фильме «Бестолковые». Алисия Сильверстоун встречалась со многими известными людьми, такими как Бенисио дель Торо, Стефан Дорф, Леонардо ди Каприо, Вуди Харрельсон, Брайан Машард, Мази Чабот и Адам Сэндлер. С последним у них даже была назначена дата свадьбы, но в итоге, 11 июня 2005 года, Алисия вышла замуж за своего давнего друга Кристофера Джарека. Свадебная церемония состоялась на озере Тахо. Пара жила вместе восемь лет до того, как поженилась. Сильверстоун отметила, что чувствует себя «действительно счастливой». Вегетарианка, защитница животных и окружающей среды, Алисия часто любит повторять: «Всё, что вы делаете во имя спасения природы, сохраняет не только ваше здоровье, но и ваш дух».

5 октября

1889 – Французский живописец, график, скульптор Сэмюэль (при рождении - Хаим) Грановский родился в Екатеринославе, учился в художественной школе в Одессе. Еще в юности, в 1910 году, обосновался в Париже, где поддерживал тесные связи со многими представителями «русского зарубежья». В начале 1920-х увлекся дадаистским искусством, сотрудничал в группе «Через». В 1923 году вместе с С. Делоне и В. Бартом оформил постановку пьесы Т. Тцара «Воздушное сердце». Создал ряд абстрактных скульптур, которые выставлял в Салоне независимых. Принимал также участие в групповой выставке русских художников в Лондоне (Уайтчепел, 1921) и в выставке, организованной в знаменитом парижском кафе «Ротонда» в 1925 году. Среди монпарнасской богемы считался одной из самых колоритных и духовных фигур. По замечанию художественного критика М. Рейналя, «вещи Грановского... ничем не напоминают нам окружающую нас действительность... они не находятся ни в каком соответствии с нашими представлениями о существующих предметах, несмотря на то, что по конструктивной своей сущности сохраняют одинаковую общность с шаром или кубом, как любой предмет. Мы вправе поэтому спросить себя, не являются ли его работы отправным пунктом для обновленного искусства, которое найдет в конце концов свою собственную, одному ему присущую эстетику...». В июле 1942 года Сэм Грановский был арестован нацистами и отправлен в концлагерь Аушвиц, где и погиб в том же году. Давно живущий в эмиграции писатель Борис Носик в своей новой книге «Еврейская лимита и парижская доброта» (М., изд-во «Текст», 2010) так написал о художнике: «Самюэль Грановский, «ковбой» из Екатеринослава, искатель счастья, попавший в Париж как будто со страниц Джека Лондона. Конечно, дома, в былом Екатеринославе (нынешнем Днепропетровске) и потом в одесской «художке» его звали не Ковбой, не Грано и даже не Сэм, а просто Хаим, но раз человеку хотелось быть Сэмом, носить на Монпарнасе ковбойскую шляпу и сапоги, кто мог запретить ему это в свободном Париже? Он уже и с Великой войны вернулся отчего-то в галифе жандарма. Затем слонялся по Америке, ездил на заработки, снимался в вестерне — не разбогател… А потом вот ходил по Монпарнасу в ковбойской шляпе, в кожаных штанах, с лассо на поясе, словно там не шлюхи бродили, а необъезженные кобылы или мустанги».

6 октября

1945 - Математик, публицист, историк, издатель Евгений Беркович родился в Иркутске, с 1946 по 1995 годы жил, учился и работал в Москве. О школьных годах в столице СССР в интервью газете «Горизонт» Евгений вспоминал так: «Моей первой школой была школа номер 413, что и сейчас стоит на набережной реки Яуза в Берниковом переулке. Моим самым первым и самым близким школьным товарищем был Боря Березовский, с которым мы сидели за одной партой до седьмого класса, когда он с родителями переехал из комнаты на Землянке в новую квартиру в Черемушках. И теперь, что бы ни говорили о нем журналисты и политики, он для меня остается тем самым Борей, с которым мы делились самым важными секретами и даже были влюблены в одну девочку». Тот мальчик Боря стал БАБом и живет в Лондоне, а Евгений в 1995 году перебрался в немецкий город Ганновер. Но еще в Союзе до отъезда он окончил физический факультет МГУ, стал кандидатом физико-математических наук, имеет более 150 научных работ в области прикладной математики и кибернетики. А по приезде в Германию стал трудиться в крупной немецкой фирме по разработке прикладных программных систем. Параллельно со своей основной специальностью Беркович уже давно изучает еврейскую историю и еврейские традиции. Его статьи на эти темы печатаются в русскоязычных изданиях Германии, Израиля, США, Франции, России. Он автор книг «Заметки по еврейской истории» (первое издание - издательство «Алекспресс», Ганновер, 2000, второе издание - издательство «Янус-К», Москва, 2000) и «Банальность добра. Герои, праведники и другие люди в истории Холокоста. Заметки по еврейской истории двадцатого века» (М.: Янус-К, 2003. 390 с., с илл.). Евгений Беркович - автор сценария документального фильма «Вопросы Богу» - о немцах, спасавших евреев в годы Холокоста (московская студия документальных фильмов «Параджанофф фильм», 2006 год). Евгений - создатель популярного сетевого портала «Заметки по еврейской истории», в рамках которого выходят в свет одноименный порталу журнал и альманах «Еврейская старина». Он же - создатель и главный редактор журнала "Семь искусств" - журнала для интеллигентного читателя (наука, искусство, словесность). Беркович – автор множества публикаций по еврейской истории в журналах «Нева», «22», «Лехаим», «Вестник» (Балтимор), газетах «Еврейское слово», «Международная еврейская газета», «Еврейская газета» (Берлин), «Русское слово», «Русская Германия», «Горизонт» и многих других изданиях США, Израиля, Германии, России, Украины. Редакция «МЗ» сердечно поздравляет своего коллегу и автора с 65-летием со дня рождения и желает ему еще много лет заниматься своим любимым делом и радовать читателей каждым новым выпуском своих альманахов и каждой новой книгой.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных,а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 3264
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com