Logo
1-10 декабря 2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18












RedTram – новостная поисковая система

Pro et contra
Память нужна не мертвым...
Александр Бураковский, Нью-Джерси

На процесс мемориализации памяти о безвинно расстрелянных в Бабьем Яре евреях существенно влиял конфликт между идеологией, насаждавшейся властью, и напряженной тенденцией многовековых отношений между украинцами и евреями, жившими рядом на одной земле. Другими словами, история мемориализации трагедии Бабьего Яра (далее – БЯ) имела три ярко выраженных составляющих: советскую, украинскую и еврейскую, которые можно проследить во всех трех хронологических периодах, рассматриваемых в этой работе: 1943-1960 годы; 1961-1990; 1991 – по настоящее время.

Во времена СССР государственный антисемитизм, прикрываемый лозунгами о «братстве народов», в послевоенные годы вылился в откровенное преследование евреев на всех уровнях общественной и политической жизни в виде «борьбы с космополитами», «дела врачей», расстрела лидеров Антифашистского комитета, многих других акций.

Советские люди, имея «право» на национальную идентификацию («пятая графа» паспорта), в то же время были лишены реальной (без риска) возможности публично проявлять ее, равно как и религию, национальные традиции, пользоваться языком идиш. Это положение имело прямое влияние на умалчивание еврейской составляющей трагедии вплоть до того, что место расстрелов власть всеми силами пыталась стереть с лица земли и из памяти людей. До 1961 года ей это удавалось сделать.

После 1961, и вплоть до 1991 года, появилась возможность говорить о трагедии БЯ, проводились архитектурные конкурсы с целью ее мемориализации. Но общая тенденция умалчивания этой еврейской трагедии, как основополагающей части планового Холокоста, оставалась прежней.

С приобретением Украиной независимости в отношении мемориализации БЯ, если не считать проведения на государственном уровне 50-летия еврейской трагедии, ничего не изменилось. Лишь появились новые акценты в причинах отказа евреям в страшном «приоритете». И это не смотря на то, что первые пять дней с начала трагедии в БЯ расстреливали только евреев. После 1991 правительство и политическая элита Украины начали этнизировать историю, национализировать культуру, строить «украинскую Украину». «Украинский патриотизм» стал доминировать в школьных учебниках истории, откуда все неукраинское вымарывалось. На смену героям советской поры пришли новые герои, преимущественно из рядов ОУН-УПА. Вот, например, как характеризует БЯ нынешний лидер киевской организации ОУН Б.Червак («Персонал-плюс», №37, 2006): «БЯ – это, прежде всего, место, где оборвалась жизнь сотен украинских патриотов, участников национально-освободительного движения за независимость Украины».

Тот же Б.Червак совместно с другими «патриотами» Украины теперь ежегодно организовывает митинги в БЯ, где о еврейских жертвах не вспоминают. Например, газета «Свобода» (США, 2 марта 2007) на первой странице поместила материал «От пресс-службы ВО «Свобода», цитируя выступавших на митинге 25 февраля 2007 в БЯ - А.Ильенко: «Человечество не знает, что в БЯ расстреливали в первую очередь не политических украинцев, а украинцев этнических. Это наша, украинская трагедия»; А.Мохник: «Мифы БЯ. Первый - здесь расстреливали в первую очередь не украинцев. Второй - будто бы украинские националисты помогали гитлеровцам проводить расстрелы»; и.т.д.

Не отставал от подобных высказываний и третий президент Украины. Он издал, например, указ №416/2006 по поводу 100-летия со дня рождения украинской националистки О.Телиги, брошенной в БЯ в феврале 1942: «Решить в установленном порядке вопрос сооружения в течение 2006-2008 годов на территории Мемориального комплекса «БЯ» в Киеве памятника О.Телиге и ее соратникам». Но ничего подобного нет по поводу еврейской трагедии БЯ.

На такое отношение к памяти Холокоста обращают внимание и на Западе. Немецкий историк Вильфрид Їльге пишет («Критика», №5, 2006) о новых школьных учебниках истории, созданных «представителями националистической украинской историографии», где нет и слова осуждения ОУН в коллаборации с нацистами, в содействии уничтожению еврейского населения. Он отмечает: «На историю евреев Украины военного времени «надстраивают» национальные памятники, чтобы забыть другую «нацию-жертву». И приводит пример, когда в Дрогобыче на том месте, где во время оккупации было гетто, сегодня разбит сквер, в центре которого стоит памятник С.Бандере. И пишет: «Лишь игнорируя еврейский Холокост и забыв о его связи с национальной историей, они могут сохранить легитимную функцию героям ОУН-УПА. Очень сомнительно, что эта реабилитация поможет национальной консолидации».

В то же время по вопросу мемориализации еврейской трагедии в БЯ ни один из первых трех президентов не издал ни единого указа. А при В.Ющенко и Холокост стал ставиться в зависимость от «понимания Голодомора». Об этом написано в газете («Україна молода», 7 июня 2007): «Украинское государство «самоустранилось» от ознаменования 65-летия трагедии БЯ. Ведь в соответствии с убеждениями президента В.Ющенко понять Холокост Украина сможет через понимание Голодомора».

Таким образом, в отличие от времен СССР, когда БЯ называли «братской могилой» и «местом мученической смерти советских людей», в независимой Украине это сакральное место стало «национализироваться» в соответствии с концепцией организованного по инициативе президента В.Ющенко Украинского института национальной памяти (УИНП), в программе которого нет и слова «Холокост». Вот как охарактеризовал «идеологию и политику УИНП» ее директор академик И.Юхновский («Зеркало недели», 27 октября 2007): «Нужно возродить музей Запорожской сечи, создать музей Голодомора. Все, кто боролся за Украину, должны трактоваться как национальные Герои. Политика всех государственных учреждений должна иметь в своей основе украинскую идею».

В феврале 2010 к власти пришел четвертый президент: В.Янукович. Что изменилось по отношению к мемориализации БЯ?

Краткая история и контекст еврейской трагедии в БЯ


Нацисты оккупировали Киев 19 сентября 1941 года. Через 10 дней начались расстрелы евреев в БЯ. Через два дня расстрелов в Берлин было отправлено секретное сообщение:
"Расстреляны 33 771 человек... гладко и без инцидентов". Через пять дней расстрелов исключительно евреев город был объявлен "Judenfrei".

19 ноября 1941 газета «Известия» написала: «Как сообщает корреспондент агентства «Овесис Ньюс» из одного пункта в Европе, из достоверных источников получены сведения, что немцы в Киеве казнили 52 тысячи евреев – мужчин, женщин, детей». Так начиналось массовое "окончательное решение еврейского вопроса" по-нацистски. Эпиграфом к этой трагедии можно было бы взять слова Лауреата Нобелевской премии Эли Визеля: «Не все жертвы нацизма были евреями, но все евреи были жертвами нацизма».

В 70-е годы известный писатель, киевлянин В.Некрасов написал: "БЯ. Черные дни Киева. Небольшой букетик цветов. Сейчас Яра нет. Он замыт. Его пересекает асфальтированная дорога. 30 лет назад ее не было. А был глубокий, до 50 метров Яр, огромный яр".

После смерти Сталина и развенчания культа личности во времена «оттепели» люди почувствовали себя свободнее. Именно поэтому в день 25-летия трагедии в БЯ состоялось стихийное собрание, на котором выступили В.Некрасов и литературовед, будущий академик И.Дзюба.

Но говорить вслух о еврейской трагедии в БЯ запрещалось. В марте 1949 на собрании композиторов Киева подверглась резкой критике симфония Д.Клебанова «БЯ» как «антипатриотическая, наполненная библейскими мотивами и проникнутая трагической обреченностью» [1].

В мае 1949 на пленуме Союза художников Украины нещадно критикуется триптих «БЯ», созданный художником В.Овчинниковым, в котором «даны извращенные образы советских людей». А вслед за этим началась «борьба с космополитами», «бездомными бродягами», «еврейскими буржуазными националистами».

Глубинно исследовал трагедию БЯ профессор истории НАНУ М.Коваль, в книге «Трагедия БЯ: история и современность». Он пишет, что в 1991 в Киеве вышел в свет ряд изданий, а в год 50-летия трагедии БЯ издана документальная книга, запрещенная в СССР... М.Коваль использовал русскоязычное израильское издание «Черная книга», а также исследование И.Арада.

Ценные для историков сведения об обстановке в Киеве летом-осенью 1941 года содержатся в сборнике воспоминаний киевлян (Нью-Йорк, 1956). Данные о расстрелах нацистами в БЯ в 1942-1943 годах участников украинского национально-освободительного движения имеются в канадском издании (1990). Представляет интерес вышедшая в свет в ФРГ на немецком и русском языках под редакцией Р.Рюрупа публикация [2], содержащая источники по БЯ, и подготовленный западногерманским историком Е.Вином труд об убийствах зондеркомандами киевских евреев.

М.Коваль использовал и ранее не публиковавшиеся документы Центрального госархива высших органов управления Украины и Центрального госархива общественных объединений Украины (ЦГАВОУ). Ситуацию в Киеве отражает документ [2, с.124]. М.Коваль пишет: «Кроме спецподразделения СС была привлечена новосозданная киевская полиция для обеспечение "порядка". Распространялись слухи о переписи евреев, их переселении, проинструктированы тысячи управдомов и дворников... Вермахт, СС и украинские "вспомогательные силы" работали четко и слаженно. Командовавший эсэсовской айнзацгруппой "С" д-р Раше сообщал в Главное управление имперской безопасности, что "предусмотрена казнь, по меньшей мере, 50000 евреев. Вермахт приветствует эти меры и просит о радикальных действиях... 24 эсэсовца предстали перед американским военным судом в девятом Нюрнбергском процессе по делу айнзацгрупп и зондеркоманд. Было вынесено 14 смертных приговоров».

Информация об убийствах евреев в СССР долгие годы была закрытой. Часть ее обнародована в 1991 в связи с 50-летием трагедии.

Цитирует М.Коваль и рассказ солдата вермахта военного шофера Хефера, бывшего в БЯ в первые дни расстрела евреев. Полный текст рассказа Хефера приводит И.Арад [3]. О том, что происходило в БЯ через два года после расстрелов 1941, сообщил Н.Панасик.

Были и другие свидетельства, связанные с трагедией БЯ. Составитель сборника статей и документов [4] поместил публикацию М.Добрянского «БЯ». В ней автор пересказывает историю спасения Н.Проничевой: «Перед расстрелом люди шли «сквозь строй». Кто падал под ударами эсэсовских приспешников, того заставляли подниматься пасти специально дрессированных собак... Детей бросают в пропасть на глазах матерей. Ужас парализует остатки воли, замораживает мышление и убивает силу к какому-либо сопротивлению». Рассказ Проничевой опубликовала газета «Нью-Йорк Таймс» 3 января 1967 г. Известна книга-документ А.Кузнецова «БЯ», увидевшая свет сначала в журнале «Юность» (1966), затем отдельным изданием.

В 1962 Д.Шостакович написал Тринадцатую симфонию на тему стихотворения Е.Евтушенко «БЯ» и с одноименным названием. 18 и 20 декабря 1962 в Москве состоялась ее премьера, которую не транслировали, не записывали, не снимали для кино, не передавали по телевидению, но «лишний билетик» спрашивали за три квартала, а после финала неистовая овация публики длилась бесконечно. Об этом рассказывает Н.Лисняк в статье «Победа над страхом». Затем было три концерта в Минске. В Киеве же первое прослушивание этой симфонии было позволено местной властью спустя почти 20 лет.

Эти, как и другие случаи антиеврейских проявлений на территории Украины, создали стереотип «врожденного» украинского антисемитизма. Такие обобщения неверны и опасны. В то же время настойчивое нежелание украинской интеллигенции и политической элиты признать, наконец, факты активного участия некоторой части украинцев в уничтожении еврейского населения в годы оккупации лишь углубляют пропасть взаимного непонимания. И сводят проблему «коллаборации» лишь к тому, что «нет документов», этот факт подтверждающий. А если они находятся, то трактуются как «фальшивки». Кто же тогда самым активным образом помогал нацистам уничтожить 1.5 млн. евреев в бесчисленных «бабьих ярах» по всей Украине?.. Этот вопрос висит в воздухе до сих пор.

Многие исследователи писали о том, что уничтожение почти 75 тысяч евреев в течение первых 5 дней расстрелов в БЯ было осуществлено 150-ю эсэсовцами из зондеркоманды «4а» во главе с полковником «СС» П.Блобелем, и 1200-ми украинскими полицаями в составе 45-го, 118-го и 303-го украинских полицейских батальонов «Буковинский курень» во главе с П.Войновским, при общем руководстве заместителя начальника украинской полиции Киева (и, одновременно, члена Украинской военной организации) Р.Беда. Об этом писал М.Коваль. Писал об этом и А.Шлаен, полемизируя с автором статьи [5]. И все это - при полной поддержке киевской прессы, в частности, газеты украинских националистов «Украинское слово» (УС), киевских дворников, управдомов, массы добровольцев-соседей [6]. Будто и не жили рядом сотни лет евреи и украинцы. Будто ненависть и злоба были единственным итогом этого соседства.

О том, что именно «Буковинский курень» был делегирован еще до оккупации Киева «на украинские земли» пишут представители Провода ОУН из города Черновцы [7]: «В сложных переговорах украинских, румынских и немецких представителей 28 июня 1941 г. в Черновцах П.Войновский отстаивает достойные условия формирования Буковинского куреня с целью борьбы против большевизма на украинских землях и за утверждение украинской державы». Пишут об этом и исследователи А.Дуда, В.Старик, А.Кентий, Ф.Левитас, А.Круглов, А.Шлаен, А.Подольский, Ю.Шульмейстер, В.Король, другие. Но не признают этого историки УИНП. И не только они.

БЯ после освобождения Киева (6 ноября 1943–1960 годы)

Первая известная попытка мемориализации еврейской трагедии в БЯ принадлежит одному из классиков еврейской литературы Д.Гофштейну, расстрелянному по приговору советского суда в 1952. М.Мицель пишет [1]: «Возвратившийся в Киев поэт Д.Гофштейн осенью 1944 года пытался организовать мемориальный митинг в БЯ, приуроченный к 3-й годовщине расстрелов. Эта инициатива была пресечена партийными органами. Отрицание права евреев на мемориальные собрания только усиливало напряжение между ними и окружающим населением».

О попытке мемориализовать трагедию БЯ сразу же после окончания ВОВ и о смене ориентиров в историографии уже независимой Украины пишет украинский историк В.Гриневич («Критика», №5, 2005): «Вытеснение памяти о катастрофе еврейства во время трагедии Холокоста было очень показательным моментом официальной истории войны. В принятом в 1945 решении Совнаркома УССР установить монумент в память о расстрелянных в БЯ, про евреев нет ни слова... С первых же дней независимости министерство образования Украины выкинуло из программ и учебников для средней и высшей школы старые советские схемы и легализовало тему ОУН-УПА».

Возникает вопрос: была ли возможность за 69 прошедших лет оставить для потомков хотя бы память об этой самой страшной именно для евреев трагедии? Да, евреев уничтожали всюду: в Харькове, Днепропетровске, Одессе, Житомире, в тысячах еврейских местечек по всей Украине. Все эти сакральные места были частью «окончательного решения...» только для евреев. По отношению ни к единой нации, как расе, нацисты не провозглашали “Final Solution”. Убивали гитлеровцы и русских, и украинцев... и не только в БЯ. Но ни для одной из этих этнических групп БЯ не был символом уничтожения. БЯ был и есть таким символом трагедии лишь для евреев.

Авторы 1-го тома книги о БЯ [8] подробно и документированно рассказывают обо всех построенных за время советской власти на территории БЯ новых улицах, жилых массивах, ликвидированных кладбищах, радиотелецентре с башенной антенной, спорткомплексе, бассейне, станции метро, парке отдыха площадью 118 га, и мн.др. Пишут и о Куреневской трагедии в 1961, связанной с решением власти замыть БЯ пульпой, сравнять Яры, чтобы и следа о еврейской трагедии не осталось. В заключение составители книги пишут: «БЯ практически исчез с лица земли».

Известный киевский архитектор Авраам (Абба) Милецкий так описывает одну из попыток мемориализовать трагедию БЯ [9]: «Первая попытка соорудить памятник относится к концу 40-х годов. Главный архитектор Киева А.Власов выполнил проектное предложение. Памятник был задуман в виде треугольной пирамиды из черного гранита (15 метров в основании) с барельефом в центре и композицией лестниц подиума, соответствовавших сохранившемуся рельефу Яра. Ни мастерство этого большого архитектора, ни его личная дружба с Н.Хрущевым, не помогли ему осуществить свой замысел».

Страх от первого посещения БЯ весной 1944 остался и в моей детской памяти. Моя семья: отец, мама, старший брат и я, возвратились в Киев ранней весной 1944 из Свердловска, где отец дослуживал охранником на военном заводе после ранения, будучи уже инвалидом войны 2-й группы. Мне было 8 лет. В тот день отец взял меня с собой в БЯ... Крутые овраги поросли колючим кустарником. Я сбегал по извилистым тропинкам легко и быстро, цепляясь за кусты. Отец же шел медленно, его правая рука еще не двигалась. Он шел – и плакал... Больше никогда я не видел его плачущим. В этих ярах покоились его старший брат с женой и пятью дочерьми, его старшая сестра с семьей, другие родственники. На дне изрытого и размытого дождями оврага было очень холодно. И страшно, будто в сыром подземелье...

Позднее, когда я уже знал что такое БЯ и изредка приходил сюда один, почти всегда находил в разных концах оврагов высохшие, а иногда – свежие, будто случайно и незаметно уроненные, маленькие букетики полевых цветов, отдельных хризантем, иногда – красных роз. Много лет не было в БЯ места, куда бы можно было принести цветы памяти организованно. Страна старалась стереть из памяти людской трагедию БЯ.

1961–1990 годы, история мемориализации БЯ

Базовые вопросы настойчивой немемориализации еврейской трагедии БЯ лежат глубже истории Холокоста. Советская власть отрицала еврейский характер трагедии, ибо «мы все – советские люди». Эта «логика» перенеслась в независимую Украину лишь с одной правкой: «мы – одна украинская нация», при явном этническом, а не политическом понимании этих слов.

1961 год – огромная веха в истории мемориализации БЯ, обозначенная стихотворением Е.Евтушенко «БЯ». Это стихотворение стало первым «памятником» еврейской катастрофе. Оно открыло дверь в замкнутое пространство почти узаконенного антисемитизма в СССР, вызвав как волну патологической ненависти со стороны его сторонников, так и активной поддержки со стороны людей, противящихся злу. И те, и другие, заговорили, и казалось, что лед тронулся, мемориализация еврейской трагедии не за горами... Увы!

После стихийного митинга в 25-ю годовщину расстрелов в БЯ, где выступили В.Некрасов и И.Дзюба, съемки проводили кинорежиссер Р.Нахманович и оператор Э.Тимлин, по распоряжению власти на месте трагедии был установлен гранитный камень с текстом: «В Шевченковском районе Киева будет сооружен монумент советских граждан и военнослужащих, солдат и офицеров Советской Армии, погибших от рук фашистских захватчиков во время оккупации Киева». Кроме того, под давлением Запада политическая и партийная элита страны принимает решение о проведении конкурса на проект мемориала памяти. А.Милецкий пишет по этому поводу [9, с.33]: «Власть объявила закрытый конкурс проектов памятника одновременно для двух мест – в БЯ и на месте лагеря военнопленных в Дарнице. В конкурсной программе было написано: «Монументы должны художественным образом отобразить героизм и непреклонную волю нашего народа в борьбе за победу великих идей коммунизма... мужество и бесстрашие советских граждан перед лицом смерти... Кроме 11 заказных проектов было представлено гораздо большее количество работ».

Первый заказной вариант проекта и макет комплекса мемориала в БЯ А.Милецкий выполнил совместно с архитектором М.Будиловским и скульпторами В.Клоковым и Л.Гордиенко. Он подчеркивает: «Второй вариант пластики стены и ее макет весьма удачно выполнили вместе со мной художники А.Рыбачук и В.Мельниченко... По просьбе скульптора В.Бородая и его группы я принял участие еще в одном заказном проекте. По итогам конкурса лучшим был признан проект, выполненный мною с архитектором М.Будиловским и художниками А.Рыбачук и В.Мельниченко. Но отмеченные проекты не устраивали партийное руководство... Конкурс был аннулирован «по несостоятельности работ». Не дал результата и второй тур конкурса, где жюри угодливо отобрало проект, изображающий фигуру с флагом (архитекторы Ю.Паскевич, А.Штейнберг, скульптор П.Хусид). Вскоре был заказан и сооружен ныне стоящий памятник. Авторы – скульпторы академик М.Лысенко, А.Витрик, В.Сухенко и архитекторы А.Игнащенко, Н.Иванченко, В.Иванченков», [9, с.34-35]. Об этом памятнике пишет и Т.Евстафьева, заведующая отделом «БЯ» музея истории Киева.

Были представлены на тот же конкурс и три варианта проекта Мемориала архитектора И.Каракиса, выполненные совместно с художником З.Толкачевым и скульпторами Я.Ражбой и Е.Жовнировским. 100-летие со дня рождения И.Каракиса широко отмечалось в Киеве в 2002. Этому событию был посвящен Альбом-каталог, включающий и эскизы всех трех вариантов памятников, представленых на конкурс группой И.Каракиса [10]. Материалы пояснительной записки к проекту представлены на сайте И.Каракиса: «Отведенная территория превращается в мемориальный парк. Сохранившаяся часть БЯ - в заповедное место, куда не должна ступать нога человека. Место, где проходили расстрелы, засыпано красным гравием или засажено красными маками. Посетитель спускается в центральную часть парка, ограниченную с трех сторон обрывами Яра (с перекинутыми мостками)... Первый вариант памятника выполнен в виде расколотого дерева с музеем внутри... с росписями З.Толкачева. Во втором варианте тему отражает скульптурная группа со статуей скорби (скульптор Я.Ражба). Третий вариант предусматривает установку памятника в виде бетонного блока 10-метровой высоты с пробитым в нем силуэтом человека. Блок сверху венчается неугасимым огнем».


Проект музея с росписями Зиновия Толкачёва

Почти 15 лет после установления в 1976 безымянного памятника, никаких действий по мемориализации БЯ власть не предпринимала. И только в период перестройки, накануне распада СССР, тема эта снова была озвучена. А.Милецкий пишет об «открытом (под девизом) конкурсе на разработку эскизного проекта мемориального комплекса «БЯ», объявленного весной 1991 государственными, общественными и творческими организациями Украины. Он цитирует слова из программы о цели конкурса, [9, с.39]: «Послужить основой для дальнейшего поиска решений, посвященных памяти жертв нацизма – жертвам трагедии Б.Я., а также заключенных в концлагерях и гетто на Украине в период немецко-фашистской оккупации». И далее: «прослеживалась прежняя тенденция – растворить еврейский геноцид в общем потоке преступлений нацизма».

29 сентября 1991, в день 50-й годовщины трагедии еврейского народа в БЯ, был установлен памятный знак «Менора», (архитектор Ю.Паскевич, инженер Б.Гидлер, художники Я.Левич, И.Левич). В последующие годы вандалы много раз заливали Менору масляной краской, неоднократно опрокидывали 250-килограммовые ступени, ведущие к ней, и разбивали мемориальную доску, установленную от имени президента Израиля.

В 1991 на памятнике, сооруженном в 1976, установили таблички на русском языке и языке идиш.


Известно также о разработанном в начале 1990 годов проекте Мемориально-музейного комплекса «БЯ» дизайнером, лауреатом Государственной премии Украины А.Крыжопольским По мнению членкора Украинской Академии архитектуры (УАА) Е.Оленина, этот проект был «выполнен на уровне международного класса, он с большой художественной точностью выражал значение этого Места и Событий... Я был убежден, что воплощение этого проекта пойдет полным ходом. Однако не тут-то было...».

Нельзя не отметить, что накануне развала СССР украинская политическая элита (усилиями РУХа), все делала для того, чтобы наладить еврейско-украинские отношения, в частности и в вопросе мемориализации еврейского БЯ. Но длилось это недолго. В это время увидели свет уникальные по тем временам издания (журнал «Світ») [11], книга-мартиролог [12], многое другое. В предисловии к книге-мартирологу написано: «БЯ стал зловещим символом ужаса. 50 лет вокруг него висела скользкая завеса молчания. Как-то забылось, что в те киевские яры на смерть пошли тысячи реальных людей. Время и молчание сделали их тенями, символами». Об этом времени подробно изложено в исследованиях автора.

Как бы подводя итог советскому умолчанию о еврейской трагедии БЯ, в дни памяти в связи с 50-летием начала расстрелов, на территории БЯ состоялся невиданный никогда ранее митинг, организованный правительством уже независимой Украины. Центральные улицы Киева были оснащены плакатами и стендами с фотографиями, говорящими о еврейской трагедии. У Меноры была построена временная сцена, приглашены активисты еврейских общественных организаций Украины, лидеры международных еврейских организаций, президенты разных стран мира, и выступил здесь с речью, тогда еще спикер парламента Украины, Л.Кравчук. Он сказал: «Мы считаем естественным наши извинения перед еврейским народом, который пережил много страданий за свою историю. Произносить слова покаяния всегда непросто, но мы делаем это потому, что очень важно, прежде всего для самих украинцев, чтобы мы осознали свои ошибки». И снова показалось, что лед тронулся...

Мемориализации еврейской трагедии БЯ после 1991 года

Спустя год после провозглашения независимости почти рядом с «Менорой» был поставлен деревянный крест в память об активистах ОУН, расстрелянных фашистами. В дальнейшем памятные знаки, отражающие различные страницы трагедии БЯ, были установлены во многих местах, расположенных на (или вблизи) территории БЯ [8, с.204]: узникам Сырецкого концлагеря; 22-м киевским футболистам; пациентам Кирилловской больницы; крест с надписью: «На этом месте 6 ноября 1941 были расстреляны священнослужители архимандрит А.Вишняков и протоирей Павел за призыв защиты Отчизны от фашистов»; памятник расстрелянным детям (скульптор В.Медведев, архитекторы Р.Кухаренко и Ю.Мельничук), многое другое.

Вскоре был заложен памятный камень на месте предполагаемого строительства еврейского культурно-общинного центра «Наследие». Об этом факте написала газета «День» [13]. Это событие стало причиной очередного всплеска разного рода эмоций.

Много раз вопрос о мемориализации БЯ поднимался различными кругами еврейской общественности. Но активная полемика началась, когда Джойнт выделил в 2000-м году крупную сумму денег, собранных евреями Америки на строительство здесь мемориально-просветительского «Общинного центра». В связи с этим был объявлен Международный архитектурный конкурс.

Член Оргкомитета конкурса, директор Института урбанистики, Г.Фильваров [14] рассказал о главной его цели: «увековечить память жителей Киева, погибших в БЯ… создать научную базу по истории Холокоста и истории еврейского народа в контексте украинской культуры… площадка была выбрана на территории БЯ, который во всем мире знают как место катастрофы еврейского народа. По просьбе Джойнт именно там Киевская горадминистрация выделила земельный участок».

7 мая 2002 состоялось подведение итогов конкурса. В нем приняли участие девять команд, 5 из Израиля, 4 – отечественных. Первую премию получил проект архитекторов Ульриха и Даниэлы Плезнер (Израиль).

Статья Г.Фильварова стала началом еще более активной дискуссии, в которой приняли участие представители еврейской и украинской интеллигенции во многих странах мира. Принял в ней участие и автор. Этот «разговор» стал отображением проблем, связанных с многодесятилетними попытками мемориализовать еврейскую трагедию в БЯ.

Это время совпало с началом строительства Берлинского Мемориала в память о Холокосте в Германии. Его созданию предшествовали 17 лет обсуждений и полемики. Любопытно, что против еврейской его направленности активнее других выступали представители еврейской общины Германии. Но бывший канцлер Г.Коль был самым активным сторонником проекта.

Что же стало отличительной чертой дискуссии в Украине, если не считать привычные с советских времен методы умолчания, превращения в безымянную «братскую могилу», интернационализацию всех жертв БЯ? Теперь главным аргументом тех, кто как бы из благородных и демократических побуждений старался решить проблему, был тезис о том, что сегодня топографически уже невозможно определить место расстрелов. Поэтому нельзя строить Мемориал на костях убиенных людей! То есть можно было десятилетиями строить «на костях» улицы, телецентр, станцию метро, жилые дома, спортивный зал... Но нельзя строить Мемориал!

Поначалу полемика о приемлемости проекта Джойнта велась исключительно между евреями. Часть из них была «за», часть «против» и огромная масса – внешне абсолютно безразлична к дискутируемой проблеме. Для последних главным раздражителем была и осталась благотворительная экономическая, медицинская и прочая иная помощь, исходившая, главным образом, от крупных еврейских организаций типа Сохнута, Джойнта и др. И вопрос: «Что вы думаете о строительстве Общинного центра в БЯ?» ставил этих людей в тупик.

В активистах «за» строительство были, главным образом, те, кто уже много лет бессменно «представлял» евреев Украины на разных уровнях, и те, кто от них материально зависел. Всего, на мой взгляд, не больше 500 человек на всю Украину. У тех, кто был «против» (их - еще меньше), в основе лежали эмоции, боязнь нарушить покой и без того забытых и преданных Богом и людьми евреев, лежащих в БЯ.

Активное участие в полемике принял и вдруг возникший 2 апреля 2003 «Общественный комитет «БЯ», возглавляемый тремя сопредседателями: академиками М.Поповичем, И.Дзюбой и правозащитником С.Глузманом. Этот Комитет, в состав которого входит много больше противников мемориализации еврейской трагедии БЯ, чем сторонников, в дальнейшем сыграл решающую роль в передаче Заповедника БЯ под административное управление УИНП.

В Украине самое активное участие в полемике вокруг этого строительства приняла одна из центральных газет [15], которая опубликовала три статьи в одном номере: М.Мариновича, Е.Сверстюка (бывшие политузники советской власти) и академика Д.Затонского.

М.Маринович пишет: «Парад символов в БЯ со всей неизбежностью превратится в войну символов, которая затронет не только потомков покоящихся здесь жертв, но и всю общественность Украины. Было бы воистину роковым, если бы бензин в этот тлеющий огонь плеснули сами евреи».

В этих словах доминирует голос отчаяния и безысходности. Но разве они опираются на реальные события, имевшие место в Яру, начиная с 29 сентября 1941? И, кроме того, тот же М.Маринович 17 лет назад придерживался диаметрально противоположной точки зрения [16]. «БЯ вошел в мою жизнь еще в юношеском возрасте как трагедия с двойным дном: официально – как братская могила советских граждан – и неофициально, о чем говорилось почти шепотом, с привкусом протеста к власти, как кровавый след геноцида евреев. Это символ, в первую очередь, геноцида еврейского народа». Откуда такая разница в позициях?

Е.Сверстюк предлагает «заглянуть по ту сторону нашей суеты». Он призывает взять на вооружение «правдивость свидетельств, порядочность, человечность, совестливость и солидарность». Но строит эту «солидарность» на том постулате, что в БЯ лежат не только евреи. Автор умалчивает, что отсюда начался Холокост, что здесь в убийстве евреев организованно участвовали и местные полицаи. Он коллективизирует, обобществляет все могилы БЯ так же, как это делали много лет коммунисты и советская власть, против кого автор так усердно боролся, будучи диссидентом. И еще Е.Сверстюк опирается на то, что «все, кто тут встретил свою смерть, предстанут перед Богом, где не будет деления на конфессии и национальности». Эта мысль очень похожа на советскую демагогию.

Д.Затонский произносит откровенно погромную фразу: «Представьте себе, какое впечатление строительство еврейского культурного центра в БЯ произведет на местное население, особенно на украинскую, русскую и польскую ее составляющие...- там будут плясать на костях наших славянских предков! И они будут правы. И тогда камни озверевшей толпы полетят не только в синагогу Бродского, и не только ее раввинов всласть потаскают за бороды».

Чем отличаются эти мысли вслух господина Д.Затонского от публикаций в газетах МАУП уже в независимой Украине? Мнение М.Мариновича, Е.Сверстюка и Д.Затонского фактически полностью совпадает с заявлением радикалов. Вот, например, как отреагировали ОУН, партия «Собор», Украинская национальная консервативная партия и Общество имени О.Телиги на попытку мемориализации трагедии БЯ евреями. «На митинге в Киеве, посвященном 97-й годовщине со дня рождения О.Телиги, лидер Всеукраинского женского общества им. О.Телиги О.Кобец зачитала заявление-протест от лица общественности Киева против «попытки приватизации каким-то одним народом общенациональной трагедии». Заявление адресовано президенту, премьеру, председателю Верховной Рады и мэру Киева».

Действительно 350 лет Украина, пытаясь стать независимой, не была хозяином на своей земле. И это обстоятельство оставило уже на генетической памяти среднестатистического украинца глубокий негативный, протестный след. А евреи, жившие рядом сотни лет, далеко не всегда были политическими союзниками украинцев в их освободительной борьбе. Но никогда, как народ, не были и их противниками. Однако это не мешало украинцам в периоды активной освободительной борьбы уничтожать, в первую очередь, самых беззащитных - евреев.

Полемика вокруг строительства мемориала в БЯ велась и другими авторами, более прямолинейно высказывающими свое отношение к евреям. Например, автор [5] пишет: «Какая разница между БЯ, Быковней и Мемориалом Неизвестному солдату. По-моему, в БЯ можно построить памятник жертвам советских голодоморов».

В дни 62-й годовщины трагедии БЯ и по окончании 4-го Ялтинского кинофорума в прессе Украины разгорелся скандал вокруг фильма «БЯ» режиссера Н.Засеева-Руденко и О.Ковалевой [17]. Его премьерный телепоказ на 1-м телеканале Украины и в Израиле «побил все рейтинговые показатели». Но этот фильм членам жюри в Ялте не показали, мотивируя тем, что «фильм семитский и пропагандистский». А один из руководителей телекинофорума, В.Юрычко так прокомментировал ситуацию: «Некоторые члены жюри считают, что Холокост – самая большая мистификация евреев».

В дни, когда началась яростная полемика вокруг вопроса мемориализаии БЯ, в Нью-Йорке по инициативе бывших киевлян, у которых близкие родственники «ушли в БЯ», возникла «Инициативная группа «Save Babiy Yar», которая выразила свое отношение к строительству центра «Наследие» [18]. Затем возник Международный мемориальный совет по увековечению памяти жертв Холокоста на Украине - в частности, в БЯ (ММС). В состав ММС вошли известные общественности представители интеллигенции из разных стран мира: Америки, Израиля, Украины, России, Канады, Германии, Австралии. Результатом их деятельности стал объявленный архитектурный конкурс на проект мемориала «БЯ» [19]: «ММС (США, Нью-Йорк) объявляет Международный закрытый архитектурный конкурс на создание проекта мемориала «БЯ» в городе Киеве, Украина. Конкурс организует и проводит УАА при участии журнала «А+С» (Украина), украинско-канадского СП Интерпроект от имени ММС. Оргкомитет конкурса: А.Бураковский (США), писатель, координатор ММС; А.Васильев (Украина), гендиректор СП Интерпроект; Я.Сусленский (Израиль), общественный деятель; Д.Павлычко (Украина), поэт, государственный и общественный деятель; В.Токарева (Россия), кинорежиссер; В.Штолько (Украина), президент УАА. Секретарь конкурса: Б.Ерофалов (Украина), член-корреспондент УАА, главный редактор журнала «А+С». Сроки проведения конкурса: сентябрь-ноябрь 2006 года. Подведение итогов, определение победителя и выставка проектов: декабрь 2006».

В Программе конкурса, (п. 4.1, «Принципы мемориальной миссии») записано: «Чтить память о других жертвах нацистского террора: украинцах, русских, цыган…; в п.4.5: «Предусмотреть, что на территории «Мемориального комплекса «БЯ» погибли и похоронены представители других народов Украины…».

Однако уже в январе 2007 этот же журнал был вынужден объявить: «В связи с решением Правительства Украины от 4 марта 2007 г. «О создании историко-мемориального заповедника «БЯ», срок действия конкурса продлевается». Но главная причина переноса сроков была вызвана желанием ММС подключить правительство Украины к процессу мемориализации трагедии в БЯ. Как показали последующие события, этого сделать не удалось. Объявленный и подготовленный конкурс, в котором участвовали известные в мире архитекторы Маноло Нуньес-Яновский (Франция), Заха Хадид (США), Максимилиан Фуксас (Италия), Андрей Боков (Россия), Евгений Оленин (Украина) и другие, не завершился. На Международном форуме третий президент Украины уже попросил "взаимного прощения" между евреями и украинцами. И предложил создать в БЯ "государственный историко-культурный заповедник". В то же время по всей стране массовые погребения евреев времен ВОВ за много лет заросли сорняком, застроены, на их местах ставят памятники новым героям Украины. А тема Холокоста стала неудержимо склоняться в связи с Голодомором, откровенно противопоставляться ему, внося элемент крайне болезненной "конкуренции".

Дальнейшие события показали, что декларация идеи создания Заповедника на территории БЯ, как условие для последующей мемориализации здесь трагедии Холокоста, является, скорее, отвлекающим маневром. По мнению архитекторов и градостроителей практически невозможно превратить в Заповедник сложившуюся за 69 послевоенных лет застройку огромной территории, пронизанной тремя крупными транспортными артериями, громадными жилыми массивами, линиями и станцией метро, различными сооружениями, включая спортивные и парковые, комплексом зданий телецентра с телевизионной башней, многим другим. А факт передачи будущего Заповедника под административную опеку УИНП – лишь превращает высказанные выше «соображения» в непреложный факт консервации идеи создания мемориала памяти Холокоста в БЯ на неопределенное время.

Весной 2008 в Дипломатической академии при МИДе Украины состоялся «круглый стол» на тему «Украинское общество и память о Холокосте: образовательный аспект» [20]. Актуальность темы обосновал координатор представительства ООН в Украине Ф.О’Доннел, который напомнил: «В Холокосте погибла треть еврейского народа... он всегда должен быть предостережением, напоминанием об угрозах, которые возникают из-за ненависти, расизма и предубежденного отношения». Он также выразил надежду, что правительство Украины «присоединится к группе международного сотрудничества по вопросам образования, памяти и изучения Холокоста, в которую в настоящее время входит 25 стран». О важности «таких уроков для Украины» говорила и посол Израиля в стране Зина Калай-Клайтман.

Выступил и директор Украинского центра изучения истории Холокоста А.Подольский: «Украинское общество с трудом осознает, что Украина не мононациональная страна». На что представитель министерства образования и науки Р.Евтушенко ответила: «Частично это уже сделано, в школах читается специальный факультативный курс, тема Холокоста присутствует в экзаменационных билетах».

Этот «круглый стол» показал, что Украина за 17 лет не только не продвинулась вперед в «сотрудничестве по вопросам образования, памяти и изучения Холокоста», подменив это знание «факультативным курсом» и «экзаменационными билетами», но и «забыла» о том, что всегда являлась многонациональной страной. Стало известно, что президент Украины выдал распоряжение о создании заповедника "БЯ" (Заповедник), в результате которого появилось соответствующее постановление Кабинета Министров №308 от 1 марта 2007. Но земля в этом сакральном месте находится в ведомстве Киевской мэрии, а она или не хочет работать, или не может реализовать это распоряжение по техническим причинам. Выяснилось, что замороженное во время премьерства В.Януковича предложение президента передать Заповедник в распоряжение УИНП произошло позднее при премьерстве Тимошенко (поручение «2263/3/1/08). Текст распоряжения (№877-р), подписанный Ю.Тимошенко, опубликован.

На сайте [21] появился материал депутата парламента Украины, где он так комментирует факт передачи Заповедника в руки УИНП: «Насколько же надо быть циничным, чтобы увековечивание памяти жертв БЯ возложить на людей, которые занимаются отбеливанием эсэсовцев. Почему бы не передать Заповедник НАНУ, в составе которой есть институт, занимающийся исследованием Холокоста».

Не менее четко высказался по поводу создания Заповедника в БЯ главный раввин Украины Азриэль Хайкин [22]. «Удивлен, что целью создания Заповедника указаны только память жертв войны и политических репрессий. БЯ стал символом геноцида, страшных злодеяний на почве расизма. Разве можно считать десятки тысяч безвинных стариков, женщин и детей, которых уничтожали только за то, что они были евреями, жертвами войны, или политических репрессий. Нет, они жертвы геноцида, Холокоста, и об этом следует говорить вслух».

Во многих странах Европы, которые были оккупированы нацистами, построены мемориалы памяти и музеи Холокоста. В большинстве стран – усилиями их правительств и политической элиты. В некоторых случаях – с приглашением мощных международных еврейских организаций, например, The American Jewish Committee (AJC), привлечением их финансовых возможностей, как это случилось по приглашению президента Польши (мемориал Белжец), президента Румынии (мемориал в центре Бухареста), и.т.д. AJC предпринимал дипломатические шаги для сотрудничества в деле мемориализации БЯ, неоднократно поднимая этот вопрос во время официальных и частных бесед с членами правительства и секретариата президента. В ответ получал общие фразы о важности решения этой проблемы, о том, что «вопрос поднят своевременно» и будет «донесен президенту и премьер-министру». 16 ноября 2007 г. в Нью-Йорке состоялась встреча исполнительного директора AJC Д.Харриса с членом ММС, бывшим депутатом Верховного совета Украины и послом Украины в Польше, известным поэтом Д.Павличко. На встрече обсуждался вопрос возможного приглашения AJC от имени президента или правительства Украины для участия в решении вопроса мемориализации БЯ по примеру аналогичного сотрудничества AJC с Польшей и Румынией. Д.Павличко согласился с такой постановкой вопроса и по возвращении в Киев действовал соответственно. Но никакого положительного ответа не последовало. Украина - молчит!

10-11 апреля 2008 года состоялась плановая встреча делегации AJC в Киеве с премьер-министром, представителями администрации президента, членами правительства, оппозиции, некоторыми лидерами еврейских общественных организаций. Выяснилось, что вопрос приглашения AJC к процессу мемориализации БЯ не стоит в повестке дня. Стало ясно, что эта проблема в Украине при третьем ее президенте и соответствующей политической элите - не актуальна. Именно потому стали появляться «космические» проекты, которые превращают тему мемориализации трагедии еврейского народа на земле Украины в профанацию, а индивидуальную людскую боль и память - во что-то наподобие безымянного памятника «неизвестному солдату». Такой проект задумал А.Игнащенко [23], один из авторов установленного в 1976 г. по заказу властей и вне всяких конкурсов памятника в БЯ, ничем не напоминающего трагедию Холокоста.

А.Игнащенко так описывает свой проект (опустим аналогии с бывшими конкурсными проектами): «Дно Яра покроем красным битым кирпичом, будто земля пропитана кровью, а откосы – белой галькой. Она должна напоминать о событиях времен ВОВ и Куреневской трагедии в БЯ в 1961. Люди должны помнить... Тут ходить не будут. Я предлагаю проложить канатную дорогу от БЯ до склонов Днепра. Небо прорежут семь лазерных лучей наподобие Меноры. Они, словно пересекут земную поверхность от Киева до Нью-Йорка, где случилась трагедия 11 сентября 2001». Такой вот «мемориал»!

Эту идею подхватил бывший однокурсник А.Игнащенко, ныне – израильтянин и почетный академик УАА В.Смирнов, устанавливающий лазерные прожектора над Храмовой горой в Иерусалиме. Но какое отношение весь этот «шум» имеет к мемориализации еврейской трагедии в БЯ? Все эти процессы автор исследовал в работе [24]. Писали об этой проблеме и исследователи в Украине.

Что же изменилось после прихода к власти четвертого президента Украины В.Януковича? 19 апреля 2010 был объявлен «Открытый международный архитектурный конкурс на создание проекта мемориального комплекса БЯ по увековечению памяти жертв Холокоста 1941 года в городе Киеве, Украина. Организаторы: Объединенная еврейская община Украины (ОЕОУ), Всеукраинский еврейский конгресс (ВЕК) и Фонд памяти «БЯ» (ФПБЯ). В составе жюри Конкурса из 11 членов только один архитектор и один скульптор, все остальные – служащие ОЕОУ, ВЕК и ФПБЯ, где лидерами – И.Коломойский, В.Рабинович и И.Левитас. А где же И.Зисельс, А.Фельдман, А.Монастырский, кто-либо из состава «Комитета «БЯ»?.. Снова лидеры всеукраинских еврейских организаций, словно «лебедь рак и щука»! При каждом новом президенте – другие «карманные евреи».

14 июня концепцию развития национального Заповедника «БЯ» обсудили президент Еврейского форума Украины (ЕФУ) А.Монастырский и директор УИНП И.Юхновский. Было сообщено, что «по инициативе ЕФУ при Заповеднике будет создан общественный совет, в который войдут руководители всех всеукраинских общественных организаций Украины, народные депутаты, историки, журналисты». И что директору Заповедника Б.Глазунову «предстоит решить важные вопросы законодательного характера, связанные с передачей земли под Заповедник». И что «первый этап реконструкции и создание мемориального парка на месте трагедии руководители Заповедника «БЯ» предполагают завершить к сентябрю 2011 года, в канун 70-летия трагедии» [25].

7 июля на встрече премьер-министра Н.Азарова с лидерами AJC в Киеве премьер «обещал на государственном уровне подготовить мероприятия к 70-летию трагедии БЯ» и заявил "Мы поддерживаем идею создания Национального историко-мемориального заповедника "БЯ" и всё, что зависит от правительства для реализации этого проекта, мы решим" [26].

15 июля президент ВЕК В.Рабинович, отвечая на вопрос корреспондента, «благоприятна ли ситуация в Украине для евреев, что изменилось со сменой власти», ответил, что «коренным образом поменялась». Что «прошлое правительство 4 года затягивало решение о строительстве Мемориала в БЯ». А новый премьер-министр Азаров «велел сообщить всем, что этот проект отныне под его личным патронажем». И что «20 августа заканчивается конкурс на лучший проект мемориала, в котором принимают участие около 40 выдающихся архитекторов со всего мира» [27]. В этот же день Президент ВЕК В.Рабинович предложил выдвинуть президента В.Януковича на Нобелевскую премию «за сохранение страны».

20 июля было объявлено, что Кабмин в конце июня освободил И.Юхновского от руководства УИНП и назначил на его место историка, членкора НАНУ И.Солдатенко.

22 июля В.Нахманович (Комитет «БЯ») пишет по поводу Конкурса, объявленного В.Рабиновичем: «Всё это планируется построить на участке, расположенном на территории бывшего Еврейского кладбища. Это я утверждаю категорически на основе изучения всех имеющихся топографических планов Киева конца XIX - начала XXI веков. Заповедник "БЯ" существует на бумаге с 2007. Однако все это время город саботирует принятие решения о передаче заповеднику земли и помещения. Этот вопрос находится в компетенции Киеврады и законным путем ни правительство, ни президент на них повлиять не могут» [28].

26 июля Н.Азаров подписал постановление Кабмина о подготовке и проведении мероприятий, посвященных 70-летию трагедии БЯ. Они будут осуществляться на государственном и общественном уровне. Создан специальный Оргкомитет, на первом заседании которого будет рассмотрен и утвержден план мероприятий. «Планируется организация мемориальных церемоний на месте расстрелов, открытие музейных экспозиций, посвященных жертвам трагедии, организация научно-поисковой работы, проведение уроков памяти, лекций, круглых столов и конференций, издание книг и альбомов, проведение мемориальных вечеров и концертов, посвященных трагическим событиям сентября 1941 г. в Киеве» [29].

Снова много слов, обещаний, разговоров...
Только ли с мемориализацией БЯ у евреев проблемы? Отнюдь. В разных больших и малых селениях и городах Украины лишь на средства еврейской общины и ее бывших граждан (или их наследников) строятся памятники погибшим, которые чаще всего впоследствии оскверняются, разрушаются и снова восстанавливаются евреями. Примеров таких – десятки. Но в абсолютном большинстве мест массовых расстрелов евреев (а их сотни), в лучшем случае – пустыри.

20 июля 2010 газета ВЕК опубликовала статью «Скоро исполнится 70 лет со дня оккупации Львова» [30], в которой говорится: «На месте уничтожения евреев нет даже памятного знака. Ныне это место заросло кустарниками, новыми деревьями и густой травой. Недалеко устроена мусорная свалка, а около железнодорожной магистрали рядом с могильником лежат использованные старые шпалы, которые поджигают».

4 августа 2010 представитель еврейской общины Днепропетровска сообщил: «Мы планируем создать музейный комплекс, в котором будут собраны материалы, касающиеся не только трагедии Холокоста, но и истории евреев, их взаимоотношений с украинской культурой. Его созданием занимаются центр "Ткума", наша община и "Джойнт". Все исследования - не за государственный счет. Музей займет этаж в крупнейшем в мире еврейском многофункциональном центре "Менора", [31].

Сайт [32] сообщил, что «200 немцев - потомков нацистов - провели в Киеве Марш жизни и попросили прощения у евреев и украинцев за расстрелы во время ВОВ… В БЯ их встретили евреи, пострадавшие от нацистов, и их потомки».

А как себя чувствуют дети и внуки тех полицаев, кто принимал активное участие в уничтожении евреев во всех «бабьих ярах» Украины! Неужели никогда не пройдут подобным «маршем жизни»?

В заключение возникает вопрос: изменится ли что-либо по отношению к мемориализации еврейской трагедии БЯ при четвертом президенте Украины?

Во времена СССР государственная идеология была направлена на попытку объединения населения многонациональной страны по принципу «единого советского народа». Во многом, благодаря этому насилию огромная страна распалась. На ее территории возникли новые государства, большинство из которых избрали мононациональный путь развития. Уже 19 лет Украина – независимая страна. Но своей Конституцией 1996 г. она разделила всех граждан на коренную нацию и национальные меньшинства. И стала переписывать историю, с первого дня вымарывая даже из школьных учебников правду о многовековом сосуществовании и взаимном проникновении культур украинцев и неукраинцев, в частности – евреев. Началась диаметрально противоположная советской политике смена героев, понятий добра и зла, культурных и исторических ценностей. Но в отношении к Холокосту, трагедии БЯ, ничего не изменилось, стало лишь еще более вульгарным. И эта политика привела к тому, что уже новое поколение граждан Украины выросло на чуждой гуманизму идеологии, что и привело к резкому росту антисемитизма в стране. Об этом много написано статей, книг, исследований, в том числе - и автора.

Яркой иллюстрацией роста ксенофобии и нацистских настроений в стране может служить статистика по выборам мэра Киева - города, известного в прошлые годы своим демократизмом [33]. В мае 2008 здесь проголосовали за кандидата О.Тягнибока, никакого отношения к Киеву не имеющему, 2.08% избирателей (это 62 400 человек, преимущественно – молодых людей, потенциальных антисемитов в 3-х миллионном городе). И это в то время, когда КПУ набрала 2.24% голосов, а партия президента В.Ющенко (НУ-НС) – 2.01% голосов. А О.Тягнибок известен своими откровенно пронацистскими настроениями и постоянными публичными призывами к насилию, а его партия на выборах в парламент в 2004 г. набрала лишь 0.1% голосов.

По сути, позиция третьего президента Украины далеко не только по отношению к мемориализации еврейской трагедии в БЯ мало чем отличалась от программы действий ПО «Свобода». Разница лишь в том, что они пока только говорят, а президент – действовал. В этом одна из главных причин того, что до сих пор над еврейским БЯ и над тысячами больших и малых «бабьих яров» по всей Украине «памятников нет».

Израильский русскоязычный портал IZRUS опубликовал следующее сообщение [34]: «Буквально в последние минуты перед уходом с поста президента В.Ющенко подписал 24 февраля указ № 258/2010 "О присвоении государственному историко-мемориальному заповеднику "БЯ" статуса национального"… В своих речах он постоянно проводил мысль об объединении еврейских и украинских жертв этого места геноцида. В Яру действительно были похоронены несколько десятков членов ОУН, которые осенью-зимой 1941-го обеспечивали оккупантам идеологическую поддержку в прессе на украинском языке. Через несколько месяцев нацисты расстреляли группу слишком активных публицистов. Таким образом, Ющенко фактически приравнял кучку коллаборационистов к десяткам тысяч евреев, убитых в БЯ».

Почти во всех странах Европы, откуда во времена нацистской оккупации, или фашистского правления, отправляли евреев на смерть в концлагеря, построены соответствующие мемориалы и музеи памяти. Одним из последних, в сентябре 2008 открыт мемориал жертвам гитлеровского геноцида евреев на Миланском вокзале. Он расположен на перроне №21 подземной части вокзала: именно отсюда в 1943-45 годах тысячи евреев были отправлены в нацистские концлагеря. Вот что стало известно [35]. «Мемориальный комплекс занимает площадь 7000 кв. метров. Он включает в себя архив, библиотеку, где собраны материалы, связанные с историей преследования евреев германскими нацистами и итальянскими фашистами, конференц-зал и книжный магазин. Музейная экспозиция подготовлена силами сотрудников управления итальянских железных дорог».

Есть ли на территории Украины среди тысяч крупных железнодорожных станций хоть одна, где бы во время оккупации не расстреливали евреев на месте «германские нацисты» с помощью «итальянских фашистов», или откуда не отправляли бы их в близлежащие «яры» на смерть? Но нет ни на одной из станций мемориалов памяти. И быть не может, пока нет его в БЯ в столице Украины.

23 сентября 2008 французская газета Le Figaro опубликовала «Открытое письмо президенту Украины В.Ющенко», подписанное известными историками Украины, придерживающимися оппозиционных к власти взглядов на историю. Они пишут: «Циничными выглядят попытки официальных властей навязать украинскому народу примирение с теми, кто расстреливал киевлян в БЯ, осуществлял этнические чистки на Волыни - вырезали там поляков и евреев, проводили карательные операции против мирных жителей Белоруссии».

Реакция президента на это письмо вытекает из его распоряжения о чествовании ветеранов УПА в связи с 66-летием ее создания: «В середине прошлого столетия выразителем идеи независимости стала ОУН и ее вооруженная сила – УПА. Сегодня бывшие воины УПА являются примером служения Родине». Еще более открыто президент высказался во время встречи в Нью-Йорке с представителями украинской диаспоры в помещении Украинского института [36]: «Когда я сказал, что Р.Шухевич – Герой Украины, то сразу же потерял доверие половины населения. Но я вам скажу, как на исповеди – меня ничто не заставит отступить».

Некоторые исследователи и политологи, признающие факт негативного отношения нынешней политической и гуманитарной элиты Украины к мемориализации еврейской трагедии БЯ, в качестве аргумента говорят о неудаче президента В.Ющенко во время последнего визита в Израиль, когда он не смог убедить Кнессет признать Голодомор 1932-33 годов геноцидом. На этот факт ответил первый посол независимой Украины в Израиле Ю.Щербак, («День», 23 апреля 2008), назвав несколько причин: «Непонимание Украиной основ израильской политики»; «неинформированность Президента»; «Борьба за право на существование перед лицом ядерных угроз», «чувствительность к позиции России»; «Беспокойство о своем будущем, а не о прошлом другого народа».

Не менее четко выступил и замдиректора Института Истории НАНУ С.Кульчицкий («День», 27 августа 2008): «Интерпретация Голодомора как этнической чистки ставила его по типологии геноцида в один ряд с Холокостом. Но словосочетание «украинский Холокост» относительно Голодомора неприемлемо. Ибо в Холокосте было уничтожено 1.5 миллиона евреев от рук нацистов и их союзников на территории Украины во время ВМВ. Забыть это невозможно. А перенесение этих слов на другую трагедию нас заставляет забыть о первой. Во-вторых, отождествление с Холокостом заталкивает Голодомор в поле этнической чистки, в то же время его следует считать разновидностью террора».

Израиль по этому поводу молчит. Не высказывает мнения и о настойчивой немемориализации еврейской трагедии БЯ. Не говоря уже о том, что БЯ - это истинное место начала Холокоста европейского еврейства. Похоже, боится испортить отношения не только с Украиной, но и со многими странами Европы, провозгласившими символом Холокоста Освенцим. По сути, Израиль соучаствует в искажении исторической правды о судьбе еврейского народа периода ВОВ, если, конечно, считать словосочетание «еврейский народ» - общностью всех евреев (включая и израильтян), как нации, вне зависимости от того, выходцами из какой страны мира они являются. Но эту позицию можно понять, ибо Израиль и без того в опасности! Но как понять правительство и народ независимой Украины?..

Неужели до сих пор их рупором является газета «СВ», прославившаяся потоком антисемитских статей и закрытая по решению суда (правда, ненадолго)? Вот что потребовал главный редактор этой газеты в день 65-летия еврейской трагедии в БЯ [37]: «Евреи во имя справедливости и искреннего сосуществования должны бы извиниться перед украинским народом за вероломное убийство С.Петлюры... за соучастие в массовых репрессиях против украинцев... за соучастие в организации Голодомора... за морально-психологический террор против украинской интеллигенции сына еврейского народа Л.Кагановича... а порядочное мировое еврейство и государство Израиль могли бы отмежеваться от своих соплеменников с Украины с криминальным прошлым... Наконец, какими извилинами в мозгу пользовались в Израиле, уничтожая безвинных ливанских детей?.. Простят ли это Израилю ливанские матери, как и матери всего мира?.. Теперь пускай Израиль хоть покается над БЯ».

Ежегодно ко Дню Победы Центр С.Визенталя обнародует рейтинг стран, где нацистские преступники чувствуют себя безнаказанными. 30 апреля 2008 г. вышел очередной документ. Охотники за нацистами классифицируют все страны по шестибалльной шкале – от группы А до группы F, в зависимости от проделанной работы в этих государствах. В категорию F, которая считается «настоящим раем» для гитлеровских палачей, последние несколько лет постоянно входит Украина.

В газете «ЕО» (№ 9, 2006) Ицхак Мошкович, работавший в «Яд ва-Шем» в Зале имен, написал: «Во Франции, Голландии и в самой Германии — казней не производили. Все лагеря смерти были построены в Восточной Европе, самые большие — в Польше, где население с пониманием относилось к мероприятиям нацистов по ликвидации ненавистных жидков. Большая часть обслуги составлялась из украинцев, литовцев, латышей, добровольно менявших статус военнопленных на статус охранников... Немецкие комендатуры и «эйнзацкомандос» предпочитали ограничиваться общим руководством, а черную работу выполняли, в основном, местные добровольцы. Ни надгробий, ни имен. Как велика была ненависть палачей, чтобы даже списков сброшенных во рвы или обращенных в пепел не оставить потомкам!».

Газета «Хадашот» (№5, январь 2010) опубликовала интервью с директором израильского отделения Центра Визенталя Э.Зуровым о коллаборационизме, лицемерии и национальном покаянии. Автор пишет о том, что западноевропейские коллаборационисты сотрудничали с нацистами до «отхода поезда с последними евреями их городка». В странах же Восточной Европы население «не просто сотрудничало с фашистами, но активно участвовало в массовых убийствах… и гордилось этим». И этот факт требует «признание вины… признание прав жертв Холокоста... осуждение тех, кто участвовал в уничтожении евреев... документирование событий... изменение системы воспитания молодежи с учетом этих фактов...».

Папа Павел II 24 июня 2001 посетил Украину и в Киеве встретился с представителями церквей и религиозных общин, куда входят все конфессии, включая еврейскую общину. И там сказал [38]: «Я хочу подчеркнуть значительное присутствие еврейской общины в украинском обществе и культуре. Они тоже страдали от несправедливости и преследований за то, что остались верными религии своих предков. Никто никогда не забудет бесконечную дань кровью, заплаченную ими фанатичной идеологии, которая пропагандировала верховенство одной расы над всеми другими. Тут в Киеве в БЯ во время нацистской оккупации огромное число людей, включая более 100 тысяч евреев, были убиты за несколько дней. Это было одно из наистрашнейших преступлений последнего столетия, которое история была вынуждена записать. Чтобы память об этом зверском убийстве стала предупреждением всем на века: на какие ужасы способно человечество, когда обманывает себя, думая, что оно не ходит под Богом».

25 июня 2001 г. Папа Павел II вместе с главным раввином Украины Я.Блайхом посетил БЯ. И молился... То, что было очевидно Папе, до сих пор далеко от понимания его паствой в Украине. Какие еще аргументы необходимы украинской интеллигенции, ее политической элите, чтобы понять суть еврейской трагедии в БЯ и принять решение о ее мемориализации?..

В день 67-летия трагедии в БЯ состоялся митинг памяти, на котором выступили представители посольств Израиля, Германии, других стран мира. Газета «Еврейский Обозреватель», №20, 2008 цитирует слова главного раввина Украины Я.Блайха: «С каждым годом на таких митингах все меньше присутствует руководителей Украины, а сегодня вообще нет никого из них. Сейчас хотят уравнять в правах фронтовиков и тех, кто с ними воевал. Странно, что людям, присягавшим Гитлеру, хотят дать такой же статус, как героям ВОВ. Извините, но здесь что-то не так. Мы не можем, не имеем права допустить, чтобы произошедшее в БЯ было забыто. Мы не можем молчать, когда история переписывается в угоду кому-то. Сейчас надо кричать об этом, чтобы потом не было поздно».

В то же время, спустя год, 8 октября 2009 года, в центре Бухареста, например, состоялась торжественная церемония открытия первого в Румынии мемориала Холокоста. В церемонии приняли участие президент страны Трайан Басеску, главный раввин Румынии Менахем а-Коэн, другие.

Сложившуюся ситуацию в Украине за год до 70-летия еврейской трагедии БЯ можно проиллюстрировать таким сообщением: «Израильтяне, приехавшие в Богуслав, обнаружили, что тротуар перед муниципалитетом вымощен надгробиями со старого еврейского кладбища» [39]. Оказалось, что в Богуславе, райцентре Киевской области, где в 1926 году проживало более 6000 евреев (53% от всего населения), а в 1939-м – 2 230 человек, сегодня насчитывается только 70 евреев при населении 17 000. А администрация города располагается в здании бывшей еврейской школы. Об этом написала газета "Едиот ахронот" 27 июня 2010 года. По словам евреев города, «десятки еврейских меценатов переводили деньги в местный совет для переноса могильных плит на кладбище, однако их деньги были использованы на совершенно иные цели».

Сегодня по всей Украине, от сотен тысяч сел и бывших еврейских местечек до тысяч крупных городов, включая Киев, ситуация та же.

При советской власти ее лидеры всегда имели под рукой нужных евреев на всех уровнях жизни страны, которые услужливо выступали от имени соплеменников. Выбора не было: или соглашайся, или, в лучшем случае, молчи. Но эти «карманные евреи» далеко не всегда были лучшими и умнейшими.

В независимой Украине – почти то же, за исключением того, что можешь говорить, даже кричать, никто не слушает.

Украинцы сотни лет добивались независимости. Она, слава богу, пришла. За эти столетия история оставила на земле Украины тысячи мест, хранящих в себе ее славу, геройство, памятники культуры. БЯ, думаю, к этим местам не относится. Отдайте это сакральное место евреям, с которыми прожили рядом тысячу лет. Зачем оно вам? Что, кроме, мягко говоря, нежелания осознать суть проблемы и сделать добро может двигать вами в отказе на этот кровавый «приоритет»? Или вы ожидаете, пока вымрут все, кто помнит еврейскую трагедию БЯ не по книгам? И тогда уж станете мудрее? Но тогда ваше положительное решение некому будет оценить, или понять. Памятники строят не для мертвых - для живых.

При трех прежних президентах страны стопроцентно действующая «вежливая» форма отказа в мемориализации еврейской трагедии БЯ выглядела так: «Вы, евреи, сначала договоритесь между собой, а потом уже приходите к нам»! Но это невозможно. Тысячелетиями известно: где два еврея, там три мнения. Или у вас - не так?

Наступил момент, когда ответственность за мемориализацию еврейской катастрофы в БЯ должна взять на себя независимая Украина (теперь уже не на кого пенять), ее правительство, Президент, политическая и культурная элита, ее народ, не пытаясь найти еврейский, или украинский, консенсус, а руководствуясь лишь справедливостью, правдой и логикой жизни. И понять не только умом, но и сердцем: отсутствие сегодня соответствующего Мемориала в БЯ накануне 70-летия еврейской трагедии - позор Украины.

Примечания:

[1] М.Мицель, Евреи Украины в 1943-1953 годах. Очерки документированной истории. Дух и литера, Киев, 2004, 364 с.
[2] "Война Германии против Советского Союза 1941-1945", Берлин, 1992.
[3] И.Арад. Катастрофа европейского еврейства (1933-1945). Яд Ва-Шем, Иерусалим, С. 72-74.
[4] Українці і євреї. Збірник статей, документів та есеїв. Упорядник О.Панченко. «Гадяч», 2006. 394 с.
[5] В.Кучерявый. Цивилизованное святотатство. «Зеркало недели», №26, 2003. с 2
[6] Ю.Смелянская. История одной редакции («Украинское слово» и «Новое украинское слово»). Мат. II-го международного симпозиума «Уроки Холокоста и современная Россия», М., 4-7 мая 1997.
[7] Газета «Міст», 30 жовтня 2003. Черновицький провід ОУН. Петру Войновському – 90 років.
[8] БЯ: человек, власть, история. Документы и материа лы. В 5-ти книгах. Книга 1. Историческая топография. Хронология событий. Составители Т.Евстафьева, В.Нахманович. Киев, Внешторгиздат Украины, 2004. 597 с.
[9] Авраам Милецкий. Наплывы памяти. Иерусалим. , Филобиблон, 1998.
[10] Архитектор Иосиф Каракис. Судьба и творчество. К 100-летию со дня рождения. Альбом-каталог. Киев, 2002. Составители Д.Бражник, Ирма Каракис, И.Несмеянов.
[11] Журнал «СВІТ», №3-4, 1991., - 81 с. Часопис Народного Руху України, Спеціальний випуск «Пам’яті БЯ. Матеріали міжнародної наукової конференції «Проблеми українсько-єврейських відносин», 7-8 червня 1991, Київ.
[12] «Память БЯ», Книга-мартиролог. Составитель В.А.Згурский, Киев, 1991. 96 с. (Авторство газет: «Хвилина мовчання» і «Молода гвардія»).
[13] Ю.Зелинский. Наследие БЯ. «День», №175 (27 сентября) 2002 г.
[14] Г.Фильваров. Международный конкурс: еврейский центр «Наследие» в Киеве. Журнал “А.С.С, art – city – construction”, №6 (39), 2002. Киев.
[15] «Зеркало недели», №48 (14-20 декабря) 2002. Статьи: Д.Затонский, Бойся данайцев, дары приносящих; М.Маринович, Сакральное перед наступлением профанного; Е.Сверстюк, Если бы положить цветы.
[16] «Сучасність», №8, 1992, с. 154.
[17] Н.Засеев-Руденко: «БЯ» украли у зрителей, посчитав «слишком семитским...», «Столичные новости», 30 сентября 2003. Киев.
[18] «Форвертс», 27 июня 2003 и 28 ноября 2003.
[19] Журнал «А + С» (Art + Construction, Архитектура и строительство). Киев, №3, 2006. С. 208.
[20] «Еврейский обозреватель», №5 (март) 2008 г., Киев.
[21] В.Колесниченко, «Украинская власть установила связь ОУН-УПА с трагедией «БЯ»; www.from-ua.com, 5 мая 2008 г.
[22] Письмо Главного раввина Украины А.Хайкина к руководителям государственных структур по поводу создания заповедника в БЯ, Июнь 2007 г.; www.rabbinate.org.ua
[23] Н.Зінченко. Рани Землі. «День», №150, 22 серпня 2008.
[24] Aleksandr Burakovskiy. Memorialization of the Jewish tragedy at Babi Yar: History and current Perspectives. 40th Annual Conference of the Association for Jewish Studies, December 21-23, 2008, Washington, DC.
[25] http://www.holocf.ru/facts/1390
[26] http://merkaz.kiev.ua/news_ukr/?id=534#
[27] http://www.mignews.com/news/interview/world/150710_102715_35500.html
[28] http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=issue&id=268
[29] http://merkaz.kiev.ua/news_ukr/?id=534#
[30] http://jewish.kiev.ua/news/3608/
[31] http://jewish.kiev.ua/news/3648
/ [32] http://sem40.ru/lenta/news-dir/185794.html
[33] Сайт «Украинская правда», 1 июня 2008. Статистика по выборам мэра г.Киева.
[34] http://www.izrus.co.il/diasporal/news/2010-02-26/21552.html
[35] www.gazeta.ru/news/lenta/2008/09/28/n_1275963.shtml
[36] Газета «Свобода» (США), 3 октября 2008.
[37] В.Биленко. Бабий Яр: память, уроки. «Сельские вести», 26 сентября 2006.
[38] www.vatican.va/holy_father/john_paul_ii/speeches/2001/documents/hf_jp-ii_spe_20010624_ucraina-meeting-panucr_en.html
[39] . http://www.sem40.ru/lenta/news-dir/185036.html
Количество обращений к статье - 5040
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com