Logo


Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!


RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
26 авг. - 1 сент. 2010
Рубрику ведет Леонид Школьник

26 августа

1947 - Российский театральный актёр и эстрадный артист, заслуженный артист России, лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады Ян Арлазоров родился в семье адвоката, участника Великой Отечественной войны, десантника Меера Шму́льевича (Ма́ера Само́йловича) Шульру́фера и врача-хирурга Раисы Яковлевны Арлазоровой, родом из Харькова (Ян носил фамилию матери). Ян окончил Щукинское театральное училище, работал в Центральном детском театре. С конца 1970-х годов проработал в театре имени Моссовета, в начале 1990-х годов перешёл на эстраду. Первый успех Яна – образ кассирши на вокзале со смешным словечком «Госпидя!», а после касирши вся Россия узнала его «Эй, мужик!». В итоге Ян Арлазоров окончательно ушёл на эстраду, а также стал вести собственное шоу на одной из радиостанций. Арлазоров, в основном, писал для себя сам, но были у него и любимые авторы – Семен Альтов, Марьян Беленький. Арлазоров был первым, кто начал общаться с залом, как теперь говорят, вести интерактив. Сегодня это расхожий прием, а тогда неформальное обращение к человеку из публики было смелым, опасным и новаторским шагом. Ян был прост и непривередлив во всем. Вкусы: еда — вегетарианская кухня; напитки — виски, пиво; любимый артист — Аркадий Райкин; сатирик — Михаил Жванецкий; музыка — джаз, Людвиг ван Бетховен; спорт — теннис, плавание; увлечение — йога. Домашнее животное - американский кокер-спаниель Ришар. Скончался 7 марта 2009 года после тяжёлой и продолжительной болезни и двух операций (по некоторым данным — рак желудка, поразивший желчный пузырь и поджелудочную железу). Похоронен в Москве на Востряковском кладбище.

27 августа

1908 – Выдающаяся балерина и балетный педагог, сестра Асафа Мессерера и Рахили Мессерер, тётя и бывшая приёмная мать Майи Плисецкой Суламифь Мессерер родилась в Москве. Солистка балета Большого театра в 1926-1950 годах, исполнительница разноплановых партий, обладала виртуозной техникой и темпераментом. С 1960 года преподавала в Московском хореографическом училище, затем в Токийской балетной школе, труппе «Токио-балле». В эмиграции в Великобритании - с 1980 года. Педагог-репетитор театра Ковент-Гарден. В юности занималась плаванием. В 1928 году на Всесоюзной спартакиаде (которая одновременно была и чемпионатом СССР по плаванию) стала двукратной чемпионкой. В 1947 году была удостоена Сталинской премии первой степени за исполнение партии Жанны в спектакле «Пламя Парижа». Народная артистка РСФСР с 1962 года. Награждена также орденом Великобритании «За заслуги перед искусством танца». Королевой Британии Елизаветой возведена в рыцарское достоинство: титул Dame (аналогия титула Сэр). Именно поэтому в последнее вермя ее называли «русской дамой Британской империи». Умерла Суламифь Михайловна Мессерер 3 июня 2004 года в Лондоне.

28 августа

1911 - Создатель первой детской музыкальной школы и Национального музыкально-драматического театра и Союза композиторов Молдавии, Кишинёвской государственной консерватории (ныне Национальная консерватория Молдавии, музыкального училища им. Ш. Няги (1945) и детской музыкальной школы-десятилетки им. Е. Коки в Кишинёве, Молдавского государственного театра оперы и балета (ныне Национальный театр оперы и балета Республики Молдова, автор первой молдавской оперы «Грозован», первый заслуженный деятель искусств Молдавии, народный артист Молдавской ССР – это всё сделал и заслужил один и тот же человек, которого звали Давид Гершфельд. Он родился в семье скрипача и композитора Григория Исааковича Гершфельда в местечке Бобринец (ныне райцентр в Кировоградской области Украины). По окончании школы-семилетки работал слесарем, играл на различных духовых инструментах в оркестре расквартированной в Бердичеве кавалерийской дивизии имени Г.И. Котовского, других военных оркестрах, затем учился на рабфаке Бердичевского филиала Киевского химико-технологического института. В 1930 году Давид поступил в Одесский музыкально-театральный институт им. Бетховена по классу фагота и валторны; композицию и теорию музыки изучал в классе профессора Н. Н. Вилинского. По окончании консерватории в 1934 году был направлен на театральную работу в Молдавскую АССР - сначала в Балту, затем в Тирасполь (тогда столицу Молдавской АССР), где стал заведовать музыкально-постановочной частью Тираспольского Украинского театра. Быстро проявил недюжинные организаторские способности и в течении нескольких лет создал в Тирасполе Молдавский национальный музыкально-драматический театр, Дом художественного воспитания детей (впоследствии Дворец пионеров и школьников), детский симфонический оркестр, а в 1937 году - первую в республике детскую музыкальную школу, которую возглавлял до 1940 года. В том же году Гершфельд встал во главе организованного им Союза композиторов Молдавии, основал и возглавил Молдавскую государственную консерваторию. Однако все образованные институции распались с началом Великой Отечественной войны и оккупации республики. В 1942 году Гершфельдом был организован ансамбль песни и пляски «Дойна», состоявший из собственно оркестра под управлением Шико Аранова, солистов и танцевальной группы под общим художественным руководством Гершфельда. Оркестр концертировал на фронтах Великой Отечественной войны и в эвакогоспиталях, а за его организацию в 1942 году Гершфельд был первым в республике удостоен звания заслуженного деятеля искусств Молдавии. По возвращении в Кишинёв в 1944 году Гершфельд воссоздал и вновь возглавил Союз композиторов Молдавии и Кишинёвскую консерваторию, а также стал художественным руководителем Молдавской государственной филармонии, председателем правления Молдавского музыкально-хорового общества и директором организованного им Кишинёвского музыкального училища (впоследствии имени Штефана Няги, 1945) и созданной им на базе музучилища специализированной музыкальной школы-десятилетки имени Е. Коки. Основал также оперную студию при возглавляемой им консерватории. В 1947 году подвергся разгромной критике в газете «Советская Молдавия» и в самом начале кампании по борьбе с безродными космополитами был уволен со всех занимаемых им должностей. В эти годы, однако, продолжил активно сочинять музыку. В 1956 году восстановлен главой Союза композиторов Молдавии, директором Кишинёвской консерватории и музыкального училища, стал художественным руководителем Молдавского радиовещания (до 1964 года). В 1955 году, используя свой опыт организации Молдавского музыкально-драматического театра в Тирасполе, Гершфельд впервые основал в Кишинёве Молдавский государственный театр оперы и балета, для которого написал первую молдавскую оперу «Грозован» (на либретто В. Руссу о гайдуке Григории Грозоване). Давид Гершфельд как директор консерватории, её оперной студии, музучилища и музыкальных школ воспитал ряд известных в будущем деятелей искусства республики, в том числе таких артистов оперы, как Борис Раисов, Мария Биешу, Валентина Савицкая и других. В 1966 году, по предложению Министерства культуры СССР и по ходатайству тогдашнего главы Союза композиторов СССР Т.Хренникова Гершфельд был назначен худруком Сочинской филармонии. На этом посту он находился в общей сложности более полутора десятилетий, до момента отъезда на постоянное место жительство в США. Прибыв в Штаты в почтенном возрасте (годом ранее «разменяв» восьмой десяток), он по-прежнему продолжал музицировать, не утрачивал интереса к событиям, происходившим на родине, в частности в Молдове. Кстати, Давида Григорьевича Гершфельда с его юбилеем - 90-летием - поздравил сам президент США Дж.Буш… В последние два года, после кончины супруги, Полины Борисовны, Давид Григорьевич жил один, но его часто навещали дети – сын Альфред (тоже музыкант, ныне живущий в Майами) и дочь Людмила, а также внуки и правнуки. Все они, вместе со знакомыми Д. Г. Гершфельда, на исходе января 2005 года проводили патриарха молдавской музыки в последний путь.

29 августа

1972 – Российская актриса театра и кино Ирина Лачина родилась в Бельцах (Молдавская ССР) в семье актеров Светланы Томы и Олега Лачина. В 1993 г. Ирина окончила с отличием ВТУ им. Б.В. Щукина (курс А.Г. Бурова). «Долгое время я специально акцентировала, что я не Ирочка Тома, а Ирина Лачина, - рассказывала актриса на одной из пресс-конференций. - Это фамилия отца. Он был тоже актером, но погиб, когда мне было всего восемь месяцев. Даже в театральное училище я поступала в глубокой конспирации, чтобы не было никаких скидок. Только в середине курса мой преподаватель Александр Ширвиндт узнал, что я дочь Светланы Томы. Мама как-то забыла ключ от квартиры и забежала за ним ко мне на занятия. В коридоре они случайно встретились. Ширвиндт спросил: «Светка, а ты что здесь делаешь?». Она и ответила: «Да у меня тут дочь на первом курсе учиться - Ира Лачина». Так я и раскрылась. Ну, а сейчас у меня уже свой путь, своя карьера…» (segodnya.ua). По окончании Щукинки Ирина служила в театре "Современник", стала сниматься в кино («Дьявольская симфония», «Компания», «Французский вальс», «Клубничка», «Маросейка, 12», «Леди Бомж», «Леди Босс» и др. Ленты). Лачина была замужем за своим сокурсником по Щукинке Олегом Бурдиным, от которого у нее дочь Маша (в одной из серий «Маросейка, 12» Маша Бурдина, будучи девятилетней, сыграла дочь героя Дмитрия Харатьяна). Ирина Лачина стала известна в 1991 году после роли Рейзл в фильме Всеволода Шиловского «Блуждающие звезды» по Шолом-Алейхему. В 1998 году получила специальный приз телевидения Гдыни (Польша) за главную роль в фильме польских кинематографистов «У Христа за пазухой». В 1999 - приз Веры Холодной в номинации «И божество, и вдохновенье…». В 2003 году вышел фильм «Тяжелый песок», где Ирина сыграла главную роль - Рахили Рахленко. Актриса вспоминает: «В моей актерской жизни было мало таких картин, где бы я по-настоящему очень-очень хотела сниматься. «Тяжелый песок» Дмитрия Барщевского - одна из них. Я была счастлива, когда после проб мне сообщили, что я утверждена на роль Рахили Рахленко. Почти год я провела на съемках. Это 16 серий – настоящая киносага, в основе, которой роман Анатолия Рыбакова. Такой сюжет – мечта всех актеров. И у меня главная роль, которую я не играла, а жила ею. На экране я прожила всю жизнь Рахиль – от молодой девушки до женщины преклонного возраста. Ее история начинается в начале ХХ века и заканчивается во время войны. Интересен не только такой широкий возрастной спектр героини – от 17 и за 50, но и то, что в ее жизни была настоящая любовь. И эту любовь убивают. Казнь в гетто – для меня была самой сложной сценой – я к ней специально готовилась, и когда пришло время ее снимать, всё получилось само собой: я стала женщиной, на глазах у которой убили любовь всей ее жизни». В 2008 году Ирина Лачина снялась в фильме «Слабости сильной женщины», а сейчас, в 2010-м, в производстве находятся три фильма с ее участием – «Медвежий угол», «Первая весна» и «Подарок судьбы», и во всех трех она исполняет главные роли. О своих корнях Ирина знает не очень много, но говорит с любовью: «Я часто вспоминаю бабушку (бабушка Ирины, Ида Сухая из Бельц – Л.Ш.) и дедушку. Они уже ушли в иной мир. Они знали, что я их очень люблю. Однако я знаю, что не успела им сказать, как сильно они мне дороги. Когда мы маленькие, жизнь кажется бесконечной. Взрослея, понимаем, что это не так».

30 августа

1867 - Литературовед, критик, переводчик, публицист Аркадий Горнфельд родился в Севастополе. Отец его по окончании Житомирского раввинского училища состоял нотариусом в Севастополе, сотрудничал в еврейских изданиях. Юный Аркадий окончил симферопольскую гимназию, затем - юридический факультет Харьковского университета, одновременно на филологическом факультете под руководством А. А. Потебни изучал теорию словесности и поэтику. В 1891-1893 гг. продолжал обучение в Берлинском университете, где слушал курс психологии М. Лацаруса, занимался вопросами литературного творчества. Среди своих учителей, кроме А. А. Потебни и Лацаруса, называл Целлера, Германа, Дессуара, а также Штейнталя и А. Н. Веселовского, позже - Н. К. Михайловского. Сотрудничал с начала 1890-х годов в «Русском богатстве» (совместно с В. Короленко), а также в «Журнале для всех», «Восходе», «Еврейском мире», «Новом Восходе» и других, нередко писал на еврейские темы. Снабдил обширным предисловием русский перевод книги Лацаруса «Этика иудаизма» (1903). Статья Горнфельда «Теодор Герцль» («Русское богатство», 1904) познакомила русскую интеллигенцию с идеями сионизма. Горнфельд был членом редакционной комиссии издания «Регесты и надписи» (свод материалов по истории евреев в России; 1–3 тт., 1899–1913) и активным автором «Еврейской энциклопедии» (1908–13). В своих трудах по теории и истории литературы Горнфельд стремился раскрыть психологию творчества и рассматривал искусство писателя как мучительное единоборство автора со словесным материалом («Муки слова», 1906; «Книги и люди», 1908; «На Западе», 1910; «Пути творчества», 1922; «Романы и романисты», 1930). После 1917 г. Аркадий Горнфельд продолжал участвовать в выходивших в Советском Союзе русско-еврейских изданиях («Русское слово и еврейское творчество» в «Еврейском альманахе», 1923; «Посмертная повесть Короленко» в сборнике «Еврейский вестник», 1928). Горнфельда ценили в разных литературных лагерях. И. Ф. Анненский назвал его «чутким, самобытным и искусным» критиком. В 1915 году Горнфельд осуществил первый русский перевод «Тиля Уленшпигеля» Шарля де Костера («Русские записки», № 1-6; под псевдонимом Б. Ю. Коршан). В связи с этим переводом разгорелся конфликт между Горнфельдом и О. Э. Мандельштамом, который о нем написал так: «К числу убийц русских поэтов или кандидатов в эти убийцы прибавилось тусклое имя Горнфельда. Этот паралитический Дантес, этот дядя Моня с Бассейной, проповедующий нравственность и государственность, выполнил социальный заказ совершенно чуждого ему режима, который он воспринимает приблизительно как несварение желудка. Погибнуть от Горнфельда так же смешно, как от велосипеда или от клюва попугая». Вопреки желанию В. И. Ленина, писавшего в письме И. В. Сталину 16.07.1922 о необходимости высылки бывших энесов, кадетов из страны, в том числе и Горнфельда, Аркадий Георгиевич остался в Ленинграде, где и умер 25 марта 1941 года в возрасте 73 лет.

31 августа

1894 - Американский поэт Чарльз Резникофф родился в Бруклине, в семье еврейских эмигрантов из Российской империи. Некоторое время изучал журналистику, затем поступил на юридический факультет Нью-йоркского университета, окончил его в 1916 г. Бо́льшую часть жизни работал в области юридической литературы (в частности, составлял для юридического книгоиздания сводки по судебным делам разного времени с точки зрения правовых прецедентов) либо коммивояжером (семейным бизнесом была торговля шляпами). Дед Резникоффа Иехезкиль тоже был поэтом. Он складывал песни, скитаясь по российской глубинке в поисках лучшей жизни. После его смерти ворох рукописей остался вдове, и та их все сожгла - на всякий случай... С тех пор, как Резникофф об этом узнал, он стал все свои тексты обязательно печатать хотя бы крохотным тиражом, без всякого расчета на читателя (печатный станок был поставлен в подвале родительского дома). Первый такой сборник датирован 1918 годом. Ранние стихи Резникоффа - это крохотные зарисовки, с равным вниманием обращенные на любые проявления окружающей повседневной жизни: от наклевывающихся почек до перебранки фабричных работниц. Однако серьезное признание пришло к Резникоффу только в 1970-е гг.: в 1971 году он получил первую в своей жизни литературную премию, в 1974 г. вышел том избранных стихотворений за 55 лет творчества, а незадолго до смерти Резникофф успел прочитать корректуру двухтомного собрания своих сочинений. В последние годы он всё чаще обращался в своей поэзии к еврейской теме. А основу его послевоенного творчества составили две гигантские поэмы - «Свидетельство: Соединенные Штаты, 1885-1915» и «Холокост». Умер Чарльз Резникофф 22 января 1976 года в Нью-Йорке.

1 сентября

1918 – Герой Советского Союза Лазарь Хаймович Паперник родился в г. Славута (ныне Хмельницкой области Украины) в семье железнодорожника. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, работал на 1-м Московском часовом заводе имени С.М. Кирова - токарем, фрезеровщиком, наладчиком станков, диспетчером, начальником цеха. В армии - с 17 июля 1941 года. В том же году - на фронте Великой Отечественной войны. Был снайпером, заместителем политрука спецотряда лыжников 2-го мотострелкового полка отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН) НКВД СССР. Во время действий бригады в тылу врага выполнял боевое задание в составе отряда лыжников. Попав в окружение, участвовал в бою в деревне Хлуднево (Калужская область). Оставшись в живых один, Паперник взорвал себя гранатой вместе с немцами. Ныне у деревни Хлуднево установлен мемориал в память о неравном бое лыжного отряда с фашистским батальоном. Мемориал расположен на юго-востоке деревни, представляет собой высокую стелу. В нижней ее части, на раскрытой книге из темного мрамора высечены слова: «Здесь похоронены 22 разведчика-лыжника из Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД СССР, геройски погибшие 23 января 1942 года в боях за деревню Хлуднево. За мужество и отвагу разведчики-лыжники посмертно награждены орденом Ленина, а заместителю комиссара отряда Лазарю Папернику присвоено звание Героя Советского Союза». Именем Лазаря Паперника названы улицы в Москве и Славуте, а на 1-м Московском часовом заводе установлена мемориальная доска, посвящённая подвигу еврейского героя.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных,а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2744
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com