Logo


Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!


RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
22 – 28 июля 2010
Рубрику ведет Леонид Школьник

22 июля

1918 - Исследователь литературы и еврейский деятель, доктор философских наук, профессор Залман Либинзон родился в Дубровно (Белоруссия). Окончил еврейскую школу, потом школу рабочей молодежи. В 1934 году, в шестнадцать лет, поступил в Московский пединститут им. Ленина на еврейское отделение филологического факультета. С отличием окончил его в 1938 г. и был направлен на работу в газету "Дер Эмес" ("Правда"). Но в том же 1938-м закрыли и газету,  и еврейское отделение факультета. Залман Либинзон поступил на последний курс факультета русского языка и литературы, по окончании которого был рекомендован и принят в аспирантуру на кафедру зарубежной литературы, где его научным руководителем был Ицхак Нусинов, объявленный в конце 40-х «космополитом» и «буржаузным националистом». 6 июля 1941 г. аспирант Либинзон ушел добровольцем в народное ополчение Москвы. Он провоевал всю войну, несколько раз был ранен и контужен. Осенью 1945 года вернулся домой в чине гвардии майора, будучи начальником штаба полка. В 1946 году Залман Хаймович Либинзон защитил кандидатскую диссертацию на тему "Проблемы драматургии периода "Бури и натиска" и был направлен на работу в Горьковский пединститут. В 1972 г. он успешно защитил докторскую диссертацию на тему "Трагедии Шиллера". Залман Либинзон проработал в институте 45 лет, а последние годы – профессором Нижегородского пединститута. Им опубликованы более 200 литературоведческих работ, из них более шестидесяти - на языке идиш о творчестве таких писателей, как Менделе Мойхер-Сфорим, Давид Бергельсон, Ривка Рубина, Миша Лев, Григорий Канович, Шира Горшман, Эммануил Казакевич. Он автор очерков «Михоэлс и Шекспир», исследований о творчестве Гете, Фейхтвангера, Цвейга. В 1993 году вышла его книга «Классика и современность», посвященная современной немецкой, австрийской и еврейской литературам. Либинзон печатался на трех языках: русском, немецком и идиш. Одну из его работ - о московском еврейском факультете - попросили передать в Оксфордский университет на отделение идиш, где Либинзону довелось побывать в 1990 году. В последние годы он всецело отдался еврейскому движению. Залман Либинзон желал объединить евреев, приобщить их к национальным традициям. Залман Хаймович был одним из создателей и первым председателем Нижегородского еврейского общества, возглавил долгие и упорные переговоры с властями города по возвращению Нижегородской синагоги еврейской религиозной общине. Либинзон стремился помочь людям и начал работу по благотворительной помощи. Теперь эта работа продолжается в Фонде милосердия его имени. Он пожелал увековечить достойные еврейские имена, поэтому стал инициатором создания книги о евреях Нижнего Новгорода. Эта серия тоже продолжается и сегодня. Залман Хаймович пытался познакомить людей с творчеством еврейских писателей, занимался этим постоянно. Теперь эту работу ведет созданный в Нижнем лекторий. Скончался З. Либинзон 26 января 1992 года в Нижнем Новгороде.

23 июля

1918 - Русская писательница, филолог (специалист в области германской литературы), правозащитница Раиса Орлова родилась в семье госслужащего Давида Либерзона, работавшего в Наркомате продовольствия, Госиздате, в наркомате путей сообщений (в 1932 году посетил Максима Горького на Капри). Раиса в 1940 году окончила ИФЛИ, до 1947 года работала референтом, заведующей англо-американским отделом ВОКСа (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей), где познакомилась со многими крупными зарубежными и отечественными государственными деятелями и деятелями культуры: послом США А. Гарриманом, Л. Хелман, Д. Шостаковичем, Г. Улановой, М. Шолоховым, К. Симоновым. В 1947-51 годах училась в аспирантуре Института мировой литературы (диссертацию защитила со второго раза). В 1951-53 гг. Раиса Орлова заведовала кафедрой иностранной литературы в Таллиннском педагогическом институте, а в 1955-61 г.г. заведовала отделом критики в журнале "Иностранная литература". Там же, в «Иностранке», а также в журналах "Вопросы литературы", "Новый мир", "Октябрь" печатались статьи Р. Орловой. С энтузиазмом она восприняла "оттепель", но отрезвление пришло быстро. Вместе с мужем Львом Копелевым выступала в защиту Б. Пастернака, И. Бродского, А. Синявского и Ю. Даниэля, А. Солженицына, А. Сахарова. С середины 1970-х годов публикации и лекционная работа в СССР прекратились из-за гонений на мужа, Л.З.Копелева. В 1980 году Раиса Орлова подписала письмо в защиту академика А.Д.Сахарова, за что была исключена из Союза писателей СССР и из КПСС. В ноябре того же 1980 года Орлова и Копелев были вынуждены эмигрировать в Германию, где Орлова занималась переводами и публикацией книг русских и советских авторов, писала предисловия к ним. С 1981 года она читала лекции о русской и советской литературе в университетах Австрии, Германии, США и Швейцарии. В 1987 году вышла книга воспоминаний Раисы Орловой и Льва Копелева "Мы жили в Москве. 1956-1980", а в 1993 году, уже после смерти Раисы Давыдовны (она умерла в 1989 году), в Москве увидела свет ее книга "Воспоминания о непрошедшем времени", в которой она с необоримой беспощадностью к себе рассказала о жизненных перипетиях своего поколения.

24 июля

1913 - Cоветский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств Молдавской ССР (1969) Михаил Маркович (Моисей Менделевич) Израилев родился в Киеве. В 1930-1934 годах работал помощником режиссёра на Киевской фабрике художественных фильмов, окончил режиссёрский факультет Киевского театрального института имени И. К. Карпенко-Карого в 1938 году. В 1939-1944 годах был режиссёром Киевского театра музыкальной комедии (эвакуированного в годы войны в Алма-Ату). В 1944-1952 годах - ассистент режиссёра, затем режиссёр Украинской студии хроникально-документальных фильмов, одновременно в 1948-49 годах - режиссёр оперной студии при Киевской консерватории. В 1952-55 годах -  режиссёр Северо-Кавказской студии кинохроники в Орджоникидзе. С 1955 года жил в Кишинёве, работал режиссёром дубляжа кинофильмов на молдавский язык, затем режиссёром-постановщиком документального и игрового кино на киностудии «Молдова-фильм». Михаил Израилев - режиссёр-постановщик художественных кинолент студии «Молдова-фильм» «Я вам пишу...» (1959) по сценарию Анатолия Алексина, «Орлиный остров» (1961, первая цветная картина киностудии «Молдова-филм»), «Армагеддон» (1962), «Молдавские эскизы» («Три Марии»: о певицах Марии Биешу, Марии Кодряну и актрисе Марии Сагайдак), «Самый жаркий август» (о Ясско-Кишинёвской операции, 1969), «Зарубки на память» (1972), «Тихоня» (1973), «И придёт день», «Что человеку надо» (1975), «Полюшко-поле» (1979). Умер М.М. Израилев в Кишиневе 25 апреля 1992 года.

25 июля

1920 – Юная девушка, сбежавшая из богатой семьи, освоив небезопасный по тем временам для жизни человека вид экспериментальной деятельности — рентгеноструктурный анализ, — доказала своим коллегам, что ДНК, это чудо природы, объединяющее человека и мушку-дрозофилу или червячка-нематоду, имеет не одинарную, как считал Лайнус Полинг, а двойную форму спирали. Будущий химик, кристаллограф, одна из основоположников молекулярной биологии, Розалин Франклин родилась в Лондоне, в уважаемой еврейской семье, приехавшей в Портсмут из Германии еще в 1784 году. Розалин посещала одну из немногих в Лондоне школ для девочек, где преподавали химию и физику, и была весьма упорна в учебе. В 15 лет она решила стать ученым. Ее отец Элис Франклин, ярый противник высшего образования для девочек, хотел видеть дочь социальным работником. Но, в конце концов, все же уступил желанию Розалин. В 1938 году она поступила в колледж Ньюхем в Кембридже и в 1941-м окончила его. Еще в течение года она поддерживала связь с колледжем, а потом уехала работать в Британскую ассоциацию исследователей угля, где занялась исследованиями в области переработки углеродных и графитных микроструктур. Эта работа послужила основой ее докторской диссертации по физической химии, которую она защитила в Кембридже в 1945 году. После защиты диссертации Розалин в течение трех лет (1947–1950), изучая технику дифракции рентгеновского излучения в Париже, в Центральной лаборатории химических исследований де Л'Етат, обнаружила особые структуры. Впоследствии их стали обозначать углеродными волокнами. Уже тогда она была признанным специалистом в области кристаллографии. В 1951 году Розалин вернулась в Лондон и начала работать в лаборатории Джона Рендалла в Королевском колледже, где встретилась с Морисом Уилкинсом. Каждый из них руководил своей исследовательской группой и вел самостоятельную тему, но обе темы были связаны с ДНК. Когда Рендалл поручил Франклин работу по раскрытию структуры ДНК, этим вопросом уже многие месяцы никто не занимался. Уилкинса тогда не было в лаборатории, а вернувшись, он поначалу повел себя так, будто Франклин — всего лишь его технический помощник. Розалин обиделась, — ведь они были ровесниками и коллегами. В поведении Уилкинса не было ничего удивительного, оно просто отражало бытовавшее тогда пренебрежительное отношение к женщине в науке. И все же Франклин самостоятельно продолжала свою работу по ДНК. Джон Бернал, крупный специалист по рентгеноструктурному анализу, назвал ее снимки ДНК самыми красивыми из всех, которые к тому времени были кем-либо сделаны. Уже было известно, что наследование физических свойств живого организма определяют гены. Уже открыли нуклеиновую кислоту и показали, что она находится в ядре клетки. Биохимики определили химическую природу нуклеиновых кислот и обнаружили, что гены образованы одной из этих кислот — дезоксирибозонуклеиновой (ДНК). С 1951 по 1953 годы Розалин Франклин сделала достаточно много, чтобы завершить работу по структуре ДНК. Мужество и цельность натуры Розалин стали всем очевидны, когда она, узнав в 1956 году о своей смертельной болезни, вызванной непрестанным облучением рентгеновскими лучами, не жалуясь, продолжала работать почти до самой смерти. Она умерла от рака 16 апреля 1958 года, за три года до выдвижения на Нобелевскую премию, которую, естественно, не получила, так как в соответствии с Нобелевским уставом премия дается только живым в качестве поощрительного гранта, позволяющего лауреату продолжить научную деятельность. Розалин было 37 лет. Споры о значении ее работ продолжаются до сих пор. Некоторые считают Розалин Франклин первоклассным ученым, роль которого в изучении ДНК огромна. Ведь она одна выполнила большую часть работы, доказывающей существование двойной спирали, и труд ее, положивший начало величайшему открытию XX века, по существу, стал точкой отсчета для рождения молекулярной генетики.

26 июля

1898 - Живописец, график, театральный художник, скульптор Александр Григорьевич Тышлер родился в Мелитополе в семье ремесленника. В 1912–17 гг. учился в Киевском художественном училище. В 1917–18 гг. посещал студию Александры Экстер, где познакомился с художниками Б. Аронсоном, И. Рабиновичем, П. Челищевым, Н. Шифриным (1892–1961) и другими. После революции Тышлер оформлял улицы и площади Киева, трамваи и агитпоезда. В 1919 г. Тышлер пошел добровольцем в Красную армию; служил при управлении Южного фронта - делал плакаты для окон РОСТА, иллюстрировал первые буквари на калмыцком, мордовском, татарском языках, а также на идиш. В 1918–20 гг. был членом Култур-лиге; участвовал в организованной ею 1-й Еврейской художественной выставке (1920); в эти годы выступал под псевдонимом Джин-Джих-Швиль. Вскоре после демобилизации (1921) поступил во ВХУТЕМАС, в мастерскую В. А. Фаворского; перешел в московское отделение Култур-лиге. В 1922 г. стал членом художественной группы проекционистов, в 1925 г. присоединился к объединению ОСТ; после раскола объединения в 1931 г. остался в ОСТ и стал членом правления. В 1926 г. работы Тышлера экспонировались в Дрездене и Харбине, в 1927 г. - в Лейпциге, в 1928 г. – на Биеннале в Венеции, в 1929 г. - на выставке русской графики в Риге. После 1932 г. живопись Тышлера почти не выставлялась. Его следующая персональная выставка состоялась в Москве только в 1964 г., затем - в 1978 г. и 1983 г. (там же). С 1927 г. Тышлер начал активно работать как театральный художник; сотрудничал со многими еврейскими театрами Москвы, Минска и Харькова. В 1941 г. Тышлер эвакуировался с ГОСЕТом в Ташкент, где работал в узбекских театрах, занимался живописью, графикой, участвовал в выставках. После закрытия еврейских театров Тышлер продолжал работу в театрах Москвы и Ленинграда. На протяжении всей жизни Тышлер занимался также оригинальной графикой («Бойня», 1925) и книжной иллюстрацией («Книга Руфь», 1917; «Облако в штанах» В. Маяковского, 1929; «Улялаевщина» И. Сельвинского, 1933–34, и другие). В 1920-е гг. Тышлер обратился к скульптуре как вспомогательному материалу, связанному с театральными работами. В 1950–70-е гг. занимался скульптурой из дерева как самостоятельным видом искусства («Дриады», 1969–73, и другие). Творчество Тышлера с его фантасмагориями и метафорами было совершенно чуждо духу социалистического реализма, и это стало причиной почти полного изгнания его живописи с официальных выставок. В ранние годы Тышлер писал абстрактные картины, преимущественно геометрического характера («Конструкция в красном», 1923, Третьяковская галерея, Москва), но вскоре обратился к фигуративной живописи («Женщина и аэроплан», 1927, частное собрание, Москва; «Лирический цикл №4», 1928, Музей Людвига, Кельн; «Лунный свет», 1972). Один из любимых образов Тышлера - женщина, несущая на голове некое сооружение — свечи, дом, корабль, город («Женский портрет», 1934, Русский музей, Санкт-Петербург; «День рождения», 1973, собрание семьи художника; «Архитектура», 1971, собрание семьи). Статичность, подчеркнутая архитектоника фигуры женщины, которая всегда оказывается крупнее самого грандиозного сооружения, контрастирует с текучестью живописи, создавая ощущение фантома, «нереальной реальности». В его графике, как и в живописи, конкретные предметы превращаются в символы («Погром», 1925, частное собрание, Москва); серии, начатые как графические, часто продолжаются в живописи («Бойня», 1925; «Антикоррида», 1977; цикл «Махновщина», 1920–60).
Работы Тышлера для театра ничем не отличались от других его произведений и были еще одним способом реализовать склонность к игре, гротеску, причудливым превращениям («Король Лир», 1935, ГОСЕТ; «Блуждающие звезды», 1941, ГОСЕТ, «Кармен», 1934, «Цыгане», 1936, театр «Ромэн», Москва; «Ричард III», БДТ, Ленинград, и другие). Но в театральных декорациях Тышлер не изображал свои фантазии, а лишь создавал условия для воплощения их в театральном представлении: его декорации просты, конструктивны, удобны актерам, они легко трансформируются, подобно балаганам площадного театра. Еврейские мотивы появляются у Тышлера нечасто (серия «Диван со свечами» /1977/, где в одной из картин рога дивана-оленя расцветают менорой; цикл «Соседи моего детства» /1930/ - портреты в стиле старых еврейских фотографий, и некоторые другие произведения), однако мировосприятие художника во многом определялось его принадлежностью к еврейству. На творчество Тышлера повлияли впечатления детства в еврейском местечке, мир вещей, производимых его отцом и соседями, еврейские праздники, свадьбы, пуримшпили. Тышлер - лауреат Сталинской премии (1946). Умер А. Тышлер 30 лет назад, в 1980 году, в Москве.

27 июля

1895 - Советский военный и хозяйственный деятель, один из организаторов промышленности Илья Иосифович Меламед родился в городе Двинске Витебской губернии (ныне Даугавпилс, Латвия) в семье раввина. В 1916 г. Был призван в армию. Служил в 177-м запасном полку (г. Новгород). В 1917 г. - курсант Павловского пехотного военного училища (г. Петроград). С 1918 до 1921 г. - в рядах Красной Армии. Комиссар 51-й стрелковой, 10-й кавалерийской и др. дивизий на Петроградском, Южном и Западном фронтах. В 1927 г. окончил Ленинградский технологический институт по специальности «инженер-механик». В 1928-1930 гг. - стажёр в автомобильной корпорации «Форд мотор компани» (США). С 1930 г. - первый главный инженер, с 1933 г. - директор Сталинградского тракторного завода. В 1935 г. по рекомендации наркома тяжёлой промышленности СССР С. Орджоникидзе назначен директором 1-го ГПЗ им. Кагановича. Арестован органами НКВД 20 ноября 1937 г. Приговорён Военной коллегией Верховного Суда СССР 26 апреля 1938 г. к расстрелу по обвинению в организации диверсионной деятельности. Расстрелян 26 апреля 1938 г. на полигоне «Коммунарка» под Москвой. Реабилитирован посмертно 13 октября 1956 года. Единственный сын ВалентиныМихайловны и Ильи Иосифовича Меламеда Владимир погиб на фронте в 1944 г. в возрасте 22 лет.

28 июля

1900 - Владимир Шнейдеров, советский режиссер документального кино, сценарист, кинооператор, создатель "Клуба кинопутешествий", родился 110 лет назад в Москве. По окончании в 1917 году реального училища вступил добровольцем в ряды Красной армии, по поручению народного комиссариата земледелия организовал одну из первых в стране школ трактористов. Затем поступил на работу в "Пролеткино" - акционерное общество, которое c 1923 года занималось выпуском и прокатом фильмов в рабочих клубах. Там Шнейдеров увлекся кино, начав с короткометражных хроник "По Самарканду", "По Узбекистану". Его заинтересовывают географические сюжеты, они определяют круг его интересов на всю жизнь. Тем более, что его представление о путешествиях сложилось не только из книг и фильмов, но и из рассказов его отца, который в конце 19-го века совершил кругосветное плавание в качестве матроса. Летом 1925 года Шнейдеров участвует в авиационной экспедиции по маршруту Москва-Монголия-Китай. Вместе с оператором Георгием Блюмом под залог имущества и жилья они приобрели кинокамеру и во время экспедиции сняли фильм "Великий перелет", который впоследствии вошел в золотой фонд советского кино. Летом 1928 года Шнейдеров в качестве кинорежиссёра представляет организацию "Межрабпомфильм" в советско-германской научной экспедиции в одну из неизученных областей Памира. Результатом этой экспедиции стал фильм "Подножие смерти" (так переводится с древнеиранского название "Памир"). Летом 1929 года от Межрабпомфильма Шнейдеров выезжает в специальную кинематографическую экспедицию в Южную Аравию. Йемен в то время был закрыт для иностранцев, и до того времени там не появлялся ни один кинематографист. По результатам экспедиции в 1930 году на экраны вышел этнографический и исторический фильм "Эль-Йемен". А в 1932 году выходит документальный фильм "Два океана" - итог длительного и трудного путешествия киногруппы - режиссера В.Шнейдерова, операторов М.Трояновского и Я.Купера - вместе с экипажем ледокола "Александр Сибиряков", который должен был летом 1932 года пройти Северный морской путь в одну навигацию. В экспедицию киногруппу Шнейдерова включил крупнейший ученый и исследователь Арктики Отто Юльевич Шмидт. За эту работу члены съемочной группы впервые в истории кино были награждены орденами Трудового Красного знамени. Война прервала киноисследования Шнейдерова. За четыре ее года Шнейдеров создал 47 частей разных картин - учебные, инструктивные фильмы, яркие и доходчивые фильмы-плакаты и фильмы -типа "Уничтожай танки врага!", "Система немецкой обороны", "Штурм урепленной огневой точки", "Разминирование", "Путь на Запад" и многие другие. Его труд в эти годы был отмечен орденом Красной звезды. В 1946 году Шнейдерову удается собрать творческий коллектив для работы над видовыми фильмами киносерии "Путешествия по СССР". Одна из последних работ Шнейдерова - картина-путешествие "Под небом древних пустынь", созданная в 1957-58 годах. В 1960 году Шнейдеров снял 20-минутную биографическую картину "Чарльз Дарвин", а в 1962 году - фильм "Жозеф Мартин" - о французском путешественнике, который в конце прошлого века посетил Дальний Восток, Сибирь, а затем совершил труднейший переход из Пекина в Фергану. В марте 1960 года начинается новый этап биографии Владимира Шнейдерова: он становится председателем и ведущим "Клуба кинопутешествий" и остаётся им в течение 10 лет. В те же годы руководит объединением географических фильмов, пишет новые сценарии, пополняет начатый им большой киноатлас фильмами, сделанными его учениками, молодыми кинопутешественниками. Скончался Владимир Шнейдеров в Москве 4 января 1973 года.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных,а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2815
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com