Logo


Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!


RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
15 - 21 июля 2010
Рубрику ведет Леонид Школьник

15 июля

1930 - Французский философ, представитель постструктурализма Жак Деррида родился 80 лет назад в семье алжирских евреев-сефардов. Учился в Высшей нормальной школе (1952–53), в университете города Левен (Бельгия), где изучал в 1953–54 гг. философию,  затем — в Гарвардском университете (1956–57). После мобилизации Деррида служил в Алжире, где преподавал французский и английский языки (1958–59). По возвращении во Францию Деррида преподавал философию и логику в Сорбонне (1960–64) и философию в Высшей нормальной школе (1964–84). Диссертация (1980) Жака Деррида была посвящена философии М. Хайдеггера. С 1983 г. Деррида преподает в Высшей школе исследований в социальных науках (Париж) и в двух американских университетах: Йельском (с 1975) и Корнелльском (с 1982 г.). В 1990 г. Деррида вел семинары при АН СССР и в Московском университете. Последние годы в рамках Высшей школы исследований в социальных науках Деррида вел семинары, посвященные вопросам национальных взаимоотношений и проблемам национальных философий. Во Франции отношение к философии Деррида в философских и литературных кругах менялось по мере развития и кристаллизации его мировоззрения. С начала 1960-х гг. Деррида сотрудничал в структуралистско-семиотических литературно-критических журналах «Критик» и «Тель кель» (1965–72, покинул этот журнал из-за идейных разногласий). Вначале он был принят во французских академических кругах, однако в период 1972–80 гг., разрабатывая теорию деконструкции, основы которой были заложены уже в 1967 г., Деррида оказался в оппозиции к ведущим философским течениям Франции (в том числе к структурализму и семиотике). Иначе принимали идеи Деррида за рубежом, особенно в США. В 1972 г он был приглашен профессором в Йельский университет, центр американской литературной критики, где под его влиянием известные критики (П. де Мэн и другие) вместе с Деррида создали Йельскую школу, предложив деконструктивистскую теорию литературы, выпустили ставший классическим труд «Деконструкция и критика» (1979) и основали два журнала этого направления: «Глиф» и «Дайекритикс». Деррида читает лекции во многих американских и европейских университетах, участвует в сотнях конгрессов, конференций, симпозиумов, коллоквиумов в Европе и за ее пределами, избран членом нескольких академий (Академия гуманитарных и точных наук в Нью-Йорке, Американская академия искусств и наук и др.), получил премию имени Ф. Ницше (1988), степень почетного доктора Колумбийского университета в Нью-Йорке, университетов Эссекса, Левена и др. В последние годы Деррида вел семинар по проблемам национальных философий, посвященный анализу национальных традиций в философии, участвовал в политической жизни Франции и в международной общественной деятельности. Он несколько раз посещал Иерусалим, в том числе в 1988 г., когда встречался с палестинскими интеллектуалами. Деррида — автор более 50 книг (а также текстов, включенных в книги, — введений, работ, опубликованных в сборниках, и т. п.), десятков интервью (одно из них, данное русскому философу Ольге Вайнштейн, было опубликовано на русском языке в журнале «Мировое древо», 1992, №1. Наиболее известны следующие крупные работы Деррида: «Рассеяние» (1972, английский перевод, 1981; в ее составе «Фармакевтика Платона» — анализ платоновского диалога «Федр», где речь идет о происхождении письма и о философии письменности), «Философские маргиналии» (1972), «Позиции» (1972; сборник интервью), «Похоронный звон» (1974), «Шпоры. Стили Ницше», (1978), «Почтовая открытка. От Сократа к Фрейду и далее» (1980) и др. В философском плане Деррида сложился под влиянием, главным образом, современных немецких течений — феноменологии, экзистенциализма, герменевтики и психоанализа. Скончался 9 октября 2004 года в Париже от рака поджелудочной железы.

16 июля

1955 - Популярный израильский певец, один из первых исполнителей композиций восточного стиля на израильской сцене Зоар Аргов (настоящее имя Зоар Оркаби) родился в Ришон ле-Ционе и вырос в бедной семье. У него было 9 братьев и сестер. В детстве он пел в йеменской религиозной общине. Особое место в его дебютном альбоме «Элеонор» (1981) занимает первый трек «Sod Ha-Mazalot» и «Malah Yaldah», посвященный его бывшей жене Брахе. Аргов был одним из первых исполнителей стиля мизрахи, добившийся коммерческого успеха. У него был замечательный талант к импровизации. Аранжировщик и дирижёр Нэнси Брэндс, работавшая с ним над многими из его записей, описывала его как музыкального гения: «он мог прекрасно петь разные версии одной и той же песни». После ареста по обвинению в краже оружия у представителя власти Аргов 6 ноября 1987 года совершил самоубийство в тюремной камере. Он скончался на рассвете через несколько часов после своего появления на популярном израильском телевизионном ток-шоу, где обсуждал свою жизнь и проблемы. На шоу он заявил, что проходит лечение от наркозависимости. У Аргова был один сын, Гили. И после смерти Зоар Аргов продолжает оставаться в Израиле королём музыки мизрахи. В последние годы был признан его огромный вклад в израильскую культуру. Его песни, такие, как «Ха-перах бе-гани» («Цветок в моем саду»), «Малах ялда» ("Девушка-ангел"), «Бе-авар хаю зманим» («Были раньше времена»), «Бадад» («Одинок») считаются классикой израильской музыки и неотъемлемой частью национальной культуры. Сегодня ему исполнилось бы всего 55.

17 июля

1883 - Шведский актёр, сценарист и режиссёр немого кино Мориц Стиллер родился в Хельсинки в семье польских евреев, настоящее его имя - Мойше Штиллер. Его мать покончила жизнь самоубийством, когда мальчику было всего четыре года. После этого он воспитывался в семье друзей родителей. С детства проявил интерес и способности к театру. Был призван в российскую армию, но, не желая служить, бежал в Швецию. В 1912 году Стиллер начал работу в быстро развивающейся индустрии немого кино в Швеции, одновременно как сценарист, режиссёр (дебютировал фильмом «Мать и дочь») и актёр короткометражных фильмов. Как актёр он снялся всего в пяти фильмах, и после 1912 года практически завершил актёрскую карьеру, чтобы иметь больше времени на сценарии и режиссуру. Вскоре он перешёл к полнометражным фильмам. В 1918 году поставленный им фильм «Первый сын Томаса Грааля» с Виктором Шёстрёмом в главной роли получил множество откликов в прессе. К 1920 году Стиллер, снявший к тому времени более тридцати пяти фильмов, был ведущей фигурой шведской киноиндустрии. В том же 1920 году в Королевском драматическом театре в Стокгольме Мориц увидел молодую актрису по имени Грета Густафсон и предложил ей важную роль второго плана в фильме «Сага об Иёсте Бёрлинге». Он также выбрал для неё сценический псевдоним Грета Гарбо. Фильм имел значительный успех, и Стиллер и Гарбо отправились в США, где приняли предложение Луиса Майера о приеме на работу в компанию «Метро Голдвин Майер». В Голливуде Стиллер начал работать над фильмом «Соблазнительница». Тем не менее, он не смог адаптироваться к работе в составе большой студии, и после множества конфликтов был уволен, а фильм передали режиссеру Фреду Нибло. После увольнения с МГМ Стиллер был немедленно принят на работу в конкурирующую студию Famous Players-Lasky Corporation, где снял три фильма, но был уволен во время съёмок четвертого в результате постоянных разногласий с хозяевами студии. Мориц Стиллер вернулся в Швецию в 1927 году и на следующий год, 18 ноября 1928 года, умер от плеврита в возрасте сорока пяти лет. Он похоронен в Стокгольме на кладбище Норра.


18 июля

1900 - Французская романистка, критик и драматург Натали Саррот (урожденная Черняк) родилась 110 лет назад в семье, по ее словам, "единственного еврея в Иваново-Вознесенске" (ныне Иваново в России). После развода родителей жила то у матери, то у отца, пока в возрасте восьми лет не перебралась насовсем в Париж, где жил отец. Сдав экзамены на степень бакалавра, изучала английскую литературу в Сорбонне, историю – в Оксфордском и социологию – в Берлинском университете. По окончании юридического факультета Парижского университета в 1925 году была принята в коллегию адвокатов и работала в суде вплоть до 1940 года. С 1907 года она жила во Франции, но до конца дней свободно и чисто говорила на усвоенном с детства русском языке. Несмотря на почтительный возраст, почти до последнего дня она продолжала активно работать. Ровно 10 лет назад в издательстве "Галлимар" вышел ее последний роман Ouvrez ("Откройте"). Наряду с Аленом Роб-Грийе Натали Саррот считается одним из создателей "нового романа". Cама Саррот по этому поводу говорила: "Роб-Грийе захотел создать что-то вроде движения освобождения. В какой-то статье это и было названо "новым романом". Но … это было всего лишь название, которое служило Роб-Грийе для того, чтобы объединить совершенно разных авторов... Не более того. Ведь то, что писала я, не имело ничего общего с тем, что писал сам Роб-Грийе и остальные. Но, пожалуй, что-то общее все же было... Это идея освобождения: мы, как художники, хотели освободиться от общепринятых правил: персонажей, сюжетов и так далее". В романах "Портрет неизвестного" (1948), "Мартеро" (1953), "Планетарий" (1959), "Между жизнью и смертью" (1968) и других повествование построено на контрасте поэтического, обильно метафоризированного описания предсознательных, довербальных психических реакций (сама Саррот называла их "тропизмами"), данных как поток сознания, с бледной, убогой и, если позволено будет сказать, стереотипизированной речью персонажей. В теоретических статьях, вошедших в сборник 1956 года "Эра подозренья", Натали Саррот обосновывала необходимость отказа от, по ее мнению, исчерпавших себя традиционных приемов построения повествования, от героев, интриги, хронологии. О своем последнем романе она говорила, что его персонажи - это только слова... Писателями, оказавшими на нее самое большое влияние, Натали Саррот называла Достоевского и Гоголя. В России (точнее, еще в Советском Союзе) творчество Натали Саррот было впервые представлено в 1968 году: в апрельском номере "Нового мира" появился перевод ее романа "Золотые плоды", и, при известной авангардности стиля Саррот, такая публикация требовала немалой решительности от Александра Твардовского. Уже в восьмидесятые годы были изданы в русском переводе романы "Вы слышите их?" (1983), единственная книга Саррот, в которой есть автобиографические элементы, "Детство" ("Иностранная литература" #12, 1986). В 1992 году в "Новом мире" вышел "Дар речи". Она не уставала повторять: "Я все еще живу в старой системе ценностей". Умерла Натали Саррот в Париже 19 октября 1999 года.

19 июля

1967 - Яэль Абуксис, знаменитая израильская театральная и киноактриса и модель, бывшая ведущая детской программы на израильском телевидении, начавшая свою карьеру в 14 лет в качестве модели, родилась в Ашкелоне в семье уроженки Марокко, израильской актрисы Раймонды Абуксис. Яэль рано начала выступать не только на модельном поприще, но и в кино- и телеиндустрии. Она сыграла в фильмах "Святое", "Алила", в сериале "Субботы и праздники", "Тель-авивские истории" и так далее. После того, как Яэль Абуксис исполнила главную роль во французском фильме "Живи и будь", она стала особенно популярной во Франции. С 1966 по 2003 г.г. Яэль Абуксис была замужем за израильским актером и фотомоделью Лиором Миллером (у них есть общий ребенок). С 2005 года по настоящее время она замужем за бизнесменом Рони Дуэком.
В 1990-х годах Абуксис была ангажирована левыми в Израиле, заняла пропалестинскую позицию, выучила арабский язык и назвала Махмуда Дервиша своим самым любимым «палестинским» поэтом. В те же годы Яэль Абуксис не раз была признана самой красивой женщиной Израиля.

20 июля

1913 - Израильский писатель, журналист, теолог, внёсший вклад в создание диалога и развитие иудейско-христианских отношений, Шалом Бен-Хорин родился в Мюнхене (имя при рождении – Фриц Розенталь). Окончил школу в 1931 году и поступил в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана. Там юноша до 1934 года изучал германистику и теологию. В 1935 году Бен-Хорин эмигрировал в Палестину, где проработал журналистом до 1970 года. Организовал первую реформистскую общину в Иерусалиме в 1958 году, а также участвовал в создании комитета «Евреи и христиане» в протестантской церкви Германии три года спустя. С 1970 по 1987 годы преподавал в университетах Иерусалима, Тюбингена и Мюнхена. Альма-матер наградила Шалома Бен-Хорина почётным профессорским титулом. Кроме того, Бен-Хорин являлся одним из основателей союза немецкоязычных писателей Израиля. Скончался писатель и ученый Шалом Бен-Хорин 7 мая 1999 года в Иерусалиме.

21 июля

1920 – Сегодня свое 90-летие отметил бы выдающийся скрипач и музыкальный деятель Айзек Стерн, который родился в местечке Кременец, Украина. В 1921 году родители мальчика эмигрировали в США. В детстве он учился игре на фортепиано у матери, в 1930–37 гг. — на скрипке у Н. Блиндера (1889–1965) в консерватории Сан-Франциско, в 1937 г. — у Л. Персингера в Джульярдской школе (Нью-Йорк). В 11 лет Айзек Стерн исполнил вместе с Блиндером концерт Баха для двух скрипок в сопровождении симфонического оркестра Сан-Франциско, а в 1934 году дал первый сольный концерт. В Нью-Йорке Стерн дебютировал в 1937 году. Стремительный взлет его карьеры произошел во время Второй мировой войны, когда он многократно выступал перед военнослужащими американских войск в Гренландии, Исландии и на военных базах США в Тихом океане. В те же годы Стерн дебютировал в «Карнегги-холл» (1943) и впервые выступил с Нью-Йоркским филармоническим оркестром (1944, дирижер А. Родзинский). Впоследствии Стерн сыграл с этим оркестром более 80 раз, больше, чем все другие скрипачи. В 1948 г. дебютировал в Европе, выступив на Люцернском фестивале (Швейцария), после чего слава Стерна вышла за пределы Америки. Расцвет исполнительской деятельности Айзека Стерна приходится на 1950-е гг., когда он активно гастролирует по многим европейским странам, СССР, Австралии, Японии, странам Южной Америки. Он принципиально отказывался выступать в Германии, выражая тем самым свой протест против нацизма. В 1950 г. Стерн был приглашен великим виолончелистом П. Казальсом на фестиваль в Прад (Франция). Знакомство с Казальсом глубоко повлияло на творческие и общественные взгляды Стерна, а сотрудничество музыкантов продолжалось вплоть до смерти Казальса. Часто партнерами Стерна в камерных ансамблях и концертах были пианисты А. Закин, Д. Баренбойм, Е. Бронфман, скрипачи Д. Ойстрах (знаменательна запись концерта для двух скрипок с оркестром Баха, сделанная Стерном и Ойстрахом), И. Перелман, П. Цукерман,  виолончелист М. Ростропович. С начала 1960-х годов Стерн совмещал концерты и записи с музыкально-общественной деятельностью. В 1960 г. он возглавил кампанию по спасению зала «Карнегги-холл», затем возглавил Фонд «Карнегги-холл». В 1979 г. он предпринял поездку в Китай, сыгравшую огромную роль в развитии музыкального образования на Дальнем Востоке. Особое место в жизни Стерна играла его деятельность в Израиле. Впервые выступив в 1949 г. (большая серия концертов с Израильским филармоническим оркестром), он регулярно приезжал в Израиль до конца жизни, давал сольные концерты, выступал с израильскими оркестрами (как правило, отказываясь от гонорара), занимался музыкально-общественной деятельностью. Стерн часто выступал перед воинами Армии обороны Израиля в дни Шестидневной войны и Войны Судного дня, участвовал в концерте Израильского филармонического оркестра под управлением Бернстайна на горе Скопус 9 июля 1967 г. (первый концерт в объединенном Иерусалиме). В 1991 г., в дни войны в Персидском заливе Стерн в знак солидарности с еврейским народом приехал в Израиль; во время одного из концертов в Иерусалиме раздался сигнал воздушной тревоги, но скрипач не ушел со сцены и продолжал играть. В 1992 г. Стерн вместе с Иерусалимским симфоническим оркестром участвовал в концерте, посвященном открытию нового здания Верховного суда Израиля, регулярно участвовал в юбилейных фестивалях Израильской филармонии. Стерн был одним из основателей и активных членов Американо-израильского культурного фонда, поддерживающего молодых музыкантов. По инициативе Стерна и при его материальной поддержке в 1973 г. в старейшем иерусалимском квартале Мишкенот-Шаананим был создан Иерусалимский музыкальный центр, пользующийся международным авторитетом: здесь регулярно проводятся показательные уроки («мастер-классы») выдающихся музыкантов, конференции, семинары и т. д. Благодаря Стерну приглашение посетить Израиль получил П. Казальс, что стало причиной тесных творческих контактов великого виолончелиста с Израилем в последние годы его жизни. Стерн оказал поддержку и способствовал музыкальной карьере ныне знаменитых израильских музыкантов И. Перельмана, П. Цукермана, Ш. Минца (родился в 1957), Мирьям Фрид (родилась в 1946), Е. Бронфмана, Г. Шахама (родился в 1972) и других. Стерн работал в кинематографии. Он записал соло на скрипке в музыке к фильмам «Юмореска» (1946) и «Скрипач на крыше» (1971), сыграл роль Изаи в фильме о С. Юроке «Сегодня мы поем» (1953), по его инициативе по итогам его поездки в Китай был сделан документальный фильм «От Мао до Моцарта» (1981). В 1981 г. за заслуги в области  кинематографии удостоен премии «Оскар». В 1975 г. Стерн получил премию имени А. Швейцера «За жизнь, посвященную музыке и гуманизму», в 1987 году - премию Вольфа. Скончался Айзек Стерн в Нью-Йорке в 2001 году.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных,а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 3954
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com