Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
22 – 28 апреля 2010
Рубрику ведет Леонид Школьник

22 апреля

1916 – В Нью-Йорке родился знаменитый скрипач Иегуди Менухин. Его отец и мать - Моше Менухин и Марута Шер - бежали от погромов (он – из Гомеля, она – из Ялты), встретились в Палестине в 1909 году и поженились в Нью-Йорке в 1914 году. Как подающий надежды скрипач-вундеркинд Менухин занимался с З.Анкером и Л.Персинджером; позже, в Европе, его учителями были А.Буш и Дж.Энеску. В период 1926–1936 годов частые гастроли Менухина по разным странам неизменно проходили с большим успехом. В 1938 году, после двухлетнего перерыва, который он использовал для совершенствования мастерства, Иегуди Менухин вернулся к концертной деятельности уже как зрелый артист. Отец научил его говорить на иврите, мать -  французскому, немецкому, итальянскому и испанскому языкам. Но Менухин был не только полиглотом. В годы Второй мировой он дал более пятисот концертов для союзнических войск, часто - под аккомпанемент снарядов и пуль. После войны Менухин играл в лагерях для "перемещенных лиц", которых насильно сделала гражданами мира жестокая судьба. В этих концертах ему нередко аккомпанировал великий английский композитор Бенджамин Бриттен. А несколько раньше он совершил - хотя в данном случае это слово звучит как-то неуклюже, даже кощунственно - турне по только что освобожденным концлагерям Европы. В 1967 году, во время знаменитой Шестидневной войны, Менухин дал бесчисленное количество благотворительных концертов в пользу Израиля и непосредственно в Израиле. Но во время одного из концертов в Тель-Авиве ему угрожали подложенной бомбой. Почему? Потому что он давал концерты и для арабских беженцев. Это был не первый конфликт такого рода в его биографии. Похожее столкновение произошло сразу же по окончании войны, когда Менухин дал концерт вместе с Берлинским симфоническим оркестром под управлением великого немецкого дирижера Вильгельма Фуртвенглера, который хотя и не был нацистом, но спокойно и успешно "махал палочкой" в условиях Третьего рейха. Еврейская общественность стала бойкотировать концерты Менухина, на что он отвечал: "Настало время залечивать старые раны. Любовь, а не ненависть должна излечить мир". В 1974 году в знак высокой оценки вклада Менухина в музыкальное искусство он был избран почетным председателем музыкального факультета Калифорнийского университета (в Лос-Анджелесе). Менухин – учредитель нескольких музыкальных фестивалей и школы для одаренных детей в Англии. В течение ряда лет он был председателем Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. Возведен в рыцарское достоинство (1965), но титул получил только в 1985, став британским подданным. Умер Менухин в Лондоне 12 марта 1999 года.

23 апреля

1913 – Последний из могикан литературы на идиш в Белоруссии Гирш Релес – родом из Чашников, Витебской области. В местечке была только белорусская школа-семилетка. В школьной стенгазете появились первые стихи Гриши Релеса - на белорусском языке. Отец будущего писателя, Лейб Релес, - меламед, обучавший еврейских детишек не в хедере, а на дому. Сыну на всю жизнь посоветовал: "Пиши на родном языке. Только тогда нужные слова найдутся". Гирш исполнил завет отца. Первое его стихотворение на идиш было опубликовано в еврейской молодежной газете «Юнгер арбэтэр» ("Молодой рабочий") в 1930 году. Он окончил вечернюю школу рабочей молодежи, Витебский педтехникум и литературный факультет Минского педагогического института. Когда поэта спрашивали о самом радостном дне в его жизни, он отвечал не задумываясь: "Когда в журнале "Штерн" была опубликована первая подборка моих стихотворений". В еврейскую секцию Союза писателей БССР Г. Релеса приняли в 1936 году по рекомендации Изи Харика и Зелика Аксельрода. Но уже в сентябре 1937-го Харик был репрессирован и военной коллегией Верховного суда СССР 28 октября приговорен к высшей мере наказания. На следующее утро приговор приведен в исполнение. Не успев закончить следствие, расстреляли и ответственного секретаря журнала, поэта З.Аксельрода. Релеса исключили из Союза писателей БССР, уволили из редакции журнала "Вожык" ("Ёж"). С трудом удалось ему устроиться в корректорскую типографии. А времена наступали мрачные. Начался крестовый поход на "безродных космополитов", имевших хотя бы малейшее отношение к еврейской культуре. Ликвидировали БелГОСЕТ, книги на идиш изымались из библиотек. Дошло до того, что на одном из съездов компартии Белоруссии ее первый секретарь назвал Шолом-Алейхема мелкобуржуазным писателем-националистом. На "черный день" у Релеса, тоже ожидпавшего ареста, всегда была наготове буханка черного хлеба и кулек с папиросами. Но он не перестал писать на мамэ-лошн, хотя и надежды не было на то, что когда-нибудь его творения увидят свет. Каким-то чудом Релес уцелел в этой адской круговерти. В 60-х годах его стихи переводил на белорусский язык поэт Рыгор Бородулин, сказавший о своем друге так: «Его спасал юмор. Смех сквозь слезы...". Гирш Релес много разьезжал по местечкам Белоруссии. Отображал жизнь евреев, чудом оставшихся в живых после страшной войны. Его очерки об этом публиковались в журнале "Советиш геймланд". Затем они составили книги «Ибэр вайсрусише штэтлэх» ("По белорусским местечкам"), «Унтэр фридлэхн hимл» ("Под мирным небом"). А всего у него около 20 книг, из них на идиш - четыре. Но во всех его произведениях звучит еврейская тема. Последние годы жизни Релес был активен в еврейской общине Минска, вел кружок для изучающих идиш. Скончался писатель 18 сентября 2004 года в Минске на 92-м году жизни.

24 апреля

1942 – Американская актриса и певица Барбара Джоан Стрейзанд родилась в Бруклине, Нью-Йорк, в еврейской семье. Её отец, Эмануэль Стрейзанд, эмигрировавший из Австрии, преподаватель грамматики, умер едва ей исполнился год. С отчимом Лиусом Кайндом у неё были плохие отношения, так как он постоянно её бил. Вскоре у Барбары появилась сестра Рослин Кайнд, которая впоследствии также стала певицей. В 1959 году Барбара окончила среднюю школу «Эрасмас Холл», которую посещала очень редко и где в школьном хоре пела вместе с Нилом Даймондом. Там же она подружилась с будущим чемпионом мира по шахматам Бобби Фишером. Когда Барбара решила начать карьеру в шоу-бизнесе, её мать, Диана Ида Роузен, школьный секретарь, была недовольна её выбором, так как считала длчь недостаточно привлекательной для этого. Однако после победы в музыкальном конкурсе Стрейзанд стала певицей в ночном клубе. Первоначально она хотела стать актрисой и участвовала во многих театральных постановках, в одной из которых играла вместе с тогда восходящей актрисой Джоан Риверз. В 1960 году её друг Барри Деннен предложил ей петь в гей-баре в манхэттенском Гринвич-Виллидже, где она достигла значительного успеха. В то же время она сократила своё имя до Барбра, чтобы сделать его более отличительным. В 1962 году Стрейзанд впервые появилась на Бродвее в маленькой, но сделавшей её знаменитой роли, в мюзикле «Я достану тебе это оптом». В том же году она подписала контракт с Columbia Records. В 1962 году она появилась в «Шоу Эда Салливана», где привлекла внимание знаменитого пианиста Владзи Либераче. Вскоре он предложил ей сотрудничество, и Барбра стала выступать с ним в Лас-Вегасе. В 1963 году её первый альбом The Barbra Streisand Album получил две премии «Грэмми». Её популярность продолжала расти, и вскоре сразу три её первых альбома одновременно появились в чарте Billboard 200. За всю свою музыкальную карьеру Стрейзанд записала более 60 альбомов, большинство которых выходили с лейблом Columbia Records. 17 ноября 2008 года Барбра Стрейзанд на студии Columbia Records начала запись нового альбома, продюсером которого стала Дайана Кролл. Альбом, получивший название Love Is the Answer, вышел 29 сентября 2009 года и занял первое место в Billboard Hot 200, став девятым альбомом певицы, побывавшим на вершине чарта. Первым фильмом Стрейзанд была музыкальная комедия «Смешная девчонка» (1968), основанная на жизни Фанни Брайс. Эта роль была специально написана для Стрейзанд - после того, как сценарист мюзикла Джуль Стайн увидел Барбру в мюзикле «Я достану тебе это оптом». Эта картина принесла Стрейзанд мировую известность, за которую она получила «Оскара» в номинации «Лучшая актриса». Её последующие два фильма тоже были комедиями: «Хэлло, Долли!» (1969) и «В ясный день увидишь вечность» (1970), тогда как четвёртый фильм с её участием, «Филин и кошечка» (1970), стал киноверсией бродвейской постановки. Барбра Стрейзанд многие годы является активным сторонником Демпартии США, выступает в поддержку таких программ, как проблемы глобального потепления и вывод американских войск из Ирака. В начале 1990-х Стрейзанд согласилась возглавлять фонд поддержки Билла Клинтона на пост президента США, и, как многие считают, именно благодаря ей Клинтон занял место в Белом доме. А в 1992 года Барбра присутствовала на его инаугурации. Обладательница двух «Оскаров» в номинациях «Лучшая актриса» и «Лучшая оригинальная песня», а также премий «Эмми», «Грэмми» и «Золотой глобус», Стрейзанд считается одной из наиболее коммерчески успешных женщин современного американского шоу-бизнеса. Это единственный исполнитель, возглавлявший со своими альбомами Billboard 200 в 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е и 2000-е годы. Всего в мире разошлось более 145 млн экземпляров её пластинок. 7 марта 2010 года Стрейзанд появилась на 82-й церемонии награждения премии «Оскар», вручив статуэтку Кэтрин Бигелоу в номинации «Лучшая режиссёрская работа» за фильм «Повелитель бури». Стрейзанд также приняла предложение на съёмки в сиквеле фильма под названием «Маленький Факер», который должен выйти на экраны в 2011 году. Барбра также рассматривается одной из возможных актрис, наряду с Мэрил Стрип и Глен Клоуз, которая исполнит роль Нормы Дезмонд в новой версии фильма «Бульвар Сансет», выход которого намечен на конец 2010 года.

25 апреля

1930 – Пол (Ирвин) Мазурски – известный американский режиссер и продюсер. Дебютировал как актер в фильме «Страх и желание» (1953), работал на ТВ (писал текст комику Дэнни Кею), был режиссером в кабаре, писал сценарии (после 1968) в сотрудничестве с Такером. Известность ему принесла роль в «Школьных джунглях» и фильм «Я люблю тебя, Алиса Б. Токлас» (1968), поставленный Авербэком о злоключениях еврейского адвоката в среде наркоманов. Дебютировал скандальной комедией «Боб, Кэрол, Тед и Алис» (1969), о двух супружеских парах, безуспешно пытающихся приспособиться к модному поветрию обмена женами. Неудачи «Алекса в стране чудес» (1970) и «Влюбленного Блюма» (1973) сменились большим успехом фильма «Харри и Тонто» (премия «Оскар» Арту Карни), в котором проявилась любовь режиссера к обездоленным и эксцентричным персонажам. Автобиографичная лента о жизни актера в Нью-Йорке 50-х годов «Следующая остановка — Гринвич Виллидж» (1975) имела средний успех. В 1978 году Мазурски поставил свой самый удачный фильм 70-х годов «Незамужняя женщина», талантливо исследующий проблемы одиночества, семьи и брака. Джил Клейберг блестяще передает перепады настроения своей эмансипированной героини. Римейк фильма Трюффо «Жюль и Джим» под названием «Фил и Вилли» прошел незамеченным, как и вольная экранизация «Бури» (1982) Шекспира. «Буря» с ее причудливым чувством юмора и необычным сценарием явно заслуживала большего. Противоречивые отзывы вызвала также смешная и одновременно грустная лента «Москва на Гудзоне» (1984) о русском музыканте, ставшем невозвращенцем. Коммерческий хит «Бродяга из Беверли Хиллз» (1986) был отмечен искрометным юмором и яркими актерскими работами, но встречен прохладно критикой. Слабыми оказались и последующие комедии: сатира на латиноамериканских диктаторов «Луна над Парадором» (1988), семейная комедия «Сцены в магазине» (1990) и «Огурец» (1993), комедия о неудачнике-режиссере. От мысли о полной деградации его творчества спасла лишь лента «Враги: история любви» (1989), экранизация книги нобелевского лауреата Зингера. В нем удивительно достоверно показана послевоенная атмосфера Нью-Йорка 40-х годов, на фоне которой разворачивается история любви еврейского интеллектуала к трем разным женщинам. Увы, этого не скажешь о камерном фарсе «Верная» (1995), в котором наличие звезд не стало гарантией творческого успеха.

26 апреля

1904 – Актриса кино и театра Тамара Адельгейм родилась в Киеве. Училась в Одесской музыкальной академии Общества музыкальных деятелей (1922-1923), в студии под руководством Абрама Роома в Москве. В начале 1930-х годов - актриса ТЮЗа, с 1943 года - актриса эстрады. Среди фильмов, в которых она снималась, - такие, как «Аэлита» (1924), «Еврейское счастье» (1925, постановка А. Грановского, в фильме играли, помимо Тамары Адельгейм,  Моисей Гольдблат, Соломон Михоэлс, Александр Эпштейн), а популярность ей принес фильм «Золотой ключик» (1939), в котором она сыграла роль капризной Мальвины. Кстати, именно этот фильм, единственный из тех, в которых снималась Тамара, сохранился в прокате. Потом всю жизнь актрису называли "Мальвинкой". 11 мая 1979 года, возвращаясь поездом из крымского санатория в Москву, возле украинской станции Синельниково 75-летняя актриса московского ТЮЗа Тамара Адельгейм умерла прямо в вагоне поезда. Там, на станции Синельниково, ее и похоронили. А московский двухкомнатный номер актрисы находился в Доме ветеранов кино. Среди скарба умершей обнаружили склад любовных писем и записок, пожелтевших, почти истлевших. Их долго не разглашали: автором оказался Александр Фадеев. С Тамарой Адельгейм он встречался, расставшись со своей первой женой Валерией Герасимовой (двоюродной сестрой Сергея Герасимова). Из Парижа Фадеев писал Тамаре письма, в которых намечал их совместное будущее. В 1937 году они вместе отдыхали в санатории. Но, судя по последующим письмам, влюбленному уже что-то мешает говорить на языке любви открыто. Фадеев, видимо, вспомнил, что он писатель, государственный муж: "Сегодня я буду поздно ночью, чествуем старика Вересаева...». И все же: "...Весь план сломаю, лишь бы опять почувствовать тебя, ручонку твою в моей. Мысленно целую нежные ноженьки твои до умопомрачения. А.". А еще чуть позже Фадеев писал ей: "Прости мне эту полосу невнимания. Но этого больше не будет. Собственно говоря, я дошел до точки. Под влиянием страшной нервной усталости и мрачного состояния, вызванного твоим положением и сознанием, что я себя веду нехорошо по отношению к тебе, - я беспробудно запил и только-только сейчас пришел в себя. Никак не могу отделаться от ощущения стыда и неуважения к себе. Но главное все-таки то, что я люблю тебя и хочу исправить то, что натворил". Свое первое письмо Фадеев начал со слов "простите, что невольно обманул вас" и этими же словами закончил долгую переписку с Тамарой Адельгейм. Однажды, за несколько лет до самоубийства, он признавался: "Да, были, конечно, и бабы. Мне не везло потому, что духовное и физическое не могло объединиться в одной женщине. Я вообще не знаю, как надо устраивать жизнь с женой и где найти место между женщиной и тем главным, чему я служу. А я слуга партии...". Звезда немого кино, подруга Тамары Нина Ли, сохранившая письма Фадеева, так оценила их: "А что, если небольшой этот эпистолярий - самое лучшее из всего написанного популярным когда-то автором?..".

27 апреля

1912 – Литератор, переводчик английской и французской литературы на русский язык Нора Галь (настоящее имя Элеоно́ра Я́ковлевна Гальпе́рина) родилась в Одессе, в семье врача Якова Исааковича Гальперина. С детских лет жила в Москве. После многократных настойчивых попыток была принята в институт (после реорганизаций – Московский педагогический имени Ленина), окончила его, затем училась в аспирантуре, защитила диссертацию, посвященную творчеству Артюра Рембо. Школьницей опубликовала несколько стихотворений, в студенческие годы выступила в печати как прозаик; в конце тридцатых годов много печаталась со статьями о текущей зарубежной литературе. В военные годы впервые попробовала себя в переводе, после войны много работала как редактор переводов (произведения Жюля Ренара, Александра Дюма, Герберта Уэллса...). На рубеже 50-60-х «Маленький принц» Сент-Экзюпери, рассказы Сэлинджера, повесть Харпер Ли «Убить пересмешника» выводят Нору Галь в круг ведущих мастеров художественного перевода. В последующем переводческом творчестве Норы Галь уживаются масштабные произведения мировой прозы – «Посторонний» Камю, «Смерть героя» Олдингтона, романы Томаса Вулфа, Джойс Кэрол Оутс, Кэтрин Энн Портер, – с увлечением фантастикой, вылившимся в плодотворную работу над рассказами и повестями Азимова и Кларка, Желязны и Ле Гуин, Старджона и Шекли. В 1972 году выходит книга Норы Галь «Слово живое и мертвое», содержащая россыпи примеров удачной и неудачной работы с языком; неустанно дорабатываемая, эта книга выдержала к 1987 году четыре издания, а в 2001 г. была издана в пятый раз. Благодаря ее дару перевоплощения, художественному вкусу, гибкому и точному владению языком русский читатель смог не в меньшей степени, чем читатель страны происхождения, воспринять и оценить мастерство крупнейших писателей ХХ столетия – Камю, Сент-Экзюпери, Моэма, Пристли... Нора Галь умерла 23 июля 1991 года после тяжелой болезни. Ее память увековечена в космосе: в июле 1995 г. малой планете из пояса астероидов присвоено имя Норагаль.

28 апреля

1938 – Израильский прозаик, тяжелоатлет Михаил Ландбург родился в Шауляе, Литва. С 1945 по 1972 годы жил в Вильнюсе. В 1962 году окончил филологический факультет пединститута. Преподавал русский язык и литературу. Был чемпионом Литвы в наилегчайшем весе по тяжелой атлетике (штанга). С 1972 года - гражданин Израиля, где был чемпионом по тяжелой атлетике и в дальнейшем - тренером молодёжной сборной страны: под его руководством команда Израиля несколько раз участвовала в чемпионате Европы. Проза Михаила Ландбурга отличается образно-философским осмыслением современной израильской действительности. Публиковался в журналах: «Мосты» (Германия), «Стрелец» (США), «Другие берега» (Италия), «День» (Бельгия), «Kulturos barai» (Литва). Михаил Ландбург - член Союза русскоязычных писателей Израиля.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных,а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2999
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com