Logo


Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!


RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
8 – 14 апреля 2010
Рубрику ведет Леонид Школьник

8 апреля

1950 – Отмечающий сегодня свое 60-летие бывший ленинградец, писатель, журналист, отказник Михаил Бейзер в 1973 году окончил Физико-механический факультет Ленинградского политехнического института, работал программистом. В 1979 году подал заявление на выезд в Израиль и получил отказ. С того момента включился в активную борьбу отказников за выезд, руководил домашним семинаром по еврейской истории и культуре (1982-1987), редактировал (с С.Фрумкиным, В.Бирканом и др.) самиздатовский «Ленинградский еврейский альманах» (1983-1987), первым стал проводить самодеятельные экскурсии по еврейским историческим местам Ленинграда (с 1982), на основе чего впоследствии написал книгу «Евреи в Петербурге», впервые выпущенную в самиздате в Ленинграде в 1986 году (в 1989 году она была издана и в Израиле).  М.Бейзер получил разрешение в 1987 году и выехал в Израиль, где поступил в докторантуру Еврейского университета в Иерусалиме. В 1996 г. получил степень доктора философии по истории за работу «Евреи Ленинграда в межвоенный период». В настоящее время преподает историю евреев России и СССР на Кафедре еврейской истории и при Центре Чейза по развитию иудаики на русском языке Еврейского университета в Иерусалиме, является заместителем главного редактора журнала «Вестник Еврейского университета», а также работает в русском отделении «Джойнта» (с 1997). Его историческая работа «Евреи Ленинграда, 1917-1939: Национальная жизнь и советизация» удостоена Анциферовской премии (2000) в номинации лучшая зарубежная книга о Санкт-Петербурге. Недавняя книга Михаила Бейзера, посвященная деятельности Джойнта в России и СССР (написана вместе с Михаилом Мицелем) вышла в свет в 2004 году. Сегодня работы ученого переведены на английский, иврит, немецкий и польский языки, и Михаил надеется, что они сослужат добрую службу тем, кто изучает (или будет изучать) историю российского еврейства, проживавшего на постсоветском пространстве.

9 апреля

1925 – Всемирно известный скульптор Эрнст Неизвестный родился в Екатеринбурге. Отец, Иосиф Моисеевич, - детский врач, мама, поэтесса Белла Абрамовна Дижур, - по профессии биолог, доктор наук, занималась генетикой. Кстати, в одном из интервью Неизвестный сказал, что родом его отец был из оренбургских казаков. Белла Дижур, мама скульптора, поправила сына: не отец, а прадед Эрнста, и был он не казак, а кантонист, то-есть еврей, мальчишкой насильно взятый на службу в николаевскую армию и «отбарабанивший» там 25 лет. Его в армии крестили, а по возвращении он получил большие права как купец 1-й гильдии. А мама скульптора до последних своих дней (она умерла в Нью-Йорке 16 февраля 2006 года, на 103-м году жизни) писала стихи, а за одну из поэтических книг даже получила престижную американскую премию. Не каждому дано перешагнуть столетний юбилей, да и не каждому выпало жить, получив две похоронки на сына, ушедшего добровольцем на фронт в 17 лет и «посмертно» награжденного орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». (Помните? – у Вознесенского: «Лейтенант Неизвестный Эрнст, / на тысячу вёрст кругом /равнину утюжит смерть /огненным утюгом...»). По возвращении домой осенью 1945 года после тяжелого ранения Эрнст преподавал рисование в суворовском училище в Свердловске, а через год уехал в Москву, поступил в Суриковский институт, параллельно учился на философском факультете МГУ, стал скульптором. А потом... Потом ему пришлось выдержать еще одну войну, которая называлась травлей талантливого человека: против него ополчилась Система, начиная с генсека ЦК КПСС Никиты Хрущева и тогдашнего шефа КГБ Шелепина и кончая мелкими партийными боссами и многочисленными завистниками из числа сталинских лауреатов. Лейтенант Эрнст Неизвестный пережил и это. С 1977 г. он живет и работает в Нью-Йорке, преподает в Колумбийском и Гарвардском университетах. В 1983 году был избран профессором гуманитарных наук Орегонского университета. Член Шведской Королевской Академии наук, Европейской Академии искусств, наук и гуманистики в Париже и Академии искусств и наук в Нью-Йорке. Эрнст Неизвестный - автор крупных скульптурных композиций. По его проектам сооружены мемориал жертвам ГУЛАГа в Магадане (1996), композиция «Возрождение» в Москве (2000). В 1996 году Эрнст Неизвестный получил Государственную премию. В августе 2003 года он подарил свой монумент «Памяти шахтеров Кузбасса» городу Кемерово и Кузбассу. Последняя монументальная работа Эрнста Неизвестного «Древо жизни» открыта в Москве в октябре 2004 года, в атриуме торгово-пешеходного моста «Багратион». Творческий багаж Э. Неизвестного — около тысячи скульптур и несколько тысяч графических офортов. Из книжной графики – такие работы, как иллюстрации к Достоевскому - «Преступление и наказание» и портрет самого писателя, иллюстрации к произведениям Беккета, к «Божественной комедии» Данте, к «Екклезиасту». Сегодня в Швеции есть музей Эрнста Неизвестного. Его скульптуры не только часто выставляются, но и навечно поставлены в Швейцарии, Югославии, Лондоне, Нью-Йорке, Вашингтоне, Милане. О нем написаны и изданы за границей десятки книг (в России, кажется, ни одной) и сотни статей. А Неизвестный в свои 85 продолжает работать. Вот только сердце стало пошаливать в последние годы (я свидетель этому, поскольку мы не раз встречались у нашего общего кардиолога Александра Шахновича в Манхэттене)...

10 апреля

1900 – 110 лет назад в Немирове, Подольской губернии, родилась актриса еврейского и русского театров Лия Бугова. Ее отец, по профессии фельдшер, подрабатывал еще и театральным парикмахером. Дядя был актером украинской труппы П. Саксаганского и всегда, когда останавливался у них в доме, вечером повторял роль и просил Лею или ее сестру подавать ему реплики. В своей автобиографии Лия Исааковна писала, что работала в еврейских театрах "Кунст-винкл" ("Уголок искусства") в 1923-1929 годах, в театре "Ройтер факел" ("Красный факел") – с 1929-го по 1931 год, в передвижном театре Винницкого Театртреста – в 1932-1933 годах, в Одесском ГОСЕТе – с 1934 по 1939 годы. На сцене этого театра Лия Бугова блистала в таких спектаклях, как "Стэмпенюс либэ" ("Любовь Стэмпеню") Шолом-Алейхема, "Мать" Горького, "Мадам Бовари" Флобера, "Без вины виноватые" Островского, "Хозяйка  гостиницы" Гольдони, "Овечий источник", "Собака на сене" Лопе де Вега, а также "Мироед или паук" Кропивницкого (по-украински на афишах спектакля пьеса называлась "Глитай або ж павук"). С 1939 года до последних лет жизни Лия Бугова была актрисой Одесского русского драматического театра. Однажды она сказала: "Вероятно, меня кто-то проклял. С тех пор, как себя помню, я уже была актрисой. Я плохо училась в школе, но убеждена, если бы мне пришлось отвечать со сцены в гриме и в костюме, я была бы первой ученицей. У меня очень хороший муж, но я, вероятно, была бы более достойной его, если бы передо мной сидели зрители. Я бы всегда была красива, если бы на меня смотрели сотни глаз. Я живу только на сцене". В восемнадцать будущая актриса ушла из дому с проходившей частью Красной Армии. Работая в политотделе, колеся с армейской агитбригадой по хуторам и селам Украины, а вскоре армейским  командованием она была командирована на трехмесячные актерские курсы вМоскву. Уроки актера и режиссера-педагога 1-ой студии МХТ Валентина Смышляева стали единственным документально засвидетельствованным театральным образованием актрисы. Вернувшись из Москвы, она вышла замуж за комиссара Бугова и стала работать в театре. Через три месяца после свадьбы комиссар продотряда Бугов был убит во время одной из экспедиций по продразверстке, но его фамилию как память актриса сохранила на всю жизнь. Своей первой профессиональной ролью в театре Лия  считала роль Клары Эриньен из "Зорь" Э. Верхарна, сыгранную в 1920 году на сцене Винницкого русского театра. Но вскоре на гастроли в Винницу приехал Киевский еврейский театр. Так случилось, что перед спектаклем заболела одна из актрис. Нужна была срочная замена. Кто-то из городских любителей театра посоветовал пригласить Бугову. Она сыграла и получила приглашение вступить в труппу. Так Лия Бугова стала актрисой еврейского театра и переехала в Киев. Десять лет актерской жизни в Киеве были в большей степени накоплением жизненного опыта и проживанием женской судьбы. Здесь она встретила своего второго мужа, с которым прожила всю жизнь, — актера, а затем директора еврейского театра Лазаря Абелева. Своего первого крупного режиссера Эфраима Лойтера Бугова встретила в 1932 году, когда они с мужем перешли работать в передвижную труппу. Лойтер сумел отшлифовать талант актрисы, научил сдерживать эмоции. Теперь ни одно ее слово, ни одна реплика для зрителя не пропадали. Когда в 1934 году передвижной театр получил постоянную прописку в Одессе (в здании сегодняшнего ТЮЗа), Бугова стала его примадонной. Театровед Юния Сагина, аспирантка кафедры культурологии Одесского Национального университета им. И. Мечникова, в своей статье, посвященной жизни и творчеству Лии Буговой, пишет, что кроме героинь национальной драматургии в Одесском ГОСЕТе Бугова создала образы советской и мировой классики. Пламенная гордая Лауренсия в "Овечьем источнике" Лопе де Вега, кокетливая умница Мирандолина в "Хозяйке гостиницы" Карло Гольдони, загнанная в мещанскую клетку Эмма Бовари из инсценировки знаменитого романа Флобера… За роль Комиссара в "Оптимистической трагедии" (1934) актрисе было присвоено звание заслуженной артистки Украины. Журнал "Театр" в 1939 году поместил большой творческий портрет актрисы с описаниями ее ролей. Критик Иошуа Любомирский называл ее "одной из лучших актрис Советского Союза". На Буговой держался весь репертуар Одесского ГОСЕТа… И  вдруг случилось так, что режиссер соседнего русского театра Авраам Треплев предложил ей сыграть главную роль в пьесе Карела Чапека "Мать". Многое, видимо, сошлось в судьбе актрисы к тому моменту. Она сделала очень рискованный и сложный выбор — перешла на русскую сцену. Этот факт — важнейший не только в творческой, но и в человеческой судьбе актрисы — как всякий болезненный шаг, допускал различные толкования. Для актрисы переход на русскую сцену открывал новые творческие перспективы. ГОСЕТ, игравший спектакли на идиш, был ограничен зрительской аудиторией, средствами, возможностью гастролей, преобладающим национальным репертуаром. А главное, в 1939 году было уже понятно, что перспектив развития еврейской культуры в сталинской империи нет. Коллеги и друзья по ГОСЕТу восприняли уход Буговой как предательство. Были анонимные угрозы и разбитые стекла. Она дорого платила за свое решение. Увы, актрису не обошли стороной репрессии конца 40-х —начала 50-х годов прошлого столетия. Лия Исааковна давала свидетельские показания по делу об одесских писателях Хоне Вайнермане, Ирме Друкере и Нотэ Лурье (запись в материалах дела от 15 сентября 1950 года). Эти записи свидетельствовали о том, что Бугова оговорила арестованных писателей. Но при пересмотре этого дела в 1955 году на допросе 16 марта 1955 года Лия Бугова заявила, что в ее предыдущих показаниях были искажены формулировки: "На допросе 15 сентября 1950 года я не говорила о том, что Друкер, Лурье и Вайнерман больны националистическими уклонами. Я не могла сказать об этих людях что-либо как о группе, так как ни Лурье, ни Вайнерман к театру прямого отношения не имели, а Друкер являлся театральным критиком". Последние годы жизни актрисы были особенно тяжелыми. Ушел из жизни муж. Работы практически не было. Круг одиночества практически замкнулся. На душе было горестно и больно, но она не опускала руки, искала выход. Искала режиссеров, пьесы, роли. И вот, наконец, нашлась пьеса "Недостойная старая дама" и «нашелся» режиссер - Роман Виктюк, который согласился для Буговой ее поставить. Но в театре стали практиковаться негласные запреты и проволочки. В то же время физический недуг актрисы дал о себе знать в полный голос. Она лежала в больнице, смертельно больная. Роль была тут же, под подушкой. Единственное, о чем жалела: "Еще бы годик, чтобы только раз сыграть". Не случилось. С другой актрисой режиссер Виктюк работать не стал. Не было такой другой... Лия Исааковна умерла в 1981 году от опухоли мозга, в окружении чужих людей. Похоронена на Втором Еврейском кладбище в Одессе.
А несколько дней назад (точнее, 1-го апреля 2010 года) в Одесском историко-краеведческом музее открылась выставка «Одесская чайка», приуроченная к Международному дню театра, а также к 110-летию со дня рождения народной артистки УССР, ведущей актрисы Одесского русского драматического театра середины XX века Лии Исааковны Буговой. Журналистка Ольга Разина в газете «Одесский вестник» пишет, что первыми посетителями этой выставки стали как представители старшего поколения - бывшие коллеги и искренние почитатели таланта Лии Исааковны, так и одесские школьники, для большей части из которых посещение экспозиции стало, по сути, опосредованным знакомством с этой замечательной актрисой. «Здесь, в одном из залов Одесского историко-краеведческого музея, - сообщает Ольга Разина, - расположились несколько витрин и стендов, на которых представлены наиболее интересные материалы, сохранившиеся после смерти артистки и переданные в фонд музея Анной Антоновной Решетник: обширный личный архив, программки спектаклей, фотографии, документы, вещи, театральные костюмы. Все экспонаты, представленные на этой камерной выставке, - самые яркие иллюстрации жизни и творчества Лии Исааковны, ее ролей в Еврейском  киевском и одесском драмтеатрах, - просто не могли не пробудить в сознании тех, кому довелось видеть Бугову на сцене, множество приятных воспоминаний. Представители старшего поколения поспешили поделиться ими с одесской молодежью: актриса Одесского русского драматического театра Тамара Дмитренко - бывшая коллега Буговой по сцене - рассказала школьникам о своей первой встрече с Лией Исааковной, а также о некоторых случаях из жизни, целиком и полностью характеризующих Бугову как Личность. Анна Решетник и Семен Коган поделились своими воспоминаниями о человеческих качествах и гениальных актерских перевоплощениях одесской легенды, о ее больших работах даже в эпизодических ролях. Начальник управления по вопросам культуры и искусств Одесского городского совета Роман Бродавко, выступая на открытии выставки, сказал: «Мне довелось быть зрителем спектаклей с ее участием, мне даже выпала честь бывать у нее дома, общаться с ней непосредственно. Для меня Лия Исааковна Бугова - образец культуры актера, удивительно цельный, всесторонне развитый и при этом в высшей степени требовательный к себе человек. Мне бы очень хотелось, чтобы вы понимали: всякое искусство стоит на платформе, которая была заложена мастерами, и в их числе - Лия Исааковна Бугова».

11 апреля

1893 – Батька Махно без Лёвки Задова – все равно, что Сталин без Берии или Петр Первый без Меньшикова. Начальник контрразведки и правая рука Нестора Ивановича Лев Задов (Зиньковский) родился в еврейской земледельческой колонии Весёлая в семье колониста Юделя Задова. Около 1900 года обедневшая семья переехала в Юзовку, где отец занялся извозом. По окончании хедера Лев устроился работать на мельницу, но свой путь в историю Задов начал в 1911 году, когда рослого еврейского паренька приняли на Юзовский металлургический завод. Там 17-летний Левка увлекся анархизмом, с его романтическим бунтарством и экспроприациями. За них и сел спустя два года, когда полиция поймала его на третьем налете. За нападение на почтовую контору он получил 8 лет каторги, в феврале 1917 был освобождён, избран депутатом городского совета в Юзовке. Весной 1918 года стал рядовым красноармейцем, позднее командиром. В августе 1918 примкнул к отрядам Нестора Махно, был помощником начальника Мариупольского полка, затем начальником контрразведки Армии и Донецкого корпуса. В 1920 был комендантом Крымской группы. Стараниями писателя Алексея Толстого и советских режиссеров Лев Задов того периода предстал в виде озорного атамана и жестокого следователя: «Вошел, несколько переваливаясь от полноты, лоснящийся, улыбающийся человек в короткой поддевке, какие в провинции носили опереточные знаменитости и куплетисты. «Если ты, сволочь, – сказал Лева тихим голосом, – будешь мне еще врать, я с тобой сделаю то, что Содома не делала с Гоморрой». В итоге в народе, которому этот персонаж откровенно понравился, стали считать Леву Задова коренным одесситом, бывшим поэтом-сатириком, который якобы гулял по Украине, превращая грабежи и расстрелы в праздник черного юмора. В конце 1921 года армия Махно была уничтожена. Половина крестьян разошлись по хатам, самые непримиримые погибли. Небольшой отряд из 77 человек, с Батькой и Левой во главе, перешли румынскую границу. Там их сразу же начали вербовать румынская и прочие разведки. Задов не возражал. Но когда в 1924 году его группу забросили в УССР с целью проведения диверсий, Лева сказал: «Ребята, ну его к черту, этот террор. Пошли сдаваться!». И сдался. И не только не сел в тюрьму снова, но и стал оперуполномоченным ГПУ, где за добросовестную работу был награжден премией и именным «маузером» с золотой монограммой. Работы хватало: в СССР до середины 30-х годов постоянно шли группы диверсантов, агитаторов, разведчиков. Брали их с боями, в которых чекист Задов дважды был ранен. Подвела его тяга к интригам и свободолюбивый характер. Не смог он приспособиться к новым условиям. В 1937 году, когда Ежов начал большую чистку органов, Задова арестовали как «ненадежного», выдвинули нескольких глупых обвинений в сотрудничестве с румынской разведкой и поспешно расстреляли. Реабилитирован Лев Задов в январе 1990 года.

12 апреля

1962 - Основатель, художественный руководитель арт-группы «Хор Турецкого» Михаил Турецкий родился в Москве в еврейской семье выходцев из Белоруссии. Отец - Борис Борисович Эпштейн. Михаил носит фамилию матери, так как все родственники с её стороны погибли во время Холокоста. Дядя (по отцу) - известный альтист и дирижёр Рудольф Баршай. Михаил окончил Московское хоровое училище имени А. В. Свешникова, затем с отличием - дирижерско-хоровой факультет института имени Гнесиных, учился в аспирантуре, занимался симфоническим дирижированием. В 1989 году Турецкий начал набор солистов «Мужского камерного еврейского хора» при Московской хоральной синагоге. Среди набранных участников были выпускники высших учебных заведений, студенты и учащиеся. На первом этапе хор финансировала благотворительная американская организация «Джойнт». Затем хор преобразовался в профессиональный коллектив, побывал на гастролях за рубежом, и в 1998 году хор Турецкого получил статус государственного коллектива. В 2003 году хор приобрел современное имя: арт-группа «Хор Турецкого». Но изменилось не только название коллектива, но и его репертуар. Еврейская литургия (например, «Кадиш» или «Кол Нидрэ»), песни на идиш и иврите составляют существенную, но не основную часть программы. Появились произведения западной и российской эстрады, городского фольклора (например, «Мурка»), оперные арии, православная литургия (например, молитва «Отче наш»). В своей книге «Хормейстер» Михаил Турецкий писал, что он не сразу нашёл понимание этих перемен у своих коллег по коллективу, но постепенно солисты согласились с изменением репертуара. Первая жена Турецкого - Елена (погибла в автокатастрофе). Дочь от первого брака - Наталья. Вторая жена – Лиана, гражданка США. Дочери от второго брака - Сарина и Эммануэль. В середине марта 2009 года Хор Турецкого с большим успехом выступил на сцене Кремлевского Дворца съездов с премьерой концертной программы “Шоу продолжается…” Кроме того, что зрители услышали новые произведения, хор впервые выступил с “живым” оркестром на сцене. На вопрос журналистов, на каких языках поет хор, Михаил ответил: «На 16-17, среди них шесть европейских. Однажды мы давали концерт для казахского президента - 40 минут пели на казахском языке. Юрий Лужков потом подошел ко мне и спросил, откуда мы знаем казахский... Говорят, у нас отличное произношение».

13 апреля

1950 – В Нью-Йорке 60 лет назад родился американский актер Рон Перлман. Он окончил школу имени Джорджа Вашингтона, где и состоялся его первый выход на сцену - в главной роли в школьной постановке "Бал воров". После окончания "Леман-колледжа" в 1971 году со степенью бакалавра изящных искусств, Рон Перлман продолжил учебу в университете штата Миннесоты. По его собственным словам, он выбрал именно это учебное заведение потому, что хотел быть поближе к знаменитому театру Гатри. В 1973 году он закончил учебу уже со степенью магистра и большим количеством сыгранных в театре ролей, включая "Двух господ из Вероны" Шекспира. Позже Перлман повторил свою роль из этого спектакля (Валентин) на профессиональной сцене в постановке Дэвида Фелдшуха. После этого он сыграл во множестве фильмов, таких как «Имя розы» (1986), «Ромео истекает кровью» (1993), «Приключения Гекельберри Финна» (1993), «Остров доктора Моро» (1996), «Чужой 4: Воскрешение» (1997), «Враг у ворот» (2001) и «Блэйд II» (2002). Также он время от времени появлялся и в сериалах — «Горец», «Внешние пределы» и «Великолепная семёрка». Но настоящая слава пришла к Перлману только в 2004, когда он сыграл главного героя в фильме «Хеллбой: Герой из пекла» режиссера Гильермо дель Торо. Продюсеры, кстати, хотели на роль Чертёнка кого-нибудь более узнаваемого, вроде Вина Дизеля, так что дель Торо пришлось отвоевывать роль для Рона. В 2008 году Перлман снова сыграл своего рогатого персонажа во второй части фильма «Хеллбой 2: Золотая армия». Известность принесла ему и роль в телесериале "Красавица и чудовище", где он сыграл чудовище - Винсента. За эту работу Рон получил «Золотой Глобус» в номинации «Лучший телевизионный актер». Кроме того, в 2008 году Рон Перлман снялся в сериале Sons Of Anarchy (в роли президента байкерского клуба). Статистика Голливуда свидетельствует: к сегодняшнему дню на творческом счету Перлмана – 148 фильмов, в которых он принимал участие.

14 апреля

1946 – В Каушанах, Молдавской ССР, родился российский композитор Сергей Беринский. Детские и юношеские годы его связаны с Донецком, где он окончил музыкальную школу и училище по классу скрипки. В семье Беринских культивировался интерес к литературе, звучала разноязычная народная музыка - еврейская, румынская, молдавская, украинская (этой атмосфере обязан был и старший брат композитора, известный ныне еврейский поэт и переводчик Лев Беринский, в свою очередь оказавший воздействие на литературные пристрастия младшего брата). В 1970 году Сергей Беринский поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Работал в кино, в фильмах «Вот такие чудеса», «Воробей на льду», «Сокровища Эрмитажа», «Бля» (известен также под названием «Санитарная зона»), «Дамский портной» и др. Занимался музыкальной журналистикой, увлечённо преподавал, среди его учеников — М. Шмотова, Б. Филановский и др. В 1987 организовал в Москве музыкальный клуб, продолжающий действовать до нынешнего дня. В то время политика клуба Сергея Беринского отличалась от официальной политики Союза композиторов: прежде всего, звучала музыка тех авторов, творчество которых замалчивалось, исполнители играли их сочинения бесплатно. Это была своего рода "альтернатива" официозу, тогда вообще был силен дух противостояния. Среди избранных сочинений Сергея Беринского - «Горсть песка», вокальная тетрадь для тенора, флейты и фортепиано на стихи И.Такубоку (1972), «Черный любирь», шесть песен для сопрано и фортепиано на стихи В. Хлебникова (1976), кантата «Камни Треблинки» для хора, солистов и оркестра на стихи Арона Вергелиса (идиш, 1977), реквием памяти Януша Корчака (1979), симфония № 1 «К Орфею» для сопрано, тенора, баса и большого симфонического оркестра на стихи Р. М. Рильке (1983), три сонета Шекспира для хора a capella (1984), «Псалмы Давида - Царя Иудейского» для 4 виолончелей (1994), симфония № 4 «Памяти ушедших друзей» (1996) и др. Умер Сергей Самуилович Беринский 12 марта 1998 года в Москве. Его памяти посвящена повесть Анатолия Гаврилова «Берлинская флейта» (2002).

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных,а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 7712
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com