Logo


Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!


RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
7 – 13 января 2010
Рубрику ведет Леонид Школьник

7 января

1890 – В знаменитой Боярке под Киевом родился еврейский поэт, прозаик и драматург Арон (Арн) Кушниров (настоящая фамилия – Кушнирович). Работая с 1903 г. в Киеве приказчиком, занимался самообразованием. Писать начал с 1909 года. Участвовал в 1-й мировой войне и был награжден солдатским Георгиевским крестом. В 1920 г. вступил в Красную армию, сражался на польском фронте, дебютировал в печати русскими стихами в армейской газете и еврейскими - во фронтовом бюллетене украинской Евсекции, а также в ее газете «Дер комунист» (Харьков, 1920–22). В пронизанных пафосом революции, чеканных по ритму и порой плакатных по языку стихотворениях первого сборника Кушнирова «Вент» («Стены», Киев, 1921) ощутимо влияние Давида Гофштейна. В 1922 году Кушниров поселился в Москве, стал членом редакции журнала «Штром», где поместил цикл стихов «Азкоре» («Поминание», 1922) о еврейских погромах на Украине, побудивший Д. Гофштейна написать стихотворение «Штам» («Ствол»), которое вместе с циклом Кушнирова составило книгу «Штам-азкоре» («Ствол-поминание», М., 1924). За эти стихи советская критика упрекала Кушнирова в еврейском национализме и в пессимистических настроениях. Вскоре Кушниров отверг программу «Штрома» и в 1925 г. стал одним из основателей еврейской секции Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Революционным духом проникнуты второй сборник стихов Кушнирова «Бройз» («Брожение», Минск, 1928), а также драма в стихах «Гирш Лекерт» (Киев, 1929; русский перевод Эдуарда Багрицкого, М., 1930). В этих, как и в последующих произведениях, вошедших в сборники «Драмен» («Драмы», М., 1935), «Геклибэнэ вэрк» («Избранные произведения» [стихи 1915–47 гг.], М., 1947), «Фотэр-командир» («Отец-командир», М., 1948) и другие, Кушниров, следуя установке так называемого социалистического реализма на простоту и доступность, сумел не впасть в присущий многим «пролетарским» писателям примитивный схематизм. В 1934–41 гг. поэт был главным редактором альманаха «Советиш» (12 выпусков). В июне 1941 г. Кушниров ушел добровольцем на фронт, с боями вывел из немецкого окружения большую группу бойцов. Закончил войну в чине капитана. По возвращении домой вошел в редколлегию газеты «Эйникайт», был главным редактором альманаха «Геймланд» (январь 1947 – ноябрь 1948 гг.). Летом 1944 года Кушниров, а также Брегман, Юзефович, Шейнин, Шпигельглас, Гольдберг и Жиц, были введены в состав Президиума ЕАК. Оказавшись единственным из возглавлявших советскую еврейскую литературу, кто не подвергся аресту после ликвидации в ноябре 1948 года Еврейского антифашистского комитета, Кушниров трагически переживал гибель еврейской культуры в Советском Союзе, что ускорило и его кончину (он умер в Москве 7 сентября 1949 года). Кушниров перевел на идиш «Сперанца» Б. Пильняка, «Неделю» Ю. Либединского, «Слово о полку Игореве», стихотворения Н. Некрасова, М. Лермонтова, ряд пьес, в том числе «Овечий источник» Лопе де Вега. Посмертно вышли в Москве сборники стихов Кушнирова в переводе на русский язык «Избранное» (1956) и «Стихи» (1964) и сборник на идиш «Геклибэнэ лидэр» («Избранные стихи», 1975).

8 января

1901 - Сначала были стихи. Скромный бердичевский учитель Авром Каган вы­пустил первый стихотворный сборник в 1923 году, через два года и вторую поэтическую книгу - поэму "Триполье", а потом уже пошла проза: сборники рассказов "Альковные люди", "Брохэ из детского дома", "В весеннюю ночь". За ними следовали романы -"Инженеры", "Арон Либерман", повесть "У реки Гнилопятки", на­конец - снова романы: "Шолом-Алейхем", "Преступление и со­весть" (последний - о судебном процессе Бейлиса). Авром Каган был и драматургом. Ещё при его жизни в еврейских театрах была поставлена его пьеса "Энергия", а комедия "Певцы из Брод" увидела свет рампы спустя много лет после смерти писателя. А. Каган не жаловался на судьбу, которая бросала его в гущу жизни и не давала покоя. Один из активных творцов совет­ской еврейской литературы на Украине, он был непременным членом редколлегий всех литературных журналов, которые выпускались в Харькове и Киеве в 20-х - 30-х годах. В своём творчестве он шёл не по проторенной дорожке, его всегда тянуло к новаторству, он брался за такие темы, которые в условиях советского режима не сулили ему всеобщего одобрения. Так было, например, с его историческим ро­маном "Арон Либерман", который вызвал длительную и острую ди­скуссию в советской еврейской периодике. После войны Каган был киевским корреспондентом газеты "Эйникайт" и, конечно же, подвергся репрессиям в числе многих его литературных собратьев. Три десятка лет он писал в разных жан­рах, а после 1948 года вынужден был перейти на один-единственный жанр - эпистолярный. Он писал письма. Не для печати, а для прокуроров, судебных властей, в адрес советских и партийных органов. А те их, конечно, не читали - сразу бросали в мусорные ящики. Копии десятков таких писем Аврома Кагана хранятся ныне у его потомков, живущих в США. Присоединив эти письма к про­изведениям писателя, можно получить цельный образ этого не­утомимого труженика еврейской литературы - поэта, прозаика, драматурга,   публициста. Скончался Авром Каган 17 декабря 1965 года.

9 января

1870 - В Цинциннати, штат Огайо, родился Джозеф Страусс, американский инженер, строитель знаменитого моста "Золотые ворота" в Сан-Франциско. Мальчик рос в артистической семье, где любили поэзию и музыку, и надеялись, что ребенок станет либо пианистом (как мама), либо художником и писателем (как папа). Джозеф, однако, не стал художником, но однажды создал один из красивейших мостов в мире. Впрочем, сумасшедшие проекты ему приходили в голову еще во время учебы в университете Цинциннати. Будучи президентом курса (и одновременно поэтом курса), Страусс написал и представил сокурсникам небольшое поэтическое произведение "Мечты", в котором шла речь о невероятном проекте строительства железной дороги, соединяющей Россию с Аляской через Берингов пролив. Конечно, эта его мечта не осуществилась, но вот другая мечта... Поработав простым чертежником в Нью-Джерси и в солидной фирме инженера Ральфа Моджецкого, Джозеф в 1904 году открыл свою собственную мостостроительную компанию. На ее счету - около 400 разводных мостов по всей Америке. Но однажды - было это в 1919 году - инженер муниципалитета Сан-Франциско Майкл Шёнесси предложил Джозефу Страуссу подумать о строительстве висячего моста через пролив "Золотые ворота", который бы соединил северную часть Сан-Франциско с южной частью мыса Марин-Каунти. Страусс буквально загорелся этой идеей. Строительство началось 5 января 1933 года и продолжалось более четырех лет. Длина моста - 1970 метров, длина основного пролета - 1280, высота опор - 230 метров над уровнем залива. Джозеф Страусс стал автором проекта, а его консультантом был архитектор Ирвинг Морроу. 27 мая 1937 года в 6 часов утра мост "Золотые Ворота" был открыт для пешеходов и первые 12 часов принадлежал только им. На следующий день по сигналу президента Рузвельта из Белого дома на мост въехали первые автомобили. Конечно, Страусс не мог обойтись без помощи специалистов различного профиля; все технические расчеты осуществили Чарльз Эллис и Леон Моисеев (иммигрант из Латвии), но их имена широкой публике не так известны, как имя Страусса. В ходе строительства моста Страусс заболел - и физически, и духовно, и отсутствовал "на объекте" более полугода. По слухам, он перенес острейшую форму неврастении. Тем не менее, он многое успел за время своего отсутствия: развелся с женой, с которой прожил много лет, и женился на певице, значительно моложе его. Новая любовь поначалу согрела инженера, он даже вернулся к стихотворчеству, но вскоре после торжественного открытия моста вынужден был из-за болезни переехать в Аризону, где и умер 16 мая 1938 года от кровоизлияния в мозг. Его вдова вложила средства в создание и установку в 1941 году памятника мужу. На постаменте - надпись: "Джозеф Б. Страусс, 1870-1938, Человек, Который Построил Мост".

10 января

1882 – В местечке Яновцы, Хотинского уезда Бессарабии родился Элиэзер (Лейзер-Липэ) Иоффе -  активист и теоретик коллективного сельскохозяйственного заселения Палестины, основатель одного из первых кибуцев нового типа (1913) и первого мошава (1921) в Палестине. В юности Элиэзер увлёкся сионистскими идеями, с 1902 года занимался публицистической деятельностью в газете «ha-Мелиц» (на иврите). В 1904 году поселился в США, где изучал современные методы ведения сельского хозяйства и открыл первую американскую ветвь поселенческого движения «he-Халуц». В 1910 году вместе с группой учеников еврейской сельскохозяйственной школы из Вудбайн (штат Нью-Джерси) переселился в Палестину, где основал экспериментальную ферму недалеко от Петах-Тиквы. В 1913 году возглавляемая Иоффе группа энтузиастов организовала на берегу Кинерета первое коллективное хозяйство, занимающееся обработкой земли собственными силами (впоследствии - кибуц Кинерет). В годы Первой мировой войны Элиэзер Иоффе вступил в Еврейский легион британской армии. Дальнейшее изучение оптимальных форм организации сельскохозяйственного труда привело его к идее сельскохозяйственных поселений иного типа, сочетающих начала частных и кооперативных хозяйств. Основные принципы таких поселений он опубликовал в работе «Создание поселений трудящихся» в 1918 году, а в 1921 году стал основателем первого такого поселения — мошава Нахалаль. В 1928 году Иоффе основал всеизраильский кооператив по сбыту сельскохозяйственной продукции «Тнува», ставший крупнейшим в стране; был генеральным директором «Тнувы» до 1937 года и одним из основателей профсоюзного Объединения сельскохозяйственных рабочих. Иоффе - автор ряда книг по различным вопросам организации сельского хозяйства, первый редактор сельскохозяйственного журнала «ha-Садэ». Умер Элиэзер Иоффе в мошаве Нахалаль в 1944 году.

11 января

1935 – Сегодня свое 75-летие отмечает поэт, прозаик и профессиональный переводчик Асар Эппель. Он родился в Москве, в 1952 году  поступил в Московский инженерно-строительный институт имени В.В.Куйбышева. Во время учебы принимал участие в капустниках МОСХа. Впервые опубликовался в 1956 году - в газете "Московский комсомолец" напечатали его заметку; тогда же стал сотрудничать в газетах и на радио, писал стихи. По окончании института Асар Эппель год работал мастером на стройке. Увлекся зарубежной поэзией, много переводил, в числе его переводов - произведения Петрарки, Боккаччо, Г.Сенкевича, Б.Брехта, Р.Киплинга, Бруно Шульца, а также шотландские баллады, сербские песни Вука Караджича. В издательстве "Детская литература" вышла его книжка "Шторм", а также пересказ повести Витезвала Незвала "Анечка-Невеличка и Соломенный Губерт". Первый рассказ писателя появился в 1990 году, в альманахе "Апрель". По "Одесским закатам" и "Закату" И.Бабеля Асар Исаевич Эппель написал либретто со стихами "Биндюжник и Король". Этот мюзикл, поставленный сначала на сцене Рижского театра русской драмы в 1987 году, затем шел на многих театральных площадках. В 1989 году режиссер Владимир Алеников перенес мюзикл на экран, роли в нем сыграли Армен Джигарханян, Зиновий Гердт, Максим Леонидов, Ирина Розанова, Раиса Недашковская. В середине 1990-х годов вышли сборники рассказов Эппеля "Травяная улица" и "Шампиньон моей жизни", отмеченные живописностью и пластичностью образов. Асар Эппель был председателем жюри премии "Русский Букер" 2007 года.

12 января

1893 – Борух Глазман, еврейский прозаик, родился в белорусском местечке Копысь (Копыткевичи), по другим источникам – в Мозыре, в Полесье. Рос Глазман в Киеве, учился в русской гимназии, а в 1911 году уехал в Америку. Дебютировал рассказами на английском языке, но спустя два года после эмиграции перешел на идиш, которому не изменял до конца жизни. Отслужив полтора года в американской армии, Борух Глазаман в течение шести лет (1924-1930) жил и работал в Польше, откуда в 1924 году съездил на несколько недель в Россию, побывал там в еврейских земледельческих колониях на юге страны и написал по итогам этой поездки книгу очерков «Степь и поселение». За время жизни в Восточной Европе он написал лучшие свои романы и даже издал собственные «Избранные произведения» в восьми томах в издательстве Бориса Клецкина в Вильно в 1927 и 1937 годах. Вернувшись в США, Борух Глазман не без успеха предпринял попытку расширить тематику своей прозы, заинтересовавшись проблемой взаимоотношений народов, населяющих страну. Для творчества Глазмана характерны изображение еврея в нееврейском окружении, а также глубокое исследование социальных противоречий в современном еврействе. На русском языке выходили его книги «На волоске» (новеллы в переводе М. Кисина, Госиздат, 1929), собрание сочинений в 4 томах  («На острове», «В колесе», «На полях Джорджии», «Потускневшее золото», «По ту сторону океана»). Известный еврейский литературовед Мелэх Равич так оценивал творчество Боруха Глазмана: «В выборе тем для своих рассказов он был «самым американским» из еврейских писателей, сочетая в своем творчестве аналитику и захватывающее действие, не скрывая свои симпатии по отношению к людям, не имеющим никаких привилегий и регалий». Умер Глазман 1 июня 1945 года в Нью-Йорке.

13 января

1919 - Дина Исааковна Каминская родилась в Екатеринославе (Днепропетровске). Окончила Московский юридический институт. В течение многих лет работала адвокатом в Московской городской коллегии адвокатов. Имела блестящую профессиональную репутацию; о ее выступлениях в судах писала центральная пресса. В декабре 1965 года Каминская согласилась выступить на процессе Синявского и Даниэля в качестве защитника Даниэля. Однако ей не разрешили вступить в дело, так как стало известно, что она намерена требовать оправдательного приговора, что стало бы беспрецедентным фактом в истории советских политических процессов. Впервые Каминской удалось осуществить защиту человека, обвиненного по «политической» статье, в августе 1967 года – в деле Буковского и других участников демонстрации на Пушкинской площади в Москве (22 января 1967 года). И при слушании дела в Мосгорсуде, и в ходе кассационного разбирательства Каминская требовала оправдания своего подзащитного. Каминская приняла на себя защиту Юрия Галанскова в знаменитом «процессе четырех» (январь 1968 года); была защитником Анатолия Марченко (август 1968 года). В сентябре–октябре того же года участвовала в деле о демонстрации 25 августа на Красной площади в качестве адвоката Ларисы Богораз и Павла Литвинова (в суде Богораз заявила о намерении осуществлять свою защиту самостоятельно, поэтому Каминской пришлось ограничиться ролью защитника Литвинова). После процесса группа друзей подсудимых устроила Каминской и другим адвокатам овацию, им были вручены цветы. В январе 1970 года Каминская защищала Илью Габая на процессе в Ташкенте; после этого процесса судья написал на Каминскую донос, в котором обвинил ее в «антисоветской» линии защиты. В дальнейшем Каминская не допускалась к участию в политических делах. Ей не разрешили защищать во второй раз В. Буковского (1971), С. Ковалева (1975), А. Твердохлебова (1975–1976), хотя на этом настаивали обвиняемые и их родственники. Но и будучи отстраненной от подобных дел, Каминская постоянно консультировала людей, преследуемых по политическим мотивам. Наряду с Б.А. Золотухиным и С.В. Каллистратовой, Каминская относится к числу немногих адвокатов, возродивших традиции российской дореволюционной адвокатуры в политическом процессе: требование оправдательного приговора по политическим обвинениям, отказ от дополнительного гонорара (Каминская имела привычку даже официальный взнос в юридическую консультацию в случае «политического» дела оплачивать из собственного кармана), всесторонняя, а не только юридическая, помощь подзащитным. Речи Каминской на политических процессах распространялись в самиздате, включались в документальные сборники диссидентов. В ноябре 1976 года в квартире и на даче Каминской был проведен обыск, в ходе которого была, кроме прочего, изъята рукописная социологическая работа ее мужа, известного правоведа К.М. Симиса, о коррупции в СССР. После письма из Прокуратуры, в котором изъятые материалы характеризовались как «антисоветские и клеветнические», Каминская была отчислена из коллегии адвокатов «в связи с переходом на пенсию» (июнь 1977 г.). Каминская и ее муж подверглись допросам в КГБ и вскоре под угрозой ареста были вынуждены эмигрировать (1977). Каминская жила в США в пригороде Вашингтона Фоллс Черч, активно занималась общественной деятельностью, была членом Московской Хельсинкской группы, вела передачи на радиостанциях «Радио Свобода» и «Голос Америки». Дина Каминская написала книгу «Записки адвоката» - о том, как она была советским политическим адвокатом. Умерла Дина Исааковна Каминская 10 июля 2006 года в Вашингтоне.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных,а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 3323
Вернуться на главную    Распечатать

© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com