Logo


Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!


RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
10 – 16 декабря 2009
Рубрику ведет Леонид Школьник

10 декабря

1977 - Канадская киноактриса Эммануэль Шрики, которую в мае 2006 года журнал Maxim внёс под № 37 в ежегодный список Hot 100 и которая в 2008 году получила премию «Молодой Голливуд» за выдающиеся успехи, родилась в Монреале, Квебек, в семье марокканских евреев. Её мама – родом из Касабланки, а отец – из Рабата. У Эммануэль есть родственники в Израиле, а сама актриса была воспитана в традициях ортодоксального иудаизма. Когда ей было почти два года, семья Шрики переехала в Торонто, Онтарио. Эммануэль выросла в Юнионвилле, окончила актёрские курсы, которые были оплачены старшим братом, затем участвовала в драматическом кружке Высшей школы Юнионвилля и по окончании школы решила продолжить карьеру актрисы. Шрики впервые появилась на телеэкране в десятилетнем возрасте - в рекламе McDonald's. Она переехала в Ванкувер в 1990-х, где приглашалась на съемки телесериалов «Боишься ли ты темноты?», «Бессмертный Найт», «Once a Thief» и «Пси Фактор: Хроники паранормальных явлений». Её первой голливудской ролью стала роль работницы службы техподдержки в фильме «Детройт - город рока» (1999). Шрики позже появлялась в эпизодических ролях в нескольких фильмах: «100 девчонок и одна в лифте», «На связи».  Одной из недавних ее ролей стала главная роль в фильме «Не шутите с Зоханом», где она сыграла иммигрантку из Израиля, живущую в Нью-Йорке.

11 декабря

1949 – Сегодня отмечает свой юбилей певица Нина Бродская. Она родилась в Москве, в 1965 году окончила музыкальное училище им. Октябрьской революции (позднее ВТМЭИ) и начала выступать в ансамбле Эдди Рознера. Позднее пела с ансамблями "Веселые ребята" и ВИА-66, оркестрами Вадима Людвиковского, Юрия Силантьева, Бориса Карамышева. Получила широкую известность исполнением песен: «Любовь – кольцо», «Август», «Звенит январская вьюга», «Ты говоришь мне о любви» и др. Нина Бродская с успехом исполняла песни на музыку Яна Френкеля, Давида Тухманова, Оскара Фельцмана, Эдуарда Колмановского, Алексея Рыбникова, Вячеслава Добрынина – на стихи Инны Гофф, Леонида Дербенёва, Юрия Энтина, Игоря Шаферана, Виктора Гина, Михаила Танича, Игоря Кохановского и многих других. В конце 1970-х годов Нина Бродская уехала в США, удачно гастролировала в различных странах. В начале 1980-х годов гастролировала по США и Канаде с Михаилом Шуфутинским, который в то время выступал только как аккомпаниатор. В 1992 году в России вышел диск-гигант Нины Бродской «Москва–Нью-Йорк» и через некоторое время – ее альбом «Тум-балалайка». В 1994 г. с большим успехом Нина выступала в России, представ перед публикой и в качестве автора песен. В 2005 году она выпустила книгу своих воспоминаний с весьма задиристым названием "Хулиганка".

12 декабря

1905 - В Бердичеве, Житомирской области, Украина, в семье инженера-химика Соломона Гроссмана родился Иосиф (Василий) Гроссман, которому суждено было стать известным в России писателем – активным борцом с фашизмом во всех его проявлениях. В 1929 году Гроссман окончил физико-математический факультет МГУ, работал в Донбассе инженером-химиком. В 1934 году опубликовал «производственную» повесть о шахтерской жизни «Глюкауф» и рассказ «В городе Бердичеве» из времен Гражданской войны - о женщине-комиссаре, которую во время отступления красных приютила семья еврейских ремесленников. Этот рассказ обратил на себя внимание Максима Горького и много позже был положен в основу трудно пробившегося на экран фильма «Комиссар» (1967). Сборники рассказов Гроссмана «Счастье» (1935), «Четыре дня» (1936), «Рассказы» (1937),  «Жизнь» (1943), «Добро вам!» (1967) дополнились в 1937 году повестью «Кухарка», в 1937-1940 годах  – романом «Степан Кольчугин» о рабочем пареньке, вступившем на путь революции, а в 1941-м – пьесой «Если верить пифагорейцам...», осужденной после ее публикации в 1946 партийной печатью за «идейную ущербность». В годы Великой Отечественной войны Гросман, специальный корреспондент газеты «Красная звезда», пишет принесшие ему широкую известность повесть «Народ бессмертен», серию очерков «Направление главного удара» (1942), «Треблинский ад» (1944), художественно-документальную книгу «Сталинград» (1943) и другие произведения, вполне выявившие основное качество прозы Гроссмана – эпическую масштабность, многоголосие, склонность к историко-философским обобщениям, к постоянному соотнесению частных судеб отдельных людей и судьбы народа, размышлениям о глубинной сути и сложной взаимосвязи войны и мира. В 1946 году Василий Гроссман вместе с Ильей Эренбургом подготовил документальную «Черную книгу» об истреблении гитлеровцами евреев на территории СССР во время войны (в связи с кампанией борьбы против космополитизма, носившей откровенно антисемитский характер, ее издание было приостановлено и состоялось лишь в 1993 году). В 1952 году Гроссман опубликовал роман «За правое дело» (1953; после разгромной статьи М.Бубеннова в газете «Правда» роман вышел в 1954 в сокращенном варианте), который, наряду с другими произведениями так называемой «окопной» правды о войне, выдвинул в первый ряд ее героев - реальных бойцов в реальных, порой драматических обстоятельствах (окружение и прорыв из него). Рукопись продолжения романа под названием «Жизнь и судьба» в 1960 году была отвергнута печатью и изъята органами КГБ; сохранившийся экземпляр в 1980 был опубликован в Швейцарии, в 1988 – в СССР (наиболее достоверная редакция издана в 1990 г.). Не менее интересна повесть «Всё  течет» (1953–1963, опубликована в ФРГ в 1970, в 1989 году – в СССР). Это история советского «лагерника» с 30-летним стажем, размышляющего над вечной исторической проблемой опошления и извращения «духа» при его попытке стать «действием», превращения мечтаний о свободе при их реальном осуществлении – в еще больший гнет несвободы. Посмертно опубликован сборник рассказов Гроссмана «Добро вам!» (1967), куда вошли путевые заметки об Армении и военные сюжеты, рассматриваемые писателем, как всегда, с позиций неприятия насилия и признания права на жизнь всего существующего. Умер Василий Гроссман в Москве 14 сентября 1967 года.

13 декабря

1953 - Американский экономист, председатель Федеральной резервной системы США (с февраля 2006), председатель совета экономических экспертов при Белом доме Бен-Шалом Бернанке родился в городе Аугуста, штат Джорджия, в ортодоксальной еврейской семье. Его отец Филипп Бернанке работал фармацевтом и в свободное время - администратором местного театра, а мать Эдна Бернанке - школьная учительница. Семья Бернанке принадлежала к местной еврейской общине при синагоге Ohav Shalom; ребенком мальчик изучал иврит с помощью деда по линии матери, который был профессиональным хазаном и учителем иврита. А другой дед мальчика, Йонас Бернанке,  был родом из Борислава (сегодня – Украина) и эмигрировал в США с женой Полиной из Пшемысля (Польша). В середине 1950-х годов семья будущего министра финансов США переехала в Диллон, штат Южная Каролина, где Филипп Бернанке возглавил семейный аптечный бизнес. Уже в три года Бен-Шалом Бернанке знал цифры, умел считать монеты, свободно складывал и вычитал. Когда ему было одиннадцать лет, он победил в школьном конкурсе на знание орфографии в Южной Каролине: сначала его сняли с одного из этапов из-за якобы допущенной ошибки, но он настоял и доказал собственную правоту. Правда, в общенациональном состязании Бернанке все же ошибся в написании слова "эдельвейс" (edelweiss) и не вошел в число призеров. В школе он проявил себя как прилежный ученик. В итоговом тестировании Бернанке набрал 1590 очков из 1600 возможных. Он также самостоятельно изучал математический анализ, который не входил в школьную программу, и освоил технику скорочтения. По окончании школы в 1971 году Бернанке поступил в Гарвард, где сначала изучал английский язык и математику, а позднее заинтересовался экономическими дисциплинами. В Гарварде Бернанке получил степень  бакалавра экономики с отличием в 1975 году, а спустя 4 года - степень доктора философии в Массачусетском Технологическом институте. В аспирантуре Бернанке изучал денежную экономику. Тема его диссертации - «Долгосрочные обязательства, динамическая оптимизация и экономические циклы» Кстати, научным руководителем Бен-Шалома Бернанке был видный американский экономист Стенли Фишер, ныне возглавляющий Государственный банк Израиля. После получения докторской степени Бернанке преподавал в Стэнфордском университете - с 1979 по 1985 гг. С 1985 по 2002 гг. он преподавал в Принстонском университете, и с 1996 до 2002 заведовал кафедрой экономики Принстона. В 2002 году Бен-Шалом Бернанке стал членом Совета управляющих Федеральной резервной системы США (ФРС). В Совете управляющих Бернанке тесно сотрудничал с председателем ФРС Аланом Гринспеном, быстро завоевал уважение членов Совета. В 2006 году президент США Джордж Буш предложил Бернанке на пост председателя ФРС. В американском Сенате выбор Буша был одобрен практически единогласно (против назначения был подан только один голос), и 1 февраля 2006 г. Бен-Шалом Бернанке стал председателем ФРС. 25 августа 2009 года президент США Барак Обама предложил назначить Бена Бернанке председателем ФРС на второй срок. Бернанке женат, у него двое детей. Его жена Анна Бернанке (урожденная Фридман) получила образование в колледже Уэллси и Стэнфордском университете. Бен-Шалом и Анна поженились 29 мая 1978 года. В 1982 году у супругов родился сын Джоэль, а в 1986 году - дочь Алиса Гейл. Жена Бернанке преподает испанский язык в престижной частной National Cathedral School. А Бен-Шалом с детства свободно говорит на иврите.

14 декабря

1953 – Во Львове, Украина, родился Матвей Ганапольский  (настоящая фамилия Марголис) - режиссёр, писатель, журналист, радио- и телеведущий. Учился в 6-й средней школе г. Львова и в 123-й школе в Киеве. В 1973 году окончил училище эстрадного искусства в Киеве и затем - режиссёрский факультет ГИТИСа им. А. В. Луначарского. Работал в Киевском (1981—1986) и   Московском театрах эстрады, в детской редакции Гостелерадио СССР. В 80-х в Киевском театре эстрады поставил мюзикл "Али-Баба и 40 песен персидского базара". Спектакль приехал на гастроли в Москву, его увидел Борис Брунов и предложил работать в Московском театре эстрады. Так началась московская жизнь Ганапольского. В начале 90-х он пришел на радио "Эхо Москвы", где остается и по сей день. Среди его телевизионных проектов - передачи "Бомонд", "Игры гладиаторов", "Большое времечко", "Детектив-шоу". Лауреат премии международной конфедерации журналистских союзов (1995), обладатель профессионального приза кинематографистов "Золотой Овен" (1997), премии «ТЭФИ» за программу «Детектив-шоу» (дважды финалист; 2001, 2002) и премии «Телегранд» (2004). Матвей Ганапольский – член президиума Российского еврейского конгресса. Он автор книг «Кисло-сладкая журналистика» (2008 год) и «Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения» (2009). Рассказывая о себе на «Эхе Москвы», Ганапольский признался: «Сейчас у меня время путешествий. Я езжу с семьей из страны в страну, оставаясь подолгу, собирая материалы на книжки, наблюдая, как живут другие. Но продолжаю вести эфиры и активно публиковаться в журналах и на сайтах интернет-изданий. Оказалось, что все можно совмещать».

15 декабря

1923 – В немецком городе Веймар в семье сионистов Эриха и Мили Глас родился мальчик, которого назвали Куртом, впоследствии – знаменитый израильский оружейник Узиэль (Узи) Галь. Отец Курта был страстным коллекционером старинного оружия, и мальчик рос в доме, комнаты которого украшали холодное и огнестрельное оружие и рыцарские доспехи. Сразу же после прихода к власти нацистов отец переехал в Палестину, а Курт вместе с еврейской школой, где он учился, - в Англию. В 1936 году Курт и его мама присоединились к отцу и поселились в кибуце Ягур недалеко от Хайфы, где семья приняла фамилию Галь, и Курт стал именоваться Узиэль. По окончании школы Узи Галь вступил в ПАЛЬМАХ и стал специализироваться на производстве оружия. В 1943 году он был арестован англичанами за незаконное хранение оружия и приговорен к шести годам лишения свободы. Однако «за примерное поведение» срок был сокращен почти наполовину и в 1946 году Узи вышел на свободу, вернувшись в родной кибуц. Во время Войны за независимость 1948 года Узи участвововал в нескольких сражениях на северных границах Израиля. После провозглашения Государства Израиль в мае 1948 года его направили на офицерские курсы, где он впервые и продемонстрировал свои разработки будущего знаменитого автомата, начатые им еще в кибуце Ягур. По окончании курсов Галь был направлен на работу на предприятие военно-промышленного комплекса Израиля, где ему предоставили возможность продолжить разработку нового образца стрелкового оружия. После двух лет интенсивных поисков работа над новым автоматом была завершена, и в 1951 году «детище» Узи Галя было официально принято на вооружение Армией обороны Израиля и получило название «узи» - по имени своего создателя. Узи пытался сопротивляться этому, но ЦАХАЛ проигнорировал его возражения. Впервые новые автоматы были применены спецназом ЦАХАЛа в 1954 году, а еше два года спустя наши солдаты широко использовали «узи» во время Синайской кампании. После этого слава о новом израильском оружии распространилась по всему свету, а некоторые страны, включая Голландию и Германию, приобрели у еврейского государства лицензию на производство «узи». А что же изобретатель? За эту свою работу он первым в стране получил в 1958 году специальную премию за укрепление безопасности Израиля (награду ему вручил тогдашний премьер-министр Давид Бен-Гурион). В 1975 году Узи Галь демобилизовался из армии в чине полковника. В 1956 году он женился на Ахуве Франкель и в 1961 году у них родилась дочь Тамар. Ахува вынуждена была всё время проводить у постели девочки: врачи обнаружили у нее опухоль мозга. Через год после выхода в отставку Узи Галь с семьей вынужден был уехать в Соединенные Штаты, чтобы Тамар могла в клинике в Филадельфии пройти полный курс лечения. Увы, это не помогло: Тамар умерла в 1984 году и похоронена в кибуце Ягур. Там же, рядом с дочерью Тамар и женой Ахувой, покоится и Узи Галь, скончавшийся от рака 7 сентября 2002 года.

16 декабря

1896 – На севере Молдавии, в маленьком городке Герца (ныне райцентр Герцаевского района Черновицкой области Украины) родился актёр и режиссёр еврейского театра, создатель и первый художественный руководитель московского цыганского театра «Ромэн», заслуженный артист РСФСР (1935), народный артист Казахской ССР (1943), заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1945) Моисей Гольдблат. Будучи подростком, он примкнул к бродячей еврейской труппе, в 1918-1921 годах играл в еврейском передвижном театре, гастролировавшем в различных городках Украины. В 1924 году окончил театральную студию при Московском ГОСЕТе под руководством Алексея Грановского; с 1923 года входил в основной актёрский состав театра. В 1925 году сыграл в одной из главных ролей в кинофильме «Еврейское счастье», снятом А.  Грановским по мотивам произведений Шолом-Алейхема. До 1937 года работал в Московском ГОСЕТе и преподавал сценическое мастерство в Московском Государственном еврейском театральном училище (МГЕТУ) при театре; был одним из ведущих актёров труппы в период её расцвета, пришедшегося на конец 1920-х - начало 1930-х годов, когда театром руководил Соломон Михоэлс. Одновременно, на основе проводимой тогда в СССР политики поощрения культур национальных меньшинств, в 1929 году Гольдблат возглавил любительскую труппу начинающих цыганских артистов. Заручившись поддержкой наркома просвещения А.В. Луначарского, 24 января 1931 года на базе этой труппы Гольдблат создал и возглавил театр-студию «Индо-ромэн» при Главискусстве Наркомпроса РСФСР. 16 декабря того же года студия приобрела статус профессионального коллектива. Моисей Гольдблат был художественным руководителем и главным режиссёром студии «Индо-ромэн» (также известного как индоромэнский театр-студия) до 1936 года. После ухода Гольдблата труппу «Индо-ромэн» возглавил М.М. Яншин и работа театра была переведена на русский язык. В 1937-1939 годах Гольдблат был художественным руководителем Биробиджанского Государственного еврейского театра (ГОСЕТа), где как режиссёр вновь сконцентрировался на серьёзном драматическом материале. Здесь им были осуществлены постановки пьес Мойше Кульбака «Разбойник Бойтрэ» и «Биньёмин Магидов» (обе в 1937 году), в 1938-1939 годах Гольдблат поставил «Тевье-молочника» и «Мэнчн» (Люди) по мотивам произведений Шолом-Алейхема, пьесу К. Гуцкова «Уриэль Акоста». В конце того же 1939 года Гольдблат возглавил Киевский Государственный еврейский театр (ГОСЕТ). Первой постановкой на новой сцене стала историческая трагедия Шмуэла Галкина «Бар-Кохба» по мотивам одноимённой пьесы Аврома Гольдфадена (художник Натан Aльтман). В спектакле «Заколдованный портной» (художник Натан Aльтман, 1940) по Шолом-Алейхему Гольдблат выступил и как режиссёр, и как исполнитель главной роли портного Шимен-Эле. В Киеве им были также поставлены спектакли «Десять заповедей», «Кол-Нидрэй» Переца Маркиша, «Варто жити на свiтi» Айзика Губермана и другие. К этим постановкам Гольдблат сам писал музыку и слова песен. С началом Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Джамбул (впоследствии в Коканд и Фергану), а Гольдблат был по совместительству назначен художественным руководителем Казахского Государственного театра драмы (1941-1944) в Алма-Ате. С окончанием военных действий на Украине Киевский ГОСЕТ был переведён в Черновцы и Гольдблат оставался его художественным руководителем вплоть до закрытия театра 15 февраля 1950 года вместе со всеми еврейскими театрами СССР в разгар борьбы с безродными космополитами. В конце 1940-х годов Гольдблат проходил по делу Еврейского Антифашистского комитета, но арестован не был. С 1951 по 1959 годы был художественным руководителем Казахского Государственного академического театра драмы (теперь - им. Мухтара Ауэзова) и одновременно - режиссёром-постановщиком Государственного русского академического театра драмы им. Лермонтова в Алма-Ате; до 1969 года работал aктёром Харьковского русского драматического театра. Моисей Гольдблат — автор воспоминаний об актёрах Лесе Курбасе и Соломоне Михоэлсе (1969), а также более поздних, неопубликованных воспоминаний о Михоэлсе и Вениамине Зускине (1974). На идиш составил обзор истории советского еврейского театра «Дэр уфкум ун умкум фун дэр идишер театэр-култур ин советн-фарбанд» (Восход и гибель еврейской театральной культуры в Советском Союзе, хранится в архиве М. Гольдблата в Институте диаспоры в Израиле). С 1972 года жил в Израиле, в Хайфе, где скончался в 1974 году.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных,а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 3487
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com