Logo
8-18 марта 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19
06 Апр 19












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
19 – 25 ноября 2009
Рубрику ведет Леонид Школьник

19 ноября

1924 – Сегодня – 85 лет со дня рождения Розы Абрамовны Сироты, режиссёра, театрального педагога, заслуженного  деятеля искусств России (1986). Родилась она в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург), образование получила в ЛГИТМиКе (ученица Б. В. Зона). Творческий путь начала в Молотовской области (ныне – Пермский край), по распределению стала работать режиссёром в драматическом театре г. Кизела. Один из театроведов сообщает, что за 2,5 года работы в этом коллективе она подготовила 20 спектаклей, однако удалось восстановить только 13 названий: «Близкие родственники» В. Брагина и З. Гердта (1952), «Зелёный рай» О. Васильева (1952), «Сердце не камень» А. Н. Островского (1952), «Старик» А. М. Горького (1952), «Королевство кривых зеркал» В. Губарева и Э. Успенского (1952), «Бронепоезд 14-69» Вс. Вишневского (1953), «Шакалы» А. Якобсона (1963), «Поэма о любви» Г. Мусрепова (1953), «Твое личное дело» Э. Успенского и Л. Ошанина (1953), «Чудаки» А. М. Горького (1953), «Годы странствий» А. Н. Арбузова (1954), «Не называя фамилий» В. Минка (1954), «Свадебное путешествие» В. Дыховичного и М. Слободского (1954). В 1953 году Роза Сирота поставила спектакль «Анна Каренина» по Л. Толстому в Молотовском драматическом театре (ныне – Пермский академический театр драмы), инсценировка Н. Д. Волкова. Главные роли сыграли Л. В. Мосолова и З. А. Шерстневская, роль Каренина – К. Македонский и П. Волков-Мирский, Вронского – В. Викторов, Долли – Л. Барташева, Бетси – Г. Васильева; художники А. Кузьмин и М. Улановский. В 1954-1955 гг. Р. А. Сирота работала режиссёром Ленинградского областного драматического театра, в 1955-1962 и 1966-1972 гг. – в Ленинградском БДТ им. М. Горького, где она была постоянным помощником Г. А. Товстоногова в работе с актёрами (в частности, с И. М. Смоктуновским; в известной степени ради него Роза Абрамовна и намеревалась работать в Художественном театре, куда он перешёл). С именем Р. А. Сироты связано появление лучших спектаклей Г. А. Товстоногова («Идиот», «Лиса и виноград», «Пять вечеров», «Мещане» и многих др.), в которых она принимала участие как режиссёр. Три года Роза Абрамовна проработала режиссёром редакции литературно-драматических передач Ленинградской студии телевидения (1963-1966). В 1964-1965, 1976-1979 годах преподавала в родном ЛГИТМиКе (Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино, в Государственном институте театрального искусства (ГИТИС) им. А. В. Луначарского (1985-1986), в Школе-студии МХАТ им. М. Горького (1987-1991). Во МХАТе Роза Абрамовна трудилась с 1979 по 1991 годы. Глубокий знаток актёрской природы, мастер психологического анализа, Сирота как режиссёр участвовала в постановках О. Н. Ефремова «Так победим!», «Серебряная свадьба», «Московский хор» (в этом спектакле она выходила на сцену в роли концертмейстера Доры Абрамовны). Самостоятельно поставила на Новой сцене спектакли «Осколки разбитого вдребезги» (1991), «Уважаемые граждане» (1993). Руководила работой молодых режиссёров В. В. Михайлова, О. Г. Бабицкого и Д. К. Гинкаса в постановке драматических новелл Людмилы Петрушевской «Тёмная комната» (1991). В ноябре 1992 г. на фестивале моноспектаклей «Вначале было слово» представляла в Перми свой спектакль «Осколки разбитого вдребезги» А. Аверченко (актер И. Кашинцев). Скончалась Роза Абрамовна Сирота 1 ноября 1995 года в Санкт-Петербурге.

 

20 ноября

1904 – 105 лет назад в Москве, в семье фармацевта Соломона Натановича Гинзбурга (1875–1938) и Ревекки Марковны Гинзбург (1880–1949) родилась Евгения Семеновна (Соломоновна) Гинзбург – будущая писательница, публицист, педагог и журналист. В 1920 году Евгения поступила на факультет общественных наук Казанского университета, а по вечерам преподавала в кружках по ликвидации неграмотности. Кроме того, её выбрали секретарём организации СТУДПОМГОЛ – Студенческий совет помощи голодающим. В 1922 году она перевелась на третий курс Казанского Восточного пединститута  и окончила его в 1924 году по специальности «история». С июня 1925 года Е. С. Гинзбург вела преподавательскую работу на тюркско-татарском рабфаке, в экспериментальной школе при педагогическом институте, работала ассистентом кафедры истории Западной Европы в Татарском коммунистическом университете. Вышла замуж за Павла Васильевича Аксёнова (р.1899) – председателя городского совета Казани, члена Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР. И она, и её муж были коммунистами, у них росли двое сыновей, Алёша и Вася (будущий известный писатель Василий Аксенов). Евгения заведовала отделом культуры в газете "Красная Татария". Принимала участие в создании книги "История Татарии". Увы, семейная идиллия оборвалась в феврале 1937 года. "Настало время умирать или молча идти на свою Голгофу вместе с другими, с тысячами других" (Е.Гинзбург). И она взошла на Голгофу – молча, не оговорив ни одного человека, не запятнав своей совести. Ей больше никогда не суждено было увидеть ни мужа (его арестовали 7 июля 1937 года, приговор - 15 лет ИТЛ с конфискацией имущества по статье 58-7 и 11, реабилитирован в 1955), ни родителей, ни сына Алёшу (погиб во время блокады Ленинграда). Начался конвейер – сутки без сна и еды, угрозы, лживые обещания, карцеры. Следователи пытались вынудить Евгению подписать кошмарную стряпню, чтобы на основаниях этих «показаний» арестовать её друзей и коллег. Она ничего не подписала. 1 августа 1937 года Военная коллегия Верховного суда в Москве приговорила Евгению Гинзбург к десяти годам заключения и пяти годам поражения в правах по 8-му пункту (террор) печально известной 58-й статьи. Два года она просидела в  камере ярославского женского политизолятора. Затем всё «население» изолятора посадили в поезд с надписью «спецоборудование» - и начался долгий, мучительный этап на Колыму. В последующие восемь лет Евгения Гинзбург прошла все круги лагерного ада: валила лес в тайге, косила сено, была медсестрой, судомойкой, птичницей, уборщицей. Восемнадцать лет, вычеркнутые из жизни (Гинзбург была реабилитована в 1955), и стали временем действия ее широко известной книги "Крутой маршрут". Вплоть до 1970 года она работала над ней, пыталась опубликовать её в московских журналах, но безуспешно. Но все же «Крутой маршрут» был издан – не в СССР, а за рубежом (Милан, Париж, Лондон, Мюнхен, Нью-Йорк, Стокгольм и др.) и стал самой читаемой работой в Самиздате после солженицынского «Архипелага ГУЛАГ». Евгения не получила еврейского образования, но черпала силы в своей принадлежности к еврейскому народу. Описывая перипетии с устройством Васи в школу, она вспоминала: «Во мне бушевала кровь моих неведомых дедов и бабок. Тех самых, которые были готовы обходиться без супа, лишь бы вырастить учёных детей». Сидя в ярославской одиночке, она написала такие новогодние стихи:

И вновь, как седые евреи,
Воскликнем, надеждой палимы, 
И голос сорвётся, слабея:
На будущий – в Иерусалиме!

... Такая уж наша порода:
Замучены, нищи, гонимы,
Всё ж скажем в ночь Нового года:
На будущий – в Иерусалиме!
           

Евгения Гинзбург умерла в Москве 25 мая 1977 года. Ее книга "Крутой маршрут", наряду с "Колымскими рассказами" Варлама Шаламова и "Одним днем Ивана Денисовича" Александра Солженицына, стала одним из главных свидетельств преступлений эпохи сталинизма. Власти СССР осмелились пропустить "Крутой маршрут" в печать только в 1988 году, когда автора уже не было в живых.

21 ноября

1919 - В семье кантора Рижской (а затем Московской) синагоги родился Александр Самуилович Журавин. В 1935 году он приехал в Ленинград, где поступил в Государственный институт журналистики имени Воровского. Уже тогда среди сверстников он выделялся глубокими знаниями, стремлением поделиться ими со своими сокурсниками, серьезным отношением к учебе. По окончании института Александр получил направление в газету “Смена” - заведующим отделом информации. Но работать почти не довелось – его взяли в армию. А вскоре молодого солдата-артиллериста отправили на Дальний Восток. Там в составе бойцов 25-й армии он встретил войну, там, в боях с Квантунской армией, участвуя в десанте, который высаживался в Северной Корее, заслужил он боевые награды. Журналистикой Журавин стал заниматься всерьез уже после войны. Сотрудничал в военных газетах на Дальнем Востоке, а в 1948 году приехал в Ленинград. Поначалу устроился на работу … актером в Малый драматический театр. Потом все же тяга к журналистике одержала верх. Стал корреспондентом “Комсомольской правды”, но был им недолго. “Время помешало”, а точнее - пресловутый пятый пункт. И с “Комсомолкой” пришлось расстаться. Вскоре он пришел на Ленинградское радио, стал заведовать отделом ленинградской литературы. В ту пору очень полюбился слушателям выходившей под редакцией Журавина радиожурнал “Литературный и театральный Ленинград”. На всю страну стала известна и серия передач “Письма друзей”, за подготовку которых А.Журавин был удостоен звания лауреата премии “Белые ночи”. Свой вклад внес он и в создание ленинградского радиотеатра - писал пьесы по произведениям ленинградских писателей. Но не суждено было Александру задержаться на долгие десятилетия и на радио. Он оступился… Нет, не совершал никаких проступков, просто написал положительную рецензию на книгу, не угодную Смольному. И был отчислен со службы. Слава Б-гу, Юрий Герман, знавший Журавина по работе на радио, пригласил его на студию “Ленфильм”. Тридцать лет, до выхода на пенсию в 1992 году, был А.Журавин заместителем главного редактора, членом художественного совета прославленной киностудии. Работал с такими корифеями, как Козинцев, Эрмлер, Герман. Это при нем на студию пришли талантливые режиссеры Панфилов, Асанова, Авербах, Сокуров и многие другие ныне прославленные мастера. Теперь Александр Самуилович - председатель Санкт-Петербургской общественной организации инвалидов-ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников, узников гетто и концлагерей. Он – душа этой организации. . Атмосфера интеллигентности, дружелюбия, взаимного участия людей в этой организации - в полной мере заслуга ее председателя. На всех встречах, праздничных вечерах, во время будничных бесед, заседаний секций, традиционных пятничных встречах Шабата и в ходе еврейских праздников – Александр всегда энергичен, неизменно тонок и интеллигентен. Он не поддался старости, он взвалил на себя огромный труд, готовя книги, повествующие об участии евреев в Великой Отечественной войне, о вкладе еврейского народа в развитие  российской науки, культуры, медицины. Это и “Подвиг века”, и “Книга живых” – воспоминания евреев-фронтовиков, узников гетто и концлагерей, жителей блокадного Ленинграда, три тома которой уже вышли и сейчас, к юбилею Победы, готовится четвертый. Издание этих книг - неоценимая заслуга юбиляра, отмечающего ныне свое 90-летие.
Вместе с коллегами и активистами еврейского движения из города на Неве редакция «МЗ», в том числе и бывшие ленинградцы Лев и Полина Менделевич, сердечно поздравляет Александра Самуиловича с днем рождения, желает ему – по нашей  традиции – до 120 с большими деньгами и отличным здоровьем!

22 ноября

1953 - Русский прозаик, драматург, журналист Борис (Берл) Ройтблат, известный также под псевдонимом Борис Сандрацкий (девичья фамилия его матери), родился в Бердичеве, Украина. В детстве владел только идишем и лишь в школе освоил русский язык. В 1968 году поступил в Кишинёвский спортивный техникум, жил в кишинёвском предместье Петриканы. Окончил Таллиннское морское училище. Во время воинской службы стал корреспондентом армейской газеты, по возвращении в Таллинн в 1973 году устроился репортёром в газету «Советская Эстония», в редакции которой познакомился с Сергеем Довлатовым. Вскоре после женитьбы вновь поселился в Кишинёве, работал репортёром в различных периодических изданиях Молдавии. Входил в круг начинающих местных литераторов при литобъединении «Орбита» (Евгений Хорват, Наум Каплан, Александр Фрадис, Виктор Панэ, Катя Капович, Борис Викторов, Александра Юнко и другие). С середины 1980 годов — снова в Таллинне, где опубликовал пьесы «Вариации на тему Баха» (1989), «Ни за что!» (1991), «Париж» (1991), повести «Двадцатое июля» (о восстании на крейсере «Память Азова» в Ревеле в 1906 году), «Амедео из Ливорно» (о художнике Амедео Модильяни), «Пиратская история» и «Леру» (о пионере воздухоплавания Шарле Леру). Работал машинистом сцены, ночным сторожем и пожарником, писал пьесы для радио и детского театра. Был принят в молодёжную секцию Союза писателей Эстонии. В 1992 году поселился в Гёттингене (Германия), в настоящее время проживает в Штутгарте. Был редактором газеты «Кстати», публикует рассказы и пьесы в различных русскоязычных изданиях Германии, США. Сборник рассказов и очерков «Король Бродвея» вышел в Сан-Франциско в 2004 году. Жена Б. Ройтблата Виктория Сандрацкая - молдавский музыковед, автор работ о творчестве современных молдавских композиторов (Молодые композиторы Советской Молдавии. - Кишинёв: Литература артистикэ, 1982).

23 ноября

1920 - Немецкий поэт, переводчик Пауль Целан (настоящая фамилия - Анчел) родился в Черновицах (тогда - Румыния, ныне Украина) в семье агента по сбыту леса Лео (Арье-Лейба) Анчела-Тейтлера и Фредерики (Фрейде) Шрагер. Маленький Пауль получил еврейское религиозное образование, посещал еврейскую школу, где освоил основы иврита. После обряда бар-мицвы в 1933 году Пауль решил завершить свое еврейское образование, никоим образом не проявляя активности ни в движение еврейских рабочих социалистов, ни в поддержке республиканцев в ходе гражданской войны в Испании. Как во всех еврейских семействах круга, к которому принадлежали родители Целана, его родным языком был немецкий. Вторым родным языком был румынский (Целан окончил в своём городе лицей имени великого князя Михая), кроме того, как всё образованное румынское общество, он говорил по-французски. Хорошо владел русским, знал английский, древнееврейский, позднее учился итальянскому и португальскому.
Окончив в родном городе румынскую гимназию в 1938 году, он поступил в медицинскую школу в городе Тур во Франции; через год, по возвращении на родину, записался на филологический факультет университета в родных Черновцах, где занимался романистикой (1939–41), английским языком и литературой (1944–45). 28 июня 1940 года в Черновцы вошли советские войска и сразу же начались массовые репрессии и депортации. В годы нацистской оккупации (точнее – в июне 1942 года) родителей Пауля депортируют в концлагерь Михайловка на Украине. Отец умер от тифа, мать, видимо, была расстреляна. А Пауль в конце того же года был отправлен на принудительные дорожные работы в трудовой лагерь Табарешты (Молдавия). В феврале 44-го он возвращается в Черновцы, знакомится с поэтессой Розой Ауслендер и другими еврейскими немецкоязычными поэтами Черновиц. В апреле город вновь заняла советская армия. Пауль возобновил занятия в Черновицком университете, перешел на английское отделение. В апреле 1945 года Целан переехал в Бухарест, поступил на работу в издательство «Русская книга». Переводил на румынский язык прозу Лермонтова, Тургенева и Чехова, пьесу К. Симонова «Русский вопрос». 1947-м годом датирована первая публикация стихов Целана на немецком языке в бухарестском альманахе современной поэзии «Агора» (под псевдонимом Целан, Celan - анаграмма румынского Ancel). Друг поэта Петре Соломон переводит по рукописи целановскую «Фугу смерти» на румынский (под названием «Танго смерти»). В декабре Пауль нелегально перешел румынско-венгерскую границу и через Будапешт приехал в Вену, еще оккупированную советскими и союзническими войсками. Там Пауль жил в международной зоне, познакомился с художником-сюрреалистом Эдгаром Жене, о котором написал несколько эссе, с начинающей писательницей Ингеборг Бахман (она училась на философском факультете университета и готовила диплом по Хайдеггеру). Перебравшись в Румынию в 1945 году, Целан стал работать референтом и переводчиком в литературном издательстве в Бухаресте, где впервые опубликовал свои переводы, в том числе произведений русских писателей и поэтов; он также напечатал три своих стихотворения в журнале «Агора». После непродолжительного пребывания в Вене (1947–48) Целан поселился в Париже (июль 1948 года) и поступил в Сорбонну на отделение германистики, которое окончил в 1950 году. Там, во Франции, П. Целан написал большую часть своих произведений, хотя опубликованы они, главным образом, в Германии. В 50-60-е годы Целан опубликовал несколько сборников, среди них "От порога к порогу", "Решётка языка", "Роза ничья, никому", "Поворот дыхания", "Нити солнца", "Насильственный свет". Нелегко перевести самые заголовки этих тонких книжечек. Подстрочники трёх коротеньких стихотворений могут дать представление о сложности адекватного переложения:
"На реках к северу от будущего / я забрасываю сеть, которую ты, / медля, отягощаешь / тенями, что написали камни".
"Не у моих губ ищи свои уста, / не за воротами - чужестранца, / не в глазах - слёзы./ Семью ночами выше странствует красное к красному, / семью сердцами глубже рука стучится в ворота, / семью розами позже журчит фонтан".
"Солнца из нитей / над серо-чёрной пустыней. / Мысль высотою / с дерево / перебирает звуки света: есть ещё / песни, чтоб петь / по ту сторону людей".
Целан дожил до признания, хотя по-настоящему его значение осознано после его смерти. Он в том ряду, где Рильке, Блок, Мандельштам, Аполлинер, Т.С.Элиот. В 1960 году ему вручили бюхнеровскую премию, самую престижную литературную награду в Германии, он произнёс по этому поводу речь, ставшую знаменитой. В Париже поэт и прожил до конца жизни, совершая поездки за границу, в частности, в Германию для чтения своих стихов. С 1959 года он вел курс немецкой литературы в Высшей школе «Эколь нормаль», а в 1968 г. вошел в редколлегию французского литературного журнала «Л’Эфемер». В 1962 году в переводе П. Целана публикуется стихотворение Евгения Евтушенко «Над Бабьим Яром памятников нет…», он начинает переписку с Надеждой Мандельштам, читает в старой пражской антологии «Ковчег» стихи Марины Цветаевой (его особое внимание привлекает «Поэма конца»), а также присланный из Москвы сборник «Тарусские страницы». В сентябре-октябре 1969 года Целан посетил Израиль и выступил с докладом и публичным чтением своих стихов в Союзе ивритских писателей Израиля в Тель-Авиве и Иерусалиме. Впечатления от этой поездки отразились в «Иерусалимском цикле» посмертно изданной книги стихов «Ограда времени» (1976). Кроме того, большое впечатление на него произвела встреча в Израиле с его старой черновицкой знакомой Иланой Шмуэли. Кстати, именно ей, Илане Шмуэли, было адресовано последнее письмо Целана, помеченное 12-м апреля 1970 года (а на последнем прижизненном стихотворении в рукописях поэта стоит дата 13 апреля 1970 года). Что же произошло? Биографы поэта и его коллеги объясняют: потрясения времен войны, апокалиптический ужас виденного и полное человеческое одиночество в мире не отпускали Целана и, в конце концов, подкосили его. Такое происходило со многими евреями-интеллектуалами, пережившими Холокост, причем - много лет спустя после войны. Груз пережитого, вроде бы сброшенный с плеч, не исчезал - он медленно давил и убивал случайного беглеца из зоны смерти; это был своего рода "отложенный геноцид", запоздалое действие трупного яда эпохи невиданного человекоубийства. Трагическое мироощущение Целана усугублялось еще и тем, что он был обречен писать на немецком языке - на языке убийц своей матери. Поэт ощущал себя безнадежно одиноким евреем - без народа, без страны, без дома. И эти горькие раздумья привели к трагедии: в ночь с 19 на 20 апреля Целан покончил с собой, бросившись в Сену с ближайшего к его дому моста Мирабо. Его тело было обнаружено 1 мая в 10 километрах от Парижа, 12 мая состоялись похороны на пригородном кладбище Тье. Посмертно вышли книги его стихов «Давление света» (1970), «Удел снега» (1971) и «Подворье времени» (1976).

24 ноября

1919 - Советский учёный и педагог, старейший профессор кафедры общей физики МФТИ Лев Лазаревич Гольдин родился ровно 90 лет назад в селе Белая Холуница Вятской губернии. Накануне войны Лев Гольдин окончил физфак МГУ. Затем последовали годы учебы на факультете авиавооружения Военно-воздушной академии им. Жуковского, которую он успешно закончил в 1944 году и был направлен на фронт, в действующую армию, за участие в боевых действиях и проявленное при этом мужество был награждён орденом Красной Звезды. В 1946 году по ходатайству Президиума АН СССР Гольдин был демобилизован и направлен на работу в теплотехническую лабораторию Академии наук, которая впоследствии была преобразована в Институт теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ). В этом институте Л. Л. Гольдин проработал до 1995 года. За эти годы им выполнен широкий круг научных исследований в области изучения космических лучей, нейтронной физики, ядерной спектроскопии. Л. Л. Гольдин был одним из инициаторов и лидеров создания в СССР ускорителей с жесткой фокусировкой. Многие годы он руководил в ИТЭФ отделом протонного синхротрона. Под его руководством были выполнены исследования по использованию протонного пучка в медицинских целях. Он является автором более 100 научных публикаций. В 1953 году он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1959 году - диссертацию на степень доктора физико-математических наук.
С 1948 г. по 1993 г. Л. Л. Гольдин проработал по совместительству в Московском физико-техническом институте. В 1971 году за цикл работ в области ускорительной техники он был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1984 году стал лауреатом Государственной премии СССР за создание медицинского протонного пучка. В 1985 году в связи с 40-летием Победы награждён Орденом Отечественной Войны II степени. Лев Лазаревич был мужественным человеком. Он стойко переносил все невзгоды и потрясения, выпадавшие на его долю. В его личном деле в МФТИ имеется характеристика (1961 г.) из Института теоретической и экспериментальной физики, в которой сказано: «Тов. Гольдин Л.Л. начал работать в Институте, будучи членом КПСС (с 1945 г.). До 1956 г. принимал активное участие в общественной жизни Института. В марте месяце 1956 года на общем партийном собрании, посвященном итогам ХХ съезда КПСС тов. Гольдин Л.Л. занял политически ошибочную позицию, выразившуюся в защите отдельных участников собрания, выступавших с антипартийными заявлениями, а также воздержался при голосовании резолюции партийного собрания, одобряющей итоги ХХ съезда КПСС, за что решением Ленинского РК КПСС, подтвержденным КПК ЦК КПСС, был исключен из рядов КПСС». Эта характеристика был представлена в МФТИ в связи с предполагавшимся избранием Льва Лазаревича на должность профессора кафедры физики. К чести Физтеха Ученый совет МФТИ, несмотря на такую убийственную для того времени характеристику с основного места работы, проголосовал за избрание ученого. Лекции профессора Л.Л. Гольдин всегда отличались не только стройностью и ясностью изложения, но и доброй улыбкой. На одной из лекций по ядерной физике он сказал студентам: «Если домашние спросят вас, что такое элементарные частицы, скажите, что это просто энергия. Они ничего не поймут, но будут думать о вас хорошо». Скончался Лев Лазаревич Гольдин в Бостоне, США, в 2003 году.

25 ноября

1944 – Отмечающий сегодня свое 65-летие популярный композитор Марк Минков родился в Москве, в семье Анатолия Евсеевича  Минкова и Фаины Михайловны Лигорнер (она, кстати, рассказывала сыну, что он родился под грохот салюта в честь взятия советскими войсками какого-то города во время войны). В детстве его воспитанием занималась, в основном, бабушка - музыкально одаренный, образованный человек. В 6 лет Марка отдали в музыкальную школу в центре города, рядом с редакцией "Известий". Его учительница поняла, что концертирующего пианиста из Марка не получится, а композиторского отделения в школе не было. Мальчику были неинтересны бесконечные повторения гамм и этюдов, его тянуло к творчеству. Вскоре он ушел из школы и продолжил музыкальное образование дома, с учителями. В 1960 году Марк поступил в музыкальное училище при консерватории, а в 1964 году был принят в консерваторию в класс А.И. Хачатуряна. В эти годы он написал вокальные циклы на стихи Роберта Бернса и Александра Блока. Окончив консерваторию в 1969 году, Марк подал документы в Союз композиторов. В то время его возглавлял Вано Мурадели. Обязательной процедурой при вступлении в Союз композиторов было исполнение своих произведений. После выступления Марка Вано Ильич даже расцеловал его. Так в 1970 году Марк Минков был принят в Союз композиторов СССР. В том же году его пригласили написать музыку к телевизионному сериалу "Следствие ведут знатоки". Мелодию он написал очень быстро, потом даже выждал некоторое время и позвонил на телевидение сообщить, что песня готова. Песня (автор стихов - Анатолий Горохов) сразу полюбилась и запомнилась («Если кто-то кое-где у нас порой...»), стала гимном работников милиции, и до сих пор звучит с экрана и концертных площадок. После телефильма "Следствие ведут знатоки" композитору поступило множество предложений из театра и кино. Марк Минков написал музыку к спектаклю Театра им. Пушкина "Мужчины, носите мужские шляпы". В этом спектакле впервые прозвучала песня на стихи Вероники Тушновой "Не отрекаются, любя". Ее исполняла актриса театра. Позже композитор предложил эту песню Алле Пугачевой. Песня ей сразу понравилась. В исполнении певицы она обрела популярность на долгие годы, стала ярким явлением на отечественной эстраде и любима слушателями до сих пор. Потом из музыки, написанной к спектаклю Центрального детского театра, родилась песня на стихи С. Кирсанова "Летние дожди", ставшая известной в исполнении А. Пугачевой. Певица исполняла и другие песни М. Минкова, вошедшие в золотой фонд советской эстрады, такие как: "Ты на свете есть..." (на стихи Л. Дербенева), "Монолог" (на стихи М. Цветаевой) и др. Марк Минков написал музыку более чем к 100 кино- и телефильмам, к таким как "Добряки", "В зоне особого внимания", "Мы из джаза" (песня "Старый рояль") режиссера К. Шахназарова, а также к нескольким мультфильмам, в том числе к известному музыкальному анимационному фильму "В порту". Одна из последних работ в кино - музыка к фильму "Женщин обижать не рекомендуется" (режиссер В. Ахадов). Популярная песня "А знаешь, все еще будет" впервые прозвучала в фильме "Мы жили по соседству". В фильме "Приказ - огонь не открывать" прозвучала песня "Мой милый, если б не было войны", ставшая популярной в исполнении Валентины Толкуновой. Этот фильм получил Государственную премию СССР. В 1992 году Марк Минков в соавторстве с поэтом Юрием Рыбчинским написал оперу "Белая гвардия", театральная постановка которой пока не осуществлена. Не так давно композитор написал музыку к спектаклям Театра им. Чехова "Поза эмигранта" и "Ужин с дураком", поставленным также на сцене Театра эстрады, где играют Г. Хазанов, О. Басилашвили и др. Марк Минков - заслуженный деятель искусств России, лауреат Всесоюзных и международных конкурсов композиторов, президент Гильдии российских композиторов кино.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных,а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 5845
Вернуться на главную    Распечатать

© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com