Logo
1-10 декабря 2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
12 – 18 ноября 2009
Рубрику ведет Леонид Школьник

12 ноября

1910 – Еврейский поэт Фроим (Эфроим) Ройтман родился в уездном городке Хотин, Бессарабской губернии (ныне - райцентр Черновицкой области Украины) в семье Мендла  и Фейги Ройтман. Родители Фроима  погибли в гетто Транснистрии в годы Великой Отечественной войны. Фроим учился в хедере, в ивритской гимназии «Тарбут» и в городской румынской гимназии в Хотине, затем - на филологическом факультете Черновицкого университета. Первый сборник стихов «Фингер ин лихт» («Пальцы на свету») Ройтман выпустил в Черновцах в 1937 году. В годы Великой Отечественной войны поэт был на фронте. После демобилизации продолжил печататься на идиш в польских изданиях «Фолксштиме» («Голос народа») и «Шрифтн» («Ведомости»), а также в парижской газете «Найе пресэ» («Новая пресса») и в нью-йоркском журнале «Идише култур» («Еврейская культура»). С появлением всесоюзного журнала «Советиш геймланд» («Советская Родина») в 1961 году Фроим Ройтман печатал в нём стихи, литературно-критические статьи и рассказы. Стихи Ройтмана были включены в коллективный сборник еврейской советской поэзии «hоризонтн» («Горизонты»), выпущенный в Москве издательством «Советский писатель» в 1965 году. В 1972 году Фроим Ройтман уехал в Израиль, где опубликовал поэтические книги «Афн индзл фун зэн» («На островке зрения», 1975) и «Ди эрд зингт» («Земля поёт», 1977); стихи поэта были также переведены на иврит. Умер поэт и похоронен в Петах-Тикве в 1982 году.

13 ноября

1946 - Российский дирижёр, основатель и художественный руководитель Камерного оркестра «Kremlin» Михаил (Миша) Львович Рахлевский родился в Москве, выпускник училища при Московской консерватории и Российской академии музыки им. Гнесиных по классу скрипки (одним из педагогов Рахлевского была, в частности, Майя Глезарова). В 1973 году Миша уехал из страны, жил и работал в Израиле, ЮАР, Канаде, в 1976 году переехал в США, где вскоре основал Новый Американский камерный оркестр, с которым в качестве художественного руководителя и солиста дал сотни концертов в США и Европе. В 1980-х Мишу Рахлевского пригласили создать камерный оркестр города Гранада, Испания. Это был длительный проект, при котором Новый Американский Камерный оркестр работал в Гранаде, а Рахлевский тем временем создавал собственный оркестр для испанского города. Посетив Россию весной 1991 года, Миша Рахлевский погрузился в водоворот столичной музыкальной жизни, столь богатой талантами и традициями. В это же время представилась возможность стать частью этого "водоворота" - швейцарская звукозаписывающая компания Claves предложила Мише сделать ряд записей, и он решил осуществить этот проект с музыкантами их России. Так родился Камерный оркестр «Kremlin». Успех записей и концертов оркестра, а также особая атмосфера, которая быстро сложилась в коллективе, привели к тому, что Миша принял решение сделать оркестр постоянным, а сам практически вернулся в Москву. С 1998 года оркестр функционирует под патронажем Правительства Москвы. В начале одного из сезонов оркестр предложил публике любопытный эксперимент - "интерактивный концерт". Каждый, кто пришел в тот вечер в Большой зал Московской консерватории, получил внушительный список из произведений композиторов XVIII - XX веков и специальными цветными фишками проголосовал за три сочинения, которые хотел бы услышать в концерте. Наполненные фишками пластмассовые колбы были вынесены на сцену, и высота цветных столбиков указывала "рейтинг" сочинений. Так - на глазах у исполнителей и публики - сложилась концертная программа, прекрасно затем прозвучавшая...

14 ноября

1902 – Жизненный, да и творческий путь еврейского писателя Бера Гальперна был нелегким. Инженер-строитель, взявшийся за перо в 30-х годах в Литве, он немало поездил по миру, пока, вернувшись на родину, не взялся за перо. За его плечами был большой и разнообразный жизненный опыт, и Бер Гальперн сравнительно быстро выдвинулся в ряд современных еврейских писателей. В двух сборниках новелл и рассказов («Моя родословная» и «Исповедь») под пером Гальперна ожили события еврейской жизни, происходившие в Америке и в маленьком литовском местечке, в Париже и на Дальнем Востоке. Бер Гальперн любил своих героев, ярко и талантливо рассказывал о них. Благодаря ему читатели смогли понять и оценить вклад в еврейскую историю и литературу таких известных просветителей, как Авраам-Дов Лебенсон и его сын, талантливый поэт периода Гаскалы Миха-Йосеф Лебенсон, выдающийся лексикограф и писатель Шмуэль-Йосеф Финн (повесть «Листья падают с деревьев»). А яркие образы Баруха Спинозы и Рембрандта ожили в великолепной новелле Бера Гальперна «В еврейском квартале Амстердама». В советской еврейской литературе Бер Гальперн занимал особое место. Он никогда не лез вперед, не участвовал ни в каких шумных политических кампаниях вокруг так называемого «еврейского вопроса», в которые его порой пытались его втянуть знатные московские коллеги. Он спокойно и мудро делал главное дело своей жизни – творил литературу, переводил на идиш наиболее талантливые произведения коллег, пишущих на русском языке. Так, в начале 80-х он перевел на идиш роман Григория Кановича «Свечи на ветру». Когда в журнале «Советиш геймланд» это произведение назвали «сионистским» и печатать отказались, Канович попытался опубликовать свой роман в «Биробиджанер штерн», и в течение года это талантливое и яркое произведение из номера в номер публиковалось на страницах областной партийной газеты. И под каждой из публикаций значилось: «Перевел на идиш Бер Гальперн». Кстати, в 1983 году впервые на русском языке сборник повестей и рассказов Бера Гальперна вышел в издательстве «Советский писатель» в переводе именно Григория Кановича. Жизни и творчеству Гальперна был посвящен очерк Григория Кановича, публиковавшийся на страницах «Еврейского камертона» в середине 90-х годов. Умер Бер Гальперн в Вильнюсе в 1984 году.

15 ноября

1943 – В этот день в Риге родилась певица Лариса Мондрус. Та самая, которая еще до Аллы Пугачевой исполнила знаменитую песню Раймонда Паулса “Миллион алых роз”. Но тогда она пелась на латышском языке, и автором слов был не Андрей Вознесенский, и шла в ней речь не о диве и художнике, а о безответно влюбленной латышской девушке. Это было еще в той, первой жизни Ларисы Мондрус, о которой – чуть дальше. Итак, Рига. С этим городом связаны годы становления таланта Ларисы. Она окончила Рижское музыкальное училище, в 1962 году прошла по конкурсу в Рижский эстрадный оркестр и сразу же обратила на себя внимание публики. В 1964 году Мондрус приехала в Москву, и с того момента начался новый этап в творчестве молодой певицы - работа в оркестре Эдди Рознера. На вопрос одного из журналистов о причинах переезда в Москву сама Лариса ответила так: «В Риге я находилась в очень узких рамках. В Рижском эстрадном оркестре, кроме меня, было несколько солистов. Все, что мне там светило, - завершать второе отделение концерта. В Латвии это был мой потолок. А тут меня пригласил к себе Олег Лундстрем. Интересовался мной также Эдди Рознер. Он предложил Эгилу Шварцу, моему мужу, место дирижера, и мы отправились к Рознеру. Москва могла предоставить мне совсем другие возможности, другую публику. И там я могла петь не только по-латышски». Мондрус стала не только много выступать , но и много гастролировала, постоянно искала новые песни. Многие композиторы и поэты доверяли ей первое исполнение своих произведений. Во время одной из немногих зарубежных поездок Лариса в 1967 году записала для Берлинского телевидения вместе с Инго Графом песни "Бесконечное объяснение" и "До свидания". Первую эстрадную песню, принесшую известность Раймонду Паулсу, спела именно Лариса Мондрус. Это был «Синий лён». Искренность и непосредственность - характерные черты исполнительской манеры певицы. Добавьте сюда музыкальную интуицию и сильный, своеобразной окраски голос, и вы легко поймете причину успеха Ларисы Мондрус на эстраде. И всё складывалось у Ларисы и Эгила удачно до тех пор, пока они не решили покинуть СССР. Как только Мондрус объявила об этом, начались масштабные «мероприятия»: в середине 1972 года прекратились телевизионные эфиры певицы, официальная пропаганда развернула против нее кампанию травли. Маму певицы исключили из КПСС. В государственных фонотеках записи Мондрус были размагничены, пластинки - изъяты из продажи и уничтожены. Но, тем не менее, с 1973 года Лариса и Эгил живут в Мюнхене. Вхождение в западный мир шоу-бизнеса началось для Ларисы с поиска телефонов Баварского радио в справочнике из телефонной будки. Потом была успешная запись для радио песни "Бесконечное объяснение" Ю.Саульскoго, было первое выступление на телевидении в шоу Ивана Реброва. С певицей работали профессионалы – для нее писали музыку, работали оркестры, делались записи на телевидении. После «живого» прослушивания на фирме грамзаписи Polydor Лариса получила пятилетний контракт. Латыши в эмиграции обратили внимание на Ларису после ее выступления на германском ТВ в 1974 году с песней Leder nette Lette" (муз. Э.Шварц - сл. Ф.Вейрих), эта песня стала и ее первым шлягером в Германии. Первая пластинка Ларисы Мондрус вышла в Германии на немецком языке в 1974 году, на латышском - в 1975 году. Лариса считает, что именно умение петь без акцента и на немецком и на иврите помогало ей выдвинуться там на большую эстраду. В Мюнхене в 1982 году родился сын, которого семья воспитала в немецкой культуре, хотя он знает и латышский, и русский язык, и ради которого Лариса в тех же 80-х покинула эстраду. Вот как она это объяснила в одном из интервью: «Однажды я отправилась на шестинедельные гастроли, оставив маленького Лорена с бабушкой, мамой Эгила. А когда вернулась, сын меня не признал. После этого я решила: мальчик у меня такой долгожданный, что можно ради него и пожертвовать сценой. А что я умела, кроме пения? Ничего. Но решила, что должна чему-то научиться. В одной газете мы нашли объявление о продаже магазина итальянской обуви. Приехали, посмотрели. И Эгил уговорил меня его купить. Он говорил: “Ты всегда чего-то боишься, а когда тебя бросаешь в воду, то обязательно выплываешь”. На семейном совете мы решили, что попытаемся освоить этот бизнес. Поначалу было трудно. Когда я впервые приехала на выставку закупать обувь, то не шибко в ней разбиралась. Тем не менее, больших ошибок не сделала. Этот магазин у меня уже 16 лет. У меня был еще один, который я продала, поскольку надоело разрываться между двумя точками. Теперь я с гордостью могу сказать, что являюсь в этом деле “профи”. А Лорен сегодня серьезно занимается классической музыкой и очень радует маму своими успехами. Первый компакт диск молодого музыканта вышел в Германии в 2002 году. А в 2003 году издательство "Алгоритм" выпустило 350-страничную книгу Бориса Савченко «Две жизни Ларисы Мондрус».

16 ноября

1924 - Израильский военный и государственный деятель, генерал Хаим Бар-Лев (настоящая фамилия – Броцлавский) родился в Вене, в 1939 приехал в Эрец Исраэль из Загреба. В 1942 году окончил сельскохозяйственную школу «Микве Исраэль». В 1942-1948 годах - член элитного боевого подразделения «Пальмаха», во время конфликта с британскими властями руководил операцией по взрыву моста Алленби на реке Иордан. Во время Войны за Независимость Бар-Лев командовал 8-м батальоном Негевской бригады, затем являлся командиром механизированного батальона, а в конце войны был офицером оперативного отдела штаба бригады. Окончил военную академию в Англии (1956). Командовал бронетанковыми войсками ЦАХАЛа (1957-1961). Изучал экономику и административные науки в Колумбийском университете (1961-1964). В 1964 году был назначен начальником отдела Генштаба ЦАХАЛа. Накануне Шестидневной войны Хаим Бар-Лев был заместителем начальника Генерального штаба, в 1968-1972 г.г. - начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля. После арабо-израильской войны 1967 года на Синайском полуострове под его руководством была создана «линия Бар-Лева», состоявшая из двух полос укреплений. Первая, находившаяся на восточном берегу Суэцкого канала, представляла собой насыпной песчаный вал высотой 8-20 м; в промежутках были оборудованы опорные пункты, рассчитанные на 30-40 человек, на вооружении которых, помимо штатного оружия, находились крупнокалиберные пулеметы, гранатометы, минометы и противотанковые орудия. В промежутках между опорными пунктами были установлены проволочные заграждения и минные поля. Вторая полоса укреплений проходила на удалении 30-45 км от канала и представляла собой долговременные инженерные сооружения в стратегически важных местах, предназначенные для оперативных резервов. Вопрос о целесообразности строительства «Линии Бар-Лева» вызвал дискуссию в израильском военном руководстве. Генерал Ариэль Шарон считал, что в условиях современной войны такие высокозатратные укрепленные сооружения носят уязвимый характер и не обеспечивают эффективной защиты (по аналогии с известной «линией Мажино», которая была прорвана немецкими войсками в 1940). Его аргументы не были приняты во внимание, но нашли подтверждение во время Войны Судного дня (1973), когда «линия Бар-Лева» была быстро прорвана египетскими вооружёнными силами. В 1972-1977 годах Бар-Лев был министром торговли и промышленности Израиля. Во время войны Судного дня - специальный советник при начальнике Генштаба. В 1984-1990 г.г. - министр полиции в правительстве национального единства. В 1992 году Хаим Бар-Лев был назначен чрезвычайным и полномочным послом Израиля в Москве. Скончался 7 мая 1994 года в Тель-Авиве.

17 ноября

1899 – В Умани родился еврейский поэт Эзра Фининберг. Учился в реформистском хедере, в котором за использование идиш практиковались телесные наказания. Занимался самообразованием, много читал на иврите и русском языке. Начал писать стихи с 12 лет на иврите, затем перешел на идиш и русский (дебютировал в 1917 г. в русской провинциальной прессе). В 1917 г. был одним из учредителей уманской организации сионистской рабочей партии; в 1919 г., как и большинство его товарищей, стал членом Украинской компартии. С 1920 г. жил в Киеве, редактировал (вместе с Мойше Хащеватским) еженедельное литературное приложение «Литблэтл» к газете «Комфон». До 1922 г. работал учителем. Первый сборник стихов «Отэм» («Дыхание») выпустил в Киеве в 1922 г., следующий — «Лидэр» («Стихи», М.) — в 1925 г. С этого времени Фининберг целиком посвятил себя литературному труду. Повесть «Галоп» (К., 1926) посвящена событиям гражданской войны. Пьеса «Парни», написанная к десятилетию Октябрьской революции (была поставлена Киевским ГОСЕТом), рассказывала о революционных событиях в России, начиная с 1905 г. Пьеса «Беды» (совместно с И. Фефером, 1930) — попытка эксцентрической комедии. В новаторской поэзии (в стиле В. Маяковского) Фининберг затрагивал актуальные социальные темы тех лет и приобрел известность в еврейской советской литературе. Был активен в общественно-литературной жизни: член киевской литературной группы «Видервукс» (с 1922 г.) и литературной группы «Антенэ», инициатор создания литературного объединения «Бой» («Стройка», К., 1925; совместно с Н. Ойслендером и Л. Резником). Был ответственным секретарем журнала «Ди ройте велт» (Киев). За поддержку эстетических установок конструктивизма, впоследствии объявленных «троцкистскими», был подвергнут резкой критике со стороны «пролетарских» литераторов. В 1930-е гг. выпустил ряд поэтических книг: «Штоленер койех» («Стальная сила»; К.-Харьков, 1934), «Афн ройтн плац» («На Красной площади», стихи и поэмы; К.-Харьков, 1936), «Зингевдик» («С песней»; М., 1936), «Лирик» («Лирика»; стихи 1920–40 гг.; М., 1940) и других. Фининберг — один из классиков детской еврейской литературы; большим успехом пользовался его сборник «Гешихтэс, майселэх ун поэмэс» («Рассказы, сказки и поэмы»; М., 1939). Во время 2-й мировой войны Фининберг добровольно вступил в Красную армию, воевал, был тяжело ранен. Вскоре после войны скончался от последствий ранения. Вышли два сборника военных стихотворений «Фун шлахтфелд» («С поля битвы»; М., 1943) и «Ин ризикн файер» («В гигантском пламени»; М., 1946). Посмертно вышли книга стихов Фининберга «Геклибене верк» («Избранные произведения», М., 1948) и книга переводов на русский язык («Избранное. Стихи и поэмы», М., 1957). Отдельные произведения из творческого наследия писателя публиковались в журналах «Советиш геймланд», например, отрывки из пьесы Фининберга «Николай Петрович» (1963, № 2) и некоторые неизвестные стихи Фининберга. Он перевел на идиш «93-й год» В. Гюго, «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Фауст» В. Гете, рассказы украинского писателя М. Коцюбинского, поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а также много произведений советских писателей: «Разгром» А. Фадеева, «Кара-Бугаз» К. Паустовского, стихи и поэмы В. Маяковского и другие.

18 ноября

1927 - Кинорежиссёр, сценарист, актёр, поэт, народный артист СССР  Эльдар Рязанов родился в Самаре (где жили родители матери) в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Семёновича Рязанова и Софьи Михайловны Шустерман (1902-1969). Вскоре семья Рязановых переехала в Москву, где его отец работал начальником винного главка. В 1930-х годах семья распалась и в дальнейшем будущий кинорежиссёр воспитывался матерью. Сам Эльдар Александрович о том времени вспоминает так: «Мое детство прошло в борьбе между любовью к книгам и любовью к друзьям, которые были полная шпана. Естественно, мне хотелось гонять голубей. Мы играли в расшибалочку, в пристеночек. Мы ходили в соседний двор и стреляли из самопалов во врагов из соседнего двора. И в самый неподходящий момент всегда приезжала мама и говорила: "Элик, иди ко мне!". И мне было так стыдно перед ребятами, что я такой маменькин сыночек. А мама меня очень пыталась отбить от дворового образа жизни. Она мне доставала где-то книжки из "Библиотеки  приключений" с золотым тиснением. И тут сложилась ситуация, когда книжки победили. Я начал читать как сумасшедший. Во время войны наша семья была эвакуирована в Самару, туда же приехал и Большой театр. А в филармонии, напротив нашего дома, выступал Театр оперетты. Я тогда посмотрел "Сильву" раз семнадцать. Я думаю, что любовь к жанру музыкальной комедии зародилась где-то там, наверное. Иначе я даже думать не могу». Эльдар Рязанов в детстве собирался стать писателем, мечтал о путешествиях. По окончании десятилетки он даже отправил письмо-заявление в Одесское мореходное училище. Но шла война, и ответа он не дождался.
Волею случая Рязанов стал студентом 1-го курса ВГИКа (мастерская Г. М. Козинцева). К тому времени Козинцев был уже всемирно знаменитым режиссёром, автором таких фильмов, как «Шинель» (1926), «С. В. Д.» (1928), «Новый Вавилон» (1929), «Одна» (1931), трилогия о Максиме (1934-1939) (все - совместно с Л. З. Траубергом). Среди педагогов Рязанова был и Сергей Эйзенштейн, который «выделил» юного студента. В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, защитившись (совместно с однокурсницей З. П. Фоминой) документальной лентой «Они учатся в Москве». Молодые режиссёры получили диплом с отличием. На протяжении пяти лет Рязанов работал в документальном кино: снимал киносюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», несколько выпусков смонтировал целиком. Он также сделал киноочерки «Дорога имени Октября» (с Л. Дербышевой, 1951), «На первенство мира по шахматам» (1952), «Твои книжки» (с З. П. Фоминой), «Недалеко от Краснодара» (оба 1953), «Остров Сахалин» (с В. В. Катаняном, 1954). В 1955 году Эльдар Александрович стал режиссёром киностудии «Мосфильм» и поставил (с С. Н. Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором были и игровые эпизоды. А через год известнейший советский комедиограф, руководитель киностудии «Мосфильм» И. А. Пырьев буквально заставил Рязанова взяться за кинокомедию. У Пырьева было подлинное продюсерское чутье: фильм «Карнавальная ночь» (1956) имел колоссальный успех. Знаменитый Игорь Владимирович Ильинский сыграл одну из своих лучших ролей - бюрократа Огурцова, а исполнительница главной роли, молодая актриса Людмила Гурченко стала кинозвездой. Песни композитора А. Лепина напевала вся страна! Трудно поверить, что Эльдар Александрович пытался четыре раза отказаться от постановки - но преодолеть плотную «опеку» Пырьева, к счастью, ему не удалось. Дальнейший путь режиссера связан с кинокомедией. Вслед за успехом дебюта наступил период поисков, проб, разведки жанра и разнообразных жанровых сочетаний фантастики, сатиры и эксцентрики («Человек ниоткуда», 1961), бытовой комедии («Дайте жалобную книгу», 1965) и др. В 1962 году Рязанов снял героическую комедию о 1812 годе «Гусарская баллада» (по пьесе А. К. Гладкова "Давным-давно", музыка Т. Н. Хренникова). С 1966 года Рязанов стал писать сценарии своих картин, создавая особый жанр кинематографческой комедийной прозы. За основу сюжета зачастую он брал комедийно-остранённую парадоксальную ситуацию, необыкновенный случай-легенду, городской анекдот: например, "дело" уникального похитителя машин, борца с нечестно нажитой собственностью ("Берегись автомобиля ". 1966), или приключения счастливца, выигравшего крупную сумму по облигации ("Зигзаг удачи", 1968), или инсценировка кражи знаменитого живописного полотна из музея ("Старики-разбойники", 1972) и др. Эксцентрические по завязкам и причудливым поворотам интриги сюжеты обретают на экране достоверность реальных жизненных историй, погружаются и среду, богатую наблюдениями и подробностями, характеры героев и человеческие отношения проработаны психологически точно и тонко. В фильме "Ирония судьбы, или С лёгким паром" (1975, телефильм, в прокате 1976, Госпремия СССР, 1977) и "Служебный роман" (но пьесе Рязанова и Брагинского "Сослуживцы", 1977, Госпремия РСФСР, 1979) использование стихов и песен создают эмоционально насыщенную атмосферу лирических раздумий над жизнью. В фильмах Рязанова важную роль играет музыка (работал с композиторами А. Лепиным, М. Таривердиевым, А. Петровым), органично входящая в постановочное решение и приобретающая функцию поэтической и психологической автохарактеристики героя. В 1980 году Рязанов снял сатирическую комедию "Гараж" и телефильм "О бедном гусаре замолвите слово", в 1983 – фильм "Вокзал для двоих", в 1984-м – «Жестокий романс» (по мотивам пьесы А. Н.Островского "Бесприданница"). В 1983 получил премию за вклад в развитие советской кинокомедии. А еще он снял такие замечательные ленты, как «Забытая мелодия для флейты» (1987), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988), «Небеса обетованные» (1991), «Предсказание» (1993), «Привет, дуралеи!» (1996), «Старые клячи» (2000), «Ключ от спальни» (2003), «Андерсен. Жизнь без любви» (2006), «Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя» (2007). На впопрос одного из российских журналистов, когда ему, Рязанову, было лучше – в СССР или в сегодняшней России, Эльдар Александрович ответил без обиняков: «Я должен сказать, что хорошего времени не было никогда. Потому что раньше были идеологические препоны, коммунистические догмы, с которыми мы должны были считаться, а сейчас финансовые "рогатки", которые иногда преодолеть труднее, чем идеологические. Мы в советское время приспосабливались, обманывали, хитрили, у нас были всякие свои приспособления. Хотя это было очень противно, потому что фильмы нам уродовали, сценарии заставляли переделывать, что-то вырезать. А сейчас то, что делать, нам диктует малообразованная часть нашего населения. Слово "быдло" не хочется употреблять, но это люди, которые находятся на грани дебилизма».

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных,а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2754
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com