Logo


Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!


RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
16 – 22 июля 2009
Рубрику ведет Леонид Школьник

16 июля

1969 – Отмечающая сегодня свое 40-летие американская комедийная актриса Рэйн Прайор – дочь афро-американского актера Ричарда Прайора и американской танцовщицы-еврейки Шелли Бонус. Она торжественно исполняет старинную еврейскую «Кол Нидрэ», не забывая при этом поправлять свой шикарный африканский парик. «Ничего нет более удивительного, чем то, что я одновременно и черная, и еврейка», - улыбается Рэйн. Она вспоминает, как ее бруклинская бабушка учила ее зажигать субботние свечи и готовить «латкес». В 18 лет Рэйн стала играть девочку-сорванца в телефильме канала ABC "Атаман класса", но, увы, испытание славой повлекло за собой и пристрастие к алкоголю, и громкие любовные скандалы. К счастью, в начале 90-х годов с помощью еврейской благотворительной службы Бейт-тшува девушке удалось справиться со всеми недугами, и она до сих пор на всех своих концертах благодарит раввина Марка Боровица, который помог Рэйн вновь почувствовать себя не только актрисой, но и еврейкой. Она начала изучать ТАНАХ и исполнять песни Шломо Карлебаха и Дебби Фридман. «Одно время я даже думала выучиться на кантора», - признаётся Рэйн Прайор. В то же время она начала писать серию автобиографических песен и сценок, которые вылились в яркое шоу «Жареный цыпленок и латкес». Актриса поначалу нервничала, не зная, какой будет реакция на ее шоу со стороны родственников отца и матери, но и тем, и другим работа Рэйн понравилась – в том числе и ее полностью парализованному с 1991 года отцу-афроамериканцу. Сегодня Рэйн Прайор – не просто чернокожая еврейка, она исповедует иудаизм и приобщает к нему своих детей. «Я должна передать им всю глубину еврейского наследия», - говорит актриса.

17 июля

1921 – Талантливая поэтесса Хана Сенеш родилась в Будапеште, ее отец, Бела Сенеш, — одаренный еврейско-венгерский писатель, умер молодым, когда она была еще ребенком. Между осиротевшей девочкой и ее матерью, Катериной Сенеш (урожденной Зальцбергер) установились необычайно трогательные, сердечные отношения, какие редко бывают между детьми и родителями. Мать много сил отдавала воспитанию дочери и оказала на нее огромное влияние. С детства проявилась незаурядная одаренность Ханы, и она была первой ученицей в школе. Девочка воспитывалась в зажиточном еврейско-венгерском доме, очень далеком от национальных традиций, посещала венгерскую, а не еврейскую, школу. И всё же атмосфера усиливавшегося антисемитизма, отголоски народных страданий, сигналы бедствия, доходившие из Палестины, — всё это раздувало в ее душе уголек национального самосознания, приобщило к благородным идеям сионизма. И Ханой овладела одна страстная мечта — Эрец Исраэль. 19 сентября 1939 года, когда Вторая мировая лишь начиналась, и никто не был в состоянии предсказать размеры и масштабы грядущей Катастрофы, Хана репатриировалась в Палестину и поступила в сельскохозяйственную школу в Нахалале, где пробыла два года. Закончив учебу, она решила, после короткого периода колебания и поисков, присоединиться к движению «ха-Кибуц ха-меухад» - к одной из групп рабочей молодежи. 22 декабря 1941 года она вступила в коллектив кибуца “Сдот-Ям - Кейсария”. Более двух лет Хана проработала в нем, и тут в ее сознании вспыхнула мысль о священной миссии по спасению от смерти запертых в гетто и лагерях евреев диаспоры. Эта мысль зрела в ней в течение ряда лет. В тот день, когда она прощалась со Страной, ей довелось встретиться с единственным братом, горячо любимым Гиорой, прибывшим в Палестину из Франции. Назавтра она была уже по пути в Каир. 11 марта 1944 года она улетела в Италию, а 13-го приземлилась с парашютом в Югославии, среди партизан, боровшихся с нацистами. Около трех месяцев скиталась она по партизанскому краю, стремясь пересечь границу, не давая покоя ни себе, ни товарищам. 9 июня ей, в конце концов, удалось пробраться через границу в Венгрию, но назавтра же она попала в руки нацистов, став жертвой предательства. Пять последних месяцев своей жизни она провела в фашистском застенке, а 7 ноября 1944 года (21 хешвана 5705 года) была казнена. Тюрьма и пытки не сломили ее духа, никакими страданиями не удалось заставить ее покориться, выдать секреты своей миссии. Неизвестные похоронили ее на “Площадке мучеников” в Будапеште. В 1950 году ее останки были доставлены в Израиль, и на горе Герцля в Иерусалиме Хана Сенеш нашла свой последний покой. А ее стихи и песни до сих пор звучат в Израиле. Особенно эта песня – «Эли, Эли... Шело игамер леолам...».

18 июля

1937 - Американский химик Роальд Хофман (при рождении Сафран), названный в честь норвежского исследователя Роальда Амундсена, родился в г. Злочув, Польша (ныне Золочев, Украина), в семье инженера-строителя Хилеля Сафрана и школьной учительницы Клары Розен. Когда немцы оккупировали эту местность, Сафраны были интернированы в гетто, а затем в трудовой лагерь. В 1943 г. Сафрану-старшему удалось тайно переправить сына и жену из лагеря, и остаток войны они прятались на чердаке школы вблизи украинского хутора. Отец Хофмана остался в лагере и, как большинство заключенных, был уничтожен нацистами. Хофман и его мать сумели остаться в живых и были освобождены советскими войсками в июне 1944 г. Позднее они переехали в Краков, где мальчик смог посещать школу и где мать вышла замуж за Пауля Хофмана. В течение последующих трех лет Хофманы жили в лагере для перемещенных лиц в Австрии и Германии. В 1949 г. они смогли эмигрировать в Соединенные Штаты Америки, где обосновались в Нью-Йорке. Хофман выучил английский язык, свой шестой язык, посещая государственную школу в Бруклине, а затем поступил в Стайвесантскую среднюю школу, специализирующуюся на изучении естественно-научных предметов. Он начал свое высшее образование по медицине в Колумбийском университете в 1955 г. и через три года получил степень бакалавра, после чего в 1959 году  специализировался в области квантовой химии в университете города Упсала в Швеции, в 1960–61 гг. по программе студенческого обмена учился в МГУ. В 1962–65 гг. Хофман работал ассистентом лауреата Нобелевской премии Р. Б. Вудворда в Гарвардском университете, с 1965 г. он - профессор Корнельского университета в городе Итака, штат Нью-Йорк. Имя Роальда Хофмана в мировой науке стало известно еще в 1965 г., когда в результате совместной работы Р. Б. Вудворд и он сформулировали принцип сохранения орбитальной симметрии при химических реакциях («правило Вудворда-Хофмана»). Это открытие произвело переворот в химической науке, поскольку не только пролило свет на многие до того казавшиеся неразрешимыми проблемы химической кинетики, но и сделало возможными весьма точные предсказания хода и результатов химических реакций. Продолжая в Корнельском университете свои исследования, Хофман построил обобщенную квантовую теорию атомных и молекулярных столкновений в ходе химических реакций, обеспечив область экспериментального химического синтеза мощными средствами теоретического расчета и прогноза. В 1981 г. Хофман за свои научные достижения был удостоен Нобелевской премии по химии (совместно с К. Фукуи). В последующие годы Хофман получил важные результаты в исследовании структуры и реактивности ряда неорганических и металлоорганических молекул и предсказал новые типы химических структур, которые позднее были синтезированы другими учеными. Роальд Хофман является обладателем многих других престижных научных премий и медалей, в том числе Золотой медали имени Н. Н. Семенова АН СССР. Он член Американской академии искусств и наук, Национальной АН США, АН Швеции, Индии, Финляндии, России и других стран, а также почетный доктор Йельского и многих других университетов. Важное место в жизни ученого занимает искусство, которое, на его взгляд, имеет с наукой значительно больше общего, чем отличного. Хофман поддерживает постоянные контакты с израильскими коллегами и часто приезжает в Израиль для чтения лекционных курсов.

19 июля

1901 – Этот выдающийся учёный в области теоретической и прикладной механики, член Национального комитета по теоретической и прикладной механике, член-корреспондент АН СССР по Отделению технических наук (теоретическая и прикладная механика) однажды сказал коллегам: «Я сильно подвёл кафедру - не подписал вчера письмо против Сахарова...». Имя этого «неисполнительного» ученого -Анатолий Исаакович Лурье. Он  родился в Могилёве-на-Днепре, был пятым ребенком, долгожданным сыном в семье, где до него рождались одни дочери. Первые арифметические знания Анатолий получил от матери, впоследствии занимался с репетитором, и к вступительным экзаменам в гимназии был хорошо подготовлен. Тем не менее, «для верности» решено было сдавать экзамены не в Могилёве, а в Москве, где преподавал в одной из гимназий старый друг и университетский товарищ Исаака Анатольевича Иван Петрович Силинич. И мама Анатолия Лурье Розалия Осиповна в 1911 году отправилась с сыном в Москву.
Процентная норма, установленная при Александре III, ограничивала число еврейских детей, принимаемых в гимназию, поэтому нужно было особенно хорошо сдать вступительные экзамены. Диктант по русскому языку был написан отлично, но с арифметикой произошёл казус. Анатолий совершенно правильно решил предложенные задачи, но сопроводил своё решение пространным комментарием, занявшим чуть ли не целую тетрадку. Проверявший работу преподаватель был удивлён излишне подробным решением и поставил за работу тройку. Когда Розалия Осиповна узнала об этом и пришла за объяснениями, он воскликнул: «Чего же вы хотите, ведь ваш сын получил удовлетворительную отметку?» - «Да ведь он же еврей!» - сказала она. «Что вы говорите! Как же я раньше не догадался?» - и огорчённый преподаватель тут же переделал тройку на пятёрку. В июне 1925 года Анатолий Лурье окончил Ленинградский политехнический институт (ЛПИ). В 1925-1941 годах работал в нём, с 1935 года - в должности профессора. В 1936-1941 гг. заведовал кафедрой теоретической механики ЛПИ и по совместительству возглавлял отдел механики НИИ математики и механики ЛГУ.  В 1939 году без защиты диссертации профессору Анатолию Исааковичу Лурье была присуждена ученая степень доктора технических наук. В 1942-1944 годах он заведовал кафедрой теоретической механики Уральского индустриального института. С 1944 по 1977 годы профессор А.И. Лурье заведовал кафедрой "Динамика и прочность машин" Ленинградского политехнического института. В первых своих учебниках по механике, которые А.И. Лурье написал в соавторстве со своим другом проф. Л. Г. Лойцянским, были очень удачно увязаны классические достижения механики с потребностями современной техники.
Завершить этот рассказ о талантливом ученом и прекрасном человеке Анатолии Исааковиче Лурье хотелось бы пронзительным до слез монологом из воспоминаний его сына К.А. Лурье: «Не могу не вспомнить об эпизоде, относящемся совсем к другому времени, произошедшем спустя несколько дней после кончины Анатолия Исааковича. Никакое дело в России не делается без бумажки, а для того, чтобы организовать похороны на Комаровском кладбище, потребовалась не бумажка, а бумага, которую должен был подписать председатель Сестрорецкого исполкома. В назначенный день мы с Евгением Петровичем Гильбо явились к нему на приём. Председателя звали... не важно как, хотя отчество было подходящее - Ильич. Он долго разглядывал бумагу и, прежде чем подписать, заявил: «Запомните, никто из родственников не будет там похоронен». В первый момент я был поражён таким откровением, но делать было нечего, пришлось запомнить. Ведь это похороны по первому разряду. Его бы устами да мёд пить... Наконец, председатель взял ручку и медленно вывел поперёк левого верхнего угла: «Разрешаю ввиде исключения» («в виде» было, конечно, написано слитно). Можно себе представить, учитывая момент, мою реакцию... Если это - исключение, то в чём состоит правило? Наивный вопрос... Но, выходя из приёмной, я подумал: а ведь он прав... Ильич прав! Примечательно, что этот человек, сам того не подозревая, в трёх (нет, в двух!) словах подвёл итог жизни отца! И в самом деле, его жизнь, как и жизнь многих из этого поколения, разве не была построена на исключениях? Разве не исключение, что семья уцелела в могилёвском погроме, что отец остался жив, несмотря на гражданскую войну, когда люди погибали ни за грош? Разве не исключение, что он не попал в жернова чисток, сначала «по социальному происхождению»,  а потом просто так, по разнарядке, в 37-38 годах? Разве не исключение, что в одну прекрасную ночь в 37-м году, когда раздался звонок в дверь и отец пошёл открывать, он увидел перед собой не «гостей дорогих», а пьяного дворника, притулившегося к дверной кнопке? Разве не исключение, что папина сестра Изабелла Исааковна приехала в Могилёв 19 июня, а 25-го буквально силой вывезла оттуда стариков-родителей? Разве не исключение, что отец был вывезен Галёркиным из Ленинграда в конце августа, а через два часа после того, как поезд прошёл Мгу, эту станцию заняли немецкие диверсанты? Разве не исключение, что Анатолий Исаакович на удивление всем был избран в члены-корреспонденты Академии наук? Наконец, разве не «ввиде исключения»  он похоронен 14 февраля 1980 года на Комаровском кладбище?».

20 июля

1915 – Молдавский писатель Самсон Шляху (настоящие имя и фамилия - Шимшон Гершевич Шлейзер) родился в бессарабском местечке Калараш Оргеевского уезда (теперь райцентр Каларашского района Молдовы). В годы Великой Отечественной войны служил в действующей армии; после демобилизации поселился в Кишиневе. Печататься начал в 1946 году. Первый сборник рассказов «Строители» вышел в 1950 году. Большинство романов Шляху посвящены фронтовой теме: «Товарищ Ваня» (1955), «После войны» (1957), «Необстрелянные» (1968), «Надёжный человек» (1970). В романе «Нижняя окраина» (1963) действие происходит в Бессарабии 1930-х годов. Проза Шляху переводилась на венгерский язык, выходила в Румынии и в переводах на русский язык. По повести «Солдат идёт за плугом» на киностудии «Молдова-фильм» в 1972 году был поставлен художественный фильм «Последний форт». В 1968 году Самсон Шляху стал лауреатом премии комсомола Молдавии за книгу «Товарэшул Ваня» («Товарищ Ваня»). Умер писатель в 1993 году в Кишиневе.

21 июля

1920 – Выдающийся скрипач и музыкальный деятель Айзек Стерн родился в местечке Кременец, Украина. В 1921 году родители мальчика эмигрировали в США. В детстве он учился игре на фортепиано у матери, в 1930–37 гг. — на скрипке у Н. Блиндера (1889–1965) в консерватории Сан-Франциско, в 1937 г. — у Л. Персингера в Джульярдской школе (Нью-Йорк). В 11 лет Айзек Стерн исполнил вместе с Блиндером концерт Баха для двух скрипок в сопровождении симфонического оркестра Сан-Франциско, а в 1934 году дал первый сольный концерт. В Нью-Йорке Стерн дебютировал в 1937 году. Стремительный взлет его карьеры произошел во время Второй мировой войны, когда он многократно выступал перед военнослужащими американских войск в Гренландии, Исландии и на военных базах США в Тихом океане. В те же годы Стерн дебютировал в «Карнеги-холл» (1943) и впервые выступил с Нью-Йоркским филармоническим оркестром (1944, дирижер А. Родзинский). Впоследствии Стерн сыграл с этим оркестром более 80 раз, больше, чем все другие скрипачи. В 1948 г. дебютировал в Европе, выступив на Люцернском фестивале (Швейцария), после чего слава Стерна вышла за пределы Америки. Расцвет исполнительской деятельности Айзека Стерна приходится на 1950-е гг., когда он активно гастролирует по многим европейским странам, СССР, Австралии, Японии, странам Южной Америки. Он принципиально отказывался выступать в Германии, выражая тем самым свой протест против нацизма. В 1950 г. Стерн был приглашен великим виолончелистом П. Казальсом на фестиваль в Прад (Франция). Знакомство с Казальсом глубоко повлияло на творческие и общественные взгляды Стерна, а сотрудничество музыкантов продолжалось вплоть до смерти Казальса. Часто партнерами Стерна в камерных ансамблях и концертах были пианисты А. Закин, Д. Баренбойм, Е. Бронфман, скрипачи Д. Ойстрах (знаменательна запись концерта для двух скрипок с оркестром Баха, сделанная Стерном и Ойстрахом), И. Перелман, П. Цукерман,  виолончелист М. Ростропович. С начала 1960-х годов Стерн совмещал концерты и записи с музыкально-общественной деятельностью. В 1960 г. он возглавил кампанию по спасению зала «Карнеги-холл», затем возглавил Фонд «Карнеги-холл». В 1979 г. он предпринял поездку в Китай, сыгравшую огромную роль в развитии музыкального образования на Дальнем Востоке. Особое место в жизни Стерна играла его деятельность в Израиле. Впервые выступив в 1949 г. (большая серия концертов с Израильским филармоническим оркестром), он регулярно приезжал в Израиль до конца жизни, давал сольные концерты, выступал с израильскими оркестрами (как правило, отказываясь от гонорара), занимался музыкально-общественной деятельностью. Стерн часто выступал перед воинами Армии обороны Израиля во время  Шестидневной войны и Войны Судного дня, участвовал в концерте Израильского филармонического оркестра под управлением Л. Бернстайна на горе Скопус 9 июля 1967 г. (первый концерт в объединенном Иерусалиме). В 1991 г., в дни войны в Персидском заливе Стерн в знак солидарности с еврейским народом приехал в Израиль; во время одного из концертов в Иерусалиме раздался сигнал воздушной тревоги, но скрипач не ушел со сцены и продолжал играть. В 1992 г. Стерн вместе с Иерусалимским симфоническим оркестром участвовал в концерте, посвященном открытию нового здания Верховного суда Израиля, регулярно участвовал в юбилейных фестивалях Израильской филармонии. Стерн был одним из основателей и активных членов Американо-израильского культурного фонда, поддерживающего молодых музыкантов. По инициативе Стерна и при его материальной поддержке в 1973 г. в старейшем иерусалимском квартале Мишкенот-Шаананим был создан Иерусалимский музыкальный центр, пользующийся международным авторитетом: здесь регулярно проводятся показательные уроки («мастер-классы») выдающихся музыкантов, конференции, семинары и т. д. Благодаря Стерну приглашение посетить Израиль получил П. Казальс, что стало причиной тесных творческих контактов великого виолончелиста с Израилем в последние годы его жизни. Стерн оказал поддержку и способствовал музыкальной карьере ныне знаменитых израильских музыкантов И. Перелмана, П. Цукермана, Ш. Минца (родился в 1957), Мирьям Фрид (родилась в 1946), Е. Бронфмана, Г. Шахама (родился в 1972) и других. Стерн работал и в кинематографии. Он записал соло на скрипке в музыке к фильмам «Юмореска» (1946) и «Скрипач на крыше» (1971), сыграл роль Изаи в фильме о С. Юроке «Сегодня мы поем» (1953), по его инициативе по итогам его поездки в Китай был сделан документальный фильм «От Мао до Моцарта» (1981). В 1981 г. за заслуги в области  кинематографии удостоен премии «Оскар». В 1975 г. Стерн получил премию имени А. Швейцера «За жизнь, посвященную музыке и гуманизму», в 1987 году - премию Вольфа. Скончался Айзек Стерн в Нью-Йорке в 2001 году.

22 июля

1939 – Гилу Альмагор не случайно называют «первой леди современной израильской сцены и кино». Впервые на сцене «Габимы» она появилась в 17-летнем возрасте, и с тех пор ею сыграны сотни блестящих ролей и в театре, и в кино. В 25 лет, по возвращении из Нью-Йорка, где она училась два года, Гила сыграла более чем в 40 фильмах, была ведущей и участницей множества телевизионных и радио-шоу. Гила Альмагор – автор популярной в Израиле молодежной прозы. Ее автобиографическая книга «Лето Авии» (кстати, переведенная на девять языков) - о жизни девочки в годы накануне провозглашения Государства Израиль - была экранизирована, и Гила сыграла в этом фильме, ставшем классикой израильского кино, главную роль. Этот фильм был удостоен множества различных наград на международных кинофестивалях – в том числе был назван лучшим зарубежным фильмом на Международном кинофестивале в Сан-Ремо в 1989 году. А совсем недавно (в 2005 году) она сыграла роль матери Авнера, главного героя фильма Стивена Спилберга «Мюнхен». Альмагор – инициатор и учредитель благотворительного Фонда «Желание» - для детей, больных раком. В 1994 году Гила стала лауреатом высшей награды страны  – «Прас Исраэль» - за многолетний вклад в развитие израильской культуры. Муж Гилы Альмагор – директор театра «Габима» Яаков Агмон. А сама Гила – председатель комиссии по культуре при муниципалитете Тель-Авива-Яффо.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных,а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 3717
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com