Logo
September 2019


Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!


RedTram – новостная поисковая система

Поэзия Израиля
Меж адом и раем, меж явью и сном
Михаил Копелиович, Маале-Адумим

Когда бы я был поэтом – я бы нашёл слова
точные и единственные, не мучаясь. не морочась…
Б.Окуджава, «Подмосковные фантазии»


Это я к тому, что Евгения Босина именует себя «человеком, искренне старающимся писать (на снимке) стихи». Она, конечно, прибедняется, как и Окуджава в названном стихотворении, написанном уже в 90-е годы минувшего века.

Но в случае Евг.Босиной дело ещё и в другом: она внутренне стесняется того, что начала писать только в 46 лет, на четырнадцатом году жизни в Израиле. Случай достаточно редкий. Бывало, что поэты (особенно советские) переживали более или менее длительные перерывы в стихописании – то ли в результате творческого кризиса, то ли, как Н.Заболоцкий или В.Шаламов, по не зависящим от них причинам. Но такое!

В принципе это не важно. Важно, какие стихи стекают с пера стихотворца. Читая четыре сборника Евг.Босиной, изданные начиная с 2005 года («Снегопад в Галилее») и кончая 2017-м («Зелёное солнце»), видишь и то, что даже в самых ранних стихотворениях творческая манера автора вполне определилась, и то, что поэт не стоит на месте – растёт и совершенствует своё мастерство. Возьму по одному из текстов в обоих названных сборниках – разумеется, в извлечениях (это, конечно, несколько схематизирует картину роста, но, с другой стороны, если все цитируемые стихотворения приводить полностью, они составят ещё один сборник): «Здесь печалью окутаны горы…» (из сборника «Снегопад…») и «Здравствуй, время неуюта…» (из «Зелёного солнца»).

Разве это кому-нибудь надо –
Помнить тени на белом песке?
Я жила раньше в сказочном Граде,
А теперь я живу в городке,
И под грохот морского прибоя
Понимаю ясней и ясней:
Никогда не была там чужою,
Никогда здесь не стану своей.

Градом она, по примеру М.Булгакова («Белая гвардия»), называет родной Киев, а городок – по-видимому, Нагария, где она проживает в настоящее время. Вообще здесь всё предельно ясно: человека настигла ностальгия.

Здравствуй, время неуюта,
Здравствуй, новая напасть!
У меня украли утро –
Больше нечего украсть.
В день недобрый, в час беззвёздный,
Тридцать чёрного числа
У меня украли воздух,
Чтоб дышать я не могла.

………………………………………….

Незаметно, поминутно
Исчезают даль и высь.
У меня украли утро –
Просто утро. Просто жизнь.

Здесь сплошные туманности. Кто украл утро? А тридцать чёрное число? В месяце же не больше тридцати одного дня. Ну и «равенство» утра и жизни – это как понимать? Но не всегда ясность лучше скрытости. В этом стихотворении интонация важнее той конкретики, которая её породила. Грусть и тревога держат оба текста, но в раннем – всё слишком прямо, слишком «прозаично», а в зрелом – верховодит лиризм. Заключительная строка бьёт по нервам.

Характерным признаком поэтического творчества Евг.Босиной является антиномичность, что связано с душевным устройством поэта. У неё очень часто встречается предлог «меж», а если он иной раз отсутствует, то бывает, что подразумевается. В любом случае после «меж» и через союз «и», который в соответствующих стихах и разделах сборников играет противительную роль, встречаем точные антонимы. (Поэтому я и назвал свою статью, дважды употребив это самое «меж» – меж антонимов.) Вот пример: мотив дома – бездомья, один из фундаментальных в поэзии Евг.Босиной.

«Переезд-1» (сб. «Там, где нас нет», 2009):

Не надо было дом любить,
Как любят человека…
О, как же трудно уходить,
Когда уход - навеки!
А сможет ли понять другой,
Случайный, посторонний,
Что дом не каменный – живой,
Что он одушевлённый?

……………………………….

Не раз от бед меня спасал,
Водил моей рукою,
Болел, грустил и ликовал,
И мучился строкою…

Смутновато.

«Чуть-чуть помедлю, а потом…(сб. «Путь в страну Гиперборею», 2013):

Чуть-чуть помедлю, а потом…
Потом шагну через порог,
И здесь кончается мой дом
И начинается восток,
И здесь кончается мой мир
И начинается другой,
Где пахнет счастьем вечный мирт,
Где пахнет горем вечный зной…

Яснее (и сильнее).

«Другого дома не нашлось…» (сб. «Зелёное солнце», 2017):

Другого дома не нашлось…
А в этом – даже стены
Навек пропахли и насквозь
Ненужностью и тленом.
Затянут мглой дверной проём,
И окна смотрят мутно…
И всё – как будто в доме том,
И люди в нём – как будто.
Как будто спят, едят и пьют,
Как будто бы одеты,
Но все бездомны – вот в чём суть! –
В пропащем доме этом.
Где обитают души их
И кем их лица стёрты?
Их нет давно среди живых,
Но нет и среди мёртвых…
И билась жилка на виске
Над мукою загадки,
И плакал ангел в уголке,
За пальмой в пыльной кадке.

Трубный глас! Налицо позитивная эволюция творческого сознания поэта. И снова – антоним: живые – мёртвые (на сей раз через союз «но»).


О других мотивах, их сравнительной ценности и цельности – уже только на материале последнего сборника. Сила воображения: стихотворение-запев раздела «Вчера», первого в сборнике: «Ты скажешь, конечно, мол, выдумка, нонсенс…»; оно о том, что кто-то пылающий, дальний, огромный/ Меня осенял изумрудным лучом.// И небо вскипало зелёною страстью...

Мотив обжигающей памяти: «Дана мне мука – помнить этот день…»

Мотив сна, лучшего, чем явь: «Чужая война-1». Но, с другой стороны, «Ни звука, ни полслова о войне…» – прекрасное стихотворение, где «война» рифмуется с «волной», и где замена первой второю («забытый сон») будет нашею с тобой/ пусть маленькой, но всё-таки победой.

Муза – крылатая и бескрылая (вот и ещё один антоним): «День качнётся…», но «И Кто-то (понятно, Кто, коль с заглавной буквы. – М.К.) откликнулся и понял…», и сломанные крылья срастаются – вместе с душой поэта.

«Зачем всё это было нужно?..» С этим мотивом связан «соседний» – собственное творчество, неоднократные попытки осознать его ценность. Негативные: «… А в духоте комода, в уголочке…» и позитивные: «Не на земле, не в облаках…»; два последних – смежные.

Мотив «обычных дел» («Обычный день. Обычные дела…»). И замечательное стихотворение «Между мной и темнотой…», примыкающее к предыдущему.

Ещё одна антиномия состоит в постепенности раскрытия души навстречу новой родине – стихотворение «Хамсин-2» («В хамсины музы не летают…»). А раньше, в стихотворении «Здесь печалью окутаны горы…» (сб. «Снегопад в Галилее»), было: Полюблю эту горькую землю,/ На которой … не быть мне своей. Ещё раз напомню, что Евг.Босина впервые разразилась стихами в 2004-2005 годах, зато с тех пор пребывает в состоянии, условно говоря, «ни дня без строчки». Постепенно её муза обрела сильные крылья, как то было, к примеру, у известной ещё в Союзе Елены Аксельрод, репатриировавшейся в том же 1990 году, что и Евгения. Евг.Босина так привыкла к новым условиям, что ей однажды даже померещилась пушкинская крылатка в изломах улиц Тель-Авива (стихотворение «Хамсин-3»).

Хочу подчеркнуть, что антиномическое мышление имманентно Евг.Босиной, как и высокий градус эмоций. Концовка стихотворения «Не на земле, не в облаках…» живую лирическую героиню затмевает тень: А тень – стократ живей меня…Так или иначе, здесь повторяется ситуация пьесы Евг.Шварца «Тень». А в стихотворении «Просыпайся! – 2» Петушиное звонкое слово явно противостоит спящей душе, где всё свинцовей оковы/ Странных, смутных, запутанных снов. Всё это не просто риторика, за этим – растревоженная (хоть и спящая) душа поэта. Кстати, в первом стихотворении из этого диптиха есть само в себе антиномичное уподобление: ледяное, как пламя, пространство.

Имеются также (в стихотворении «Опять, опять тоска по снегу…») отличные метафоры: Лесов приёмные покои,/ Полей пресветлые палаты… Стихотворение в целом печальное, но в данном случае печаль целительна: А я спала, мне мнилось счастье:/ Не свет, а снег в конце туннеля.// И пахло счастье утром стылым,/ Сосной, нетопленою дачей/ И почему-то детским мылом –/ Тем, от которого не плачут. А ещё через две страницы следует: Между мной и темнотой/ Летний полдень золотой… Это зачин, а разрешается мотив очень сильно: Мама – тающей свечой –/ Между теменью и мной. Раздел «Сегодня» в «Зелёном солнце» завершается стихотворением «Звук родится из света и тьмы…»; а можно было бы меж светом и тьмой…

Одно из лучших стихотворений «Зелёного солнца» – «О глупой Молли» (в разделе «Завтра»). Оно написано довольно редким размером – 8-стопным хореем. Впрочем, если учесть, что рифмуются слова перед срединной цезурой, то с полным правом можно считать, что хорей здесь обычный, 4-стопный, и, стало быть, стихотворение могло состоять не из 5,5 строф, а из 11 и заняло бы не одну, а две страницы текста. Так вот, здесь что ни строка, то антиномия. Самая сильная в мировоззренческом смысле – Будет вещим твоё слово, будет новым твоё тело… Между вещим словом и новым телом – дистанция огромного размера (как между духом и материей). И есть в этом стихотворении прекрасные тропы: … тонко-тонко плачет корень распроклятый// <…>/ он исходит светом млечным, он сочится бурой кровью; и ещё «напиться воли». В целом стихотворение несколько мистическое, но в данном случае мистика оправдана мотивом.

Выделю ещё одно стихотворение (третье из цикла «Филология» в разделе «Завтра»), обнажающее душу поэта «до изнанки»: «Я – учитель русского языка» – таково прозаичное начало, первая строка этого текста. Она прозаична и содержательно, и стилистически. И соответствует профессии Евг.Босиной. Но дальше… Она смотрит на море, впадающее в облака,/ … на солнечный подгоревший блин и думает: – Господи, вот ещё один…Видимо, ей кажется, что тут до неё побывал её коллега по профессии. Она придумывает ему фантастическую биографию и даже язык,/ Тяжёлый, лживый, насквозь больной/ И если не мёртвый, то полуживой?

Я – дело другое, я его
Люблю, как язычник своё божество –
Смурное, источенное червём,
Но нам, язычникам, всё нипочём…

Но не следует верить видимости. На самом деле Язык – не враг мой, он – мой капкан,/ Моя возлюбленная западня:/ Вцепился и держит за горло меня. Подумать только – западня возлюбленная! (Вот у меня была западня ненавистная – не язык, а очень далёкая от него специальность.) А концовка закольцовывает лирику издевательской прозой: А он мне:/ – Не спрашивай. Просто учи. Удивительное самобичевание, но и «перпендикулярно» триумф.

Вот такой непредсказуемый поэт Евгения Босина. И поэтому боюсь прогнозировать характер её дальнейшего творчества. Могу только принять к сведению, что она – человек, искренне пытающийся писать стихи. Хорошие стихи!

Февраль 2019
Количество обращений к статье - 2026
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (2)
Гость Евгения Босина | 31.03.2019 08:09
Спасибо, моя дорогая! Буду стараться!
Рая Фишер | 30.03.2019 20:57
Восхищаюсь! Люблю! Не останавливайся, Женечка!!!

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку





© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com