Logo
14-24 янв. 2019



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
19 Янв 19
19 Янв 19
19 Янв 19
19 Янв 19
19 Янв 19
19 Янв 19
19 Янв 19
19 Янв 19
19 Янв 19













RedTram – новостная поисковая система

Аналитика
Двойная жизнь
незваных и избранных
Александр Гордон, Хайфа

У еврейской мечты о равенстве с народами диаспоры длинная и горькая история. Эмансипация расширила пространство проживания евреев, их занятия и образование. Они разбивали стены гетто, выходили из местечек черты оседлости и читали множество книг на разных языках в дополнение к чтению священных книг еврейского народа, а постепенно и вместо последних. Они боролись за гражданские права и уравнение в правах с неевреями. Они изучили язык «своей» страны на уровне родного. Они читали и создавали литературу «своей» страны, добивались успехов в науке, философии, просвещении, бизнесе, искусстве и даже в политике. Но они путали знание языка, литературы и истории страны, где родились и проживали, с комплексом чувств, испытываемых по отношению к родине. Долгие годы пребывания в стране, жизнь в ней поколений предков, не превращали их в коренное население, а оставляли на них клеймо чужаков.

Пророк

Моисей (Мозес) Мендельсон (1729-1786), сын переписчика Торы из города Дессау (Германия), религиозный человек, смуглый горбун маленького роста, философ и мыслитель, стал властителем дум германской интеллектуальной элиты. Мендельсон, не получивший образования в германских университетах, покорил своим умом немецких писателей и мыслителей. Лессинг и Кант, Шиллер и Гете преклонялись перед его талантом. Гете посетил Берлин в мае 1778 года и «не встретился ни с одним поэтом, а только с Мендельсоном». Мендельсон был для Канта «самой важной личностью». Немецкий философ хотел «поддерживать постоянную связь с подобным человеком, имеющим столь мягкий и живой характер и столь светлую голову…»

Мозес Мендельсон. Фото: istockphoto.com/

В 1782 году Мендельсон опубликовал перевод с латинского языка книги «В защиту евреев» Менаше бен Исраэля, учителя Спинозы и главного «виновника» возвращения евреев в Англию после их шестисотлетнего отсутствия в Альбионе. Эта публикация стала прелюдией к началу его собственных публикаций по решению еврейского вопроса. В книге «Иерусалим» (1783) Мендельсон описал версию еврейской жизни, основанную на разуме и соответствующую идеям Просвещения: можно быть евреем, соблюдающим заповеди, и просвещенным немцем. Он считал, что евреи – культурная, религиозная, но не национальная группа. Он критиковал евреев и антисемитов. Евреям он говорил: «Примите обычаи и законы страны, в которой вы живете, но придерживайтесь веры отцов». Противникам евреев он говорил: «Вы связываете нам руки и обвиняете нас в том, что мы не можем ими двигать». Мендельсон утверждал, что христианство – религия веры, а иудаизм – религия дела. По его мнению, христианство придает догмату исключительно важное значение. Тора менее требовательна в отношении верований в те или иные догматы, она приказывает исполнять законы. Эти законы призваны упорядочить и улучшить жизнь. Хотя Мендельсон был верующим евреем, в своей просветительской деятельности он придерживался рационального подхода. Мирабо утверждал, что книга Мендельсона «достойна быть переведенной на все языки».

Целью еврейского Просвещения - Гаскалы - был синтез еврейской и мировой культуры. «Просвещенный» еврей мог оставаться евреем, пользовался всеми гражданскими правами страны проживания, получал и нерелигиозное образование. По Мендельсону, изоляция от нового наносит немецким евреям большой вред. Они больше не могут оставаться нацией внутри нации. Хотя Мендельсон был религиозным евреем, почти все, что он написал в последние 17 лет жизни по-немецки и на иврите, предназначалось для проведения гражданской и культурной реформы жизни евреев в Германии. Он призывал к замене священных текстов, переведенных на идиш, текстами на иврите. Он убеждал евреев в необходимости оживить иврит и вместе с тем использовать немецкий язык, который, по его мнению, освободит, возвысит евреев и выведет их из гетто. Он перевел Библию на немецкий язык (1778). Но евреи Германии, включая его собственных детей, отвергали иврит и тянулись к немецкому языку.

Мендельсон стал предтечей еврейского либерализма. Еврейский либерализм расширял традиционный облик обитателя местечка или гетто, изучающего единственную в своем роде Книгу, но только одну. Еврейский либерализм должен был решать две противоречившие одна другой задачи: 1) «улучшить» и «модернизировать» еврея, показав его «нормальность» и добившись для него равенства в правах с неевреями, 2) не потерять сущность еврейства, которая, по определению, не должна подвергаться изменениям. Но в Германии либерализм по-еврейски стал все чаще ассоциироваться с реформизмом в иудаизме, а затем с равнодушием к религии и с санкционированным законом 1876 года о праве выхода из еврейской общины без обязанности присоединяться к другой религиозной общине. Призывы к ассимиляции еврейской культуры в мировой дали толчок к ассимиляции немецких евреев в германском обществе и привели к радикальным, неожиданным и неприятным для философа результатам: четверо из шести его детей и восемь из девяти его внуков крестились.

Мендельсон был, вероятно, первым, кто предложил дуальность как образ жизни. В книге «Иерусалим» он утверждал, евреи должны быть немцами и евреями одновременно. Он заявлял, что в исповедовании иудаизма и принадлежности к немецкой нации нет никакого противоречия. Поэт XIX века Иегуда-Лейб Гордон, сторонник Просвещения, так выразил эту дуальность: «Будь евреем в шатре своем и человеком, выходя из него». Эмансипация стала наполняться новым смыслом, но равенство в правах все чаще воспринималось как право на ассимиляцию. Отчаяние еврея Просвещения выразил польский педагог, писатель и врач, доктор Генрик Гольдшмит, взявший польское имя Януш Корчак, считавший себя поляком по национальности и евреем по вероисповеданию и погибший в лагере смерти Треблинка в 1942 году: «Таким евреям, как я, живущим двойной жизнью и лишенным фундамента традиции, стало очень скверно. Я выбился из привычной жизненной колеи и никак не мог выбрать новую». Немецкие националисты считали, что евреи участвуют в маскараде, рядятся в немцев, играют роль патриотов и крадут у тех отечество. Их естественно не интересовала вторая часть трагического уравнения – уход евреев из своего национального дома, отказ от солидарности и общности, служивших защитой от чужой и враждебной окружающей среды. Просвещение, эмансипация индивидуализировали еврея, лишая его национального «мы», коллективного бытия. Дуальный образ жизни вел к двойному поражению евреев. Нееврейское общество относилось к поднимающимся, маскирующимся, мимикрирующим евреям с недоверием и нелюбовью. Евреи начали относиться к своему народу все хуже и хуже. Еврейский мир традиции, общины, местечка, гетто, защищавший еврея, рушился. Еврей оказывался один на один с чужим и враждебным нееврейским миром. Он отрезал свои корни и превращал себя в человека ниоткуда, в подражателя, имитатора немецкой культуры. Раздвоение души народа, требуемое Мендельсоном для нормализации жизни евреев, не решало старую проблему, а создавала новую.

Судья

Габриэль Риссер (1806-1863), первый в истории Германии судья-еврей, был светским последователем Мендельсона. Он родился в Гамбурге и происходил из раввинской семьи: его дед и его отец, Лазарус-Яков, равно как и дед с материнской стороны, известный раввин Рафаил бен-Иекутиель Коген, были выдающимися талмудистами. Риссер получил светское воспитание, изучая в то же время иврит и Танах под руководством отца. Учась на юридическом факультете в Гейдельберге, Риссер вел переписку с отцом, восхищавшимся любовью сына к еврейскому народу и смелостью его планов, благодаря которым он видел в нем «достойного внука великого Рафаила бен-Иекутиеля». По окончании университета Риссеру предложили креститься, чтобы стать приват-доцентом. Он отверг это предложение. В результате он получил отказ от места в университете, явившийся первым ударом для молодого юриста, мечтавшего об ученой карьере. Ответ Риссера на отказ от приема в университет - принятие на себя «украшенного цветами мученичества» ведения борьбы за эмансипацию евреев.

Онемеченный еврей Риссер выступал против ассимиляции в сочинениях «О положении последователей Моисеевой религии в Германии» (1830) и «Защита гражданского равноправия евреев против возражений доктора Паулуса» (1831). Он призывал к борьбе с юдофобией во имя высших идеалов человечности против реакции христианско-немецкого государства и осуждал карьерные, корыстные крещения евреев, эти «браки по расчету с церковью». Риссер обратился к еврейской молодежи: «Вера в могущество и конечную победу справедливости и добра - это наш мессианский идеал. Будем же крепко его держаться!.. Еврейский вопрос есть исключительно вопрос религиозной свободы, свободы исповедовать свою религию, не надевая маски чужой, господствующей, для получения гражданских прав. Если мы нация, где наше отечество? Разве немецкие евреи имеют другую родину вне Германии? Изгнанные из нее, могут ли они прибегнуть к защите своего особого государства? Да, евреи были нацией, но давно перестали ей быть, с того момента как рухнули бастионы Иерусалима и народ Иудеи рассеялся по Римской империи».

Считая себя немцем по национальности, Риссер отвергал предложенную «гарантию» онемечивания – крещение: «Есть лишь одно крещение, посвящающее в национальность - это крещение кровью в общей борьбе за свободу отечества. <…> Мощные звуки немецкой речи, песни немецких поэтов зажгли и питали в нашей груди священный огонь свободы. Веяние свободы, носившееся над немецкими полями, пробудило наши сонные грезы. <...> Мы хотим принадлежать немецкому отечеству. Оно может и должно требовать от нас все, что оно вправе требовать от своих граждан. Охотно мы ему будем всем жертвовать, только не верой и верностью, не правдой и честью, - ибо герои и мудрецы Германии не учили нас сделаться немцами путем таких жертв».

Риссера возмущало, что от евреев требуют «невинной церемонии» для того, чтобы они могли считаться такими же людьми, как все прочие: «Нет, не принцип какого-либо фанатизма заставляет нас с презрением отвергнуть предложение ο переходе в другую религию, a простая и вечная истина, что уста наши не должны произносить того, во что душа не верит, — вот почему вопрос o переходе в иную религию есть, прежде всего и главным образом, борьба между правдой и ложью, между честностью и лицемерием, между искренностью и подлостью».

Как идеолог движения еврейского просвещения «Гаскала» Риссер, выступал «за духовный союз иудаизма и Германии», заявляя, что «еврея, который предпочитает несуществующее государство (Израиль) реальной Германии, следует взять под наблюдение полиции не потому, что его взгляды представляют опасность для общества, а потому, что он явно душевнобольной». В 1832 году Риссер основал еженедельную газету «Еврей». Будущий судья выступал как библейский пророк: он осуждал крещение евреев как решение проблемы и горько пророчествовал: «... поверьте мне, что не¬нависть найдет свою жертву так же легко, как и ангел смерти. Ненависть узнает свою жертву, под каким бы именем она не скрывалась». Его пророчество полностью осуществилось в Германии через сто лет.

Габриэль Риссер. Рис. blog.sub.uni-hamburg.de/

Особенно энергично действовал Риссер во время революции 1848 года. Не забывая о своем народе, он ратовал за общегерманское дело. Он был избран в том же году во Франкфуртский парламент от Лауэнбурга как член либеральной партии. Выдающийся оратор, образованный юрист и неутомимый работник, он вскоре сделался одним из лидеров партии, участвовал в важнейших комиссиях и был избран в вице-президенты парламента. Он был инициатором предложения ο внесении в германскую конституцию 13-го параграфа, гласившего, что вероисповедание не может служить помехой к равенству гражданских и политических прав. Он обрушился на противников евреев, желавших оставить их «временно» в том положении, в каком они находились до мартовской революции: «Так доверьтесь же силе права, силе единого закона и великим судьбам Германии. Помните, что всякий исключительный закон надорвет вашу систему и явится той гангреной, от которой умрет все наше дело. Вам предлагают бросить часть немецкого народа на съедение зверю фанатизма и нетерпимости. Этого, милостивые государи, вы не сделаете». «Зверь фанатизма» возглавит Германию через 85 лет после произнесения этих слов, и «часть немецкого народа» будет брошена ему «на съедение».

Ораторский дар Риссера ощущается при прослушании одной из его речей в еврейском собрании, встреченной громом аплодисментов: «Я сам жил в экстремально неприятных условиях Гамбурга - места моего рождения. До недавнего времени я даже не мог мечтать о работе ночным сторожем. Мы не иммигранты – мы здесь родились – у нас нет другой родины: либо мы немцы, либо никто. Каждый, кто оспаривает мое право на Германию как на родину, оспаривает мое право на мысли, чувства, и язык, даже на воздух, которым я дышу. Поэтому я должен защищаться от подобных людей так, как бы я защищался от убийцы». Евреи действительно должны были защищаться от подобных людей, как от убийц. Время убийц еще не пришло, но часы Истории уже начали отсчитывать годы до уничтожения евреев.

Осуждавший грубые формы ассимиляции, Риссер прославлял ее в культурных проявлениях, не думая о том, что идеалистическая ассимиляция не менее опасна для еврейства, чем прагматичная, дающая равноправие. Он писал: «У нас есть Отец на небе¬сах, но у нас есть также и мать: Бог, отец всего сущего, и Германия, наша мать здесь, на земле». Пафос преданности немецкой родине вел к перерождению верности еврейского народа своим национальным ценностям. Эмансипация могла предоставить евреям равные права как личностям, но признание еврейской общины равной христианским было безнадежным делом. Ассимиляция стала неизбежным следствием эмансипации.

В декабре 1904 года петербургский журнал «Восход» в № 25 поместил слова лембергского (львовского) депутата австрийского рейхстага Эрнеста Брейтера, христианина, сказанные в еврейском собрании в ноябре 1904 года:

«Я часто думал о том, почему положение евреев так бедственно и печально, - и наконец пришел к заключению, что главнейшая и даже единственная причина их несчастия - ассимиляция. Вам дано было «равноправие»; но вместо того, чтобы требовать тогда осуществления прав, представители вашей интеллигенции стали проповедовать ассимиляцию; они объявили себя поляками и отвернулись от еврейства. Они забыли при этом, что на каждую пару поляков приходится по одному прирожденному антисемиту, всосавшему ненависть вместе с молоком матери. Они вообразили, что ненависть к евреям немедленно исчезнет, как только евреи начнут уверять, что они настоящие поляки. <…> Именно благодаря этому ваши права мало-помалу были сведены на нет. Ассимиляция принесла вам огромный вред в моральном отношении. Скажу вам откровенно: более антисемитской политики, чем вы ведете, и антисемиты не могли бы придумать».

Эмансипированные евреи и евреи, стремящиеся к эмансипации, жертвовали национальными правами ради прав гражданских. В течение многих последующих лет евреи принимали восстановление в правах, не всегда соблюдавшееся, как милость, дарованную господствующими народами за национальное обезличивание. Равенство понималось большинством еврейских масс в Европе как уподобление титульным нациям и заимствование их культуры. В книге «Рим и Иерусалим» (1862) Моисей Гесс предсказывал: «Мы всегда будем чужими среди народов, которые, возможно, и эмансипируют нас во имя гуманности и справедливости, но ни при каких обстоятельствах не будут уважать нас до тех пор, пока мы считаем ubi bene ibi patria (родина там, где хорошо – латынь) своим главным принципом и догматом веры, пренебрегши своими собственными великими национальными воспоминаниями».

Историк Семен Дубнов описывал неизбежную при эмансипации ассимиляцию: «Ассимиляция есть не только отречение от народных интересов еврейства, но и отрицание индивидуальной свободы еврейской нации и ее равноценности в международной культурной семье». Борьба за права евреев привела к созданию нового типа западноевропейского еврея, который начинал с национального самоутверждения, но под давлением антисемитизма, по словам лидера сионистов Макса Нордау в первой речи на Базельском конгрессе, «начинает сомневаться в самом себе и в порыве самоуничижения готов признать в себе того нравственного урода, каким его выставляют его смертельные враги». Любовь без взаимности возникала из-за романтических чувств к предмету любви и нежелания разобраться в отношении немецкого общества к евреям. Безответную любовь и животную ненависть распознавали люди, гораздо менее образованные и талантливые, чем Риссер. Он был очарован и ослеплен германской культурой.

Деятельность Риссера была сгущением романтических мечтаний о том, как было бы хорошо, если бы немецкий народ понял, оценил и принял евреев в свое лоно. Патриотизм Риссера был так велик, столь красочно и ярко выражался, что он не сомневался в осуществлении своих идеалов. Он не предвидел объединение Германии после победоносной Франко-прусской войны и как результат - появление «кровной» юдофобии Вильгельма Марра и Евгения Дюринга. Эти теоретики выразили в наукообразных формулировках расистские идеи, высказанные в статье Рихарда Вагнера «Еврейство в музыке» (1850), с которой Риссер был знаком.

Антисемитская сказка современников Риссера братьев Гримм «Еврей в терновнике» могла показать ему, как сильно укоренилась юдофобия в немецком народе. На почве, на которой творили тевтономаны, апостолы германо-христианского расизма Эрнст Мориц Арндт и Людвиг Фридрих Ян, эмансипация евреев стала превращаться в эмансипацию от евреев. По гамбургскому счету, уроженец Гамбурга, судья Риссер, мужественный борец за эмансипацию не сумел приблизить немецких евреев к равноправию.

__________________

(Публикуемый сегодня текст – отрывок из книги А. Я. Гордона «Коренные чужаки») _


ОБРАЩЕНИЕ АЛЕКСАНДРА ГОРДОНА
к почитателям его творчества

Дорогие читатели!
Обращаюсь к тем, кто приобрел мою книгу "Безродные патриоты",
но не приобрел книгу "Коренные чужаки", ее продолжение.

В ближайшее время я завершаю
распространение книги "Коренные чужаки".
Если вы желаете купить экземпляр этой книги,
вы можете обратиться ко мне по адресу algor.goral@gmail.com
Если вы желаете приобрести обе книги,
пожалуйста, обращайтесь
в магазин русской книги "Сефер Исраэль":
03-6392629, 054-6150697, Тель- Авив,
Центральная автобусная станция, 5-й этаж.
Можно заказать книги на сайте магазина:
www.seferisrael.co.il

У меня больше нет экземпляров книги "Безродные патриоты".
Я могу ее поставить вам только по подписке,
если прибудет достаточное число заказов.

Спасибо и всего доброго.
Ваш А. Г.


Количество обращений к статье - 2298
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (17)
Александр Гордон, Хайфа | 10.01.2019 13:31
Уважаемый г-н Славинский! Благодарен Вам за ссылку на эссе Артура Кестлера. Я прочел его. Прежде не был с ним знаком. Хочу пояснить один момент. Предлагаемый мною текст является отрывком из моей книги "Коренные чужаки". Сама эта книга является второй частью трилогии, начинающейся книгой "Безродные патриоты". Сейчас я работаю над третьей частью трилогии, где будут отражены и взгляды на еврейский вопрос некоторых выдающихся австро-венгерских евреев, к которым относится Артур Кестлер. Так что я принял Вашу рекомендацию еще до знакомства с ней. Знакомство с эссе Кестлера мне очень поможет.
С благодарностью и уважением,
Александр Гордон.
Борис К США | 10.01.2019 03:07
Владимир Славинский, спасибо! Вы к месту вспомнили статью Артура Кестлера, которую я раньше не читал, но с которой полностью согласен сегодня. Особенно с её выводами: стать ли евреям нормальным светским народом с отделённым от государства иудаизмом, ИЛИ. остаться иудейской общиной с неотъемлемым антисемитизмом? Из современного состояния Израиля напрашивается второй вариант. С моей стороны - это плохо. Ответом на это, помимо антисемитизма, будет увеличиващаяся ассимиляция диаспоры в другие народы.
Владимир Славинский | 09.01.2019 21:43
Спасибо автору. Текст интересный и достоин прочтения. Но он бы несомненно выиграл от рассмотрения также точки зрения Артура Кестлера, изложенной в его немало нашумевшей статье "Иуда на перепутье", впервые, кстати, опубликованной на русском языке в Тель-Авиве, в 1978 году, в журнале Время и мы". Вот и сайт для желающих ознакомиться. Не пожалеете. https://vtoraya-literatura.com/pdf/vremya_i_my_033_1978.pdf
Sava | 08.01.2019 19:15
К разногласиям в споре Гамбурга М. и Ьориса К. есть предложение к их смягчению.
1. Не резонно настаивать на реформации иудаизма (комплексу трудов по иудейскому учению), при условии отделения религии от государства.Это достояние верующих евреев и им самим следует решать необходимость и возможности такой реформации. Известно , что в их общности нет единства по этому вопросу.Но это целиком их проблема.
2. Острейшие, по известным причинам , разногласия и противоречия существующие в Израиле между религиозной и светской( по численности наибольшей) общинами наносит ощутимый ущерб жизненно важному, по условиям безопасности, решению вопроса по обеспечению консолидации еврейского народа.
Отделение религии от государства могло бы решить эту проблему.Но,увы, добиться этого не удается.
3. С учетом этих обстоятельств постановка вопроса о частичной реформации иудейского учения, в частях ограничивающих свободу образа жизни светского населения, вполне уместна и соответствует статусу Израиля. как демократического государства.
Борис К, США | 06.01.2019 22:39
Отвечаю Гамбургу М и все остальным, кто считает, что еврейский народ не проживет без иудаизма. Очень может быть. Потому что сейчас Израиль живет и успешно защишается от антисемитов всех мастей благодаря помощи США и особенно иудейских общин. Этот путь сохраняет Израиль теократическим, восточным государством, какими являются окружающие его мусульманские страны. Путь развития человечества, стран Запада, представляющих настоящую лемократию - отделение религии от государства. /// Статья Гордона выступает против евреев, являющихся гордостью еврейского народа. Они были и могут появляться следуя и создавая новую культуру и науку, а не религию.
Гость | 05.01.2019 23:23
Ну в настоящее время "руццкий мир" спит и видит (помимо конечно прямого военного решения вопроса), чтобы евреи превратились в массу удобных человеков
Гость Гамбург М | 05.01.2019 23:17
Кто-то в комментах "прогрессивно" додумался реформировать иудаизм и отделять его от "светского государства". Видимо "прогрессивные" товарищи не понимают наших базовых ценностей и то, что благодаря иудаизму мы сохранились. У нас нет разделения между "национальностью" и "вероисповеданием", мы семейная этно-конфессиональная общность и никакое отделение "иудаизма от светского государства" невозможно, это равносильно самоуничтожению. Или "прогрессиверы" всё понимают, что еще хуже, и тем не менее призывают (на радость нашим врагам) к самоуничтожению.
Юлия Систер, Реховот | 30.12.2018 00:17
Спасибо за глубокий, познавательный и интересный очерк.
Вопрос о немецких евреях, их дуализме, их истории всё ещё стоит на повестке дня. Спасибо, Саша, что Вы исследуете эту
сложную и спорную тему! Удачи и успехов!
Sava | 28.12.2018 13:09
Борис К:
Иудаизм должен быть реформирован и отделён от светского госудаоства.

Не подлежащая сомнению истина, принять которую многократно, пытаются здравомыслящие евреи Израиля,но безрезультатно.Не удается одолеть им сопротивление влиятельной ультра ортодоксальной общины.
Борис К, США | 28.12.2018 04:19
Да здраствует Израиль! Цель сионистов осуществилась, но не полностью. /// Смысл жизни любого человека в тех делах и занятиях, которые он осуществляет по жизни. И особенно в талантливых достижениях. Поэтому евреи живут там, где им удается раскрыть свои таланты. /// Христианство многократно реформировалось, чтобы соответствовать общему культурному развитию человечества. Ортодоксальный иудаизм - кандалы на развитие евреев. Иудаизм должен быть реформирован и отделён от светского госудаоства. /// Слава еврейским гениям, где бы они ни жили. Позор иудаизму, который не даёт евреям подлинную свободу.
Александр Гордон, Хайфа | 27.12.2018 20:33
Спасибо всем комментаторам очерка.

Юрию Кацу:

Вижу, редактор Вас амнистировал. Хочу сделать замечание к Вашему замечанию. Я написал о немецких евреях, а Вы мне пишете об Израиле. На мой взгляд, отзыв должен относиться к комментируемому материалу, а не к Вашим вариациям на другую тему. К сожалению, во многих Ваших отзывах Вы "растекаетесь мыслью по древу" и пишете непонятные и не относящиеся к делу отзывы. Это скучно. Это по сути Вашего комментария, а теперь по форме. Вы пишете: "Я уже тысячу раз писал, что в современном мире шовинизм себя полностью исчерпал".
Вы "тысячу раз" писали о чем-то. Так что? То, о чем Вы "тысячу раз" написали, стало истиной в последней инстанции? Вы присвоили себе титул учителя мудрости? Вы смешны, а жаль потому, что Вы образованный человек и могли бы писать содержательные комментарии. Вместо них Вы помещаете длинные, туманные, не относящиеся к делу сентенции и, как правило, "отличаетесь" нападками на автора материала. Будьте здоровы, скромны и пишите на тему материала и без оскорблений!
Гость | 27.12.2018 01:24
Самая большая ассимиляция еврейских этносов и цивилизаций произошла в Израиле. Отринуты и извращены сохраняемые даже в условиях галута многие важнейшие и системы ценностей, и коды и архетипы. Люди, конечно, не дают власть предержащим всё угробить, но в нынешней деградации мира и войны всех против всех внутренне диссонирующее израильское общество может и не выдержать. Это показало бегство коренного населения из страны в период Первой войны в заливе. Израильтяне привыкли жаловаться на ущерб галутных евреев. Но вы почитайте и послушайте - с какой злобой и раздражением они клеймят друг друга! А как ругают проклятых "изменников", живущих в других странах мира и волею внутренних или внешних причин отринувших святой зов: "ИДЫ СЮДА!". А как ревнители "сионизьмы" клеймят другие народы - за дело или просто по злобе и зависти, что они живут проще, добрее и богаче.
Я уже тысячу раз писал, что в современном мире шовинизм себя полностью исчерпал. Главной ценностью стали личность и семья. Израиль в этом плане плетется в хвосте, опутанный партийно-профсоюзно-клерикальными идеями отцов-основателей. Это смесь разнородных отсталых идеологий и устаревших приемов общественно-экономического развития. Люди, приехавшие из других стран мира понимают все происходящее здесь очень хорошо. При отсутствии государства и общественного договора эта страна просто обречена. Если, конечно, не сжалится над Божьим народом Всеблагой.
Sava | 25.12.2018 21:25
Интересно и познавательно. Тема острая и всегда актуальная.Проблемы национального дуализма и ассимиляции а также их причины раскрыты вами, уважаемый Александр, с достаточной полнотой и убедительностью на примере германских евреев. Аналогичный процесс, с учетом местных национальных и исторических особенностей,происходил и в других частях света.Специфической особенностью заметно отличался он лишь в России,в которой жестоко притесняемые евреи в черте оседлости менее всего были склонны к проявлению дуализма и ассимиляции.Позднее при большевиках иудейская идея успешно вытеснялась из их душ, подменяясь пролетарским интернационализмом. Дорога к широкой ассимиляции была открыта.Антисемитизм без затруднений одолел все эти искусственные надстройки.
Спасибо, Александр, за прекрасный очерк.
Т. Бульба | 25.12.2018 17:11
"..привели к радикальным, неожиданным и неприятным для философа результатам: четверо из шести его детей и восемь из девяти его внуков крестились."
Небольшое уточнение: все четверо крестившихся детей Мендельсона сделалали это уже после смерти отца. Не хотели папу огорчать.
Лев Мадорский | 23.12.2018 07:51
Прочёл с большим интересом. Спасибо, Александр.
Владимир Янкелевич | 22.12.2018 20:21
Александр, большое спасибо.
Я, к сожалению, ничего не знал о словах Эрнеста Брейтера:
«...но вместо того, чтобы требовать тогда осуществления прав, представители вашей интеллигенции стали проповедовать ассимиляцию; они объявили себя поляками и отвернулись от еврейства. Ассимиляция принесла вам огромный вред в моральном отношении. Скажу вам откровенно: более антисемитской политики, чем вы ведете, и антисемиты не могли бы придумать».
Как верно сказано!
Захар Гельман, Реховот. | 22.12.2018 19:37
Как всегда очень интересная статья. Автору спасибо!
Страницы: 1, 2  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2019, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com