Logo
1-10 декабря 2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18












RedTram – новостная поисковая система

Это - мы
30 янв – 5 февр 2009
Рубрику ведет Леонид Школьник

30 января

1897 – В селе Буки, близ местечка Жашков, Киевской губернии, родился будущий еврейский поэт Мойше (Моисей) Хащеватский. Поскольку его отец преподавал в Талмуд-Тора, там же учился и маленький Мойше, получая традиционное начальное образование. В 1916 году Хащеватский окончил коммерческое училище в Умани и поступил учиться в Екатеринбургский университет, в 1917 г. перебрался в Петроград, где продолжил учебу в университете, но в 1918 г. вернулся на Украину, работал библиотекарем. В том же году первое стихотворение Хащеватского было опубликовано в киевской еврейской газете «Ди найе цайт». В 1921 г. Хащеватский переехал в Киев, где уже в 1922 г. вышла первая книга стихотворений Хащеватского «Доршт» («Жажда»).
В 1924 году в Москве был опубликован сборник «hарте вор» («Суровая правда»). Стихи, баллады, поэмы Хащеватского регулярно публиковались в еврейских периодических изданиях Киева, Харькова, Москвы, Минска. Одновременно поэт занимался переводами на идиш классической русской, украинской, немецкой поэзии, писал сказки и стихи для детей. В Вильно в 1926 году вышел том избранных произведений М. Лермонтова в переводе Хащеватского, в 1930 г. в Москве был издан первый сборник произведений Хащеватского для детей «Майсэлэх ун лидэр» («Сказки и стихи»). Хащеватский перевел на идиш произведения Т. Шевченко, Г.Гейне, поэмы и стихи Дж. Байрона и Ш. Руставели (воспользовавшись русскими переводами). Продолжали выходить книги его стихотворений, преимущественно на общественно-политические темы: «Рапортн» («Рапорты», Харьков, 1931), «Лецтэ шлахт» («Последний бой», Москва, 1932). В 1935 году вышел второй сборник стихотворений для детей «Ундзер лагер» («Наш лагерь», М.), в том же году - книга стихотворений «hант бай hант» («Рука об руку», Харьков), в 1936 г. - поэма «А майсэ вэгн а патлатн ят ун зайн hелдишн тат» («История о лохматом мальчике и его героическом подвиге», Москва, 1936). Критики отмечали искренность лирики поэта; его творчество, в отличие от признанных в качестве образцов советской еврейской литературы поэм Переца Маркиша и Ицика Фефера, было лишено пафоса, тяготело к реалиям жизни без романтического напряжения и героической позы. В 1930-е гг. Хащеватский обратился к драматургии, написал пьесы «Тайгэ» («Тайга», 1936), «Ин камф» («В борьбе»; совместно с М. Пинчевским, 1937), «Халоймэс» («Мечты», 1939; пьеса о Шолом-Алейхеме). Мойше Хащеватский - автор литературоведческих работ: «Ленин ин дер кинстлеришн литератур» («Ленин в художественной литературе»; совместно с И. Фефером, Харьков, 1934), «Ошер Шварцман» (Киев, 1939), «Идишэ фолкслидэр» («Еврейские народные песни», совместно с Дер Нистером, Одесса, 1940), книги очерков «А райзэ кейн Биробиджан» («Путешествие в Биробиджан», Киев, 1937). В 1943 году в Самарканде Хащеватский был призван в Красную армию; погиб 17 декабря того же года. Тогда же в Москве вышли две его последние книги: поэма «Хаим Дискин» и сборник стихотворений «Фун амол ун hайнт» («Прежде и теперь»).

31 января

1892 – В Нью-Йорке, в семье еврейских иммигрантов из России – Меты и Мехла Ицковичей - родился мальчик Изя, ставший впоследствии одним из самых популярных американских комедиантов начала-середины 20-го века. Когда мальчику исполнилось два года, от рака легких умерла его мама, и отец отдал сына на воспитание бабушки, Эстер Канторович. Благодаря недоразумению, случившемуся, когда бабушка записывала внука в школу, ему досталась ее фамилия. А имя Эдди он взял себе чуть позже, общаясь со своей будущей женой Идой Тобияш, которая, как оказалось, мечтала о том, чтобы ее бойфренда обязательно звали Эдди. Изя Ицкович-Канторович не смог отказать подружке – так на свет появился Эдди Кантор. После свадьбы (она состоялась в 1913 году) молодая семья почти ежегодно увеличивалась – Ида и Изя-Эдди воспитали пятерых детей. Но вернемся в школьные годы Изи Ицковича. Именно в то время он стал участвовать и побеждать на различных творческих конкурсах в местных театрах, появляться и на профессиональной сцене. В частности, одним из первых его рабочих мест был бар Кэри Уолша на Кони-Айленд, где Кантор был и исполнителем веселых сценок, и официантом, а на фортепиано ему аккомпанировал молодой Джимми Дюран. В 1912 году Эдди был единственным 20-летним участником кабаре Гуса Эдвардса, и эту работу Кантора заметили и отметили не только критики, но и бродвейский режиссер Флоренц Зигфельд, пригласивший молодого актера в свое шоу «Полуночные шалости». Так для Эдди Кантора началось «восхождение на Бродвей». А в 1917 году Кантор осуществил грамзапись лучших своих песен – и комедийных, и бродвейских шлягеров. Сначала эти песни вышли на диске звукозаписывающей компании «Виктор», затем их выпустила фирма грамзаписи Aeolian-Vocalion, а с 1921 по 1925 годы у Эдди Кантора был подписан контракт с самой популярной фирмой грамзаписи «Коламбиа рекордс». Вскоре Эдди Кантор стал одним из самых успешных шоу-бизнесменов Америки, но падение фондовой биржи в 1929 году превратило его из мультимиллионера в бедняка. Однако Кантор не стал унывать – напротив, засучив рукава, он вдвойне активнее повел себя в мире кино и радио: снялся в ряде голливудских короткометражных лент и стал настоящей звездой экрана после фильма «Вуппи!» (1930). Кантор продолжал сниматься вплоть до 1948 года. В конце 30-х годов, в связи с разрастанием угрозы нацизма в Европе Эдди Кантор открыто обвинил в этом Гитлера и его идеологию фашизма. Увы, не всем меценатам и поклонникам актера-еврея, не всем зрителям и радиослушателям это понравилось, и Эдди стал терять публику и – соответственно – доходы от своей артистической деятельности. Но вскоре, сразу после того, как США вошли в антигитлеровскую коалицию, зрители, слушатели и, к счастью, спонсоры вернулись к своему любимому актеру. Кстати, бытует такая байка о великом американском комедианте. Узнав о том, что у популярного режиссера-еврея Ирвинга Тальберга родился сын, Эдди Кантор направил режиссеру телеграмму следующего содержания: «Поздравляю с последней работой. Уверен, что после обрезания она будет еще лучше». Тогда же, в конце 30-х, Эдди Кантор создал свое собственное радиошоу и по воскресеньям вечером вел часовую программу, созданную им и его сценаристом Давидом Фридманом. Вскоре Кантор стал самой высокооплачиваемой радиозвездой Америки, он был автором (или соавтором) как минимум восьми книг, изданных в ту пору еще не очень хорошо известной фирмой «Саймон энд Шустер». Известный американский журналист Х. Менкен (1880-1956) написал об этих книгах, что они  сделали для Америки больше, чтобы вытащить ее из депрессии, чем все предпринятые правительством меры. Автобиографические книги Эдди Кантора («Моя жизнь - в твоих руках», в соавторстве с Давидом Фридманом) и «Возьми мою жизнь» (в соавторстве с Джейн Кеснер Ардмор) были переизданы в 2000 году, благодаря поддержке внука Кантора, музыканта Брайана Гэри. 10 октября 1964 года в результате сердечного приступа Эдди Кантор скончался в Беверли Хиллс, в Калифорнии. В том же году он был удостоен «Оскара» - высшей награды американской Киноакадемии. Жаль, что пришла она к нему слишком поздно...

1 февраля

1880 – Еврейский публицист Абрам Наумович Мережин (настоящие имя и фамилия – Авром-Мойше Грубштейн) преподавал в еврейских школах Одессы, в начале ХХ века был сторонником сионизма. В годы гражданской войны на Украине вел в Житомире нелегальную коммунистическую деятельность. В 1917 году вступил в Бунд и активно боролся с сионизмом. А в 1919 году стал одним из создателей Коммунистического Бунда. С 1920 года - один из руководителей Центрального бюро Евсекции при ЦК РКП (б), был особенно активен в снабжении продовольствием еврейских масс черты оседлости. На этом посту проводил решительную политику идишизации и гонений на ивритскую и русско-еврейскую культуру. В 1920-е гг. был одним из руководителей ОЗЕТа. Идеолог создания еврейской автономии на Дальнем Востоке. Занимался Абрам Мережин и журналистской деятельностью: сотрудничал в киевской газете «Комунистише фон», в московской «Дер Эмес» - особенно по проблемам земельного устройства трудящихся евреев. Абрам Мережин – автор таких книг, как «Драй йор эрд-айнорденунг фун ди идишэ масн» («Три года землеустройства еврейских масс», Москва, 1928), «Вэгн Биробиджан» («О Биробиджане», Киев, 1929), «Вос из азойнс Биробиджан» («Что такое Биробиджан», Москва, 1930) и других. В начале февраля 1937 года был арестован, и трагическое завершение его судьбы можно проследить по материалам российского архива: там, в расстрельных списках за 1937 год (АП РФ, опись 24, дело 409, лист 13) в правом верхнем углу этого злополучного 13-го листа, где под номером 14 числился и Мережин, было начертано: «ЗА. Сталин, Ворошилов, Молотов». Судя по этой архивной справке, Абрам Мережин был расстрелян 27 февраля 1937 года на полигоне Бутово, Московской области. (Статья биробиджанского историка Иосифа Бренера о деятельности А.Н. Мережина в Биробиджане – в сегодняшнем номере «МЗ» под рубрикой «Времена и имена»).

2 февраля

1915 – В Кейптауне в семье торговца Авраама-Меира Соломона родился Абба Эбан (Обри Соломон), выдающийся дипломат и политический деятель Израиля. Ребёнком его увезли в Лондон, откуда была родом его мать. Вскоре отец умер. Спустя несколько лет мать вторично вышла замуж: ее избранником стал д-р Айзек Эбан, чью фамилию стал носить Обри. Его дед со стороны матери, Элиягу Закс, иммигрант из Литвы, был наставником мальчика в изучении еврейских традиций и иврита. Уже в юности проявились способности Эбана вести публичные дискуссии. Практика его началась, когда в 18 лет он стал членом Общества молодых сионистов в Лондоне. В том же году он был принят стипендиатом в Королевский колледж в Кембридже, где изучал классические и восточные языки, стал полиглотом. В Кембридже Эбан получил первые учёные степени и занимался исследовательской работой. Во время войны он попал в британский разведывательный корпус в Каире и в Иерусалиме; осуществлял связь между военными штабами и Еврейским агентством. К концу войны Абба Эбан стал заместителем директора Английского Ближневосточного центра по арабским делам в Иерусалиме. После демобилизации из армии деятельность его переместилась на американский континент, в комитет ООН по Палестине, а после провозглашения Государства Израиль в мае 1948 года Эбан стал первым израильским представителем в ООН, а с 1950 года - послом  Израиля в США. Практически в 1950-59 годах он работал в трёх направлениях: постоянное представительство в ООН, обеспечение поддержки Израиля  со стороны США, становление американского еврейского сообщества. На одном из обсуждений в ООН Эбан поднял над головой Тору и провозгласил: "Вот наш мандат на эту землю". В 1959 году Эбан вернулся в Израиль, где был избран членом Кнессета от партии Мапай. Занимал различные министерские посты, а с 1966 года был министром иностранных дел, преемником Голды Меир на этом посту. В сложные для дипломатии дни Шестидневной войны блестящий дипломат Эбан вёл переговоры с главами трёх западных держав: с Де Голлем, с Гарольдом Вильсоном и президентом США Джонсоном. Абба Эбан ушёл с поста министра иностранных дел Израиля после войны Судного дня в 1974 году, но депутатом Кнессета оставался до 1988 года. Написал книги "Автобиография" (1978), "Новая дипломатия" (1983), "Наследие, цивилизация и еврей" (1985), "Личное свидетельство"(1990). Скончался  Абба Эбан в 2002 году в Тель-Авиве в возрасте 87 лет.

3 февраля

1809 – Ровно двести лет назад в Гамбурге, в известной еврейской семье, имевшей в то время значительное состояние и общественное положение, родился будущий композитор, дирижер, пианист, органист, глава Лейпцигской композиторской школы Феликс Мендельсон-Бартольди. Полное его имя - Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди. Его дед, философ Мозес Мендельсон, получил признание вопреки антиеврейским предрассудкам в Германии той эпохи. Отец композитора, Абрам Мендельсон («прежде сын своего отца, а теперь отец своего сына», как он сам говорил), был банкиром; он и его жена Лия приняли христианство, и их дети были крещены под фамилией Мендельсон-Бартольди. Феликс был вторым ребенком в семье; его старшая сестра Фанни была одаренным музыкантом. В 1812 семья переехала в Берлин. В 1817 году Феликс начал брать уроки композиции у К.Цельтера, друга Гёте, и к 1820 году в его портфеле накопилось довольно много сочинений, пока не слишком оригинальных, но поразительно складных для ребенка такого возраста. В 1821 году Цельтер взял мальчика с собой в Веймар и представил его Гёте: Мендельсон произвел на поэта сильное впечатление как музыкальной одаренностью, так и личным обаянием. Талант Феликса развивался так бурно, что уже в 1822 году Генрих Гейне говорил о нём как о "музыкальном чуде". Из списка композиций, который первые годы вела Фанни, известно, что уже в тринадцать лет Феликс разработал почти все жанры вокально-инструментальной музыки. Мендельсон был основателем, директором и профессором первой немецкой консерватории в Лейпциге (1843), автором романтических симфоний, в том числе – «Итальянской» и «Шотландской», концертных увертюр, музыки к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», «Песен без слов» для фортепиано, знаменитого скрипичного концерта. Вся глубина душевных переживаний выразилась в его последнем большом произведении, которое он написал в Швейцарии после смерти любимой сестры. Это самое мрачное из всех его сочинений - струнный квартет, который называется "Реквием для Фанни". В последние свои дни Феликс Мендельсон лежал в полубессознательном состоянии, отвечал только "да" и "нет", и однажды, когда жена Сесиль нежно спросила, как он себя чувствует, ответил: "Устал, очень устал". Вечером 4 ноября 1847 года в Лейпциге дыхание остановилось, и жизнь покинула его.

4 февраля

1933 - В Москве, в семье ученого Владимира Ильича Кваши и детского врача Доры Захаровны родился мальчик Игорь. Война расколола счастливое детство, но даже в эвакуации в Сибири жизнь брала свое – были солнце, лыжи, первые выступления на сцене. Юный актер сыграл главную роль в постановке сказки "Морозко". Этот спектакль играли при полном аншлаге в городском театре и в госпитале перед ранеными. Вернувшись в Москву из эвакуации, Игорь стал дворовым "арбатским шалопаем", и не известно, как сложилась бы судьба, если бы не любовь к театру, знакомство с талантливыми педагогами и сокурсниками в Школе-студии МХАТ. Сейчас имя Игоря Кваши неразрывно связано с театром "Современник", а тогда, 15 апреля 1956 года, когда группа выпускников Школы-студии МХАТ показала на крошечных учебных подмостках свою самостоятельную работу - спектакль "Вечно живые" по пьесе Виктора Розова, вряд ли зрители предполагали, что присутствуют при рождении новой реальности не только в театральной, но и в общественной жизни страны. Уже после первого спектакля молодого театра "Вечно живые" зрители и критика обратили внимание на сильный актерский потенциал вчерашних студентов. Имена Олега Ефремова, Галины Волчек, Евгения Евстигнеева, Лилии Толмачевой, Олега Табакова, Игоря Кваши стали широко известны. Свою первую роль в кино Игорь Кваша сыграл в 1961 году - это был фильм «В трудный час», в том же году он отметился в картине «Сержант Фетисов». В 70-е и 80-е гг. Кваша снялся в фильмах, принёсших ему всенародное признание. Среди них - такие кинохиты, как «Соломенная шляпка» (1975), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987). Одной из самых своих значительных работ в кино Игорь Кваша считает роль Сталина в телефильме «Под знаком Скорпиона» (1995). Первого советского генсека Кваша играл трижды - помимо «Скорпиона», был ещё сериал «В круге первом» по роману и сценарию А. Солженицына, а также нашумевший спектакль «Современника» «Полёт чёрной ласточки или Эпизоды истории под углом 40 градусов». Конечно, Игоря Квашу часто приглашали сниматься в кино, но всегда интересы "Современника" были для него самыми важными. А в 1999 году он стал вести программу "Жди меня" на Первом канале. И вот тогда-то к нему пришла любовь не только зрителей "Современника", но и любовь практически всех жителей России и русского зарубежья. Актер Игорь Кваша за эти десять лет стал буквально родным каждому телезрителю, который сопереживает героям программы, ждет и надеется вместе с ними, радуется счастливому исходу.

5 февраля

1864 - В своих воспоминаниях Корней Чуковский писал о нём: "Был это самый добрый человек, которого я знал в жизни. Придет, бывало, к нему худенькая девочка, он говорит ей: "Ты хочешь, чтобы я выписал тебе рецепт? Нет, тебе поможет молоко. Приходи ко мне каждое утро и получишь два стакана молока". И по утрам, я замечал, выстраивалась к нему целая очередь. Дети не только сами приходили к нему, но и приносили больных животных... Как-то утром пришли к доктору трое плачущих детей. Они принесли ему кошку, у которой язык был проткнуг рыболовным крючком. Кошка ревела. Ее язык был весь в крови. Тимофей Осипович вооружился щипцами, вставил кошке в рот какую-то распорку и очень ловким движением вытащил крючок. После этого у меня и написалось: «Приходи к нему лечиться и корова, и волчица...». Родившийся в Вильно будущий доктор медицины, общественный деятель, публицист и редактор, один из основателей светских еврейских общеобразовательных школ Цемах Шабад (русские коллеги называли его - Тимофей Осипович) окончил медицинский факультет Московского университета, учился также в Венском, Гейдельбергском и Берлинском университетах. Активно участвовал в революции 1905 года, был арестован, шесть месяцев просидел в тюрьме, затем был выслан за границу. Вернувшись в Вильно в 1907 году, на протяжении следующих трех десятилетий Шабад руководил десятками еврейских организаций, включая Виленскую еврейскую общину, был одним из основателей "Идише фолкспартей", членом Виленского муниципалитета, депутатом польского Сейма. Литературную деятельность Цемах Шабад начал естественно-научными статьями, с 1922 года он редактировал популярный двухнедельник «Фолкс-гезунт» (Народное здоровье). По свидетельству вильнюсского историка Генриха Аграновского, до  Второй мировой войны в столице Литвы на улице Большая Погулянка (или просто Погулянка) стояли три дома под номерами 14, 16 и 18 (теперь это дома под номерами соответственно 16, 18 и 20-22). Каждый из них достоин войти в историю "Литовского Иерусалима". Среди жильцов дома №16 было множество евреев, и среди них — известный еврейский ученый Макс Вайнрайх (1894 - 1969). По-видимому, он поселился в этом доме в 1923-1924 годах. Известно, что именно на его квартире в конце марта-начале апреля 1925 года проходили совещания инициативной группы (М. Вайнрайх, З. Рейзен, И. Чернихов, С. Гуревич и др.) по созданию в Вильнюсе еврейской научной организации и было принято решение о ее названии - Еврейский научный институт (ИВО). В этой же квартире произошло еще одно важное для семьи Вайнрайхов событие: у Макса и Регины, дочери Цемаха Шабада, 23 мая 1926 года родился сын Уриэль (1926-1967), в будущем выдающийся филолог, основатель ряда популярных лингвистических изданий. А доктор Цемах Шабад умер 20 января 1935 года от заражения крови. За его гробом шли более тридцати тысяч виленчан. На средства горожан у детской больницы на Антакальнисе ему был сооружен пaмятник. Похоронен Шабад на еврейском кладбище в Вильнюсе. Его смерть историк С. Дубнов назвал потерей соратника, павшего на боевом посту. В начале Второй мировой войны сторож больницы спрятал бюст Шабада и после войны вернул его коллегам знаменитого виленчанина. Сейчас бюст находится в Еврейском музее в Вильнюсе. Бронзовая фигура доктора Айболита и маленькой девочки с котенком на руках установлена на родной улице доктора Шабада, в бывшем еврейском квартале Вильнюса. Ее автор – известный в Литве скульптор Ромас Квинтас – как-то заметил, что имя Айболита сегодня в Литве известно гораздо большему количеству ее жителей, чем имя самого доктора Цемаха Шабада – прототипа памятника. Георгий Шабад, праправнук доктора Шабада, считает, что «быть прототипом Айболита приятно, но Айболит – это персонаж Чуковского, он и принадлежит Чуковскому. А нам принадлежит память о Цемахе Шабаде». И с этими его словами трудно не согласиться.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных,а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации
Количество обращений к статье - 2857
Вернуться на главную    Распечатать

© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com