Logo
1-10 декабря 2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18
06 Дек 18












RedTram – новостная поисковая система

Германия
«Сегодня я выбрал бы Израиль»
Александр Гордон, Хайфа

Интервью с Анатолием Молдавским из Дюссельдорфа


А. Г. Анатолий, мы с Вами никогда не виделись, хотя я бывал в Дюссельдорфе, в котором Вы проживаете с 1991 года как беженец из Чечни. Не совпало. Мы познакомились на базе Вашего интереса к моим публикациям. Вы инженер-экономист, выпускник Института нефти в Грозном, кандидат наук. Меня очень заинтересовал Ваш рассказ и Ваш вывод, сделанный на основании анализа этого рассказа. Повторите его, пожалуйста, вкратце для читателей «МЗ».

А. М. 17 декабря 2001 года в университетской клинике Дюссельдорфа мне сделали операцию шунтирования на сердце. После реанимации меня перевезли в общую шестиместную палату. Мой сосед, немец, вдруг обратился ко мне с неожиданным вопросом: «Вы еврей?» Я удивился этому вопросу, который мне был задан посторонним человеком, немцем, впервые за 10 лет моей жизни в Германии. Естественно, я ответил утвердительно.

Он представился мне архитектором, Вольфгангом Домке, имеющим свою фирму в Дюссельдорфе и живущим здесь же. В нашей с ним клинике он оказался в связи с необходимостью замены ему сердечного клапана на 61-м году жизни. Затем он стал рассказывать мне о годах его учебы в архитектурном институте и о том, что лучшими учебниками по архитектуре, которыми пользовались студенты-однокурсники, были великолепные учебники, авторами которых были советские архитекторы – Гинзбург и Иофан. При этом он сказал также, что знает – оба архитектора были евреями. Лучших учебников он в своей жизни не встречал и всегда восхищался талантом этих авторов. Мне было приятно, конечно, это слышать, тем более, что я понимал: речь шла о годах его учебы, то есть где-то через 13-15 лет после окончания Второй мировой войны, в которой наш еврейский народ методично уничтожался всем миром с подачи и под руководством Германии. И тут вдруг такой неожиданный пиетет в немецком вузе перед еврейскими авторами. Конечно же, я не ожидал подобного рассказа, но то, о чем господин Домке мне стал рассказывать потом, поразило меня.

Анатолий Молдавский

Когда Израиль вынужден был начать 5 июня 1967 года превентивную войну против вооруженных до зубов советским оружием арабских армий, мир замер, настолько это все казалось самоубийственным и безрассудным шагом. И вот, в первые же дни войны 2000 молодых немцев в качестве добровольцев подали в посольство Израиля в Бонне заявления о готовности принять личное участие в боевых действиях на стороне Израиля. В числе первых добровольцев, подавших заявление в посольство, был и Вольфганг Домке. Ему было тогда 27 лет. Однако эта победоносная и беспримерная война Израиля, слава Б-гу и благодаря блестящим способностям израильских генералов, офицеров и солдат, закончилась неожиданно быстро, всего через 6 дней после ее начала, и эти 2000 отважных ребят не смогли, естественно, проявить свои благородные и искренние порывы на поле боя. Израильское посольство объявило глубокую благодарность всем немецким добровольцам и организовало бесплатную поездку 12 ребятам в Израиль. Вольфганг Домке попал в это число. Эта поездка оставила в его памяти неизгладимое впечатление.

Я прослушал эту историю буквально с открытым ртом. Ведь эти 2000 ребят осознанно собирались ехать на войну, которая не обещала им безопасность и славу, а требовала самоотверженности и смелости, ведь они могли на той войне просто погибнуть. Они не думали в тот момент ни о безопасности, ни о целесообразности, ни о своей популярности. Это был достойный поступок!

С тех пор много воды утекло. Если перед Шестидневной войной Европа как-то симпатизировала Израилю, то сразу после того как Израиль показал свою силу и разгромил арабов, она постепенно отвернулась от него, и с тех пор пропаганда европейских СМИ носит, в основном, антиизраильский характер. То же имеет место и в ООН. Посмотрите хотя бы пропагандистский телеканал Euronews, который почти ежедневно лжет о притеснениях и апартеиде Израиля в отношении бедных арабов, вместо того, чтобы давать правдивую информацию о мировых достижениях Израиля в ключевых областях науки и техники, сельского хозяйства и медицины и т.д. и о действительном положении арабов в Израиле.

Нынешнее руководство Германии, видимо, верит в эти бредни. Иначе как можно понять демонстративные действия МИД Германии в лице господина Габриеля, который предпочел в марте этого года встрече с премьер-министром Израиля Нетаниягу встречу с представителями крайне левых израильских организаций. А президент Германии, Штайнмайер в том же месяце возложил венок на могилу Ясира Арафата, бандита и убийцы. И после этого они оба считают возможным свое участие в мирном процессе на Ближнем Востоке?

И вот теперь я уже и не знаю, набралось бы 2000 немецких добровольцев, чтобы помочь воюющему с арабами Израилю.

– Какие же большие изменения, происшедшие в последние годы в Германии, заставили Вас думать об отсутствии перспектив на наличие 2000 добровольцев на стороне Израиля сегодня?

– 1 июля этого года я поместил в берлинской газете «Еврейская панорама» письмо под заголовком «Позор Германии!» В нем я осуждаю немецкую пропаганду, которая дает приезжим негодяям, якобы бежавшим от асадовских и прочих убийц, практически неограниченное право вымещать свою злобу и животную ненависть на евреях, перед которыми у немцев должно быть неизбывное чувство вины. Более чем 70 лет не хватило немцам на избавление от присущего им антисемитизма. Евреи, приехавшие сюда разными путями и в разное время, были уверены в том, что немецкий народ очистился от нацистской лжи, необратимо стал народом высокой нравственности, освободился от исторического позора. Но в полной мере этого не произошло. Получается, что при первой же возможности немцы сдали евреев на растерзание и глумление этим дикарям. Почему я так резко говорю? Ну а как еще относиться к тому, что на евреев среди бела дня, на глазах немецких прохожих, нападают арабы с ножами, бьют ремнями (за это их осуждают аж на 8 дней!), срывают кипы, нападают и не дают прохода еврейским школьникам, насилуют и убивают еврейских девочек, нападают на еврейские рестораны и т.д.?

– Для того, чтобы читатели поняли, о чем Вы говорите, хочу уточнить. Вы имеете в виду прием примерно миллиона арабских беженцев из Северной Африки и Ближнего Востока? За этот шаг Вы стыдите Германию?

– Я смотрю на происшедшее в Германии за последние годы, с одной стороны, как еврей, и с другой - как гражданин этой страны. По-человечески мне жалко этих иммигрантов, перенесших ужасы асадовской бойни. Но если бы арабы были нормальными беженцами, которых приютила Германия, они прежде всего должны были бы думать об освоении немецкого языка, о получении специальности или о продолжении образования, о получении образования их детьми, об уважительном отношении к законам приютившей их страны, ее порядкам и этическим устоям. Но они занялись насилием и убийствами женщин и подростков, нападениями с ножами на граждан, грабежами магазинов, автомобильными наездами на скопления людей, поджогами автомобилей, издевательствами в школах над еврейскими подростками. Жизнь евреев здесь стала невыносимой. Мы не видим настоящей, действенной, а не на словах, защиты в Германии ни со стороны полиции, ни сл стороны правительства, ни со стороны самих немцев, граждан страны, родителей учеников, да и самих учеников.

– Насколько мне известно, ряд еврейских общин Германии выделил денежные средства для приема беженцев и оказал им всяческую помощь с формулировкой «Евреи знают, что такое геноцид и преследования и что такое быть беженцами во время войны и готовы помогать несчастным жертвам». Вы считаете, что эти еврейские общины ошиблись и внесли вклад в антисемитизм, импортированный арабскими беженцами в Германию?

– По моему мнению, еврейским общинам не стоило вмешиваться в это дело. Они, по наивности, желая понравиться немецким властям, профинансировали людей, которые их люто ненавидят. Эти денежные средства не улучшили, да и не могли улучшить отношение арабов к евреям. Судя по их повседневной агрессии в отношении евреев, мой ответ: нет.

– Я хочу понять, о какой злонамеренности Вы говорите. Вы бежали из Чечни. Вы хорошо знаете, что такое война и что значит быть беженцем. Вместе с Вами из Чечни бежали и чеченцы-мусульмане, товарищи по несчастью. Вы представляете, что эти люди могли бежать со своей родины с целью навредить кому-то на территории своего убежища? Вы считаете, что немцы «при первой же возможности сдали евреев на растерзание и глумление этим дикарям». Все беженцы – злонамеренные дикари? Все немцы сдали евреев?

– В качестве примера того, что далеко не все немцы безразличны к евреям, хочу рассказать Вам одну историю, приключившуюся со мной. Об этом случае я рассказал в письме к лауреату Нобелевской премии по литературе, писателю Гюнтеру Грассу в 2012 году. Однажды, потеряв работу в разорившейся немецкой фирме в 1998 году и не получив зарплату за 2 месяца, я обратился к адвокату-немцу. После продолжительной беседы этот адвокат неожиданно спросил меня о том, каким образом я попал в Германию и, узнав, что я приехал в 1991 году как беженец-еврей из бывшего СССР, он так же неожиданно произнес: «Мне 43 года. Я католик. То, что сделал Гитлер с евреями, простить нельзя. Но он сотворил ужасное не только с еврейским народом. Германия также необратимо пострадала в результате уничтожения и изгнания вашего народа. Мы потеряли высочайший, невосполнимый интеллектуальный потенциал в физике, химии, математике, в медицине, биологии, в кинематографии, культуре. Кроме того, безвозвратно потерян для нас, немцев, языковый кладезь древнего немецкого языка, каким являлся идиш». Признаться, я был ошеломлен этим спонтанным и искренним признанием совершенно незнакомого мне до этого и сравнительно молодого человека. Впервые я непосредственно осознал это чувство вины немцев перед евреями за содеянное Гитлером в те 12 лет, что он был у власти.

Лично я не считаю, Б-же упаси, всех беженцев дикарями. Это мое высказывание в свое время, конечно, было эмоциональным. Однако как можно охарактеризовать поведение тех, кто в массовом порядке в новогоднем Кельне (в 2016 году) на крупнейшем в Европе железнодорожном вокзале насиловали беззащитных женщин, да так, что немецкая полиция была там в полном шоке? Все «люди» остались совершенно безнаказанными. Немцы были не готовы к противостоянию такой агрессивной толпе. Они не могут до сих пор защитить в общественных местах и школах евреев и их детей. Это связано со многими причинами, с ошибками в системе образования и антиизраильской пропагандой в СМИ, в некоторых партиях и безучастности христианских религиозных общин. Вот поэтому-то я и считаю, и это может звучать резко и обидно для немцев, но в 2016 году они сдали евреев дикарям.

Я ничего и никого не забыл и с уважением отношусь к немцам, уважающим и ценящим еврейский народ. Но я Вам уже сказал, что ситуация ухудшилась, отношение к евреям уже не то, что было раньше. Первая причина – прием миллиона арабских беженцев, враждебных к евреям. Вторая причина – замалчивание политиками и прессой антисемитского поведения арабов. Из соображений политкорректности антисемитизм приезжих скрывают, что узаконивает антиеврейские выходки. Создавшаяся атмосфера пугает евреев. Мы в отчаянии от безнадежного, а, может быть, злонамеренного поведения властей. Германия совершила тяжкую ошибку, приняв сотни тысяч неинтегрируемых в обществе мусульман. Они создают угрозу всем немцам, а евреи – первая и легкая мишень и жертва антисемитского импорта немецкого правительства. Раз эту проблему не решают, ее размеры растут.

– Вы считаете, что не надо было принимать арабских беженцев? При обсуждении проблемы иммиграции евреев из СССР в Германию, были ли немецкие политики, противившиеся этому акту? Давайте вспомним их аргументы. «Мы восстанавливаем Германию. На присоединение Восточной Германии нужны колоссальные расходы. Зачем нам дополнительные затраты? Мы хотим хорошо выглядеть в глазах других европейцев? Но надо отдавать отчет, что проект возрождения еврейской общины с помощью советских евреев обречен на неудачу. Это люди, далекие от иудаизма. Еврейские ценности, об утрате которых мы сожалеем, им безразличны. Через 40 лет дома общин, которые мы должны будем для них построить, опустеют, как и наша казна. Число евреев сократится до того уровня, который был до начала проекта. К чему нам эта показуха?» Однако немецкие вожди решили иначе. Я много лет жил и работал во Франции, не как эмигрант, а как коллега французских ученых. Когда я выказывал коллегам свое недоумение по поводу политики их властей в отношении французских арабов, я слышал в ответ: «Франция должна преодолеть тяжелое колониальное прошлое, доказать всем свою цивилизованность. Мы достаточно сильны экономически, морально, политически, чтобы реализоватьв прием большого количества носителей другой культуры, другой религии». Те же аргументы, вероятно, звучат и на немецкой земле. У Германии в прошлом много грехов, и ей хочется очиститься от национальной скверны. Вы же не прощаете немцам прошлого, вот и они хотят улучшить свое реноме. На каком основании Вы лишаете их права исправлять свои грехи? Вы против приема беженцев из арабских стран так же, как определенные немецкие политики противились Вашему переселению в Германию. Они были правы, выступая против Вашего переезда?

– Я уже говорил о том, что мне действительно жаль этих людей, вынужденных покинуть свои дома. Их прием Европой оказался спонтанным, но кем-то очень хорошо организованным. Он был организован теми, кто очень хотел бы дестабилизации всей Европы и Германии, в частности. Прием же мусульманских беженцев в таком количестве считаю большой ошибкой. Если бы эти беженцы были христианами, я был бы не против. Но арабы, имеющие несовместимый с европейским менталитет, не только не смогут здесь адаптироваться, но и будут навязывать свой мусульманский образ жизни, свои взгляды на семейные отношения и на общественный строй. Вы посмотрите, что они сегодня вытворяют в Швеции, вводят средневековые законы шариата, чуждого иудео-христианской цивилизации, они уже захватили город Мальме, в других городах захватывают целые кварталы, устраивают бесчинства в Стокгольме, поджигают сотни автомобилей, насилуют шведок, живут на социальные пособия, получать образование и работать не хотят, убивают прохожих, наезжают на автомашинах на скопления людей. Результаты последних выборов в Швеции - это объективная реальность, победили партии, которые категорически против подобных беженцев! И это все происходит во вчера еще толерантной Швеции! В Бельгии, в Германии есть мусульманские районы в городах, в которые полиция боится ЗАХОДИТЬ! Не потому ли по наущению мулл они так яростно нападают на евреев? Я не понимаю, как можно сравнивать арабскую иммиграцию с нашей еврейской.

– Вы усиленно подчеркиваете еврейскую составляющую советских эмигрантов еврейского происхождения. Давайте внесем ясность. Советские евреи переехали в Германию не для восстановления еврейской общины, уничтоженной нацистами, как было задумано правительством Германии. Если бы их интересовали еврейские ценности, они бы репатриировались, в Израиль. Но их пугали войны, теракты, военная служба. Они опасались Ближнего Востока. И вот, Ближний Восток пришел к ним. Мы, израильтяне, живем с арабами постоянно. Немецкие евреи ощутили арабское соседство в последние годы и, если верить Вам, они в шоке и отчаянии. Разница в том, что мы умеем защищаться от арабов, а вы не умеете. Вы растерялись, ибо недооценили глобализацию и разочарованы тем, что Германия оказалась недостаточно надежной защитой от ближневосточных проблем, которых вы счастливо избежали. Казалось, солидарность немецких евреев и израильтян должна укрепиться из-за общности жизни в арабском окружении. Но здесь обнаруживаются разные интересы. Правительства Германии существенно укрепили израильскую оборону, продав нашей стране серию мощных подводных лодок. Поэтому израильтяне благодарны союзнику-Германии, и наша критика немецких руководителей намного меньше, чем у вас. Германия выразила желание финансировать агентство, поддерживающее палестинских беженцев. Может быть, Германия намеревается прибавить к арабским беженцам палестинских и устроить 17-ю федеральную землю, «Немецкую арабскую автономную республику»? Это облегчило бы положение Израиля, но затруднило бы положение немецких евреев. Вы ехали в Европу, но вкусили азиатчину. Вы, немецкие евреи, приблизились к нашим проблемам, но у вас нет оружия для самообороны. Однако вы и не желали взять в руки оружие. Таков ваш выбор. За жизнь без оружия надо платить. Вы должны были знать, куда приехали.

– Речь идет о трагедии. Для того, чтобы образно представить себе ситуацию с арабскими иммигрантами, предлагаю Вам следующий сюжет. Если Вы увидели высоко забравшегося на дерево тигренка и желаете его спасти, то лучше помочь спуститься ему на землю и отпустить его на волю, но не нести его в свой дом. Иначе он вырастет и непременно убьет всю вашу семью. Такая трагедия будет в итоге и в результате спасения мусульманских беженцев.

Я хотел бы ответить на Ваш вопрос как бы только от себя, так как я не проводил обследования еврейского общества в Германии и не могу «отвечать за всю Одессу». Могу ответить только, что советские евреи, приехавшие в Германию, не думали о восстановлении еврейской общины этой страны, практически уничтоженной фашистами. Подавляющая часть советских евреев приехала из другой галактики под названием СССР, где любая религиозность жестоко подавлялась. Однако эти люди, атеисты, надеялись на реальное приобщение здесь к еврейской жизни. Среди этого иммигрантского потока были, в основном, молодые москвичи, ленинградцы, а также жители Украины. Вольно или невольно, но еврейские общины Германии допустили ряд ошибок, которые не позволили приобщить нерелигиозных советских евреев к иудаизму. Это связано с тем, что раввины не знали русский язык, а советские евреи не понимали немецкий язык, это длилось минимум первые 2-3 года. Таким образом и произошло отчуждение русских евреев от синагогальной жизни. Нужно было бы раввинам начать серьезное религиозное обучение людей, желавших этого. Кстати, я тоже пытался вначале приобщиться к религии, но у меня это не получилось. Это возможно только в семье и с детских лет. Кроме того, важно обучение детей в еврейских детских садах и еврейских школах, гимназиях.

– Идеология политиков, принявших решение о переселении в Германии сотен тысяч арабских беженцев, основана на политической корректности, на мультикультурализме. То же имеет место во Франции и в других западных странах ЕС. Вы не принимаете эту идеологию, но Вы выбрали Германию, а не она Вас. Надо правильно понимать ситуацию. Вы живете в стране незнакомой культуры, но Вы в гостях. Вы критиковали еврейские общины, приветствовавшие приезд беженцев, которые приняли нормы политкорректности в Германии. Они могут продолжать жить с этими людьми. Вы эти нормы не желаете принимать. Вы и Ваши единомышленники отчаялись. Правильно ли это? Вы не можете переделать Германию. Вы можете понять и приспособиться. Есть люди, которые выбрали партию «Альтернатива для Германии» и идентифицировали себя с ее протестом. Как Вы относитесь к этому явлению? Эта партия правая, ее сопредседатель Александр Гаулянд знаменит своими радикальными высказываниями. Он заявил, что немцы могут гордиться подвигами немецких солдат в Первой и Второй мировых войнах. Об этих «подвигах» мы многое знаем, а адвокат, о котором Вы рассказали, стыдится их. Солидарность с программой этой партии, ее поддержка может означать усиление правых националистов. В Германии это небезопасный шаг, от которого могут пострадать и евреи. Вы так не считаете?

– Мультикультурализм – это фантазия европейских чиновников, не имеющая практической основы. Беженцы из арабских стран никогда в полной мере не смогут вписаться в общественную структуру европейских стран, они будут жить обособленно в облюбованных ими районах страны и потом попытаются со временем поработить принявшие их народы. Они и сделают это за 30-50 лет, когда их численность позволит им это сделать. Массовый прием иммигрантов с Ближнего Востока был серьезной ошибкой. Однако вместо того, чтобы признать свою ошибку, правящие партии продолжали настаивать на своей правоте. Это и привело к появлению правой партии «Альтернатива для Германии», которая, как в той сказке о новом платье короля, стала обнажать и активно критиковать правящие партии, причем критиковать в бундестаге, всенародно, с трансляцией по центральному телевидению. С трибуны парламента эта партия говорит все правильно и по существу. Не знаю, как она заговорит, если придет к власти. Несколько пугают выступления ее руководителя Гаулянда. Да, эта партия – темная лошадка, но немцы начинают на нее делать свои ставки.

– Встречались ли Вы со случаями выхода советских евреев из еврейских общин Германии? Существует ли такое явление? Если да, то как Вы к этому относитесь?

– По-моему, такого явления нет. За 27 лет жизни в Германии мне известен только один такой случай. Как я к такому факту отношусь? Однозначно отрицательно. Мы все, живущие здесь евреи, были приняты прежде всего еврейскими общинами, без которых Германия нас бы не приняла. Поэтому иммигрировавшим сюда евреям только за это нужно быть благодарными общинам и не прерывать в них свое членство. И второе - каждый еврей, в соответствии с еврейскими обычаями, независимо от того, верующий он или атеист, должен материально помогать еврейской общине. Еврейские общины и синагоги Германии не могут существовать без дополнительного финансирования со стороны немецкого государства. Для государства важно участие евреев в жизни общин. Кроме того, в условиях возрастания враждебных действий со стороны «мировой общественности» и активизации антисемитизма в Германии, в связи с массовым приездом сюда агрессивно настроенных по отношению к евреям арабских иммигрантов, нужно более тесно участвовать в работе еврейских общин.

– Вы разочарованы отношением Германии к евреям. Не считаете ли Вы, что у Германии есть основания быть разочарованной советскими евреями, которые не оправдывают надежды на возрождение еврейской общины? Когда я беседовал с немецкими евреями во время визитов в Германию, у меня не раз возникало впечатление, что они гораздо больше стремятся быть немцами, чем евреями. Но цель правительств Германии была другой - создание новой мощной еврейской общины. Вы только что сами подчеркнули важность еврейской жизни в Германии для правительства. Верите ли Вы в еврейское будущее немецких общин, в основном состоящих из советских евреев?

– Я считаю Центральный Совет еврейских общин политически ангажированным. Ему не хватает политической независимости и, я бы сказал, мудрости. Как можно приветствовать, а тем более финансировать приезд арабов в Европу? Разве не ясно, чем это чревато? Иногда лучше промолчать, чем поддерживать враждебные нам силы.

Я не верю в жизнеспособность еврейских общин в Германии. Экспансия арабская продолжится, ее некому остановить. Для жизни еврейских общин нужна, образно говоря, критическая масса, как при ядерной реакции. С одной стороны, это арабское нашествие выталкивает евреев из Европы, а с другой – разрозненная еврейская жизнь не дает жизненной энергии численному росту общин. Когда мне задают вопрос о том, как я попал в Германию, я отвечаю, как в фильме «Бриллиантовая рука»: поскользнулся, упал, очнулся в Германии, принимал это решение впопыхах и были на то причины. На всевозможных форумах в интернете мне, как еврею, живущему в Германии, неоднократно приходилось встречаться в связи с этим с нелицеприятной критикой израильтян в свой адрес. Ну что ж, считаю эту критику правомерной. Приезд евреев в Германию считаю историческим парадоксом. Сегодня, безусловно, я и не только я, выбрал бы Израиль.

– Спасибо за интересное интервью.


Наша справка

Анатолий Вениаминович Молдавский, кандидат экономических наук, родился 8 октября 1946 в Грозном, на пенсии с 2012 года. Окончил Грозненский нефтяной институт. Работал заместителем генерального директора грозненского научно-производственного объединения «Промавтоматика» по научно-экономической работе в 1971-1991 гг. Генеральный директор совместного предприятия «Гриндсар», 1990-1991 гг. в городе Грозном. Защитил кандидатскую диссертацию «Исследование экономической эффективности разработки и внедрения автоматизированных систем управления технологическими процессами в цементной промышленности» во Всесоюзном научно-исследовательском институте экономики промышленности строительных материалов в Москве. С октября 1991 года живет в Германии (Дюссельдорф). Работал в ряде частных немецких фирм.
Количество обращений к статье - 5007
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (31)
Гость | 02.10.2018 08:37
Кто имеет иллюзии о AfD.Поехали в Магдебург на сьзд немцев переселенцев в AfD и послушали бы какие разговоры вели в кулуарах члены партии."Нет говорили они НЕТ Jude не может быть патриотом Германии.Нет Jude не может быть полноценным гражданином Германии"Нельзя быть настолько наивными.
Анатолий Молдавский, Дюссельдорф | 01.10.2018 17:32
Прежде всего я, как и Александр Гордон, хочу поблагодарить всех, для кого наше интервью оказалось интересным и они для него нашли время .

"Алекс, я хочу поблагодарить автора полученного Вами письма из Германии, несмотря на то, что я в корне с ним не согласен.

Благодаря этому письму я изучил в интернете предвыборную программу AfD (партии «Альтернатива для Германии»). Ранее она мне не была знакома в её подробностях. Почему-то я предполагаю, что ваш автор письма не читал этой программы и совершенно не имеет представлений о её содержании.
Для простоты её поиска я посылаю ему и другим нашим читателям ссылку в интернете: https://www.afd.de/wahlprogramm/ .
Если у кого-то проблемы с немецким, то легко сделать перевод программы AfD на сайте: https://translate.google.com .

Теперь, после прочтения этой программы, я наконец-то понял, почему так агрессивно против AfD ведут себя в Бундестаге все традиционные политические партии: это и CDU/CSU, и SPD, и Linke, и FDP, и Grünen.

Я много раз смотрел по телевидению заседания Бундестага и почти всегда депутаты этих партий переходили на крик в адрес AfD и никогда при этом не пытались перейти на предметную критику каких-то программных тезисов этой партии. Ну а мне, за исключением некоторых пунктов, программа понравилась. В этой программе отсутствуют какие бы то либо националистические пассажи, в т.ч. против евреев и Израиля. Что за опасность увидел в AfD автор письма мне не понятно. AfD, судя по её программным документам,  скорее центристская, чем правая партия. 

Предлагаю посмотреть как агрессивно в адрес одного из руководителей AfD, господином Гауляндом,  проводил свою телевизионную программу один из ведущих на Центральном немецком канале ZDF её шоу-мэн, господин Lanz: https://www.youtube.com/watch?v=sYCCbZz7_-E

Обращаю ваше внимание на то, как поменял свой напористый тон ведущий программы, Lanz к концу своей передачи, которую уже посмотрели более 3 млн. человек. А те, кто понимает по-немецки, могут также прочитать интересные комментарии к этому видео. 

Что же касается отношения к мусульманским мигрантам, то программа AfD имеет чёткую и обоснованную позицию, которую бы я поддержал. В качестве эпиграфа к этой своей позиции AfD приняла высказывание по этому вопросу бывшего канцлера Германии Шмидта, сформулированное им в 2008 году: «Тот, кто хочет увеличить число мусульман в Германии, принимает на себя всё возрастающую угрозу нашего внутреннего мира».

Последние опросы, произведённые в Германии по рейтингу партий показали, что AfD вышла на 2-е место с 18-тью процентами после CDU/CSU с 27%, при этом опередив SPD с 16%:

Что же касается диалога двух общин в Германии еврейской и арабской, то пока  «евреи, согласно Корану (Сура 5, стих 82) - это самые большие враги мусульман. А стих 60 Корана гласит, что проклятие и гнев Аллаха превратили их в обезьян и свиней.“ 
( http://a.kras.cc/2016/05/blog-post_590.html), никакой диалог между нашими народами просто невозможен. 
Попробуйте сначала убедить в полезности этого диалога мулл."
Александр Гордон, Хайфа | 30.09.2018 07:38
Спасибо всем комментаторам. На днях я получил письмо из Германии от местного еврея, в котором автор доказывает, что уже на сегодняшний день ясно, что партия "Альтернатива для Германии" представляет для евреев значительно большую опасность, чем арабские беженцы. Он также пишет о том, что в ряде мест начался диалог между представителями немецких евреев и новых немецких арабов, направленный на урегулирование проблем в отношениях между общинами. Мне было бы очень интересно узнать мнение других еврейских жителей Германии, включая Анатолия Молдавского, об этой информации.
Всех с праздником и наилучшими пожеланиями!
Игорь | 29.09.2018 19:15
Не знаю, кто это сказал, но сказано правильно:
"Еврей обязан усвоить три правила. Первое. Никогда не возвращаться туда, где было плохо. Второе. Никогда не просить у тех, кто хоть однажды отказал. Третье. Держать на расстоянии тех, кто когда-то оскорбил или обидел."
Гость Аарон (Вильям) Хацкевич, NYС | 28.09.2018 03:19
Дискуссия вокруг интервью оказалась не менее интересной, чем ответы интервьюируемого, а комментарии-ответы Александра Гордона не менее глубокими и информативными. Спасибо.
Sava | 27.09.2018 17:53
На Ваш , вопрос и ответ,уважаемый Александр,о намерении современного еврея в Германии:
"Желает ли он участвовать в процессе возрождения еврейства в Германии? У нас нет ответа на вопрос о перспективах этого возрождения."

напрашивается весьма допустимое утверждение, что таких перспектив не имеется, по следующим обстоятельствам.
Исторические факты свидетельствуют, что в процессе цивилизованного развития Европы, евреи в Диаспоре, по известным объективным причинам,постепенно и все заметнее отдалялись от приверженности к иудейской традиции .Численность религиозных еврейских общин сокращалась. Возрастало число атеистов, конечно, не только среди евреев, но и среди титульной нации.Такова продолжающаяся и ныне тенденция, с вполне ожидаемыми последствиями, не сулящими особых надежд к возрождению массового интереса среди евреев к возрождению еврейской жизни со строгим соблюдением иудейских традиций.Набирающий обороты процесс ассимиляции также этому способствует.
Но, вечно живучий антисемитизм также оказывает свое,хотя и неоднозначное, влияние на этот процесс.Просвещенные и с жизненным опытом, преимущественно не молодежь, евреи, стремятся, зная об этом,не поддаваться ассимеляции и искать пути к общинной консолидации.Это естественное проявление здравомыслия, продиктованного потребностью сохранения этнических признаков и на возможность достижения более надежной защищенности в периоды обострения антисемитских страстей.
Легкомысленная часть молодежи склонна к отказу от еврейской самоидентификации и ассимилируется, без особых проблем.
Факты указывают также на то,что в периоды особого злобного накала в обществе антисемитских настроений, на грани свершения погромов,евреи массами покидают страну обитания.
Так что все это, не слишком способствует возрождению еврейской жизни в странах Диаспоры.
Гость | 27.09.2018 12:44
Правопопулисткая партия Alternativa fur Deutschland обьявила о создании внутрипартийной ячейки für Jude.От этого словосочетания холодно становится.Нашли артистов для театра уродцев как в Освенциме.Особенно этому будут "рады" члены партии немцы переселенцы из России Казахстана которые по уровню антисемитской злобы даже неонацистов переплюнули!
Любовь Гиль | 26.09.2018 19:39
Очень интересное, злободневное и, я бы сказала, остросюжетное интервью Александра Гордона с жителем Германии А.В. Молдавским, евреем из бывшего СССР, бежавшим туда в тяжелую годину из Чечни.
Интересным мне показался и разброс мнений, хотя этого и следовало ожидать. Нет у соплеменников единого мнения.

Что могу добавить к содержательной дискуссии?
Мне очень близка позиция автора - Александра Гордона, отраженная как в его интервью, так и в довольно обстоятельном комментарии. Полностью солидарна с Марком Фуксом.

А где жить современному еврею? Люди сходятся на мнении, что каждый должен сам это решить для себя. Но для того, чтобы принять это решение, наверное нужно что-то знать о прошлом своих предков, своего народа, иметь душу и сердце.
Гость Sava | 26.09.2018 19:28

Мнение А. Молдавского разделяю. Его зоркое видение ситуации изнутри почти полностью совпадает со сложившемся мнением от сообщений СМИ.Он честно, без грана преувеличения,обрисовал причины возрождения антисемитских настроений в Германии и вызванные им обоснованные смятение и тревогу среди евреев.
Наверное, в его оценке критики реакции правительства А. Мерки на эту кризисную ситуацию, где сообщает:
"Нынешнее руководство Германии, видимо, верит в эти бредни.(относительно лживой пропагандистской информации
Euronews)"прозвучали смягчающие нотки.
Увереннее следовало бы сказать, что НЕ ВЕРИТ(ибо знает истину),но вынуждена, по известным причинам, врать в унисон со своими коллегами из ЕС.
Юлия Систер, Реховот | 25.09.2018 16:42
Спасибо Саше за интересное интервью с А.Молдавским, бывшим
жителем Чечни, а сегодня гражданином Германии. Узнала новые
для себя сведения. Замечательно написано, тема важная и актуальная. Каждый выбирает себе место жительство, образ жизни. Главное - всегда и везде оставаться Человеком,
помнить о миссии нашего народа - нести Духовность, Нравственность, Добро всему миру. ХАГ СУККОТ САМЕАХ! Всем
здоровья, успехов, удачи!
Иосиф Хнйфец | 25.09.2018 00:33
Увидел чем-то знакомое лицо. Видимо, неоднократно встречались в коридорах Грозненского нефтяного института.В антисемитской стране, Грозный всегда был славен своим неравнодушием к евреям. По моим следам беженца из антисемитского Киева, и младший брат нырнул в ту же нефтяную атмосферу.
Читал статью по диагонали. Судьба евреев Германии и проблемы европейцев с долгожданными арабами уже давно приелась. Из галута в галут, -это надо уметь. Да еще в Германию. На это только мои соплеменники могут решиться. На то мы и евреи.
А мне не надо исправлять ошибки. Прирос намертво. А вокруг мои многочисленные земляки из Грозного, включая родственников, и однокурсники, и многочисленные соседи с семьями. Знал еврей куда ехать надо.
Гость | 23.09.2018 09:33
На 90 процентов антисемитские инциденты в Германии это неонацисты. Арабы в Германии гости,и сами испытывают на себе лицемерие и расизм немцев.ЦСЕГ бутафорская организация.Вручает благодарственные грамоты мин.внутр.дел.Зеехоферу который говорит пустые слова и лжёт что борется с антисемитизмом!
Борис Камянов | 22.09.2018 19:15
Всерьез назвать себя "древним евреем" может только человек, начисто лишенный чувства юмора. Если администрация нашла способ клонировать наших далеких предков, то я бы на ее месте начал не с Ю. К., а с Моше-рабейну.
Гость | 22.09.2018 15:48
Я еврей, и мне безразличны этнофренические и историко-мессианские спекуляции. Потому что главным, как человек нормативный, и как древний еврей, считаю центром всего чаяния человека и его семейные ценности. Только нормативный человек способен понять стержень иудаизма: первична ДУША, дарованная Провидением, а все прочее - социальные выдумки и шкурный интерес. Я не верю неискушенным трагическими утратами моим младшим современникам. Тем более, что они были и есть не евреи - а рефлексирующие советские итээровцы.
Я всегда считал, что человек должен быть свободным в выборе, и где бы он ни жил - пусть ему будет хорошо. Кстати, так считают в основном на Востоке.
Скверна и жестокость мира и гибель народов и цивилизаций - функция не человека, а Провидения, т.е Информации, Структуры и Функции связи с человеческим окружением.
Нация - понятие временнОе. Израильтяне - не евреи, а суперэтнос, сформировавшийся из различных еврейских и иных народов, культур и архетипов. Сионизм - право евреев и еврействующих на такую историческую реконструкцию. В равной степени существует право еврейских семей и лиц - на объединение в составе иных этно-цивилизационных сообществ.
У еврейских обывателей всегда двойная мораль: они ненавидят людей, сбежавших от "раздачи" адептов средневекового бытия и быта и кичатся соплеменниками диаспоры, достигшими успехов в условиях социального прогресса сторонних народов и стран.
В этом мире я много чего повидал и сделал. Израиль мне люб в силу того, что я здесь живу и являюсь его неотъемлемой частью. А хорошее и плохое, красивое и уродливое, умное и глупое, доброе и злое, серое и цветное - так это и есть жизнь. Раньше Израиль был простой и добрый. Сейчас - напряженный и донельзя развитой и сложный. И это так везде. Главное - чтоб выжить, а не где жить. Об этом писал гениальный еврейский поэт Александр Аронов:
И если вы не живете,
То вам и не умирать.
А тельавивская тетя
(помните эту песенку:"Люблю тельавивскую тётю!"?!) - так это уж как получится. - Ю.К.
Сэм Израиль | 22.09.2018 10:40
На мой взгляд, беды Израиля пришли не с Востока, а с Запада,
из Франкфуртской школы евреев-социологов и философов-неомарксистов. Оттуда пришла идеология левизны, постсионизма. Последователи франкфуртцев в Израиле возвестили о "крахе сионизма", о "конце государства Израиль".
Израиль находится на Востоке, в Азии. Создание здесь чисто западного государства - утопия
Александр Гордон, Хайфа | 20.09.2018 19:45
-----------
1. Именно на Западе возник политический сионизм. И вспомните, как описывал Герцль будушее Еврейское государство.
2. О том, что имено приверженцы левой идиологии создали и построили Израиль, даже упоминать излишне.
3. Израиль принадлежит именно к Западу, посмотрите на его торговый баланс. Впрочем объяснять это человеку с Вашей биографией опять излишне. Другое дело, что у власти в последнее время находятся те, кто старается как можно дальше свернуть Израиль в другую сторону, делая его все менее либеральным, всё более коррумпированным и всё более удалённым от его главной опоры - американского еврейства.
Сэм Израиль | 22.09.2018 09:44
1. Интересно, а однопалатник Молдавского попытался прилететь в Израиль в 1973 году?
2. Изменение отношения к Израилю объясняется одним словом: ОККУПАЦИЯ и попыткой в конце 20-го, начале 21-го века вернуться на 100-200 лет назад и заняться колононизацией.
3. Интересно бы узнать статистику:
сколько получивших статус беженца вместо занятий на курсах и пр. начали нападать с ножом на соседей и пр..., сколько уже работают.
4. Ясно, что при таком отношении к беженцам, как у г-на Молдавского, сам он бы никогда не получил статус беженца.
Захар Гельман, Реховот. | 21.09.2018 15:33
Александр Гордон всегда выбирает важные темы, а интервью берет у интересных собеседников. Теперь по сути. Не знал, что две тысячи немцев готовы были сражаться с нашими врагами (а по большому счету с врагами цивилизации) в 1967 году. Но помнится, в конце 60-х гг. мне говорил один из редакторов советской еврейской газеты на идиш, что в 1947 году вместе с евреями, записавшимися в добровольцы для отправки в Израиль на войну с арабскими агрессорами, были и русские, и украинцы, и татары и представители других национальностей. К счастью. эти списки успели уничтожить до того, как газета была разгромлена понятно кем. Евреи живут в Германии. Это их выбор. Как впрочем, и тех, кто едет за моря-океаны. По-видимому они сознательно шли и идут на ассимиляцию. Среди американских, канадских, австралийских светских евреев ассимиляция очень велика.
Гость | 21.09.2018 07:33
Спасибо, Александр, за интересное интервью. Живу 26 лет в Германии и у меня присутствует комплекес вины,что я приехал в страну Холокоста, а не в Израиль. Комплекс этот не поддерживают приятели и семья. Вспомнимаю слова израильского раввина, который на вопрос как он относится к моему приезду в Германию ответил: «Вы совершили отвратительный поступок». Теперь по сути. Я не верю в падение, конец, самоликвидацию, исламизацию ФРГ. Не верю и в возможность второго Холокоста. Из комментаторов более всего согласен с М.Ф.: у еврейской общины здесь нет будущего Сейчас в общинах одни старики. Часть ассимилируется, часть не идентифицирует себя уже сегодня как евреи. Небольшая часть религиозных репатриируется. Конечно, все эти процессы ускоряются нашествием мигрантов. Такие мои ощущения..
Гость | 20.09.2018 22:10
Считаю не важным, где живет еврей, а важным то, как он относится к Израилю. Израиль - не государство всех его граждан, из которых более 20% живут в еврейском государстве из-за предоставленных им благ, а государство всех евреев. Хуже (для Израиля), когда престарелые едут в Израиль, оставляя по пути детей и внуков в разных странах или на прежней родине. Помните сцену, описанную незабвенным Ионом Дегеном о растерянности сотрудницы Сохнута, когда она, наконец-то, поняла, что молодые едут в Израиль, а престарелая теща Иона - в США. Настолько это было непривычно для неё. Приезжают в Израиль люди пенсионного возраста и скулят по поводу тяжелого своего материального положения. А другие (редкое исключение) получают профессорскую должность и, проработав несколько лет, становятся пожизненным бременем для израильского бюджета. При этом дети их и внуки остались за пределами Израиля. Так что, по всякому складывается жизнь, но не следует стремиться быть похороненным в земле Израиля за счет госбюджета вдали от родных и близких.
Александр Гордон, Хайфа | 20.09.2018 19:45
Всем хорошей записи в книге жизни! Хатима това!
Спасибо за отзывы.
Для меня было неожиданностью большое число комментариев в моей почте. Я не могу всем ответить по техническим причинам. Поэтому делаю это на сайте.

Профессор социологии Бар-Иланского университета в Рамат-Гане Лариса Ременник, занимающаяся советскими евреями-иммигрантами, написала мне, что Анатолий "выражает позиции бывших советских евреев в Германии". Таким образом, согласно социологическим опросам, мнение Анатолия типично для бывших советских немецких евреях. Если я правильно понимаю, отдаление бывших советских евреев от еврейских общин сменилось сближением, связанным с поведением арабских беженцев. В момент гонений и опасностей у некоторых евреев из СССР (не знаю, у скольких, ибо не занимаюсь социологией) пробудилось или усилилось еврейское самосознание. Мне трудно сказать, в какой степени бывшим советским евреям действительно грозит опасность в Германии. Возможно сказанное Анатолием - преувеличение. Я потому интервьюировал его, что не знаю положения дел. В отличие от сегодняшних украинских евреев, советские евреи Германии "не высовываются", не стремятся руководить жизнью титульной нации. Их "выдвигают" арабы из-за арабо-израильского конфликта.

Я не умею предсказывать будущее.
Несколько слов о прошлом. По моему скромному мнкнию, каждый еврей, переехавший в Германию, должен спросить себя, как спрашивают в пасхальном сказании об Исходе евреев из Египта: чем эта страна отличается от других стран? Отличается многим. Отсюда начался Холокост. Желает ли он участвовать в процессе возрождения еврейства в Германии? У нас нет ответа на вопрос о перспективах этого возрождения. Но каждый член еврейской общины в Германии может посмотреть вокруг и спросить себя: сколько молодых евреев стоит за ним и сколько будут продолжать дело национального самоутверждения евреев в Германии? В этом ответ на вопрос и разрешение спора о будущем еврейского народа в Германии.

Будущего не знаю, но хочу поделиться с читателями воспоминаниями о далеком прошлом.
В 1991-1992 гг. я работал в Германии в институте имени Макса Планка. В ноябре 1991 года коллеги пригласили меня прибыть на несколько дней в Магдебург, Восточную Германию. 9 ноября, в годовщину "хрустальной ночи", я попросил отвести меня на еврейское кладбище. Старая синагога Магдебурга была разрушена нацистскими варварами в этот день в 1938 году. Там проходила мемориальная церемония, на которой я услышал, как молодые немцы просят прощения у еврейского народа за преступления старшего поколения и обещают, что Холокост не повторится. Их настроения не были для меня неожиданностью. Еще раньше я работал с молодым немецким сотрудником (теперь он профессор университета в Геттингене). Он посвятил мне свою диссертацию, сделав это на иврите. Он был воплощенным раскаянием немецкого народа. Раскаяние присутствовавших немцев меня не удивило, но обрадовало. А вот, другое обстоятельство поразило, удивило и огорчило. На кладбище в Магдебурге коллеги показали мне группу советских евреев, недавно прибывших на постоянное место жительство в Германию. Они иммигрировали в Германию примерно в одно время с интервьюируемым Анатолием. Евреи переселяются на постоянное место жительства в Германию, тогда как есть моя страна, Израиль! Я расстроился. От коллег я узнал, что группу привел бывший коммунист ГДР, еврей, который был партийным активистом при социализме, а после воссоединения Германии стал главным деятелем еврейской общины Магдебурга. Я посмотрел на группу советских евреев. Их привели "на собрание", "на мероприятие". Они подчинились указанию по советской привычке. Советский Союз пал, но он оставался в их душах. Они повиновались новому начальству, но явно не понимали, что происходит на кладбище. Я не раз беседовал с раввинами в Германии. Все они были израильтянами. Они были осторожны в своих оценках перспектив приобщения бывших советских евреев к национальным ценностям. Только один из них пожаловался на колоссальный барьер между ним и прихожанами.

Дану Рогинскому
Дорогой Дан! Благодарен за отзыв. Вы спутали год рождения Анатолия с годом рождения упомянутого им архитектора Вольфганга Домке, который действительно родился в 1940 году.

Сергею Баумштейну.
Израиль всегда во многом был Востоком, ибо находится в Азии. Долгое время эта территория была провинцией Турции. Ожидать появления Запада на Востоке, по моему мнению, - иллюзия.
На мой взгляд, беды Израиля пришли не с Востока, а с Запада,
из Франкфуртской школы евреев-социологов и философов-неомарксистов. Оттуда пришла идеология левизны, постсионизма. Последователи франкфуртцев в Израиле возвестили о "крахе сионизма", о "конце государства Израиль".
Израиль находится на Востоке, в Азии. Создание здесь чисто западного государства - утопия. Однако мне не кажется, что это обстоятельство мешает еврейской жизни в Израиле. Наличие в еврейской истории восточных евреев, таких, как Иехуда Халеви, Маймонид, Нахманид, Йосеф Каро и многих  других достойных людей, по-моему, нисколько не портит израильское культурное наследство. Надежда на то, что Израиль станет Европой с самого начала была сюрреалистичной. Если Вы хотели жить в Европе, то логичнее было ехать в Германию. Такой возможности не было в 1987 году, но еще до объединения Германии в ФРГ активно обсуждалась возможность и целесообразность принятия какого-то количества советских евреев на постоянное жительство для возрождения общины. Задержка в реализации этого проекта произошла из-за воссоединения Германии. Однако глобализация и распад искусственно созданных многочисленных арабских государств привел арабов в Европу. Не нашелся Карл Мартелл, который бы их остановил, и они пришли с белыми флагами, с поднятыми руками просить убежища в Германии. Они сдались на милость немецких налогоплательщиков, которые должны были спасти их души и тела от их единоверцев на Ближнем Востоке. По-видимому, большинство немцев приняло их капитуляцию и протянуло им руку помощи. Если верить Анатолию, это внедрение арабов серьезно угрожает безопасности евреев в Германии.       
Как вести себя советским-немецким евреям в создавшейся обстановке, их дело. Один путь - отдать голоса правой партии "Альтернатива для Германии". Поддержка евреями правой партии на немецкой почве - на их усмотрение, страх и риск.
 
Гостю анонимному. Если Вы думали, что Израиль в состоянии обеспечить герметически стерильное от арабов  пространство, Вы ошиблись адресом. Надо было ехать в Новую Зеландию и надеяться на то, что там аборигены не взбунтуются против белых захватчиков. Когда я приходил в очередной раз на армейскую службу в боевой части израильской армии, я заполнял анкету, в которой был вопрос, кому сообщить и кому выплатить страховку в случае моей гибели. Если Вы ожидали в Израиле абсолютно безопасной и комфортабельной жизни, мне Вас жаль. В Израиле удобно себя чувствует лишь тот, кто любит эту страну. Это очень трудная страна, она далеко не всякому подходит. Далеко не каждому необходимо быть евреем. Это довольно тяжелое бремя.

Доктору Марату Герчикову. Дорогой, уважаемый Марат! Я был бы очень рад, если бы Вы приняли приглашение редактора "Мы здесь" и написали взвешенную объективную статью об истинном положении немецких евреев. Вы как руководитель одной из еврейских общин Германии могли бы объяснить, в чем ошибаемся мы с Анатолием, почему Вы называете это интервью "политизированным". Какие партии, платформы представляем мы, и в чем состоят наши ошибки? Для выяснения истинного положения я предлагаю Вам пояснить, как чувствуют себя общины в свете нашествия арабских беженцев, какова позиция руководства еврейских общин в этот час (спокойный или неспокойный - пожалуйста, аргументируйте)? Теперь я хочу упростить обсуждение. Допустим, что среди советских еврейских иммигрантов в Германии существуют люди, которые ведут себя как гедонисты, эпикурейцы и говорят так: "Мы не евреи, мы европейцы, мы не хотели жить в СССР, в России. Мы хотели жить в цивилизованной стране Германии. Нам наплевать на еврейские общины. Они были для нас способом вырваться из ада и попасть в рай. Дальше мы пойдем своим путем". Можно не любить и не уважать такую позицию, но она последовательна. А как быть с теми, кто заявляет, что они евреи и что их надо рассматривать именно так, а раз так, то их нужно защитить от новой волны антисемитизма в Германии? Сказать им, что никакой опасности нет, что слухи о погромах преувеличены, что все в порядке, что антисемиты  под контролем, евреи под защитой и призвать к спокойствию?  
Заранее благодарен Вам за разъяснение ситуации и выражение Вашей позиции.

Гость | 20.09.2018 16:54
Я -светский еврей. К вере своих предков отношусь с пиететом.Кстати,посвятившие себя изучению торы, и ушедшие в политику- шарлатаны. И не потому,что украли: религиозный человек должен влиять только через молитву, и в синагоге - остальное от лукавого.Зачем мне Израиль - я себе ответил задолго до приезда сюда. Доводы мои тогда были просты: болезнь антисемитизма не могла закончиться 1945 году, и у евреев есть только одно место, где можно картавить, и не бояться за свою внешность,или кипу на голове. И пытался доказать это уезжающим в 70-90 года в Германию,США, но,увы, умных людей заклинивало на мысли о высоком качестве жизни на Западе. Как назвать их заблуждения (а в этом теперь мало кто сомневается) - затрудняюсь сказать.
Гость Марат Герчиков | 20.09.2018 13:35
Господи, сколько всего перемешано в этом политизированном интервью: гибнущая под арабским нашествием беззащитная еврейская диаспора в Германии, молчаливые упрёки евреям талантливого писателя и интервьюера, бескомпромиссные позиции обоих. А если всё не совсем или совсем не так?
Впрочем, это тема не для комментариев, а для отдельной статьи.
___________________

Вы готовы ее написать, г-н Герчиков? Ждем.
Админ сайта "МЗ"
Дмитрий, Эссен, Германия | 20.09.2018 13:31
Многие сентенции г. Молдавского не соответствуют действительности. Живу в Германии 30 лет...
Гость | 20.09.2018 11:34
"Разница в том, что мы умеем защищаться от арабов, а вы не умеете".
Не знаю как умеют они, но знаю, что араб зарезал отца 4-х детей. Знаю, что вокруг Газы пылают пожары уже скоро год. Житель Германии недоумевает, как можно чтить память мертвого убийцы, а мы знаем, что этого убийцу живого вместе с тысячами головорезов сами притащили в страну, вооружили, заплатив тысячами жизней евреев и арабов.
Трудно увидеть во всем этом умение защищаться от арабов.
М.Ф. | 20.09.2018 11:02
Дорогой А.Я!
Спасибо за ваше внимание.
Пожалуй, впервые за долгое время знакомства с вашим творчеством я не рвусь со своим публичным отзывом, и предпочёл бы частную переписку.
Мне довелось дважды побывать в Германии, причем в первый раз еще в годы ГДР.
Оба раза я пребывал в этой прекрасной стране не по собственной инициативе, а в качестве командированного.
В первый свой приезд мне было известно о двух полуевреях-наших современниках в тогдашней ГДР: Миша Вольф и Грегор Гизи.
О еврейской общине в Федеративной республики я читал, но все же имел представление смутное.
Я еще мог понять тех евреев, коренных граждан довоенной Германии, которые после войны вернулись в страну, которую считали своей и где оставалось их имущество.
Касательно наших с вами земляков по СССР, то я несмотря на внушительное число дорогих и симпатичных обаятельных талантливых и просто интересных друзей, родственников, нынешних виртуальных товарищей, мои чувства сложны: от отторжения и до игнорирования, от презрения и до жалости.
Никаких разговоров об объективных причинах, некой миссии и даже идеологии я не приемлю.
Евреи в Германии, через поколение канут в Лету. А если учесть, что в основном эмигрировали туда смешанные семьи, то процесс этот примет лавинообразный характер и поверьте, что я знаю о чём говорю.
Ничего не поделаешь: память у людей коротка и материальные интересы преобладают над национальными.
Еврейские организации в Германии представляются мне своего рода гешефтом в котором эмигранты из СССР – сырье, расходный материал.
Спасибо.
Марк Ф.
Борис Камянов | 20.09.2018 04:57
Загадили Израиль не Востоком, а баумштейнами.
Дан Рогинский | 20.09.2018 01:16
Гость Сергей Баумштейн! В израильской действительности Вы не видите ничего, кроме “тошнотворно-отвратительного”? А Вы забыли, что главная миссия евреев - תיקון עולם (исправление, улучшение мира)? Вам за 30 лет не довелось увидеть в Израиле тех, кто самоотверженно занимается תיקון עולם? По Вашему, всё у нас ухудшается и ничто не становится лучше? Я приехал в Израиль 45 лет назад (моей первой израильской субботой был день начала Войны Судного дня). Если бы Вы знали, какой отсталой провинцией выглядел тогда Израиль, Вы, возможно, сумели бы оценить постоянно происходящее здесь чудо. Впрочем, это чудо продолжало происходить и в “Ваши” 30 лет.
Дан Рогинский | 20.09.2018 00:32
Уважаемый Александр! Спасибо за, как всегда, прекрасный очерк с позиции национально мыслящего еврея, умеющего видеть и свои (наши) корни, и корни бед как Европы, так и евреев Европы (и вообще галута).
Сейчас время позднее (2-й час ночи), поэтому ограничусь парой небольших замечаний.
1) В приложении к Вашей статье “Наша справка” написано: “Анатолий Вениаминович Молдавский, кандидат экономических наук, родился 8 октября 1946”. Но из данных в Вашей статье следует, что он родился в 1939 или 1940.
2) Я открыл в ФБ его страницу. https://www.facebook.com/anatoly.moldavsky.7 Там немало постов. Меня удивило (говоря мягко): ни в одном из его свежих постов я не заметил упоминания Йом Кипур. (Вдобавок к “прочему”, 45 лет назад, в Йом Кипур началась война, сыгравшая важнейшую роль в истории Израиля. Между прочим, тот Йом Кипур был моей первой субботой в Израиле.)
Гость Сергей Баумштейн (Бат-Ям) | 19.09.2018 23:02
К сожалению, в израильской действительности присутствует столько тошнотворно-отвратительного, что прекрасно могу понять советских евреев, отказавшихся от репатриации и выбравших для жизни - собственной и детей - другие страны и цивилизации.
История разочарования советских евреев Израилем началась в середине 70-х, считаю, целиком по вине утопистов-социалистов, стоявших тогда у власти.
Имея за спиной более чем 30-летний израильский опыт, открыто говорю: если бы в 1987-м г. существовала "немецкая опция", выбрал бы ее, а не репатриацию!..
Израильские отцы-основатели загадили Израиль Востоком, очень жаль, что эту непоправимую ошибку повторяют власти Германии!
Валерий, Б-Ям | 19.09.2018 19:16
Уважаемые евреи, ну чего вы сразу нападаете на человека за то, что он живет в Германии? А вы, 70-80-летние молодцы, чего всю сознательную жизнь провели в СССР, а сейчас гневаетесь на человека, живущего в другой стране. Вы что, знаете, по каким причинам он там, а не здесь? Да и далеко не всегда еврей, живущий в Израиле лучше еврея, живущего в США, Германии, Канаде или даже в Биробиджане.
Я прочел интервью А. Гордона с большим интересом, многого из написанного и сказанного не знал и даже не представлял. Спасибо и интервьюеру, и А. Молдавскому за серьезный и по делу разговор. Гмар хатима това всем в новом году и на все последующие годы!
Гость | 19.09.2018 18:12
Ну и переезжал бы. Вместо интервъю из Дюссельдорфа.
Страницы: 1, 2, 3, 4  След.

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com