Logo
11-21 июня 2018



Hit Counter
Ralph Lauren Sportcoats


 
Free counters!
Сегодня в мире
19 Июн 18
19 Июн 18
19 Июн 18
19 Июн 18
19 Июн 18
19 Июн 18
19 Июн 18
19 Июн 18
19 Июн 18









RedTram – новостная поисковая система

Парк культуры
Хор Либерского
Ирина Маулер, Михаил Юдсон, Тель-Авив

Виктор Либе́рский - композитор, профессиональный аранжировщик, руководитель хора. Кстати, его отец, Ефим Либерский, преподавал физику и руководил хоровыми коллективами в Биробиджане. Виктор живет в Бат -Яме. Говорим с ним о музыке и жизни.


Виктор Либерский
- Вы приехали в Израиль в девяностые, в «большую алию». Сразу нашли свою нишу или на это ушли годы?

- Нет, годы не ушли! Приехал в Израиль в 1994-м. Сразу начал учиться в ульпане и по его окончании мне предложили, зная, что я профессиональный дирижер и композитор, отметить это событие каким-либо концертом с учащимися нашего класса. Выяснилось, что из 30-ти "ульпанистов" 25 профессиональных музыкантов, и я очень быстро аранжировал несколько известных мне к тому времени израильских песен, которые мы и спели на выпускном вечере ульпана – с этим на скорую руку организованным хором “Ульпана Шарет”.

Случилось так, что на этом вечере было много гостей из министерства абсорбции, Сохнута и мэрии Бат-Яма во главе с мэром города Иешуа Саги. Концерт получился вполне приличным в профессиональном плане. Долго бисировали и я почувствовал, что вот оно! Все получилось! На следующий день, вместе с директором ульпана Хедвой Чариски, я был приглашен к мэру города, где нам вручили похвальные грамоты, ну а мне предложили возглавить этот хор – за небольшую, но все же зарплату! Вот так и родилось это уникальное образование: “Хор выпускников ульпанов центра страны”. В дальнейшем Хедва предложила назвать наш хор “Шир Оле” ( “С песней поднимайся') и я не стал возражать.

С тех пор прошло около четверти века . За это время состав хора менялся неоднократно, приходят новые любители пения и профессионалы, но каждый вторник в 20.00, во время мира и во время войны, что бы ни случилось, собирается хор на репетиции и наращивает свое мастерство и репертуар. Слушатели любят нас, и нам нельзя опускать взятую когда- то планку.

- Хор, которым вы руководите все эти годы, достаточно известен в нашей стране. Чувствует ли коллектив свою востребованность? В каких странах успели побывать , на каких сценах выступали?

- За эти годы трудно назвать город в Израиле, где бы мы не пели. Самые памятные концерты – во время войны и т.н. “интифады”, у воюющих солдат, под бомбежками в Сдероте, где мы пели хоровую “Оду к миру” Бетховена из 9-й симфонии. Мы пели, а над нами с жутким воем, а потом и с грохотом, проносились ракеты из Газы. Было тревожно, но все же и радовало чувство сопричастности к борьбе нашего народа. Мы понимали, что мы нужны...Конкурсы, хоровые фестивали, сотни шефских концертов...

Что касается дня сегодняшнего, тут есть два аспекта. Во-первых, публика, которой мы служим и которая никогда не бывает равнодушной на наших концертах. К примеру, после недавнего концерта в министерстве образования, где мы произвели легкий фурор (мой хор был им известен только понаслышке), мы сразу получили от организатора приемов в дипмиссии при премьер-министре Нетаниягу приглашение на один из концертов, которые он устраивает для послов. А во- вторых, это отношение местных органов Бат-Яма к нашему хору как, впрочем, и вообще к массовой хоровой культуре города, прежде всего как к “русской улице” (хотя мы поем и на иврите, и на других языках). Вскоре, после ухода прежнего мэра города Иешуа Саги, а он, как известно, был человек исключительной культуры (уже в те годы он организовал Международный фестиваль уличных театров и симфониетту Бат-Яма, да и наш хор тоже) все начало приходить в упадок. Теперь у нас новый мэр, новая команда, новые лица, и – кому сдалась эта падчерица – культура? Тем не менее, делают замечательные, бескорыстные люди-хормейстеры свое маленькое, но кому-то очень нужное дело. Не могут по-другому!..

- Как вы подбираете репертуар для хора, на чем делаете акцент? И, накрнец, есть ли у вас современные песни и на каких языках?

– Как- то ведущий нашего концерта Давид Кон между номерами спросил меня о том же. Я не был готов к такому вопросу на публике и в пылу концертной горячке выпалил:”Сам себе пишу для своего хора. Мне так быстрее! А то бегай, ищи себе репертуар”. На самом деле это только отчасти верно. Вначале я действительно сам себе писал исключительно хоры a'capella. То есть хоры без сопровождения и на оригинальные тексты из ТАНАХа (ну как без этого?!). Но поскольку публика бывает разная, и не только ценители хорового пения, репертуар расширялся, прежде всего, за счет израильских песен. Начинали мы с песен известных израильских композиторов, исполняли традиционные, праздничные и сезонные песни, всех религиозных и военных дат. Короче, я пересмотрел и перепел все сборники, как и другие песенные ансамбли Израиля. Так что все это есть в нашем реперуаре и достаем их из “загашника”, когда нужно, но наша “фишка” в другом. Мой хор многоязычен и мы поем на таких языках, как иврит, ладино, итальянский, английский, испанский, болгарский, русский, идиш... Но, разумеется, поем в нашем прочтении и в наших (читай – в моих) аранжировках. Это и израильская, и общемировая эстрадная поп-культура. Это и негритянские спиричуэлс, и легкий джаз. Это и классика: Бетховен, Моцарт, Шостакович, Бородин, Верди, и иже с ними - Веберн, Гершвин, Бочелли... Но, повторяю: в нашем прочтении. Хор ведь трехголосный, следовательно для него нужно качественно, но все же адаптировать всё вышеперечисленное.

- До приезда в Израиль вы работали музыкальным руководителем театра во Владивостоке. Не «тесен» ли вам в творческом плане Израиль?

- Моя предыдущая творчекая жизнь в России была значительно шире. Я писал музыку во всех театрах Дальнего Востока и за его пределами. Работал на студии “MIDI” в Харбине, участвовал в постановке спектаклей в Словакии. В начале пути был худруком в Ансамбле песни и пляски Даьневосточного пограничного округа в Хабаровске и там же – дирижером театра оперетты… Много чего было! К примеру, во время учебы в Хабаровском училище искусств работал в ресторане пианистом. Отличная была школа жизни. Потом преподавал. Потом – разные театры, города, страны страны...Так что с приездом в Израиль почти ничего не изменилось... Ну еще один переезд! А потом, я никогда не обрывал связей с театрами, в которых работал. По-прежнему пишу для них музыку и аранжировки в своей довольно мощно оснащенной студии “VICTOR RECORD's”.

- Вы приехали в Израиль с семьей. Все ли ваши близкие нашли себя здесь? Они тоже музыканты?

- Мой единственный сын уехал в Израиль за два года до нас по романтическим мотивам. Окончив во Владивостоке музучилище как пианист джаза и не видя для себя в то сложное время никаких перспектив, в 1992 году он решил репатриироваться. Я не возражал, ибо время действительно было сложное. Здесь он работал в кибуце под Иерусалимом и там же учил иврит. Ну а дальше, как у всех молодых: работа в разных местах, служба в армии. С музыкой не получилось. После армии закончил компьютерные курсы и сейчас работает сетевым менеджером в министерстве образования. На пианино играет, развлекая троих своих детей, моих замечательных внуков. Так что не зря учился!

- Кроме хора, вы активно занимаетесь аранжировкой музыкальных произведений местныР композиторов и не зря считаетесь одним из мастеров своего дела. Расскажите, с кем из них вам было наиболее интересно работать.

- С композиторами, работающими в серьезных жанрах классического стиля и пишущих для театра и кино. Михаил Либман, Иосиф Барданашвили, Рувен Кажилотти - это очень известные композиторы, члены Союза композиторов Израиля. Дело в том, что бюджеты большинства очагов израильского исскуства и кино не могут себе позволить озвучку своих саундтреков, приглашая большие и серъезные оркестры. Следовательно, сегодня это можно сделать значительно дешевле и практически без ущерба для самой музыки в хорошо оснащенной цифровой студии, чем я и занимаюсь уже много лет! Ну и, разумеется, сотрудничаю с другими музыкантами, работающими в самых разных стилях: поп, техно, ритм энд блюз, реги, романс, мизрахи, явани, рок, шансон... Кажется, ничего не пропустил!

- Как вы считаете, что превращает песню в шлягер, какие механизмы надо задействовать, чтобы это случилось?


- Знал бы ответ – писал бы исключительно шлягеры! Видимо, надо, чтобы сошлись вместе гармония, мелодия, текст, аранжировка, солист, время, место и немного таланта. И тогда все получится!

- Расскажите, с какими театрами вы сотрудничаете сегодня, какие спектакли оформляете музыкально?

- Как я уже говорил, я до сих пор числюсь музруком театров, в которых работал раньше. В России, разумеется. И эта связь никогда не обрывалась. Сейчас пишу музыку к спектаклю “Ну заяц, догони” для Приморского театра кукол во Владивостоке.

- Чем любите заниматься в свободное время?

- Как «чем»? Внуками, разумеется! Сейчас младшей Майечке три года. Она такая сладкая и красивая!

- Если бы можно было время открутить назад и вам бы снова предоставился выбор – вы бы поехали в Израиль, остались бы во Владивостоке или выбрали бы для жизни другую страну?

- Не скажу ничего нового: история не знает сослагательного наклонения. Получилось то, что получилось. А вам никогда не приходила в голову простая мысль о том, что у большинства нынешних олим к моменту репатриации дела и в Союзе шли, в общем-то, неплохо!? А у некоторых, включая и меня, – и вовсе замечательно! Какая же сила собрала нас всех тут?! И каждый вам расскажет свою собственную, отличаемую от всех прочих историю или причину переезда, и как всегда исключит одну, для всех общую! А вы верите в Б-га?..


- Каким вы видите Израиль и каким бы его хотели видеть в идеале?

- По-настоящему демократическим. Сейчас этого нет. Наверное, есть этому объяснение: особености развития, близость врагов и многое другое, но... Некие элементарные составляющие демократии – такие, как искоренение позорной бедности, защита старости и детства, защита людей, потерявших трудоспособность... Все просто и вполне достижимо сейчас и в этих условиях.

- Ну и, наконец, о ваших творческих планах.

- Жить и выжить! Продолжать заниматься любимым делом, И чтобы это было кому-то нужно! Побольше концертов моему замечательному хору, а мне – побольше клиентов в студии!

- Что бы вы, как мастер, хотели посоветовать молодым людям, мечтающих сделать музыку профессией?


- Много раз проверяйте и проверяйте: ваше ли это дело?! И будьте готовы, как в академии, каждый день и всю жизнь учиться и сдавать экзамены! Если подходит - пробуйте!

- Пожелайте что-нибудь себе и читателям.

- Себе, как и всем нам, желаю, однажды проснувшись, оказаться в обществе, лишенном рудиментов старого и устремленного в демократическое будущее. Остальное сами сделаем.
Количество обращений к статье - 187
Вернуться на главную    Распечатать
Комментарии (0)

Добавьте Ваш комментарий *:

Ваше имя: 
Текст Вашего комментария:
Введите код проверки
от спама
 
Загрузить другую картинку

* - Комментарий будет виден после проверки модератором.



© 2005-2018, NewsWe.com
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено,
при согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на NewsWe.com