МЫ ЗДЕСЬ - Публикации

http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=6728
Распечатать

2 – 8 янв 2014

Рубрику ведет Леонид Школьник

Очередная неделя - «круглые» юбилеи и «некруглые» дни рождения...

2 января

1836 - В белорусском местечке Копыль, недалеко от Минска родился Менделе Мойхер-Сфорим. Настоящая его фамилия – Бройде, но по паспорту он значился как Шлойме-Яков Абрамович. Семья, в которой появился на свет будущий классик еврейской литературы, создавший новый литературный идиш, была не очень богатой. Его отец, Хаим-Моше, бесплатно исполнял обязанности казенного раввина, прослыл вольнодумцем, но сыну дал традиционное еврейское образование. По настоянию отца Шлойме-Яков изучал также грамматику языка иврит и Библию, которую к 10 годам знал наизусть. После смерти отца (в возрасте 40 лет) семья обнищала, и 14-летний подросток, уже хорошо разбиравшийся в Талмуде, был отправлен учиться вне дома и столовался у членов еврейских общин.
Проучившись три года в разных местах (в том числе, в Слуцке и Вильно), Шлойме-Яков вернулся в семью, жившую после второго замужества матери в местечке Мельницы. Там он написал первые стихи на иврите. Но в доме отчима юноша прожил недолго и вернулся в Копыль, где, занимаясь самостоятельно в местной синагоге, сошелся с нищим бродягой Авремлом Хромым, увлекшим его в странствия по Литве и Украине.
Встреченный им в 1853 году в Каменец-Подольске родственник уговорил будущего писателя остаться в городе. Там он сблизился с А.Б. Готлобером, дочь которого стала обучать Шлойме-Якова русскому и немецкому языкам, а также основам математики. Готлобер помог ему изучить философию, историю, русскую и мировую художественную литературу.
В 1858 году Шлойме-Яков Абрамович женился на Песе Левиной, дочери деятеля Гаскалы в Бердичеве, и поселился в доме тестя. Помимо литературы и публицистики, он стал заниматься общественной деятельностью: основал общество дешевого кредита (1863), общественную библиотеку, помог многим еврейским юношам поступить в Житомирское раввинское училище. В 1860 году он опубликовал в Вильно сборник статей «Мишпат шалом», содержавших скептическую оценку состояния ивритоязычной литературы того времени. В этой первой серьезной критической работе заметно было последовательное тяготение автора к реализму и склонность к сатире.
В бердичевский период дружба с исследователем языка идиш И. М. Лифшицем пробудила в молодом литераторе интерес к этому языку. В 1862 году по их предложению Александр Цедербаум стал издавать в Одессе газету на идиш «Кол Мевассер» (приложение к «Ха-Мелиц»), где с ноября 1864-го по февраль 1865 года печаталась повесть Абрамовича «Дос клейне менчеле» («Маленький человечек», отдельное издание — Вильно, 1866), где впервые появился персонаж по имени Менделе Мойхер-Сфорим («Менделе-книгоноша» или «Менделе-книготорговец»), ставший псевдонимом писателя. Эта повесть многократно переиздавалась с изменениями и дополнениями, но уже в первом варианте проявилось своеобразие языка автора — соединение литовско-белорусского и украинского диалектов, легшее в основу современного литературного языка идиш.
«Дос клейне менчеле» открыла новый период в творчестве писателя. По его признанию, он перешел на идиш, чтобы быть понятным и «служить своему народу», несмотря на то, что «наши писатели смотрели на жаргон свысока».
После публикации пятиактной драмы «Ди таксэ, одэр Ди банде штот баалей тойвес» («Такса, или Банда городских благодетелей», Житомир, 1869), раскрывающей картину жизни беднейших слоев еврейства, Менделе перебрался в Житомир. Повесть «Фишке дер Крумер» («Фишка Хромой», Житомир, 1869) о жизни еврея-бродяги переросла в обширный роман (1888), инсценировки которого в 1890-х гг. часто ставились в еврейских театрах.
В этой повести под видом несчастной, больной, всеми гонимой клячи он изобразил жизнь российского еврейства. “Фишка Хромой” выходил тремя изданиями – в 1869, 1876 и в 1888 годах. И с каждым разом в романе смягчалась сатира и полемика, зато всё больше появлялось теплоты и симпатии к бедам своих героев, всё больше интереса к народному юмору. Менделе в этом своем произведении писал: «Грустна моя мелодия в симфонии еврейской литературы. Мои труды выражают самую суть еврея, который, даже распевая веселые мелодии, звучит издалека, будто он плачет и рыдает».
Однако самый знаменитый его роман — «Путешествие Вениамина Третьего» (1878), лирико-сатирическая фантасмагория, напоминающая «Дон Кихота» Сервантеса. Много лет спустя это произведение классика еврейской литературы было с блеском поставлено на сцене Государственного еврейского театра. Соломон Михоэлс в том спектакле, поставленном гениальным Грановским с участием художника Роберта Фалька, сыграл роль Биньомина - одну из лучших в своей актерской судьбе. А его партнером в этом спектакле был великий Вениамин Зускин…
Под влиянием погромов 1880-х годов Менделе, вернувшись к ивриту, написал несколько повестей и рассказов, в которых, помимо представителей старого еврейства, фигурируют и люди нового поколения, стремящиеся в Эрец Исраэль, подальше от погромов.
В одесском литературном обществе Менделе Мойхер-Сфорим был одной из самых колоритных фигур. Когда ему было около 60 лет и он заведовал «Талмуд-Торой», в Одессу приехал писатель Шимон Дубнов. После встречи между ними завязалась дружба, длившаяся почти 30 лет.
Менделе написал много стихотворений, драм и критических статей на иврите, много переводил на идиш. После революции его сочинения издавались в СССР как на идиш, так и в русских переводах, а также получили известность на Западе.
Умер Менделе Мойхер-Сфорим 8 декабря 1917 года в Одессе. Родившийся в Белоруссии, в юности перебравшийся на Украину, он в быту сохранял литовско-белорусский диалект идиша, создал новую литературную норму. Лексика и синтаксис ее базировались на украинском диалекте, а фонетика – на белорусско-литовском. Менделе создал язык, который ни для кого не был родным и в то же время всем был понятен. При этом писатель выступал как человек, сформировавший новый литературный стиль на иврите, и израильские литературоведы не без оснований считают его классиком не только идишской, но и ивритской прозы.

* * *

Элеонора Полтинникова-Шифрин, журналист, переводчик, общественный деятель, отмечающая сегодня свой день рождения, родилась в Киеве, росла в Сибири. В 16 лет пришла к выводу, что надо свергать советскую власть. С 17-ти до 22-х лет активно этим занималась, пока не додумалась, что всё, что бы евреи ни сделали в России и для России, будет плохо, и нужно отдавать отдавать силы не ей, а своему народу и своей единственной стране – Израилю. В 1972 году, после бурного периода сионистской активности, приехала в Израиль по фиктивному браку, т.к. вся семья застряла в глухом отказе.
С тех пор занималась борьбой против проникновения коммунизма на Запад, за свободу выезда из СССР, лоббировала в Конгрессе США знаменитую поправку Джексона, проводила лекции и демонстрации, выступала в СМИ. За эту деятельность удостоилась почетного гражданства штата Техас и звания почетного судьи штата Кентукки. 8-летняя борьба за спасение родителей и единственной сестры закончилась трагически: мать и сестра погибли в Новосибирске.
В 1974 г. вышла замуж за известного антикоммуниста, узника Сиона Авраама Шифрина и на протяжении последующих 24 лет работала рука об руку с ним в рамках созданного им в 1974 году Центра исследования тюрем, психтюрем и концлагерей СССР. Под эгидой Центра было опубликовано на английском (в переводах Э. Ш.) и других языках свыше 20 исследовательских работ о советской тюремно-лагерной системе.
В 1978 г., к Белградской конференции по правам человека Шифрины подготовили получасовой документальный фильм «Страна заключенных». Фильм демонстрировался на центральных телеканалах практически всех демократических стран, а в парламентах Британии, Австралии и Канады были организованы специальные просмотры фильма для депутатов.
В 1980 г. в «подарок» Московской Олимпиаде выпустили в свет первый путеводитель по тюрьмам и концлагерям СССР, снабженный подробными картами краев и республик и общей картой СССР с обозначением 2500 мест заключения. Этот путеводитель был признан «Книгой года» в Европе и переведен на множество языков.
С 1983 г. Э. и А. Шифрины – почетные пожизненные члены Общества Джона Бёрча. С конца 80-х Элеонора принимала активное участие в приеме новых репатриантов в Иерусалиме. Участвовала в создании партии «Емин Исраэль», в 1999 г. стала ее председателем. Трижды баллотировалась в Кнессет в блоке с другими правыми партиями.
Еще одна важная глава ее жизни: участие с 1996 г. в борьбе за освобождение из американской тюрьмы израильского разведчика Йонатана Полларда. Элеонора Шифрин - автор множества статей и переводов документов по делу Полларда, член базирующегося в Иерусалиме «Комитета за возвращение Й.Полларда домой в Израиль». С 2000 г. она - официальный представитель Полларда по связям с русскоязычной общественностью. Главный редактор русскоязычного сайта Йонатана Полларда http://justiceforpollard.com
До 2010 г. работала на сайте «Седьмой канал» новостным редактором и автором аналитических статей. Публикуется на русскоязычных сайтах Израиля, Америки и Европы, а также в «бумажной» прессе. Элеонора - автор сборника очерков и статей по вопросам политической системы Израиля, автор переводов множества статей и двух книг известного политолога Пола Эйдельберга. Она же - редактор второго издания и автор предисловия и эпилога к книге Авраама Шифрина «Четвертое измерение». С 2000 г. координирует в Израиле помощь русскоязычных евреев Америки жертвам террора, раненым солдатам, изгнанникам Гуш-Катифа.
Ну и кроме всего прочего, Элеонора - мать двоих детей и бабушка десяти (!) внуков.

Редакция «МЗ», читатели и почитатели таланта Элеоноры желают ей, прежде всего, здоровья и сил для исполнения задуманного ею, в том числе создания документального фильма о трагической судьбе семьи Полтинниковых в Новосибирске и завершения работы над автобиографической книгой обо всем, что выпало на долю этой семьи.

3 января

1939 - Израильский эстрадный певец, актёр, автор песенных текстов Арик (Арье) Айнштейн родился в северном Тель-Авиве, в доме на улице Гордон. Он был единственным сыном Дворы Дубно и Яакова Айнштейна - актера, выходца из Польши. Арик не получил профессионального музыкального образования, навыки пения приобрел во время армейской службы в ансамбле «Лаакат ха-нахаль» (Ансамбль бригады НаХаЛь, 1957-59). Как вокалист выступал в вокально-инструментальных ансамблях «Самбатион» (1960), трио «Гешер ха-Яркон» («Мост Яркон», 1964-66), рок-трио «Ха-халонот ха-гвуим» («Высокие окна», 1966-67) и др. В 1966 году вышел его первый сольный альбом «Шар бишвилех» («Пою для тебя»). Айнштейн дважды был лауреатом фестивалей израильской песни (1965, 1966). В 1970 году был признан «певцом года» (с песней «Лама ли лакахат ла-лев» — «Зачем мне принимать близко к сердцу», Ш. Ханох), в 1995 году исполнил «песню года» - «Биглалех» («Из-за тебя», М. Шитрит, Аркадий Духин). С 1980 года Арик Айнштейн перестал выступать на сцене, ограничившись записями дисков. Большую роль в его творчестве сыграло сотрудничество Арика с композитором и певцом Шаломом Ханохом (альбом «Мазаль гди» — «Козерог», 1968). В 1969-70 Айнштейн и Ханох при участии рок-группы «Черчилли» создали 3 важнейших в истории ранней изр. рок-музыки альбома (часть текстов написана Айнштейном): «Пузи» (1969), «Шаблуль» («Улитка», 1970), «Пластилина» (1970); впоследствии они вместе сделали ряд др. записей (в частности, альбом «Мускат», 1999). В 1971-87 Айнштейн записал 4 альбома с композитором М. Габриэловым. Айнштейн сотрудничал также с композиторами и аранжировщиками Ш.-Т. Леви (альбомы «Ясмин», «Тоцерет ха-арец» - «Сделано в Израиле» и др.), И. Клептером (альбомы «Йошев аль ха-гадер» - «Сижу на заборе», 1982, «Шавир» - «Хрупкий», 1983), Й. Рехтером (альбомы «Ми ширей Авраам Халфи» - «Из стихов Авраама Халфи», 1988, «Ха-арье, ха-йона ве тарнеголет кхула» — «Лев, голубка и синяя птица» для детей, 1992). Айнштейн пел и записывал также песни композиторов более молодого поколения — Авива Гефена, Аркадия Духина, М. Шитрита, Б. Сахарова и др. Арик Айнштейн - один из символов культуры современного Израиля. Он спел и записал свыше пятисот (500) популярных песен (к примеру, одна из них, «Уф гозаль» («Лети, птенец», сл. Айнштейна, муз. Габриэлова, 1987), стала гимном выпускников израильских школ. Другая песня - «Атур мицхех» («Твой лоб увенчан», слова Авраама Халфи, музыка Й. Рехтера, 1977) – была признана лучшей израильской песней 70-х гг. и лучшей израильской песней о любви, А песня «Шабат ба-бокер» («В субботу утром», сл. Т. Атар, муз. Й. Рехтера, 1989) является позывными субботней передачи радиостанции РЭКА (вещание на русском языке). Наряду с классическими образцами «песен Эрец Исраэль» и современными израильскими песнями, в репертуаре Айнштейна - песни других народов, в частности, русские (среди них - «Синий платочек»). Певческая манера Айнштейна складывалась под воздействием, прежде всего, рок-н-рола и творчества ансамбля «Битлз». Некоторые его лирические альбомы 80-90-х гг. выдержаны в духе мягкого рока, однако в альбоме «Штей гитарот, бас, тупим» («Две гитары, бас, ударные», 2004) он вернулся к традиционному року. Айнштейн сыграл в изр. фильмах «Нини», 1962; «Салах Шаббати», 1964; «Мецицим» («Любители подглядывать»), 1972, и др.; в 1992 он вместе с Цви Шисселем и актером Мони Мошоновым создал телефильм «Квалим» («Кабели», пародию на зарождающееся кабельное ТВ). Айнштейн играл в театре «Габима» в мюзикле «Ирма ла Дус», 1966, снимался на ТВ. По его альбомам «Шаблуль» («Улитка», 1970), «Тоцерет ха-арец» («Национальный продукт», 1985) и др. были сняты документально-игровые фильмы. Изданы два нотных сборника песен из репертуара Айнштейна (1980, 1991). В 2005 году Арик Айнштейн совместно с музыкантом Питером Ротом выпустил альбом «Рэгаим» («Моменты»). Издана биографическая книга «Зо ота ха-ахава» («Это та же любовь») с фотографиями, текстами песен, краткими историями из жизни. Арик – дедушка четырех внуков и десяти внучек. Такая странная судьба: единственный сын, от которого произошла целая футбольная команда внучат. Необычайно сошлись пути Арика Айнштейна и Ури Зоара: двое старших сыновей последнего женаты на двух дочерях Арика от первого брака с женой Алоной, обратившейся, как и Ури Зоар, в лоно религии. Израильская журналистка, не раз интервьюировавшая Арика, однажды спросила его: «Вы часто навещаете ваших внуков в Иерусалиме. Они видят, что вы непохожи на тех, кто их окружает. Как они вас воспринимают? Они слушают ваши песни?». Певец ответил: «Там живут по Божьим заповедям. Дети же слушают мои записи для детей. Ну, конечно, иногда они затрудняются понять какие-то вещи. Однажды Моше, ласточка моя, меня спрашивает: «Деда Арик, ты еврей?» – «А как же, конечно еврей», – «Так почему у тебя нет бороды и пейсов?» – «А ты пойди к деду Ури, у него этого добра на двоих хватит. И вообще, Моше, на свете гораздо больше таких евреев, как я». Ну прямо, так он мне и поверил! С другой стороны, Ури – моя семья, а семью не выбирают. Несмотря на то, что мы находимся в разных мирах». Скончался Арик Айнштейн 26 ноября 2013 года в больнице «Ихилов» в Тель Авиве в результате аневризмы аорты. Не менее знаменитый израильский певец Шломо Арци, прощаясь с Айнштейном, написал о нем в «Едиот ахронот»: «Арик был кумиром моей юности. Я впервые услышал его по радио, когда мне было 15 лет. Есть певцы, чьи голоса в одну секунду проникают тебе прямо в душу. Так было и у меня. Сегодня у нас привыкли всех называть «королями»: и тот – король, и этот. Арик был настоящим королем. Настоящим символом для всех нас. Он был первопроходцем. Что-то ушло вместе с ним, целый кусок жизни Израиля».

4 января

1945 - В Биробиджане (да-да, в столице еврейской автономии на российском Дальнем Востоке) в семье учителя физкультуры Давида Абрамовича Шурица и управляющей областной конторой Госбанка Гени Исааковны Дворкиной родился мальчик Изя, будущий известный российский художник Александр Шуриц. Мы росли с ним в одном дворе, вместе играли в футбол мячом со шнуровкой (если кто помнит такие), гоняли на велосипедах и просто носились по двору, который спустя много лет, когда мы с Изькой-Сашей забрели туда вспомнить детство, оказался каким-то удивительно крохотным и неуютным…
По окончании в 1963 году художественно-графического отделения Биробиджанского педучилища Шуриц год работал учителем рисования и черчения в школе-интернате, а в 1964-м поступил в МВХПУ (Московское Высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), на факультет дизайна.
В 1969 году с дипломом Строгановки Александр приехал по распределению в Новосибирск, и с тех пор его жизнь и судьба неразрывно связаны с этим щедрым краем, именуемым Сибирью. Поначалу Шуриц работал в специальном художественно-конструкторском бюро, параллельно сотрудничал с Западно-Сибирским книжным издательством в качестве иллюстратора детской литературы.
В 1971 году он был призван на службу в армию, а после «дембеля» вновь окунулся в творчество. В 1975 году состоялась его первая персональная выставка - в престижном Доме ученых новосибирского Академгородка. Через год Александр Шуриц был принят в Объединение молодых художников и искусствоведов Союза художников СССР, а в 1982 году – в члены Союза художников СССР.
Кстати, первая его выставка в 1975 году в Доме ученых наделала много шума - с выговорами организаторам, досрочным закрытием, разборками по идеологической линии. Сейчас вспоминать об этом и грустно, и смешно одновременно.
Заведующая выставочным залом новосибирского Дома ученых Галина Лоевская рассказывает: «Одним из первых в нашем городе Александр Шуриц разбередил застоявшееся болото так называемой художественной жизни, в котором строго регламентировались сюжеты, способы их отображения (только в рамках реализма), номенклатурный стиль поведения. Всем этим "набором" художник не владел. Приехав из Москвы по окончании Строгановского училища, он принес свежее дыхание столичной художественной «вольницы», уже хорошо насыщенной информацией о достижениях и исканиях мирового искусства по регулярным выставкам, которые с усердием посещали все, а особенно - молодые художники. Первые же работы молодого художника Александра Шурица, выполненные в гиперреалистической манере, были подвергнуты яростной критике не только со стороны курирующих культуру органов, но и со стороны зрителей. Еще больше взбудоражили неискушенного сибирского зрителя сюрреалистические искания художника. Творчество Сальвадора Дали проникало к нам дозированно в виде тоненьких монографий, почти героически провозимых через границу. Да и про импрессионистов узнали еще совсем недавно. Поэтому картины Шурица, такие не похожие на всё, что мы привыкли видеть на выставках, "волновали" своей красочной фантасмагоричностью, ирреальностью изображаемого мира (в основном - сочиненного). В то же время он начал создавать свои знаменитые семейные портреты, многие герои которых до сих пор живут в Академгородке, а портреты висят на стенах их квартир. В те далекие времена ученые могли себе позволить заказать портрет. Да и продавал их художник за бесценок, зарабатывая себе на жизнь книжной графикой. Кстати, им оформлено около ста книг, большинство из них - детские. Но это всё - в прошлом...».
Да, тот «шум» вокруг работ Шурица принес художнику неоценимую творческую пользу: начались персональные выставки в разных городах России (Белгород, Новокузнецк, Иркутск, Томск, Омск, Красноярск, Биробиджан) и в разных странах и городах мира – от островов в Мексиканском заливе до Парижа, Рима, Вероны, Венеции, Милана, Брюсселя, Роттердама. Александр был удостоен (в 2004 году) серебряной медали Академии художеств Российской Федерации, а также диплома Всероссийского конкурса книжной иллюстрации - за дизайн и иллюстрации к «Илиаде» и «Одиссее» Гомера (1989). Сегодня работы Александра находятся в Третьяковской галерее (Москва), Новосибирской картинной галерее, галерее современного искусства родного Биробиджана, в галерее современного искусства Владивостока, в фонде Humanitas (Роттердам), в частных коллекциях в России, Италии, Голландии, Англии, Франции, Греции, Германии, Коста-Рики, Израиля.
Очень точно в своем эссе о художнике написала новосибирская журналистка Елена Канунникова: «Дети, коты, вечные книги, груши, ангелы, письма. Все они так чисты, и так не для этой жизни. Когда вы написали последнее письмо? Когда вы в последний раз видели ангела? Может, и недавно, просто не заметили. Иногда я понимаю, почему люди любят картины Александра Шурица. Просто он напоминает нам обо всём том, что в суете, по глупости или по неосторожности мы забыли, упустили из вида, просмотрели или не захотели разглядеть. В его картинах всё нереально - о реальном, но никогда не в лоб, не прямо, но полунамеком и полуоборотом...".
В 2005 году художник посетил Израиль, где живет один из его сыновей, и в том же году (в октябре-ноябре) в новосибирской галерее «Альт» прошла его персональная выставка «Каникулы в Галилее». А в позапрошлом году он участвовал в международной выставке «Прогулки по Венеции» и в областной выставке в Художественном музее Новосибирска, его персональный вернисаж «Скрипач на пляже» прошел в генконсульстве ФРГ в Новосибирске, состоялась также персональная выставка «Art-Cinema».
Новосибирский искусствовед Владимир Назанский, оценивая творчество земляка, высказался до предела афористично: «Я бы прописывал картины Шурица как витамины, они несут уникальное начало — опыт любви и приятия мира, опыт счастливого человека».

5 января

1931 - Известный в СНГ геолог, специалист в области региональной и космической геологии, автор новой геотектонической концепции «Ударно-взрывная тектоника». Борис Семенович Зейлик родился в Одессе, окончил с отличием Саратовский геолого-разведочный техникум (1952). В 1953 году поступил и в 1958 году окончил с отличием Ленинградский горный институт. Кандидат геолого-минералогических наук (1968). Доктор геолого-минералогических наук (1987). Профессор (1991). Иностранный член Российской Академии естественных наук (РАЕН — 2006). Член-корреспондент Академии минеральных ресурсов Республики Казахстан (1996).
Профессиональную деятельность Борис Зейлик начал в Бенкалинской геолого-разведочной партии Южно-Уральского геологического управления (1952-1953) на разведке железорудного месторождения. Работал на геологической съёмке в Агадырской экспедиции Центрально-Казахстанского геологического управления старшим геологом, начальником партии. Завершил работу в этой экспедиции в должности главного геолога (1958-1970). Затем восемь лет (1970-1978) руководил Балхашской комплексной геолого-геофизической экспедицией, Казахстанской опытно-методической экспедицией — Головным вычислительным центром Министерства геологии Казахской ССР (1978-1996), работал в Казахском институте минерального сырья (КазИМС) (1996-1998), главным научным сотрудником Института геологических наук им. К. И. Сатпаева Национальной академии наук Республики Казахстан (1998-2000). Работал в ТОО «Горно-экономический консалтинг»(2001-2004). С октября 2004 г. работает в АО «Казгеокосмос».
На счету Бориса Семеновича Зейлика – множество важнейших открытий. К примеру, он открыл и описал реликты крупных палеозойских вулканов в Центральном Казахстане (1968). Для выявления подобных рудоконтролирующих структур предложил в 1964 г. высотные аэрофотосъёмки, которыми по договору между Агадырской ГРЭ и лабораторией аэрометодов (ЛАЭМ, Ленинград) впервые в СССР была покрыта крупная по площади территория в Центральном Казахстане. Затем высотные аэрофотосъёмки были распространены на остальные регионы Казахстана и другие территории СССР. В дальнейшем подобные аэрофотосъёмки стали обычным методом дистанционного зондирования Земли. Высотные аэрофотосъёмки послужили основой для разработки методики съёмок из космоса в геологических целях.
Борис Зейлик предложил новое направление поисков «слепых» рудных месторождений под массивами вторичных кварцитов (1965), которые идентифицировал как верхние части метасоматически преобразованных вулканических сооружений, размещающихся над периферическими магматическими очагами, представленными интрузивными массивами.
Обосновал метеоритное происхождение уникального по своей сохранности древнего кратера Шунак в Северо-Западном Прибалхашье, поперечник которого в 2,5 раза превышает диаметр знаменитого Аризонского метеоритного кратера. Описал впервые в мире в докладах АН СССР (1974, 1975) гигантские импактные Ишимскую и Прибалхашско-Илийскую кольцевые структуры. Диаметры этих структур достигают 700-750 км.
Именно Б.С. Зейлик выдвинул проблему космической охраны планеты для сохранения жизни на Земле в её геолого-геофизическом аспекте в связи с астероидно-кометной опасностью (1988, 1991). На основе принципов ударно-взрывной тектоники обосновал новую стратегию поисков рудных месторождений, в том числе, под чехлом рыхлых осадков, новое направление поисков месторождений углеводородов, а также новое направление поисков месторождений ювелирных и технических алмазов. Автор учебного пособия — курса лекций по ударно-взрывной тектонике и космической геологии. Борис Семенович запатентовал в Казахстане способ поисков богатых и традиционных месторождений ювелирных и технических алмазов и сопутствующих им россыпей (1997) и так называемый «способ Зейлика» - способ прогнозирования перспективных площадей для поиска месторождений металлических полезных ископаемых (2001).
В целом Борис Семенович Зейлик - автор около 200 научных статей, нескольких монографий, космогеологической карты Казахстана (2001, 2004 и 2008 годы) и нескольких десятков производственных отчётов по геологической съёмке, региональной и космической геологии, прогнозу и поискам месторождений полезных ископаемых.

6 января

1884 – В селе Софиевка, близ Бердянска, Таврической губернии, 130 лет назад родился Исаак Бродский, известный художник-живописец. Учился в Одесском художественном училище у К.К. Костанди, а в 1902 году поступил в Академию художеств в Петербурге, где его учителем был И.Е. Репин. Большинство работ Бродского посвящено природе и людям. Наиболее известными произведениями, написанными в дореволюционное время, стали пейзажи «Теплый день» (1908), «Опавшие листья» (1913), «Зима» (1913), «Летний сад» (1916), «Сказка» и «Италия» (1910-1911), а также ряд женских портретов, в том числе и одна из его программных картин, представленная при завершении учебы в академии, - «Портрет Л.М. Бродской» (1908). В годы первой русской революции печатал карикатуры в политических и сатирических журналах. В 1909 и 1913 годах участвовал в выставках в Мюнхене, где его работы были отмечены медалями. Член Союза русских художников. С 1914 по 1922 год - участник всех выставок Товарищества передвижных художественных выставок. В 1924 году вошел в Ассоциацию художников революционной России, организовавшую показ его картины "II конгресс Коминтерна". В советскую эпоху Бродский писал портреты Ленина, Сталина, Ворошилова, Фрунзе, Кирова, Жданова, Кагановича, Орджоникидзе и других руководителей государства, а также портреты Максима Горького (1929-1937). В 1934-39 годах Бродский был директором Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Его работы находятся сегодня в Третьяковской галерее в Москве; в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Киевском государственном музее русского искусства, в Музее-квартире И.И. Бродского, СПб. Умер 14 августа 1939 года. В центре «доперестроечного» Ленинграда (пл. Искусств, 3) был создан музей художника, в его честь в сентябре 1940 года была переименована Михайловская улица близ Невского проспекта (увы, после перестройки ей было возвращено прежнее имя). Имя Бродского носит основанный им в 1930 году Бердянский художественный музей, куда художник передал около 200 картин русских художников из своего собрания. (Приведенный здесь портрет И.И.Бродского выполнен известным русским художником Борисом Кустодиевым).

7 января

1907 - Белорусская советская певица (драматическое сопрано), народная артистка Белоруссии Софья Юрьевна (Соня Гиршевна) Друкер родилась в поселке Копысь Оршанского района. До войны за Софьей, впоследствии ставшей первой белорусской Тоской, закрепилась репутация остроумной красавицы — действительно, помимо высокого роста, роскошной косы и незабываемого взгляда, она обладала счастливым талантом превращать в шутку практически любые неприятности (и косые взгляды в свой адрес в том числе), легко относилась к бытовым неудобствам...
У нее вообще был легкий характер, притягивавший к ней таких же светлых и искренних людей. Хотя завистников тоже было немало: как казалось многим, этой дочке местечкового скрипача слишком уж часто везло, всю жизнь удача будто сама плыла к ней в руки, не требуя усилий и интриг. Отчасти это было действительно так... Как пишет, основываясь на материалах Белорусского государственного архива–музея литературы и искусства, белорусская журналистка Ирина Завадская, в юности о карьере артистки Софья вовсе не мечтала, соглашаясь с отцом, что профессия врача куда перспективнее. Однако вслед за сестрами скрипку всё же освоила, и неплохо: скрипача Друкера знали во всей Витебской губернии, но ничего другого, кроме умения чувствовать музыку, дать своим дочерям он не мог. А это в их родной Копыси котировалось не особенно...
На младшую Сонечку семья возлагала особые надежды, ее жизнь, решили родители, должна сложиться иначе, лучше, ярче. И после девятилетки она отправилась в Витебск поступать в медицинский техникум. Не зная, что студентов туда набирают только через год... Однако слезы разочарования скоро высохли. Обнаружив рядом еще одно учебное заведение (Витебский музыкальный техникум), дочка Гирша Друкера решила, что дожидаться следующего набора в медицинский в статусе студентки соседнего вуза — идея совсем неплохая. Решение логичное — даже сейчас для абитуриентов–провинциалов нет ничего горше, чем вернуться домой, не оправдав надежд...
Несмотря на конкурс, поступила Соня туда легко и уже через полгода пела партию Ольги в студенческой постановке оперы Даргомыжского «Русалка». Накануне в Минске открылся Белорусский государственный музыкальный техникум, педагоги которого приехали на премьеру в качестве почетных гостей. Редкий тембр студентки Друкер их поразил настолько, что в Минский музтехникум ее зачислили автоматически! Окончив его в 1930 году, Софья продолжила музыкальное образование в Белорусской студии оперы и балета (1930-1932 гг.), в Белорусской консерватории (1932-1936 гг.).
В то время по решению ЦК КПБ и правительства Белоруссии (в мае 1933 года) в Минске был открыт Государственный театр оперы и балета. Ирина Завадская рассказывает, что на сцене БДТ–1 (нынешнего Купаловского театра) Лариса Александровская исполнила арию Кармен, а Софье Друкер, как обычно, досталась «возрастная» роль одной из рыночных торговок... А через считанные годы на территории Троицкого рынка, существовавшего в Минске до 1935-го, возвышался настоящий дворец. В котором Софья Друкер стала Лизой, Ярославной, Тоской...
Новая сцена, как и новые постановки, где она больше не рисковала затмить своих партнерш по сцене (они просто не были предусмотрены в партитуре!), пришлась молодой приме впору. 1937 год стал для нее головокружительно счастливым — видимо, в то время ангел–хранитель Софьи Друкер был при ней неотлучно, распространяя свое влияние даже на тех, кто рядом. Именно в ее исполнении белорусская публика тогда впервые услышала драматические арии Пуччини, а мужа Софьи Григория Прагина (еще недавно - такого же, как она, студента Минского музыкального техникума Гирша Литмановича, учившегося по классу тромбона) назначили директором Белгосфилармонии. И уже в марте состоялось первое публичное выступление симфонического оркестра новой филармонии, но Софья Друкер собралась осваивать новую «роль», узнав, что ждет ребенка... Кстати, именно в 1937-м вышел диск с записью двух еврейских песен в обработке С.Полонского – «Еврейская колыбельная» и «Фун ванэн hэйбт зйх он а либэ». Софья Друкер исполнила их на языке идиш, который знала с детства.
А через два года оперой Тикоцкого «Михась Подгорный» открылось новое здание оперного театра на Троицкой горе. В заглавной роли Марыси блистала снова она, Софья Друкер... Вскоре и за оркестром филармонии закрепили помещение в одном из угловых домов по улице Карла Маркса, фойе и интерьеры которого оформлял тогда еще совсем молодой Заир Азгур. Но обжить свой новый дом музыканты не успели. Война...
Прагина-Литмановича срочно мобилизовали в армию. Софья узнала об этом не сразу — война застала ее на гастролях в Саратове. Но еще раньше ей сообщили другую, куда более ужасную новость: в первый же день бомбежки Минска погибли двое ее маленьких детей... Их отец не знал об этом еще несколько месяцев — уже 26 июня ему поручили организацию эстрадно–театральных бригад. Как пишет Ирина Завадская, в архиве сохранилась рукопись соответствующего приказа: «Основной деятельностью филармонии считать создание бригад по обслуживанию частей Красной армии... Не позже чем 2-3 июля дать концерт». И концерт состоялся в срок — под Гомелем, на большой поляне... «Однако положение наше становилось все небезопаснее, — писал Прагин в своем дневнике. — В ночь с 13 на 14 августа был страшный налет гитлеровских бомбардировщиков, возник пожар в здании театра, мы едва успели отогнать машины с нехитрым актерским скарбом...». Когда началось контрнаступление Красной армии под Москвой, концертная бригада Прагина добралась до Саратова. Там он впервые увидел жену, там узнал обо всем... Однако слезы в те годы были непозволительной роскошью, горевать было некогда, и они снова расстались.
«Весной 1942–го, когда мне довелось покинуть бригаду, мы дали более 300 концертов», — вспоминал позже Григорий Павлович (в 1942 году его назначили начальником ансамбля песни и пляски Западного фронта). У Софьи был свой ритм жизни — концерты для бойцов артисты белорусской оперы давали в землянках и на огневых позициях по 3-4 раза в день. Через линию фронта их переправляли в тыл врага, где они встречались с партизанами... Кстати, танковый корпус, освобождавший Минск, обслуживала та самая концертная бригада, вместе с которой выступала и Друкер. Ее же голос стал знаком победы: когда в освобожденном Минске оперный театр возобновил свою работу, первой вышла на сцену она, Софья Друкер, исполнив главную партию в опере Евгения Тикоцкого «Алеся»... .
Ее роли в классических операх: Ярославна («Князь Игорь» А. Бородина), Лиза, Мария («Пиковая дама», «Мазепа» П. Чайковского), Наташа («Русалка» А. Даргомыжского), Аида («Аида» Дж. Верди), Часникова («Страшный двор» С.Монюшко), Одарка («Запорожец за Дунаем» С.Гулака-Артемовского), Дуэнья («Обручение в монастыре» С.Прокофьева), Фроська («Морозко» М.Красева), Мирабелла («Цыганский барон» И.Штрауса). Но для своих поклонников она по–прежнему осталась неповторимой Тоской, которая снова и снова умирала после потери самого дорогого человека.
У нее, реальной, а не вымышленной женщины все было гораздо трагичнее — Софья Друкер вынуждена была остаться жить, несмотря на спрятанную внутри боль. Всю свою жизнь она собирала материалы о погибших в годы войны белорусских артистах, вела обширную переписку с их родными, помогая переживать уже их личную боль, как научилась это делать сама, как научила этому мужа... Вдвоем они прожили долгую, красивую жизнь. И умерли красиво — почти в один день. Произошло это в апреле 1984 года...

8 января

1864 - Немецкая художница, представительница символического направления в модерне Юлия Вольфторн родилась 150 лет назад в городе Торунь (бывшая Пруссия) в еврейской семье. Родители – Матильда и Юлиус Вольф – дали девочке имя Юлия. Позже художница изменила фамилию, добавив название родного города (Торунь - нем. Thorn). Так в мире искусства появилась талантливая художница Юлия Вольфторн. Она изучала живопись в Берлине, затем в Париже, в Академии Коларосси. В 1898 году в числе 65 художников-новаторов участвовала в создании объединения «Берлинский сецессион». Много и плодотворно работала, принимала участие в выставках. Широкую известность ей принесли портреты поэта Рихарда Демеля, членов семьи писателя Густава Ландауэра, семьи архитектора Германа Мутезиуса, актрисы Тиллы Дюрье, и других берлинских знаменитостей того времени. В 1933-м, после прихода нацистов к власти, которые запретили деятельность многочисленных еврейских организаций, ввели всевозможные запреты и ограничения для евреев (никаких еврейских выставок, никаких публикаций, никаких театральных постановок и т.д.), Юлия Вольфторн всё же осталась в Берлине, продолжая тайно сотрудничать с немецким «Союзом еврейской культуры». Однако в 1941 году нацисты закрыли и эту организацию, захватили ее имущество и арестовали участников. 28 октября 1942 года 78-летняя Юлия Вольфторн и ее сестра Луиза Вольф были депортированы в концлагерь Терезиенштадт. Невзирая на обстоятельства, Юлия продолжала рисовать, когда представлялась возможность. Художница умерла в лагере 29 декабря 1944 года. Её именем названа улица в Берлине. _________________________________

 

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из   Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии, ЕжеВики и других авторитетных изданий, в том числе из различных энциклопедий on-line – российских и зарубежных, а также публикации "бумажных" и электронных СМИ, авторских блогов и страниц в "Живом журнале", отдельные авторские публикации


| 01.01.2014 20:40