МЫ ЗДЕСЬ - Публикации

http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=650
Распечатать

19 – 25 сентября 2008

Рубрику ведет Леонид Школьник

Очередная неделя - «круглые» юбилеи и «некруглые» дни рождения...

19 сентября

1924 - Режиссер, педагог, заслуженный деятель искусств России (1986) Роза Сирота родилась в Ленинграде. Окончила Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского (1952, класс Е. Г. Гаккеля, В. Я. Венгерова, В. С. Андрушкевича). Творческий путь начала в Молотовской области (ныне – Пермская область), по распределению стала работать режиссёром в драматическом театре.  Один из источников сообщает, что за 2,5 года работы подготовила 20 спектаклей, однако удалось восстановить только 13 названий: «Близкие родственники» В. Брагина и З. Гердта (1952), «Зелёный рай» О. Васильева (1952), «Сердце не камень» А. Н. Островского (1952), «Старик» А. М. Горького (1952), «Королевство кривых зеркал» В. Губарева и Э. Успенского (1952), «Бронепоезд 14-69» Вс. Вишневского (1953), «Шакалы» А. Якобсона (1963), «Поэма о любви» Г. Мусрепова (1953), «Твое личное дело» Э. Успенского и Л. Ошанина (1953), «Чудаки» А. М. Горького (1953), «Годы странствий» А. Н. Арбузова (1954), «Не называя фамилий» В. Минка (1954), «Свадебное путешествие» В. Дыховичного и М. Слободского (1954). В 1953 году Роза Абрамовна Сирота поставила спектакль «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому в Молотовском драматическом театре (ныне – Пермский академический театр драмы), инсценировка Н. Д. Волкова. По приезде в Ленинград работала в Большом драматическом театре, много лет была помощником Г. А. Товстоногова, совместно с ним поставила спектакли «Варвары» М. Горького, «Пять вечеров» А.  Володина (оба - 1959), «Иркутская история» А. Арбузова (1960), «Мещане» Горького (1966), «Идиот» по Ф. Достоевскому (1957, 1966), «Лиса и виноград» Г. Фигейреду (1957, 1967), «Традиционный сбор» B. Розова (1967) и др. Кстати, о совместной работе Товстоногова и Сироты удивительно точно высказался актер и поэт Владимир Рецептер: «Не будем забывать, что в начале 60-х (да и десять, и двадцать лет потом) режиссёр-женщина с отчеством «Абрамовна» не могла рассчитывать ни на какую перспективу. Выбор был невелик: бороться без всякой надежды на успех за честолюбивую мечту стать постановщиком или… спрятаться за широкую спину Товстоногова и пойти в вечные помощники. Сирота выбрала второе. Не из смирения и уж никак не из трусости. Она обрела смысл и силу в почти исчезнувшей к тому времени особой профессии режиссёра-педагога, режиссёра-психологического тренера. Она продолжила ту деятельность, которую в отдалённых временах и пространствах осуществляли Сулержицкий в раннем МХТ и Михаил Чехов в Голливуде. Роза Сирота стала постоянным сотрудником Товстоногова и вместе с ним сделала большинство самых знаменитых спектаклей БДТ». В 1979-1991 годах Роза Абрамовна переехала в Москву, стала работать во МХАТе. Совместно с Олегом Ефремовым поставила спектакли  «Так победим!» М. Шатрова (1981), «Серебряная свадьба» А. Мишарина (1985), «Московский хор» Л. Петрушевской (1988). Среди других постановок - «Осколки разбитого вдребезги» по Арк. Аверченко (1991), «Уважаемые граждане» М. Зощенко (1993), «Семь жизней Вл. Немировича-Данченко» по письмам  Немировича-Данченко, Станиславского, Чехова, Горького и воспоминаниям современников (1993, совместно с Е. А. Кемарской); руководитель постановки спектакля «Темная комната» Петрушевской (1991). В ноябре 1992 года на фестивале моноспектаклей «Вначале было слово» представляла в Перми свой спектакль «Осколки разбитого вдребезги» Арк. Аверченко (актер И. Кашинцев). Умерла Роза Абрамовна Сирота в ноябре 1995 года в Санкт-Петербурге. Она жила без суеты: не искала славы, не давала интервью. Всё, что рождалось тщеславием, существовало вне ее. И все же еще при жизни она стала легендой. И именно ей был посвящен сборник «Роза Сирота. Книга воспоминаний о режиссере и педагоге», вышедший в Питере в 2001 году в издательстве «Гиперион». В оглавлении - прославленные имена: Олег Ефремов, Сергей Юрский, Александр Калягин, Людмила Чурсина, Зинаида Шарко, Сергей Дрейден... Тридцать восемь известных в России людей говорят о том, что значила в их жизни маленькая худенькая женщина с грустной фамилией. О ней писали: вечно вторая. Да, если иметь в виду, что на афишах спектаклей, принесших успех Г.Товстоногову, О.Ефремову, Г.Опоркову, ее имя всегда неприметно стояло внизу: режиссер Р.Сирота. Сироту никогда не волновало, на какой ступени расположит ее театральная "табель о рангах". Она готовила артистов к входу в блестящие спектакли прославленных режиссеров. В успехе этих спектаклей - ее большая заслуга. На сотом, двухсотом представлении актеры знали: за кулисами их слушает чуткая к фальши Роза Абрамовна, и этот "камертон" не позволит соврать, а если такое случится, то деликатная Сирота устроит такой разнос, что мало не покажется...

20 сентября

1978 – Отмечающая сегодня свое 30-летие популярная израильская певица Сарит Хадад (Сара Хадаятова) родилась в Афуле в большой многодетной семье горских евреев – выходцев из Южного Кавказа. В детстве переехала с семьей в Мигдаль ха-эмек, а потом - в Хадеру. Славившиеся своими музыкальными талантами предки передали Сарит по наследству прекрасный голос. Петь девочка начала уже в восемь лет, самостоятельно научилась играть на барабанах, органе и гитаре. А в пятнадцать присоединилась к ВИА "Молодежь Хадеры", а параллельно обучалась парикмахерскому искусству и некоторое время работала в парикмахерской в Хадере. Когда ей было 16 лет, на одном из выступлений ее заметил продюсер Ави Гуэта, который и по сей день работает с ней. Ави тут же решил "раскрутить" талантливую певицу, и после долгих разговоров с ее родителями получил-таки на это согласие и занялся имиджем и репертуаром новоявленной звезды. Первый альбом Хадад, "Ницоц ха-хаим" ("Искра жизни"), вышел в 1995 году, когда Сарит было всего 17 лет. Он имел большой успех: было продано более 50 тысяч экземпляров альбома. Сейчас Сарит Хадад -  одна из самых знаменитых израильских певиц. Она несколько раз удостаивалась звания "Певица года", и ее популярность выходит далеко за рамки Израиля. На конкурсе песни «Евровидение-2002» Сарит представляла Израиль с песней Light a candle. В декабре 2006 года во время своего гастрольного тура по США Сарит Хадад выступала при переполненных залах в Нью-Йорке, в Майами и Лос-Анджелесе. А в июле 2007 года Мадонна заявила, что она – поклонница Сарит Хадад и любит слушать записи ее песен во время обеда в одном из кошерных ресторанов возле ее дома. Многие песни С. Хадад на иврите, французском, английском, арабском, грузинском и турецком языках лидировали в хит-парадах США, Европы и Иордании.

21 сентября

1991 – Американская актриса Зоуи (а по-русски просто Зоя) Вайзенбаум родилась в Сиэттле, штат Вашингтон, в смешаной семье: ее мама – американская еврейка, а отец – китаец. Кстати, Иосиф Вайзенбаум, дедушка Зои по линии мамы, вместе со всей семьей бежал из Германии перед угрозой разраставшегося фашизма и антисемитизма. Перебравшаяся через океан еврейская семья Вайзенбаумов поселилась в Детройте. Там дочь Иосифа (который, между прочим, стал одним из крупнейших в тогдашней Америке специалистов по компьютерным программам) и вышла замуж за иммигранта из Китая, который с глубоким уважением относился к иудаизму. До двух лет Зоя жила с родителями в Амхерсте, штат Массачусетс, воспитывалась на традициях еврейской религии. С годами девочку привлекли африканские танцы, она стала активно заниматься в местном музыкальном театре. Однажды кто-то из продюсеров увидел девушку в небольшой роли в спектакле «Питер Пан» и пригласил ее сняться в  драматическом фильме Габриэлы Докерман Missing in America (2005 год). После этой ленты Зоя Вайзенбаум снялась еще в двух фильмах – Twelve and Holding режиссера Майкла Куэста и в популярной картине Memoirs of a Geisha продюсера Стивена Спилберга и режиссера Роба Маршалла (фильм завоевал множество наград Американской киноакадемии). Сейчас Зоя Вайзенбаум – студентка местной Школы киноискусств. А ее любимый дедушка Иосиф, почетный профессор компьютерных наук Массачусетского технологического института, скончался 5 марта 2008 года...

22 сентября

1895 – Выдающийся голливудский актер 30-40-х годов Пол Муни (настоящие имя и фамилия – Мешилем-Мейер Вайсенфройнд) родился во Львове, Украина, в семье Натана и Салли Вайсенфрейнд, актёров еврейского театра, игравших на мамэ-лошн. В 1900 году родители мальчика переехали в Лондон, а через два года эмигрировали в Америку, где сначала жили в Кливленде, а затем обосновались в Чикаго. Муни дебютировал на сцене еврейского театра в 1907 году, сыграв в возрасте двенадцати лет 80-летнего старика в пьесе «Два трупа на завтрак». В то время мальчик был известен под своим уменьшительным именем Муни Вайсенфройнд. Вскоре им заинтересовался директор Еврейского художественного театра Морис Шварц и подписал с юным актёром контракт. В 1921 году Муни женился на еврейской театральной актрисе Белле Финкель, сестре бродвейского режиссёра Абрама (Эйба) Финкеля и дочери антрепренёра Мориса Финкеля, и прожил с ней в браке до конца жизни. О талантливой игре Пола Муни написал С. Меламед в статье «Сцена на идиш», опубликованной в «Нью-Йорк таймс» 27 сентября 1925 года. В 29 лет Пол стал играть на Бродвее, где получил роль в пьесе Сэма Харриса «Мы - американцы» (это была первая бродвейская роль Пола Муни и первая постановка, где он играл на английском языке). Затем Муни подписал контракт с Голливудом, снялся в нескольких фильмах, однажды даже был номинирован на «Оскара» за лучшую роль, но всё же оставался не очень доволен своей киносудьбой и решил вернуться на Бродвей. Возвращение было недолгим: кино оказалось притягательней, и киноконцерн Warner Brothers подписал с Муни долгосрочный контракт. В 1936 году Муни стал обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль в фильме «Повесть о Луи Пастере» (за эту же роль он получил награду Международного кинофестиваля в Венеции), а на следующий год был выдвинут на соискание «Оскара» за исполнение главной роли в фильме «Жизнь Эмиля Золя». Среди других фильмов, в которых играл Пол Муни, - «Ангел на моем плече», «Крадущийся незнакомец», «Хуарес», «Лицо со шрамом», «Я – беглый каторжник». Четверть века Пол Муни был активен и на театральных подмостках, и на съемочной площадке в Голливуде, и это продолжалось до 1959 года, когда он решил завершить карьеру артиста. Муни сдержал слово, и сразу после того, как в очередной раз был номинирован на «Оскара» за роль в фильме «Последний рассерженный человек» (1959) навсегда покинул сцену. Умер Пол Муни 25 августа 1967 года в Монтесито, Калифорния. В Голливуде, на Аллее славы, есть звезда в честь этого талантливого актера.

23 сентября

1914 – Родившийся в бессарабском местечке Секуряны Элиэзер Подрядчик среди авторов московского журнала "Советиш геймланд" в первое десятилетие его издания был одним из са­мых эрудированных, и постоянные рубрики, которые он в нём вёл ("Заметки на календаре", "Заметки еврейского букиниста"), пользовались у читателей особым вниманием. Он знакомил любителей еврейского слова с редкими изданиями, которые представляли собой важнейшие вехи в становлении и развитии языка идиш и литературы на протяжении многих веков и были известны даже не всем учёным, пришедшим в науку в последние десятилетия. Каждая работа Элиэзера Подрядчика открывала перед читателями неведомый мир старинной еврейской культуры, и каждый раз это было настоящим событием. Он как бы пришёл на смену выда­ющимся еврейским литературоведам, которые в своё время занимались этим, - таким, как Макс Эрик, Залман Рейзен, Макс Вайнрайх, Нохем Штиф, и успешно продолжил их науч­ные изыскания. Человек огромной эрудиции, особенно в области гебраистики и ТАНАХа, Э. Подрядчик был в то же время страстным защитником языка идиш и готов был сражаться со всеми, кто покушался на его честь и достоинство. Это особенно ярко выражено в его статье "Диалог между читателем и букинистом", опубликованной в журна­ле "Советиш геймланд" и вошедшей впоследствии в сборник его статей. Однако интересы литературоведа Э. Подрядчика не огра­ничивались только раритетами. В его итоговой книге, названной им "В профиле времён" и выпущенной в Израиле, куда он репатриировался в 1971 году из Риги, где прожил много лет после разгрома еврейской культуры (во второй половине 40-х гг. он был заведую­щим учебной частью Московской еврейской театральной сту­дии), - можно найти его интереснейшие заметки о творчестве  П. Маркиша, Д. Гофштейна, И. Мангера, Л. Квитко, Ш. Галкина и многих других поэтов и прозаиков. Умер Элиэзер Подрядчик в Тель-Авиве 10 апреля 2000 года.

24 сентября

1896 - В Москве, в семье известного адвоката Юрия Кагана, родилась будущая французская писательница Эльза Триоле (Каган), младшая сестра Лили Брик. Семья Каган была необычной для своего времени. Отец вырос в еврейском местечке; впоследствии блестяще учился, окончил юридический факультет университета и стал талантливым адвокатом, представлявшим интересы актёров и музыкантов. Мать, Елена Юрьевна, была пианисткой. Она родилась в Прибалтике, знала несколько языков. Французскому с детства стала учить дочерей Эллу и Лилю. Элла окончила архитектурный институт, в 1918 году уехала вместе с матерью в Париж и вышла замуж за французского офицера Андре Триоле. Вскоре после свадьбы вместе с мужем уехала жить на остров Таити в Тихом океане. Разведясь с мужем в 1922 году, Эльза перебралась в Лондон, а впоследствии жила в Берлине и Париже. За Луи Арагона она вышла замуж в 1928 г. и их творческое содружество продолжалось 42 года. Арагон даже посвятил жене свою поэтическую книгу “Глаза Эльзы”. В годы Второй мировой войны Триоле принимала участие в движении Сопротивления. В 1945 году за сборник “За порчу сукна штраф 200 франков” Эльза Триоле была удостоена Гонкуровской премии, впервые за 40 лет присужденной женщине. С 1955 г. она была почетным председателем Национального комитета писателей Франции. Переводила на французский язык книги Гоголя, Маяковского. За роман "Незваные гости" ("Свидание чужеземцев") Эльзе Триоле в мае 1957 года присудили "Премию Братства", утвержденную Движением борьбы против расизма, антисемитизма и в защиту мира. Эльза Триоле написала книгу о Чехове, переводила его рассказы на французский, она - один из авторов сценария знаменитого фильма "Нормандия-Неман". Скончалась Эльза Триоле 16 июня 1970 года. В том же году вышел ее последний роман "Соловей замолкает на заре". Луи Арагон пережил жену на несколько лет. Они вместе покоятся в саду своего загородного дома в Сент-Арнуан-Ивлин. На могильной плите цитата из романа Эльзы: "Мертвые беззащитны. Но надеемся, что наши книги нас защитят".

25 сентября

1912 – Талантливый еврейский поэт Меир Харац родился в деревне Шурь близ города Сороки, в Бессарабии. Всю жизнь писал на идиш. В юности, покинув еврейскую сельскохозяйственную колонию Маркулешты, куда перебралась его семья, приехал в Черновцы, где работал, переменив немало профессий. Писать стихи начал рано. В начале 1930-х гг. дебютировал в журнале «Шойбн» (Бухарест). Затем в газете «Черновицер блетер» в 1935 г. опубликовал цикл стихотворений, среди которых были «Дон Кишот» и «А идене ойфн осен-марк» («Еврейка на осенней ярмарке»), обратившие на себя доброжелательное внимание критики. Харац публиковал свои произведения в «Литерарише блетер», «Найе фолксцайтунг», «Форойс» (все - в Варшаве), «Идише култур» (США), «Паризер шрифтн» (Париж), позднее — в советских еврейских изданиях «Эйникайт», «Штерн» и многих других. Юношей присоединился к сионистскому движению «Ха-шомер ха-цаир», работал на «Керен Кайемет ле-Исраэль». В 1940–41 гг., после присоединения Северной Буковины и Бессарабии к Советскому Союзу, работал учителем в Кишиневе в единственной оставшейся там средней школе с преподаванием на идиш – вплоть до оккупации Молдовы нацистами. В июле 1941 г. Харац эвакуировался в Среднюю Азию. В конце 1945 года приехал из эвакуации в Москву, но вскоре перебрался в Черновцы. В марте 1949 года был репрессирован и освободился из лагеря только в 1955 году. После сталинского разгрома еврейской культуры в Советском Союзе Харац вынужден был публиковать свои произведения в изданиях Польши: в газете «Фолксштиме» (1957, 1959), журнале «Идише шрифтн» (1960). Последовал партийный окрик: в областной газете «Радянська Буковына» в марте 1961 г. появилась статья, в которой писателю предъявлялось обвинение в «буржуазном национализме». Однако зигзаги национальной политики хрущевского руководства привели к тому, что новые стихи Хараца появились вскоре в первом номере московского журнала «Советиш геймланд» (июль — август 1961 г.). Стихотворные произведения Хараца вошли в изданную в 1965 году антологию современной советской еврейской поэзии под названием «Хоризонтн» («Горизонты»). В 1972 году Харац переехал в Израиль, где начал редактировать (совместно с Иосифом Керлером) журнал «Иерушолаимер алманах», публиковал стихи в газетах «Лэцтэ найес», «Фолксблат» и других. В 1974 г. выпустил первый сборник стихов под названием «Ин фремдн ган-эйден» («В чужом раю», Тель-Авив). 1970–80-е гг. были для Хараца плодотворным периодом. Вышло несколько поэтических книг Хараца: «hимл ун эрд» («Небо и земля», Т.-А., 1974), «Лидер цу эйгенэ» («Стихи к близким», Т.-А., 1975), «Штерн ойфн hимл» («Звезды в небе», Иер., 1977), «Дос финфте род» («Пятое колесо», Иер., 1978), в которых поэт ведет доверительный разговор с читателем. Харац писал классическим размером в спокойной и внешне простой манере; лирика его посвящена вечным темам: жизни, смерти, совести, верности еврейству, его языку и культуре . Важным этапом в творчестве Хараца явился цикл книг под общим названием «Нохн сахакл» («После подведения итога»; 1-я книга — 1987, последняя, 4-я — 1993, издана посмертно). В эти сборники вошли старые стихи и новые стихотворные циклы, небольшие эссе и сентенции, наброски воспоминаний и очерки прошлых лет. Так, в последнюю книгу включены стихи начала 1990-х гг. и стихи 30-летней давности, которые как бы вступают в диалог друг с другом. Здесь же помещена и его проза: эссе, речи и выступления, посвященные еврейским писателям И. Керлеру, Ш. Горшман и другим. Харац переводил на идиш стихи румынского классика М. Эминеску и других поэтов. Он был удостоен нескольких литературных премий, в том числе премии Атран (США, 1975), литературной премии имени Яакова Фихмана (1976) и имени Ицика Мангера (1986). Умер Меир Харац в 1993 году в Иерусалиме.

_________________________________

При подготовке статей для рубрики "Это - мы" использованы материалы из
Энциклопедического словаря Брокгаузa и Ефрона, Литературной энциклопедии
1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии, Википедии и других
авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line –
российских и зарубежных, а также отдельных авторских публикаций


| 18.09.2008 17:25