МЫ ЗДЕСЬ - Публикации

http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=366
Распечатать

Ветви моей родословной

Любовь Гиль, Беэр-Шева

Разные времена, разные судьбы одной большой еврейской семьи...

«Из уст в уста передавался потом слух, что, идя
на смерть, писатель повторял: «Люди, не забывайте,
рассказывайте, люди, записывайте!». Из тех, кто
мог слышать эти слова, почти никого не осталось в живых.
Жива только легенда, не менее правдивая, чем сама жизнь».
Софья Дубнова, из «Книги об отце»

В 1993 г. известный израильский писатель и историк Михаил Хейфец вел рубрику «Моя родословная». Эта тема давно волновала  меня, как и многих других читателей, и я решила вкратце изложить известные мне сведения о своих предках. 10 января 1994 г. мое письмо было опубликовано в газете «Вести», однако мой интерес к  прошлому моих  родных  не иссяк, и я по-прежнему продолжаю поиск своих корней. О том, с чего следует начинать  поиск корней, рассказывалось в статье Льва Певзнера «Семейные тайны» («Новости недели», 21.03. 06). Статья изложена в форме диалога с руководителем  Центра еврейской  генеалогии при тель-Авивском Музее Диаспоры Хаимом Гюзели. Это и вдохновило  меня на новые  поиски  своих  корней. Достаточно много сведений я извлекла из известных  источников: Музея Диаспоры («Бейт ха-Тфуцот»), Музея Катастрофы  европейского  еврейства «Яд ва-Шем», ряда статей газеты «Еврейский камертон», легко доступных в Израиле книг по истории еврейского народа. Мне хочется поделиться  с читателями новыми для меня сведениями – возможно, они окажутся новыми не только для меня…
Мне известны шесть фамилий моей родословной: по материнской линии - Блох, Боград, Фельдман, Киперман, по отцовской – Шаргородские, Абрамские. Это довольно  распространенные фамилиии среди европейских евреев. Очень надеюсь, что у носителей этих фамилий - и не только у них - мой рассказ вызовет интерес. Буду благодарна тем читателям, которые смогут рассказать о неизвестных мне событиях, людях, родовых связях, внесут свои коррективы, укажут дальнейшие пути в моем поиске.  

Ветвь Блох - Боград                 

Отец моей матери Анны-Нехамы (Анны Моисеевны) Блох-Шаргородской – Мойше (Моисей  Наумович) Блох родился в семье Цирэле Боград-Блох и Нехемьи (Наума) Блоха.

Цирэле Боград-Блох, моя прабабушка, конец 19-го века, Николаев, и
Мойше Блох, мой дедушка, 1917 год, Одесса

Фамилия  Блох основана на немецком слове «ВЕЛЬШ», которое в славянской интерпретации преобразовалось в слово  «ВЛАХ» (другие формы - «ВАЛЛАХ», «ВУЛИХ», «ВОЛОХ», «ВЛОХ» и т.д.). Так немцы называли евреев Эльзаса и Германии, прибывших туда  из Франции, а  фамилия Блох появилась позже, когда обладатели этих  «прозвищ» переселились из Германии в Польшу. Такое объяснение даёт Музей Диаспоры, а Феликс Кандель в «Книге времён и событий» указывает: Блок-Блох-Влох - это евреи-выходцы из Италии. Влох по-польски означает «итальянец». Отсюда легко сделать вывод  о пути евреев, обладающих этими фамилиями, из древней Иудеи: Римская империя (в том числе, территория современной Италии), Франция, Германия, Польша,Украина. Фамилия  Блох была распространена в Европе, начиная с середины 17-го века. Музей Диаспоры  перечисляет известных представителей этой фамилии: родившегося в Польше известного проповедника и лидера саббатианского движения Маттатью Бен Беньямина Зеэва (Вольфа) Ашкенази Блоха; немецкого врача, физиолога и зоолога Маркуса (Мордехая) Блоха (1723-1799); французского писателя и журналиста Жана Ричарда Блоха (1884-1947);  родившегося в Швейцарии американского физика Феликса Блоха, лауреата Нобелевской премии 1952 г. ; родившегося в 20-м веке в Германии американского биохимика Конрада  Блоха, получившего Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1964 году.
Я не знаю, существуют ли родственные связи между ветвью моих предков по фамилии Блох и вышеперечисленными знаменитостями. Велик список ушедших в Катастрофе носителей этой фамилии в «Яд ва-Шем», большинство из них были жителями Польши,  Литвы, Франции, Германии, Чехословакии, Румынии, Белоруссии, Украины  и других  европейских стран - свыше 1000 человек. В их числе и мои родственники: Любовь Моисеевна Блох-Гофман, Светлана Борисовна Блох, Хася Спекторова-Блох, Наум Константинович (Калманович) Блох, Евгения Блох. 

БОГРАД

Музей Диаспоры  разъясняет происхождение  этой фамилии следующим образом: она является аббревиатурой, основанной на имени Бен ха-Рав Давид, т.е. сын раввина Давида. Варианты: Богорад, Богрод, Богород.

Впервые эта фамилия была присвоена сыну рава Давида бен Самуэля (Шмуэля) ха-Леви Сегаля, отец Давида Самуэль был сыном знаменитого рабби Исаака Бецалельса. Можно  предположить, что все носители указанных фамилий происходят  от родившегося на  Украине (Волынь, Людомир, ныне Владимир-Волынский) рава Давида ха-Леви (1586-1667), галахического авторитета, известного также как ТАЗ, автора труда «Турей Захав» - классического комментария  к «Шулхан арух». Из книги «Очерк истории еврейского народа» Ш. Этингера следует, что престарелый Давид ха-Леви – главный  раввин Львова  и Червоной Руси, игравший в то время (1656-1666) руководящую роль среди польских евреев, послал в тюремный замок к Шаббатаю Цви с приветствием своего сына и зятя. Известный историк С.М.Дубнов (Шимон Дубнов) писал о трудах раввина города Львова  и города  Острога  Давида ха-Леви: «Комментарий «ТАЗ» стал печататься вместе с текстом « Шулхан арух» и давал обильную пищу раввинской схоластике».

Бася Фельдман-Блох и Мойше Блох, 1895 год, Николаев

О визите двух послов к лжемессии Шаббатаю Цви в Константинополь в мессианский  1666 год  С.М.Дубнов в «Истории  евреев в Европе» повествует: «Из  Польши поехали в Турцию два делегата: сын престарелого львовского раввина Давида Га-Леви, известного комментатора «Шулхан арух» («ТАЗ»), и внук другого авторитетного раввина Йоэля  Сиркеса из Кракова («БАХ»)». «БАХ» - аббревиатура знаменитого галахического комментария «Байт Хадаш». Этими  двумя послами были третий сын рава Давида  Га-Леви Иссайя (Иешиягу) бен Давид  ха-Леви Сегаль, он также  являлся и внуком  рава  Йоэля Сиркеса, так как его матерью была дочь рава Сиркеса (по-видимому, ему и была присвоена  фамилия Боград) и другой внук рава Сиркеса - Арье Лейб бен Самуэль Гирш Сиркес.  В таком случае, носители фамилии Боград  связаны  родственными узами и с  раввином Йоэлем Сиркесом, являясь также и его потомками.
Немного о р.Сиркесе. Он родился в 1561 г. в Люблине, умер в 1640 г. в Кракове. На протяжении своей жизни он жил и служил в разных городах: в Брест-Литовске, Пружанах, Люблине, Белдзе, Меджибоже, Кракове. В частности, в Меджибоже (Подолия) он возглавлял еврейскую общину, называемую «святой общиной Меджибожа – свет Торы». Меджибож в те годы был центром талмудической науки. Дом р.Сиркеса был постоянно заполнен его учениками, некоторые из них, в том числе его будущий зять Давид ха-Леви, стали впоследствии известными раввинами и руководителями общин в разных городах Польши. Р. Йоэль Сиркес одним из первых обратился к преподаванию Каббалы.
Еще об одном событии  упоминает С.М. Дубнов, а именно - о погроме 1664года, произошедшем в обеих общинах Львова: в предместье и в самом городе. Вот как  описывает Дубнов случившееся: «…День был субботний, и расположившейся вокруг синагоги отряд еврейской обороны стоял в полной боевой готовности. Ему удалось разбить передовые ряды  наступавших громил, группы ремесленных подмастерьев и панских  слуг; но когда  к ним подоспели студенты, произошло кровавое побоище. Еврейские защитники не могли устоять против все возраставшей толпы христиан, к которой предательски присоединилась и присланная для охраны порядка городская  милиция. Погромщики врывались в дома, убивали людей и грабили имущество. В доме знаменитого раввина Давида ха-Леви были убиты два его сына. В синагоге погромщики убили молившегося у алтаря кантора, свитки Торы были изорваны, и вся утварь уничтожена. Сто убитых  и около двухсот раненых стали жертвами той кровавой субботы…».
Здесь речь идет о двух старших сыновьх  рава Давида ха-Леви – Мордехае и Соломоне (Шломо). Известно также, что кроме Мордехая, Соломона и Иссайи у Давида ха-Леви были еще сыновья , но они умерли в раннем возрасте.  Другими его потомками были представители  семьи русских раввинов Палтровичей, давшие за несколько поколений 33 раввина. Очевидно, что они в родстве с Боградами. 
Музей диаспоры сообщает еще о двоих носителях указанных фамилий – о Михаэле Бограде и Шимоне Богораде. Родившийся в Бессарабии израильтянин Михаэль Боград  служил в Британской армии в течение Второй мировой войны. Что же касается капитана советской подводной лодки Шимона Богорада, то в вышедшей в свет книге Марка Штейнберга «Евреи в войнах тысячелетий» мы находим, что речь идет о Самуиле Нахмановиче Богораде – Герое Советского Союза, родом из Витебска (поскольку оба  источника говорят о капитане, командире подводной лодки, полагаю, что речь идет об одном и том же человеке - Л.Г.). Но, как бы его ни звали - Шимон (Семён) или Шмуэль (Самуил), для нас важно то, что он совершил.
«Осенью 1941 года на Балтике, прорвав минную блокаду, он торпедировал первый свой вражеский корабль. В 1942 году  смело атаковал  хорошо охраняемый караван и потопил два судна. В начале 1943 г. Богорад  принимает сравнительно современную подлодку Щ-310 и в первом же боевом выходе топит огромный немецкий транспорт «Франц-Рудольф», перевозивший боевую технику. В районе острова Борнхольм Самуил Богорад прорывается  сквозь  минное поле к вражескому конвою и дерзко, невзирая  на множество  кораблей охранения, из подводного положения торпедирует два крупных транспорта. Затем он перехватывает и пускает на дно пассажирский паром «Дойчланд» вместе с находящимися там солдатами. А их было более 900, и таким образом одной лишь торпедой Самуил  уничтожил целый полк нацистов.
В начале 1944 г. в одном только боевом походе  лодка капитан-лейтенанта Богорада  потопила  три транспорта и сторожевой корабль. В октябре 1944 г. он умело обошел  конвойные суда и потопил головной транспорт каравана. В январе 1945 г., когда немцы эвакуировали войска окруженной в Прибалтике группировки, Богорад - уже капитан третьего ранга - торпедировал  два крупнотоннажных судна с солдатами и офицерами, в феврале - еще один транспорт и боевой корабль.
В представлении к званию Героя военный совет Балтийского флота пишет о нем: « …И  звание Героя было присвоено еврейскому пареньку из города  Витебска - славному подводному асу Самуилу Нахмановичу Богораду».
В этой же книге  М.Штейнберг упоминает Григория Абрамовича Богорада, командира саперного отделения, сержанта, полного кавалера орденов «Славы».

Рафаил-Аба Блох, 1919 год, и Анна-Нехама Блох-Шаргородская (моя мама) -
начало 30-х годов 20-го века, Харьков

Моя прабабушка Цирэле Боград (в замужестве Блох) была родной сестрой братьев Меира Бограда - отца Розалии Боград-Плехановой (жены Г. В. Плеханова) и Лейба Бограда - прадеда известного в России генерал-майора Петра Львовича Бограда (1920-2006), недавно ушедшего из жизни в Москве. О нем и о его родственной связи со мной и всеми потомками Цирэле Боград-Блох  я узнала лишь благодаря статье «Слово прощания», опубликованной в «Еврейском камертоне» 27 апреля 2006 г. Об участнике Великой Отечественной войны, члене Попечительского совета  Российского научно-просветительного Центра «Холокост» сказали немало добрых слов Алла Гербер, Илья Альтман, Григорий Рейхман и Авраам Коэн. В статье было несколько слов о том, что Роза Боград-Плеханова и Петр Львович – родственники.
Поскольку мне давно было известно, что Роза Боград приходилась двоюродной сестрой моему деду Моисею Блоху, то из этой информации я извлекла, что нашлась ещё одна ветвь моих родственников. Мне удалось связаться с родными Петра Львовича, живущими в Москве и Одессе. История семьи Боград им известна начиная с Лейба Бограда - прадеда  Петра Львовича. Лейб Боград, также, как и его сын Ицхак (дед Петра Львовича), были кузнецами  в еврейской земледельческой  колонии Добрая, затем название изменилось на Доброе, в19-м веке Добрая относилась к Херсонской  губернии, позднее вошедшую в Николаевскую область. Как известно, еврейские колонии появились в Новороссии в начале 19-го века; в частности, колония Добрая основана в 1806 году, двести лет назад. После Крымской войны началось заселение Херсонской губернии, Таврии и Бессарабии евреями из Литвы, Польши и других перенаселённых мест черты оседлости. Переселение еврейских подданных России в эти края продолжалось ещё несколько десятилетий. Установить точно, когда мои предки прибыли на Херсонщину, мне пока не удалось. 
В книге «Плеханов» (серия ЖЗЛ), Москва, 1977, авторы М. Иовчук и И. Курбатова) повествуется о том, что  Розалия Марковна Боград (её отчество зафиксировано как Марковна, однако мне известно от покойных мамы и тёти, что имя её отца – Меир) родилась в 1856 г. в Херсонской губернии, но в каком конкретно месте, не  указано. Мой дед Моисей Блох 1870-го года рождения также был из Херсонщины , но где он родился я точно не знаю , слышала лишь , что он был из семьи выходцев из Ковенской губернии. В Российской Еврейской энциклопедии  указано, что  Р. Боград  родилась в Добреньком. Доброе и Добренькое - по-видимому, одно и то же. Мне приходилось встречать также и название одного из поселений Херсонщины  - Добрянка. Думаю, что это еще один вариант названий еврейской колонии Добрая. Во время войны эта колония прекратила свое существование, все евреи были уничтожены немецкими фашистами.

В своём письме к  М.Хейфецу, опубликованном  им 10-го января  1994г.  в  газете  «Вести» как «Письмо читателя», я указала на степень своего родства с  Розой Плехановой в надежде получить какие-либо новые для меня сведения из истории семьи Боград, но, к сожалению, тогда никто не отозвался на мое письмо. Тогда же я написала, что мой дед Моисей - родом из Ковно;  теперь, когда информации стало больше, я полагаю, что он родился в Херсонской губернии, а его предки переселились из Ковенской губернии в Херсонскую в первой половине 19-го века.
В «Яд ва-Шеме» представлен довольно обширный список евреев по фамилии Боград,   уничтоженных в Катастрофе, в нем - 67 человек. В этом скорбном списке немало погибших  в Добром, Николаевской области, - близких родственников П.Л. Бограда. В своей книге  «Как это было», вышедшей всего в десяти экземплярах (у меня, к сожалению, её нет), Пётр Львович Боград подробно описал гибель родных в 1941 году. Среди них -  погибшие на фронтах  Великой Отечественной родной брат Петра Львовича Рувим Боград (1924-1942, погиб в боях за Сталинград), его дядя Абрам  Боград (1902-1942, погиб в боях под  Харьковом), родственник Шимен Боград (1922-1941), а также уничтоженные в Добром немецкими фашистами дед П.Л. Бограда (двоюродный брат моего деда Моисея   Наумовича Блоха) кузнец Ицхак Лейбович Боград (1870-1941), его жена  Ципа Боград (1879-1941) – бабушка Петра Львовича; родственники - мать погибшего на фронте  Шимена  Бограда - Хая-Сура Боград (1900-1941) и ее дочь Бася Боград (1925-1941).
Список оставленный в «Яд ва-Шеме» на ветвь Боград из Доброго, в основном, внесён  Владленой Ефимовной Боград, двоюродной сестрой  П.Л.Бограда, а также им  самим.  Владлена Ефимовна - в прошлом одесситка, сейчас проживает  в  США. В честь ее отца Ефима Ицхаковича Бограда назван небольшой  город в Казахстане – город  Боград. В книге  «100 еврейских местечек Украины» авторов В.Лукина, А.Соколовой, Б. Хаимовича  упоминается  начальник  отдела национальных автономий Украинской Народной Республики Е. Боград  (думаю, что речь идет о нем – Л.Г.)  в связи с еврейскими погромами  в Подолии, учиненными воинскими частями Директории  летом  1919 года.  В частности, Боград сообщал  3 сентября 1919 года: «… во время погрома в Шаргороде  было убито  около ста евреев, а многие из спасшихся  бегством умерли от голода, спрятавшись за холмами, окружавшими местечко».

Немало уничтоженных в Катастрофе носителей фамилии Боград, по данным  «Яд ва-Шема», проживало  в  Новоселице (Бессарабия). В Кирьят-Гате проживает представитель  бессарабской ветви Шимшон Боград, до репатриации преподававший в Тульском  политехническом институте. С ним мне удалось познакомиться и получить много новых сведений о Боградах. Кстати, Шимшон  является родственником  указанного Музеем  диаспоры Михаэля Бограда. Я очень признательна  Шимшону за то, что он дал мне фотографию Якова Ефимовича Бограда, родного племянника  Розы Боград-Плехановой, а также рассказал о нем. Я.Е.Боград (1878-1919) являлся членом  ЦИК Сибири, членом  губернского Комитета  РКП (б)  в1917-1918 годах, жил в это время в Красноярске. Ему не раз приходилось бывать за границей и он останавливался в семье Плехановых. Яков Михайлович Свердлов очень высоко его ценил, высказывался о нем как о человеке  высокообразованном, эрудированном и интересном рассказчике. Таким образом,  благодаря Шимшону  Бограду я узнала, что  у Меира Бограда был еще и сын Ефим (Хаим) – родной брат Розы. У  Ш. Бограда есть  другая  версия  о происхождении  фамилии Боград.
В его семье передается из поколения в поколение  от отца к старшему сыну рассказ о том, что  Царь Соломон  (Шломо ха-Мелех) послал  десять своих братьев, сыновей  Царя  Давида  ( Давида ха-Мелеха) в  разные  концы света, при этом  всем  им было присвоено дополнительное имя - БоГРаД (БаГаРаД ), что являлось аббревиатурой от Бен ха-Рибон Давид, т.е. сын правителя (властителя) Давида. Согласно этой версии все носители фамилии Боград и их прямые потомки восходят к самому Царю Давиду.
Однако хочу заметить, что версия Музея диаспоры и версия Шимшона не исключают одна другую в том смысле, что и раввин Давид ха-Леви, и, разумеется, его сын могли быть потомками  Царя Давида. В подтверждение версии  Ш. Бограда можно вспомнить о династии Багратидов, от которой ведут свое происхождение армянские Багратуни и  грузинские  Багратиони, представители  княжеских  родов и царских  династий, считающие себя потомками иудейского Царя Давида. Кстати, упоминаемого выше  генерал-майора  Петра Львовича Бограда  с любовью  называли  «Петром Багратионом». Последняя  буква «Д» в фамилии Боград легко могла  трансформироваться  в букву  «Т», и таким образом могли появиться фамилии Бограт - Баграт – Багратуни – Багратиони…
Благодаря известной всему русскоязычному Израилю писательнице и литературоведу  Шуламит Шалит мне стало известно, что в Израиле живут еще потомки Меира Бограда. Это живущий в Хайфе  Нинель (Лёня) Позин и его дочери и внуки. Его бабушка Настя - родная племянница  Розы Плехановой, имя своей прабабушки – родной сестры Р.М. он  еще не установил, но, во всяком  случае, нам теперь известно, что  у Меира  Бограда  была еще одна дочь. Возможно, удастся  в дальнейшем установить ее имя, а также  и то, сколько детей было в семье Меира. Сейчас Н.Позин ведет поиск потомков сестры Розы Боград-Плехановой  в Израиле, и мы надеемся, что найдутся читатели, которые смогут  что-то  подсказать , направить поиск в нужное русло. Ему известно, что мужем  его прабабушки был Вольф Стрельцис, а также,  что у  этой пары было шесть дочерей, три из   них  (очень религиозные ) выехали в Палестину  в начале 20-го века, приблизительно  в  1915-1920 г., а три сестры - Настя, Мирьям (Мира) и Бетя - остались на Украине. Дочь Насти Рахиль (Роза) Евсеевна Баскина-Позина – мама  Нинеля - жила  в колонии  Ингулец, ранее входившей в состав Херсонской губернии, а  теперь относящейся к  Криворожью…
В списках «Яд ва-Шема» мною были также обнаружены представители семьи Боград из местечка Ушпуляй  (или Ужпаляй) Ковенской  губернии, уничтоженные  нацистами в 1941 г.:  раввин Песах Боград (1865-1941),  Нахман  Боград и Хана Боград (1905-1941); а  также Яков Бен-Цион Боград, 1900 года  рождения, погибший на  фронте лётчик. Они  близкие родственники братьев-раввинов Багад Шалома и Йосефа , «сабр», отец которых прибыл в Палестину  вместе с братом в двадцатых годах, однако их  дед  раввин Песах Боград – отец  девяти детей – погиб в  Катастрофе  вместе с родными  на территории  Литвы. Вероятно, что все они связаны со мной родством, хотя бы дальним, но в телефонном разговоре это пока не удалось установить. Их фамилия  сейчас Багад, а не Боград,  так записался их отец, когда сошел в Яффо на  Землю Обетованную по совету встречавшего его раввина. Шалом  живет  в Иерусалиме, а Йосеф - в Петах-Тикве, приглашают в гости…
В  списках  «Яд ва-Шема» есть также немало носителей фамилии Боград и из  Польши.
Но вернёмся  к  Розе  Боград-Плехановой. Из книги «Плеханов» я узнала о некоторых событиях  ее жизни.
Роза  Боград (1856-1949) родилась в Херсонской губернии, семья ее отца  не была богатой, однако впоследствии Меир Боград разбогател, и Роза смогла поступить в гимназию, а затем упросила родителей  отпустить ее учиться в Санкт-Петербург на Высшие женские курсы при  Медико-хирургической академии, чтобы получить специальность врача.  Там она и познакомилась с Г.В.Плехановым, выходцем из семьи обедневших русских  дворян, известным в России марксистом, полюбила его и вышла за него замуж. Плехановы эмигрировали из России, жили в Швейцарии, позднее  в Париже.
У них  было четыре дочери; старшая, Вера, умерла  во младенчестве, дочь Лидия  (1881 г.рожд.) -  Лидия  Георгиевна  Плеханова-Ле-Савуре – врач-невропатолог, к моменту  издания  книги (1977)  проживала в Париже, дочь Евгения Бато-Плеханова (1883-1964) умерла  в Париже, её сын  Клод Бато – французский дипломат – родился  в 1918 году за несколько недель до смерти Плеханова. Младшая  дочь Плехановых Мария (1889 г. рожд.) умерла в возрасте пяти лет. В книге никто из внуков Розы Боград, кроме Клода Бато, не упомянут (возможно, он - ее единственный внук).
Много лет  Роза работала врачом в Женеве, в Париже, в Сан-Ремо в созданном ею санатории «Виктория». В 1917 г. они с  Г.В. Плехановым  вернулись в Россию, в 1918 г. Плеханов скончался  в Питкеярве (Финляндия ), тело его перевезли  в Петроград. Плеханов был похоронен на  Волковом кладбище. Через несколько месяцев  после смерти мужа  Р.М. Плеханова выехала за границу к дочерям и внуку.
Архив и библиотека Г.В.Плеханова  вначале были перевезены Розой из Женевы и Сан-Ремо  в Париж, а  затем  в 1922 году по инициативе Ленина и при содействии друга семьи  эсера Л.Г.Дейча, еврея, уроженца Тульчина (Подолия)  Роза Плеханова и ее дочери передали  литературное наследие Плеханова  в дар Публичной библиотеке в Петрограде. В 1928 году был открыт Дом-музей  Г.В.Плеханова, Р.М.Боград-Плеханова  заведовала им  до  1939 года.
В 1939 году  Роза выехала в Париж  к  дочерям  в отпуск  и больше в Россию не возвращалась. Розалия  Боград-Плеханова  умерла  в Париже  в 1949 г., тело ее было  перевезено  в Ленинград дочерьми и она покоится  вместе с мужем. Дочери Лидия и Евгения приезжали в Советскую Россию несколько раз при жизни матери, а также и после ее смерти  в 1958 году. Из рассказов моей мамы  знаю, что в один из их приездов она с ними и с Розой Боград встречалась.

Итак, как мы видим, часть потомков знаменитых польских  «галахических»  авторитетов  впоследствии, на протяжении нескольких веков остались в лоне религии, другая же часть потеряла  духовную связь со своими праотцами. Некоторые стали революционерами, иные военными, педагогами, врачами, актерами. Разные времена, разные судьбы.

(Продолжение следует)

Коротко об авторе

Любовь Гиль репатриировалась в Израиль в июле 1991 года из Хабаровска . Живет в Беэр-Шеве, по профессии - математик, выпускница Харьковского университета  (1971) , в СССР двадцать лет преподавала математику в вузе. В Израиле продолжила преподавание в университетe (сначала – в Бар-Иланском, а с 1995 года - в Университете им. Бен-Гуриона в Беэр-Шеве).

 


| 06.06.2008 01:48