ЭТО - МЫ
Рубрику ведёт Леонид Школьник

20 июля

1911 - Впервые имя Александра Лизена (настоящая фамилия - Лизенберг) появилось на страницах московского журнала "Советиш геймланд" в мае 1970 года, когда был опубликован его рассказ "Солдат в Помпее" - рассказ как будто начинающего автора, но написанный опытным прозаиком. И мало кто из читателей журнала знал, что автор - далеко не начинающий литератор: живя в западно-украинском городе Львове, он успел выпустить в местном издательстве и в столице Украины несколько сборников рассказов, но, конечно, не на еврейском, а на украинском языке, ставшем сразу после войны родным в его "смешанной" семье. Это, однако, не было главным и единственным секретом, который пытался не афишировать новый автор, пришедший в советскую еврейскую литературу в 60-летнем возрасте. Александр Лизен боялся, чтобы в редакции вполне "кошерного" во всех отношениях ежемесячника не узнали, не дай Бог, что скромный экономист одного из незаметных львовских предприятий лёгкой промышленности, вдруг перешедший от украинской прозы к еврейской, в молодости был активистом сионистского движения, даже возглавлял в родном местечке Купеле молодежную лево-социалистическую сионистскую организацию "Ха-шомер ха-цаир" и был за это сослан на три года в один из сибирских лагерей... Возвращение "блудного сына" в лоно еврейской словесности проходило сложно, но Лизен преодолевал все препятствия, что стояли на его пути, и одно за другим стали появляться в "Советиш геймланд" и в "Биробиджанер штерн" его произведения различных жанров - рассказы, новеллы, эссе, поэмы и романы, а в Москве вышли его книги "Нохемке Эсрог", "Все цвета радуги" и другие произведения. Он продолжал писать с жадностью человека, изголодавшегося по родному слову, и даже когда вся еврейская литература в конце 90-х гг. на территории бывшего СССР совсем задохнулась, Александр Лизен успел выпустить ещё несколько книг, в том числе большой роман "Невиим (Пророки) настоящие и фальшивые". Александр Лизен скончался во Львове 25 марта 2000 года, войдя в историю советской литературы как писатель, творивший на своем родном мамэ-лошн.

1915 - Матест Менделевич Агрест, математик, известный также как основатель теории палеовизитов, родился в деревне Княжицы под Могилёвом. В 1929 году он окончил Любавическую иешиву, в 1938 г. - Ленинградский государственный университет (математико-механический факультет), затем аспирантуру МГУ. Участвовал в атомном проекте в Арзамасе-16, откуда был изгнан из-за религиозного образования. Работал в Сухумском физико-техническом институте. Доктор физико-математических наук. Известен своими работами в области теории неполных цилиндрических функций. С 1992 года проживает в Чарльстоне, штат Южная Каролина, США. Матест Агрест впервые выдвинул предположение о существовании в древности контактов инопланетян с Землёй. Он дал нетрадиционные интерпретации ряду фактов - например, что Содом и Гоморра были разрушены в результате ядерного взрыва, произведённого инопланетянами. После обнародования на Западе этих идей Агреста в советской печати началась травля ученого, как автора антинаучной гипотезы. Однако идеи Агреста вдохновили позднейших исследователей, таких, как Эрих фон Даникен и Захария Сичин, которые в следующие десятилетия популяризировали то, что получило название "теория древних космонавтов".

1915 - Молдавский писатель Самсон Шляху (настоящие имя и фамилия - Шимшон Гершевич Шлейзер) родился в бессарабском местечке Калараш Оргеевского уезда (теперь райцентр Каларашского района Молдовы). В годы Великой Отечественной войны служил в действующей армии; после демобилизации поселился в Кишиневе. Печататься начал в 1946 году. Первый сборник рассказов "Строители" вышел в 1950 году. Большинство романов Шляху посвящены фронтовой теме: "Товарищ Ваня" (1955), "После войны" (1957), "Необстрелянные" (1968), "Надёжный человек" (1970). В романе "Нижняя окраина" (1963) действие происходит в Бессарабии 1930-х годов. Проза Шляху переводилась на венгерский язык, выходила в Румынии и в переводах на русский язык. По повести "Солдат идёт за плугом" на киностудии "Молдова-фильм" в 1972 году был поставлен художественный фильм "Последний форт". В 1968 году Самсон Шляху стал лауреатом премии комсомола Молдавии за книгу "Товарэшул Ваня" ("Товарищ Ваня"). Умер писатель в 1993 году в Кишиневе.

21 июля

1913 - Драматург Самуил Алешин (настоящая фамилия Котляр) родился в Замброве (Польша) в семье врача и учительницы. В 1935 г. окончил промышленный факультет Военной академии моторизации и механизации Красной армии, работал в конструкторском бюро. Во время Великой Отечественной войны был инженером танковых войск, воевал на Сталинградском фронте, в промежутках между боями писал свою первую пьесу "Мефистофель" (1942, опубликована в 1963), в которой, не без злободневно-публицистического прицела, традиционный дьявол немецкого средневековья "очеловечивается", пережив земную любовь. В 1941-1946 годах выступал на страницах журналов "Крокодил" и "Огонек" с юмористическими рассказами. После демобилизации до 1952 года работал руководителем лаборатории в автотракторном НИИ (в 1946 году защитил кандидатскую диссертацию). Первая опубликованная пьеса - "Директор" (поставлена в 1950 году в Московском Театре драмы, ныне Театр им. Маяковского). Намеченный в "Директоре" мотив полной и бескомпромиссной самоотдачи как высшего проявления верности своему призванию был развит в пьесе "Всё остается людям" (1959), поставленной почти одновременно в крупнейших театрах страны, а в 1963 году экранизированной (режиссер Г.Г.Натансон). Ее герой, ученый-физик, сраженный в расцвете сил и таланта смертельной болезнью, самоотверженно стремится в отпущенное ему время завершить свою научную работу. Свойственный драматургии Алешина философско-публицистический аспект особенно отчетлив здесь в сценах диспута Дронова со священником Серафимом Николаевичем, показанным, вопреки канонам официального атеизма, умным и тонким психологом, вдумчивым собеседником и искренним гуманистом. Большинству произведений Алешина, не сходивших с советской сцены на протяжении многих лет, присуща энергия театрального действия, выразительность образов, стремительность развития конфликта, "жизненное" сочетание "серьезного" и "смешного", отсылающее к "смешанному" жанру мелодрамы, идет ли речь о комедии ("Ее превосходительство", 1979; "Восемнадцатый верблюд", 1983), психологическом детективе ("Следствие показало...", 1984) или своеобразных современных моралите ("Сказки для взрослых детей", 1996). В дни своего 90-летия Самуил Алешин опубликовал свои размышления о современном театре, и я обнаружил в его заметках поразительно точные строки: "…В доме-театре происходит чудо. Рождается на сцене жизнь людей, пусть даже совсем другого века и страны, но трогающая тебя, зрителя. Она втягивает тебя в свои проблемы, и оказывается, что это и твои проблемы. Ты забываешь о сотовом телефоне в кармане. Ты уносишь думы обо всем, что узнал, даже не заметив, какая погода по дороге. Жизнь персонажей отныне остается с тобой. А твоя собственная становится шире - в нее вошли и чужие заботы. Ты начинаешь их понимать. А может быть, даже сочувствовать. Ты учишься беспокоиться не только о себе. Вот для того и театр - он призван беспокоить".

1954 - В Нижнем Тагиле родился поэт, бард Михаил Сипер. В 1976 году он окончил Уральский политехнический институт в Свердловске (ныне Екатеринбург), потом работал технологом на Уралвагонзаводе (Нижний Тагил). Был организатором и первым президентом КСП "Зеленая лампа". Стихи пишет с 1975 года. С 1977 года на стихи М. Сипера написано около сотни песен его земляком Василием Мешавкиным. М.Сипер и В.Мешавкин - лауреаты фестивалей и конкурсов авторской песни в городах Нижнем Тагиле, Свердловске, Перми, Костроме, Березниках, Казани, Куйбышеве (14-й Грушинский), Всесоюзного конкурса "Товарищ гитара" еженедельника "Собеседник", Всесоюзного фестиваля авторской песни в Саратове и др. Песни на стихи М.Сипера публиковались в книгах "Наполним музыкой сердца" (Москва, 1989), "Люди идут по свету" (Москва, 1989), "Грушинский" (Куйбышев,1990), "Смех сквозь струны" (Москва, 1995), "Антология авторской песни"(У-Фактория, 2002), "Антология бардовской песни" ("Эксмо", Москва, 2005), в различных фестивальных сборниках и буклетах, использовались в спектаклях "Пифагор" и "С днем рождения, Ванда Джун!" Нижнетагильского драмтеатра, неоднократно печатались в периодике. С 1991 года Михаил Сипер живет в Израиле, в кибуце Кфар-Масарик. Он лауреат первого Израильского конкурса авторской песни в Иерусалиме. Шуточные стихи М.Сипера печатались в еженедельниках "Бесэдер" и "Абзац". В декабре 1995 года Михаил Саулович Сипер был принят в Союз русскоязычных писателей Израиля. В 1996 году в Иерусалиме вышел сборник стихов "Из неперечеркнутого". В 2002-2005 годах на Урале и в Москве вышли пять компакт-дисков и три аудиокассеты с песнями В. Мешавкина на стихи М. Сипера. В 2007 году в Иерусалиме вышел компакт-диск "Иерусалимский бенефис", где звучат пять песен Л. Ваксмана на стихи М. Сипера, а также стихотворение "Ершалаим" в авторском исполнении. Один из основателей и лидеров интернет - форума "Ристалище" http://www.ristalische.com . Стихи М. Сипера переводились на иврит и английский и публиковались в Израиле, Норвегии, Австралии, США.


1961 - Художник Илья Эпельбаум родился в Москве. В 1984 году окончил Высшее художественно-промышленное училище (ныне Московский художественно-промышленный институт) им. С. Г. Строганова (факультет промышленного дизайна). До 1986 года работал садовником в системе жилищно-коммунального хозяйства. Как художник время от времени оформлял правительственные концерты, Кремлевские елки, работал художником-оформителем на XII Международном фестивале молодежи в Москве. В 1988 году вместе с женой Майей Краснопольской организовал в Москве первый семейный частный театр "Тень", ставил в нем и оформлял спектакли "Волшебная дудочка", "Сказка без названия", "Легенда о Тем-Лине", "Щелкунчик", "Балет бумажных теней", "Красная шапочка", "Домашний театр", "Гастроли лиликанского большого королевского театра в России", "Лебединое озеро", "Иоланта", "Гамлет". В спектаклях И. Эпельбаума неизменно присутствуют озорная фантазия и неистощимый юмор. В них обычно сочетаются живой актерский план и куклы - перчаточные и тростевые. Широко используются приемы теневого театра, но не менее часто в действии участвуют отнюдь не театральные, а вполне домашние куклы, и не только куклы, но многие предметы обихода - от статуэток до посуды. Эпельбаум и его театр - участники более 30 международных фестивалей театров кукол, не однажды награждались национальной театральной премией "Золотая маска".

22 июля

1849 - Американская писательница и поэтесса Эмма Лазарус родилась в Нью-Йорке и была одной из шести дочерей в еврейской семье, обосновавшейся в Америке чуть ли ни со времен Войны за независимость. Отец Эммы, по семейной традиции, был торговцем сахаром, но чрезвычайно ценил искусство, литературу и широкую образованность, которую считал залогом лучшего будущего. Сефард из Португалии, он был первым читателем и поклонником поэтических начинаний дочери. Он не только издал на свои деньги ее первые стихи, но даже создал издательство, публиковавшее поэзию - в первую очередь поэзию его дочери. Эмма сразу приобрела читателей и начала вращаться в литературных кругах. Она была образованной, яркой девушкой и очень хороша собой. И первым, кого она очаровала, был 65-летний Ралф Уэлдо Эмерсон. Он даже написал ей письмо с кокетливой фразой: "Я очень бы хотел попасть к вам в профессора...". После волны еврейских погромов в России (1881) еврейская тематика стала определяющей в творчестве Лазарус. Ее статья "Был ли лорд Биконсфилд на самом деле евреем" (1882), в которой она решительно выступила против ассимиляции и измены еврейству, задушевные, мастерски написанные рассказы и стихотворения о еврейской жизни - главным образом, об иммигрантах из России и Восточной Европы - "Новый Иехезкель", "Знамя евреев" и другие (все - 1882), сборник маленьких стихотворений в прозе "На реках Вавилонских" (1887) проникнуты мыслью о национальном решении еврейского вопроса. В серии статей под общим названием "Послание к евреям" (1882-83) Лазарус обратилась с призывом возродить еврейскую национальную жизнь в США и в Эрец Исраэль, вернуться к физическому, особенно сельскохозяйственному труду. Эти статьи Лазарус пробудили у американского еврейства серьезный интерес к идее возвращения в Сион. Лазарус принимала активное участие в организации помощи еврейским иммигрантам в США и была инициатором создания сети еврейских технических учебных заведений, предназначенных для приобретения специальности и навыков физического труда у иммигрантов и тех, кто готовился к переезду в Эрец Исраэль. Перу Эммы Лазарус принадлежат переводы стихотворений Г. Гейне и яркие эссе о нем, Р. Эмерсоне, У. Моррисе, В. Шекспире и других. Пять строк из ее сонета "Новый колосс" (1883) высечены на плите, украшающей пьедестал Статуи Свободы (с 1903 г.). Умерла в Нью-Йорке в 1887 году.

1878 - Польский педагог, писатель, врач и общественный деятель Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт) родился в Варшаве. Его дед сотрудничал в газете "Ха-магид", отец был адвокатом, автором работы "О бракоразводном праве по положениям Закона Моисея и Талмуда" (1871). Януш Корчак окончил мединститут в Варшаве, служил в еврейской детской больнице. Участник русско-японской войны. Основал Дом сирот (1911), которым руководил до конца жизни. Выступал по радио, читал лекции, защищал в суде малолетних правонарушителей. Печатался с 1898 года, когда взял свой псевдоним. Повести "Дети улицы" (1901), "Дитя гостиной" (1906), "Моськи, Йоськи и Срули" (1910; позднесоветский перевод - "Дело в Михалувке", 1961), "Король Матиуш Первый" (1923; русский перевод - Варшава, 1958). Корчаку принадлежит свыше двадцати книг о воспитании, главные из которых - "Как любить детей" (1914; частичный раннесоветский перевод с предисловием Крупской, 1922) и "Право ребенка на уважение" (1929). Как подлинный интеллигент, Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения. Присутствовал на сионистском конгрессе. Преклонялся перед Теодором Герцлем, но считал себя поляком во всем, кроме религии. Ждал, как великого чуда, независимой Польши, однако кровавые еврейские погромы (1918-1919) вызвали в нем глубокое разочарование. Дважды посетил Палестину, где встретил многих своих прежних воспитанников. Писал в 1937 году: "Приблизительно в мае еду в Эрец... Там самый последний не плюнет в лицо самому лучшему только за то, что он еврей". В Доме сирот (уже в гетто) изучали иврит и основы иудаизма. Сам Корчак страстно мечтал вернуться к истокам. За несколько недель до Пейсаха (1942) собрал детей на еврейском кладбище, где они присягнули на Торе, что будут хорошими евреями и честными людьми. Отдавал Дому сирот все силы. Героически добывал пищу и медикаменты. Отклонял предложения о тайном бегстве. В августе 1942-го подчинился приказу о депортации. Со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886-1942) возглавил ребячью колонну из двухсот человек. Снова, в последнюю минуту, отказался спастись. Принял смерть (вместе с детьми) в газовой камере Треблинки в августе 42-го.

1918 - Исследователь литературы и еврейский деятель, доктор философских наук, профессор Залман Либинзон родился в Дубровно (Белоруссия). Окончил еврейскую школу, потом школу рабочей молодежи. В 1934 году, в шестнадцать лет, поступил в Московский пединститут им. Ленина на еврейское отделение филологического факультета. С отличием закончил его в 1938 г. и был направлен на работу в газету "Дер Эмес" ("Правда"). Но в том же 1938 году закрыли и газету, и еврейское отделение факультета. Залман Либинзон поступил на последний курс факультета русского языка и литературы, по окончании которого он был рекомендован и принят в аспирантуру на кафедру зарубежной литературы, где его научным руководителем был Ицхак Нусинов, объявленный в конце 40-х "космополитом" и "буржаузным националистом". 6 июля 1941 г. аспирант Либинзон ушел добровольцем в народное ополчение Москвы. Он провоевал всю войну, несколько раз был ранен и контужен. Осенью 1945 года вернулся гвардии майором, начальником штаба полка. В 1946 году Залман Хаймович защитил кандидатскую диссертацию на тему "Проблемы драматургии периода "Бури и натиска" и был направлен на работу в Горьковский пединститут. В 1972 г. он успешно защитил докторскую диссертацию на тему "Трагедии Шиллера". Залман Либинзон проработал в институте 45 лет, а последние годы - профессором Нижегородского пединститута. Им опубликованы более 200 литературоведческих работ, из них более шестидесяти - на идиш, о творчестве таких писателей, как Менделе Мойхер-Сфорим, Давид Бергельсон, Ривка Рубина, Миша Лев, Григорий Канович, Шира Горшман, Эммануил Казакевич. Он автор очерков "Михоэлс и Шекспир", исследований о творчестве Гете, Фейхтвангера, Цвейга. В 1993 году вышла его книга "Классика и современность", посвященная современной немецкой, австрийской и еврейской литературе. Либинзон печатался на трех языках: русском, немецком и идиш. Одну из его работ о московском еврейском факультете попросили передать в Оксфордский университет на еврейское отделение идиш, где Либинзону довелось побывать в 1990 году. В последние годы он всецело отдался еврейскому движению. Сердце Залмана Либинзона болело болью его народа. Он желал объединить его, приобщить к еврейским традициям. Залман Хаймович был одним из создателей и первым председателем Нижегородского еврейского общества, возглавил долгие и упорные переговоры с властями города по возвращению Нижегородской синагоги еврейской религиозной общине. Либинзон стремился помочь людям и начал работу по благотворительной помощи. Теперь эта работа продолжается в Фонде милосердия его имени. Он пожелал увековечить достойные еврейские имена, поэтому стал инициатором создания книги о евреях Нижнего Новгорода. Эта серия тоже продолжается и сегодня. Залман Хаймович пытался познакомить людей с творчеством еврейских писателей, занимался этим постоянно. Теперь эту работу ведет лекторий. Скончался З. Либинзон 26 января 1992 года в Нижнем Новгороде.

1928 - По профессии Михаил Аронович Пархомовский - врач-отоларинголог, по призванию - историк русского еврейства в зарубежье. Он родился в Одессе, стал кандидатом медицинских наук (1973). По окончании с отличием (1951) Саратовского мединститута работал в Комсомольске-на-Амуре. С 1954 года - в Москве: врач 4-й Градской (б. Павловской) больницы, с 1962 - заведующий ЛОР-отделением заводской медсанчасти, в 1977-79 гг. - старший научый сотрудник НИИ железнодорожной гигиены; многие годы консультировал в поликлиниках столицы. Михаил Пархомовский - автор 50 научых публикаций, главным образом - в "Вестнике оториноларингологии" (Москва) и в "Журнале ушных, носовых и горловых болезней" (Киев) в 1965-1984 годах. Тематика работ: этиология и лечение гайморитов, внутриносовая иглотерапия, лечение ЛОР-болезней с помощью электроотсоса, щадящие хирургические подходы при некоторых ЛОР-операциях, классификация ЛОР-заболеваний, обзоры иностр. литературы. С 1990 года - в Израиле, восемь лет работал по специальности. С начала 80-х Пархомовский собирает материалы о судьбах евреев, покинувших Россию. В 1989 году в Москве вышла его книга-исследование о Зиновии Пешкове "Сын России, генерал Франции" (переиздана с дополнениями в Иерусалиме в 1999 году). Пархомовский - составитель, главный редактор, один из авторов, издатель 14 томов (Иерусалим, 1992-2006), посвященных евреям, выехавшим из России. Тома 7-14 подготовлены совместно с А. Рогачевским (Глазго), Д. Гузевичем (Париж), Э. Зальцбергом (Торонто), Ю. Систер, Н. Борщевским, Р. Пархомовской (Израиль) - сотрудниками созданного Пархомовским в 1997 Научно-исследовательского центра "Русское еврейство в зарубежье". Центр собирает, изучает и распространяет сведения о деятельности российских евреев-эмигрантов в различных странах мира и о роли евреев-выходцев из России в создании и становлении Государства Израиль. Труды Центра внесли значительный вклад в науку о Русском зарубежье и заложили основы нового направления в иудаике. Михаил Пархомовский признан "Человеком года" в Англии (1997/1998) и в США (1998), он обладатель гранта им. Анны Хавинсон (США, 2003), удостоен премии Фонда Розы Эттингер (Израиль, 2003).

1939 - Гилу Альмагор не случайно называют "первой леди современной израильской сцены и кино". Впервые на сцене "Габимы" она появилась в 17-летнем возрасте, и с тех пор ею сыграны сотни блестящих ролей и в театре, и в кино. В 25 лет, по возвращении из Нью-Йорка, где она училась два года, Гила сыграла более чем в 40 фильмах, была ведущей и участницей множества телевизионных и радио-шоу. Гила Альмагор - автор популярной в Израиле молодежной прозы. Ее автобиографическая книга "Лето Авии" (кстати, переведенная на девять языков) - о жизни девочки в годы накануне провозглашения Государства Израиль - была экранизирована, и Гила сыграла в этом фильме, ставшем классикой израильского кино, главную роль. Этот фильм был удостоен множества различных наград на международных кинофестивалях - в том числе был назван лучшим зарубежным фильмом на Международном кинофестивале в Сан-Ремо в 1989 году. А совсем недавно (в 2005 году) она сыграла роль матери Авнера, главного героя фильма Стивена Спилберга "Мюнхен". Альмагор - инициатор и учредитель благотворительного Фонда "Желание" - для детей, больных раком. В 1994 году Гила стала лауреатом высшей награды страны - "Прас Исраэль" - за многолетний вклад в развитие израильской культуры. Муж Гилы Альмагор - нынешний директор театра "Габима" Яаков Агмон. А сама Гила - председатель комиссии по культуре при муниципалитете Тель-Авива-Яффо.

1946 - Выдающийся российский хореограф Борис Эйфман родился в городе Рубцовске Алтайского края, в семье Янкеля Борисовича Эйфмана и Клары Марковны Курис. Свои первые шаги как постановщик танцев Эйфман сделал уже в 16 лет. С 1962 по 1966 год он руководил детским хореографическим коллективом. В 1972 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Его первые постановки - балеты "Жизни навстречу" (1970, муз. Кабалевского), "Икар" (1970, муз. А. Чернова, В. Арзуманова), "Блестящий дивертисмент" (1971, муз. М. Глинки), "Фантазия" (1972, муз. А. Аренского) - вызвали взволнованный отклик зрителей и пристальное внимание критиков. Дипломная работа молодого хореографа - балет "Гаяне" на музыку А. Хачатуряна (1972) - был создан и показан на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Это было блистательное начало творческого пути. С 1971 по 1977 годы Б.Я. Эйфман работал балетмейстером в Ленинградском Академическом хореографическом училище имени А.Я. Вагановой (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). После "Гаянэ" им были созданы балеты: "Русская симфония" (1973, муз. В. Калинникова), "Встречи" (1975, муз. Р. Щедрина), "Жар-птица" (1975, муз. И. Стравинского), "Прерванная песня" (1976, муз. И.Калныньша), "...Души прекрасные порывы" (1977, муз. Р. Щедрина). Все они с большим успехом шли на сцене ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова. Спектакль "Жар-птица" принес Б.Я. Эйфману мировую известность: вскоре после премьеры в Ленинграде он был показан в Москве и на гастролях в Японии. Помимо театральных постановок в эти годы Б.Я. Эйфман стал автором фильмов-балетов: "Вариации на тему рококо", "Икар", "Блестящий дивертисмент". Тридцать лет назад, в 1977 году, молодой хореограф получил возможность создать свой театр при Ленконцерте, который получил название "Новый балет", а впоследствии был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана. Не имея ни сцены, ни постоянных репетиционных помещений, с маленьким коллективом, он сумел произвести сильнейшее впечатление первой же программой, в которую вошли спектакли: "Только любовь" (муз. Р. Щедрина), "Искушение" (муз. Р. Уэйкмана), "Под покровом ночи" (муз. Б. Бартока), "Прерванная песня" (муз. И. Калныньша), "Двухголосие" (муз. Д. Баррета - из репертуара "Пинк Флойд"). Камерный балет "Двухголосие" зрители до сих пор вспоминают как потрясение. В последующие годы Б.Я. Эйфман поставил спектакли "Жар-птица" (1978, муз. И. Стравинского) и "Вечное движение" (1979, муз. А. Хачатуряна). Смелым экспериментом стал балет "Бумеранг" на музыку Д. Маклафлина, о котором "Нью-Йорк таймс" опубликовала статью под заголовком "Борис Эйфман - человек, который осмелился". Всего за годы своей плодотворной творческой деятельности он создал более 40 балетов, которые отличаются масштабностью поднимаемых тем, оригинальностью хореографического решения. Б. Эйфман - народный артист России (1995), лауреат Государственной премии (1999), лауреат театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит" (1995, 1996, 1997), премий Союза театральных деятелей РФ "Золотая маска" (1996, 1999), премии "Триумф" (1996). В 1998 году удостоен высшей духовной награды детей России - ордена "Мира и Согласия" по номинации "Новое слово в хореографии". Награжден Орденом кавалера искусств Франции (1999). Борис Яковлевич принимает активное участие в работе Международной балетной секции при ЮНЕСКО, является и.о. профессора Академии русского балета имени А.Я. Вагановой.

23 июля

1898 - Американский экономист Джейкоб (Яков) Маршак родился в семье киевского ювелира, учился в Киеве в технологическом институте. Студентом вступил в партию меньшевиков. В годы революции оказался на Кавказе, был министром труда в одном из недолговечных региональных правительств, сформированных при участии меньшевиков. В 1919 году покинул Россию и обосновался в Германии, в 1922 году окончил Гейдельбергский университет. Работал в Берлинском университете, Кильском институте мировой экономики. В 1933 г. вынужден был бежать из Германии; остановился в Великобритании, защитил докторскую диссертацию в Оксфорде (1935). В 1939 г. вместе с несколькими коллегами перебрался в США, работал в университетах Нью-Йорка, Чикаго, Лос-Анджелес. В 1977 г. был избран президентом Американской экономической ассоциации, однако умер, не успев занять этот почётный пост. Джейкоб Маршак умер 27 июля 1977 года в Лос-Анджелесе. Коллеги-ученые считают, что Маршак внёс значительный вклад в теорию экономического поведения субъекта и в применении информационных теорий в экономике.

1914 - Всемирно знаменитый певец и кантор Михаил Давидович Александрович родился в селе Берспилс (Латвия). Его родители работали на сельском постоялом дворе, обслуживали корчму и торговую лавку. Отец, музыкант-самоучка, прививал своим детям любовь к музыке, учил их пению и игре на скрипке. Особое внимание он стал уделять четырехлетнему Мише, у которого обнаружил чистый и сильный голос, великолепную музыкальную память и отличный слух. Родители понимали, что в деревенских условиях талант сына зачахнет и необходимо поселиться в большом городе, где опытные педагоги сумеют развить музыкальные способности маленького Миши. И в 1921 году семья Александровичей, в которой было уже пятеро детей, перебралась в столицу Латвии - Ригу. В том же 1921 году Михаил Александрович стал учиться в народной еврейской консерватории. В течение первого года занятий педагоги подготовили с Мишей разнообразную и обширную программу. В ней были песни Шуберта, Шумана, романсы Грига, Римского-Корсакова, Гречанинова, Гуно, еврейские народные песни и песни еврейских композиторов - Мильнера, Шкляра, Ямпольского. Часть произведений М. Александрович готовил на немецком языке (например, песни Шуберта), большинство же вещей пел на русском и на идиш. 19 октября 1923 года в Риге состоялся первый публичный концерт девятилетнего Миши Александровича, прошедший с большим успехом. Для того чтобы публика, сидевшая в задних рядах, могла увидеть маленького артиста, он пел, стоя на стуле. После первых концертов в Риге осенью 1923 г. газета "Ригаше нахрихтен" писала: "Что же касается девятилетнего певца Миши Александровича, о чьем феноменальном даровании надо много писать, то он не имеет себе равных среди вундеркиндов. Его первое появление на сцене вызвало - иначе и быть не могло - всеобщее изумление и восторг. Человек, не присутствовавший на концерте, просто не может представить себе всю проникновенность его исполнения, одинаково сильно звучавшую и в пианиссимо, и в форте, и необъятный диапазон его голоса, проявлявшийся самым впечатляющим образом...". Семья М. Александровича испытывала острую материальную нужду, и чтобы помочь семье, маленький Миша в 1924-1926 гг. с большим успехом выступал в Латвии, Литве, Эстонии, Польше, Германии. В эти годы он пел уже не только на русском, немецком и идиш, но много оперных арий, романсов и песен исполнял на латышском, иврите, итальянском. В период ломки голоса (1927-1933 гг.) юный М. Александрович учился в гимназии и игре на скрипке в Рижской консерватории. После шестилетнего перерыва М. Александрович впервые выступил с сольным концертом в Риге 1 января 1933 г. и в этом же году стал работать кантором в Рижской синагоге. В августе 1934 г. он переехал в Манчестер (Англия), где стал главным кантором местной синагоги. Живя и работая в Англии, М. Александрович периодически выезжал в Италию, где совершенствовался в пении у знаменитого тенора Беньямино Джильи. М. Александрович работал кантором в Англии 3 года. В 1937 г. он переехал в Литву, где стал кантором хоральной синагоги "Оэль Яаков" в Каунасе. Наряду со службой в синагоге М. Александрович пел в опере и давал концерты. В театре он исполнял партии Ленского в "Евгении Онегине" и Альмавивы в "Севильском цирюльнике", но наибольшее удовлетворение и наибольший успех приносили певцу выступления на концертной эстраде. В 1940 г. Литва была присоединена к Советскому Союзу, начались затруднения с канторской деятельностью. М. Александрович получил приглашение от Белорусской госэстрады на работу в Минск и с весны 1941 г. стал выступать с концертами в Минске и других городах Белоруссии. Во время Великой Отечественной войны М. Александрович много пел для солдат Закавказского фронта (в 1942-1943 гг.), а между поездками на фронт с успехом гастролировал в Баку, Тбилиси, Ереване. 5 июля 1943 г. М. Александрович впервые выступил с концертом в Москве. Чарующий бархатный голос певца и виртуозное исполнение им трудных оперных арий вызвало восторг московской публики. Начиная с 1945 г. М. Александрович много и с неизменным успехом гастролировал по Советскому Союзу. В 1947 году Михаил Александрович получил звание Заслуженный артист РСФСР. В 1948 г. за концертную деятельность ему была присуждена Сталинская премия. В Советском Союзе было выпущено 70 пластинок с его записями - общий тираж пластинок составил 2 миллиона экземпляров. Вместе с тем за все годы жизни в СССР певцу ни разу не была предоставлена возможность гастролей на Западе. В октябре 1971 года М. Александрович с семьей выехал на постоянное жительство в Израиль, а в 1973 г. переехал в США. После отъезда из СССР он с успехом концертировал в Тель-Авиве, Нью-Йорке, Торонто, Рио-де-Жанейро, Сиднее и Буэнос-Айресе, выступал с канторским пением в синагогах. На Западе певец выпустил 7 долгоиграющих пластинок с записями оперных арий, русских романсов, еврейских традиционных песен, сложнейших канторских псалмов и гимнов. В 1985 г. в Мюнхене были изданы мемуары М. Александровича "Я помню..." (в 1992 г. изданы в Москве). В 1989 г. Михаил Александрович провел месяц в гастрольном турне по Советскому Союзу и в мае 1991 г. вновь выступал с концертами в Москве. Скончался Михаил Давидович Александрович в начале июля 2002 года на 87-м году жизни в Мюнхене (Германия).

1934 - Кинорежиссер, сценарист Семен Аранович родился в поселке Деражия Хмельницкой области (Украина). По окончании Ростовского военно-морского училища служил штурманом морской авиации. В 1965 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская документальной режиссуры Романа Кармена), работал на "Ленкинохронике" и "Леннаучфильме". Как режиссер-документалист получил признание благодаря историко-документальным лентам "Время, которое всегда с нами" и "Друг Горького - Андреева" (главный приз Международного кинофестиваля в Лейпциге, 1967), где использовал нестандартные варианты монтажа архивных документов и закадрового текста. В игровом кино дебютировал телефильмом "Красный дипломат" (о Леониде Красине) и в дальнейшем не раз успешно работал над телефильмами, среди которых наибольшей популярностью пользовалась сага об американском профсоюзном активисте ("Рафферти") и политические детективы по сценариям Ю.Семенова ("Противостояние", "Большая игра"). Одной из лучших работ Арановича стал фильм "Торпедоносцы" (1983, по мотивам прозы Ю.Германа, Государственная премия СССР за 1986 год), где его опыт службы на флоте помог реалистически правдиво воссоздать эпизоды из жизни морских летчиков в годы войны. В 1990-е годы режиссер работал в жанре кинопамфлета ("Я служил в охране Сталина..."), художественно-публицистического фильма ("Личное дело Анны Ахматовой"), однако его крупнейшим успехом стала ироническая мелодрама "Год собаки" ("Серебряный медведь" Международного кинофестиваля в Берлине, 1994), героями которой оказались наши современники после распада СССР - "странная" влюбленная пара, сыгранная И.Чуриковой и И.Скляром. Умер заслуженный деятель искусств РСФСР (1988), народный артист России Семен Давидович Аранович 8 сентября 1996 года в Гамбурге, куда он переехал на постоянное место жительства.

1946 - Российский журналист и издатель Борис Натанович Пастернак родился в Минске, учился на физическом факультете Белорусского государственного университета, затем окончил факультет журналистики этого университета. Работал в белорусских изданиях на русском языке: в газете "Знамя юности", "Сельской газете", журнале "Рабочая смена". С 1995 года - заместитель главного редактора, исполнительный редактор, в 1998 года непродолжительное время - главный редактор журнала "Огонек". Затем возглавлял московско-минский издательский дом "Полифакт", осуществивший амбициозный проект серии антологий "Итоги века" (вышли тома "Сказки века", "Строфы века", "Кухня века" и др.). В 2001 году заместитель главного редактора газеты "Время новостей", в 2002 г. заместитель главного редактора газеты "Известия". С 2005 года - генеральный директор издательского дома "Время".

 

24 июля

1942 - Популярная российская актриса Ирина Мирошниченко родилась в Барнауле, в эвакуации. Кроме Ирины у ее матери Екатерины Антоновны Мирошниченко, которая работала в "Москонцерте", был еще сын Рудольф, который умер несколько лет назад (Рудольф - первого мужа Екатерины Мирошниченко Ивана Талпежникова, погибшего в 1939 году во время сталинских репрессий. Второй супруг Екатерины Антоновны, отец Ирины, - Петр Исаевич Вайнштейн, военнослужащий, умер в 1975 году. По возвращении из Барнаула в Москву Ирина училась в школе при училище им. Гнесиных (скрипка), начала учить французский язык. В 1965 году окончила Школу-студию МХАТ (курс В. Маркова) и с того же года стала актрисой МХАТа (с 1987 года - МХАТ им. Чехова). В 1966 году Мирошниченко дебютировала в кино, сыграв эпизодическую роль Кати в фильме "Я шагаю по Москве". Первая ее большая роль в кино - разведчица Галина Ортынская в фильме Антона Тимошинина "Их знали только в лицо" (1966).
Сегодня Ирина Мирошниченко - народная артистка России (1988). Детей не имеет. Первый муж актрисы - драматург Михаил Шатров. После развода с ним жила в гражданском браке сначала с Всеволодом Абдуловым, а потом с Олегом Ефремовым. Второй супруг Ирины - литовский режиссер Витаутас Жалакявичюс. После развода с ним замуж не выходила. В последние годы говорили о ее гражданском браке с поэтом и исполнителем Андреем Никольским, в содружестве с которым актриса выпустила несколько компакт-дисков, музыкальных альбомов, пластинок, подготовила сольный концерт к 850-летию Москвы "Коренная москвичка", не раз показанный по телевидению и изданный на видеокассете. С этой программой Ирина Мирошниченко объездила много городов России, выступала перед многотысячной аудиторией в Нью-Йорке.

25 июля

1905 - Австрийский писатель и драматург болгарского происхождения Элиас Канетти родился в сефардской еврейской семье в Рущуке (Болгария), многонациональном портовом городе в нижнем течении Дуная. Он был старшим из трех сыновей в семье процветающих коммерсантов, родным языком которых был ладино. Дед Канетти с отцовской стороны знал семнадцать языков, а родители Элиаса, Матильда (Ардитти) и Жак Канетти, получивший образование в Вене, дома говорили только по-немецки - на этом же языке стал писать и Элиас. Когда мальчику было 6 лет, семья переехала в Манчестер, где Элиас поступил в школу, выучил английский язык и начал читать классиков, на чем настаивал отец, которому в свое время пришлось забросить литературу и заняться традиционным в семье хлопчатобумажным производством. По словам Канетти, отец сказал ему: "Ты будешь заниматься тем, чем захочешь". Менее чем через год отец будущего писателя скоропостижно скончался, и мать возвратилась с детьми на континент, где стала заниматься с сыном немецким языком, чтобы мальчик смог поступить в школу в Вене. Позднее Канетти писал, что без матери и немецкого языка, которые тесно переплелись в сознании писателя, его "будущая жизнь стала бы бессмысленной и непостижимой". После трехлетнего обучения в венской школе Канетти с 1916 по 1921 гг. учился в Цюрихе, который он впоследствии назовет "раем своей юности". В эти годы юноша создает свое первое литературное произведение, пьесу в стихах "Юний Брут". Побывав в 1928 г. в Берлине, где Канетти встретился с Бертольтом Брехтом, Исааком Бабелем и Георгом Грошем, начинающий писатель задумал серию романов о человеческом безумии, в каждом из которых герой должен был представить тот или иной тип маньяка. Так в 1935 г. появился роман "Ослепление" - первый и последний из задуманной писателем серии о безумцах. Герой романа Кин, ученый-отшельник, живет в венской квартире, забитой его огромной библиотекой. Помешательство Кина начинается с того, что он скоропалительно женится на своей домашней хозяйке, которая вывозит его в "свет" погрязшего в разврате города, отчего герой окончательно сходит с ума и кончает с собой. Роман, в котором, по мнению критиков, Канетти удалось опередить свое время и разоблачить фашизм, получил высокую оценку Томаса Манна и других крупных писателей довоенного времени. Через несколько лет после выхода романа он был официально запрещен в нацистской Германии. Впоследствии английская писательница Айрис Мердок назвала "Ослепление" "одной из немногих великих книг нашего столетия". Распространение нацизма и систематическое преследование евреев в Германии вынудили Канетти уехать из Вены в Париж. Когда же нацистская петля над Европой стала затягиваться еще туже, писатель переезжает в Лондон, где и живет по сей день. В Лондоне он приступает к многолетней научной работе, в результате которой создает свой шедевр "Масса и власть" ("Mass und Macht", 1960), многогранное исследование о массовых движениях с привлечением фольклора, мифологии, литературы и истории. Мысль об этом труде возникла у Канетти под влиянием событий того дня, который он назвал самым решающим в его жизни: 15 июля 1927 года будущий писатель стал свидетелем пожара в венском Дворце правосудия, подожженного группой бунтующих рабочих. Глубоко потрясенный увиденным, Канетти решил заняться психологией толпы. В 1981 году Элиас Канетти получает Нобелевскую премию по литературе "за произведения, отмеченные широтой мировоззрения, богатством идей и художественной силой". В своей приветственной речи Йоханнес Эдфельд, член Шведской академии, высоко оценил "великий роман "Ослепление" как самое выдающееся из произведений Канетти". Подобно многим писателям своего поколения, Канетти был вынужден перенести изгнание, которому не раз подвергались его предки. "Поскольку я еврей, язык моего интеллекта остается немецким, - говорил Канетти, - однако я несу в себе наследие всех народов". В 1934 году Элиас Канетти женился на Венеции Тоубнер-Калдерон, с которой он впервые встретился на одной из лекций Карла Крауса в 1924 г. После ее смерти (1963) писатель женится во второй раз на Гере Бушор и живет вместе с женой и сыном в Цюрихе и Лондоне. Британское гражданство Канетти получил в 1952 году. Помимо Нобелевской премии (Канетти стал первым болгарином - Нобелевским лауреатом) писатель был удостоен многих других литературных наград, в том числе Международного Парижского приза (1949), писательской премии г. Вены (1966), Мюнхенской премии Георга Бюхнера (1972), Дортмундской премии Нелли Закс (1976) и премии Кафки (1981), одной из наиболее престижных литературных наград Австрии. Скончался писатель 13 августа 1994 года.

26 июля

1626 - Каббалист, один из самых еврейских лжемессий Шабтай Цви, также известный как Мехмет Эфенди, родился в Измире (Турция). Семья Шабтая не относилась ни к сефардским, ни к ашкеназийским евреям, а принадлежала к небольшой группе евреев Византии, живущих в Греции со времён вавилонского изгнания. Отец Шабтая Мордехай был торговцем птицей и обладал обширными связями по всей Европе. Два брата избрали карьеру коммерсантов. Шабтай Цви получил хорошее религиозное образование у крупнейших раввинов Измира. Учителем его был каббалист и раввин Иосиф Искафа. В 16 лет Шабтай начал вести аскетический образ жизни и изучать книгу Зоар и традицию лурианской Каббалы. В юности он собрал вокруг себя кружок молодёжи, они вместе изучали Талмуд и Каббалу, занимались молитвами и медитациями. К 20-ти годам он уже был дважды женат, но быстро расставался с каждой женой, так как его аскетизм превращал брак в чистую формальность. Этот период истории был тяжёлым для еврейского народа в связи с погромами Богдана Хмельницкого на Украине. Некоторые христиане тогда ожидали с волнением наступления 1666 года, который должен был ознаменовать наступление "пятой монархии" и переход власти Христовой в руки святых: евреи должны быть возвращены из изгнания и слиться с христианами в одной вере. У юного Шабтая эти события вызывали всплеск самоизбранности и видения себя спасителем Израиля. В 1648 году он объявил об этом в кругу своих приближённых, но не встретил особой поддержки. Тогда же у него стало проявляться маниакально-депрессивное состояние, которое выражалось в неординарных выходках. В результате одного из скандалов Шабтая изгнали из местной общины. Позднее Шабтай Цви женился на беженке из Польше, принявшей имя Сара. Она узнала о Мессии якобы из видения и пришла к нему через всю Европу. Противники Шабтая Цви говорили, что она блудница. Шабтай Цви провел над Сарой церемонию очищения. Она стала его верной соратницей на долгие годы. Однако мессианское движение, охватившее прежде все еврейские общины, почти прекратилось после того, как Шабтай Цви неожиданно принял ислам. После этого он жил в Адрианополе, но в 1676 году по доносу о тайном соблюдении еврейских обрядов был заключён в крепость в Дульциньо (в Албании), где 9 ава скончался в день своего 50-летия.

При подготовке статей для рубрики "Это мы" использованы Материалы из Энциклопедического словаря Брокгаузa и Ефрона, Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии и ее злектронной версии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line - росийских и зарубежных.