ЭТО - МЫ
Рубрику ведёт Леонид Школьник

12 октября

1891 - Нацисты казнили ее не потому, что она перешла в другую веру, а потому, что, несмотря ни на что, в их глазах она оставалась еврейкой. Доктор Эдит Штайн, или сестра Тереза Бенедикта Креста, кармелитка из Эхта, 9 августа 1942 года встретившая смерть в газовой камере Освенцима и канонизированная в Риме в октябре 1998 года Иоанном Павлом II, была не просто монахиней. Она родилась в немецком городе Бреслау (нынешний польский Вроцлав). Была самым младшим, одиннадцатым ребенком в еврейской семье. Отец Эдит умер, когда ей было два года, её воспитанием занималась мать - глубоко религиозная еврейка. Эдит с детства отличалась глубоким умом и независимостью, и еще ребенком перестала посещать синагогу, где постоянно бывала её мать. В 1904 году Эдит Штайн порвала с иудаизмом. Она получила великолепное образование, изучала немецкий язык, философию, психологию и историю в университетах Бреслау, Гёттингена и Фрайбурга. После защиты кандидатской дисертации (1916) по теме "О проблеме проникновения в сущность" (Zum Problem der Einf?hlung) она стала научным сотрудником у своего научного руководителя - выдающегося философа Эдмунда Гуссерля, основателя феноменологии. После двухлетнего пребывания на фронте, где она служила сестрой милосердия, Эдит вернулась к философским занятиям и именно тогда её начал интересовать феномен религии. Постепенно Эдит поняла, что её интерес к религии, главным образом, католичеству выходит за рамки обычного любопытства. В 1922 году Эдит приняла решение креститься в католической церкви. Большую роль в её обращении сыграли книги святой Терезы Авильской, великой кармелитки, что потом скажется на её монашеском выборе. После своего обращения в католицизм Эдит работала преподавателем в доминиканский школе, изучала историю философской католической мысли, не оставляя и собственных занятий философией. В 1932 году она получила право свободного преподавания в Мюнстере, в Высшем германском научно-педагогическом институте, однако проработала там лишь год, так как в 1933 году Гитлер запретил евреям занимать любые общественные должности. В том же году Эдит Штайн приняла монашеские обеты и стала кармелиткой. При постриге она приняла имя Тереза Бенедикта Креста. Монастырское начальство не запрещало сестре Терезе продолжать свои занятия, и уже в монастыре она переработала свой основной труд "Конечное существо и вечное Существо". В 1938 году, ввиду начавшихся гонений на евреев в Германии, сестру Терезу перевели в Голландию, в монастырь города Эхте. В 1939 году Эдит заканчивает книгу о св. Иоанне Креста под названием Scientia Crucis. Это была её последняя книга, в 1942 году сестра Тереза (Эдит Штайн) была депортирована в Германию вместе со всеми голландскими евреями, среди которых была и ее родная сестра Роза, и в августе того же года погибла в газовой камере Освенцима. Последними ее словами было обращение к Розе, когда за ними пришли охранники: "Пойдём же за народ наш"...

13 октября

1921 - Ливи - итальянская интерпретация еврейской фамилии Леви. Впрочем, место рождения и проживания накладывает свой отпечаток. Еврейская мама Джузеппина Ливи высовывалась из окна дома на узенькой марсельской улице и пронзительно кричала загулявшемуся допоздна младшенькому: "Иво, монта!" - "Иво, поднимайся!". Младший сын Джузеппины и ее мужа, активиста компартии Джованни Ливи, родившийся в тосканском городке Монсуммано-Альто и еще младенцем увезенный родителями в Марсель, сделался звездой мирового масштаба. Материнский призыв "Иво, монта!" стал его именем - Ив Монтан. По-французски "монтан" значит "растущий" - очень верный псевдоним: Ив никогда не останавливался, продолжая расти и покоряя новых слушателей, многих из которых в начале его артистической карьеры еще не было на свете. В юности будущий киноактер работал - сначала в парикмахерской его сестры, затем рабочим в порту. Свою артистическую карьеру начал в 17 лет как певец в кинотеатрах, клубах и мюзик-холлах. В 1944 году во время выступления Ива в Париже его заметила Эдит Пиаф. На некоторое время великая певица становится наставницей и любовницей молодого исполнителя, и они вместе выступали на эстраде до 1945 года. В августе 1949-го во время отпуска Монтан встречает Симону Синьоре и влюбляется в нее. Вскоре Симона оставляет своего первого мужа, Ива Аллегре, и в декабре 1951 года выходит замуж за Монтана. Вместе они неоднократно выступают как партнеры по съемочной площадке. Надо сказать, в молодости (видимо, сказались отцовские гены) Монтан придерживался левых взглядов, что в свое время стало причиной заигрывания с ним советских властей. В 1950-х Монтан подписывает обращение о запрещении ядерного оружия, участвует в других акциях с позиций, близких коммунистическим. Во время политического кризиса в Венгрии в 1956 году Монтан вопреки протестам многих его коллег принимает решение ехать с ранее намеченными гастролями в СССР. Французская общественность подвергла его резкой критике, но в СССР актера приняли как своего. В 1963 г. Монтан с Симоной во второй раз посещают Москву, участвуя в Московском международном кинофестивале. Но бескомпромиссность актера в дальнейшем стала причиной его разрыва с СССР. В 1960-х Монтан начинает творческое сотрудничество с режиссером Коста-Гаврасом. В 1970 г. Монтан вместе с Синьоре снялся в фильме "Признание" - о событиях 1948 и 1968 годов в Чехословакии, - этот фильм беспощадно разоблачал социалистическую диктатуру. В 1985 году Синьоре умирает. Через год, во время съемок фильма "Жан де Флоретт" Монтан заводит роман с ассистенткой Кароль Амьель, которая становится его последней любовью. В 1988 году у них рождается сын Валентин. Ив Монтан умер 9 ноября 1991 года во время съемок фильма "ИП-5".

14 октября

1871 - И. Бершадский - под таким псевдонимом вошел в еврейскую литературу иврито-идишский писатель Иешаягу Домашевицкий. Он родился в селе Наймуш, Гродненской губернии, в богатой семье. Воспитание получил дома, позже учился у Деречинского раввина. В 1887 году переехал в Белосток, где стал читать лекции на иврите. В 1896 году какое-то время служил в банке в Баку. В 1890 г. издал свой первый роман, за ним вышли и другие его произведения, опубликованные в ивритских изданиях. В 1903 году он опубликовал свой первый рассказ на идиш и с тех пор стал дальше публиковаться в газетах "Фрайнт", "Цайт" и др. Кстати, в последней он выступал и с публицистическими статьями. Последние два года своей жизни И. Бершадский писал исключительно на идиш и широко печатался в самых разных изданиях и в сборнике "Ди велт", но отдельного издания своих произведений (объемом 20 печатных листов) так и не дождался. Умер он 26 февраля 1908 года в Варшаве.


1885 - Один из основателей школы "молодых" в американско-еврейской литературе Давид Игнатов (Игнатовский) родился в местечке Брусилов, Киевской губернии, в хасидской семье, учился в хедере, затем - экстерном - в гимназии.. В 1906 году эмигрировал в Северную Америку. Дебютировал там рассказом "Пробуждение", напечатанным в сборнике "Югнт". С того времени Игнатов становится участником, а потом одним из наиболее энергичных руководителей группы молодых писателей "Ди юнге", которая вплоть до окончания гражданской войны занимала виднейшее место в американской еврейской литературе. Перу Игнатова принадлежит ряд романов: "В водовороте", "Меж двух солнц", "Фиби" и др. Из этих произведений наибольшей художественной цельностью отличается роман "Фиби", рисующий жизнь еврейского фермера в Америке. Игнатов был редактором и издателем альманахов "Литератур" (1910, совместно с И.Шварцем) и "Шрифтн" (с 1912) - первого в периодике на идиш литературного издания, репродуцировавшего также произведения еврейских художников. В 1916 году Игнатов редактировал альманах "Велт айн, велт ойс". Игнатов внес в прозу на идиш особую музыкальность речи, свойственные лишь ему интонации и ритмы. Стремясь в своем творчестве стоять над повседневностью, Игнатов, тем не менее, отдал дань как идеализирующему еврейские традиции романтизму, так и критическому реализму. Первую из этих тенденций полнее всего выражают его "Вундермайсес фун алтн Прог" ("Волшебные истории старой Праги", 1920) и "Дос фарборгене лихт" ("Сокровенный свет", 1918); вторую - роман "Ин кеслгруб" ("В бурлящей яме", 1918; о вырождении и духовном возрождении в среде еврейских иммигрантов) и трилогия "Ойф вайте вэгн" ("На дальних дорогах", 1932; о рождении еврейского рабочего движения в Америке). Игнатов писал также рассказы и сказки для детей, пьесы на библейские сюжеты ("Фар а найер велт", "За новый мир", 1939). Умер Давид Игнатов в 1954 году. Посмертно издан сборник его мемуаров и эссе "Опгерисене блетер" ("Оторванные листки", 1957).

1900 - Видный деятель сионистского движения России Юлий Марголин родился в белорусском городе Пинске в семье врача. В 1925 году окончил философский факультет Берлинского университета, через год поселился с женой в Лодзи, где издал брошюру "Идея сионизма". Одновременно со службой занимался ради заработка журналистикой, литературным трудом. Юлий Борисович был активен в сионистском движении, считал себя сторонником Владимира (Зеэва) Жаботинского. В 1939 году семья Марголиных переехала в Израиль. В том же году, когда Марголин приехал в Пинск навестить родителей, город оккупировали советские войска. Как "социально вредный элемент" и сионист, он был немедленно арестован и сослан в Сибирь. Шесть лет, начиная с 1939 года, провел в "стране Зэ-Ка" - в тюрьмах, концлагерях, ссылке. В 1946 году Ю. Марголин вернулся к семье в Израиль. Доктор философии, писатель, публицист, он начал активно бороться за право выезда евреев на историческую родину, в Израиль. В 1950 году Юлий Борисович Марголин выступил в качестве главного свидетеля на парижском процессе Давида Руссэ против коммунистического журнала "Леттр Франсэз". Этот процесс раскрыл истинную природу советских "трудовых лагерей". В 1951 году Марголин добился на Всемирном Конгрессе деятелей культуры в Бомбее принятия резолюции против системы концлагерей вообще и в СССР - в частности. В 1952 году вышла его книга "Путешествие в страну Зэ-Ка" (изд-во им. Чехова, США), которая принесла автору известность далеко за пределами Израиля. В 1958 году под псевдонимом Александр Галин была опубликована его книга "Израиль - еврейское государство" (издательство "Оманут", Тель-Авив), а в 1960 году вышла в свет книга "Еврейская повесть" (издательство "Мааян", Тель-Авив) В течение 1960-1970 г. г. Ю. Марголин написал и опубликовал в русской прессе в Израиле, США, Франции сотни статей, очерков, этюдов. Скончался Юлий Борисович Марголин 21 января 1971 года в Тель-Авиве.

15 октября

1885 - Еврейский писатель, зять и переводчик Шолом-Алейхема на иврит Ицхак-Дов Беркович родился в Слуцке, Минской губернии. Писал на иврите и на идиш. Учился в хедере и самостоятельно изучал светские науки. В 1906 г. женился на дочери Шолом-Алейхема Эрнестине. В 1909 г. переехал в Варшаву, где стал редактировать литературную страницу журнала "Ди найе велт". С 1910 г. вышло несколько сборников избранных рассказов Берковича на иврите и на идиш. В 1914 г. Беркович переехал в США, где редактировал еженедельник "Ха-торен", а в 1920-21 гг. - также и журнал "Миклат". В 1928 г. переселился в Эрец Исраэль и стал одним из редакторов еженедельника Союза еврейских писателей "Мознаим". Беркович перевел на иврит и издал избранные произведения Шолом- Алейхема (1-15 тт.). О жизни и творчестве классика еврейской литературы и других еврейских писателей повествуют мастерски написанные воспоминания Берковича "Ха-ришоним ки-вней адам" ("Классики еврейской литературы в жизни", 1-5 тт., 1933-48). События большинства рассказов Берковича относятся к России конца 19 - начала 20 вв. и рисуют положение местечкового еврейства в период социального кризиса. В некоторых рассказах описывается жизнь иммигрантов старого поколения в США, а также жизнь еврейских репатриантов в подмандатной Палестине. Первый роман Берковича "Менахем Мендл б'Эрец Исраэль" ("Менахем Мендл в Стране Израиля", 1936), своего рода продолжение известной книги Шолом-Алейхема, посвящен идеологической борьбе между поколением отцов, которые, в сущности, продолжают оставаться евреями диаспоры и стремятся нажиться на строительном буме 1930-х гг. в Тель-Авиве, и поколением сыновей, преданных идеалам халуцианства. Беркович написал несколько пьес. Его реалистическая драма "Ото ве-эт бно" ("Его и его сына", 1928) ставилась в 1934 г. на сцене "Габимы". В 1966 г. Беркович опубликовал воспоминания о детских годах в России "Пиркей ялдут" ("Главы из детства") и книгу "Йом этмоль ки авар" ("День вчерашний") - о своей жизни в Палестине в 1930-х гг. Беркович перевел на иврит "Детство" Л.Толстого (1912) и рассказ "Мальчики" А. Чехова (1922). Умер Ицхак Дов Беркович в 1967 году в Тель-Авиве.

16 октября

1894 - Второй премьер-министр Израиля Моше Шарет (Черток) родился в Херсоне, на Украине. С детства его окружала атмосфера сионизма: его отец, Яков Черток, был одним из первых билуйцев-палестинофилов). С самого раннего детства Моше учил иврит. В 1906 году семья репатриировалась в Палестину, где молодой Черток окончил школу и стал изучать право в Константинополе. Во время Первой мировой войны работал переводчиком. Позднее изучал экономику в Англии. Вернувшись в Палестину в 1931 году, Моше Черток становится секретарём политического отдела Еврейского агентства, а в 1933 году, после убийства Хаима Арлозорова, становится главой этого отдела. Этот пост он занимал вплоть до провозглашения независимости Государства Израиль в 1948 году. В его функции входило поддержание постоянных контактов с британскими властями в Палестине и организация сионистской пропаганды В 1947 году Моше Черток вместе со своими соратниками по Еврейскому агентству был арестован британскими властями и заключён на четыре месяца в тюрьму в Латруне. Черток принимал акивное участие в лоббировании резолюции ООН о разделе подмандатной Палестины и о создании независимого еврейского государства. После провозглашения независимости Израиля он перевёл свою фамилию на иврит и стал первым министром иностранных дел Израиля. В январе 1954 года, когда Давид Бен-Гурион подал в отставку, Моше Шарет становится вторым премьер-министром Израиля. В следующем году, после возвращения Бен-Гуриона на пост премьер-министра, Шарет вернулся на пост министра иностранных дел . В результате острых разногласий с Бен-Гурионом в ноябре 1955 года Шарет подал в отставку с поста министра иностранных дел. В 1960 году он был избран председателем ВИЦО и Еврейского Агентства, и посвятил последние годы жизни международной пропаганде идей сионизма и литературной деятельности. Главное достижение Моше Шарета - развитие стратегии и тактики современной израильской дипломатии. Он посвятил 25 лет своей жизни, воспитав плеяду профессиональных израильских дипломатов. Он был не только выдающимся политическим деятелем, но и тонким переводчиком поэзии, знатоком иврита и великолепным оратором. Одна из его книг, вышедшая уже в наши дни, - переводы русской поэзии на иврит. Умер Моше Шарет 7 июля 1965 года.

17 октября

1946 - Популярный польский политик Адам Михник родился в еврейской семье в Варшаве. Политикой начал интересоваться еще в ранней юности, а когда ему было пятнадцать, вступил в подпольное нонконформистское общество, и с этого момента началась деятельность человека, которого ныне Польша знает как одного из самых непримиримых противников коммунистического строя. В 1976 году Михник был в числе основателей и главных идеологов Комитета защиты рабочих (KOR), а два года спустя организовал так называемые "передвижные университеты", которые преследовали две цели: сделать образование доступным для народа и беспрепятственно вести антикоммунистическую пропаганду. В 1980-х годах Адам Михник был консультантом в свободном профсоюзе "Солидарность". Политические взгляды Михника не встречали понимания властей: за подрывную деятельность, направленную против коммунистического режима, он провел в тюрьме в общей сложности шесть лет. Ему неоднократно предлагали перебраться на Запад - Америка и Европа были открыты для человека с его жизненной позицией, но раз за разом Михник отклонял эти заманчивые предложения. После "бархатной революции" 1989 года в течение двух лет он был членом первого посткоммунистического парламента Польши. В том же году им была основана "Газета Выборча", которая и сегодня является самой крупной ежедневной газетой страны, а Михник остается ее главным редактором. Он широко публиковался в известных периодических изданиях - Der Spiegel, Le Mond, El Pais, The Washington Post, кроме того, написал несколько книг: "Церковь и левые", "Польские диалоги", "Письма из тюрьмы", "Письма со свободы". Адам Михник получил степень доктора honoris causa (почетное звание доктора, присуждаемое за особые заслуги) Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке, Университета Миннесоты и Колледжа штата Коннектикут. На вопрос своего польского коллеги о том, почему в Польше демократическая оппозиция возникла так поздно, Михник ответи кратко и недвусмысленно: "Не было бы в Польше никакой оппозиции без российских диссидентов. Я помню, как нам задавали вопросы: в чем дело, в России есть самиздат, а в Польше нет? И если быть справедливыми, то первыми, кто отковался от цепи, были русские диссиденты - Сахаров, Амальрик, Солженицын…". О нынешней России и о ее президентн Михник высказывается без экивоков: "Мне, конечно, не нравится направление, в котором идет Путин. Я смотрю на него взглядом российских демократов и в связи с этим здесь, в российском посольстве в Варшаве, я уже давно "черная овца". Но он все-таки не Брежнев, а Россия - не брежневский СССР. Россия - это плохо функционирующая полудемократия, но не тоталитарный режим, и эти две вещи невозможно сравнивать". В 1986 году Адам Михник стал лауреатом премии Р. Кеннеди в области прав человека, в 1989-м - премии Юрковского, а в 1999 году выиграл журналистский приз Франсиско Керекедо. Лауреат Prix de la Liberte французского PEN-Клуба, почётный доктор Нью-Йоркской New School for Social Research, Человек Европы 1989 года, лауреат премии международного союза журналистов Европы (1995); награждён медалью имени Imrego Ngaya (1995). Получил награду в области журналистики и демократии Организации по безопасности и сотрудничсеству в Европе (ОБСЕ) в мае 1996 года.

18 октября

1899 - Русская писательница Надежда Яковлевна Мандельштам (в девичестве - Хазина) родилась в Саратове, ранние годы провела в Киеве, где по окончании гимназии изучала искусство. Отец - присяжный поверенный, мать - врач. В детстве бывала в Германии, Франции и Швейцарии, получила хорошее образование. В начале 40-х годов окончила экстерном университет и защитила диссертацию. В 1921 году Надежда Яковлевна становится женой поэта Осипа Мандельштама, молодые живут в Киеве, Петрограде, Москве, Тбилиси. "Жизнь моя, - писала она, - начинается со встречи с Мандельштамом". В 1934 году, когда поэт из-за эпиграммы на Сталина был арестован, она отправляется вместе с ним в Чердынь и Воронеж. После второго ареста Мандельштама, в ночь с 1 на 2 мая 1938 года, и последующей смерти поэта в пересыльном лагере "Вторая Речка" под Владивостоком Надежда Мандельштам посвящает свою жизнь сохранению поэтического наследия мужа. В 60-е годы она пишет книгу "Воспоминания" (первое книжное издание: Нью-Йорк, изд-во им. Чехова, 1970), затем выходит следующий том мемуаров - "Вторая книга" (Париж: YMCA-PRESS, 1972), а шестью годами позже - "Книга третья" (Париж: YMCA-PRESS, 1978). Умерла 29 декабря 1980 года в Москве. Похоронена на Кунцевском кладбище. За год до смерти, в 1979 году, Надежда Яковлевна передала весь свой архив Принстонскому университету, США.

 

 

При подготовке статей для рубрики "Это мы" использованы Материалы из Энциклопедического словаря Брокгаузa и Ефрона, Литературной энциклопедии 1929-1939 годов, Краткой еврейской энциклопедии и ее злектронной версии, Википедии и других авторитетных изданий, в том числе и различных энциклопедий on-line - российских и зарубежных, а также материалы отдельных авторских публикаций.

Вернуться на главную страницу